свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность
3 1. Сущность понятия «бытие». 2. Взгляд философов на проблему бытия. 3. Самосознание.
4 Бытие Существовать Все существующее в мире Имеющее место быть Специфический способ уникального и неповторимого существования человека
5 Бытие это философская ФИЛОСОФИЯ это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает существование, основанное на положении «я есть». категория.
6 Виды бытия Реальное действительное существование вещи или человека Идеальное сущность предмета: идеи, ценности, понятия
7 Формы бытия: бытие вещей, процессов, природы как единого целого; природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком; бытие человека: единство телесного и духовного существования; бытие духовного: индивидуализированное (сознание индивида) и внеиндивидуальное (объективированное духовное); бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.
8 Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. При всех различиях оно оценивается как что-то реальное, постижение которого позволяет человеку лучше понять себя.
10 Виды бытия духовного: 1. ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ДУХОВНОЕ (включает, прежде всего, сознание индивида, с помощью которого мы ориентируемся в окружающем мире); 2. ВНЕИНДИВИДУАЛЬНОЕ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ ДУХОВНОЕ (знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи, воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование (объективированное духовное).
11 ЭЛЕМЕНТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: бессознательная информация; бессознательные психические процессы; бессознательные поступки. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ это: интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В НАУКЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ УРОВНЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: I. Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. II. Процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. III. Проявляется в творческой интуиции.
12 Древнегреческие философы: бытие непрерывно, цельное, неделимое; становящееся, изменчивое (река). Древнеиндийская философия: идея переселения душ. Античная философия делала различия между законами природы и человеческого мира (человек главное содержание древнегреческой культуры): человек мера всего существующего; ориентация на разум; призыв к самопознанию (познай самого себя).
13 Средневековая христианская философия: противопоставляла «истинное» «божественное» и «неистинное», сотворенное бытие. Эпоха Возрождения: представление о безграничных творческих возможностях. Философы XVII XVIII вв.: бытие это то, что человек осваивает в деятельности; подлинная реальность это мысль («Мыслю, следовательно существую» Декарт)
14 Самосознание это: сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
15 В зависимости от сферы проявления выделяют ФОРМЫ СОЗНАНИЯ: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др. ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ: элементарное осознание своего тела; осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе; осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида.
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.
Реальное бытие — это категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть».
Идеальное бытие — это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.
Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.
Философия — это совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со стороны разума и рассудка.
Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием.
Бессознательное— это свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.
Общественная психология— это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.
Сознание — это вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.
Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Различают два вида бытия:
• Наука выделяет четыре формы бытия:
• Человек существует в трех измерениях бытия:
как особь вида Homo sapiens;
• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:
• Элементами бессознательного являются:
• Бессознательные процессы — это:
• В науке выделяются три уровня бессознательного:
неосознанный психический контроль человека за своим телом;
• Общественное сознание подразделяется на:
• В зависимости от сферы проявления выделяют формы сознания:
• Формами самосознания являются:
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Бытие человека означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реальностью являются все предметы, созданные человеком.
• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.
• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной системы индивида.
•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуализированного и объективированного духовного.
Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.
Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.
Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?
М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном противоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть «необходимое бытие», и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущности нельзя признать «возможным бытием», нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».
Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объясните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуникации с другими, что никогда не достигается только через посредство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой «другой», и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу «другой» В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один критерий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует измерять истинностью той связи, которую она делает возможной
Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».
2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на положении «я есть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:
1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;
4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.
Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком.
Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.
Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объекта природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.
Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов и т.д.
Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.
Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращаться в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.
Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бессознательного составляют бессознательная информация, бессознательные психические процессы, бессознательные поступки. Бессознательная информация — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осознается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.
Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В них может проявляться информация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в научном поиске, когда не хватает объективной информации.
Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), прострации (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.
Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной целостности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень — это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессознательного — это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли происходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой интуиции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.
Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бытием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, развивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это — ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Человек, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.
Результаты деятельности сознания конкретного человека могут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.
Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовного — это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование (объективированное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он сначала обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры — это способ существования бытия духовного. Особую роль в духовном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют внутренний мир человека, во втором случае — о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.
Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.
Сознание неразрывно связано с языком. Язык — один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыдущих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выражение. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д.
Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.
Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружающий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное — это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.
Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.
Общественное сознание — это сложное явление. Оно подразделяется на общественную идеологию, которая отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.
В зависимости от сферы проявления выделяют различные формы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др.
Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования.
Первой формой самосознания (самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосознание, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооценкой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, принятым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.
Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одежду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы видим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.
Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положению вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В результате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. Подобные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один человек может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея — тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.
1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?
2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.
3. Какую роль играет сознание в жизни человека?
4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?
5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.
6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?
7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?
8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?
9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?
10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими… Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».
Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализированного духовного и объективированного духовного.