сущность интерактивного обучения заключается в
Интерактивные технологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность интерактивных технологий обучения
В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные (диалоговые) технологии обучения. Это связано с тем, что интерактивные технологии обучения кардинально отличаются от традиционных, где ведущая роль принадлежит педагогу, а учащиеся зачастую выступают как пассивные слушатели. Интерактивное обучение основано на принципе равноправного взаимодействия учащихся и педагога, то есть это обучение посредством диалога.
Интерактивная технология обучения – специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения, в рамках которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальные способности.
Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что учебный процесс реализуется при активном взаимодействии между всеми его участниками. Данное взаимодействие исключает доминирование одного участника над другими или преобладание чьей-то мысли (идеи).
Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения предусматривает использование следующих средств и приемов обучения:
В процесс интерактивного учебного занятия рассматривается не одно конкретное решение или ответ, рассматривается вся совокупность выдвинутых решений (идей, мыслей, предположений и т.д.). Важным является найти решение сообща. В этом и заключается суть интерактивных технологий обучения.
Интерактивные технологии обучения предусматривают соблюдение демократичного общения между учащимися, умения общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения и мыслить критично.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, интерактивные технологии обучения направлены на приобщение учащихся к решению проблем посредством диалога, обоснованному высказыванию собственных мыслей и умению выслушивать собеседника.
Практика внедрения интерактивных технологий в процесс обучения показывает, что они способствуют развитию у учащихся:
Особенности интерактивных технологий обучения
Основой интерактивных технологий обучения являются различные интерактивные задания и упражнения, которые учащиеся выполняют сообща.
Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется учащимися самостоятельно под управлением (руководством) педагога.
Среди наиболее распространенных интерактивных технологий можно выделить следующие:
Таким образом, интерактивные технологии обучения – это в первую очередь диалоговое обучения, в процессе которого осуществляет взаимодействие педагога и учащихся.
Особенности данного взаимодействия состоят в следующем:
Таким образом, особенность интерактивных технологий обучения заключается в том, что все его участники принимают активное участие в образовательном процессе. Каждый участник вносит свой посильный вклад в решение проблемной ситуации (вопроса, задачи), поиска необходимой информации и т.д. Все это осуществляется в доброжелательной обстановке, при взаимной поддержке, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде.
Основные правила организации интерактивной технологии обучения
Эффективность внедрения интерактивных технологий в процесс обучения зависит от соблюдения ряда правил:
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность
Понятие и сущность интерактивного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Грибкова Н.В., методист
ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
«Понятие и сущность интерактивного обучения «
Аннотация. В данной статье автором рассматривается интерактивное обучение: его понятие и сущность, цель и задачи, основные правила организации, преимущества и недостатки.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые для наглядности представим схемами. [24. с. 19-25]
1.Пассивная форма обучения (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей («объекта» обучения), подчиненных директивам преподавателя (авторитарный стиль взаимодействия).
Рис 1.1.. пассивная форма обучения
2.Активная форма обучения (рис.1.2) – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (субъекты обучения), обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах( демократический стиль взаимодействия).
Рис 1.2. активная форма обучения
Рис 1.3. интерактивная форма обучения
В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Г.Гегель, А.Дистервег, Д.Дьюи, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Фребель), достижения русской (Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский) и советской (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) педагогической практики и науки.
Интерактивное обучение по мнению Е.В, Коротаевой [31. c 57-59]следует рассматривать как многомерное явление. Оно одновременно решает три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную);
коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном);
социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Интерактивные методы организации учебного процесса, в определенной степени представляют смену образовательной парадигмы и направлены, прежде всего, на развитие у обучающихся умения учиться, критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными. Эти навыки не только способствуют усвоению обучающимися программного материала, но и во многом обеспечивают социальную компетентность личности и достижение ею жизненного успеха.
Учебная среда существенно трансформирует мотивацию учения: в дело вступают такие стимулы как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у обучающихся группы.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения [25. c /64].
Основные правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению обучающихся на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности, а затем воспользоваться принципом случайного выбора [24. C 32-38].
Обязательные условия организации интерактивного обучениях
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [25,c.24-26]:.
Преимущества и недостатки интерактивных форм обучения (подход Н.А.Шмелевой) [24,c.42-44].
1.Создают мотивацию к обучению.
2.Способствуют развитию личности.
3.Облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
4.Побуждают участников формировать определенные психологические навыки, а именно: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, постановку требований, принятие решения, сотрудничество, личную ответственность.
5.Способствуют появлению ценностных ориентаций.
6.Интерактивные формы могут сбалансировать активность обучающихся, так как вовлекают в работу первоначально пассивных обучающийся.
7.Снижают тревогу, экономят время учебного процесса.
8.Способствуют снятию некоторых защитных механизмов.
9.Побуждают обучающихся распознавать, понимать и оценивать примененные к ним методы обучения.
10.Интерактивные формы обучения способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в сфере человеческих отношений
1.Затраты большего времени на предварительную подготовку (в некоторых случаях специальных опорных дидактических конспектов, опережающих заданий, ознакомление со структурой занятия, управление деятельностью обучающихся по подготовке к занятию).
2.Меньшая возможность одновременного подключения всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, двигательной.
3.Интерактивные формы обучения не всегда подходят для решения профессиональных задач в тех случаях, когда содержание материала требует спокойной и сосредоточенной работы.
4. Затруднение широкого применения в вузе из-за отсутствия высокого уровня сформированных умений и навыков обучающихся по ведению диалогового общения, различного рода дискуссий, бесед, обсуждений.
5.Необходимость детальной подготовки к занятиям со стороны преподавателя.
6.Возможно возникновение сложностей у обучающихся в неадекватности восприятия нестандартных способов решения задачи или выхода из ситуации.
7.Отсутствие критериев эффективности интерактивных форм обучения, небольшой процентный показатель их использования в вузе затрудняет повышение качества обучения в формировании конкурентоспособного специалиста
3. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
9. Зарукина Е. В.,Логинова Н.А., Новик М.М.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 59 с.
11. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. /Б.И.Коротяев,- М.:Просвещение, 1986,-209с.
12. Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. – М., 2009. – № 10. – С.18–24.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
16. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.