суриков третий вселенский собор картина

Суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Василий Иванович Суриков. Жизнь и творчество запись закреплена

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ЭФЕССКИЙ СОБОР. Эскиз. 1876 г.

Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Эфесе, при императоре Феодосии II.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым потом, Бог соединился нравственно, обитал в нём, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и самого Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На позициях несторианства осталась Ассирийская Церковь Востока. Несторианство было особенно распрстранено в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Несторианами были и многие монголы до принятия ислама.

Третий Вселенский собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, – Богородицею.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Впоследствии римские папы без созыва Вселенского собора изменили Симол веры, добавив латинское слово filioque (аналог русскому «и от Сына»), после слов «И в Духа Святаго, господа Животворящего, иже от Отца исходящаго». Таким образом, римская церковь утверждала, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Это произвольное изменение Символа веры вопреки постановлению Третьего Вселенского собора является главным догматическим разделением между западными (католики и протестанты) и восточными (православные) церквами.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Репин Илья Ефимович. Портрет Василия Ивановича Сурикова.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Вид на Кремль зимой. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Четвёртый Вселенский Халкидонский Собор. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Второй Вселенский Константинопольский Собор. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа. 1876 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Утро стрелецкой казни. 1881 год.

В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1682, которых ведут на казнь. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Боярыня Морозова. 1887 год.

«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет этюд затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.

8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Взятие снежного городка. 1891 год.

В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Степан Разин. 1906 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Портрет А.В. Суворова. 1907 год.

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Посещение царевной женского монастыря. 1912 год.

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Суриков В. И. Натурщица в старинном русском костюме. 1882 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Жена чернобородого стрельца. Этюд.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Портрет Н. Ф. Матвеевой. 1909 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урождённой Шрейдер. 1902 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 1891 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Портрет Л. Т. Маториной. Казачка. 1892 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Портрет княгини П.И. Щербатовой. 1910 год.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Источник

«Днем работаю или иногда хожу в картинные галереи»: Москва глазами молодого Сурикова

После окончания Академии художеств в Петербурге Василий Суриков взялся за работу в Москве, позволившую ему ощутить уверенность в мире искусства и радикально изменить свою жизнь. Чем жил великий художник в самом начале своего творческого пути, какой он увидел Москву почти полтора века назад, и что его в ней поразило — читайте в нашем материале.

В 1876 году, будучи еще молодым художником, Василий Суриков получил весьма солидный по тем временам заказ — создание фресок для храма Христа Спасителя в Москве. К этой работе были привлечены в разное время многие известные художники — Иван Крамской, Генрих Семирадский и другие. Сурикову было поручено написать на хорах четыре больших фрески (402×363) на темы Первого, Второго, Третьего и Четвертого вселенских соборов. «Дали очень трудные сюжеты, и именно: диспуты на вселенских соборах. Картина будет громадная — 7 аршин высоты и пять аршин ширины. Стало быть, придется по величине, если сравнить, расписать всю стену нашего дома, выходящую на Благовещенскую улицу, от тротуара до крыши! Если только не больше», — описывал он размеры в одном из писем родным.

Этот заказ радикально повлиял на жизнь 28-летнего художника — закончив работы по росписи храма летом 1878 года, Суриков решил остаться в Москве навсегда. Тем не менее, он никогда не забывал свою родину и регулярно писал письма своим родным. В фондах Красноярского краеведческого музея мы нашли одно из сохранившихся писем художника, и решили показать его вам, как есть (вся орфография, и пунктуация автора сохранена — прим. Культура24).

«Москва. 10 октября 1877 г.

Здравствуйте, милые и дорогие мои мама и Саша!

Я все еще живу в Москве и работаю в храме Спасителя. Работа моя идет успешно. Думаю в этом месяцу кончить 1 . Жизнь моя в Москве очень разнообразная — днем работаю или иногда хожу в картинные галереи. Видел картину Иванова «Явление Христа народу» 2 , о которой, я думаю, ты немного слышал. На днях ходил на Ивана Великого, всю Москву видно, уж идешь, идешь на высоту, насилу выйдешь на площадку, далее которой не поднимаются. Тут показывают колокола в 200 пудов и даже в 300 пудов, 400 пудов и до 1500 пудов, а в 8 000 пудов звонят только в 1-й день пасхи — такой гул, что упаси бог. Я думаю, в Красноярске услышат! Подле колокольни Ивана Великого на земле стоит колокол в 12 000 пудов. Он упал лет 100 назад с колокольни и ушел в землю по самые уши, и выломился бок. Вот вид колокола и рядом человек и Царь-пушка 3 .

Что, милая моя, дорогая мамочка, как поживаете? Хочется мне увидеться с вами. Есть ли чай-то у дорогой моей? Что у нее, еще побольше морщинок стало? Саша, купи маме теплые сапоги. Есть ли теплая шубка у мамы? Если нет, то я пришлю еще деньжонок. Бог даст, если хорошо кончу работу, приеду повидаться с вами. Кланяюсь всем.

Целую вас, мои дорогие.
В. Суриков

Адрес мой: у Пречистенских ворот, дом Осиповского, квартира No 9».

1 Работы по росписи храма Христа Спасителя Суриков закончил лишь летом 1878 года
2 Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» была перевезена из Петербурга в Москву и с 1862 года находилась в Румянцевском музее. В 1932 году картина и многочисленные этюды к ней были переданы в Третьяковскую галерею.
3 В подлиннике рисунки Царь-колокола и Царь-пушки.
4 Авраамий Палицын (? — 1625), ошибочно названный Суриковым Потылицыным — келарь (монах, ведающий хозяйством монастыря) Троице-Сергиевой лавры, организовавший защиту монастыря от поляков в 1612 году.

Источник

«Вселенские соборы»

Не дожидаясь результата переписки между Академией художеств и министерством двора, Суриков 16 марта 1876 года обратился в Правление Академии с просьбой предоставить ему один из залов верхней галлереи для написания эскизов картин, предназначающихся для московского храма Христа Спасителя.

Разрешение было дано, и Суриков приступил к работе. Из переписки о постройке храма видно, что через месяц эти эскизы вместе с эскизами других художников были представлены царю, который 16 апреля 1876 года «высочайше соизволил утвердить эскизы живописных священных изображений для стен и арок на хорах Храма, составленные гг. Семирадским, Бодаревским, Суриковым, Творожниковым, Прянишниковым, Маковским, Седовым, Горбуновым и т. д.».

«. Затем в 30-й день июля сего же года последовало высочайшее повеление о предоставлении означенным художникам живописных работ на хорах храма по составленным ими и высочайше одобренным эскизам. »

Суриков должен был писать четыре картины, изображающие первый, второй, третий и четвертый Вселенские соборы. (Следующие пятый, шестой и седьмой соборы первоначально должен был писать Бодаревский, но затем он от этой работы отказался, и исполнение ее было передано Творожникову.)

8 ноября 1876 года Суриков обращается в Правление Академии художеств: «Художника Сурикова. Прошение. Для составления картонов заказанных мне картин в Московский Храм Спасителя мне необходима мастерская, то я покорнейше прошу Правление Академии о назначении мне мастерской для этих работ.

Художник В. Суриков» 2

Вначале Сурикову «за неимением свободных мастерских» было отказано, но затем все-таки предоставлено «свободное зало с верхним светом», и Суриков смог приняться за картоны для «Вселенских соборов».

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Первый Вселенский Никейский собор. Эскиз. 1877

В письме к родным Суриков осветил только часть трудностей, связанных с краткостью срока и с размерами, с какими Сурикову никогда не приходилось до того иметь дело. Но была еще одна трудность, непосредственно относящаяся к условиям творчества по заказу царского правительства. Суриков впервые встретился с такими условиями и никак не мог с ними примириться. Дело в том, что, выполняя заказанные картины, художники должны были писать под непрерывным контролем «Комиссии для построения храма», чиновники которой постоянно вмешивались в работу живописцев, категорически возражая против всякого смелого, оригинального творческого решения. Система работы была организована таким образом, что выплата гонорара художникам производилась по частям и лишь после того, как каждый этап их работы будет принят и утвержден этой комиссией. И хотя художник писал по утвержденным эскизам и по утвержденным картонам, часто комиссия отказывалась дать заключение, без которого не выплачивалась очередная часть гонорара, и диктовала художнику свои предложения об изменениях и переработках, обусловленные казенной точкой зрения, стремлением заставить художников создать холодные, бездушно официозные церковные росписи в духе господствовавших тогда при царском дворе и синоде представлений об искусстве, направляемых насквозь фальшивой формулой: «Православие, самодержавие и народность».

Таким намерениям вполне соответствовал и стилистический характер этого храма.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Первый Вселенский Никейский собор. Картон. Фото

Цикл Вселенских соборов должен был показать историю христианской церкви с I по X век нашей эры и, естественно, должен был отразить историю борьбы различных сект, учений и ересей, которая развертывалась часто с большим ожесточением на Вселенских соборах. Казалось бы, что эта тема дает художникам возможность создать интересные композиции, отразить борьбу страстей, воспроизвести яркие характеры церковных деятелей в первые века развития вселенской церкви. Но устроители храма решили иначе. Они попросту предложили художникам исключить из фресок, показывающих Вселенские соборы, изображения «еретиков»: Ария, Македония, Нестория и пр., и потребовали, чтобы художники писали только изображения «святых отцов церкви», заседавших на соборах. Таким образом, самими условиями заказа у художников сразу же отнималась всякая возможность сколько-нибудь живой трактовки событий, воспроизведения борьбы различных мнений и сект, столкновения типов и характеров и т. д. Тем самым художники были лишены права показывать реальную борьбу, которой насыщена история Вселенских соборов, и все композиции были сведены к различным вариантам торжественных заседаний «отцов церкви».

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Второй Вселенский Константинопольский собор. Эскиз. 1877

Естественно, что Суриков, возмущенный казенным вмешательством, чувствовал глубокую неудовлетворенность своей работой над Вселенскими соборами и вынашивал свою тему, в трактовке которой мог бы в полной мере проявиться его развившийся талант и демократические воззрения.

И все же работа в храме Христа Спасителя имела для Сурикова значение как первый опыт создания многофигурных композиций столь больших размеров.

Важным для дальнейшей деятельности Сурикова было и то обстоятельство, что гонорар за четыре картины — десять тысяч рублей — давал художнику материальные возможности для того, чтобы в течение нескольких лет быть совершенно самостоятельным в своем творчестве.

Реалистический талант и независимый характер Сурикова не могли смириться с казенными требованиями, и он на протяжении своей работы над «Вселенскими соборами» все-таки предпринимал неоднократные попытки настаивать на своем. Документы обнаруживают некоторые следы этой борьбы.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Второй Вселенский Константинопольский собор. Картон. Фото

Наконец в заявлении от 30 июня 1878 года Суриков сообщил, «что им ныне совершенно окончена живопись в храме, изображающая первые четыре Вселенские собора, по замечаниям г. г. экспертов и комиссии» и просил произвести с ним окончательный расчет.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Третий Вселенский Ефесский собор. Эскиз. 1877

Прошли две педели, и 14 июля Суриков подал в Комиссию заявление, в котором объяснил, «что им исполнены все замечания, сделанные ему г. г. членами Комиссии на произведенную им в храме живопись — первые четыре Вселенских собора», и просил выплатить причитающиеся деньги.

На четырех «Вселенских соборах» многие обвинения в «ереси» и богословские споры возникали в связи с тем, как истолковать догмат христианства о «единстве» божественного и человеческого начал в Иисусе.

Суриков написал четыре собора на хорах. На верхней части стены изображен первый Вселенский — Никейский — собор, который был созван в 325 году императором Константином для борьбы с учением Ария. Арий отвергал в Иисусе Христе божественное начало и был осужден собором как еретик. На картине изображен император Константин и патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Осия, епископ Кардубский, Александр — архиепископ Цареградский, Пафнутий — епископ Фаваидский, Иаков исповедник, Павел Неокессарийский и другие. Афанасий великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает учение Ария, обращаясь к императору Константину. (Собор окончился отлучением и ссылкой Ария, но потом Константин встал на сторону ариан и вернул Ария, а сослан был Афанасий.)

Первоначальный эскиз, хранящийся в Русском музее, отличается большим мастерством и смелостью художника в создании ярких типов восточных патриархов — смуглых, чернобородых, со впалыми щеками, с крючковатыми носами и с фанатически горящими черными глазами. На троне, откинувшись назад, сидит Константин в роскошной одежде византийского императора. Хотя Арий, как еретик, на картине не изображен по условиям заказа, композиция в целом не лишена момента драматизма, особенно выраженного во взаимоотношениях двух фигур: красноречивого Афанасия и императора Константина, который слушает проповедника, не выражая какого-либо определенного отношения к нему.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Третий Вселенский Ефесский собор. Картон. Фото

Бледнее и по композиции и по образам детальный эскиз второго этапа работ (или картон), с которого, вероятно, писалась картина на стене.

На нижней части северной стены был написан второй Вселенский — Константинопольский — собор, созванный императором Феодосием Великим в 381 году для борьбы с учением Македония, который отвергал божественную сущность святого духа. На картине изображены патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий, епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Григорий Богослов читает постановление собора о принятии всех догматов Никейского собора и о решении, направленном против учения Македония.

И в этом случае первоначальная композиция эскиза интереснее, чем окончательный рисунок, по которому расписывалась стена храма. Та же острая характеристика восточных патриархов, то же стремление художника индивидуализировать участников собора и по возможности контрастнее изобразить обстановку. Композиция первоначального эскиза отличается также живописными достоинствами, красивым сочетанием темно-красной портьеры, розовых ступеней, темно-зеленых кресел, на которых выделяется белая одежда патриархов и их стихари — бледно-зеленого, розового, сиреневого цветов. Мягкое освещение объединяет различные краски этой композиции в единое целое.

На противоположной стене вверху был написан третий Вселенский — Ефесский — собор, который был созван в 431 году императором Феодосием II для борьбы против Нестория, цареградского патриарха, который утверждал, что Христос родился человеком и божественное начало соединилось с ним впоследствии за святость его жизни (поэтому богородицу он предлагал именовать христородицей). На соборе присутствуют патриархи Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский и другие. Александрийский патриарх Кирилл осуждает несторианскую ересь. Суриков все-таки нарушил установки «Комиссии по построению храма» — добился того, что на картине (в глубине, на заднем плане) изображены несколько фигур удаляющихся из храма еретиков, вслед которым вытянута повелевающая рука Кирилла. Здесь особенно бросаются в глаза преимущества первоначального эскиза перед тем обезличенным, приглаженным рисунком, который возник вследствие давления Комиссии на Сурикова.

На нижней части южной стены Суриков написал четвертый Вселенский — Халкидонский — собор. Этот собор был собран в 451 году императором Маркианом для борьбы против учения Евтихия, который утверждал, что человеческое начало в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным и что поэтому следует признавать в нем только божеское начало. Собор проходил в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии. В нем участвовали: Григорий Нисский, Авксентий, патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Флавиан Цареградский, Люцензий, пресвитр Бонифаций и другие. Анатолий, патриарх Константинопольский, опровергает учение Евтихия, и собор утверждает догмат о соединении в Христе божественного и человеческого начал.

суриков третий вселенский собор картина. Смотреть фото суриков третий вселенский собор картина. Смотреть картинку суриков третий вселенский собор картина. Картинка про суриков третий вселенский собор картина. Фото суриков третий вселенский собор картина

Четвертый Вселенский Халкидонский собор. Эскиз. 1877

Значительно хуже первоначального эскиза окончательный рисунок. Яркие образные характеристики византийского императора и греческих богословов приглажены и уступили место безликим, стандартным персонажам. Исчезли и такие характерные подробности, как золотой лев у подножия трона и императорский скипетр. Более «благообразным» и банальным стал Анатолий Константинопольский.

Еще слабее окончательное решение четвертого собора в настенной картине. В особенности пострадал образ константинопольского патриарха. Вместо худощавого сурового грека, который взывает к императору, требуя осуждения еретика, изображен благообразный седобородый старец, лишенный всякой индивидуальности; его образ должен служить выражением отвлеченной идеи «благочестия» вообще. Слабее и другие образы патриархов, расположенные в глубине картины, хотя из трех греков, сидящих между Анатолием и Маркианом, двое сохранили характерные черты. Образы Маркиана и Пульхерии также менее интересны в окончательном варианте, чем в первоначальном эскизе. На картине они несколько приблизились к тому стандарту, который получил широкое распространение в церковной росписи. Но все же во многом Суриков сумел настоять на своем. Лица Маркиана и Пульхерии живые; в их типах есть черты этнического своеобразия. Таковы черные, почти сросшиеся брови царя, его широкие красные губы, его суживающаяся книзу продолговатая борода с мелкими завитками, напоминающая ассиро-вавилонские бороды, смуглый цвет лица и задумчивый взгляд темных глаз. Менее удачно лицо царицы, в особенности его выражение, но все же и здесь еще есть живые штрихи.

Зато в большой степени проявилась в этой картине живописная природа созревшего таланта Сурикова. Малиновый плащ Маркиана и золотое огорлие, украшенное крупными рубинами и сапфирами в венчиках из жемчужных зерен, блестящее золото его короны и браслетов, драгоценные камни на короне и одежда царицы, написаны уверенно и сильно. Грани камней, кажущихся прозрачными, сверкают и отсвечивают. Смелость использования красочной палитры и превосходное цветовое сочетание достигнуты Суриковым в костюме царицы. Ее темно-голубой шарф с золотыми полосами, ее красивого оттенка фиолетово-сиреневый плащ — еще одно доказательство растущего живописного мастерства Сурикова. В характеристике Маркиана Суриков еще близок к образу Ирода Агриппы в картине «Апостол Павел», но в отношении живописной трактовки художник ушел далеко вперед от своей академической программы: так, например, одежда и драгоценности Пульхерии написаны с гораздо большей свободой и блеском, чем одежда и украшения Береники в картине «Апостол Павел».

Достаточно самого беглого сравнения первого эскиза с окончательной картиной, чтобы стало понятно, каких усилий стоило Сурикову отказаться от своих первоначальных замыслов и уступить требованиям экспертов и членов Комиссии, толкавших его и всех остальных исполнителей на проторенные пути скучного и банального ремесла.

Вместе с тем уцелевшая картина дает новое подтверждение живописной силы таланта Сурикова конца 70-х годов. Распространенные мнения о том, что во «Вселенских соборах» Суриков показал себя как еще только начинающий художник и что условия работы по казенному заказу его так тяготили, что якобы вызвали полное равнодушие к росписям, — эти мнения нельзя считать правильными.

Несмотря на грубое вмешательство заказчиков, Сурикову удалось в настенных картинах удержать кое-что свое, как мы видели это на примере образа Маркиана и некоторых участников собора. И при всей неблагоприятности условий работы развивающийся живописный талант Сурикова не был полностью подавлен, Тот живописный темперамент, который обнаружил Суриков в студенческие годы в своей картине «Пир Валтасара» и который не мог выявиться в академической программе на золотую медаль («Апостол Павел»), напомнил о себе с новой силой во «Вселенских соборах».

Примечания

1. Архив Государственного Исторического музея. Дело по канцелярии Главного архитектора «Комиссии по построению храма Христа в Москве», т. 3, ед. хр. 2, л. 4, 12.

2. ЦГИАЛ, фонд 789, год 1876, опись 6, д. 150. Личное дело Сурикова.

3. В Русский музей они попали из музея Академии художеств. Эскизы писаны маслом по холсту, наклеенному на картон.

4. Фотографии хранятся в фототеке Третьяковской галлереи.

5. Точнее их называть настенные картины, чем фрески, поскольку они были написаны масляной краской по сухой, специально прогрунтованной штукатурке.

6. В.И. Суриков, Письма, стр. 45. Письмо от 22 апреля 1877 г.

7. М.С. Мостовский, История храма Христа Спасителя в Москве, М., стр. 161, 162.

8. См.: «Всемирная Иллюстрация», № 750 за 1883 г., стр. 418.

9. «Он хотел из своей империи создать военную Византию — отсюда его «народность и православие», холодные, как петербургский климат», — писал Герцен (А.И. Герцен, Собр. соч., т. VIII, Пг., 1919, стр. 54).

10. «Всемирная Иллюстрация», № 1260 за 1893 г. Вспоминая впоследствии одно из таких огромных бездушных полотен В.П. Верещагина «Рождество», Суриков рассказывал: «Когда писал Верещагин эту картину в Храме Христа-Спасителя, заходит туда П.П. Чистяков, увидел картину и говорит: «Это не рождество, а торжество жженной Тердисени», — так насмешливо назвал Чистяков злоупотребление жженной сиеной. — Раздался общий хохот (см. «Воспоминания М.А. Рутченко». Приложение к книге А.Н. Турунова и М.В. Красноженовой «В.И. Суриков», стр. 126).

11. Письмо И. Аксакова К. Победоносцеву от 15 февраля 1882 г. «К.П. Победоносцев и его корреспонденты», т. I, М. — Пг., ГИЗ, 1923, стр. 277.

12. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 55.

13. Из письма М.А. Рутченко от 20 апреля 1936 г. Цит. но кн.: А.Н. Турунов и М.В. Красноженова, В.И. Суриков, стр. 126.

14. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 2, л. 187, 189.

15. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 25.

16. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 31.

17. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 61.

18. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 71—76.

19. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 125.

20. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 1318.

21. Запись беседы с П.П. Кончаловским от 24 октября 1954 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *