Обналичивание денег через ИП: как гарантированно потерять счет, бизнес и репутацию
Обналичивание через ИП — это одна из незаконных схем перевода безналичных денег в наличные. Основная цель: скрыть свои доходы от налогообложения, выдать «серую» зарплату сотрудникам, инвестировать выведенные деньги в развитие компании или просто положить в свой карман. Но преступный умысел этой схемы установить несложно. В статье рассказываем суть самой схемы, как ее раскрывают и что ждет виновного.
Почему и как обналичивают через ИП?
Деньги ИП на расчетном счету — это деньги ИП. Он имеет право ими распоряжаться по своему усмотрению, в том числе снимать с расчетного счета наличные. Между предпринимательскими и личными средствами нет разницы, и этим пользуются мошенники.
Схем обналичивания денег с помощью ИП несколько. Участвуют две и более сторон. Выглядит это, как правило, вот так: компания регистрирует ИП, например, на близкого родственника или привлекает ИП — профессионального обнальщика. Заключает с ним гражданско-правовой договор на консалтинговые услуги, размещение рекламы, транспортные перевозки или на поставку товара. В данном случае заказчик — компания, а услуги оказывает ИП.
На самом деле ИП никаких услуг (работ, поставок) фактически не оказывает, но акты об оказанных услугах, выполненных работах, поставках подписывает на очень крупные суммы.
После «оказания услуг» заказчик переводит денежные средства на расчетный счет ИП. Предприниматель получает их, снимает с расчетного счета и передает заказчику. Себе обнальщик забирает ранее оговоренный процент.
Кто следит за операциями на расчетном счете?
Выявить такую схему несложно. Налоговая инспекция совместно с работниками правоохранительных органов этот механизм отрабатывала годами.
Так, инспекторы имеют право мониторить операции по счетам физического лица, наблюдать за уровнем зарплаты, приглашать ИП для беседы, запрашивать документы по сделкам, проверять переписку, изучать IP-адреса, через которые отправляется отчетность, анализировать договоры по «подозрительным» услугам — например, если ИП оказывал транспортные услуги, а заказчик не покупал товары, которые надо перевезти.
В Письме ФНС от 31.10.2013 № СА-4-9/19592 перечислены признаки сделок, на которые инспекторы обращают внимание при проверке, среди них:
Кроме того, у банков есть ряд признаков, по которым они выявляют обнальщиков. Например, предприниматель снимает все деньги, которые поступают ему на счет. Или деньги поступают от того контрагента, который одновременно переводит их на счета других клиентов.
Если получилось обмануть банк или инспекцию один раз, то нет никакой гарантии, что второй раз тоже получится. Возможно, они просто наблюдают и уже планируют проверку.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
Как налоговая раскрывает схемы: примеры судебных решений
В судебной практике достаточно примеров, когда налоговая инспекция раскрывает схемы незаконной обналички через ИП. На поверку оказывается, что доказательств реальности совершенных сделок у контрагентов попросту нет.
Один из примеров — решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2019 № А27-25354/2018. Компания приняла к вычету НДС по сделкам с шестью другими контрагентами. Все сделки были подтверждены первичными документами по ним. Компания выбирала контрагентов с должной осмотрительностью. Полностью оплатила их услуги.
Налоговая инспекция проверила компанию и отметила экономическую необоснованность сделок. Выяснилось, что контрагенты не находились по юридическому адресу, не могли выполнить работы или поставки товаров из-за того, что у них просто отсутствовал необходимый для этого персонал и имущество, необходимые допуски. Руководители контрагентов непричастны к их деятельности.
По результатам проверки инспекция привлекла компанию к ответственности за совершение налогового правонарушения. Доначислила НДС — 5,4 млн руб., налог на прибыль — 5,2 млн руб., а также пени и штрафы.
Компания не согласилась с доначислениями и подала на инспекцию в суд. В ходе расследования было доказано, что многие операции компания не смогла подтвердить документально. Платила контрагентам за выполненные работы, они обналичивали эти суммы через ИП и физлиц. То есть обналичивание происходило не напрямую, между ООО и ИП, а по цепочке: ООО → ООО →. → ИП.
Судьи сделали вывод, что компания не имела права применять налоговые вычеты и учитывать расходы по налогу на прибыль по несуществующим операциям. Встали на сторону налоговой инспекции и оставили все доначисления в силе.
Или еще один пример — постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 09.10.2018 № А40-51166/2018. Компания работала с двумя ИП. Один из них оказывал транспортные услуги, но при этом, по данным ГИБДД, не имел автомобиля, при регистрации указал виды деятельности, не связанные с перевозками. Другой проводил техобслуживание и ремонт автомобилей, оказывал бухгалтерские услуги и поставлял канцтовары. Эти виды деятельности отличались от тех ОКВЭД, которые у него перечислены в ЕГРИП.
Налоговая инспекция провела проверку и по ее результатам привлекла компанию к ответственности за налоговое правонарушение. Доначислила налоги, штрафы и пени.
Выяснилось, что у предпринимателей совпадали адреса регистрации. А по данным банковских выписок они получали деньги от компании и переводили их на счета фирм-однодневок и на банковские карты физлиц.
Суд рассмотрел дело, принял сторону налоговой и не стал отменять ее решение.
Чем грозит обналичивание денег через ИП
Участников раскрытых фиктивных сделок ждет наказание — от штрафа до лишения свободы.
За что могут наказать
Как наказывают руководителя организации-заказчика
Основание
Умышленное занижение налоговой базы, что привело к неуплате или неполной уплате налогов
Штраф в размере 40 % от неуплаченного налога.
п. 2 ст. 122 НК РФ
Занижение налогов более чем на 10 %, проведение в бухучете мнимых сделок
Штраф 5 000–10 000 руб., при повторном выявлении штраф увеличивается до 10 000–20 000 руб. или должностное лицо дисквалифицируют на 1–2 года.
ст. 15.11 КоАП РФ
Неуплата налогов и других обязательных платежей из-за ложных сведений в декларации на сумму свыше 15 млн руб. за три года или когда ¼ невыплаченных налогов больше 5 млн руб.
Варианты ответственности для руководителя:
Наказания для руководителя:
Налоговая способна распутать схемы ухода от налогов, в которых задействованы несколько организаций и предпринимателей, а отследить обналичивание денег напрямую через ИП для нее еще проще. Отличает такие операции систематичность, крупные переводы и снятие всех денег со счета ИП. У организаторов, напротив, есть сложности: чтобы не вызывать подозрения, надо расширять круг предпринимателей, которые участвуют в обналичивании, постоянно менять их и перечислять небольшие суммы, а это накладно.
Кроме налоговой инспекции сделки контролируют банки в рамках исполнения 115-ФЗ: обнальщикам блокируют счета, вносят их в «черный список». Компания рискует своей репутацией — счет ей не откроют ни в одном банке. С проверками приходят и другие госорганы — например Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор. Все они могут найти «подозрительные» операции и сообщить о них в налоговую инспекцию или в полицию.
Юлия Стерхова, независимый налоговый консультант
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
В последние годы правонарушения, связанные с обналичиванием денежных средств, приобрели крупный масштаб. Мошенники с каждым днем изобретают все новые и новые способы сокрытия доходов и, соответственно, ухода от уплаты налогов. Разберемся в вопросе подробнее.
Единой схемы легализации (отмывания) доходов не существует. Однако правоохранительная система выработала целый ряд критериев, по которым возможно определить наличие нарушения закона. Зачастую в процесс отмывания денежных средств втянуто несколько хозяйствующих субъектов. Нередко в таких схемах принимают участие и сотрудники банков.
Какой бы идеальной ни была схема на первый взгляд, все же определить обналичку и уклонение от уплаты налогов возможно.
Согласно N 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки обязаны создавать в своей структуре службы по выявлению подозрительных финансовых операций по счетам клиентов (управления комплаенс). Далее такая информация передается в Росфинмониторинг. Как правило, подозрение вызывают операции по счетам юридических лиц с переводами на постоянной основе крупных денежных сумм на счета так называемых фирм-однодневок, представители которых затем снимают указанные средства уже в наличной форме через один-два дня с момента поступления либо переводят на счета третьих лиц с последующей обналичкой. Существует и такая схема, по которой предприятие либо индивидуальный предприниматель перечисляет денежные средства на счета подставных физических лиц. Такими лицами могут выступать родственники либо свойственники руководителей предприятий либо же доверенные лица за определенную плату.
Банки при наличии подозрений по операциям на счетах клиентов затребуют от последних документы, раскрывающие более подробно природу указанных операций. Однако вне зависимости от такого представления банк обладает достаточно широким спектром полномочий по блокировке движений денежных средств, закрытию счета с требованием о переводе остатка денежных средств на счет в иной банк, внесению лица в «Стоп-Лист» (более подробно в Положении Центрального банка РФ от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»). Представление соответствующих сведений со стороны банка при этом в региональное отделение Росфинмониторинга никто не отменял. Суды в подавляющем большинстве случаев признают действия банков правомерными, так как блокировать счета своих клиентов им попросту невыгодно, за исключением, пожалуй, пресловутого человеческого фактора, ошибки со стороны банковских структур либо вовлечения в преступную деятельность сотрудника банка.
Согласно 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Фирмы-однодневки, дабы прикрыть незаконный характер поступивших денежных средств, заключают фиктивные сделки с основной организацией: договоры подряда, займа, поручения, купли-продажи, поставки, оказания услуг, лизинга, агентские договоры и т.д. В большинстве случаев затем контрагенты не могут подтвердить данные о наименовании, ассортименте, количестве и (или) цене товара/услуги.
Вместе с тем, чтобы придать таким сделкам законный характер, субъектами ведется формальный документооборот: составляются фиктивные бухгалтерские и иные документы, такие как ордера, платежные поручения, акты приема-передачи, счета-фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные, требования-накладные, универсальные передаточные документы, путевые листы, книги продаж, книги покупок, акты сверок, графики лизинговых платежей, дополнительные соглашения к договорам, заказ-наряд и др. В платежных документах в графе «Назначение платежа» обычно указываются пространные формулировки: по договору подряда, по договору займа и т.д., без добавления конкретных реквизитов. Раскрыть подобные схемы в дальнейшем не составляет труда, так как на поверку каких-либо доказательств реальности совершения указанных сделок у контрагентов попросту нет.
В случае же участия в схемах физических лиц они также не могут подтвердить реальность получения ими крупных денежных сумм, их природу и характер.
В налоговые органы указанные фирмы представляют заведомо неверные сведения по сделкам, чтобы прикрыть их незаконный характер.
Поговорим подробнее о признаках, которые могут указывать на существование незаконной деятельности по обналичиванию денежных средств в организации:
— отсутствие внятного вида деятельности либо наличие таковой только «на бумаге», отсутствие лицензий;
— отсутствие деловой цели;
— сделки заключаются с одним и тем же контрагентом;
— поступление крупных денежных средств на постоянной основе на счета с последующим снятием их в наличной форме;
— расчеты с поставщиками и контрагентами осуществляются в наличной форме через кассу;
— транзитный характер платежей;
— минимальный уставный капитал;
— регистрация организации по «массовому» адресу (обычно по таким адресам регистрируются десятки и сотни организаций);
— наличие «номинального» руководителя;
— наличие «массового» руководителя и «массового» учредителя (договоры заключаются с несколькими фирмами, создателем которых является одно и то же лицо);
— формальное ведение кассы;
— частое переименование организации;
— отсутствие офиса/помещения, в котором организация постоянно либо преимущественно ведет свою деятельность;
— отсутствие расходов, присущих реальной хозяйственной деятельности (коммунальные услуги, услуги связи, охрана);
— отсутствие информации об оплате труда сотрудников;
— отсутствие основных и оборотных средств, финансовых вложений;
— отсутствие недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков;
— отсутствие взносов во внебюджетные фонды;
— отсутствие приобретения товарно-материальных ценностей;
— невозможность установить фактическое местонахождение организации (доказательством, в частности, может служить протокол осмотра налоговой службы об отсутствии организации по заявленному адресу);
— несдача отчетности в налоговые органы;
— хозяйственные операции не отвечают признакам реальности;
— первичные документы содержат недостоверные и противоречивые сведения;
— номинальность контрагентов и нереальность их взаимоотношений;
— круговое движение денежных средств между участниками сделки с последующим их возвратом или обналичиванием;
— договоры с контрагентами составлены ранее даты регистрации в качестве юридического лица;
— движение денежных средств на счетах характеризуется несоответствием назначения платежа при зачислении денежных средств на счета назначению платежа при списании средств со счета;
— перераспределение денежных средств между одними и теми же участниками.
Следует отметить, что физические лица, участвующие в схемах по обналичиванию, часто заявляют об утрате банковских карт, на которые поступили денежные средства, чтобы избежать ответственности. Однако факт такой утраты ими либо не фиксируется в банке и правоохранительных органах либо фиксируется ненадлежаще и уже после снятия денежных средств.
Таким образом, вопрос о раскрытии схемы обналичивания и ухода в связи с этим от налогов упирается лишь во время, необходимое для обнаружения подобных субъектов и сбора необходимых доказательств.
В отношении подозрительных хозяйствующих субъектов налоговая служба может провести проверку, в том числе выездную. По итогам указанной проверки налоговые органы обязаны составить соответствующие акты о наличии либо отсутствии нарушений. Лицо, в отношении которого проводилась подобная проверка, вправе давать необходимые пояснения по выявленным фактам. В ходе проверок пояснения также отбираются у иных сотрудников, причастных к процессам укрытия от налогов.
В Письме Минфина РФ от 02.06.2016 N ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений» разъяснено, кто выступает субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов»). Также в указанном Письме перечислены обстоятельства, свидетельствующие о сокрытии денежных средств или имущества. Таковыми могут быть:
— перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
— использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
— использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
— открытие новых расчетных счетов;
— несдача денежной выручки в кассу;
— утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
— несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
— отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основания прекращения права собственности»;
— совершения с имуществом мнимых сделок.
Кроме того, Письмо Минфина раскрывает признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов:
1) отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
2) темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;
3) налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
4) хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
5) заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т.д.);
6) в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки фирм-«однодневок»;
Источниками информации, свидетельствующими о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в частности, могут быть:
— акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
— иные формы проведения налогового контроля;
— материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
— выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
— сведения из регистрирующих органов.
Заметим, что все выявленные обстоятельства, свидетельствующие об уходе лица от уплаты налогов, должны оцениваться в совокупности.
При заключении определенного вида договора между контрагентами исследуется наличие соответствующих технических и производственных возможностей для реального исполнения такого договора, в частности наличие у стороны:
— необходимых складских помещений;
— соответствующих производственных активов;
— соответствующих материальных ресурсов;
— невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, оказания услуг или выполнения работ;
— отсутствие необходимых условий;
— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме.
При поступлении документов и информации из банковских структур налоговая служба проводит анализ счетов, проверяет отчеты по проводкам, изучает оборотно-сальдовые ведомости по счетам, а также карточки счетов на предмет обнаружения налогового правонарушения.
В то же время, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
— взаимозависимость участников сделок;
— неритмичный характер хозяйственных операций;
— нарушение налогового законодательства в прошлом;
— разовый характер операции;
— осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
— осуществление расчетов с использованием одного банка;
— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
— использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
По данной категории дел сложилась многочисленная судебная практика. Стоит отметить следующие судебные акты:
— Постановление Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А05-4275/2018;
— Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N 15АП-14117/2019;
— Постановление Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 05.02.2018 по делу N А49-5717/2017;
— Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.01.2018 по делу N 33-1273/2018;
— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2017 N А15-130/2016.
— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2019 по делу N А13-10501/2015.
— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2019 N Ф09-3806/19.
Подводя итог, следует отметить, что отсутствие реальной хозяйственной деятельности в совокупности с транзитным характером финансов через счета организаций дает основания предполагать об участии фирмы в легализации (отмывании) денежных средств с учетом указанных нюансов.
Автор: Станислав Батманов, адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2019 г.
С каждым годом государство предпринимает новые меры, направленные на противодействие обналичиванию. Это и введение онлайн-касс, и установление ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Но основным средством борьбы было и остается уголовное преследование.
Что считается обналичиванием
В уголовном законодательстве РФ статьи, которая бы непосредственно предусматривала ответственность за обналичивание денежных средств, не имеется. В тексте закона нет такого деяния, как обналичивание, не содержится понятия данного явления и его характерные признаки. Обусловлено это тем, что термин «обналичивание» первоначально являлся сленговым и использовался для обозначения незаконных операций, связанных с получением наличных денег в различных формах. В дальнейшем был воспринят правоприменительной практикой, а затем и наукой уголовного права. В целом же совершение незаконных операций, направленных на обналичивание денежных средств, расцениваются государством как преступные и за них предусмотрена уголовная ответственность.
Содержание обналичивания сводится к следующему: в результате, как правило, нескольких перечислений (реже – одного) денежные средства, находящиеся на расчетном счете физического или юридического лица, в конечном итоге обращаются в наличную форму. Как следствие, банки и налоговые органы не могут проверить полноту и правильность исчисления налогов, наличие оснований для проведения финансовой операции и т. д. Как правило, это приводит к тому, что государство недополучает налоги. Более конкретно, схема обналичивания практически всегда выражается в том, что лицо, которое хочет в обход законной процедуры конвертировать свои финансы в наличную форму, обращается к фирмам-однодневкам. Эти фирмы-однодневки формально, на бумаге, оказывают лицу какие-то услуги, выполняют работы или поставляют товар на основании соответствующих сделок, хотя в реальности встречные обязательства по этим сделкам не исполняются. Обычно характер сделок предполагает, что реальность их исполнения проверить невозможно. Например, это поставка кормов, которые съедят животные, в связи с чем остатки кормов проверить невозможно, или агентские услуги, в совершении которых не было никакой необходимости. Тем не менее, эти сделки указываются в качестве основания для перечисления лицом на расчетные счета фирм-однодневок денежных средств. Затем фирмы-однодневки негласно передают перечисленные суммы в наличной форме за вычетом своего процента.
Особое внимание следует обратить на так называемых профессиональных «обнальщиков», то есть лиц, которые систематически оказывают услуги по обналичиванию денежных средств. В их распоряжении находится целая группа фирм-однодневок, и они за вознаграждение проводят фиктивные операции для последующей выдачи наличных денежных средств «клиентам».
Кто ответит за обналичивание
Государство уделяет особое внимание противодействию обналичиванию по причине того, что оно теряет не только контроль над реальностью операций, но и недополучает налоги, так как лица, которые для обналичивания принадлежащих им денежных средств, воспользовались услугами фирм-однодневок, в дальнейшем ставят НДС к вычету, в то время как фирма-однодневка, являющаяся завершающим звеном в цепи сделок, не имеет какого-либо имущества и не платит никаких налогов. В результате налоги фактически в бюджет не поступают.
Лица, которые занимаются обналичиванием денежных средств, как правило, несут уголовную ответственность одновременно по двум статьям УК РФ: 187 «Неправомерный оборот средств платежей» и 172 «Незаконная банковская деятельность». В юриспруденции это называется идеальной совокупностью преступлений.
Состав преступления, предусмотренного ст. 187, сформулирован в части 1 данной статьи следующим образом:
«Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств».
Таким образом, закон предусматривает ответственность за осуществление безналичных платежей на основании заведомо фиктивных сделок. То есть лицо, которое занимается обналичиванием, составляет заведомо для себя поддельное платежное поручение для того, чтобы банк осуществил перевод.
Перечень лиц, которые могут быть отнесены к субъектам преступления, достаточно широк:
фактические руководители. Основной интерес правоохранителей в первую очередь направлен на установление руководителей, которые дают указания по перечислению денежных средств, подбирают сотрудников, клиентов и так далее. Такие руководители необязательно должны иметь юридическое отношение к фирмам-однодневкам и быть связаны с ними какими-либо документами. Более того, зачастую формальные руководители фирм-однодневок не привлекаются к уголовной ответственности, а проходят по делу в качестве свидетелей;
бухгалтеры. Представители данной категории практически всегда проходят по уголовному делу в качестве обвиняемых, так как имеют доступ к клиент-банку предприятий и знают о состоянии фирм-однодневок. Кроме того, именно бухгалтеры готовят налоговую отчетность;
иные работники, которые занимаются изготовлением платежных поручений, поиском клиентов, составлением договоров и так далее.
Как правило, правоохранители очень избирательно привлекают бухгалтеров и работников у уголовной ответственности. Чаще всего те, кто готовы дать показания против фактических руководителей, главного бухгалтера и иных интересующих следствие лиц, остаются свидетелями по уголовному делу.
Размер наказания
Размер наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса РФ, определен в следующих пределах:
«Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет».
Таким образом, данное преступление относится к категории тяжких.
Как показывает судебная практика, чаще всегда в отношении обвиняемых избирается наиболее строгая мера пресечения – заключение под стражу. Более мягкие меры (например, домашний арест) применяются в отношении тех соучастников, которые заключили досудебное соглашение о сотрудничестве либо активно помогают следствию.
Ч. 2 ст. 187 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за совершение деяния, указанного в части 1 данной статьи, если оно совершено организованной группой. Размер наказания уже определяется в объеме:
«Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового».
Характеристика организованной группы содержится в ч. 3 ст. 35 УК РФ:
«Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев, если в схеме по обналичиванию денег участвовало несколько человек, то характер их взаимоотношений будет расцениваться именно как организованная группа.
«Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере».
На первый взгляд, состав преступления, описанный в данной статье, не имеет ничего общего с обналичиванием. Однако на практике в качестве незаконной банковской деятельности рассматривается использование поддельных документов о регистрации юридических лиц (подставные фирмы) для незаконного открытия в банке счетов, с помощью которых систематически на протяжении длительного времени осуществляются различные банковские операции с нарушением требований банковского законодательства. Проще говоря, ответственность по ст. 172 УК РФ наступает в том случае, когда лица используют документы заведомо для себя фиктивных организаций для того, чтобы открыть счет в банке и осуществлять через этот счет на основании поддельных платежных поручений перечисления.
Одним словом, государство связывает ответственность по обналичиванию с деятельностью фирм-однодневок, которые используют субъекты преступлений для того, чтобы:
открывать в банке счета с целью совершения фиктивных операций;
изготавливать платежные поручения на основании фиктивных сделок.
При этом ответственность за совершение преступления, указанного в ч. 1 ст. 172 УК РФ, наступает лишь в том случае, если эти действия причинили крупный ущерб либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Крупный размер составляет сумма, превышающая 2,25 млн руб. (примечание к ст. 170.2 УК РФ). Для ст. 187 УК РФ размер ущерба или дохода не имеет значения, однако фактический размер проведенных сумм также рассчитывается. При исчислении суммы дохода (ущерба) учитываются только незаконные операции. К примеру, если фирма проводила как законные сделки, так и сделки по обналичиванию, то определяться размер ущерба будет только по фиктивным сделкам без учета законных операций.
Круг субъектов преступлений аналогичен ст. 187 УК РФ.
Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 172 УК РФ, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Ст. 172 УК РФ предусматривает и квалифицированные составы. Повышенная ответственность установлена за совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 172 УК РФ, если оно совершено организованной группой и/или сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Особо крупный размер составляет сумма, превышающая 9 млн руб.
Размер наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК РФ, составляет принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Для того чтобы избежать ответственности за данные преступления бухгалтеру следует внимательно следить за теми операциями, которые он осуществляет. Если становится понятно, что предприятие осуществляет платежи от имени или на счета сомнительных организаций, на основании фиктивных сделок; если начинают поступать странные указания от руководителя о перечислении денежных средств без фактической поставки, то бухгалтеру следует досконально вникнуть в суть выполняемых им действий и при необходимости прекратить работу в этой организации.
Немаловажным является и тот факт, что законодательство обязывает банки сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных операциях, особенно если они осуществляются систематически.