судебная практика по выплате единовременной социальной выплаты
О взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 22 января 2019 года
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Г., при секретаре М., с участием истца Т. его представителя по доверенности Х. представителя ответчика А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Т. к МВД по Республике Дагестан о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в размере 3 871 282,50 руб.,
Т. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в размере 3 871 282.50 руб.
В обосновании требований истец Т. указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД по Республике Дагестан от 15.04.2016г. уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
Просит взыскать с Министерства внутренних дел Республики Дагестан в его пользу единовременную социальную выплату, предназначенную для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 871 282,50 руб.
В судебном заседании истец Т. и его представитель по доверенности Х., исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика МВД по Республике Дагестан А. иск не признал, просил по изложенным в возражениях основаниям в удовлетворении иска отказать, где указывает, что право истца на получение единовременной выплаты на приобретение жилья не оспаривается. В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223 предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. ЕСВ предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет и с учетом финансирования.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 гола № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации внутренних дел Российской Федерации. Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
На основании пункта 5 данных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно пункту 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно пункту 31 Правил сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации единовременные социальные выплаты предоставляются в порядке очередности принятия на
Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что путем получения единовременной социальной выплаты сотрудник и члены его семьи реализуют право на обеспечение жилым помещением, которое осуществляется государством в отношении установленных законом категорий лиц.
Из материалов дела следует, что истец Т. проходил службу в органах внутренних дел, уволен со службы приказом МВД по Республике Дагестан от 15.04.2016 г. по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ по выслуге лет дающее право на пенсию, является пенсионером ОВД.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан истец в составе семьи из 5 человек принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты, присвоен уникальный номер.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников и пенсионеров ОВД, в том числе жилыми помещениями, регулируется Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон №247-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона № 247-ФЗ Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременной социальной выплаты предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.
Удовлетворение заявленных требований истца нарушает прав иных граждан, состоящих на учете для получения социальной выплаты, поскольку требования истца связаны с предоставлением указанной выплаты во внеочередном порядке.
По изложенным основаниям, оснований в удовлетворении исковых требований Т.М. не имеются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
В удовлетворении исковых требований Т. к МВД по Республике Дагестан о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в размере 3 871 282,50 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятие решения в окончательной форме.
Решение суда по единовременной социальной выплате
Дело № 00 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Т.А. и судей Баталовой СВ., Митяниной И.Л. при секретаре Криницыной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 00 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 00 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение от 00 ноября 2014 года № 00 УМВД России по Кировской области «Об утверждении протокола комиссии от 00 ноября 2014 года №00» в части определения размера единовременной социальной выплаты «ФИО».
Признать незаконным распоряжение МВД России от 00.12.2014г. №00 в части предоставления единовременной социальной выплаты «ФИО».
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
В обоснование требований указал, что является действующим сотрудником полиции, проходит службу в должности инспектора по работе с личным составом, состоит на учете с семьей в составе 2-х человек на получение единовременной социатьной выплаты для приобретения или строительства жилья с 00.07.2012г. под №00. В соответствии с распоряжением от 00.11.2014г. №00 «Об утверждении протокола комиссии» истцу произведен расчет единовременной социальной выплаты, исходя из размера общей площади занимаемых жилых помещений 17,03 кв.м. При расчете учтена норма предоставления жилой площади в размере 42 кв.м. на семью из 2-х человек и занимаемая истцом комната в коммунальной квартире площадью 24,97 кв.м. Расчет произведен ответчиком со ссылкой на п.29 Постановления Правительства РФ от 30.11.2011г. за №1223. Истец указал, что, поскольку вместе с супругой он проживает в комнате коммунальной квартиры, площадь занимаемого ими жилого помещения не должна учитываться при определении размере единовременной социальной выплаты. Расчет произведен в меньшем размере, что является нарушением прав истца.
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе исковых требований. Распоряжением УМВД России по Кировской области от 00.11.2014г. определено право «ФИО» на предоставление ЕСВ из расчета 17,03 кв.м. на семью. Предоставление ЕСВ «ФИО» осуществлено на основании распоряжения МВД России от 00.12.2014г. Исковое заявление «ФИО» подал в июне 2015 года, денежные средства перечислены ему были на указанный им счет 00.12.2014г. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ истец данные распоряжения не обжаловал, им пропущен срок исковой давности. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 30.12. 2011г. (в редакции от 12.12.2014г.) «О предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам внутренних дел» следует, иметь ввиду, если сотрудник милиции и члены его семьи имеют жилые помещения принадлежащие на праве собственности или по договору социального найма, социальная выплата рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади и общей площадью имеющихся жилых помещений. Указанное положение в соответствии с п.5 ст. 4 данного ФЗ не распространяется, если сотрудник и его семья проживают в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения. «ФИО» не проживает в своей коммунальной квартире по адресу г. Киров, ул. Ленина д.0 кв.0. С 00.00.2008г. имеет постоянную регистрацию г. Киров, ул.00, которая в период с 00.03.2008г. по 00.04.2011г. принадлежала на праве собственности супруге истца – «ФИО», после продажи указанной квартиры родственнику, «ФИО». остался в ней зарегистрирован. В ноябре 2014г. на кануне получения ЕСВ предоставил справку о временной регистрации с 00.10.2014г. по 30.04.2015г. по адресу г. Киров, ул. Ленина, д.0 «а» кв.0. Суд не принял во внимание, что из копий документов служебной проверки, соседи «ФИО». подтвердили, что «ФИО» не проживает в коммунальной квартире в течение последних двух лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД России по Кировской области по доверенности «ФИО» доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении, «ФИО» и его представитель адвокат «ФИО», полагая решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец «ФИО». проходит службу в органах внутренних дел с 00.00.1989 года по настоящее время.
Супруге истца «ФИО» по договору социального найма № 00 от 00.12.2012 г. предоставлена комната в коммунальной квартире, общей площадью 24,97 кв.м., жилой площадью 12 кв.м., расположенная по адресу: г.Киров, ул. Ленина д.0.кв.0.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и его супруга не имеют.
На основании распоряжения МВД России «ФИО». предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 0 000 000 рублей 44 копейки.
Указанная сумма перечислена «ФИО» по платежному поручению № от 00.12.2014 г.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного член семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2);’ при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемо жилого помещения (пункт 5 названной нормы).
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Редакция Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223, действующая до 24.06.2015 г. (на момент возникновения спорных правоотношений), предусматривала, что вышеуказанное положение пункта 29 названных Правил не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3-5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
Согласно редакции, действующей с 24.06.2015 г., указанное в пункте 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223 положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3, 4 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец с семьей проживает в комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0.
Между тем, суд не принял во внимание имеющиеся в материалах дела документы, которые были представлены ответчиком, а именно, копии материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке «ФИО» на учет для получения единовременной социальной выплаты, материалы служебной проверки, проведенной УМВД России по Кировской области в отношении «ФИО».
Как следует из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в комнате по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0 постоянно зарегистрированы наниматель «ФИО» (супруга). и ее дочь «ФИО»., истец «ФИО». по данному адресу зарегистрирован временно на период с 00.10.2014 г. по 00.04.2015 г.
«ФИО» с 19.09.2008 г. имеет регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20 в квартире, принадлежащей третьему лицу.
Ранее, а именно, с 00.03.2008 г. по 00.04.2011 г. квартира по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20 принадлежала супруге истца на основании справки жилищно-строительного кооператива «К» от 00.02.2008 года. То есть указанная квартира, площадью 37,2 кв.м., была приобретена супругой истца, указано основание справка жилищно-строительного кооператива в период брака с истцом, затем на основании договора от 00.03.2011г. передана третьему лицу., право собственности зарегистрировано 00.04.2011г.
Кроме того, из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты усматривается, что истцом в комиссию УМВД России по Кировской области в целях получения единовременной социальной выплаты на семью в составе трех человек (истец, его жена и дочь) были предоставлены сведения, не соответствующие действительности, а именно, справка о том, что совершеннолетняя дочь истца обучается в образовательном учреждении. Истец с семьей в составе 3-х человек был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты, однако впоследствии в УМВД России по Кировской области на основании запроса поступили сведения из образовательной организации о том, что дочь истца – «ФИО». не является студентом данной образовательной организации. В связи с этим решением комиссии УМВД России по Кировской области, изложенном в протоколе № 00 от 00.11.2014 г., были внесены изменения в учетное дело «ФИО», постановлено считать «ФИО» принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из двух человек (он и жена).
После подачи «ФИО» иска в суд УМВД России по Кировской области в целях защиты своих прав и представления доказательств провело служебную проверку в отношении «ФИО».
Указанные граждане пояснили, что примерно 1,5-2 года назад истец «ФИО». с семьей съехали из комнаты по указанному адресу, после их отъезда в комнате проживают разные люди, в октябре-ноябре 2014 года истец с женой временно проживали в комнате, так как делали там ремонт, в ноябре 2014 года они снова выехали из данного жилого помещения.
Таким образом, в результате служебной проверки было установлено, что истец с семьей не проживает в коммунальной квартире по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0 в течение последних двух лет, то есть в течение 2013-2014 годов.
Результаты проведенной служебной проверки истец не оспаривал, ходатайство о вызове в суд свидетелей, давших показания в рамках проведения данной проверки, не заявлял. Оснований не доверять объяснениям граждан, опрошенных в рамках проведения служебной проверки, у судебной коллегии не имеется.
Однако судом первой инстанции в обжалуемом решении не дана оценка указанным письменным документам, которыми подтверждается, что истец «ФИО». с семьей не проживает в комнате в коммунальной квартире по адресу: г. Киров ул. Ленина, д. 0, кв. 0 в течение последних лет, истец имеет постоянную регистрацию по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20.
Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание факт предоставления истцом недостоверных сведений об обучении его совершеннолетней дочери в образовательной организации. По мнению судебной коллегии, данные действия истца «ФИО», направленные на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, необходимо учитывать при оценке всех установленных по делу обстоятельств и разрешении спора по существу.
Поскольку из представленных документов следует, что истец с семьей в коммунальной квартире по адресу: г. Киров ул. Ленина, д. 0, кв. 0
не проживает в течение последних лет, учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, судебная коллегия считает, что распоряжение от 00.11.2014 г. №0 УМВД России по Кировской области «Об утверждении протокола комиссии от 00.11.2014 г. №» в части определения размера единовременной социальной выплаты истцу «ФИО2 и распоряжение МВД России от 00.12.2014 г. № 0 в части предоставления единовременной социальной выплаты «ФИО» требованиям закона соответствуют.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, и не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований «ФИО».
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 00 сентября 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований «ФИО» к УМВД России по Кировской области, МВД России о признании их действий незаконными, об обязании произвести перерасчет размера единовременной
социальной выплаты отказать.
Дело № 00 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Т.А. и судей Баталовой СВ., Митяниной И.Л. при секретаре Криницыной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 00 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 00 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение от 00 ноября 2014 года № 00 УМВД России по Кировской области «Об утверждении протокола комиссии от 00 ноября 2014 года №00» в части определения размера единовременной социальной выплаты «ФИО».
Признать незаконным распоряжение МВД России от 00.12.2014г. №00 в части предоставления единовременной социальной выплаты «ФИО».
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
В обоснование требований указал, что является действующим сотрудником полиции, проходит службу в должности инспектора по работе с личным составом, состоит на учете с семьей в составе 2-х человек на получение единовременной социатьной выплаты для приобретения или строительства жилья с 00.07.2012г. под №00. В соответствии с распоряжением от 00.11.2014г. №00 «Об утверждении протокола комиссии» истцу произведен расчет единовременной социальной выплаты, исходя из размера общей площади занимаемых жилых помещений 17,03 кв.м. При расчете учтена норма предоставления жилой площади в размере 42 кв.м. на семью из 2-х человек и занимаемая истцом комната в коммунальной квартире площадью 24,97 кв.м. Расчет произведен ответчиком со ссылкой на п.29 Постановления Правительства РФ от 30.11.2011г. за №1223. Истец указал, что, поскольку вместе с супругой он проживает в комнате коммунальной квартиры, площадь занимаемого ими жилого помещения не должна учитываться при определении размере единовременной социальной выплаты. Расчет произведен в меньшем размере, что является нарушением прав истца.
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе исковых требований. Распоряжением УМВД России по Кировской области от 00.11.2014г. определено право «ФИО» на предоставление ЕСВ из расчета 17,03 кв.м. на семью. Предоставление ЕСВ «ФИО» осуществлено на основании распоряжения МВД России от 00.12.2014г. Исковое заявление «ФИО» подал в июне 2015 года, денежные средства перечислены ему были на указанный им счет 00.12.2014г. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ истец данные распоряжения не обжаловал, им пропущен срок исковой давности. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 30.12. 2011г. (в редакции от 12.12.2014г.) «О предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам внутренних дел» следует, иметь ввиду, если сотрудник милиции и члены его семьи имеют жилые помещения принадлежащие на праве собственности или по договору социального найма, социальная выплата рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади и общей площадью имеющихся жилых помещений. Указанное положение в соответствии с п.5 ст. 4 данного ФЗ не распространяется, если сотрудник и его семья проживают в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения. «ФИО» не проживает в своей коммунальной квартире по адресу г. Киров, ул. Ленина д.0 кв.0. С 00.00.2008г. имеет постоянную регистрацию г. Киров, ул.00, которая в период с 00.03.2008г. по 00.04.2011г. принадлежала на праве собственности супруге истца – «ФИО», после продажи указанной квартиры родственнику, «ФИО». остался в ней зарегистрирован. В ноябре 2014г. на кануне получения ЕСВ предоставил справку о временной регистрации с 00.10.2014г. по 30.04.2015г. по адресу г. Киров, ул. Ленина, д.0 «а» кв.0. Суд не принял во внимание, что из копий документов служебной проверки, соседи «ФИО». подтвердили, что «ФИО» не проживает в коммунальной квартире в течение последних двух лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД России по Кировской области по доверенности «ФИО» доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении, «ФИО» и его представитель адвокат «ФИО», полагая решение суда
законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец «ФИО». проходит службу в органах внутренних дел с 00.00.1989 года по настоящее время.
Супруге истца «ФИО» по договору социального найма № 00 от 00.12.2012 г. предоставлена комната в коммунальной квартире, общей площадью 24,97 кв.м., жилой площадью 12 кв.м., расположенная по адресу: г.Киров, ул. Ленина д.0.кв.0.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и его супруга не имеют.
На основании распоряжения МВД России «ФИО». предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 0 000 000 рублей 44 копейки.
Указанная сумма перечислена «ФИО» по платежному поручению № от 00.12.2014 г.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного член семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2);’ при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемо жилого помещения (пункт 5 названной нормы).
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Редакция Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223, действующая до 24.06.2015 г. (на момент возникновения спорных правоотношений), предусматривала, что вышеуказанное положение пункта 29 названных Правил не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3-5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
Согласно редакции, действующей с 24.06.2015 г., указанное в пункте 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты от 30.12.2011 г. № 1223 положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3, 4 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец с семьей проживает в комнате коммунальной квартиры, расположенной по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0.
Между тем, суд не принял во внимание имеющиеся в материалах дела документы, которые были представлены ответчиком, а именно, копии материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке «ФИО» на учет для получения единовременной социальной выплаты, материалы служебной проверки, проведенной УМВД России по Кировской области в отношении «ФИО».
Как следует из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в комнате по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0 постоянно зарегистрированы наниматель «ФИО» (супруга). и ее дочь «ФИО»., истец «ФИО». по данному адресу зарегистрирован временно на период с 00.10.2014 г. по 00.04.2015 г.
«ФИО» с 19.09.2008 г. имеет регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20 в квартире, принадлежащей третьему лицу.
Ранее, а именно, с 00.03.2008 г. по 00.04.2011 г. квартира по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20 принадлежала супруге истца на основании справки жилищно-строительного кооператива «К» от 00.02.2008 года. То есть указанная квартира, площадью 37,2 кв.м., была приобретена супругой истца, указано основание справка жилищно-строительного кооператива в период брака с истцом, затем на основании договора от 00.03.2011г. передана третьему лицу., право собственности зарегистрировано 00.04.2011г.
Кроме того, из материалов дела УМВД России по Кировской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты усматривается, что истцом в комиссию УМВД России по Кировской области в целях получения единовременной социальной выплаты на семью в составе трех человек (истец, его жена и дочь) были предоставлены сведения, не соответствующие действительности, а именно, справка о том, что совершеннолетняя дочь истца обучается в образовательном учреждении. Истец с семьей в составе 3-х человек был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты, однако впоследствии в УМВД России по Кировской области на основании запроса поступили сведения из образовательной организации о том, что дочь истца – «ФИО». не является студентом данной образовательной организации. В связи с этим решением комиссии УМВД России по Кировской области, изложенном в протоколе № 00 от 00.11.2014 г., были внесены изменения в учетное дело «ФИО», постановлено считать «ФИО» принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из двух человек (он и жена).
После подачи «ФИО» иска в суд УМВД России по Кировской области в целях защиты своих прав и представления доказательств провело служебную проверку в отношении «ФИО».
Указанные граждане пояснили, что примерно 1,5-2 года назад истец «ФИО». с семьей съехали из комнаты по указанному адресу, после их отъезда в комнате проживают разные люди, в октябре-ноябре 2014 года истец с женой временно проживали в комнате, так как делали там ремонт, в ноябре 2014 года они снова выехали из данного жилого помещения.
Таким образом, в результате служебной проверки было установлено, что истец с семьей не проживает в коммунальной квартире по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 0, кв. 0 в течение последних двух лет, то есть в течение 2013-2014 годов.
Результаты проведенной служебной проверки истец не оспаривал, ходатайство о вызове в суд свидетелей, давших показания в рамках проведения данной проверки, не заявлял. Оснований не доверять объяснениям граждан, опрошенных в рамках проведения служебной проверки, у судебной коллегии не имеется.
Однако судом первой инстанции в обжалуемом решении не дана оценка указанным письменным документам, которыми подтверждается, что истец «ФИО». с семьей не проживает в комнате в коммунальной квартире по адресу: г. Киров ул. Ленина, д. 0, кв. 0 в течение последних лет, истец имеет постоянную регистрацию по адресу: г. Киров, ул. Н, д. 25, кв. 20.
Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание факт предоставления истцом недостоверных сведений об обучении его совершеннолетней дочери в образовательной организации. По мнению судебной коллегии, данные действия истца «ФИО», направленные на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, необходимо учитывать при оценке всех установленных по делу обстоятельств и разрешении спора по существу.
Поскольку из представленных документов следует, что истец с семьей в коммунальной квартире по адресу: г. Киров ул. Ленина, д. 0, кв. 0
не проживает в течение последних лет, учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, судебная коллегия считает, что распоряжение от 00.11.2014 г. №0 УМВД России по Кировской области «Об утверждении протокола комиссии от 00.11.2014 г. №» в части определения размера единовременной социальной выплаты истцу «ФИО2 и распоряжение МВД России от 00.12.2014 г. № 0 в части предоставления единовременной социальной выплаты «ФИО» требованиям закона соответствуют.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, и не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований «ФИО».
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 00 сентября 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований «ФИО» к УМВД России по Кировской области, МВД России о признании их действий незаконными, об обязании произвести перерасчет размера единовременной