суриков апостол павел объясняет догматы веры
Суриков апостол павел объясняет догматы веры
Русская живопись запись закреплена
Василий Суриков. «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» (1875).
Холст, масло. 142 x 218.5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Конкурс на большую золотую медаль в Академии не выиграл ни один из четырех претендентов, хотя Чистяков и бился с бюрократией профессоров, отстаивая работу своего любимца. Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста».
Изобразив столкновение христианства, римского язычества и иудаизма, он расширил тему, включив в композицию дополнительных персонажей, заворожено слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной, после нее молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта первая и последняя заказная работа дала живописцу материальную базу для дальнейшего свободного творчества. С окончанием Академии биография Василия Сурикова прочно и неразрывно связана с постоянной кропотливой работой над своими великолепными масштабными полотнами.
Свет миру в полотнах Василия Сурикова
Широкому кругу любителей искусства Василий Иванович Суриков, чье 170-летие со дня рождения мы вспоминали 24 января, известен прежде всего как автор масштабных эпических полотен на темы русской истории. Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» покоряют широтой охвата. В них исторические типы, колорит и атмосфера эпохи воссозданы так достоверно, как если бы автор был сам очевидцем изображаемых событий. Менее известны картины Сурикова на библейские сюжеты.
Суриков рано лишился отца и, чтобы поддержать семью, устроился на службу канцелярским писарем. «Иногда приходилось, – вспоминал он позднее, – расписывать пасхальные яйца по три рубля за сотню». И однажды начинающий художник написал на заказ икону «Богородичные праздники».
Позднее, уже учась в Петербургской академии художеств, куда он поступил в 1869 году, Суриков исполнил ряд картин на сюжеты как Ветхого, так и Нового Заветов. В этих произведениях, созданных в основном в соответствии с академическими канонами, уже видна рука мастера в разработке колорита, композиции и психологии характеров. По ним можно проследить, как выкристаллизовывался суриковский стиль. Герои этих полотен показаны в окружении народа. Но это отнюдь не безликая толпа – каждый наделен яркой индивидуальностью. Таковы «Пир Валтасара» (1874), «Изгнание Христом торгующих из храма» (1873) и «Нерукотворный образ» (1872). В картине «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872) весь интерьер комнаты, где происходит библейская сцена, убран кроваво-красным. Алая расцветка преобладает и в нарядах обеих женщин. Иродиада со злорадством взирает на отрубленную голову Предтечи. В ее выпученных глазах и открывающей зубы ухмылке есть что-то патологическое – в то время как Саломея опускает глаза, словно не в силах выдержать этот сатанинский взгляд.
Совершенно иначе звучит полотно «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вероники и проконсула Феста» (1875), ставшее подлинной вершиной раннего творчества художника. В строгом соответствии с текстом Деяний святых Апостолов художник запечатлел римского гражданина Павла в тот момент, когда тот, простерши руку, стал говорить в свою защиту (Деян. 26, 1). В его лице и осанке чувствуется мудрость, уверенность и решительность великого проповедника и столпа Церкви. В то время, как лицо Феста выражает смешанное с сомнением уважение, Вероника словно зачарована проповедью Павла, а Агриппа так захвачен ею, что в волнении подался вперед. На заднем плане в некотором затемнении показаны тысяченачальники и знатнейшие граждане – язычники и иудеи. Тщательно выписав не столь много фигур, художник мастерски создает впечатление большой массы людей, наблюдающих за этой сценой.
За эту картину Суриков в 1875 году удостоился звания классного художника первой степени. Полотно стало последней его работой за время учебы в академии. Через полгода художник получил возможность поехать за границу, однако предпочел остаться в России, чтобы расписывать только что возведенный Храм Христа Спасителя. В 1877 году Василий Иванович окончательно переехал в Москву и в течение последующих двух лет выполнил в новом кафедральном соборном храме Церкви Русской фрески на темы четырех Вселенских соборов. Больше Суриков никогда на заказ не работал.
К христианским сюжетам он вновь обращается в 1888 году. Тогда им была создана картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». Написанию этого полотна предшествовала тяжелая личная драма: умерла горячо любимая жена художника Елизавета Августовна Шаре. Мастер так тяжело переживал потерю, что в течение года не брал кисть в руки. Картина «Исцеление слепорожденного» стала символом личного исцеления Сурикова и его духовного возрождения. Лицо Христа спокойно – почти бесстрастно, как иконописный лик. В этом спокойствии чувствуется уверенность «власть имеющего». Показанный в затемненном пространстве, Он – образ света: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Справа за плечом Христа – ангельский лик, в котором угадываются черты лица почившей жены. Из-за левого плеча выглядывают недоверчивые свидетели чуда. А на самого слепорожденного направлен мощный поток света – символ исцеляющей благодати: Доколе Я в мире, Я – свет миру (Ин. 9, 5).
Последней крупной работой Сурикова стало «Благовещение» (1914). Здесь златозарный свет заполняет почти все пространство полотна. Он концентрируется в виде нимбов вокруг глав архангела, возвещающего о будущем рождении Сына Божия с жестом ликования, и Пречистой Девы, исполненной смирения и детской веры. Это свет, окончательно побеждающий тьму!