сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса функции процесса обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
8. Понятие целостного педагогического процесса. Сущность процесса обучения
Понятие « педагогический процесс » употребляется в узком и широком смысле.
Сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.
Процесс обучения призван выполнять три функции :
1) Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений.
Компоненты педагогического процесса:
— Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
— Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Эффективность педагогического процесса обусловливается
— качеством педагогической деятельности;
— качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:
— уровень обученности ребенка;
— уровень его воспитанности.
Процессуальная оценка эффективности педагогического процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога.
Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоническое развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические, качественные отличия.
Обучение есть, не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их способностей.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе.
Как и всякий другой процесс, обучение связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний и умений. Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.
3.1. Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема знаний, развивающая – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Кричевский).
Образовательная функция. Ее смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, в формировании умений, навыков и в обучении их использованию на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Умение, как умелое действие, направляется осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упорядоченных связей.
Развивающая функция обучения. Специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Это предполагает развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся в процессе обучения.
Сущность, структура и функции процесса обучения.
Раздел: Теория обучения (дидактика)
Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений
Сущность процесса обучения – это:
целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
овладение научными знаниями умениями, навыками;
формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
Выявление сущности требует:
рассмотреть связи данного процесса (явления) с другими
процесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);
определить функции (роль, значение) данного процесса (явления);
проанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;
рассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).
a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;
b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);
c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Кроме того, выделяют еще три функции
функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.
Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:
постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;
подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;
комплексное использование методов обучения.
Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.
Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):
Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).
Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).
Содержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).
Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).
Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).
Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).
Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку
Законы в обучении
Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.
Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.
Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его сущность, движущие силы, структура.
Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.
Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.
Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.
Сущность обученияможно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:
— двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
— совместная деятельность учителя и ученика;
— руководящая роль учителя;
— специальная планомерная организация всего процесса;
— соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
— воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.
Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.
Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия. Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.
Логикаучебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.
Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов:
— целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);
— мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);
— содержательного (содержание образования);
— деятельностно-операционного (образовательные технологии);
— эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);
— контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);
— оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).
Обучение, как часть целостного педагогического процесса
Суть обучения
Обучение в целостном педагогическом процессе представляет собой самый надежный и важный способ получения систематического образования. Обучение отражает такие свойства педагогического процесса, как направленность на всестороннее развитие личности, единство процессуальной и содержательной сторон, двусторонность. Однако в процессе обучения можно наблюдать и специфические качественные отличия.
Обучение – специально организуемый, многогранный и сложный процесс отражения в сознании ребенка окружающей его действительности. При этом обучение представляет собой процесс познания под управлением педагога. Всестороннее усвоение детьми умений, навыков и знаний, развитие их творческих способностей и умственных сил может быть обеспечено только направляющей ролью педагога.
Познавательная деятельность – единство практической деятельности, чувственного восприятия и теоретического мышления.
Данный вид деятельности осуществляется ребенком постоянно, во всех видах социальных взаимоотношений учащихся и во всех видах его деятельности. Например, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезный и производительный труд, общение.
Познавательной деятельности также способствует выполнение предметных и практических действий во время учебного процесса, таких, как конструирование, экспериментирование, разбор исследовательских вопросов.
Познание приобретает четкое оформление в особой, свойственной только человеку форме, в процессе учебно-познавательной деятельности или учения.
Обучение возможно только в общении. В его основе лежит вербально-деятельностный подход. Одномоментно, слово представляет собой способ познания сущности исследуемого явления и средством выражения, методом организации познавательной деятельности детей и орудием коммуникации.
Слово непосредственно с ценностно-ориентационной деятельностью, задачи которой осознание социальной значимости процессов, явлений окружающего мира, предметов, а также формирование их личных смыслов.
Успех обучения зависит от многих факторов. В первую очередь – это личное отношение обучающихся, их самостоятельное и осознанное стремление к познанию, активность и присущие им умения и навыки. Ученик одновременно является объектом обучающих воздействий и субъектом педагогического процесса и специально организуемого познания.
Функции обучения
Функции обучения обуславливаются непременной реализацией в комплексе всех составляющих образования и стремлением педагогического процесса к творческому, всестороннему развитию личности школьника. При этом обучение должно выполнять следующие задачи: развивать, давать образование и воспитывать. В свою очередь, развивающий характер обучения связан со структурным усложнением, образовательная – с увеличением объема, воспитательная – с формированием отношений.
Развивающая функция
Социальный процесс разностороннего развития обусловливает содержание этой функции. Грамотно организованное обучение неизменно будет развивать, но развивающая функция будет осуществляться более эффективно, если взаимодействие учащихся и учеников направлено на всестороннее личностное развитие. Такая нацеленность процесса обучения на развитие личности каждого ученика получила название «развивающее обучение».
Традиционные подходы к организации обучающего процесса, под развитием подразумевают развитие мышления и речи, так как общее развитие ребенка, наиболее наглядно выражает именно развитие вербальных процессов.
Однако следует учесть, что при таком подходе к направлению обучения, не рассматривается тот факт, что мышление и речь, наиболее эффективно развиваются при развитии двигательной, эмоционально-волевой, сенсорной, мотивационной и потребностной личностных сфер. Развивающий характер обучения должен быть направлен на развитие личности, представляющей собой целостную психическую систему ребенка.
В 60-х гг. прошлого века, начали разрабатывать различные формы и методы обучения и организацию развивающего обучения. В частности, Л. В. Занков, описал комплекс методов развития мышления в обучающем процессе: обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе; рост удельного веса теоретического материала; обеспечение осознания обучающего процесса.
М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин занимались разработкой основ проблемного обучения.
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер создали комплекс систематических развивающих методик обучения.
Тема работ Д. Б. Элькониа и В. В. Давыдова включала в себя теорию содержательного обобщения в процессе обучения.
Все эти работы объединяла одна идея, которая заключалась в необходимости срочного и существенного расширения сферы развивающего обучения. Результатом, совместно реализуемых образовательной и воспитательной функций, является полноценное нравственное, интеллектуальное и социальное личностное развитие.
Образовательная функция
Основная цель образовательной функции заключается в снабжении учащихся системой научных знаний, умений и навыков ее использования в решении практических задач.
Понятие «научные знания» включают в себя обобщенную картину мира, закономерности, понятия, теории и законы. Они должны войти в структуру опыта личности и стать ее достоянием. Полноценная реализация образовательной функции обеспечивает осознанность, полноту и систематичность знаний, а также их действенность и прочность. Для этого необходимо организовать подготовку и процесс обучения таким образом, чтобы учебный предмет отражал соответствующую ему сферу научного знания, включая все важнейшие для понимания причинно-следственных связей и основных идей элементы. Знания не должны образовывать незаполненные пустоты в общей системе. Их необходимо упорядочивать таким образом, чтобы новые знания как бы вытекали из усвоенных ранее и формировали путь к освоению последующих знаний.
Образовательная функция непосредственно связана с формированием у школьников навыков работы со справочной литературой, книгами, библиографическим аппаратом, конспектированием и организацией самостоятельно работы.
Воспитательная функция
Воспитательная функция обучения присутствует во все времена и в любых условиях. Она органически вытекает из содержания, методов и форм обучения, а также специфической организации общения со школьниками учителя. Преподавание не может не давать уроки касательно определенных отношений, взглядов, качеств личности и убеждений. Усвоение нравственных понятий, требований и норм непосредственно влияет на формирование личности.
Обучение воспитывает всегда. Однако не всегда этот процесс проходит автоматически и в нужном направлении. Из-за этого реализацию функции воспитания необходимо организовывать, исходя из правильно понятых воспитательных задач на определенном этапе развития общества.