священнослужитель за годы войны спас жизни тысячам воинов укажите его духовный сан и имя
8 священников-героев Великой Отечественной войны
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В советское время Православную Церковь не жаловали, а потому до недавнего времени мы почти не знали о том, что сотни священнослужителей воевали в рядах Красной Армии. Сегодня мы расскажем вам о священниках, мужественно защищавших родину в Великую Отечественную войну.
Митрополит Алексий (Коноплев), кавалер ордена Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги»
Первый герой наших историй — митрополит Алексий (Коноплев). Правда, на войну он отправился до рукоположения в священнический сан, но к 1941 году уже не первый год служил псаломщиком и даже провел 3 года в ссылке в Свирских лагерях ОГПУ.
После полугода активного участия в боях на Северо-Западном фронте митрополит Алексий, тогда еще Виктор Коноплев, получил ранение. Оправившись от контузии, боец был отправлен теперь уже на Брянский фронт, где на передовой в тяжелых боях снова был ранен, на этот раз пулей снайпера. Ранение было тяжелым, по воспоминаниям митрополита, он находился на волосок от смерти, но благодаря помощи Бога остался жив. Истекая кровью и взяв командование подразделением на себя, боец выполнил поставленную штабом задачу, за что позже был награжден медалью. Героизмом, проявленным в сражениях, Коноплев доказал, что верен Родине. В 1942 году с него была снята судимость. А в 1945 году Виктор встретил Победу и демобилизовался в звании старшины. Маршал Советского Союза Говоров лично наградил Коноплева именной грамотой.
Спустя три года ветеран войны был рукоположен в диаконы архиепископом Гермогеном (Кожиным), в 1951 поставлен в священники, а 14 марта 1957 года возведен в сан епископа.
Архимандрит Алипий (Воронов), кавалер ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги»
После войны Иван вернулся к профессии художника. Возможно, духовный поиск тонкой и творческой души привел вчерашнего фронтовика в Троице-Сергиеву лавру, где в 1950 году Воронов и принял монашеский постриг с именем Алипий. Впоследствии он занимался реставрацией храмов Лавры, а затем, с 1959 года и до самой смерти нес служение наместника Псково-Печерского монастыря.
Архимандрит Нифонт (Глазов), кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»
Среди будущих священнослужителей Русской Церкви были не только простые солдаты, но и офицеры. Один из них — Николай Глазов. До войны он работал учителем в школе, а в 1939 годы был призван в армию. Службу Глазов нес в Забайкальском крае, и некоторое время после начала Великой Отечественной войны продолжал служить в Сибири. Позже Николая направили в военное училище, откуда он вышел в звании лейтенанта-зенитчика. Боевое крещение Глазов принял на Курской дуге.
Прошедший без серьезных ранений всю войну, молодой лейтенант навсегда остался инвалидом в 1945-м, после боя у венгерского озера Балатон. Осколками были повреждены коленные чашечки, которые в госпитале врачи вынуждены были ампутировать. Спустя два года, немного восстановившись после ранения, Николай приехал в Киево-Печерскую лавру, где нашел утешение после постигшего его удару судьбы. 13 апреля 1949 года молодого ветерана постригли в монашество с именем Нифонт.
Протоиерей Глеб Каледа, кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны, медали «За отвагу»
Вы будете удивлены, но один из основателей Православного Свято-Тихоновского богословского института отец Глеб Каледа был участником Великой Отечественной войны. В 20 лет парня забрали на фронт. После нескольких месяцев обучения он получил специальность радиста и был направлен в дивизион гвардейских минометов, в народе известных как «Катюши». Боец побывал на самых жарких участках войны: под Сталинградом и Курском, Волховом и Кёнигсбергом. Удивительно, но за четыре года боевых действий Каледа не получил ни единого ранения!
Демобилизовавшись в 1945-м, Глеб начал устраивать собственную мирную жизнь. Он поступил в геологоразведочный институт и впоследствии занялся научной работой по профилю. Хотя священный сан Каледа принял лишь в 1972 году (причем тайно!), с Церковью он был связан с самого детства. Родители Глеба с 1927 года обеспечивали приют скрывавшимся от спецслужб священнослужителям, а сам мальчик участвовал в деятельности «катакомбной Церкви» и развозил благотворительную помощь для батюшек и членов их семей в Подмосковье.
Протоиерей Иоанн Букоткин, кавалер ордена Славы III степени
Фронтовики не очень любили рассказывать о войне, и священники не исключение. Но отец Иоанн Букоткин оставил после себя некоторые воспоминания. Как и протоиерей Глеб Каледа, на фронте он служил радистом. Свою самую дорогую награду, орден Славы III степени, отец Иоанн получил после тяжелого боя, из которого сумел выйти живым, но израненным. В 1945 году под Инстинбургом, в Восточной Пруссии, молодой радист вместе с однополчанами отбивал одну за другой атаку немцев.
Во время третьего наступления солдаты противника обстреляли наших воинов из минометов. Букоткин по заданию командира отправился на левый фланг, где и попал в засаду. Выбраться радист смог только чудом: немцы почему-то не заметили бойца, когда он перебежками промчался буквально мимо них. Правда, позже Букоткина все же обнаружили и открыли по нему шквальный огонь. Солдат получил ранение в ногу и в плечо, но выжил и был доставлен в госпиталь.
В 1952 году Иван Букоткин был рукоположен в священники в Саратове и до конца своих дней нес служение у престола Божьего.
Протоиерей Дмитрий Хмель, кавалер ордена Красной Звезды
Дмитрий родился и вырос в маленьком украинском городке Бершадь, где его вместе с семьей и застала война. Он порывался уйти на фронт со старшим братом, но остался ради своей матери. Позже, в 1944 году, когда город был освобожден, Дмитрий вступил в ряды Красной армии, служил наводчиком артиллерийского расчета в 62-й армии под командованием героя Сталинградской битвы генерала Николая Крылова.
Одним из самых ярких воспоминаний отца Дмитрия была битва в Восточной Пруссии, где он получил тяжелое ранение. Наступление Красной армии под Гумбиненом остановили мощные и неприступные дзоты. В том бою погиб весь расчет Хмеля, а он со связкой гранат пополз под шквалом пуль и осколков к бойнице дзота. Боец сумел забросить гранату в маленькое окошко, но был ранен немецким солдатом. При взрыве Хмеля засыпало землей. Только спустя сутки его забрали с поля боя санитары. Долго солдат пролежал в госпитале, перенес тяжелую операцию на позвоночнике. Когда Дмитрий вернулся в часть, генерал Крылов был радостно удивлен: он был уверен, что боец героически погиб, выполняя задание!
Но Бог сохранил своего будущего служителя. Встретив победу под Кёнигсбергом, Дмитрий Хмель вернулся домой, поступил в Одесский технологический институт, а вскоре стал священником.
Протоиерей Стефан Колосов, кавалер ордена Славы III степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»
Степан Колосов вырос в верующей семье, что и предопределило в будущем его священнический путь. Во время Великой Отечественной войны Степан служил пулеметчиком, несколько раз был тяжело ранен, но возвращался в строй.
Долгожданный день Победы Колосов встретил в Латвии, но не сразу смог демобилизоваться: ему пришлось служить и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке. В 1949 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а вскоре был рукоположен в священники.
Протоиерей Анатолий Новиков, кавалер ордена Славы III степени, медали «За боевые заслуги»
Московский священник Анатолий Новиков родился в Кировской области, в детстве став свидетелем ужасов раскулачивания. В 1943 году его призвали в армию. Некоторое время он учился в артиллерийском училище, но позже попросился добровольцев в воздушно-десантные войска. В этом подразделении Новиков участвовал в героической и тяжелой операции по форсированию реки Свирь. Потери в тех сражениях были большими, но Анатолий остался невредимым, а первое ранение получил спустя неделю после Свирской операции.
Восстановившись, в составе роты разведчиков боец участвовал в освобождении польской Померании. В марте 1945 на берегу Балтийского моря, в боях с агонизирующей немецкой армией Новиков получил второе, тяжелое ранение в голову и ноги. День Победы боец встречал в госпитале.
В 1947 году Анатолий приехал в Москву поступать в духовную семинарию. Спустя 8 лет он был рукоположен в сан священника.
5 священников, героев Первой мировой войны
Приблизительное время чтения: 8 мин.
На войне не только стреляют, но и спасают других. Неоценим подвиг врачей в рядах русской армии. А вот про священнослужителей известно гораздо меньше, хотя они всецело разделяли вместе с солдатами и офицерами тяготы боевых действий, были неоднократно отмечены государственными наградами, а некоторые пали смертью храбрых.
В военное время в их обязанности, помимо проповеди Евангелия и совершение Таинств, входили: поддержание дисциплины среди солдат и офицеров, помощь врачам в перевязке ран и организация выноса с поля боя убитых и раненных, извещение родных о смерти воинов, устройство походных библиотек, забота о содержании в порядке воинских могил и кладбищ.
Специально для полковых священников был учрежден золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. Первым его был удостоен в 1790 году отец Трофим Куцинский, который, когда при штурме крепости Измаил убило командира Полоцкого пехотного полка, возглавил с крестом в руке колонну солдат, которые одержали победу.
В ходе Первой мировой войны более 200 священников были отмечены этой почетной наградой, а всего же за доблесть на поле боя были награждены тогда различными орденами около 2500 клириков. В том числе, и самыми высоко ценимыми регалиями военных — Георгиевскими крестами. Сегодня, в день окончания Первой Мировой войны, мы расскажем о нескольких кавалерах этого ордена.
Кавалер высших военных орденов России и Франции
Уроженец Новгородской губернии отец Андрей Богословский был принят на военную службу в 1893 году. Он стал священником при церкви Туркестанской стрелковой бригады. Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов перевелся в действующую армию, где служил полковым священником и благочинным 9-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.
За боевые заслуги отважный иерей был награжден орденами святой Анны 3-й и 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
После войны отец Андрей остался служить на Дальнем Востоке — вначале священником Сибирского флотского экипажа, а затем благочинным морских церквей Владивостока. В 1910 году получил сан протоиерея.
Перед Первой мировой войной Богословский был назначен полковым священником 6-го Финляндского полка и в качестве уважаемого человека направлен делегатом на 1-й съезд военного и морского духовенства, проходившего в июле 1914 года.
Когда Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, священник бесстрашно выполнял свои обязанности на поле боя. В октябре 1915 года, отец Андрей стоял на возвышении и благословлял солдат и офицеров. После того как неприятель открыл стрельбу, протоиерей остался на прежнем месте. От смерти его спасла висевшая на груди дароносица, дав пуле, летевшей прямо в сердце, боковое направление. Клирик был награжден за храбрость и доблесть орденом святого Георгия 4-й степени.
Весной 1916 года Андрей Александрович в составе Русского экспедиционного корпуса отправился во Францию, став полковым священником 2-го Особого полка. Союзники по праву отметили его духовную деятельность на фронте, вручив орден Почетного легиона.
После того, как большевики подписали с немцами Брестский мир, Богословский остался в рядах тех, кто не изменил присяге, став священником Русского легиона чести (русский легион чести — особое формирование из военнослужащих Русской императорской армии, участвовавшее в Первой мировой войне в составе Вооруженных сил Франции).
2 сентября 1918 года 57-летний священник вместе со всеми двигался по открытой местности на врага. С развевающимися по ветру седыми волосами, высоко подняв крест в правой руке, он благословлял идущих в атаку — и русских воинов, и союзных. Французские солдаты-католики, видя православного священника, снимали каски и крестились, а ближайшие подбегали и целовали наспех крест.
Разорвавшимся снарядом Богословский был тяжело ранен, а когда санитары несли его на носилках на перевязочный пункт, отца Андрея прошила очередь с германского аэроплана. Посмертно русский священник был награжден французским Военным крестом с пальмовой ветвью.
Оставаясь с раненными до своего последнего часа
Иеромонах Антоний, в миру Василий Смирнов, родился в семье священника и происходил из Самарской губернии. С младых лет он чувствовал призвание к монашескому служению, однако принял постриг только в 38 лет. В 1882 году был рукоположен в иеромонахи. Последовали годы служения то в одном, то в другом монастыре.
В 1909 году священноначалие определило 65-летнего монаха для прохождения пятилетней службы на боевом корабле, поскольку, согласно традиции, военных моряков Русского флота окормляли исключительно иеромонахи.
Отец Антоний попал служить на бывший пароход Добровольного флота (Примечание: Добровольный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году и в 1925 году включенное в состав Советского торгового флота.) «Москва», переделанный в минный заградитель «Прут». Его служение должно было завершиться в 1914 году, но тут грянула война. На Черном море основным противником России была Турция, подстрекаемая к боевым действиям кайзеровской Германией, которая укрепила флот союзника двумя своими линейными крейсерами.
Одним из них был Goeben, который формально числился в турецком флоте под названием Yavuz Sultan Selim («Султан Селим Грозный»). 29 октября 1914 года неподалеку от Севастополя «Прут» встретил грозного противника.
70-летний иеромонах с тонущего корабля благословлял отплывающих. Затем он спустился внутрь и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад. Скоро «Прут» скрылся под водой. За свой духовный подвиг Антоний был посмертно награжден орденом святого Георгия 4-й степени.
Легендарный священник Русского экспедиционного корпуса
Полковой священник Сергей Соколовский родился в Новгороде, где закончил духовную семинарию и принял священнический сан. С 1903 года он служил благочинным в 7-м Финляндском стрелковом полку, дислоцировавшемся в Выборге.
С началом Великой войны (как тогда называли Первую мировую) полк участвовал в боях против австро-венгерской армии, а осенью 1916 года был направлен во Францию, против германских войск. В 1916–1917 годах отец Сергей Соколовский стал главным священником 6-го полка Русского экспедиционного корпуса на Французском фронте. За храбрость союзники прозвали его «легендарным священником».
За геройское поведение протоиерей был представлен командованием полка к награждению орденом святого Георгия — 1 марта 1914 года, несмотря на ранение винтовочной пулей в бедро, батюшка не оставил позиций. Но высокую награду он получил позже.
Всего же за годы войны Соколовский был ранен трижды, потеряв кисть руки. Это произошло под Шампанью в декабре 1916 года, во время атаки сводной роты на германские позиции для захвата пленных.
За свой подвиг священник был награжден Георгием — от России и орденом Почетного легиона — от Франции. Кроме этого он был удостоен орденов Святой Анны 2 и 3 степеней с мечами и Святого Владимира 3 и 4 степеней с мечами. Несмотря на то, что врачи считали его состояние безнадежным, протоиерей поправился.
Погибший в штыковой атаке
Выходец из крестьянской семьи Тверской губернии иеромонах Амвросий (Матвеев) был ветераном Русско-японской войны, в которой принимал участие в качестве солдата Отдельного корпуса пограничной стражи. После демобилизации принят послушником в Нило-Столбенскую пустынь, а затем пострижен в монахи.
В 1914 году был рукоположен в иеромонахи и в конце того же года направлен для исполнения пастырских обязанностей в 1-й стрелковый Его Величества лейб-гвардии полк, шефом которого был сам Николай II. В мае 1915 года отца Амвросия перевели в другую прославленную часть — 3-й гренадерский Перновский полк.
В начале лета 1915 года полк находился в резерве командования, но неожиданно был выдвинут на фронт. Под ударами германской армии начиналось стратегическое отступление русских частей из западных земель Российской империи для того, чтобы выиграть время для наращивания военной промышленности, подготовки и пополнения резервов.
Перновцы должны были поддержать соседний корпус. 7 июля 1915 года бой выдался ожесточенным и изматывающим, воины полка дрогнули, начали без приказа отступать. В этот момент пред ними предстал отец Амвросий. 35-летний клирик обратился к однополчанам с горячим пастырским словом.
Он устыдил малодушных и призвал всех помнить о своем воинском долге. Воодушевленные своим пастырем, гренадеры вернулись на позиции и бросились в штыковую контратаку против врага, нанеся ему большой урон. Бесстрашный иеромонах шел с поднятым крестом в руке в рядах атакующих и погиб в бою. Посмертно был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени.
Любимый солдатами «Батя»
Иерей Александр Тарноруцкий родился в семье священнослужителя в Бессарабии, окончил духовное училище, а затем семинарию. Был рукоположен в диакона, а затем и в священника. К началу Первой Мировой войны у него вместе с женой Евдокией было трое детей. Однако патриотический настроенный священник не мог оставаться дома и попросился на фронт.
В январе 1915 года его утвердили в должности полкового священника 318-го Черноярского полка, и он приступил к своим обязанностям. Молодой клирик довольно быстро завоевал уважение среди бойцов, которые, несмотря на его худенькую комплекцию и впечатлительность, стали звать за глаза «Батей».
Уважение паствы отец Александр заслужил своими человеческими качествами. Неприхотливый и выносливый, священник всегда был ровен, спокоен, выдержан и доброжелателен — в походе ли, в окопах ли. В бою удивлял силой духа и презрением к смерти, под ураганным огнем неприятеля воодушевляя солдат и способствуя победе.
В октябре 1916 года германцы провели газовую атаку на участке 212-го Романовского полка и захватили русские позиции. Черноярский полк получил приказание выбить врага и восстановить прежнее положение. Воспользовавшись туманом и ночью, солдаты заставили противника отступить.
Однако немцы предприняли контратаку, и окопы пришлось оставить. Тяжелые бои растянулись на несколько недель. В залитых по пояс болотной водой траншеях черноярцы ожесточенно оборонялись и наступали. Их ряды таяли, а обещанного подкрепления все не было.
19 октября по нашим солдатам был открыт сильный минометный и бомбометный огонь, от которого негде было укрыться. Почти все офицеры погибли. Теряя людей, роты начали отступать на фланги, а немцы, прикрываясь ручными стальными щитами, стали теснить черноярцев.
В этот критический момент боя «Батя» собрал вокруг себя солдат и, воодушевляя их словом, с крестом в руке бросился вперед через болото на вражеские позиции, которые были захвачены, а ошеломленный враг был или уничтожен, или бежал. Однако 28-летний священник этого уже не увидел — раненный разрывной пулей в грудь, он скончался на руках у санитаров.
Посмертно был награжден боевым орденом святого Георгия 4-й степени и торжественно похоронен на малой родине. При этом останки любимого «Бати» были доставлены представителями полка, в котором служил и погиб отец Александр. Солдаты и офицеры присутствовали и на прощальной панихиде по геройски погибшему сослуживцу.
Всего же в 1914–1918 годах 40 военных православных священников были убиты или умерли от ран, более 200 — получили раны и контузии.
На заставке фрагмент фото: Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне… ногами»
Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Скальпель на иконе
На многих иконах, особенно греческих, святитель Лука изображен с хирургическими инструментами в руках.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания было внесено имя человека, которого знают как выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, исповедника, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.
Имея талант художника, он мог вести богемный образ жизни, пачкая руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», священником, жертвой политических репрессий. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота и гноя. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.
Сталинская премия — детям
Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест – и Сталинской премией первой степени по медицине.
В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским и получив эту высокую государственную награду, он из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.
В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевели в мой родной Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.
После 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма.
Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу.
Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях».
Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Раненые салютовали мне… ногами»
Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой, – писал он в то время, – когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают».
«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, – писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. – Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».
В ссылке. Село Б.Мурта, Красноярского края, 1941г.
В Красноярском крае святитель-хирург находился в ссылке дважды – в начале 1920-х годов и на рубеже 1930-1940 годов. Из Красноярска владыка писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Как уроженка Красноярска я с гордостью узнала из книги В.А. Лисичкина «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», что именно в моем родном городе епископ Лука стал архиепископом Красноярским и постоянным членом Священного Синода.
5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским…». «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». Думаю, это уникальный случай в истории РПЦ.
Когда он покидал красноярскую кафедру, моей маме было 5 лет, но бабушка, работавшая в Красноярске почтальоном, не могла не слышать о владыке-хирурге, сосланном в Красноярский край (в село Большая Мурта). Я родилась в Красноярске уже после смерти святителя Луки. Уезжая после окончания школы из родного города, я понятия не имела ни о Боге, ни о том, был ли на тот момент открыт хотя бы один храм. Помню лишь возвышающуюся над городом часовенку, которую можно видеть на десятирублевых банкнотах.
Рада, что 15 ноября 2002 года мои земляки установили в центре Красноярска бронзовый памятник, изображающий архиепископа Луку с молитвенно сложенными руками. Это третий по счету памятник после Тамбова и Симферополя. Но к нему могут прийти лишь красноярцы или гости города. А вот к другому «Святителю Луке» – «поезду здоровья» с вагоном-храмом за врачебной и духовной помощью приходят жители Красноярского края и Хакасии.
Как же ждут люди эту поликлинику на колесах, гордо носящую имя одного из самых выдающихся деятелей русской медицины и Русской Православной Церкви! Церкви, представителей которой советская власть десятилетиями уничтожала, расстреливая, ссылая в лагеря, сажая в тюрьмы. Но далеко не всех обитателей сталинских лагерей эта же власть потом награждала высочайшими государственными наградами.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Художник в анатомии и хирургии
Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.
Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.
А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.
Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.
После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.
В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».
Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «В служении Богу вся моя радость»
«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»
В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.
Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.
Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»
«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».
Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.
Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет «Сам Иисус Христос».
По биографии Святителя Луки Войно-Ясенецкого можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.
Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…
В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).
В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.
В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским. Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».
11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.
«Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В апреле 2000 года Святителя Луку Войно-Ясенецкого реабилитируют, а в августе того же года прославляют в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как святой он почитается и другими Поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью. Не менее 20 храмов и часовен во имя святителя Луки построено на территории России и Украины, более 30-ти – в Греции.
Архимандрит Нектарий (Антонополус). Фото Ирины Ахундовой
В повсеместном почитании святителя Луки греками огромная заслуга принадлежит архимандриту Нектарию (Антонополусу), игумену монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшему музей в часовне святителя Луки, написавшему книги о нем, организовавшему две международные конференции в Афинах, посвященные святителю Луке.
31 мая 2012 года о. Нектарий выступит с докладом на IV научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», которая пройдет в филиале № 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (в г. Железнодорожный Московской области).
А 11 июня архимандрит Нектарий по традиции приедет в Симферополь на торжества, посвященные архипастырю-врачу.
Именно у мощей святителя Луки в Свято-Троицком соборе произошла первая встреча греческого монаха с детьми из Сибири и Крыма, которых с 2002 года он приглашал на отдых в Грецию в рамках благотворительной программы «Мост любви».
Возвести этот мост между нашими странами ему помог Святитель Лука Войно-Ясенецкий. К сожалению, из-за кризиса в Греции программа второй год не действует, и отец Нектарий продолжает молиться святителю Луке о помощи.
Если мы не хотим, чтобы «Мост любви» рухнул, вспомним завет святителя Луки Войно-Ясенецкого: «Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Любой состоятельный человек или любая благотворительная организация может поддержать программу отца Нектария или стать спонсором художественного фильма «Алмазный крест», который в настоящее время снимается по одноименной повести Юрия Чибрякова. Как это часто бывает в России, средств на окончание съемок не хватает.
«О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!»
Ирина Ахундова
Фото автора и из открытых источников в интернете
Читайте также: