судьба собора парижской богоматери после пожара
Как выглядит Нотр-Дам через два года после пожара. Фоторепортаж
Президент Франции Эмманюэль Макрон посетил собор в четверг и подтвердил планы по его открытию для посетителей к 2024 году. «Мы видим, что за два года была проделана огромная работа», — сказал глава государства.
Ранее в апреле официальные лица заявляли, что на реконструкцию собора может уйти еще 15 или 20 лет. Но они обещали, что Нотр-Дам будет по крайней мере открыт для молитв к 2024 году
Настоятель собора Патрик Шове заявил AP: «Сегодня могу сказать, что собор спасен. Он хорошо защищен, и теперь мы можем провести огромную работу по реконструкции, которая не дестабилизирует все здание»
Нотр-Дам загорелся 15 апреля 2019 года. Пожар продолжался более 12 часов. В результате обрушились шпиль и треть крыши. В прокуратуре считают, что причиной возгорания могла стать неисправность электропроводки или непотушенная сигарета
Президент Франции сразу после пожара поставил целью открыть собор через пять лет. Именно в 2024 году в Париже должны пройти летние Олимпийские игры
Святыни Нотр-Дам: что спасли, а что сгорело в огне пожара
Пожарные входят в собор после того, как распространение огня удалось остановить. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС
Когда вечером 15 апреля по новостным лентам стали распространятся известия о пожаре в Соборе Парижской Богоматери, христиане всего мира словно замерли с немым вопросом: спасут ли от огня главную святыню Нотр-Дам – Терновый венец Спасителя? Неужели к гибели собора прибавится еще и утрата реликвии, которая имеет значение для всех конфессий?
Долгие часы ожиданий, молитвы, посты в социальных сетях. Сперва – пространный комментарий от представителя прихода Нотр-Дам Андре Фино: «Венец находится сейчас в ризнице, и есть надежда, что это подземное помещение не было затронуто огнем».
Лишь после полуночи появился точный ответ: епископ Патрик Шове, настоятель собора, подтвердил, что Терновый венец, а также камизу (нательную рубашку) святого Людовика успели вынести из горящего собора.
Позднее стало известно: из огня удалось спасти также частицу Креста Господня и Гвоздь Распятия.
Чудесная история спасения
Горожане во время пожара в соборе Парижской Богоматери. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС
По данным издания Paris Match, в эвакуации экспонатов сокровищницы собора Нотр-Дам де Пари принимали участие хранители реликвариума и прибывшие на место происшествия пожарные. При этом сотрудники собора командовали вопросом выбора наиболее значимых святынь, а пожарные, в свою очередь, отвечали за стратегию и определяли, сколько раз еще они смогут зайти в задымленное задние. Огня в ризнице, где хранились святыни, не было, а вот продукты горения ощущались достаточно сильно, это могло быть опасно для людей.
Реликвии Нотр-Дам. Фото: Екатерина Загуляева
«Мы пытались с помощью пожарных захватить все, что могли», — рассказал журналистам один из тех, кто спасал реликвии. Известно, что Венец Христов, часть Честного Древа Креста и гвоздь Распятия, а также камиза святого Людовика были погружены в спецальный кофр и доставлены в Парижскую мэрию. В будущем их перенесут в Лувр, где святыни будут храниться до завершения реставрации собора.
Эвакуация святынь осложнялась тем, что у горящего Нотр-Дам наблюдалось огромное скопление людей и спецтехники. Машинам, которым под конвоем предстояло перевезти реликвии из охваченного пламенем храма в безопасное место, с трудом пробирались сквозь толпу. Интересно, что это первый случай со времен Французской революции, когда сокровища собора Парижской Богоматери покидают свое привычное место.
Судьба остальных реликвий – а их в сокровищнице Нотр-Дам оставалось немало, пока не известна. По состоянию на утро 16 апреля 2019 года никто не предоставил журналистам полной описи сохраненных и утраченных святынь и предметов церковного искусства. Когда огонь был полностью локализован, в храм немедленно вошла комиссия, которой предстоит оценить объем ущерба.
Какие ценности хранились под сводами древнего собора и в чем их важность для религии, культуры и истории?
Святыня, ради которой разулся сам король
Процессия с Терновым Венцом Спасителя. Фото: Екатерина Загуляева
Согласно церковному преданию, первые десять веков с момента распятия и воскресения Христа, Терновый венец хранился в Иерусалиме, затем оказался в Константинополе. Сохранились свидетельства о том, что в самом начале XIII века святыню вместе с другими орудиями Страстей Господних выносили на поклонение византийскому императору и его приближенным.
Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, Венец начал свое путешествие в Европу. В результате в 1238 году его выкупил французский король Людовик Святой. Правитель заплатил за святыню огромную по тем временам сумму, и начал готовить Париж к прибытию Венца.
Когда реликвию привезли во Францию, монарх лично встретил ее на подступах к столице, и, разувшись и сняв с себя все знаки королевской власти, сам нес Венец на своих плечах. Для хранения святыни Людовик Святой велел построить часовню Сен-Шапель, где Венец и хранился вплоть до Французской революции.
В безбожные времена Венец, к счастью, не пропал и не подвергся поруганию. Хотя верующим пришлось разделить его на три части, чтобы хотя бы один из фрагментов мог уцелеть. Спасли в итоге все три. Наполеон, придя к власти, вернул Венец католикам и даже подарил для нее особый реликварий. В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную хрустальную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.
Пожар начался на крыше собора, одетой в строительные леса. В это время в храме шла вечерняя служба Фото с сайта reuters.com
Выглядит Терновый Венец так: это лишенный шипов (эти святыни хранятся в самых разных храмах по всему миру) венок из прутьев, закрытый в стеклянной кольцевидной капсуле, украшенной золотом. Именно в таком виде, на бархатной подушке, святыню выносят на поклонение верующим. В прочее время она хранится в реликварии, сделанном в виде чаши, увенчанной короной. У основания чаши – фигуры святого Людовика, равноапостольной царицы Елены и императора Балдуина II.
Долгое время существовала традиция поклоняться Венцу лишь в католическую Страстную пятницу. Но несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, и службы, на которых можно было помолиться у святыни и прикоснуться к ней, стали регулярными: в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте. Эта служба называлась чином Поклонения Венцу. В 2011 году на ней посчастливилось побывать корреспонденту «Милосердия.ру» и написать об этом.
Порядок службы был таков: из ризницы выходила процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносили по храму и торжественно возлагали на престол. Читались Евангелия Страстей Господних, затем начиналось поклонение Венцу.
Орудия Страстей Христовых в оправе из золота
Реликвии Нотр-Дам. Фото: Екатерина Загуляева
Наряду с Терновым Венцом в сокровищнице Нотр-Дам хранилось еще две важнейшие реликвии – это частица Честного Древа Креста Господня и один из гвоздей Распятия.
Выкупив Венец, Людовик Святой продолжил собирать величайшие христианские святыни. Он мечтал, что в Париже будут представлены все орудия Страстей Христовых. Поэтому следующими приобретениями монарха стали частица креста, на котором был распят Христос, и один из гвоздей. Они были доставлены во французскую столицу из монастыря Святого Дионисия, в котором хранились на протяжении нескольких веков.
По преданию равноапостольная царица Елена, найдя в Иерусалиме Крест Господень, тут же разделила его на части. Одну из них она оставила в Иерусалиме, вторую же повезла своему сыну, императору Константину, но по дороге отделяла от нее части и жертвовала в различные монастыри. Так частицы Честного Древа Креста Господня оказались на Кипре и в Константинополе.
Та, что до недавнего времени можно было увидеть в Соборе Парижской Богоматери, ранее принадлежала византийскому императору Мануилу Комнину.
Частицы Креста и Гвоздь католики хранили в так называемом Палатинском кресте. Это богато украшенный ковчег из золота. В его верхней части хранится частица Креста, а в центре – прозрачная колба, в которой можно рассмотреть Гвоздь, орудие муки Христовой.
Кстати, анализ частицы Креста из Нотр-Дам, проведенной наряду с другими похожими святынями, которые хранятся в разных странах Европы, подтвердил, что все они сделаны из древесины оливкового дерева.
Во время Французской революции Палатинский крест был спрятан аббатом Русино в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Впоследствии Крест передали магистру де Келену, а тот, в свою очередь, — капитулу собора Парижской Богоматери, где святыни и хранились до сих пор. Палатинский крест считался наиболее известной и почитаемой святыней Франции.
Витражи и орган спасти, похоже, не удалось
Витраж. Фото с сайта reuters.com
Помимо этого, в сокровищнице Нотр-Дам и в самом соборе хранилось еще немало святынь, большая часть из которых значима для католиков, но при этом несет не только религиозную, но часто и культурную ценность.
Так, наряду с Терновым Венцом, первое, что кинулись спасать из огня священники, оказалась камиза (нательная рубашка) Святого Людовика. В реликвариуме также хранились частицы мощей этого почитаемого во Франции короля-праведника – их судьба пока что не известна.
Хранились здесь и мощи других католических святых, облачения, богослужебные сосуды, кресты и другие ценности. Все это – в витринах под бронированным стеклом, что, несомненно, затрудняло эвакуацию ценностей при пожаре.
Рисковали погибнуть в огне пожара так называемые «большие картины», которые собору в XVII веке ежегодно дарила гильдия парижских ювелиров. Всего таких полотен, написанных на евангельские сюжеты, было 76. 13 картин украшали внутренне убранство храма. По последним данным, они не пострадали.
С обрушением шпиля собора была утрачена еще одна важная святыня. На самом верху устремленного в небо готического острия был закреплен металлический ковчег в виде петуха. В нем хранился один из шипов от Тернового венца, а также частицы мощей святой Женевьевы и святого Дионисия Парижского (Сен-Дени). Ковчег называли «духовным громоотводом» — считалось, что, возвышаясь над городом, он бережет всех его жителей.
Искусствоведы и архитекторы еще с вечера были обеспокоены состоянием знаменитых витражных окон-розеток. Под воздействием высоких температур могли пострадать разноцветные стекла и расплавиться соединявший их свинец. Фото, опубликованные утром 16 апреля, подтвердили опасения: витражи зияют пустотой. Сохранилась лишь самая большая розетка, расположенная на северной стене храма, с видом на Сену.
Франция. Париж. Во время ликвидации пожара в соборе Парижской Богоматери. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС
Еще одна боль – главный орган (всего в соборе три инструмента) работы XV века, который благополучно пережил французскую революцию, но вполне может не пережить пожара. Сообщается, что трубы органа сделаны из сплава олова и свинца, который плохо переносит перепады температур. Данных о его состоянии пока нет. Осматривавшие его специалисты завили, что «пока еще слишком рано ставить диагнозы».
Опасности подвергался и один из колоколов собора – 300-тонный «Шмель», отлитый по приказу Людовика XIV. Он висит в южной башне фасада, и всегда звонил только по самым значимым поводам – в случае больших церковных праздников, например, или выборов понтифика. Специалисты опасались, что древний колокол мог также не перенести пожара. К счастью, прогнозы не оправдались.
Когда глубокой ночью, потушив огонь, пожарные, журналисты и лично президент Франции Эммануэль Макрон вошли в собор, с его прогоревшей крыши еще продолжали падать искры и угли. Снимать картину разорения можно было лишь от главного портала. Всюду пепел, гарь, зияющие пустоты в потолке. Сильно пострадала алтарная часть, но над пожарищем возвышается алтарное распятие – оно устояло в огне. Удивительно, но не сгорел ни один стул из тех, что стоят в центральном нефе для удобства молящихся.
Президент Франции Эмманюэль Макрон (в центре) с супругой Бриджит у горящего собора Парижской Богоматери во время пожара. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС
Президент Макрон обещал объявить сбор средств на реставрацию Собора парижской Богоматери уже утром 16 апреля. «Это наша история, и сейчас она в огне. Но я хочу сказать слова надежды. Надежды и благодарности тем, кто сражался, чтобы не случилось худшего. Собору более 800 лет, и наши предки знали, как его построить. На протяжении веков он рос и улучшался. Сегодня нам предстоит восстановить его», — сказал политик.
Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Трагические события
Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.
Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.
2. Неутешительные последствия пожара
Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.
Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.
3. Горячие споры и подготовка к реставрации
Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.
Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.
Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.
4. Что уже сделано
К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.
Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.
Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.
Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.
5. Во сколько выльется реставрация
Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.
Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что осталось? Какова судьба бесценных реликвий после пожара в Соборе парижской Богоматери?
Теперь, когда пламя, разрушившее деревянную средневековую конструкцию крыши собора Нотр-Дам в Париже, наконец-то погасло, внимание обратилось к подсчету нанесенного огнем ущерба и анализу того, что удалось спасти. По словам французских чиновников, те, кто работал в соборе парижской Богоматери во время пожара, действовали быстро, унося ценные артефакты, которые можно было переместить вручную.
Подсчет урона
«Казначейство Нот-Дама, которое включает Терновый венец и Тунику Сент-Луиса, например, находится в безопасности в парижской ратуше», — сказал во вторник утром французский министр культуры Фран Ристер. Совсем не ясно, какова судьба и состояние массивных статуй, которые по-прежнему остаются в Соборе. Вероятней всего, они сильно пострадали от воды и дыма. Уже есть планы по спасению некоторых величайших картин. Произвести спасательную операцию планируют 19 апреля.
«Мы предполагаем, что они не сильно пострадали от пожара. Однако в любом случае картины повреждены дымом и продуктами гари», — подчеркнул французский министр культуры. Три культовых розовых окна собора, самые старые из которых датируются 1125 годом, также в безопасности, но они могли пострадать от того же дыма и высокой температуры. По словам директора культурного наследия Нотр-Дама, только один фрагмент внутренней архитектуры — главный алтарь, установленный в 1989 году — был серьезно поврежден в результате падения шпиля.
Что удалось спасти?
Лоран Прадес чуть сгладил волнение неравнодушной общественности, отметив, что удалось спасти после пожара: «Мы смогли спасти все остальное. Все стелы XVIII века, пиеты, фрески, часовни и также большой орган.» А теперь предлагаем обратить внимание на фотографии, которые свидетельствуют об уроне, нанесенном пожаром. Представленная галерея демонстрирует последствия огня, а также случайную перестановку статуй, которая произошла в начале этого месяца до того, как начались реставрационные работы.
Как пострадало всемирное наследие?
На этом фото инспекторы оценивают ущерб и состояние крыши культового собора 16 апреля 2019 года. Фото сделано на следующий день после того, как пожар пронзил своим пламенем основную крышу здания.
Темный контраст сгоревшего интерьера собора можно увидеть через дверной проем. Нельзя без боли смотреть на это фото. Даже люди, которые далеки от искусства и архитектуры не могут равнодушно относиться к катастрофе, случившейся в Париже.
А это внутренний вид собора парижской Богоматери после того, как удалось потушить пламя.
Работники культовой достопримечательности Парижа бережно укрывают ценные реликвии и произведения искусства, чтобы уберечь их от порчи и последствий пожара.