судебная практика по изъятию земельных участков в связи с неиспользованием
Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.
3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.
4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.
6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.
8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.
10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:
1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;
2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.
12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.
13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль
Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.
Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.
В связи с этим у меня есть вопросы:
Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.
Когда могут изъять землю
Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.
Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.
Как принимается решение об изъятии
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.
До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.
Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.
Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.
Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.
Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.
Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.
Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.
Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.
Размер компенсации
Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.
Цена выкупа включает в себя:
Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.
Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.
Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.
Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.
Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии
Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.
Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.
На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:
Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.
За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.
Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Что делать с налогами
Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.
Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.
Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.
Что вам делать сейчас
Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.
Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.
Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Судебная практика по изъятию земельных участков в связи с неиспользованием
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 г. N 308-ЭС17-6035 Суд отказал в удовлетворении требования о взыскании затрат на рекультивацию земель, упущенной выгоды и неосновательного обогащения, поскольку истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве собственности; кроме того, он не доказал причинно-следственной связи между заявленными убытками и действиями ответчиков
Резолютивная часть определения объявлена 14 сентября 2017 г.
Полный текст определения изготовлен 20 сентября 2017 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.Г.,
судей Золотовой Е.Н. и Маненкова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (город Москва) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2017 по делу N А18-572/2012.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 308-ЭС17-6035 удовлетворено ходатайство заявителя об участии в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи.
Судебное заседание проводится с использованием системы видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартиной Н.Н., при содействии Арбитражного суда Республики Ингушетия (судебное поручение выполняет судья Аушев М.А., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Ужаховым А.М.).
В судебном заседании в Верховном Суде Российской Федерации приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации Козырев Н.Н. (доверенность от 29.12.2016 N 388); Сенина М.Г. (доверенность от 17.10.2016 N 224); Бабкина Е.Н. (доверенность от 17.10.2016 N 215).
В Арбитражный суд Республики Ингушетия явился Хамхоев Мовсар Хажбикарович (паспорт).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации, поддержавших доводы кассационной жалобы, и объяснения Хамхоева Мовсара Хажбикаровича, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Сунженского района Республики Ингушетия, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Ингушетия.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.12.2015 в удовлетворении иска отказано.
В Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд Хамхоевым М.Х. было подано заявление о взыскании солидарно с Министерства обороны и указанных войсковых частей 5 128 800 рублей судебных расходов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.12.2015 оставлено без изменения, в удовлетворении заявления главы КФХ о взыскании судебных расходов отказано.
Министерство обороны обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда округа в отмененной части и оставить в силе в данной части судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Дело истребовано из Арбитражного суда Республики Ингушетия 10.05.2017.
Определением от 31.07.2017 судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. жалоба Министерства обороны вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемый акт подлежит отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Указанными судебными актами установлено и из постановлений Правительства Республики Ингушетия от 05.06.2002 N 197 и 03.08.2002 N 316 следует, что Министерству обороны в постоянное (бессрочное) пользование был выделен земельный участок площадью 1 248,41 га за счет земель ГСХП «Троицкое», КФХ Бариева С. и Точиева М., а также спецфонда Сунженского района. Хамхоев М.Х. не представил доказательств, подтверждающих, что указанный участок был предоставлен Министерству обороны за счет его земель.
Послужившее основанием для государственной регистрации права собственности Хамхоева М.Х. решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.12.2003 по делу N А18-1551/2003 основано на решении Сунженского районного совета народных депутатов от 28.11.1991 N 89, в котором ни фермерское хозяйство, ни глава КФХ Хамхоев М.Х., ни его члены не значатся. В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления названным лицам с 1991 по 2002 год земельных участков на территории Сунженского района, создания указанными лицами фермерского хозяйства, осуществления ими совместной деятельности по ведению фермерского хозяйства, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 06:02:00000004:73.
Спорный земельный участок Хамхоевым М.Х. не использовался, фермерское хозяйство не состояло на налоговом учете с 1991 по 2003 год.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А18-318/2013, суды первой и апелляционной инстанций признали, что, в отсутствие законных оснований для предоставления Хамхоеву М.Х. земельного участка площадью 25 га в 1991-2002 годах, последующее оформление в 2003-2007 годах его права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:02:00000004:73 являлось неправомерным.
При таких обстоятельствах, поскольку у Хамхоева М.Х. отсутствует право собственности на земельный участок, а ранее зарегистрированное за ним право признано отсутствующим, суды первой и апелляционной инстанций признали, что у истца не возникло право требовать возмещения ему убытков, причиненных изъятием не принадлежащего ему земельного участка.
Суды указали также на недоказанность истцом осуществления на спорном земельном участке деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, противоправности действий ответчиков и факта причинения неправомерными действиями истцу убытков, наличие причинно-следственной связи между заявленными убытками и действиями ответчиков, а также на необоснованность размера убытков.
Суд округа не согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций, отменил принятые ими судебные акты в части отказа в иске, заявленном к Министерству обороны, и в отмененной части направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд округа указал следующее.
Спорный земельный участок фактически изъят у истца для федеральных нужд и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Министерством обороны. Глава КФХ Хамхоев М.Х. вправе отыскивать в судебном порядке соразмерную компенсацию при доказанности необходимых для удовлетворения соответствующих исков обстоятельств.
Установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А18-1551/2003 обстоятельства не имеют преюдициального значения для не участвовавших в названном деле Министерства обороны и Российской Федерации. В то же время ни в рамках дела N А18-318/2013, ни в рамках настоящего дела не опровергнуты факты принятия президиумом Сунженского райсовета народных депутатов решения от 21.11.1991 N 89 о предоставлении Хамхоеву М.Х. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка из резервного фонда райсовета и выдачи Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам соответствующего государственного акта с планом землепользования.
Учреждение и войсковая часть 29483 не являлись надлежащими ответчиками по требованию о взыскании компенсации за фактически изъятый для федеральных нужд земельный участок. Их действия по использованию земельного участка на основании решения Президента Республики Ингушетия, командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 11.05.2002, постановления правительства Республики Ингушетия от 05.06.2002 N 197 в редакции постановления от 03.08.2002 N 316 не могли быть признаны незаконными и исключали возможность привлечения названных лиц к ответственности в виде взыскания убытков.
Поскольку изъятие земельного участка фактически осуществлено для федеральных нужд обороны, а право постоянного (бессрочного) пользования признано в судебном порядке за Министерством обороны, именно последнее и только оно является надлежащим ответчиком по иску о взыскании компенсации.
В ходе судебного разбирательства истцу не предложено уточнить требования к Министерству обороны, привлеченному к участию в деле в качестве ответчика. Требование к названному ответчику фактически не рассмотрено. В обжалуемых судебных актах не отражены результаты рассмотрения содержащегося в отзыве Министерства обороны на иск заявления о применении исковой давности по заявленным к Министерству обороны требованиям. Судами не определен момент, с которого началось течение исковой давности по иску к Министерству обороны о взыскании компенсации за фактически изъятый для федеральных нужд земельный участок.
Однако при вынесении оспариваемого постановления суд округа не учел следующее.
Хамхоев М.Х., указав, что в связи с изъятием у него участка он утратил произведенные им вложения для целей сельскохозяйственного использования земли, действиями ответчиков был уничтожен и нарушен плодородный слой почвы, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании причиненного ему реального ущерба, в том числе в размере рыночной стоимости рекультивации земельного участка, расходов на оплату проекта оценки об определении рыночной стоимости рекультивации, стоимости агротехнических работ по улучшению плодородного слоя почвы и закупленных удобрений, расходов по договору простого товарищества, понесенных в 2010 и 2011 годах, упущенной выгоды и неосновательного обогащения за пользование земельным участком за 10 лет.
Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.10.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны; истцу предложено уточнить требования к каждому из ответчиков, в том числе определить денежные суммы, подлежащие взысканию с каждого из них.
Таким образом вывод суда округа о том, что в ходе судебного разбирательство главе КФХ не предложено уточнить требования к Министерству обороны, привлеченному к участию в деле в качестве ответчика, прямо противоречат материалам дела.
В заявлении от 23.10.2012 Хамхоев М.Х. уточнил требования отдельно к войсковой части 29483 и Учреждению в соответствии с правилами пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ.
Из объяснений истца, подтвержденных представителями Министерства обороны в объяснениях, данных ими в судебном заседании судебной коллегии, следует, что истец привлек Министерство обороны в качестве субсидиарного ответчика по заявленным им к войсковой части 29483 и Учреждению требованиям, поскольку Министерство является главным распорядителем средств бюджета Российской Федерации и будет отвечать по иску в случае недостаточности денежных средств у названных ответчиков, финансируемых из федерального бюджета.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно рассмотрели заявленные истцом войсковой части 29483, Учреждению и Министерству обороны требования о взыскании убытков и неосновательного обогащения, обоснованные пунктом 1 статьи 15, пунктом 1 статьи 1064, статьей 1102 ГК РФ, пунктом 1 статьи 62 ЗК РФ. При этом указание суда округа, что суды фактически не рассмотрели требование к названному ответчику, является необоснованным.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме как в отношении войсковой части 29483 и Учреждения, так и в отношении Министерства обороны, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
На основании статьи 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Кодекса).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство (причинившем вред); вина такого лица предполагается, пока не доказано обратное.
Статья 57 ЗК РФ закрепляет, что возмещению в полном объеме (в том числе упущенная выгода) подлежат убытки, причиненные ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также временным занятием земельных участков (подпункты 2 и 3 пункта 1). В указанных случаях убытки возмещаются собственникам земельных участков (подпункт 2 пункта 2). Возмещение убытков осуществляется лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, а также лицами, деятельность которых влечет за собой ухудшение качества земель (пункт 3). Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Исходя из приведенных норм права и разъяснений высшей судебной инстанции, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости установления факта причинения имущественного ущерба Хамхоеву М.Х. как собственнику спорного земельного участка.
Оценив представленные в материалы данного дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные при разрешении спора по делу N А18-318/2013, имеющие преюдициальное значение для данного спора (часть 2 статьи 69 АПК РФ), суды первой и апелляционной инстанций установили следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 01.11.2006 заявление администрации удовлетворено, решение от 26.12.2003 по делу N А18-1551/2003 отменено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2007 решение от 01.11.2006 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что обстоятельства, приведенные администрацией в обоснование заявления, не являются вновь открывшимися.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 03.05.2007 согласился с судом апелляционной инстанции и указал, что доводы администрации об отсутствии у Хамхоева М.Х. права собственности за земельный участок являются основанием для предъявления самостоятельных исков.
Суды как в рамках дела N А18-318/2013, так и по настоящему делу установили и материалами дела подтверждается, что, на основании постановлений Правительства Республики Ингушетия от 05.06.2002 N 197 и от 03.08.2002 N 316, Министерству обороны в постоянное (бессрочное) пользование выделен земельный участок площадью 1 741 392, 73 кв. м, в кадастровом квартале 06:02:0000004, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, в 2 330 м от АЗС общества с ограниченной ответственностью «Ингушнефтепродукт» в станице Троицкая по направлению на север, за счет земель ГСП «Троицкое» площадью 1116,44 га, КФХ Бариева С. площадью 104,97 га, КФХ Точиева М. площадью 22 га, спецфонда Сунженского района площадью 5 га.
Судами установлено и из указанных постановлений следует, что за счет земель Хамхоева М.Х. земельный участок Министерству обороны не предоставлялся.
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.12.2003 по делу N А18-1551/03 о признании права собственности Хамхоева М.Х. на земельный участок было принято после изъятия земель для нужд обороны.
Участок площадью 25 га в дальнейшем был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 06:02:00 000004: 0073. Право собственности Хамхоева М.Х. на данный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.02.2007. Судами установлено, что данный участок налагается на границы участка, переданного Министерству обороны на основании постановлений Правительства Республики Ингушетия от 05.06.2002 N 197 и от 03.08.2002 N 316.
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.12.2003 N А18-1551/2003 по иску КФХ «Этруск» к администрации о признании права пользования землей, суд пришел к выводу о праве собственности главы КФХ Хамхоева М.Х. на земельный участок площадью 25 га на основании решения Сунженского райсовета народных депутатов от 28.11.1991 N 89 «О регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств и отводе им земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции».
В судебном заседании судебной коллегии представители Министерства обороны пояснили, что при рассмотрении дела N А18-318/2013 суду были представлены две копии решения от 28.11.1991 N 89 разного содержания. Хамхоев М.Х. представил копию решения, в тексте которого было указано на предоставление ему земельного участка. В тексте копии решения, представленной Министерством обороны из архивного отдела администрации ни Хамхоев М.Х., ни КФХ «Этруск» не значились. Ответчиком было заявлено о фальсификации истцом данного решения в порядке статьи 161 АПК РФ. Экспертиза по вопросу фальсификации назначена не была, поскольку Хамхоев М.Х. исключил представленную им копию решения из числа доказательств по делу. Данные доводы истцом не опровергнуты.
Сославшись на сообщение архивного отдела администрации, суды по делу N А18-318/2013 установили, что в документах архивного фонда президиума Сунженского района Совета народных депутатов находится решение от 21.11.1991 N 89, в тексте которого Хамхоев М.Х. и КФХ «Этруск» не значатся. Из представленной в материалы дела светокопии решения 21.11.1991 N 89 ни Хамхоев Мовсар Хажбикарович, ни привлеченные к участию в деле N А18-318/2013 третьи лица: Хашиев Сулумбек Абдулкаримович, Хамхоев Магомед Хажбикарович, Хамхоев Мусса Хажбикарович, Хамхоева Аси Хажбикаровна, Хамхоева Айшат Хажбикаровна, Цечоева Хяди Исаевна, не значатся в качестве лиц, которым выделялись земельные участки из резервного фонда Сунженского района или за счет иных земель, в том числе для ведения крестьянских фермерских хозяйств. Указанные лица не значатся и в журнале регистрации заявлений о предоставлении земельных участков.
Суды признали недоказанным, что в период с 1991 по 2003 год истцу или третьим лицам на территории Сунженского муниципального района предоставлялись земельные участки, а также что указанные лица создали КФХ «Этруск» и осуществляли совместную деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на земельном участке площадью 25 га, которому в 2006 году был присвоен кадастровый номер 06:02:00000004:0073.
Судами сделан вывод, что спорный земельный участок ни КФХ «Этруск», ни Хамхоевым М.Х. не использовался; фермерское хозяйство в установленном порядке не было зарегистрировано, на налоговом учете с 1991 по 2003 год не состояло; земельный участок использовался ответчиками с момента его предоставления (2002 год).
Согласно приведенным установленным обстоятельствам суды пришли к выводу, что решение от 28.11.1991 N 89, выданные на основании этого решения государственный акт и план землепользователя не являлись основанием для возникновения у Хамхоева М.Х. права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:02:00000004:0073. В отсутствие законных оснований для предоставления Хамхоеву М.Х. земельного участка площадью 25 га в 1991-2002 годах последующее оформление в 2003-2007 годах его права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:02:00000004:73 суды признали неправомерным.
После издания постановлений Правительства Республики Ингушетия от 05.06.2002 N 197 и от 03.08.2002 N 316 о закреплении земель за Министерством обороны, утверждения акта о выборе земельного участка площадью 1741392,73 кв. м и размещения на нем подразделений для нужд обороны предоставление земельного участка с кадастровым номером 06:02:00000004:73 в собственность Хамхоева М.Х. не представлялось возможным исходя из положений норм пункта 2, подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, поскольку спорный земельный участок ограничен в обороте и не мог быть предоставлен в частную собственность.
При таких обстоятельствах суды сделали вывод, что поскольку у Хамхоева М.Х. право собственности на спорный земельный участок не возникало, а зарегистрированное за ним в ЕГРП право собственности признано вступившими в законную силу судебными актами отсутствующим, то, в силу норм пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1102 ГК РФ, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, не имеется оснований для взыскания убытков, причиненных изъятием не принадлежащего ему земельного участка, а также взыскания неосновательного обогащения за пользование не принадлежащего ему спорного участка.
Данный вывод является достаточным основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований как к войсковой части 29483 и Учреждению, так и к Министерству обороны.
Кроме того, суды пришли к верным выводам о недоказанности истцом противоправности действий ответчиков, факта причинения ему убытков, наличие причинно-следственной связи между заявленными убытками и действиями ответчиков и необоснованности размера убытков.
Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15 ГК РФ, необходимо наличие совокупности перечисленных условий правонарушения, отсутствие хотя бы одного из условий ответственности влечет отказ в удовлетворении иска.
В связи с изложенным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска основан на правильном применении норм права, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 АПК РФ суд округа проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Из указанных норм права следует, что суд округа не вправе переоценивать выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций на основе исследования и оценки доказательств.
Судебная коллегия признает ошибочным вывод суда округа о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 2 статьи 281 ГК РФ, поскольку Хамхоев М.Х. выступает как собственник земельного участка, фактически у него изъятого для государственных нужд.
При этом суд округа исходил из того, что ни в рамках дела N А18-318/2013, ни в рамках данного дела не опровергнуты факты принятия президиумом Сунженского райсовета народных депутатов решения от 21.11.1991 N 89 о предоставлении главе хозяйства для организации крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка из резервного фонда райсовета и выдачи комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам соответствующего государственного акта с планом землепользования.
Данные выводы суда округа противоречат изложенным выше выводам, сделанным судами первой и апелляционной инстанций на основании оценки доказательств и установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела о том, что у истца не возникало право собственности на землю на основании решения от 21.11.1991 N 89, государственного акта и плана землепользования; истец не являлся собственником, не использовал земельный участок, который у него не изымался.
Таким образом, суд округа вышел за пределы полномочий, предоставленных ему статьями 28, 287 АПК РФ, его выводы направлены на переоценку доказательств, представленных в материалы дела и оцененных нижестоящими инстанциями в пределах их полномочий, что является существенным нарушением норм процессуального права, поэтому, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ, постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене в оспариваемой части.
Переоценив выводы судов первой и апелляционной инстанций, суд округа пришел к неверному выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям нормы права пункта 2 статьи 281 ГК РФ.
Между тем, в силу части 1 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Однако из текста жалобы следует, что такой довод Хамхоевым М.Х. не заявлялся, также как не заявлялся им и иск о взыскании компенсации за фактический земельный участок; из отзыва Министерства обороны на иск, на который сослался в постановлении суд округа (т. 1, л.д. 103-110), также не следует, что им было заявлено о пропуске срока исковой давности по иску о взыскании компенсации за фактически изъятый земельный участок.
При названных обстоятельствах и при отсутствии такого довода в кассационной жалобе истца и в возражениях относительно жалобы Министерства обороны, а также при отсутствии кассационной жалобы Министерства обороны с доводом о нерассмотрении его заявления у суда округа не имелось оснований для отмены судебных актов против ответчика в пользу истца.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что у суда округа не имелось оснований для отмены законных и обоснованных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, суд допустил существенные нарушения норм материального и процессуального права, поэтому, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ, постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2017 по делу N А18-572/2012 отменить в части, в которой решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 отменены, а дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия. В указанной части решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 оставить в силе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2017 по делу Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-572/2012 в остальной части оставить в силе.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья | Г.Г. Попова |
Судья | Е.Н. Золотова |
Судья | А.Н. Маненков |
Обзор документа
Глава КФХ, ссылаясь на то, что его земля была изъята для госнужд, потребовал взыскать в связи с этим в т. ч. реальный ущерб и упущенную выгоду.
СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что для взыскания нет оснований, и пояснила следующее.
Исходя из фактических обстоятельств, право собственности истца было зарегистрировано по решению суда, принятому в рамках иного дела, уже после того, как этот участок закрепили за Минобороны России, т. е. уже изъяли для нужд обороны.
В отсутствие законных оснований для предоставления земли последующее ее оформление в собственность физлица нельзя признать правомерным.
После того как спорную землю закрепили за Минобороны России, ее нельзя было предоставить в частную собственность, т. к. она являлась ограниченной в обороте.
Право собственности истца на спорную землю, по сути, не возникало, а зарегистрированное за ним в ЕГРП право собственности позже было признано судом отсутствующим (в ином деле).
Таким образом, нет оснований для взыскания убытков, причиненных изъятием не принадлежащей истцу земли, а также неосновательного обогащения за пользование ею.