судебная практика по программе молодая семья достижение 35 лет
Судебная практика по программе молодая семья достижение 35 лет
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 3-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта «а» пункта 6 и подпункта «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданки К.В. Сигиной, установил:
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 6 октября 2011 года в связи с признанием ответчиком заявленных требований был удовлетворен иск Сигиных о признании действий администрации муниципального образования незаконными и о включении их семьи в список для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 год в первоочередном порядке.
2. Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Поскольку оспариваемые заявительницей нормативные положения не вводят каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускают неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы, они не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права, а потому данная жалоба, как не отвечающая по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации | В.Д. Зорькин |
Обзор документа
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2011-2015 гг. включает ряд подпрограмм. В рамках одной из них молодым семьям предоставляются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья. Участником такой подпрограммы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия региональным органом решения о включении семьи в список претендентов на получение выплаты.
Конституционность этого положения оспаривала заявительница, семья которой в 2009 г. и 2010 г. входила в список участников соответствующей подпрограммы (в рамках действовавшей тогда ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.). В 2011 г. семья была исключена из списка, поскольку супруг заявительницы достиг 36 лет.
Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.
Требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством РФ.
Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия региональным органом решения о включении молодой семьи в список. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Выплата предоставляется тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент их включения в список претендентов на получение выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям, в т. ч. возрастному критерию.
Само по себе включение молодой семьи в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Оспариваемые положения не вводят каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускают неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на господдержку в решении жилищной проблемы.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 699-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2016 г. N 699-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ДУРЯГИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ «А» ПУНКТА 6 ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (СТРОИТЕЛЬСТВО) ЖИЛЬЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.А. Дурягиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции гражданке Е.А. Дурягиной было отказано в удовлетворении требования о признании права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. При этом, установив факт достижения Е.А. Дурягиной 36-летнего возраста, суд со ссылкой на подпункт «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) пришел к выводу, что ранее восстановленная в списке участников данной подпрограммы на основании решения суда, вынесенного в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе Е.А. Дурягиной Постановления от 8 июля 2014 года N 21-П, семья истицы перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О и от 15 января 2015 года N 3-О).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Следовательно, оспариваемое нормативное положение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данных Правил не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Законно ли, если по наступлению 35 лет лишился права на получение субсидии по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»?
Насколько данные корректировки в постановлении Правительства РФ областным министерством правомерны, юридически сильны и есть ли смысл обжаловать решение о моем исключении из подпрограммы (если оно будет вынесено)??
Добрый день, согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050«О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2011 — 2015 годы».
6. Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей — участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если Вам исполнится 35 лет — Вас исключат из списка участников программы.
Я считал, что для превышения 35-ти летнего возраста необходимо исполнения 36-ти летнего возраста.
Я считал, что для превышения 35-ти летнего возраста необходимо исполнения 36-ти летнего возраста…
Александр
Тут формальный подход — возраст не должен превышать 35 лет, даже на один день.
Есть судебная практика по данному вопросу:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. N 33-535/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Салиховой Э.И., Медведевой И.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Н. на
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 января 2012
года,
установила:
Н. обратился в Волжский городской суд с иском к администрации Волжского
муниципального района Республики Марий Эл, просил признать незаконным
решение Комиссии по реализации муниципальной целевой программы «Жилье
для молодой семьи Волжского муниципального района на 2011 — 2015 годы»
об исключении его семьи из списка участников подпрограммы » Обеспечение
жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», просил
включить семью в состав участников подпрограммы.
Обосновывая требования, указал, что… его семья была признана
нуждающейся в улучшении жилищных условий, стала участником подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы »
Жилище» на 2002 — 2010 годы. Письмом за исходящим N 2 от 07.06.2011 г.
администрация Волжского муниципального района сообщила о выбытии семьи
Н. из списка молодых семей — претендентов на получение социальных выплат
в связи с превышением 35-летнего возраста.
Однако указанное решение, по мнению истца, не соответствует нормам
законодательства, поскольку оснований для исключения из участников
Подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста,
законодательство не содержит; при включении семьи истца в состав
участников подпрограммы, она отвечала установленным в ней требованиям;
неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в
связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право семьи
истца на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной
программы.
Выслушав объяснения Н., его представителей Н.Е., адвоката Смирновой М.Ю.
поддержавших доводы жалобы, представителя администрации Волжского
муниципального района Н.М., полагавшую необходимым в удовлетворении
жалобы отказать, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает
решение суда подлежащим отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в
связи с неправильным применением и толкованием норм материального права.
13.05.2006 Правительством Российской Федерации принято постановление N
285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат
на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение
жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 —
2010 годы.
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям
социальных выплат на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на
уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного
кредита или займа на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и
уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за
исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку
исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее — социальные
выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых
семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17
сентября 2001 г. N 675.
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть
молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1
молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день
принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список
претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не
превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для
оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер
предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года
закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от
17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа
«Жилище» на 2011 — 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение
жильем молодых семей».
В соответствии с указанными федеральными правилами постановлением
Правительства Республики Марий Эл от 19 апреля 2011 года N 112
утверждена республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи на
2011 — 2015 годы».
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных
выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв.
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050,
условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в
список молодых семей — претендентов на получение социальной выплаты
соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных
выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002 — 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в
признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 18 Правил
предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в
рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы и п. 18
Приложения N 3 » Правила предоставления молодым семьям социальных выплат
на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2011 — 2015 годы).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что
постановлением главы администрации городского поселения Приволжский N 16
от 14 марта 2008 года семья Н-вых признана нуждающейся в улучшении
жилищных условий, как молодая семья и была поставлена на учет в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», согласно заявлению от 31 марта
2008 года.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том,
что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в
подпрограмме, семья Н-вых отвечала предъявляемым требованиям для
включения в список молодых семей — претендентов на получение социальной
выплаты.
Судом установлено, что в связи с ограниченностью средств
софинансирования социальных выплат, семья Н-вых не получила социальной
выплаты в период действия программы » Жилище» на 2002 — 2010 год.
Также судом установлено, что семья Н-вых была включена в список молодых
семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной
целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг.
Решением районной комиссии от 6 июня 2011 года (протокол N 3) семья
Н-вых исключена из участников подпрограммы, изъявивших желание получить
социальную выплату по Волжскому району Республики Марий Эл в связи с
достижением членами молодой семьи предельного возраста, со ссылкой на п.
6 «а» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на
приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложения к
муниципальной целевой программе » Жилье для молодой семьи Волжского
муниципального района на 2011 — 2015 годы»).
Согласно подп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных
выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.
6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для
отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Таким образом, из их толкования, приведенные положения не регулируют
порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а
предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на
участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа
участников подпрограммы указанными Правилами, в т.ч. в связи с
достижением предельного возраста, не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, семья Н-вых являлась участником
программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, включающей в себя подпрограмму
«Обеспечение жильем молодых семей». Социальная выплата не была получена
семьей Н-вых в связи с недостаточным финансированием.
Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном
объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в
установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные
последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение
социальной выплаты.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одной из форм реализации указанной политики является комплекс
мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 27 мая 2010 года N
738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств
федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его
возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из ст. 38 (ч.
1), 40 и 114 (п. п. «в» и «ж» ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые
возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные
условия для получения выплат.
Целями федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы
является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего
требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством. Основными задачами
Программы являются: создание условий для развития массового
строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности
населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и
развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение
повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом
граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
В программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах
улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной
политики в Российской Федерации.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг. фактически идентична подпрограмме
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002 — 2010 гг. и базируется на принципах преемственности
этой подпрограммы.
Согласно республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на
2011 — 2015 годы она является продолжением программы на 2004 — 2010 годы
(раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010
годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную
выплату, в соответствии со смыслам и целями подпрограммы, принципу
преемственности, становятся участниками подпрограммы Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015
годы.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника
указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение
социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое
обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный
отказ от него.
Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых
позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения
государством принятых на себя публично-правовых обязательств
(Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N
11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, определения от 4 декабря 2003 года N
415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и
др.).
Поскольку семья Н. на момент первоначального включения в программу в
полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена
для участия в программе, подлежащей реализации в 2011 — 2015 года,
оснований для ее исключения с учетом изложенного выше, не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой
инстанции неправильно применены нормы материального права, подлежащие
применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм
материального права является основанием для отмены решения суда в
апелляционном порядке.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной
жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой
инстанции полностью и принять по делу новое решение.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решения
Волжского городского суда от 24 января 2012 года нельзя признать
законным, и оно подлежит отмене в связи с неправильным применением и
толкованием норм материального права, с вынесением по делу нового
решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 января 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым признать незаконным решение
Комиссии по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для
молодой семьи Волжского района на 2011-2015 годы» (протокол N 3 от 6
июня 2011 года) об исключении из состава участников подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2011 — 2015 годы, программы «Жилье для молодой семьи
Волжского муниципального района на 2011 — 2015 годы» семьи Н.
Обязать администрацию Волжского муниципального района включить семью Н. в
список молодых семей — участников подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015
годы, программы
«Жилье для молодой семьи Волжского муниципального района на 2011 — 2015 годы».