существует ли психологическая модель включения преподавателя в процессе инклюзивного обучения
Подготовка учителей к инклюзивному образованию
Психологическая готовность к инклюзивному образованию подразумевает сформированность определенной позиции, основанной на следующих ценностях и убеждениях:
Дети с особенностями развития имеют право обучаться и развиваться вместе с так называемыми нормотипичными детьми.
Совместное обучение должно не только помогать «особым» детям научиться социальному взаимодействию, но и развивать у нормотипичных детей эмпатию, толерантность к иному, непонятному поведению, способность к сопереживанию и другие гуманистические ценности. Эти качества, конечно, должны присутствовать также у учителей и других специалистов, работающих с детьми.
Обучение «особых» детей вместе с «неособыми» — непростая задача, в ходе которой неизбежно будут возникать сложности. К этому надо быть готовыми.
Обучение детей с ОВЗ требует отдельной методической подготовки — разработки, адаптации и внедрения специальных программ или педагогических технологий.
«Особые» и «обычные» дети могут участвовать в совместной групповой работе, при этом им могут ставиться разные учебные задачи.
Обязательным условием успеха является принятие «особых» детей вместе с их особенностями и готовность помочь им достичь поставленных целей.
Для формирования такой позиции необходимо гуманистическое мировоззрение, энергия и навыки заботы о себе. Без последнего условия педагог, работающий в непростых условиях инклюзии, рискует подвергнуться так называемому профессиональному выгоранию. Кроме того, внедрение инклюзивного подхода в школе невозможно без активной поддержки администрации. Должна проводиться методическая и разъяснительная работа с коллективом, чтобы все сотрудники стояли на единой позиции и выработали единый рамочный алгоритм, как поступать в сложных ситуациях. Учитель должен знать, к кому ему обращаться за помощью. В школе должна функционировать эффективная служба психологической поддержки. Ее сотрудники будут заниматься сопровождением «особых» детей, налаживанием и поддержанием контакта между детьми и педагогами, поддержкой педагогов и родителей, системной работой с классом. Такая работа должна быть направлена на принятие и поддержку «особых» детей, помощь им в сложных ситуациях, разъяснение, почему важно, чтобы они учились вместе с остальными детьми, почему они иногда ведут себя странно, что это может означать и как им правильно помочь.
С целью профилактики эмоционального выгорания необходимо организовать неформальное пространство, где учителя могут делиться как своими сложностями, так и успехами. Хорошо подходит для этого формат интерактивных семинаров, клубов, кругов сообщества. Основная цель таких мероприятий — психологическая разгрузка, снятие тревоги и эмоционального напряжения.
Основные сложности в работе учителя с инклюзивным классом:
Другие дети могут обижать детей, реагируя на особенности их поведения.
Родители нормотипичных детей могут требовать принятия немедленных мер, вплоть до удаления неудобного ученика из класса.
Наконец, возможности детей могут не позволять им освоить учебную программу в требуемом объеме.
Как справиться с этими сложными ситуациями? Во-первых, важно понимать, что внедрение инклюзивного подхода в любом случае требует вложения различных ресурсов. Это и адаптация программ, составление индивидуального учебного плана и отдельных заданий, и привлечение специалистов для работы с «особыми» детьми, и дополнительное общение с родительским сообществом. К этой работе важно быть готовым и грамотно ее спланировать.
Оценив возможности «особых» детей в обучении, необходимо понять, будет ребенок учиться по общей с классом программе или нет. В случае отрицательного ответа нужно составить индивидуальный план его обучения с реалистично поставленными целями, обозначить сроки их выполнения и последовательно реализовывать намеченное.
В случаях выраженных поведенческих сложностей к ребенку должен быть прикреплен тьютор — сопровождающий, который постоянно находится рядом с ребенком, помогает ему включаться в работу на уроках, не мешает общаться с другими детьми на переменах, но грамотно пресекает острые ситуации. Сейчас тьюторство, или наставничество, — специальность, которой учат на психологических факультетах некоторых вузов. Тьютором может быть кто-то хорошо знакомый ребенку, его близкий родственник. Очень хорошо, если в школе работает такой специалист. Если его нет, надо обсудить с родителями ребенка эту проблему и подумать вместе, где найти такого помощника. Существуют различные помогающие организации, куда можно обратиться с этим запросом. Школа должна обеспечить безопасность и «особого» ребенка, и остальных детей в его окружении, поэтому, если его поведение представляет опасность, присутствие тьютора может быть основной гарантией того, что ребенок сможет посещать школу.
Если сложное поведение возникает нечасто, и острой необходимости в присутствии тьютора нет, нужен понятный всем алгоритм действий в сложных ситуациях. Например, если ребенок внезапно впадает в аффективное состояние, надо отвести его в отдельное помещение и побыть там с ним, пока он не успокоится. Дети должны знать, что в таких случаях они должны позвать на помощь любого взрослого сотрудника школы.
Работа с родительским сообществом должна носить разъяснительный характер. Важно рассказать, какой позиции придерживается педагогический коллектив в отношении совместного обучения разных детей и почему это правильно с вашей точки зрения. Если родители отдают детей в вашу школу, они разделяют или как минимум принимают эту ситуацию. В случае, если возникает серьезный конфликт, риск травматизма или другая опасная ситуация, надо решать ее с участием всех вовлеченных сторон.
Необходимо также проводить разъяснительную работу с классом. Кроме того, хорошо помогают тренинговые или даже учебные задачи, в которых выявлялись бы сильные стороны каждого участника. Важно донести до детей, что у каждого есть сильные и слабые стороны, надо только их найти. Но самое важное — чтобы взрослые транслировали принятие и готовность помочь всем.
На самом деле готовых ко всему людей не бывает в природе! Поэтому неуверенность в своих силах — норма при работе с «особыми» детьми, слишком много непредсказуемого заложено в ситуации. Иногда важнее всего, чтобы было кому помочь советом и поддержать морально.
Психологическая поддержка педагога в условиях инклюзивного образования
Оксана Храмова
Психологическая поддержка педагога в условиях инклюзивного образования
Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей.
Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все – отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов, последнее имеет ясно выраженный психологический аспект.
Принято считать, что психологические трудности в школе могут быть только у ученика. Инклюзия показывает, что много психологических проблем есть у самого педагога.
В условиях развития инклюзии в образовании педагог нуждается в организации системы психологической поддержки, иногда в психологическом ассистировании, совместном анализе профессионального опыта, конкретного случая, отработке негативных эмоций.
Для того чтобы педагог овладел методом саморегуляции своего эмоционального состояния существуют дыхательные и релаксационные техники, которые педагог – психолог может использовать в работе с педагогическим коллективом.
Дыхательные и релаксационные техники включают в себя:
1. «Горячий воздушный ша р», закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как верёвка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.
2. «Окоп Трумэна. Прит ча» Когда Трумэна спрашивали, как он мог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума». Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком – нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях. Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.
3. «Синдром Джел ло» это техника расслабления мышц. Суть метода – последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение. Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове. Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом, пока не появится ощущение умиротворенности и покоя.
4. «Путешествие в прошл ое» вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими. Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите, аудиальный (какие звуки вам вспоминаются, кинестетический (что вы ощущаете). Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности. Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие.
Цель: осознание педагогами собственных профессиональных качеств, накопление ими ресурсных состояний.
Участникам предлагается представить по 5 своих профессиональных качеств на любую букву своего имени. После представления педагогом своих качеств, участники группы в дополнение называют те профессиональные качества, которые, по их мнению, проявляются у коллеги в педагогической деятельности.
Рефлексия. Что чувствуете после выполнения данного упражнения? Выразите свое состояние, одним словом.
Психолог: «В каждом из вас есть свое богатство, в виде ваших профессиональных качеств, которые наверняка помогут вам справиться со всеми трудностями, решить все поставленные задачи и быть педагогом – Мастером».
6. Упражнение «Закончи предложени е» Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса. Повышение самооценки. Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание):
Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …
Не хочу хвастаться, но в своей работе я …
Лучше всего в работе с детьми у меня получается …
Главным своим достижением считаю …
Психолог: «Спасибо за то, что вы еще раз заглянули в себя и поведали нам о своих достоинствах. Выполнение данного упражнения еще раз продемонстрировало то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты».
7. Медитация «Встреча с ребенком внутри се бя»
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку…Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».
8. Упражнение «Вспомни усп ех»
При выполнении этого упражнения появляется своеобразная «закладка», с помощью которой можно вызывать у себя ощущение внутренней силы и компетентности.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Я буду обращаться ко всем одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас в отдельности.
Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и сконцентрировать всё внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь… Потрать достаточно времени на то, чтобы внимательно разглядеть свои лучшие достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе картину, перемотать вперед или назад. (1 минута)
Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из твоих успехов. Насладись этим мгновением… Обрати внимание, какие ощущения возникают в твоём теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.
А теперь вспомни какую – нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться более высокого результата, чем тот, что у тебя получился. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз…. (10 сек.)
Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха и дыши уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его… Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими эту позу и дыши так же, как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй «закладку». Для этого соедини большой и указательные пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда захочешь вновь почувствовать себя успешным, и начать дышать так, чтобы всё тело звенело от этого чувства….
А теперь можно выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а в зрительном зале всё ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила:
1. Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, считайте свои удачи и достижения.
2. Чаще улыбайтесь, радуйтесь.
3. Помните, что всё течёт, всё меняется, что за черной полосой обязательно будет белая.
4. Помните восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».
5. Старайтесь чередовать работу с отдыхом.
6. Постарайтесь осознать высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.
Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.
Воспитание и обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Проблема на сегодняшний день- это воспитание и обучение детей с ОВЗ. Таких детей становится больше в дошкольных образовательных учреждениях.
Формирование инклюзивного образования в начальных классах в условиях общеобразовательной школы. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых.
«Маму поздравляют малыши». ООД по музыкальному воспитанию для второй младшей группы в условиях инклюзивного образования на тему «Маму поздравляют малыши» «Озорник Хрюша» Цель:Вызвать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.
Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.
Психологическая помощь и поддержка в социализации школьников на базе учреждения дополнительного образования Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Понятие социализации.
Формирование педагогической компетенции и внутренней позиции педагога в условиях инновационного образования Доклад: «Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала». Старший воспитатель Кузнецова С. С. БЕЛОРЕЧЕНСК.
Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.
Психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования Торлопова М.В. педагог – психолог МБОУ «СОШ № 24» Г. Чебоксары
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями в развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Согласно ст.2, п. 27 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование – «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Иными словами, инклюзивное образование – процесс совместного обучения детей нормы и детей с ненормативным развитием, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия
На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [Выготский, 1983]. Первые попытки совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников были сделаны еще в начале 90-х гг. XX в. в связи с реформами политических институтов и демократическими преобразованиями России. Однако, не смотря на это, процесс инклюзии до настоящего времени не приобрел признаков устойчивой тенденции.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ.
Большая часть учителей массовой школы не готово к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. У них появляются такие психологические «барьеры» как: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы, по формированию психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
В структуру психологической готовности входят следующие компоненты: эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Одним из базовых психологических процессов, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребёнка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие такого ребёнка. Эмоциональное принятие имеет профессиональный «барьер» – учитель психологически не принимает того ребёнка, в успешности обучения которого он не уверен. Он не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. Для того, чтобы процесс эмоционального принятия педагогом детей с ограниченными возможностями здоровья был успешен, у учителей необходимо формировать эмпатию по отношению к такому ученику.
Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения.
Также базовым компонентом психологической готовности к реализации идей инклюзивного образования выступает мотивационная сфера педагога, которая обусловливает целенаправленный, сознательный характер его действий и определяет потенциальные возможности личности. Именно в мотивационной сфере отражаются и проявляются наиболее значимые характеристики психологической готовности к инклюзивной практике, которые проявляются в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности.
Одним из самых важных профессиональных качеств является его стрессоустойчивость. Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи.
Таким образом, психологическая готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Психологическая готовность эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, мотивационные установки, нравственные принципы, установки восприятия «другого», личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика, внутренняя детерминация активности личности педагога.