существует ли различие в понятиях профессиональное обучение и профессиональное развитие
Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения
Для смены профессии или повышения компетенций может понадобиться дополнительное профессиональное обучение. Этот вид учебы связан с практической деятельностью, поэтому желательно его проходить в очной или очно-заочной форме.
При этом базовый уровень подготовки специалиста не меняется. Его профильное образование остается прежним. Например, на предприятие пришло новой оборудование, с которым нужно уметь работать. Руководство принимает решение отправить на учебу и стажировку несколько сотрудников, чтобы те, в свою очередь, обучили остальных.
Что такое профессиональное обучение
Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.
Кому нужно профессиональное обучение
Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:
В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.
Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.
Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.
Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.
Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.
Кто может поступать
На профессиональное обучение принимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане различного возраста, в том числе:
Вступительных испытаний на программы профессионального обучения не предусмотрено.
Где можно получить профобразование
Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Дистанционное образование дает возможность:
Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.
Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.
Как поступить
Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.
Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.
Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.
Регулирование профобучения на законодательном уровне
Профессиональное обучение регулируется законодательством, в частности, ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
В статье дано обозначение организации профессионального образования и четко указано, какие организации имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Что такое программы профессионального обучения
Программа представляет собой комплекс нормативно- методических документов, разработанных по определенным стандартам, в соответствии с квалификационными требованиями для исполнения должностных обязанностей.
На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.
Результат обучения: что получает слушатель
Приобретение необходимых компетенций, соответствующих должности, пополнение и обновление знаний, получение разряда/категории/класса – гарантированный результат изучения программ профобразования.
Свидетельство о профессиональной подготовке – документ, подтверждающий новую квалификацию работника. Его он получает после окончания курсов.
Обучение или развитие персонала?
Cотрудники HR-департаментов и менеджмент большинства компаний уже понимают важность и значимость обучения персонала. Как правило, специалисты HR-подразделения инициируют процессы обучения в случае недостатка определенных навыков и умений или при необходимости повышения исполнительности и результативности сотрудников.
Внешние провайдеры или тренеры корпоративных университетов и учебных центров, реализующие данные задачи, применяют при этом довольно стандартные методы в виде функциональных и нефункциональных тренингов, семинаров, электронного обучения и т. д.
Вместе с тем в процессе реализации подобных программ даже при условии поддержки обучения пред- и посттренинговыми мероприятиями, вовлеченностью менеджмента в процессы обучения, системностью подхода компанию может подстерегать ряд трудностей. Например, сотрудники прошли ряд тренингов, но в результате так и не развили необходимые компетентности до требуемого уровня. Нередки случаи, когда сотрудники после прохождения серии тренингов прекрасно владеют определенной теорией, но совершенно не применяют ее на практике.
В рамках компании никто не занимается «личностным ростом» ради роста или самопознанием ради самопознания, должна быть четкая конечная цель, связанная с интересами бизнеса
Нередко активность компании в решении данных трудностей находится в нескольких плоскостях, например, сотрудники HR-функции могут начать более тщательно подходить к выбору участников для обучающих мероприятий, пристально отслеживать использование и применение полученных навыков, индивидуально работать с сотрудниками. Зачастую такой подход срабатывает. Но чаще всего, а особенно в ситуации обучения топ-менеджеров, HR-специалисты упираются в тупик в виде сопротивления вообще какому-либо обучению и его игнорированию («мы все и так умеем»).
Наконец возможен вариант, когда специалисты отдела людских ресурсов приходят к пониманию того, что эффективность работы отдельных сотрудников, несмотря на необходимость для компании их роста (и более того — их собственного желания обучаться) не всегда можно улучшить при помощи навыкового обучения.
Какие же существуют альтернативы в ситуации, когда традиционное бизнес-образование неэффективно? Мы считаем, что если при соблюдении всех необходимых условий обучения, так называемых «гигиенических факторов» (правильно подобранных сотрудников, качественного обучения, понятных целей, поддержки обучающих процессов и т. д.), сотрудники тем не менее не дают ожидаемого от них результата, имеет смысл обратиться к инструментам развития персонала.
В своей практике мы наблюдаем ситуацию, в которой руководители и сотрудники HR-службы локальных и западных компаний не всегда понимают разницу между обучением и развитием сотрудников, хотя, на наш взгляд, это два принципиально разных подхода в работе с персоналом. Кроме того, многие сотрудники HR-подразделений развитие персонала ошибочно считают синонимом обучения с теми же целями и методами. К тому же для многих развитие приравнивается к так называемому «личностному росту».
Следствием является непонимание того, что сотрудников важно не только обучать, но и развивать, существует подмена понятий и путаница в инструментарии, нелепые ошибки в корпоративном обучении.
Обучение и развитие: существует ли разница
В профессиональной литературе «развитие» определяют исходя из семантики слова develop (в значении unfold — «развиваться, развертываться»). В качестве метафоры, проясняющей смысл, лингвистами применяется процесс развертывания скомканного листка бумаги — в результате можно получить только то, что исходно было заложено в этот комок. В рамках другой метафоры обучение определяется как некий процесс «продвижения» человека от одного пункта в другой, а развитие в свою очередь — как процесс внутренней трансформации, преобразования определенных личностных характеристик.
Чтобы выбрать адекватные инструменты решения проблем, связанных с персоналом, необходимо разделять понятия «обучение» и «развитие».
Можно выделить несколько маркеров различий обучения и развития. Прежде всего это объект воздействия. Если обучающие мероприятия в большинстве случаев направлены на развитие компетентностей — навыков и знаний, необходимых для выполнения функциональных обязанностей сотрудника, — то объектом воздействия развивающих мероприятий зачастую будут компетенции — поведенческие качества и способности, необходимые для решения рабочих задач.
Если говорить о способах воздействия на участников — обучающие мероприятия чаще всего используют стандартные методы тренингового обучения (в виде лекции, информирования, решения деловых заданий и т. д.), тогда как в арсенале развивающих мероприятий содержатся куда более нестандартные технологии (мастер-классы, синема-студио, обучение действием, коучинг, наставничество).
Значительно отличаются и роли тренера: в обучающих мероприятиях его ролевая модель нередко сводится к функции передачи знаний или «натаскивания» навыков, а в формате развивающих мероприятий ведущий должен обладать более широкой ролевой моделью, обусловленной многообразием задач развивающего мероприятия.
Отличаются и участники обучающих и развивающих мероприятий. Мы склонны считать, что в подавляющем большинстве случаев целевой аудиторией развивающих мероприятий должны являться топ-менеджеры компании. Речь также может идти о развитии линейных руководителей: как правило, в ситуации, когда компания видит необходимость их интенсивного роста. Наконец в отдельных ситуациях компании имеет смысл развивать своих ключевых специалистов, имеющих стратегическое значение (например группу сотрудников HR-подразделения или key account-менеджеров), сотрудников, чья работа требует качественной личностной составляющей.
Если говорить о различиях в целях, то обучение в большей степени преследует передачу определенных знаний и навыков. Теперь посмотрим более пристально на возможные цели развивающих мероприятий. Во-первых, развивающие мероприятия могут служить способом персонального развития сотрудников. Чаще всего HR-менеджеры именно здесь попадают в ловушку подмены понятий, приравнивая развитие к тренингам личностного роста.
Давайте определимся в понятиях. Что такое тренинг личностного роста? Это мероприятие, на котором участники работают над самоусовершенствованием своей личности, прорабатывают свои трудности и проблемы, пытаются «заглянуть» глубже в себя, чтобы стать лучше, сильнее, успешнее. Обычно подобные мероприятия востребованы людьми определенных категорий, например, студентами вузов или более взрослыми людьми в определенных жизненных ситуациях.
При всем уважении к психологическим методам, очевидно, что подобное развитие не может быть востребованным современным бизнесом. В свою очередь в отличие от упомянутых тренингов личностного роста персональное развитие всегда имеет целевую фокусировку.
Действительно, в рамках компании никто не занимается «личностным ростом» ради роста или самопознанием ради самопознания, должна быть четкая конечная цель, связанная с интересами бизнеса, в виде, к примеру, развитой широты мышления или способности более гибко реагировать на существующие трудности.
Руководители высшего звена больше ценят не новые знания, а «психологическое» расширение собственных возможностей в виде переоценки имеющегося опыта, переосмысления стереотипов
Во-вторых, развивающие мероприятия могут реализовать потребность в так называемом «психологическом» расширении возможностей сотрудника. Существует мнение: чем больше руководитель знает, тем более эффективным он может быть таким образом для достижения успеха руководителю необходимо постоянно ликвидировать пробелы в знаниях. На наш взгляд, это опасная иллюзия, следование которой превращает обучение топ-менеджеров в фарс в виде хаотичного набора бесполезных обучающих мероприятий, в рамках которых топ-менеджеры чаще всего слышат уже известные им концепции.
Наш опыт проведения развивающих мероприятий показывает: руководители высшего звена больше ценят не новые знания, а «психологическое» расширение собственных возможностей в виде переоценки имеющегося опыта, переосмысления стереотипов, приобретения способности системно и в более широкой перспективе взглянуть на ситуацию. Кроме того, менеджеры нуждаются в прорыве, инсайте, выходе на новый уровень мышления и т. д.
В-третьих, развивающие мероприятия могут быть способом подчеркнуть высокий статус сотрудников, выступая таким образом в качестве инструмента мотивации. Распространено мнение о том, что корпоративное обучение выступает в качестве инструмента формирования лояльности сотрудника. Вместе с тем практика показывает: для руководителя топ-уровня данное мнение безосновательно, более того, многих менеджеров участие в традиционных навыковых тренингах, в силу их простоты и предсказуемости, раздражает.
Метод развития топ-менеджера, как и хороший костюм, должен быть из бутика или от персонального портного
Исходя из этого HR-менеджерам необходимо искать нетривиальные подходы к развитию руководителей высшего звена и, метафорично выражаясь, понимать, что метод развития топ-менеджера, как и хороший костюм, должен быть из бутика или от персонального портного.
Наконец, развивающие мероприятия могут выступать в роли инструмента генерирования и формулировки идей и появления новых, небанальных решений. В качестве источника энергии и идей топ-менеджеру зачастую необходим, пользуясь спортивной терминологией, спарринг-партнер, на котором он может «отработать» свои идеи. В этом контексте формат развивающих мероприятий предоставляет такую возможность.
Виды развития персонала
Мы считаем, что в зависимости от направленности воздействия можно выделить как минимум три вида развивающих мероприятий, плавно вытекающих из определенного рода потребностей в развитии. В частности, если руководителям необходимо повысить свой интеллектуальный уровень, расширить восприятие, избавиться от стереотипизации, получить альтернативный взгляд на уже известную им проблему, можно говорить об интеллектуальном развитии. Мы считаем, что конечным результатом интеллектуального развития для руководителя должна стать гибкость, проявляющаяся в вариативности его решений и оценок, анализе ситуаций, отказов от стереотипов.
В ситуации, когда сотрудники нуждаются в развитии умений выстраивать взаимоотношения с коллегами или подчиненными, когда компания планирует изменения и существует опасность сопротивления на уровне человеческого фактора, когда для качественной работы сотрудникам необходимо, что называется, отточить навыки эмоционального интеллекта, следует говорить об эмоциональном развитии.
Можно говорить о качественном результате подобного развитии в ситуации, когда руководитель после определенных развивающих мероприятий оттачивает навыки своего эмоционального интеллекта, качественно дозирует свои эмоциональные проявления, умеет воодушевлять коллег и подчиненных и, что немаловажно, несет в себе некую позитивность.
Далеко не каждой компании нужно развивать персонал — как правило, эта опция будет востребована компаниями, закрывшими «базовые» потребности в управлении персоналом
Если же сотрудникам необходимо пересмотреть собственные поведенческие модели, выработать новые стратегии поведения, оптимизировать определенные ролевые модели, можно говорить о поведенческом развитии. Качественное поведенческое развитие подразумевает возможность в зависимости от ситуации и требования момента осознанно применять различные стратегии поведения.
Безусловно, необходимо понимать, что далеко не каждой компании нужно развивать персонал — как правило, эта опция будет востребована компаниями, закрывшими «базовые» потребности в управлении персоналом. Также HR-менеджерам важно осознавать, что далеко не каждая тренинговая компания имеет реальный опыт работы в этих разных направлениях, кроме того, далеко не каждый тренер способен не только обучать, но и развивать сотрудников.
В завершение хотелось бы отметить, что активное применение методов развития сотрудников в Украине только начинается. Мы прогнозируем активное расширение данного сегмента рынка обучения персонала, основанного на существующих в западных странах тенденциях.
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!