судебная практика по избирательному праву
«Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)
Президиумом Верховного Суда
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2014 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 142 дела, из них по 8 делам судебные постановления отменены, что составило 3,6% от общего количества дел:
по 1 делу производство прекращено;
по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.
Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 3 дела. При этом отменено одно решение районного суда и одно апелляционное определение областного суда.
В 2015 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 83 дела, из них по 9 делам судебные постановления отменены, что составило 11% от общего количества дел:
по 2 делам производство прекращено;
по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.
Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 2 дела. При этом отменено 2 апелляционных определения областного суда.
В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел:
об отмене регистрации кандидата;
об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов;
об отмене регистрации списка кандидатов;
об отмене решения избирательной комиссии.
При рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются:
Конституцией Российской Федерации;
конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Анализ судебных постановлений позволил выделить следующие основные вопросы.
Избирательная комиссия
Калининградской области
СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ СПОРАМ
Судебные решения 2018 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2018 году
Судебные решения 2017 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2017 году
Судебные решения 2016 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2016 году
Судебные решения 2015 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2015 году
Судебные решения 2014 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2014 году
Судебные решения 2013 года
Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, вынесенных судами Калинининградской области в 2013 году
Судебные решения 2012 (2-е полугодие)
Судебная практика по разрешению избирательных споров во втором полугодии 2012 года
Судебные решения 2012 (1-е полугодие)
Судебная практика по разрешению избирательных споров в первом полугодии 2012 года
Судебные решения 2011
Судебная практика по разрешению избирательных споров в ходе проведения муниципальных избирательных кампаний в 2011 году
Судебные решения 2011
Судебная практика по разрешению избирательных споров в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва
Судебные решения 2010 (1-е полугодие)
Сборник судебных решений по избирательным спорам за первое полугодие 2010 года
Судебные решения 2009
Сборник судебных решений по избирательным спорам за первое полугодие 2009 года
Судебные решения 2007-2008
Некоторые решения судов по избирательным спорам в период 2007-2008 г.г.
Сборник судебных решений 2005-2006
Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях судов
Решения судов в сборнике систематизированы по уровню выборов, а также по основным этапам избирательного процесса.
Сборник судебных решений 2002-2004
Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях судов
Практика проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления показывает, что в ходе реализации гражданами их конституционного права избирать и быть избранным по ряду субъективных и объективных причин нередко возникают конфликты и споры, многие из которых решаются в судебном порядке.
Предлагаемый Вашему вниманию сборник представляет собой публикацию решений (определений) судов, вынесенных в период проведения избирательных кампаний различных уровней на территории Калининградской области.
В сборник вошли все судебные решения, принятые за период с 2002 года по 2004 год и систематизированные по основным этапам избирательного процесса.
Горячая линия
(347) 291 20 70
Верховным Судом РФ проведено обобщение судебной практики по вопросам, связанным с разрешением споров о защите избирательных прав
Верховным Судом РФ проведено обобщение судебной практики по вопросам, связанным с разрешением споров о защите избирательных прав и правом граждан РФ на участие в референдуме
Сообщается, что в производстве Судебной коллегии по административным делам ВС РФ находились следующие категории дел:
об отмене регистрации кандидата;
об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов;
об отмене регистрации списка кандидатов;
об отмене решения избирательной комиссии.
По итогам рассмотрения указанной категории дел отмечается, в частности, следующее:
неуказание сведений о судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата;
обязанность уведомления избирательной комиссии о наличии судимости возникает у кандидата после вступления в законную силу постановленного в отношении его приговора суда и сохраняется вплоть до дня голосования;
непредставление имеющихся подтверждающих документов о роде занятий влечет отказ в регистрации кандидата;
ненадлежащее оформление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей за пределами территории РФ влечет отмену решения о регистрации кандидата;
регистрация кандидата не может быть отменена по основанию неоднократного использования им своего служебного положения, если не подтвержден факт такого использования;
несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными;
нарушение избирательной комиссией порядка принятия ее решений при регистрации кандидата может являться основанием для отмены решения о регистрации кандидата;
размещение в агитационных материалах изображений и фотографий безусловно не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;
пропуск установленного законом срока для обжалования в суд решения избирательной комиссии влечет отказ в удовлетворении заявления без рассмотрения требований по существу.
Документы
Органом, который, помимо суда, призван в соответствии с действующим законодательством обеспечивать защиту прав и свобод и законных интересов граждан, государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц в период избирательной кампании является прокуратура. Подтверждением этого является участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в подготовке предложений и замечаний по проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подготовленный редакционной комиссией с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации вариант постановления Пленума и данные в нем разъяснения соответствуют законодательству и складывающейся судебной практике по делам данной категории.
По представленному на обсуждение проекту постановления Генеральной прокуратурой Российской Федерации было высказано около 26 предложений и замечаний. Предложения, касающиеся полномочий прокурора, приняты редакционной комиссией в полном объеме с внесением изменений в пункт 19 постановления и новая редакция такова:
«Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном главой 26 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных:
частью 1 статьи 45 ГПК РФ в защиту избирательных прав или права на участие в референдуме конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;
частью 1 статьи 259 ГПК РФ в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, предложения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о конкретизации полномочий прокурора по делам данной категории поддержаны и в постановлении указано, что прокурор, обращаясь в суд в порядке части 1 статьи 259 ГПК РФ, выступает в защиту публичных интересов.
Достигнуто также согласие по редакции абзаца 3 пункта 3, в силу которого в случае возникновения противоречия между нормами федерального закона и положениями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, суд обязан руководствоваться нормами федерального закона.
Кроме того, пункт 10 постановления не содержит более утверждение о том, что решения вышестоящих избирательных комиссий и ЦИК России не имеют самостоятельного правового значения, что подтверждает значимость вышестоящих избирательных комиссий по отношению к нижестоящим комиссиям.
По предложению Генеральной прокуратуры Российской Федерации изменен последний абзац пункта 25 постановления: на суд возложена обязательность установления фактических обстоятельств по делу: как опровергающие доводы заявленных требований, так и подтверждающие их обоснованность. В силу этого, на основании принятого решения суда с подтверждением представленной позиции, лицо наделено правом удовлетворения иных требований.
Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав. Учитывая возникающие у судов при рассмотрении дел данной категории вопросы, в целях формирования единообразной судебной практики постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 31.03.2011 подлежит использованию судами при отправлении правосудия.
В рассмотрении дел данной категории принимает участие прокурор (статья 45 ГПК РФ)
С полным текстом указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 31.03.2011 следует ознакомиться по его размещению в системе Консультант плюс.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации
22 апреля 2011, 13:04
О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Органом, который, помимо суда, призван в соответствии с действующим законодательством обеспечивать защиту прав и свобод и законных интересов граждан, государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц в период избирательной кампании является прокуратура. Подтверждением этого является участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в подготовке предложений и замечаний по проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подготовленный редакционной комиссией с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации вариант постановления Пленума и данные в нем разъяснения соответствуют законодательству и складывающейся судебной практике по делам данной категории.
По представленному на обсуждение проекту постановления Генеральной прокуратурой Российской Федерации было высказано около 26 предложений и замечаний. Предложения, касающиеся полномочий прокурора, приняты редакционной комиссией в полном объеме с внесением изменений в пункт 19 постановления и новая редакция такова:
«Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном главой 26 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных:
частью 1 статьи 45 ГПК РФ в защиту избирательных прав или права на участие в референдуме конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;
частью 1 статьи 259 ГПК РФ в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, предложения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о конкретизации полномочий прокурора по делам данной категории поддержаны и в постановлении указано, что прокурор, обращаясь в суд в порядке части 1 статьи 259 ГПК РФ, выступает в защиту публичных интересов.
Достигнуто также согласие по редакции абзаца 3 пункта 3, в силу которого в случае возникновения противоречия между нормами федерального закона и положениями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, суд обязан руководствоваться нормами федерального закона.
Кроме того, пункт 10 постановления не содержит более утверждение о том, что решения вышестоящих избирательных комиссий и ЦИК России не имеют самостоятельного правового значения, что подтверждает значимость вышестоящих избирательных комиссий по отношению к нижестоящим комиссиям.
По предложению Генеральной прокуратуры Российской Федерации изменен последний абзац пункта 25 постановления: на суд возложена обязательность установления фактических обстоятельств по делу: как опровергающие доводы заявленных требований, так и подтверждающие их обоснованность. В силу этого, на основании принятого решения суда с подтверждением представленной позиции, лицо наделено правом удовлетворения иных требований.
Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав. Учитывая возникающие у судов при рассмотрении дел данной категории вопросы, в целях формирования единообразной судебной практики постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 31.03.2011 подлежит использованию судами при отправлении правосудия.
В рассмотрении дел данной категории принимает участие прокурор (статья 45 ГПК РФ)
С полным текстом указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 31.03.2011 следует ознакомиться по его размещению в системе Консультант плюс.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
«Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам. Вопросы обжалования результатов выборов»
Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.
по состоянию на июль 2020 года
«3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»
«2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.»
«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.»
Постановление от 23 марта 2000 года N 4-П/2000
[. ] суды при осуществлении защиты избирательных прав, руководствуясь принципом народовластия и конституционным требованием о равенстве избирательных прав граждан, в том числе независимо от места жительства, и основываясь на выявленном Конституционным Судом Российской Федерации смысле указанных положений Конституции Российской Федерации, не вправе ограничиваться формальной оценкой соответствия закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации нормам федерального законодательства, а должны по каждому рассматриваемому ими делу реально обеспечивать эффективное восстановление в избирательных правах.
Постановление от 15 января 2002 года N 1-П/2002
Определение от 2 июля 2009 года N 1036-О-О/2009
Одним из принципов, на которых строится работа избирательных комиссий в ходе организации и проведения выборов, референдумов, является принцип законности, реализация которого предполагает право избирателей оспаривать, в том числе в судебном порядке, незаконные решения и действия комиссии. При осуществлении своих полномочий избирательные комиссии действуют прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле запрет обжаловать решения или действия избирательных комиссий и их членов или ограничение этого права может непосредственно затрагивать избирательные права граждан.
Постановление от 22 апреля 2013 N 8-П/2013
Что касается распространения права на обращение в суд за защитой избирательных прав граждан, в том числе в связи с их нарушением при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, на иных субъектов, помимо собственно избирателей и кандидатов, избирательных объединений, то этот вопрос решается федеральным законодателем с учетом особенностей правового статуса соответствующих субъектов, характера их участия в избирательном процессе, а также иных значимых обстоятельств, включая уровень развития политико-правовой, демократической культуры, необходимость обеспечения в конкретно-исторических условиях повышенного демократического контроля со стороны институтов гражданского общества в отношении функционирования избирательной системы.
[. ] правоприменительная практика, полностью исключающая возможность судебной защиты избирательных прав граждан, если их нарушения имеют место на стадиях избирательного процесса, следующих за моментом голосования, и тем самым отрицающая право избирателей на обжалование итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах, не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации. Вместе с тем истолкование в правоприменительной практике законоположений, [. ], как не предполагающих судебное обжалование избирателями итогов голосования на иных территориальных уровнях, а также результатов выборов, не свидетельствует об их несоответствии требованиям Конституции Российской Федерации.
Постановление от 19 декабря 2013 года N 28-П/2013
Определение от 7 июля 2016 года N 1422-О/2016
Обеспечение гласности, транспарентности в рамках избирательного процесса, его открытости для контроля со стороны институтов гражданского общества, которая позволяла бы гражданам быть уверенными в том, что все избирательные процедуры осуществляются на основе соблюдения законности, а подсчет поданных ими голосов на выборах производится в строгом соответствии с состоявшимся волеизъявлением, и которая вместе с тем не нарушала бы нормальную работу государственных и муниципальных органов, призванных обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан в установленные сроки, служащие гарантией непрерывности осуществления публичной власти, является одним из важнейших факторов поддержания доверия во взаимоотношениях между гражданином и государством и определяет устойчивое функционирование конституционного механизма народовластия. Этому корреспондируют вытекающие из Конституции Российской Федерации, ее статей 2, 17 (часть 1), 18, 45 и 46 (части 1 и 2), гарантии судебной защиты избирательных прав граждан, конкретизируя которые федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы обеспечивалась эффективная возможность восстановления нарушенных прав участников избирательного процесса.
[. ] действующее избирательное законодательство, хотя оно и не относит избирателей к числу субъектов, правомочных присутствовать при подсчете голосов, установлении итогов голосования в помещении избирательной комиссии, предусматривает иные меры, позволяющие обеспечить транспарентность подсчета голосов и установления итогов голосования в качестве условия фиксации нарушений, их предотвращения и последующего оспаривания указанных итогов в судебном порядке.
Определение от 19 июля 2016 года N 1734-О/2016
[. ] действующее федеральное законодательство не препятствует гражданам на основе ставших им известными, в том числе из неформализованных источников, фактов о допущенных нарушениях при подсчете голосов и определении результатов голосования обжаловать соответствующие решения и действия (бездействие) избирательных комиссий на том избирательном участке, где такие граждане приняли участие в голосовании.
Определение от 25 октября 2018 года N 2554-О/2018
[. ] в соответствии с действующим правовым регулированием доверенные лица кандидатов вправе обращаться в суд с заявлениями за защитой своих нарушенных избирательных прав, которыми они наделены избирательным законодательством, но права обращаться в суд в защиту избирательных прав кандидатов им не предоставлено, что не может рассматриваться как нарушение их конституционного права на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Постановление от 15 ноября 2018 года N 42-П/2018
[. ] поскольку пересмотр результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления избирателей сопряжен с риском дискредитации непосредственного народовластия и нарушения стабильности функционирования институтов представительной демократии, не всякие, а только существенные нарушения избирательного законодательства, не позволяющие с достоверностью выявить действительную волю избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов на соответствующей территории; [. ]
Признание права оспаривания в суде решения избирательной комиссии о результатах выборов за избирательным объединением, выдвинувшим кандидата или список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в установленном избирательным законодательством порядке вследствие воспрепятствовавших представлению в избирательную комиссию необходимых для регистрации документов действий (бездействия) должностных лиц избирательной комиссии, в отношении правомерности которых сохраняется неопределенность в связи с прекращением соответствующего уголовного дела по нереабилитирующему основанию, автоматически не дисквалифицирует сами результаты выборов. В каждом таком случае суд, самостоятельно оценивая сведения, содержащиеся в постановлении о прекращении уголовного дела, должен принимать во внимание, что если вступившие в законную силу приговор или иные судебные акты по уголовному делу являются обязательными для суда, рассматривающего дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор или иные судебные акты, по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом (часть 3 статьи 64 КАС Российской Федерации), то постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию, принятое на досудебной стадии уголовного процесса, не освобождает его от исследования соответствующих обстоятельств.
Пункт 4.2, абз. 10, 11:
Постановление от 24 марта 2020 года N 12-П/2020
Исходя из того что выборы затрагивают интересы всех граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в управлении делами государства через своих законно избранных представителей, предусматриваемые федеральным законодателем основания, сроки и иные условия судебного контроля за ходом избирательных кампаний, решениями и действиями избирательных комиссий не должны ставить под сомнение гражданское доверие к институту выборов, уверенность общества в незыблемости конституционных гарантий народовластия в рамках выборов и способность суда обеспечить надлежащую защиту прав граждан.