судная палата архангельского собора
Судная палата архангельского собора
В разделе сайта «Научные проекты» освещаются проблемы научной реставрации и использования памятников архитектуры Музеев Московского Кремля, а также ход реставрационных работ на этих объектах.
В разделах освещаются систематически и планомерно проводимые реставрационно-консервационные и технические мероприятия, обеспечивающие физическую сохранность памятников архитектуры, их репрезентативный вид, а также оптимальные условия для нормального функционирования музейных помещений и сохранности содержащихся в них экспонатов. В разделе «Научные проекты» освещаются также результаты археологических работ, проводимых на территории Кремля, а также на памятниках архитектуры музея-заповедника.
С течением веков Московский Кремль и Красная площадь составляют уникальный художественный ансамбль, являющийся шедевром творческого гения многих поколений выдающихся художников. Сегодня в Московском Кремле находится известный во всем мире музей, посетить который ежегодно приезжают более двух миллионов человек со всего мира.
В 2018 году начались работы по реставрации конструкций крыши, сводов и кровли собора. Последние комплексные реставрационные работы проводились в соборе в конце 1970-х годов перед Московской Олимпиадой.
Одним из важнейших направлений деятельности Музеев Московского Кремля является обеспечение сохранности памятников архитектуры, находящихся в его пользовании.
Увидеть фрагменты зданий, входивших в монастырские комплексы, посетители смогут, заглянув в археологические окна на Ивановской площади – посещение экспозиции с открытыми шурфами входит в программу новой тематической экскурсии «Древний Кремль и святые обители», маршрут которой проходит по Новому кремлевскому скверу.
Музейная коллекция артиллерийских орудий ХVI–ХIХ веков хранится в Кремле с первого десятилетия ХVIII века.
С южной стороны к Архангельскому собору примыкает двухэтажная пристройка, возведенная в 1832 г. для церковных нужд. Под ней сохранились древние подземные палаты, частично расположенные под тротуаром и проезжей частью правительственной трассы.
В 2005 г. началось осуществление проекта реставрации резных белокаменных порталов собора. Работы продолжались до 2008 г. В 2012 году в период проведения реставрации западного фасада собора возобновились работы по резным белокаменным порталам.
Археологические находки XXI века и клады Кремля, найденные в XX веке.
В 2005 г. началась реализация проекта «Реставрация и музеефикация колокольни Ивана Великого», приуроченного к 200-летнему юбилею Музеев Московского Кремля.
В 2006 году началось осуществление нового проекта, предполагающего открытие еще одного экспозиционного объекта. Это северо-восточный придел Архангельского собора, посвященный святому воину-мученику Уару.
В 2003 г. началось осуществление научного проекта реставрации одностолпной палаты середины ХVII в. в первом этаже Патриаршего дворца и ее последующей музеефикации. Проект предполагает воссоздание первоначального облика памятника, утраченного при многочисленных перестройках ХVIII-ХХ вв., его конструктивное укрепление, оснащение инженерными коммуникациями и устройство в нем экспозиционного зала.
В 2001 г. музей по своей инициативе принял на баланс ранее бесхозный памятник садово-паркового искусства начала ХIХ века — павильон «Грот» архитектора О.И. Бове, расположенный в Верхнем Александровском саду.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Архангельский собор Московского Кремля — усыпальница русских правителей
Мы на Соборной площади. Давайте повернёмся лицом на юго-восток, — к Москва-реке и полюбуемся на Архангельский собор Московского Кремля!
По наружному убранству Архангельский собор Московского Кремля напоминает больше светское здание, чем православный храм. В нём ясно просматриваются черты итальянской дворцовой архитектуры эпохи Возрождения. Чего стоят одни только белоснежные раковины, размещённые в закомарах, венчающих фасады здания! А входы в собор, оформленные резными декорированными порталами? Очевидно, что строил собор итальянский мастер. Однако, начнём сначала.
Архангельский собор. История создания
Ещё в начале 13 века брат Александра Невского Михаил Хоробрит получил в удел Москву и построил на этом месте деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – архангела Михаила.
В те времена Москва ещё была уделом великого княжества Владимирского. При взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году церковь была сожжена.
Однако, архангел Михаил не ушёл с освящённого места. Почти через столетие, в 1333 году, великий князь московский Иван Данилович Калита снова возвёл здесь прекрасный Архангельский храм из белого камня. Он и стал первым из князей, погребённых в Архангельском соборе.
Великий князь Иван Данилович Калита Надгробие великого князя Ивана Даниловича Калиты
Архангельский собор — усыпальница русских правителей
С 1340 года до первой трети 18 века Архангельский собор был местом захоронения правителей (великих князей, царей) и их ближайших родственников из династий Рюриковичей и Романовых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии. Семейные усыпальницы обычно посвящались архангелу Михаилу, — проводнику душ усопших в загробное царство.
Архистратиг Михаил. Храмовая икона Архангельского собора, конец XIV века
Хоронили в соборе только мужчин, а усыпальницей великих княгинь и цариц был собор Воскресения Христа Вознесенского монастыря Кремля. В 1929 году монастырь снесли, а останки перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, — в южную его часть.
Строительство нового Архангельского собора
Как вы уже знаете, после строительства Успенского собора в 1479 году великий князь Иван III начал перестройку московского Кремля. Не обошёл он своим вниманием и родовой некрополь. Иван III приказал разобрать обветшавший Архангельский собор, а на его месте построить новый.
Архангельский собор
Вход в Архангельский собор
Для строительства из Венеции был приглашён итальянский архитектор Алевиз Новый.
Однако, Ивану III не пришлось увидеть новый Архангельский собор – в 1505 году он скончался.
Великий князь Иван III Васильевич
Дело отца продолжил его сын — Василий III (сын Ивана III и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного). Он не только построил Архангельский собор (1505-1508), но и продолжил политику своего отца по объединению русских княжеств.
Таким образом, Михайло-Архангельский собор стал не только великокняжеской усыпальницей, но и памятником правителям княжеств объединённого русского государства.
Первоначально собор выглядел ещё наряднее, чем теперь: фасады были выкрашены под красный кирпич, а резные белые детали очень красиво смотрелись на красном фоне.
Макет Архангельский собор из красного кирпича
За пять столетий своего существования собор не раз менял свой вид, к нему были пристроены приделы, галереи. Со шлемовидной на луковичную изменилась форма центрального купола.
Внутри же интерьер собора был традиционным для древнерусских храмов: шесть столпов, имеющих в плане форму креста, подпирали высокие своды.
Роспись Архангельского собора
Во времена правления Ивана Грозного, а именно во второй половине 16 столетия, собор был расписан фресками. В настоящее время эти фрески сохранились частично в алтарной части храма.
Царь Иван IV Васильевич Грозный
В 1652-1666 годах 17 столетия по приказу царя Алексея Михайловича Романова более ста художников, выбранных царским иконописцем Симоном Ушаковым, заново расписали собор, так как первоначальная живопись обветшала. Однако, новая роспись сохранила сюжеты и замысел предшествующей росписи.
Царь Алексей Михайлович Иконостас Архангельского собора. Справа- сень над ракой святого царевича Димитрия
Так изображения на сводах собора и западной стене посвящены Символу православной веры. Изображения на южной и северной стенах посвящены деяниям архангела Михаила, победителя предводителя тёмных сил, покровителя ратного дела, защитника невинно пострадавших.
В нижней части столпа фреска с изображением святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого покоятся в Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербурга Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора
Отличительной особенностью росписи собора является то, что в нижнем ярусе стен и на столпах изображено более шестидесяти исторических лиц, — московских князей и их предков, начиная с великого князя Владимира.
Так воплощена идея преемственности власти московских князей от князей владимирских, киевских и далее, до византийских императоров.
В нижнем ярусе стен изображены фигуры князей, погребённых в соборе.
Надгробия захоронений в Архангельском соборе Московские князья, похороненные в соборе
Судная палата архангельского собора
Источник: Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. М., 1997. Все права сохранены.
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://liberea.h10.ru. Все права сохранены
Подземная Москва своей таинственностью неизменно вызывает интерес широкой публики. В последнее время вновь появляются статьи, посвященные этой теме. При знакомстве с большинством публикаций складывается впечатление, что их авторы черпают сведения о подземных ходах из приключенческой повести Глеба Алексеева «Подземная Москва», изданной в 1925 году. Как сговорившись, журналисты рассказывают о многокилометровых тоннелях, по которым на тройке проезжал в Кремль царь Иван Грозный, о тайных лабиринтах, проходящих подо всей центральной частью столицы, об использовании древних подземных галерей в 1930-е годы НКВД и т. п. Словом, из статьи в статью гуляют одни и те же небылицы о московских тайниках [1].
Начать повествование о катакомбной Москве и ее тайнах автор решила с рассказа об археологе и одном из первых российских спелеологов Игнатии Яковлевиче Стеллецком. Историки часто упрекают этого человека в невысоком профессионализме, в том, что его «раскопочная» деятельность не всегда преследовала научные цели, а начатые работы не доводились до конца. [10] (10) Но сорок лет жизни, отданные подземному миру Москвы, стоят немалого. И в то время, когда другие исследователи, обескураженные отсутствием значительных результатов, отходили в сторону, Игнатий Яковлевич продолжал свое дело.
Подземные сооружения древности привлекли внимание Стеллецкого в 1905 году во время работы в Палестине, куда он попал после окончания Киевской духовной академии. «В мире не найдется уголка, столь богатого пустотами, как искусственными, так и природными, как Палестина. Палестинские пещеры уже с отдаленных времен троглодитов служили местом обитания человека. Позднее, с развитием культуры, для той же цели человеком высекались в скалистой почве Палестины искусственные гроты, подземные ходы, целые удивительные города, как знаменитая Петра Аравийская»,- писал Стеллецкий.[11] За два года ему удалось познакомиться с библейскими пещерами Заиорданья, тоннелями и каменоломнями Иерусалима, подземельями Константинополя, Александрии, Испира и других городов Востока.
Увы, Игнатий Яковлевич не дождался поддержки археологов, а член комиссии «Старая Москва» И. К. Линдеман в ответном выступлении даже упрекнул докладчика в том, что тот «дерзает посылать археологов туда, куда раньше лишь каторжников посылали». Все это заставило Стеллецкого заняться созданием научного общества, которое должно было исследовать преимущественно подземные сооружения. И уже в феврале 1912 года во многих российских газетах было напечатано следующее сообщение:
«В Москве организовалось новое общество по исследованию памятников древности, ставящее своей задачей изучение подземной Москвы. В первую очередь обществом будут продолжены уже начатые раскопки в Кремле[13], на Девичьем поле[14], а затем начнется исследование Китай-города. По имеющимся у учредителей общества сведениям, сохранились подземные ходы в Богословском переулке[15], на Большой Дмитровке и под домом князей Юсуповых у Красных ворот[16]. Последние годы вряд ли будут доступны для исследования ввиду отрицательного отношения домовладельцев к раскопкам.
Комиссия по исследованиям подземных сооружений при Московском обществе по исследованию древностей разрабатывает план так называемой «подземной Москвы»[17]. Древние подземные ходы в Москве образуют сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурой Гюбнера[18], под Донским монастырем, Голицынской больницей[19] и Нескучным садом. Обнаружены еще и другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети».
Упреки историков, знакомых с деятельностью Стеллецкого-археолога лишь по газетным статьям, посвященным подземной Москве, где он выдвинул ряд фантастических версий, не всегда справедливы. Работы Игнатия Яковлевича в разное время сумели оценить академик Ф. И. Успенский, археологи Н. С. Щербатов, В. А. Городцов и другие. Исследование подземных сооружений древности всегда было связано с огромными трудностями. Стеллецкий был вынужден оставлять начатые работы в тех случаях, когда против них выступали власти или домовладельцы. Почти все тайники можно было исследовать только после расчистки, на которую требовались большие деньги, их археолог не имел. По возможности он делал обмеры, зарисовки, составлял схемы, фотографировал найденные сооружения и описывал находки.
Инициатором создания комиссии «Старая Москва», при Московском археологическом обществе стали И, П. Машков, Д, П. Сухов и И. Я. Стеллецкий. Комиссия существовала с 1909 по 1930 год. В ее работе принимали участие историки, археологи, архивисты, искусствоведы, коллекционеры, а на заседаниях комиссии, где было прочитано около 900 докладов и сообщений, могли присутствовать все желающие.
Комиссия собиралась продолжить работы Н. С. Щербатова, незаконченные из-за нехватки средств
Речь идет о расчистке подземной галереи к Новодевичьему монастырю, открытой И. Я, Стеллецким в 1909 году.
Затем улица Москвина, ныне Петровский переулок.
Палаты XVII века в Большом Харитоньевском переулке, 21.
План был составлен И. Я. Стеллецким, утрачен в 1919 году.
Ныне Московский шелковый комбинат им. Я. М. Свердлова, Большой Саввинский переулок, 12.
Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова, Ленинский проспект, 10.
МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Московский Архангельский собор |
Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).
Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.
Первый каменный Архангельский собор
Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.
Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.
Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.
В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.
Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.
Второй Архангельский собор
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.
Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.
В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.
Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.
В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.
Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.
Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.
С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии
В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.
В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.
В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.
В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).
С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.
В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.
В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.
С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.
Усыпальница собора
В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.
Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.
До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.
В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.
Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.
В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.
Святыни храма
Настоятели собора
Видео
Документальный фильм Дмитрия Лавриненко «Тайны Архангельского собора»
Литература
Использованные материалы
[1] Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.