сведения о технических средствах обучения по охране труда

Какие технические средства используются в обучении по охране труда

Технические средства обучения по охране труда – это то, что помогает на практике усваивать знания требований ОТ, которые получены в процессе теоретического обучения. Сегодня можно обзавестись самыми различными средствами, которые будут использованы в учебном процессе, при проведении инструктаже и проверок знаний.

Учебно-консультационный центр «Развитие» на данный момент является одним из самых популярных среди работодателей учебных заведений. Он обладает обязательной лицензией, которая дает право оказывать услуги дополнительного образования на законных основаниях.

В центре трудится преподавательский состав высокого класса. Преподаватели имеют профильное образование, опыт практической деятельности в трудоохранном направлении. Они постоянно проходят повышение квалификации, участвуют во всех мероприятиях по охране труда. Это помогает хорошо ориентироваться в законодательной и нормативной базе, а потому проводить учебу слушателей без каких-либо недостатков и упущений

Кроме этого, в нашем УКЦ процесс обучения по ОТ происходит в оборудованных в соответствии с требованиями аудиториях. Что означает специально оборудованных? А то, что в них есть то, что должно быть согласно требованиям нормативно-правовых трудоохранных актов.

Нормативы предусматривают использования определенных средств оснащения и оборудования кабинетов. В учебно-тренировочной аудитории имеется специальный набор мебели и технические обучающие средства. Также широко используется литература по охране труда, всевозможные наглядные пособия.

Собранная экспозиция демонстрирует приборы, которые в производстве используются для осуществления контроля за параметрами вредных и опасных факторов трудовых процессов. Подобрана видеотека, в которой есть полезные учебные фильмы.

Большую пользу в осуществлении обучения персонала по охране труда оказывает компьютерная и другая оргтехника, а также средства, позволяющие демонстрировать информационные блоки.

Отдельного внимания заслуживает используемая литература и наглядные пособия. В нашей библиотеке содержатся и законодательные акты, и стандарты безопасности труда, и нормативные документы, и всевозможные инструкции, и справочные материалы, и методическая литература.

Отдельно стоит остановиться на имеющейся электронной библиотеке, содержащей абсолютно всю нормативно-правовую и методическую базу. Это удобно, поскольку наши соотечественники уже более склонны к использованию электронных средств, нежели к печатным средствам.

Источник

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения (с Поправкой)

Приложение Б
(рекомендуемое)

Программы обучения безопасности труда

Программа вводного инструктажа должна в обязательном порядке информировать работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

Программа вводного инструктажа, как правило, должна включать следующие вопросы.

1 Общие сведения об организации, численность и характерные особенности производственной деятельности. Расположение основных подразделений, цехов, служб, вспомогательных помещений.

2 Основные положения законодательства о труде и об охране труда:

2.1 Индивидуальный трудовой договор, рабочее время и время отдыха. Гарантии и компенсации. При необходимости регламентация труда женщин или лиц моложе 18 лет.

2.2 Правила внутреннего трудового распорядка, трудовая дисциплина.

2.3 Ответственность за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

2.4 Организация работы по охране труда. Осуществление государственного надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

3 Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

4 Общие обязанности работника по охране труда. Общие правила поведения работников на территории организации, в производственных и вспомогательных помещениях.

5 Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6 Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7 Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, острых отравлений, аварий, пожаров, происшедших в организации и на других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности и охраны труда.

8 Порядок действий работника при несчастном случае или остром отравлении. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение пострадавших на производстве.

9 Пожарная, промышленная и транспортная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий и инцидентов. Действия работника при их возникновении.

10 Первая помощь пострадавшим и последующие действия работников при возникновении несчастного случая.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте, как правило, должна включать следующие вопросы:

1 Общие сведения об условиях труда работника: технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, характере его трудового процесса (напряженность и тяжесть):

— общие ознакомительные сведения о технологическом процессе и выпускаемой подразделением продукции;

— общее знакомство с оборудованием, находящимся на рабочем месте, в рабочей зоне и в пределах контролируемых подразделением территории и помещений;

— опасные и вредные производственные факторы, наличествующие на рабочем месте и риски их воздействия на организм человека;

— средства коллективной защиты, установленные на оборудовании (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки, сигнализации и т.д.);

— назначение, устройство и правила применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), необходимых на рабочем месте;

— требования к безопасной организации и содержанию в чистоте и порядке рабочего места;

— требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании (ремонте) оборудования, находящегося на рабочем месте;

— требования безопасности по предупреждению электротравматизма.

Источник

Путеводитель по видам обучения в охране труда: как провести, чтобы снизить профриски

сведения о технических средствах обучения по охране труда. Смотреть фото сведения о технических средствах обучения по охране труда. Смотреть картинку сведения о технических средствах обучения по охране труда. Картинка про сведения о технических средствах обучения по охране труда. Фото сведения о технических средствах обучения по охране труда

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

Проверьте, все ли вы делаете правильно, когда проводите обучение по охране труда и инструктируете сотрудников при приеме на работу и далее в процессе трудовой деятельности. Скачайте 3 образца

Чтобы снизить производственный травматизм, нужно не только правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, но и грамотно организовывать и проводить обучение по охране труда.

Каждый работодатель обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

Если допустите работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, привлекут к административной ответственности и назначат штраф (ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ):

Как провести инструктажи по охране труда

Инструктажи по охране труда — одна из форм проведения обучения. Это закреплено в Порядке обучения по охране труда (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

В конце статьи есть шпаргалка

Вопрос: можно не проводить инструктажи по охране труда, если сотрудники прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда?

Ответ: обучение по охране труда, которое проводят по программе 40 часов с выдачей удостоверения, не заменяет инструктаж по охране труду. Проводите для сотрудников и обучение по охране труда, и инструктажи. Минтруд России в Письме от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880 подтвердил, что прохождение обучения не заменяет инструктажи по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда

Кто проводит

Специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности.

Когда проводят

В первый рабочий день, после заключения трудового договора.

Вопрос: когда проводить вводный инструктаж по охране труда, если трудовой договор заключили в пятницу вечером?

Ответ: проведите вводный инструктаж на следующий рабочий день. Главное, чтобы до проведения вводного инструктажа работник не приступил к своим трудовым обязанностям.

С кем проводят

Проводите вводный инструктаж для:

По каким программам проводить

Разработайте и утвердите программу вводного инструктажа на основании законодательных и иных нормативных правовых актов с учетом специфики деятельности организации.

В конце статьи есть шпаргалка

Первичный инструктаж на рабочем месте

Кто проводит

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Когда проводят

До начала самостоятельной работы работников, сразу после вводного инструктажа.

С кем проводят

Проводите первичный инструктаж на рабочем месте:

По каким программам проводить

По программам, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Включите в программу инструктажа:

Рекомендация: не берите за основу готовые программы первичных инструктажей, которые разработаны в других организациях. От того, какие опасности и риски существуют на конкретном рабочем месте и в организации в целом, будет зависеть, каким вопросам уделить особое внимание, а какие можно изложить так, чтобы просто проинформировать работников. В одноэтажном здании и небоскребе — разные профриски, программа инструктажа предприятия общественного питания не подойдет для сотрудников салона красоты. Учитывайте специфику вашей отрасли, специфику деятельности организации, когда разрабатываете программы инструктажей.

Чтобы проверить приобретенные работниками навыки безопасных приемов работы, проведите устную проверку знаний.

Рекомендация: работников, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, работодатель по своему усмотрению может освободить от первичного и повторного инструктажей. Если примите такое решение, составьте перечень профессий и должностей работников, которых освобождаете от прохождения первичного и повторного инструктажа. Утвердите перечень приказом руководителя. Ознакомьте работников с приказом под роспись. Но помните, если с работником, которого освободили от инструктажей, произойдет несчастный случай, это обстоятельство может стать основанием для привлечения виновных должностных лиц по ст. 143 УК РФ.

Повторный инструктаж на рабочем месте

Кто проводит

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Когда проводят

Не реже одного раза в шесть месяцев после начала самостоятельной работы сотрудников и далее в процессе трудовой деятельности.

Рекомендация: если работники выполняют работы, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда, проводите повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца. Утвердите локальным актом работодателя перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда.

С кем проводят

Проводите повторный инструктаж на рабочем месте со всеми работниками, которые прошли первичный инструктаж по охране труда.

По каким программам проводить

Проводите повторный инструктаж по программам, разработанным для первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж на рабочем месте

Кто проводит

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Когда проводят

Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при наступлении одного из обстоятельств:

С кем проводят

Проводите внеплановый инструктаж с теми работниками, в отношении которых возникли перечисленные выше обстоятельства.

По каким программам проводить

Определите объем и содержание внепланового инструктажа в каждом случае в зависимости от того, какие обстоятельства вызвали необходимость его проводить. Программу утвердите приказом работодателя. Инструктаж сопровождайте практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Целевой инструктаж по охране труда

Кто проводит

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Когда проводят

Проводите целевой инструктаж, когда работники:

С кем проводят

Проводите целевой инструктаж с теми работниками, в отношении которых возникли перечисленные выше обстоятельства.

По каким программам проводить

Определите объем и содержание целевого инструктажа в каждом случае в зависимости от того, какие обстоятельства вызвали необходимость его проводить. Программу утвердите приказом работодателя.

Рекомендация: регистрируйте все инструктажи в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте подписи инструктируемого лица и лица, которое проводит инструктаж. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.

Как провести обучение по охране труда

Кого обучить в учебном центре

Руководитель организации обязан изучить не только вопросы охраны труда на своем рабочем месте, но и вопросы обеспечения охраны труда всего трудового коллектива, поскольку он отвечает за их безопасность. В свою очередь, руководители структурных подразделений обязаны изучить не только вопросы охраны труда на своем рабочем месте, но и вопросы обеспечения безопасности труда на рабочих местах своего подразделения, поскольку они отвечают за безопасность подчиненных им сотрудников.

Обязательно обучайте в обучающих организациях (п. 2.3.2 Порядка обучения, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29):

Кого обучить в своей организации

Если создадите в организации комиссию по проверке знаний требований охраны труда, сможете внутри организации обучать сотрудников, которые не указаны в п. 2.3.2 Порядка обучения, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Решите создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда, утвердите приказом ее состав. В составе комиссии включите не менее трех сотрудников, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре. Как правило, в состав комиссии включают:

В работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда могут принимать участие представители профсоюза

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводите по программам обучения по охране труда, которые разработаны на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда.

В конце статьи есть шпаргалка

Как часто обучать охране труда руководителей и специалистов

Обучайте руководителей и специалистов организаций при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Работодатель вправе своим локальным актом установить более частую периодичность проведения обучения охране труда — например, ежегодно для отдельных категорий руководителей и специалистов.

Пример: начальник испытательной лаборатории и его заместитель по приказу директора научно-исследовательского института должны проходить обучение не один раз в три года как весь административно-управленческий персонал НИИ, а ежегодно.

Работодатель принял такое решение, установив в ходе оценки профессиональных рисков и проведения специальной оценки условий труда, что на руководителей испытательной лаборатории воздействуют вредные производственные факторы, которые могут привести к несчастному случаю или аварии.

Работодатель справедливо посчитал, что недостаточное обучение является если не основной, то сопутствующей причиной производственного травматизма и принял решение проводить ежегодное обучение руководящих сотрудников. Цель такого обучения — повторить требования правил безопасности не только на своем рабочем месте, но и по организации безаварийного выполнения работ подчиненными в лаборатории.

Рекомендуем проводить обучение руководителей и специалистов организаций, занятых на опасных производственных объектах, а также на объектах теплоэнергетики, электроэнергетики и в других сферах, характеризуемых высокими уровнями профессионального риска чаще, чем предусмотрено законом. Основанием для более частого обучения по охране труда может стать оценка профессиональных рисков в вашей организации. Если оцените в организации уровни профессиональных рисков как высокие принимайте решение о ежегодном обучении охране труда.

Как часто обучать работников рабочих профессий

Организуйте обучение для работников рабочих профессий, когда принимаете на работу или переводите на другую работу. Проводите обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, чтобы обеспечить безопасное выполнение трудовых обязанностей и минимизировать травмирование во время выполнения трудовых обязанностей.

Определите порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения локальным нормативным актом с учетом специфики конкретных видов работ.

Пример: обучите водителя автомобиля правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, чтобы снизить воздействие вредных производственных факторов. Чтобы обучить водителя приемам безопасного выполнения работ, включите в том числе в программу обучения требования Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н.

Как провести обучение первой помощи пострадавшим

сведения о технических средствах обучения по охране труда. Смотреть фото сведения о технических средствах обучения по охране труда. Смотреть картинку сведения о технических средствах обучения по охране труда. Картинка про сведения о технических средствах обучения по охране труда. Фото сведения о технических средствах обучения по охране труда

Комментирует инструктор массового обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве Шобохонова Марина Владимировна:

«Уделите особое внимание обучению оказания первой помощи пострадавшим. От того, насколько грамотно проведено обучение приемам оказания первой помощи, могут зависеть ваши жизнь и здоровье.

Проводить обучение оказанию первой помощи в организации должен только подготовленный инструктор массового обучения оказанию первой помощи.

Чтобы проводить обучение оказанию первой помощи внутри организации, заключите договор на обучение первой помощи со сторонним экспертом или подготовьте своего инструктора, обучив его в учебном центре. Закупите манекен-тренажер для демонстрации приемов оказания первой помощи, а также приобретите комплект методических материалов — плакатов, книг, фильмов и других пособий для закрепления теоретических знаний на практике. Инспектор ГИТ проверит, как проводилось обучение первой помощи: если формально, отразит в протоколе.

Если нет возможности подготовить инструктора и обеспечить необходимую материально-техническую базу, направьте сотрудников организации в учебный центр, имеющий лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию Минтруда России на право обучения работников и работодателей вопросам охраны труда. Убедитесь, что в программу обучения включена демонстрация приемов оказания первой помощи на тренажере Гоша.

Доверяйте обучение первой помощи только надежным учебным центрам. Цена формального обучения значительно выше, чем штраф 130 000 рублей. Своевременно и грамотно оказанная первая помощь может спасти жизнь, а это бесценно».

Как проверить знания требований охраны труда

Проверке знаний требований охраны труда предшествует подготовка по программе обучения по охране труда, разработанной для каждой категории обучающихся.

Проверку знаний требований охраны труда проводят комиссией по проверке знаний требований охраны труда, состав которой утверждают приказом.

Включите в состав комиссии:

По результатам проверки знаний председатель и члены комиссии оформляют и подписывают протокол, работнику выдают удостоверение, подписанное председателем комиссии по проверке знаний требований охраны труда и заверенное печатью организации (при наличии печати).

Удостоверение должно храниться у работника во время исполнения трудовых обязанностей.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

ЛНА_Приказ о порядке проведения инструктажей 719.4 КБ

ЛНА_Программа вводного инструктажа по охране труда 234.3 КБ

Источник

Сведения о технических средствах обучения по охране труда

Система стандартов безопасности труда

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Occupational safety standards system. Organization of training for safety and health at work. General requirements

Дата введения 2017-03-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Экожилсервис», ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 «Безопасность труда»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ISO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1 Область применения

1.2 Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3 Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.

3.2 инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3 исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4 младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5 образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

3.6 образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать «образовательные услуги» и вести «образовательную деятельность», предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

3.7 обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.8 обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.

3.9 обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

3.10 организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

3.11 остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.

3.12 повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

3.13 подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.

3.14 профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

3.15 работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

3.16 работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.

1 Употребляется наравне с полностью эквивалентным словосочетанием «работы повышенной опасности».

2 Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску, что делает все работы, которые по тем или иным правилам безопасности должны выполняться по наряду-допуску, относящимися к работам с повышенной опасностью.

3.17 руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18 самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

3.19 слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.

3.20 специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21 стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.

3.22 техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.

3.23 экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.

4 Общие положения

4.1 Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2 Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *