судебная практика антикоррупционная оговорка
Прокурор разъясняет
В настоящее время при заключении договоров все чаще используется понятие «антикоррупционная оговорка» (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется, то есть он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения.
Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокуратура
Ульяновской области
Прокуратура Ульяновской области
Что такое «антикоррупционная оговорка», и в каких случаях она применяется?
В настоящее время при заключении договоров все чаще используется понятие «антикоррупционная оговорка» (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется, то есть он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения.
Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокурор разъясняет
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как следует из содержания указанной нормы перечень мер по предупреждению коррупции не является исчерпывающим, а следовательно, могут применяться и другие меры. В настоящее время в деловом обороте получает развитие понятие антикоррупционной оговорки при заключении договоров (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется.
То есть, он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);
права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение. Например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Прокуратура
Ярославской области
Прокуратура Ярославской области
Антикоррупционные оговорки при заключении договоров
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как следует из содержания указанной нормы перечень мер по предупреждению коррупции не является исчерпывающим, а следовательно, могут применяться и другие меры. В настоящее время в деловом обороте получает развитие понятие антикоррупционной оговорки при заключении договоров (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется.
То есть, он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);
права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение. Например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Антикоррупционная оговорка в договорах с контрагентами
В последнее время борьба с коррупцией стала частью государственной политики. В связи с этим распространилась практика включения в договоры так называемых антикоррупционных оговорок. Возникает вопрос, обязательно ли указывать такую оговорку в договоре и, если указывать, какой она может быть.
Предыстория
Беларусь совместно с другими странами Европы является стороной в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Данная Конвенция обязывает закрепить в национальном законодательстве, в частности, следующие нормы:
— о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями ;
— о том, что сторона сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, вправе обратиться в суд в целях признания сделки недействительной ;
— о полном возмещении стороне сделки ущерба, понесенного ею в результате коррупции ;
На заметку
Ущерб от акта коррупции подлежит возмещению, когда :
1) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
2) истец понес ущерб;
3) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
Эта Конвенция легла в основу политики государств Европы в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция «по-белорусски»
Белорусское законодательство к коррупции относит следующие действия :
Какие действия | Кто совершает | Кто получает выгоды | Какие выгоды получены |
Умышленное использование служебного положения | Должностное лицо | Должностное лицо или третьи лица | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества |
Подкуп должностного лица | Физлицо в своих интересах Физлицо в интересах или от имени юрлица (в том числе иностранного) | Физлицо Юрлицо | Подкупаемое должностное лицо совершит в интересах этих лиц действия или воздержится от их совершения при исполнении служебных обязанностей |
Должностное лицо | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества | ||
_______________ В понятие «должностное лицо» включают государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам. К последним относятся, в частности, лица : — занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. |
Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.
Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей. Возможно, по этой причине в настоящее время нет широкой судебной практики о признании недействительными сделок, связанных с коррупционными действиями.
Сегодня часто высказывается мнение, что следует взять за правило прописывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах». Это, скорее, попытка внести понимание, что взятки — это плохо, что это не приветствуется бизнес-сообществом.
Обязательность антикоррупционной оговорки
Каждая организация должна применять меры по предотвращению проявлений коррупции. В частности, законодательством определены следующие меры :
— планирование и координирование деятельности по борьбе с коррупцией;
— установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц организации.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация в рамках приведенных мер самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции. Более того, нет прямого указания на то, что организации обязаны включать в договоры антикоррупционные оговорки.
Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями. И это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя, своими сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации, вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения, заключают договор.
Отметим, что для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя обязательство по его исполнению. Эта обязанность установлена законом. Если будет доказано, что какие-либо лица участвовали в коррупционных схемах, то они несут ответственность в рамках действующего уголовно-правового законодательства.
Антикоррупционная оговорка в договоре
Несмотря на необязательность антикоррупционной оговорки, порой ее включение целесообразно. Причины для этого могут быть, например, следующие:
— выбор организацией включать оговорку как один из способов соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией;
— проявление руководством организации высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией;
— желание сделать нарушение законодательства по борьбе с коррупцией событием, наступление которого влечет негативные последствия для стороны, нарушившей его. Например, прекращение договора, уплата штрафов, компенсации и т.д.
Если стороны согласились с необходимостью внесения в договор антикоррупционной оговорки, то сформулировать ее можно следующим образом:
«Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о противодействии коррупции (далее — антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований и несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора. В рамках настоящего Договора под антикоррупционными понимаются действия, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией».
В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта.
В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от коррупционных действий и (или) неполучения другой Стороной в десятидневный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет с приложением документов, подтверждающих данных факт, другая Сторона вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее письменное уведомление первой Стороне.
Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) не обеспечившая несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется действующим законодательством Республики Беларусь».
9. Антикоррупционная оговорка
9. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОГОВОРКА
9.1. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей прямо или косвенно любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.
9.2. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Контракта законодательством Российской Федерации, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.3. В случае возникновения у Стороны обоснованных подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений раздела 9 Контракта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. После получения письменного уведомления другая Сторона обязана направить подтверждение того, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты письменного уведомления о нарушении.
В письменном уведомлении другая Сторона обязана сослаться на обоснованные факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или не дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений Контракта Стороной, ее аффилированными лицами, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством Российской Федерации, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также иных действиях, нарушающих требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.4. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в разделе 9 Контракта действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право направить обоснованные факты или предоставить материалы компетентным органам в соответствии с применимым законодательством Российской Федерации.
Судебная практика антикоррупционная оговорка
Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка
Целью проведения такой оценки является подтверждение того, что организация-контрагент в своей деятельности руководствуется общепринятыми этическими стандартами ведения бизнеса и придерживается принципов нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Базовая процедура дью-дилидженс предполагает сбор и анализ находящихся в открытом доступе, в бесплатных и платных базах данных сведений о контрагенте, позволяющих оценить:
— деловую репутацию контрагента;
— финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого делового партнерства/заключаемого контракта;
— связи организации с должностными лицами, в том числе иностранными должностными лицами;
— принятые контрагентом меры по предупреждению нарушений, в том числе коррупционной направленности.
1) Деловая репутация компании-контрагента может оцениваться в ходе сбора и анализа следующей информации:
— сведений о выдвижении обвинений, проведении расследований, судебных процессов в отношении компании и ее работников, в том числе в связи с совершением коррупционных правонарушений, наличии компании в «черных списках», реестрах лиц, отстраненных от участия в закупках в связи с обвинениями в коррупции, публикаций в СМИ на предмет наличия возможных коррупционных проявлений в компании-контрагенте. Такая информация необходима для формирования представления о склонности компании-контрагента и ее отдельных работников к коррупции, а также о готовности компании принимать меры по недопущению совершения подобных нарушений в будущем.
2) Оценка наличия у организации-контрагента надлежащих ресурсов предполагает поиск и анализ информации о финансовом положении организации, о наличии у организации опыта аналогичных работ, оказания услуг, о наличии в организации необходимых человеческих ресурсов, обладающих надлежащими знаниями и умениями и т.п. В данном случае рекомендуется использовать не только находящуюся в открытом доступе информацию, но и запрашивать необходимые сведения непосредственно у организации-контрагента, например, финансовую отчетность с тем, чтобы идентифицировать возможные имевшие место неправомерные выплаты и, соответственно, риски недобросовестного поведения контрагента в будущем.
3) Оценка наличия связей контрагента с должностными лицами призвана выявить риски ее вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких должностных лиц, в том числе иностранных. В этой связи при проведении процедуры дью-дилидженс следует обратить внимание на:
— наличие должностных лиц непосредственно в самой компании;
— возможные связи с должностными лицами, их родственниками ключевых работников компании, их родственников;
— сведения о контрагентах компании на предмет аффилированности с должностными лицами.
4) Оценка наличия у контрагента надлежащих мер по предупреждению коррупции предполагает анализ внедрения в компании антикоррупционной политики и антикоррупционных инструментов.
В результате проведения оценки контрагента должно сформироваться понимание того, какие коррупционные риски могут возникнуть в ходе взаимодействия с ним. Свидетельствовать о наличии коррупционных рисков могут, например, следующие факты:
— в компании отсутствует персонал, который может оказывать предусмотренные контрактом услуги, выполнять работы;
— счет (счета) компании находятся в оффшорных зонах;
— контрагент просит предоставить оплату частями на несколько различных счетов;
— в финансовой отчетности компании содержатся необъясненные выплаты третьим лицам, информация об оказанных третьими лицами услугах без предоставления подтверждения реального оказания таких услуг;
— контрагент финансирует деятельность политических партий;
— работники компании имеют связи с должностными лицами или их родственниками;
— сотрудники компании-контрагента ранее занимали должности в государственных (муниципальных) органах, курирующих или иным образом связанных со сферой деятельности компании, и т.п.
Информацию о деловых партнерах можно проверить и (или) узнать на различных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Примерный перечень ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых можно проверить и (или) узнать информацию о деловых партнерах, представлен на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
В крупных предприятиях, обладающих достаточными ресурсами, для проведения оценки контрагентов может быть разработано и внедрено специализированное программное обеспечение, позволяющие вести внутреннюю базу контрагентов компании и автоматически отслеживать возможные коррупционные риски при взаимодействии с ними.
При этом необходимо понимать, что выявленные риски сами по себе не говорят о необходимости отказаться от отношений с контрагентом: как и в случае проведения внутренней оценки рисков, организации следует учесть вероятность реализации таких рисков в конкретных условиях (в зависимости от страны, отрасли, иных обстоятельств), возможности их предотвращения или минимизации, и только по совокупности всех факторов принимать решение о продолжении или отказе от сотрудничества с данным контрагентом.
Кроме того, одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.
При ее включении в договоры рекомендуется предусматривать основания для расторжения договора или применения иных мер ответственности в случае, если контрагент нарушит антикоррупционную оговорку и (или) окажется вовлечен в неправомерную деятельность.
Применение организациями антикоррупционной оговорки при заключении договоров также носит репутационно-этический характер. Такого рода оговорка фактически является инструментом, который помогает выявить возможные коррупционные риски еще до того, как будет совершено коррупционное правонарушение. Принимая антикоррупционную оговорку, стороны обязуются своевременно проинформировать о таких фактах и провести соответствующие проверки, подтверждая или опровергая наличие коррупционных рисков, что призвано повысить эффективность предупреждения коррупции.
При подготовке организациями антикоррупционной оговорки необходимо исходить из следующего:
— учитывать свободу договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
— не допускать избыточных обязательств сторон договора, исходить из принципа разумности (запрашивание внутренних документов делового партнера, проведение аудита делового партнера, предоставление информации о ставших известных фактах коррупции и иные мероприятия должны учитывать особенности деятельности организации, в том числе необходимость сохранения, в частности, коммерческой, налоговой и иной тайны);
— учитывать, что у организаций может быть множество деловых партнеров и, как следствие, возложение обязанности реализовывать антикоррупционную политику или отдельные антикоррупционные меры, в предусмотренном антикоррупционной оговоркой виде, не всегда представляется фактически возможным;
— воздерживаться от возложения прямых обязанностей на аффилированные с деловым партнером организации (целесообразно использовать «мягкие» формулировки, содержащие положения о неодобрении фактов коррупции со стороны таких организаций и принятии разумных мер, направленных на недопущение коррупционных правонарушений со стороны аффилированных лиц).
Таким образом, антикоррупционная оговорка по своему смыслу направлена на взаимное понимание сторонами договора недопустимости совершения коррупционных правонарушений и готовности принимать разумные меры по недопущению их совершения.
В случае, если деловой партнер, с которым заключается договор, отказывается принимать антикоррупционную оговорку, целесообразно предпринять следующее.
Прежде всего, рекомендуется провести переговоры с деловым партнером (дополнительно возможно обеспечить организацию официальной перепиской) с целью выявления конкретных замечаний к антикоррупционной оговорке и поиска взаимоприемлемого содержания.
Необходимо разъяснить деловому партнеру, что с правовой точки зрения антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. В случае совершения коррупционного правонарушения к виновному лицу применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что локальным актом организации утверждается типовая антикоррупционная оговорка, в случае несогласия делового партнера с такой формулировкой возможно внесение корректировок в содержание антикоррупционной оговорки в конкретном договоре.
В случае если в результате проведенных переговоров и разъяснений деловой партнер все равно отказывается заключать договор с включенной в него антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений с ним по тем или иным причинам не представляется возможным, рекомендуется получить от делового партнера официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо, содержащее заверение о соблюдении применимых положений антикоррупционного законодательства и иного законодательства, а также об отказе в совершении каких-либо действий (бездействия), которые противоречат указанному законодательству.
Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.
При этом при включении положений антикоррупционной оговорки в договор необходимо учитывать фактические возможности второй стороны в части исполнения предусмотренных такой оговоркой обязательств.
В отношении микропредприятий, малых и средних предприятий рекомендуется включать антикоррупционную оговорку, содержащую общие положения, содержащие обязанность сторон договора своевременно проинформировать другую сторону договора о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки, подтверждая или опровергая наличие таких рисков.