судебная практика приватизация жилых помещений

Судебная практика приватизация жилых помещений

судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть фото судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть картинку судебная практика приватизация жилых помещений. Картинка про судебная практика приватизация жилых помещений. Фото судебная практика приватизация жилых помещений

судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть фото судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть картинку судебная практика приватизация жилых помещений. Картинка про судебная практика приватизация жилых помещений. Фото судебная практика приватизация жилых помещений

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть фото судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть картинку судебная практика приватизация жилых помещений. Картинка про судебная практика приватизация жилых помещений. Фото судебная практика приватизация жилых помещенийОбзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 января 2015 г. N 10-КГ14-7 Суд отменил ранее вынесенные по делу судебные решения и направил дело о признании сделки недействительной на новое рассмотрение, поскольку наличие у спорного жилого помещения статуса служебного само по себе не влечет ничтожности договора приватизации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А., судей Вавилычевой Т.Ю. и Назаренко Т.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Кильмезское городское поселение» к Будиной А.В. действующей в интересах несовершеннолетней дочери Будиной В.Е., о признании сделки недействительной

по кассационной жалобе Будиной А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Будиной В.Е., на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 17 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 марта 2014 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ответчик иск не признал.

Решением Малмыжского районного суда Кировской области от 17 января 2014 года иск удовлетворен.

Применены последствия ничтожности сделки в виде возврата спорного жилого помещения в собственность муниципального образования «Кильмезское городское поселение Кильмезского района Кировской области».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 марта 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Будина А.В., действующая в интересах несовершеннолетней Будиной В.Е., ставит вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения Малмыжского районного суда Кировской области от 17 января 2014 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 марта 2014 года.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и второй инстанций.

Судом установлено, что Будину Е.М. (врачу Кильмезской центральной районной больницы) на основании распоряжения главы администрации Кильмезского городского поселения от 6 августа 2009 года № 57 в качестве служебного было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу:

6 августа 2009 года с Будиным Е.М. был заключен договор найма служебной квартиры для проживания нанимателя и его жены Будиной А.В. на срок 5 лет с 6 августа 2009 года по 6 августа 2014 года (л.д. 15-16).

По договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 25 апреля 2012 года, заключенному между муниципальным образованием «Кильмезского городского поселения Кильмезского района Кировской области» и Будиной А.В., спорная квартира была передана безвозмездно в собственность несовершеннолетней Будиной В.Е., как квартира, занимаемая на праве социального найма (л.д. 17).

Право собственности Будиной В.Е. на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке 4 мая 2012 года (л.д. 18).

В настоящее время в спорном жилом помещении состоят на регистрационном учете по месту жительства Будин Е.М., Будина А.В. и их дочь Будина В.Е. (л.д. 22-24).

Удовлетворяя исковые требования администрации муниципального образования «Кильмезское городское поселение», суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к выводу о ничтожности договора безвозмездной передачи квартиры в собственность от 25 апреля 2012 года, поскольку приватизация служебного жилого помещения запрещена статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.

Согласно пунктам 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, и суды первой и апелляционной инстанций на такие обстоятельства не ссылались.

Указание в договоре найма от 6 августа 2009 года, заключенного между Управляющей организации ОАО «Кильмезский СУ» и Будиным Е.М. (л.д. 15) на статус предоставленного жилого помещения как служебного при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения.

По информации Управления Росреестра по Кировской области в реестре отсутствуют сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного (л.д. 29).

Согласно договору безвозмездной передачи квартиры в собственность статус спорной квартиры определен как социальный найм (л.д. 17).

По сообщению Главы администрации Кильмезского городского поселения от 9 января 2014 года постановление по переводу спорной квартиры из муниципального жилого фонда в служебное жилье не принималось (л.д. 41).

В нарушение статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации противоречия в данных документах относительно статуса спорной квартиры судами не были устранены, а порядок присвоения статуса служебного жилого помещения, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, судами не проверен.

Делая вывод о ничтожности сделки на основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» суды не учли, что в силу части 2 статьи 4 этого же закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного семо по себе не влечет ничтожность договора приватизации.

Ссылка судов на то, что Будин Е.М. и его семья на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, не виляет на их право приватизации занимаемого жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, предоставление семье Будина Е.М. жилого помещения и заключение договора найма в установленном законом порядке администрацией Кильмезского городского поселения не оспаривалось и основанием иска о признании договора приватизации недействительным не являлось.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Часть 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает суд апелляционной инстанции при оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.

Указанные требования закона судом апелляционной инстанции по настоящему делу не выполнены.

Как следует из договора приватизации, он заключен муниципальным образованием Кильмезское городское поселение Кильмезского района Кировской области в лице специалиста Головиной М.А., действующей на основании доверенности (л.д. 17).

Наличие у Головиной М.А. полномочий, указанных в доверенности, судом апелляционной инстанции не проверены, доверенность в материалах дела отсутствует, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии полномочий нельзя признать законным.

По изложенным основаниям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными и непреодолимыми, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных жилищных прав несовершеннолетней Будиной В.Е., а также ее прав как собственника спорной квартиры, в связи с чем они могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемых судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение Малмыжского районного суда Кировской области от 17 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 марта 2014 года нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и вынести решение в строгом соответствии с положениями статей 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Малмыжского районного суда Кировской области от 17 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 марта 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ПредседательствующийКликушин А.А.
СудьиВавилычева Т.Ю.
Назаренко Т.Н.

Обзор документа

Законодательство запрещает приватизировать определенные помещения.

Относительно применения данного запрета СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

В силу ЖК РФ в качестве специализированных используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Помещение включается в специализированный жилищный фонд (исключается из него) с отнесением к определенному виду специализированных жилых помещений на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу данных норм перед тем, как предоставить помещение в качестве специализированного по договору найма служебного жилья, его нужно сначала отнести к специализированному жилищному фонду.

Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду предусматривают порядок включения помещения в специализированный жилищный фонд (исключения из него) с отнесением к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда.

Такое включение (исключение) производится на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Информация о подобном решении направляется в течение 3 рабочих дней с даты его принятия заявителю, а также органу, регистрирующему права на недвижимость и сделки с ней.

Таким образом, указание в договоре найма на статус предоставленного помещения как служебного (без доказательств того, что был соблюден установленный порядок отнесения этого жилья к служебному) не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилья.

Следовательно, подобная формулировка в договоре еще не означает, что это помещение не подлежит приватизации.

Кроме того, Коллегия подчеркнула, что наличие у жилого помещения статуса служебного само по себе не влечет ничтожность договора его приватизации.

Источник

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть фото судебная практика приватизация жилых помещений. Смотреть картинку судебная практика приватизация жилых помещений. Картинка про судебная практика приватизация жилых помещений. Фото судебная практика приватизация жилых помещений

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *