суета и паника не спасут титаника
Топ-10: невероятные истории людей, которые выжили в крушении Титаника
Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.
Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.
10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)
Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.
В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.
9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса
Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.
Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.
В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.
8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса
Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.
Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.
Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.
7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса
Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на воду. Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».
Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.
6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)
Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.
5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса
Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.
В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.
Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.
4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса
Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала свое место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.
К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.
3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)
Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).
Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.
2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless
Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.
Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.
На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».
1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга
Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).
Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).
В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.
Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.
Тайны гибели «Титаника»: Скрытые причины странного поведения пассажиров и экипажа во время трагедии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где был капитан «Титаника» во время трагедии?
Так началась самая ужасная ночь в прекрасной долгой жизни Эдварда Джона Смита. Капитан провёл в море более сорока лет. За это время с ним никаких особых неприятностей не случалось. Теперь же на его долю выпала тяжкая ответственность за одну из самых страшных морских катастроф всех времён. За считанные часы погибнет более полутора тысяч пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.
Тело капитана так и не нашли. Последние минуты его жизни так и остались загадкой, несмотря на многочисленные противоречивые сведения. Была даже версия о том, что он спрыгнул с корабля с младенцем. Как писал Вин Крейг Уэйд в книге «Титаник: Конец мечты», «капитан Смит погиб по крайней мере пять раз, то героически, то позорно». Ходили даже слухи о том, что он, на самом деле, вообще, выжил.
В самых первых газетных статьях приводились свидетельства очевидцев, которые говорили, что капитан застрелился из пистолета. Эту версию историки категорически отвергают. Выживший радист Гарольд Брайд, более надёжный свидетель, сказал, что видел, как Смит «спрыгнул с корабля в море». Другие говорили, что его унесло волной или, что он поплыл обратно к «Титанику», чтобы встретить свой конец.
Несколько человек рассказывали, что видели капитана в воде. Некий пожарный с «Титаника», Гарри Сениор, говорил, что Смит спрыгнул с корабля с «младенцем, которого он нежно прижимал к своей груди». Потом капитан якобы доплыл до ближайшей спасательной шлюпки, передал ребёнка и поплыл обратно к «Титанику», сказав: «Я последую за кораблём». Третьи утверждали, что он добрался до перевёрнутой спасательной шлюпки, но не смог удержаться и утонул.
Но действительно ли он умер?
Весьма странными являются слухи о том, что капитану Смиту удалось выжить. Например, некоторое время спустя после катастрофы, летом того же года, некий житель Балтимора по имени Питер Прайал сообщил, что встретил капитана у себя в городе. Прайал не был сумасшедшим. Это был весьма уважаемый местный бизнесмен. Он говорил, что ему довелось несколько десятков лет назад служить под началом Смита. Поэтому он узнал бы его при любых обстоятельствах, как бы не изменилась его внешность. Кроме того, врач Прайала засвидетельствовал, что тот был «абсолютно вменяемым и не страдал галлюцинациями».
Питер рассказал, что видел Смита дважды. Один раз в среду и ещё раз в следующую субботу. Прайал даже подходил к нему и разговаривал. Тот якобы его узнал и сказал, что находится в командировке. Бывший моряк последовал за Смитом до железнодорожного вокзала. Тот сел на поезд, следующий в Вашингтон и сказал Прайалу: «Веди себя хорошо, товарищ по плаванию, пока мы не встретимся снова».
Следующее сообщение о якобы выжившем капитане последовало в 1940 году. В журнале Life было опубликовано письмо, в котором говорилось, что капитан закончил свои дни в качестве изгоя в Лиме, штат Огайо. Местные жители знали его как «Молчаливого Смита». Среди доказательств указывали то, что этот человек прибыл в город через три года после катастрофы. Он назвался Смитом, был примерно того же возраста и роста, и имел татуировки, типичные для моряков. Но, редакция журнала не знала главного. Молчаливый Смит сразу после своей смерти в 1915 году был опознан как некий Майкл Маккенна.
Приговор капитана Смита
Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.
В ходе последовавших за этим британских и американских расследований вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других кораблей и в неспособности снизить скорость судна до соответствующих условий. Британское расследование, по сути, оправдало капитана, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из непосредственных причин этой ненужной трагедии». Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».
Почему сначала не было никакой паники
Дело в том, что люди просто не осознавали всей глубины опасности. Когда их впервые вызвали на палубу около полуночи той ясной безоблачной ночью, никто даже представить себе не мог, чем это в итоге закончится. Никто не знал, например, что спасательных шлюпок было примерно вдвое меньше необходимого. Или что корабль, видимый вдалеке, не придёт на помощь. Или что столь знаменитый, гигантский корабль действительно затонет.
Даже выжившие, которые остались на «Титанике» после того, как последние спасательные шлюпки отплыли, а они сами вскоре оказались в ледяной воде, не говорят об истерии или панике. Чарльз Лайтоллер, самый высокопоставленный член экипажа из выживших, отвечал за погрузку спасательных шлюпок на левом борту. Он говорил: «Не было никакой давки или толкотни». «Все мужчины вели себя вежливо по отношению к женщинам и детям. Они не могли бы стоять тише, даже если бы были в церкви».
Катастрофа в замедленном движении
Тот спокойный неторопливый темп, в котором события разворачивались в последние часы «Титаника», может дать ключ к разгадке. Корабль задел роковой айсберг в 23:40 14 апреля, образовалась целая серия пробоин ниже ватерлинии. Многие пассажиры были в то время в постели, и немногие выжившие сказали, что не заметили ничего особенного. Лишь когда стюарды начали будить пассажиров, предлагая им одеться и выйти на палубу, это стало для людей первым намёком на то, что что-то не так.
Лишь в 00:05 члены экипажа начали раскрывать спасательные шлюпки. Прошло ещё 40 минут, прежде чем первая из них была спущена на воду. В это же время экипаж начал запускать ракеты. Люди, которые часто путешествуют, сочли бы это серьёзным сигналом бедствия, но менее опытные и здесь не углядели ничего из ряда вон выходящего. Экипаж продолжал загружать пассажиров в спасательные шлюпки, пока последняя из них не была спущена на воду в 2:05. Спустя пятнадцать минут «Титаник» скрылся в пучине.
Люди до самого конца не верили, что происходящее очень серьёзно. Может им казалось, что это просто не может быть правдой? Ведь «Титаник» называли непотопляемым. Некая защитная реакция? Крушение «Титаника» по сей день остаётся крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Эта страшная трагедия продолжает будоражить сознание людей. Эта тема постоянно вдохновляет на новые исследования, написание книг, создание фильмов, спектаклей и даже мюзиклов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Материалы по теме
А вот ещё:
Как появилась женская традиция закрывать лицо
Вуали носили те, кто стеснялся своего лица, те, кто, наоборот, считал слишком большой привилегией для окружающих любоваться им, те, кто хотел подчеркнуть свое положение – семейное или социальное – или те, кому нужно было защититься от солнца или ветра. Ушла ли в прошлое вуаль?
Ничего подобного: возникнув задолго до появления мусульманских или христианских традиций, она обещает пережить еще не один период истории человечества.
Кому приличествовало носить покрывало на голове в древности
Одежда, которая сама по себе в человеческом обществе использовалась не всегда – а кое-где и до сих пор не применяется, тем не менее, уже в древние времена стала выполнять не только практическую функцию – защищать от холода и осадков. Встречать по одежке люди научились уже очень давно. И первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах – то есть нормах более чем трехтысячелетней давности.
При этом «низшим» классам было запрещено покрывать голову – наказание за нарушение этого правило было суровым: если рабыню или представительницу древнейшей профессии «ловили» на ношении такой накидки – первой грозило отрезание ушей, вторую приговаривали к розгам и отправляли в рабство. То есть покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин.
Римлянки после замужества не выходили из дома с непокрытой головой. Источник: nationalgalleries.org
Похожий смысл такой кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Ее носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали. На гетер также не распространялось это правило.
Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими.
Кого и от чего могла защищать вуаль
Хашим ибн Хаким, прозванный Аль-Муканна, то есть «закрытый покрывалом», был одним из самых известных в истории персонажей, скрывавших лицо от окружающих. Муканна родился в VIII веке в городе Мерве (территория современного Туркменистана). Он был организатором восстания против династии Омейядов, называл себя воплощением бога и объяснял свое покрывало тем, что сияние его лица не может вынести ни один простой смертный. Злые языки, правда, утверждали, будто за этой зеленой шелковой тканью Муканна скрывает какие-то ужасные физические недостатки, но это осталось неподтвержденным.
То, что чадру, предшественницу вуали, носили прежде всего женщины аристократических семейств, а крестьянкам и служанкам либо дозволялось, либо вообще предписывалось не покрывать голову, объяснимо и с практической стороны: в чадре работать в полях затруднительно. А вот для жителей африканской пустыни, наоборот, ткани, повязанные вокруг головы и лица, была спасением. Туареги, племена сонгай, хауса и другие народы Сахары издавна носили такую чадру, повязывая ее так, чтобы защититься от ветра и песка.
Понятно, что в средневековой Европе никаких послаблений относительно женской одежды не было – волосы покрывали чадрой, потом носили чепцы и капюшоны. А вот начиная с XV века покрывало-вуаль становится уже скорее модным аксессуаром, чем обязательным к ношению элементом гардероба приличной христианки. Очень популярны вуали были при бургундском дворе – женщины прикрепляли их на геннин – конусообразный головной убор.
Европейские головные уборы в XV веке.
Мода на вуали
Позже, в период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко. Не забывали их, правда, в те моменты, когда требовалось сохранить инкогнито – при посещении любовника, например, или для еще каких темных дел – тут уж в помощь воображению призываются многочисленные романы Дюма-отца. В южных католических Италии и Испании женщины продолжали благочестиво прикрывать волосы и носили черную кружевную мантилью – это еще одна «родственница» чадры. Сейчас мантильи носят разве что во время праздников, в том числе религиозных.
Мантильи, как и другие накидки-вуали, носят и представительницы самого высшего общества.
Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикрепленного к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на все лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. А снова вуали обрели популярность в шестидесятые, став на некоторое время настоящим писком моды.
Что же до исламского мира, на протяжении XX века обычай носить чадру и другие скрывающие волосы и лицо предметы одежды, казалось, терял прежнюю устойчивость, но в последние десятилетия покрывала вновь стали непременной составляющей гардероба мусульманской женщины. Часто чадру носят вместе с никабом, который закрывает лицо, оставляя лишь прорези для глаз.
Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена. Веками в Европе носили черные траурные вуали во время похорон и в первый период после них. А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена.
Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.