сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

8. Понятие целостного педагогического процесса. Сущность процесса обучения

Понятие « педагогический процесс » употребляется в узком и широком смысле.

Сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.

Процесс обучения призван выполнять три функции :

1) Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений.

Компоненты педагогического процесса:

— Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,

— Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Эффективность педагогического процесса обусловливается

— качеством педагогической деятельности;

— качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

— уровень обученности ребенка;

— уровень его воспитанности.

Процессуальная оценка эффективности педагогического процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога.

Источник

Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоническое развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические, качественные отличия.

Обучение есть, не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их способностей.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе.

Как и всякий другой процесс, обучение связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний и умений. Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.

3.1. Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Кричевский).

Образовательная функция. Ее смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, в формировании умений, навыков и в обучении их использованию на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Умение, как умелое действие, направляется осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упорядоченных связей.

Развивающая функция обучения. Специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Это предполагает развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся в процессе обучения.

Источник

Сущность, структура и функции процесса обучения.

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

Раздел: Теория обучения (дидактика)

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений

Сущность процесса обучения – это:

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияцеленаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияорганизация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияовладение научными знаниями умениями, навыками;

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияформирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Выявление сущности требует:

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучениярассмотреть связи данного процесса (явления) с другими

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияпроцесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияопределить функции (роль, значение) данного процесса (явления);

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияпроанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучениярассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Кроме того, выделяют еще три функции

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияфункция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияпостановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияподбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучениякомплексное использование методов обучения.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияЦелевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияПотребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияСодержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияОрганизационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияЭмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияКонтрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обученияОценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку

Законы в обучении

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Источник

Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его сущность, движущие силы, структура.

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения

Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.

Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.

Сущность обученияможно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

— двусторонний характер процесса (преподавание – учение);

— совместная деятельность учителя и ученика;

— руководящая роль учителя;

— специальная планомерная организация всего процесса;

— соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;

— воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия. Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.

Логикаучебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.

Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов:

— целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);

— мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);

— содержательного (содержание образования);

— деятельностно-операционного (образовательные технологии);

— эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);

— контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);

— оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

Источник

Обучение, как часть целостного педагогического процесса

Суть обучения

Обучение в целостном педагогическом процессе представляет собой самый надежный и важный способ получения систематического образования. Обучение отражает такие свойства педагогического процесса, как направленность на всестороннее развитие личности, единство процессуальной и содержательной сторон, двусторонность. Однако в процессе обучения можно наблюдать и специфические качественные отличия.

Обучение – специально организуемый, многогранный и сложный процесс отражения в сознании ребенка окружающей его действительности. При этом обучение представляет собой процесс познания под управлением педагога. Всестороннее усвоение детьми умений, навыков и знаний, развитие их творческих способностей и умственных сил может быть обеспечено только направляющей ролью педагога.

Познавательная деятельность – единство практической деятельности, чувственного восприятия и теоретического мышления.

Данный вид деятельности осуществляется ребенком постоянно, во всех видах социальных взаимоотношений учащихся и во всех видах его деятельности. Например, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезный и производительный труд, общение.

Познавательной деятельности также способствует выполнение предметных и практических действий во время учебного процесса, таких, как конструирование, экспериментирование, разбор исследовательских вопросов.

Познание приобретает четкое оформление в особой, свойственной только человеку форме, в процессе учебно-познавательной деятельности или учения.

Обучение возможно только в общении. В его основе лежит вербально-деятельностный подход. Одномоментно, слово представляет собой способ познания сущности исследуемого явления и средством выражения, методом организации познавательной деятельности детей и орудием коммуникации.

Слово непосредственно с ценностно-ориентационной деятельностью, задачи которой осознание социальной значимости процессов, явлений окружающего мира, предметов, а также формирование их личных смыслов.

Успех обучения зависит от многих факторов. В первую очередь – это личное отношение обучающихся, их самостоятельное и осознанное стремление к познанию, активность и присущие им умения и навыки. Ученик одновременно является объектом обучающих воздействий и субъектом педагогического процесса и специально организуемого познания.

Функции обучения

Функции обучения обуславливаются непременной реализацией в комплексе всех составляющих образования и стремлением педагогического процесса к творческому, всестороннему развитию личности школьника. При этом обучение должно выполнять следующие задачи: развивать, давать образование и воспитывать. В свою очередь, развивающий характер обучения связан со структурным усложнением, образовательная – с увеличением объема, воспитательная – с формированием отношений.

Развивающая функция

Социальный процесс разностороннего развития обусловливает содержание этой функции. Грамотно организованное обучение неизменно будет развивать, но развивающая функция будет осуществляться более эффективно, если взаимодействие учащихся и учеников направлено на всестороннее личностное развитие. Такая нацеленность процесса обучения на развитие личности каждого ученика получила название «развивающее обучение».

Традиционные подходы к организации обучающего процесса, под развитием подразумевают развитие мышления и речи, так как общее развитие ребенка, наиболее наглядно выражает именно развитие вербальных процессов.

Однако следует учесть, что при таком подходе к направлению обучения, не рассматривается тот факт, что мышление и речь, наиболее эффективно развиваются при развитии двигательной, эмоционально-волевой, сенсорной, мотивационной и потребностной личностных сфер. Развивающий характер обучения должен быть направлен на развитие личности, представляющей собой целостную психическую систему ребенка.

В 60-х гг. прошлого века, начали разрабатывать различные формы и методы обучения и организацию развивающего обучения. В частности, Л. В. Занков, описал комплекс методов развития мышления в обучающем процессе: обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе; рост удельного веса теоретического материала; обеспечение осознания обучающего процесса.

М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин занимались разработкой основ проблемного обучения.

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер создали комплекс систематических развивающих методик обучения.

Тема работ Д. Б. Элькониа и В. В. Давыдова включала в себя теорию содержательного обобщения в процессе обучения.

Все эти работы объединяла одна идея, которая заключалась в необходимости срочного и существенного расширения сферы развивающего обучения. Результатом, совместно реализуемых образовательной и воспитательной функций, является полноценное нравственное, интеллектуальное и социальное личностное развитие.

Образовательная функция

Основная цель образовательной функции заключается в снабжении учащихся системой научных знаний, умений и навыков ее использования в решении практических задач.

Понятие «научные знания» включают в себя обобщенную картину мира, закономерности, понятия, теории и законы. Они должны войти в структуру опыта личности и стать ее достоянием. Полноценная реализация образовательной функции обеспечивает осознанность, полноту и систематичность знаний, а также их действенность и прочность. Для этого необходимо организовать подготовку и процесс обучения таким образом, чтобы учебный предмет отражал соответствующую ему сферу научного знания, включая все важнейшие для понимания причинно-следственных связей и основных идей элементы. Знания не должны образовывать незаполненные пустоты в общей системе. Их необходимо упорядочивать таким образом, чтобы новые знания как бы вытекали из усвоенных ранее и формировали путь к освоению последующих знаний.

Образовательная функция непосредственно связана с формированием у школьников навыков работы со справочной литературой, книгами, библиографическим аппаратом, конспектированием и организацией самостоятельно работы.

Воспитательная функция

Воспитательная функция обучения присутствует во все времена и в любых условиях. Она органически вытекает из содержания, методов и форм обучения, а также специфической организации общения со школьниками учителя. Преподавание не может не давать уроки касательно определенных отношений, взглядов, качеств личности и убеждений. Усвоение нравственных понятий, требований и норм непосредственно влияет на формирование личности.

Обучение воспитывает всегда. Однако не всегда этот процесс проходит автоматически и в нужном направлении. Из-за этого реализацию функции воспитания необходимо организовывать, исходя из правильно понятых воспитательных задач на определенном этапе развития общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *