свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность

3 1. Сущность понятия «бытие». 2. Взгляд философов на проблему бытия. 3. Самосознание.

4 Бытие Существовать Все существующее в мире Имеющее место быть Специфический способ уникального и неповторимого существования человека

5 Бытие это философская ФИЛОСОФИЯ это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает существование, основанное на положении «я есть». категория.

6 Виды бытия Реальное действительное существование вещи или человека Идеальное сущность предмета: идеи, ценности, понятия

7 Формы бытия: бытие вещей, процессов, природы как единого целого; природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком; бытие человека: единство телесного и духовного существования; бытие духовного: индивидуализированное (сознание индивида) и внеиндивидуальное (объективированное духовное); бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

8 Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. При всех различиях оно оценивается как что-то реальное, постижение которого позволяет человеку лучше понять себя.

10 Виды бытия духовного: 1. ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ДУХОВНОЕ (включает, прежде всего, сознание индивида, с помощью которого мы ориентируемся в окружающем мире); 2. ВНЕИНДИВИДУАЛЬНОЕ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ ДУХОВНОЕ (знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи, воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование (объективированное духовное).

11 ЭЛЕМЕНТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: бессознательная информация; бессознательные психические процессы; бессознательные поступки. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ это: интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В НАУКЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ УРОВНЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: I. Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. II. Процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. III. Проявляется в творческой интуиции.

12 Древнегреческие философы: бытие непрерывно, цельное, неделимое; становящееся, изменчивое (река). Древнеиндийская философия: идея переселения душ. Античная философия делала различия между законами природы и человеческого мира (человек главное содержание древнегреческой культуры): человек мера всего существующего; ориентация на разум; призыв к самопознанию (познай самого себя).

13 Средневековая христианская философия: противопоставляла «истинное» «божественное» и «неистинное», сотворенное бытие. Эпоха Возрождения: представление о безграничных творческих возможностях. Философы XVII XVIII вв.: бытие это то, что человек осваивает в деятельности; подлинная реальность это мысль («Мыслю, следовательно существую» Декарт)

14 Самосознание это: сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

15 В зависимости от сферы проявления выделяют ФОРМЫ СОЗНАНИЯ: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др. ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ: элементарное осознание своего тела; осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе; осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида.

Источник

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность

свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность

свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Реальное бытие — это категория, которая означает существова­ние, основанное на положении «я есть».

Идеальное бытие это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

Философия это совокупность психических процессов, лежа­щих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со сто­роны разума и рассудка.

Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

Бессознательное— это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Общественная психология— это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

Сознание это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида бытия:

• Наука выделяет четыре формы бытия:

• Человек существует в трех измерениях бытия:

как особь вида Homo sapiens;

• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:

• Элементами бессознательного являются:

• Бессознательные процессы — это:

• В науке выделяются три уровня бессознательного:

неосознанный психический контроль человека за своим телом;

• Общественное сознание подразделяется на:

• В зависимости от сферы проявления выделяют формы созна­ния:

• Формами самосознания являются:

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Бытие человека означает, что природа существует вне созна­ния человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реально­стью являются все предметы, созданные человеком.

• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.

• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной систе­мы индивида.

•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуа­лизированного и объективированного духовного.

Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на зем­лю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и имен­но это-то они и называют природой. Душу же они выводят по­зднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что перво­начало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?

М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном про­тивоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть «необходимое бы­тие», и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущ­ности нельзя признать «возможным бытием», нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».

свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Смотреть картинку свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Картинка про свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность. Фото свойство человеческого мозга воспринимать осмысливать и преобразовывать окружающую действительность

Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой «другой», и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу «другой» В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной

Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».

Источник

2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объек­та природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация — это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень — это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного — это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это — ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го — это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры — это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож­ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае — о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык — один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное — это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание — это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию, которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея — тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими… Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *