субиако италия монастырь святого бенедикта
Субиако. Монастырь святого Бенедикта
Если ты ищешь свет, Бенедикт, зачем ты пришел в пещеру?
Пещера не может дать тебе того, что ты ищешь.
Но ты продолжаешь искать свет во мраке,
ибо только в темноте ночи можно увидеть свет звезд.
Надпись XVI века на стене перед входом в монастырь Сакро Спеко в Субиако
«Здесь начинается Рай!» — воскликнул великий итальянский поэт XIV века Франческо Петрарка, потрясенный и очарованный этим местом. Бенедиктинская обитель, расположенная в Субиако в долине реки Аньене среди зеленых Сабинских гор Лацио, словно ласточкино гнездо, прилепилась к совершенно отвесной скале. В Европе существует целое множество монастырей, которые нашли свой приют в горах, вдали от суеты и шума цивилизации. Древние обители, как правило, строились в самых живописных местах. Но бенедиктинский монастырь в Субиако — особенный. Этот уникальный памятник духовного и художественного наследия христианской культуры является колыбелью всего западного монашества.
Сакро Спеко (Священная пещера) — так называют этот монастырь святого Бенедикта. Он построен на месте той самой пещеры, в которой Святой Бенедикт в начале VI века провел в молитвах три года. На протяжении нескольких столетий после смерти Бенедикта пещера являлась местом паломничества. Монастырь же здесь был возведен лишь в XI — XIV веках, в память о святом. Пещера Бенедикта, которую еще называют «Пещерой молитвы», находится внутри обители, но по-прежнему сохраняет свое пленительное очарование и таинственный дух божественного присутствия.
Жизнь патриарха западного монашества подробно описана Григорием Великим во второй книге «Диалогов». Родившийся около 480 года, Бенедикт был сыном знатного римлянина из умбрийской Нурсии (современной Норчи). Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, и жил в районе Трастевере, в том месте, где ныне стоит церковь Сан Бенедетто ин Пишинула на Пьяцца ин Пишинула. Но, бросив учебу, устав от суетной жизни, и поняв, как пишет Григорий Великий, что «от наук многие впадают в пороки», Бенедикт покинул Рим и поселился в Аффиле, местечке в горах, расположенном неподалеку от городка Субиако. Из книг Бенедикт узнал о жизни святых отшельников пустынь и тоже пожелал стать анахоретом.
Случайная встреча с монахом Романо из обители, возглавляемой аббатом Адеодатом, помогла Бенедикту осуществить свою мечту. Монах показал Бенедикту пещеру в горах над рекой Аньене, расположенную как раз над его монастырем, и согласился снабжать отшельника едой. На протяжении трех лет Романо систематически приносил Бенедикту пищу в корзинке, подвешивал корзинку к веревке, спущенной со скалы, и Бенедикт поднимал корзинку к себе в пещеру. За три года, которые Бенедикт прожил в уединении, он укрепился в своей вере и преобразился духовно. Жизнь его в пещере не была легкой. Несколько раз, находясь на грани отчаяния, Бенедикт порывался оставить свое место уединения и уйти к людям. Его терзали сомнения, мучили простые человеческие слабости. Тогда он бросался обнаженным в колючий кустарник, росший рядом с пещерой, и так умерщвлял свою плоть, истязая ее, укрепляя дух и волю, по капле вытравливая из себя гордыню, вожделение и гнев.
Монах Романо приносит еду в корзинке святому Бенедикту. Фреска. Сакро Спеко
Вернувшись в пещеру, живя снова в одиночестве, Бенедикт постепенно определил правила устройства монашеской жизни. Монашеские общины существовали в Европе и до Бенедикта. Однако не было продуманного, разумного, гармоничного кодекса, который бы урегулировал жизнь общины. Бенедикт разделил своих сподвижников, которых к тому времени уже было немало, на двенадцать групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю. Но при этом Бенедикт осуществлял контроль над всеми общинами. Так в Субиако появилось 12 монастырей, а долина реки Аньене в этом районе стала называться Святой долиной (Valle Santa). Бенедикт по-новому организовал монашескую жизнь, основными чертами которой стали совместное богослужение с общим пением, чтение, научные занятия, а также физический труд. День монаха-бенедектинца строго расписывался по часам, а жизнь регламентировалась тремя основным принципами: Opus Dei («Дело Божие», богослужение), Lectio Divino («Божественное чтение»), Laboro («Труд»). «Подняться к небу можно только по ступеням смирения и порядка, — учил святой Бенедикт. — Праздность есть враг души, поэтому братья должны часть времени заниматься ручным трудом, часть времени — чтением Писания».
Многоуровневый монастырь Сакро Спеко в Субиако, заключивший в свои объятия пещеру святого Бенедикта, в буквальном смысле «встроен» в гору Талео и поддерживается девятью гигантскими арками. Это изумительный пример гармоничного сочетания архитектуры и природы, когда дело рук человеческих становится органичным продолжением великого божественного замысла. К монастырю ведет священная тропа, скрытая под густой сенью деревьев. Над входом в обитель надпись на табличке гласит: «SITPAX INTRANTI, SIT GRATIA DIGNA PRECANTI. LAURENTIUS CUM JACOBO FILIO SUO FECIT HOC OPUS» («Да будет мир входящему, да будет обильная благодать просящему. Лаврентий с Яковом, сыном своим, воздвиг сие творение»).
Интерьер монастыря представляет собой настоящий лабиринт, состоящий из разных помещений, большинство из которых вырублено непосредственно в скале. Две церкви монастыря, нижняя и верхняя, соединяются между собой лестницами и узкими коридорами, перекрытыми сводами. Ходишь здесь на цыпочках, дабы не потревожить таинственный дух святости ни собственным присутствием, ни звонким стуком каблуков. Сюда нельзя приходить группами, здесь не место большому скоплению людей. Под этими сводами нужно быть одиноким странником, смиренным и безмолвным путником. Осторожному и несуетливому здесь даруется благодать причастности к божественной тайне, раскрывающейся незаметно и неуловимо, исподволь.
Все стены монастыря покрыты росписями XII — XIV веков, выполненными в основном неизвестными мастерами тосканской, римской и умбрийской школ. Единственный художник, который оставил свой автограф — некий мастер Конксолус, о котором известно только то, что он жил в XIII веке, принадлежал к римской школе живописи и написал фрески нижней церкви монастыря в Субиако.
Монастырь Сакро Спеко. Верхняя церковь. Фотография с сайта www.monasterisubiaco.com
Все живописные произведения монастыря Сакро Спеко поистине являются шедеврами живописи эпохи Проторенессанса. Фрески представляют полный евангельский цикл, а также рассказывают о жизни святого Бенедикта.
Затаив дыхание, вглядываешься в настенные росписи, являющие собой живописную оду христианству, настоящий эпос монашества. Они отличаются удивительной трепетностью, живостью и наивной прелестью. И в то же время от них исходит заложенная в них мощная внутренняя энергия, ощущаемая буквально физически. Лики с фресок наблюдают за входящим, вовлекая зрителя в диалог, в некое общее действо, в молитвенное предстояние. Образы качаются и тонут в сумеречном свете монастыря, непостижимым образом связывая настоящее с полумраком истории. В чем секрет такого потрясающего эффекта, который отмечает каждый побывавший в Сакро Спеко? Наверное, в том, что здесь все пронизано молитвенным духом. Здесь был святой Бенедикт. А он, как пишет Адальбер де Вогюе, обладал даром такой редкостной веры, которая сдвигает горы и проявляет свою таинственную власть в молитве.
Фрески. Монастырь Сакро Спеко. Foto di Matteo Nardone
Пещера молитвы, в которой святой Бенедикт прожил три года, — святая святых монастыря, сердце обители. Она располагается внутри монастырского комплекса. В таинственном полумраке пещеры светится белым мрамором статуя Бенедикта, созданная в 1657 году скульптором Антонио Раджи. Ученик великого Бернини изобразил юного Бенедикта сидящим на камне, со скрещенными и прижатыми к груди руками, устремившим свой взор на крест.
Пещера святого Бенедикта. Фото: Алексей Краутер
Святая лестница, построенная в XII веке, заменила собой узкую тропу на склоне горы Талео, по которой святой Бенедикт спускался к верующим в так называемую пещеру пастухов, куда люди приходили слушать его речи.
Святая лестница.. Фотография с сайта www.benedettini-subiaco.it
В капелле святого Григория на стене — совершенно уникальное изображение Франциска Ассизского с чертами портретного сходства. Считается, что это первое прижизненное изображение святого, выполненное за три года до его смерти. Полагают, что оно было сделано во время пребывания святого Франциска в монастыре Субиако в 1223 году, еще до обретения им стигматов.
На террасе монастыря раскинут небольшой сад роз. По преданию, некогда на этом месте были тернии, где, сняв одежды, катался Святой Бенедикт, наказывая свое тело за греховные желания. Прикосновение Святого Франциска превратило эти тернии в розы, которые расцветают в саду каждый год до сих пор.
А во дворе под названием «Дворик воронов» до недавнего времени жили эти большие чернокрылые птицы. О них заботились монахи в память об истории с вороном, который спас святого Бенедикта. Один священник соседней церкви по имени Фьоренцо, завидуя славе Бенедикта, ослепленный ненавистью, послал ему хлеб с ядом. Ворон, который имел обыкновение прилетать к Бенедикту, унес прочь отравленный хлеб. Сейчас вороны во дворике не живут. Но там стоит мраморная статуя святого Бенедикта. Он изображен с поднятой рукой, со взором, устремленным в сторону скалы, и как бы произносящим слова, которые высечены внизу на пьедестале: «FERMA, O RUPE, NON MINACCIARE I FIGLI MIEI» («Остановись, о скала, не угрожай моим сынам»).
Монастырь святого Бенедикта.. Фотография с сайта www.viaggimedievali.com
Монастырь Сакро Спеко, помимо своего богатого художественного наследия, имеет огромное религиозное значение, является важным духовным центром и частью бенедиктинского паломнического пути, ведущего из города Норча, родины святого Бенедикта, в Кассино, где расположен монастырь Монтекассино, также основанный святым Бенедиктом, где он прожил последние годы своей жизни и где умер в 547 году. Французский исследователь монашества XIX века Шарль де Монталамбер о значении пещеры святого Бенедикта писал: «Именно из этой пещеры вышли все монахи и святые, чьи христианские добродетели принесли церкви великие победы и величайшую славу. Именно из этой пещеры вышли правила и устав бенедиктинского ордена, и вырос цветок христианской цивилизации».
Основное фото: www.monasterisubiaco.com
Список использованной литературы:
Де Вогюе, А. Святой Бенедикт. Человек Божий. Париж, 1995
Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души, М.: Благовест, 1996
Carosi G., I monasteri di Subiaco, Edizioni Monastero Santa Scolastica, 2008
Carosi G., Il primo monastero benedettino, Roma, 1956
Montalembert Charles, The monks of the West from St. Benedict to St. Bernard, London, 1877
www.benedettini-subiaco.it
Автор:
Историк искусства, художественный критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается исследованиями в области истории христианского искусства. Сферы интересов: историко-художественное наследие итальянской культуры, цистерцианская архитектура, история и культура цистерцианских, картезианских и бенедиктинских монастырей.
galik_123
Наводы
Недалеко от курортного городка Фьюджи находится удивительное место, святое не только для католиков всего мира, но и для православных христиан. Это пещерный монастырь Святого Бенедикта, расположенный в 3 км от небольшого города Субьяко. Название этого города (в переводе с латинского, под озером) некоторым образом связано с римским императором Нероном (37-68 годы от Рождества Христова). В горах этой местности были вырыты три каскадных озера, проложена дорога и построена загородная вилла Нерона. Теперь дорога ведёт паломников и туристов мимо развалин дворца Нерона далее к монастырю Святого Бенедикта.
1. Вид на городок Субьяко с горы.
2. Вот, что осталось от великолепного дворца императора Нерона.
6. На фотографии видно, что монастырь Сакро Спеко прилепился к скале на краю глубокого ущелья, как будто врос в неё. Частично он располагается в скальных пещерах.
7. Дверь, ведущая в монастырь. Над входом образ святого Бенедикта.
8. Скала Талео нависает над монастырём.
9. Все помещения монастыря находятся на нескольких уровнях и расположены относительно друг друга без определённого порядка.
10. На фото вход в монастырские пещеры.
11. В средние века на востоке и на западе, в России и в Италии большинство монастырей было заложено с большой любовью к виду, который открывается из окон монастырских келий. Этот вид был единственной роскошью, какую допускали в свою жизнь даже самые строгие монахи. Святой Бенедикт, основавший первый западный монастырь здесь, в Субьяко, сохранил эту традицию. С террасы у монастыря открывается величественная панорама близлежащих окрестностей.
12. Отсюда можно увидеть монастырь святой Схоластики, сестры святого Бенедикта.
13. Монастырь святого Бенедикта состоит из двух пещерных храмов, вырубленных в скале один над другим, и нескольких часовен, соединенных между собой многочисленными галереями.
14. На фото мозаичный крест святого Бенедикта.
16. На стенах и сводах есть изображение эпизодов из жизни Бенедикта, сцены из Евангелия.
17. На фото (фреска на своде) святой Бенедикт изображен в окружении святых-бенедиктинцев.
18. На этой фреске изображено одно из чудес святого Бенедикта (чудо с серпом гота). Серп, утонувший в озере, всплыл сам и водрузился на деревянную рукоять, когда святой Бенедикт погрузил её в воду.
20. При выходе из пещеры расположен сад воронов, названный так потому, что там в огромной клетке содержат двух воронов, в память о чудесном спасении Бенедикта благодаря воронам, выхватившим отравленный хлеб из рук святого.
21. В ХIХ веке в саду была воздвигнута статуя святого Бенедикта, который протянул руку к скале Талео, нависшей над обителью. На постаменте написано: Остановись, о, скала, и не угрожай моим сынам.
22. Недалеко от террасы устроен розарий. Это напоминание о том, как святой Бенедикт избежал искушения, посланного ему в виде женщины. Он бросился на колючий шиповник, который святой Франциск потом превратил в розы.
.
24. Верхняя часть стены во дворе сада с розами.
25. Розы святого Бенедикта цветут почти круглый год.
Пещерный монастырь святого Бенедикта находится примерно в 80 км от Рима. Впечатления от посещения этого монастыря и его атмосферу попытались отразить в видео.
Сакро Спеко: пещерный монастырь святого Бенедикта
О святом месте
В семидесяти пяти километрах от Рима и всего в трёх — от небольшого городка Субьяко (Subiaco) находится пещерный монастырь Сакро Спеко (Sacro Speco). Обитель была основана святым Бенедиктом Нурсийским, устроителем монашеского жительства в западной церкви. Впрочем, поскольку жил святой задолго до разделения церквей, произошедшего в XI столетии, память его почитается как западными, так и восточными (под именем Венедикт) христианами.
Название городка, рядом с которым расположен монастырь Сакро Спеко — Субьяко — с латыни буквально переводится как «под озером». В начале нашей эры здесь по приказу Нерона был устроен каскад из трех озёр, проложена дорога и построена вилла для императора. Ее руины можно видеть и сегодня; озёрный же каскад был уничтожен землетрясением в начале XIV века. Если двигаться дальше мимо античных развалин, дорога приведёт прямиком к монастырю Бенедикта Нурсийского (Il monastero di San Benedetto) или Сакро Спеко («святая пещера»), основанному одним из наиболее почитаемых святых западной церкви, который с 1964 года официально почитается небесным покровителем Европы.
Пожалуй, первое, что привлекает взгляд прибывшего в монастырь Сакро Спеко — это скульптурная группа, посвященная итальянским святым. В её центре — святой Бенедикт, справа от него святой Григорий Двоеслов, бывший Римским Папой, а также святой Пётр. Слева — два монаха, один из которых, по преданию, спас утопающего, когда по слову святого Бенедикта без сомнений прошел прямиком по воде.
Место святого Бенедикта в центре этой скульптурной композиции объясняется его основополагающей ролью в становлении европейского монашеского жительства. До шестого века святых обителей, живущих по единому уставу, как в Палестине или Египте, на территории Европы не было. Именно святой Бенедикт упорядочил монашескую жизнь в этой части света, написав единый устав для западных монастырей. Но прежде, чем сделать это, ему самому нужно было пройти путём отшельнического жительства. Историю духовного подвига святого Бенедикта изложил в своих «Беседах о жизни и чудесах Италийских отцов» святой Григорий Двоеслов.
Поскольку стремящиеся к монашеской жизни стекались к Бенедикту со всей Европы, он и его сестра Схоластика основали в окрестностях Субьяко двенадцать святых обителей. Две из их числа — монастыри святого Бенедикта и святой Схоластики — сохранились до наших дней. Достигнув тридцати лет, Бенедект направился на юг, где на горе основал ещё одну знаменитую обитель — аббатство Монтекассино. Именно здесь он впоследствии написал все 73 пункта Устава для западных монастырей. Этот документ на протяжение веков оставался основополагающим в организации жизнедеятельности всех европейских монастырей. Позже его взяли за основу и монахи-бенедиктинцы, учреждавшие монашеские обители в Новом Свете.
Но вернёмся к монастырю Сакро Спеко. Стоя на краю ущелья, он тесно прилегает к скале, будто врастая в неё. Часть помещений святой обители располагается в пещерах — они соединены друг с другом галереями, прорезанными в камне. Из окон келий монастыря святого Бенедикта открывается изумительный вид на окрестности — и на монастырь святой Схоластики.
В монастыре Сакро Спеко две пещерные церкви, высеченный одна над другой, а также несколько часовен. Благодаря местному мягкому климату здесь отлично сохранились фрески, написанные в XIII-XV веках. На одной из них можно увидеть вместе Первомученика Стефана, Николая Чудотворца и Фому Кентерберрийского. На другой — самого Бенедикта в окружении святых, произошедших впоследствии из числа монахов-бенедиктинцев. Немало здесь и евангельских сцен, и житийный изображений, повествующих о подвигах основателя обители. На одной из фресок изображено, как серп утонувший в озере, по молитве святого всплыл и сам насадился на рукоять, которую Бенедикт погрузил в воду.
Паломники, пребывающие в Сакро Спеко, непременно стремятся посетить ту самую пещеру, где жил святой Бенедикт. Здесь установлена статуя святого, творящего молитву. Рядом — место, где он спал. Можно увидеть здесь и корзину, в которой спускал подвижнику пищу монах Роман — правда, уже не аутентиченую, а искусно высеченную из мрамора. Рядом с этой пещерой располагается другая — так называемый грот пастухов, где святой беседовал с приходящими к нему; здесь же его посетил святой Сильвестр, Римский Папа.
Выходя, паломник попадает в так называемый Сад воронов. Он получил своё название из-за традиции держать здесь в клетке двух этих птиц — в память о тех самых, что некогда вырвали отравленную снедь из рук святого. В девятнадцатом столетии в саду была установлена статуя Бенедикта Нурсийского, простирающего руку к нависшей над монастырём скале, повелевая ей замереть. На основании монумента высечены слова: «Остановись, скала, и не угрожай моим чадам».
Ещё один сад монастыря целиком усажен розами. Стебли этих растений, покрытые шипами, напоминают паломнику о том, как Бенедикт преодолел искушение, посланное ему в образе прекрасной женщины. Увидев её, святой бросился на колючий шиповник, причинивший его телу боль и отвлекший внимание от опасного соблазна. Позже кусты этого шиповника святой Франциск превратил в розы. Здесь, в саду, можно увидеть два изображения на эту тему: на одном святой Бенедикт бросается на шиповник, на другом — святой Франциск прикасается к кустарнику, превращая его в розы. Интересно отметить, что цветы эти в монастыре цветут почти круглый год.
Расположенный на высоте 410 метров над уровнем моря монастырь святого Бенедикта — не только живописное место, ежегодно привлекающее тысячи людей. Это колыбель западного монашества с полуторатысячелетней историей. Символично, что в роли гидов в Сакро Спеко выступают монахи-бенедиктинцы, рассказывающие об истории святой обители и без устали отвечающие на многочисленные вопросы.