саввино сторожевский монастырь музей официальный сайт
Звенигородский музей
Официальная группа Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея
АДРЕС: Московская область, город Звенигород, Звенигородский музей
Проезд на автомобиле:
1. По Можайскому шоссе через г. Одинцово до М.Вязем, у поста ГАИ повернуть направо — на Звенигород. Далее ехать вперед по главной дороге до указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».
2. По Ново-Рижскому шоссе до 48 км- развязка на Звенигород. Далее следовать прямо до Саввино-Сторожевского монастыря.
3. По Рублево-Успенсому шоссе до указателя на «Николину гору», сделать поворот на д.Грязь. После д.Грязь повернуть налево – на Звенигород и ехать прямо до Саввино-Сторожевского монастыря. ссылка: http://zvenmuseum.ru/как-приехать-в-музей/карта-автом..
На общественном транспорте:
— электропоезда Белорусского направления до станции «Звенигород», далее автобусами №23, №51 до ост. «Музей»/»Монастырь».
— автобус №455 от ст. м «Тушинская» до ст. «Звенигород. Храм Александра Невского»/»Кинотеатр», далее пересадка на автобус №23 или №51 до ост. «Музей»/»Монастырь».
-автобус №452 от ст. м «Кунцевская» до ст. «Звенигород. Храм Александра Невского»/»Кинотеатр», далее пересадка на автобус №23 или №51 до ост. «Музей»/»Монастырь».
-автобус №881 от ст. м «Строгино» до ст. «Звенигород. Храм Александра Невского»/»Кинотеатр», далее пересадка на автобус №23 или №51 до ост. «Музей»/»Монастырь».
Звенигородский музей запись закреплена
В этом году ежегодная акция «Ночь искусств» переходит в онлайн-формат.
В рамках акции на youtube-канале Звенигородского музея состоится экскурсия «Северная обитель или Эжен Богарне и его потомки в России».
Экскурсовод Наталья Воркунова расскажет вам много нового о пасынке Наполеона, о событиях, которые происходили в 1812 году в Звенигороде и о том, что произошло в келье Саввино-Сторожевского монастыря в ночь с 12 на 13 сентября 1812 года и как это повлияло на судьбу самого Эжена Богарне и его потомков…
Начало экскурсии 4 ноября в 17.00.
Звенигородский музей запись закреплена
Звенигородский музей запись закреплена
Звенигородский музей запись закреплена
#Звенигород_кинематографический
Вспомним сегодня замечательного актёра театра и кино Владимира Михайловича Зельдина.
В 1978 году он исполнил роль Дона Джеромо в фильме «Дуэнья», некоторые сцены которого снимались в Саввино-Сторожевском монастыре.
Актёр ушёл из жизни 31 октября 2016 года в возрасте 101 года.
__________
#этотденьвистории #ВладимирЗельдин #кино #Звенигород #звенигородскийвектор #звенигородскиймузей #культмо #нашеподмосковье #музеиподмосковья #культураподмосковья #экскурсиявподмосковье #осеньвподмосковье
Звенигородский музей запись закреплена
#этотденьвистории
30 октября (12 ноября) 1841 года российский император Николай I подписал указ об учреждении в России сберегательных касс «для доставления через то средств к сбережению верным и выгодным способом».
Показать полностью.
Сберегательные кассы пользовались государственной гарантией сохранности вкладов и представляли собой наиболее демократичное по составу клиентуры кредитное учреждение России: среди вкладчиков сберегательных касс были крестьяне и низшие слои городского населения. Министр финансов Российской империи С.Ю. Витте (1892-1903 гг.) писал: «Политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему развитию их как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений» (по материалам статьи Ю.А. Петрова «Сберегательные кассы и проблемы государственного долга России на рубеже XIX–XX в.». Экономическая история. Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С.196-197).
Звенигородский музей запись закреплена
Постановлением Президиума Моссовета от 14 января 1921 года Звенигородский уезд был разделен на два самостоятельных уезда: Воскресенский и Звенигородский.
Показать полностью.
Еремеевская, Лучинская, Павловская и Пятницкая волости отошли к Воскресенскому уезду.
Аксиньинская, Перхушковская, Шараповская, Ягунинская и 9 деревень Лучинской волости остались в составе Звенигородского уезда.
15 апреля 1921 года постановлением Звенигородского уездного исполнительного комитета в составе Звенигородского уезда была создана Ивано-Шныревская волость из селений Аксиньинской, Лучинской, Шараповской волостей.
Постановлением президиума Моссовета от 23 октября 1922 года Звенигородский уезд был слит с Наро-Фоминским уездом с центром в Звенигороде. Из Наро-Фоминского уезда в состав Звенигородского уезда вошли Петровская, Рождественская, Рудневская и Ташировская волости. Из Можайского вошла Кубинская волость, за исключением села Григорьево, отошедшего к Моревской волости Можайского уезда. Это положение утверждено Постановлением ВЦИК от 29 января 1923 года и Звенигородского уездного исполнительного комитета от 19 декабря 1922года.
Постановлением президиума Мосссовета 28 марта 1923 года были ликвидированы Аксиньинская волость с отнесением части ее к Перхушковской волости и части к Ивано-Шныревской, Рудневская волость с отнесением ее к Наро-Фоминской.
Звенигородский музей запись закреплена
Постановлением Президиума Моссовета от 14 января 1921 года Звенигородский уезд был разделен на два самостоятельных уезда: Воскресенский и Звенигородский.
Показать полностью.
Еремеевская, Лучинская, Павловская и Пятницкая волости отошли к Воскресенскому уезду.
Аксиньинская, Перхушковская, Шараповская, Ягунинская и 9 деревень Лучинской волости остались в составе Звенигородского уезда.
15 апреля 1921 года постановлением Звенигородского уездного исполнительного комитета в составе Звенигородского уезда была создана Ивано-Шныревская волость из селений Аксиньинской, Лучинской, Шараповской волостей.
Постановлением президиума Моссовета от 23 октября 1922 года Звенигородский уезд был слит с Наро-Фоминским уездом с центром в Звенигороде. Из Наро-Фоминского уезда в состав Звенигородского уезда вошли Петровская, Рождественская, Рудневская и Ташировская волости. Из Можайского вошла Кубинская волость, за исключением села Григорьево, отошедшего к Моревской волости Можайского уезда. Это положение утверждено Постановлением ВЦИК от 29 января 1923 года и Звенигородского уездного исполнительного комитета от 19 декабря 1922года.
Постановлением президиума Мосссовета 28 марта 1923 года были ликвидированы Аксиньинская волость с отнесением части ее к Перхушковской волости и части к Ивано-Шныревской, Рудневская волость с отнесением ее к Наро-Фоминской.
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Расписание богослужений
Контакты
О монастыре
Расписание богослужений
25/07
Новости монастыря
Митрополит Каширский Феогност освятил храм прп. Сергия Радонежского в звоннице Саввино-Сторожевского монастыря
Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1998)
В мобильном приложении монастыря появилась возможность заказать требы
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства братией Саввино-Сторожевского монастыря
На совещании ответственных за информационную работу в монастырях обсудили тему присутствия монашествующих в социальных сетях
Паломническая служба монастыря
Паломническая служба монастыря
Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте palomnik-ssm@mail.ru
Маршрут № 1
Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности).
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.
Продолжительность экскурсии 1,5 часа.
Маршрут № 2
Продолжительность экскурсии 4 часа.
Правила поведения на территории обители и скита:
Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.
Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:
Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.
Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.
Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.
Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:
6.00 — братский молебен
8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве
17.00 — вечернее богослужение
По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.
ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Музей находится на территории Саввино-Сторожевского монастыря
Обзорные экскурсии по монастырю и музею
В рамках экскурсии вы познакомитесь с архитектурным комплексом и историей монастыря, а также посетите выставку музея «Иконы личного благочестия». На выставке
Обзорная экскурсия по Звенигородскому историко – архитектурному и художественному музею
В ходе экскурсии по Саввино-Сторожевскому монастырю вам расскажут об архитектурном ансамбле и истории одной из самых почитаемых обителей Подмосковья. Посетив все экспозиции и выставки Звенигородского музея, расположенные в здании Царицыных палат XVII века, вы познакомитесь с историей города Звенигорода, узнаете о традициях и быте XVII столетия.
Продолжительность: 1час 30 мин.
Стоимость:
На группу до 20 человек — 6800* руб.
На группу до 30 человек — 10200* руб.
На группу до 40 человек — 13600* руб.
*цена указана с учетом стоимости входных билетов
ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Музей находится на территории Саввино-Сторожевского монастыря
История музея
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей расположен в древнем подмосковном городе. Он призван изучать прошлое этого города и тесно связанного с ним региона и популяризировать его историю.
Предшественниками Звенигородского музея являются несколько музеев: в Саввино-Сторожевском монастыре, в пригородных усадьбах Введенское и Ершово. Первая принадлежала представителям знаменитых фамилий Лопухиных, Головиных, Якунчиковых, Шереметевых, Гудовичей. Второй около полутора столетий владел род дворян и графов Олсуфьевых.
Идея создания музея в усадьбе Введенское возникла в сентябре 1918 г. после посещения ее Ю. П. Анисимовым, который оставил следующее замечание: «По самому расположению своему Введенское было бы в высшей степени удачно для устройства в нем музея, где могли бы быть сосредоточены вещи со всего западного района уезда, изобилующего усадьбами». Это мнение, вероятно, возымело силу, поскольку в декабре 1918 г. Звенигородский исполком отказывает в просьбе пехотной советской дивизии о предоставлении ей под казармы строений усадьбы «в виду ближайшего создания в имении Гудовича музея». Официальная дата открытия введенского музея – 18 июля 1920 г. К сожалению, пока мы не имеем сведений о наличии постановления по поводу открытия и пользуемся лишь заметкой в местной газете «Красный луч». Ее автор привел подробности церемонии, в рамках которой состоялся концерт с участием артистов Большого театра и показательные раскопки славянского кургана XI века, расположенного на территории усадьбы, которые возглавил профессор В. А. Городцов.
Искусствовед А. Греч, описывая музей во Введенском, отмечал разнообразие и, вместе с тем, пестроту собрания, объединившего коллекции нескольких усадеб Звенигородского уезда – Вязем, Назарова, Кораллова, Ильинского, Усова, Поречья, Подушкина, Ершова. Размещенные здесь предметы живописи, графики, фарфора и мебели создавали «ощущение старинной, традиционной, неспешной культурности, о которой свидетельствовали все эти вещи, еще раз, правда ненадолго, собранные вместе. Давно умершие люди, запечатленные на старых портретах, еще раз сошлись в залах и гостиных дома в Введенском».
Несколько позже, в конце 1920 г., появляется и идея создания музея на территории Саввино-Сторожевского монастыря. После закрытия обители наблюдение за ценностями его знаменитой ризницы 3 октября 1919 г. было передано представителю Комиссии по искусству и старине при Уездном исполкоме. Поначалу строения монастыря находились в ведении НКВД, под началом которого в монастыре был устроен «концентрационный лагерь принудительных работ для дефективных детей», а в декабре 1920 г. он передается Наркомату здравоохранения с целью устройства в нем санатория для московских рабочих. Почти одновременно, 13 ноября этого года, Наркомпрос РСФСР командирует своих сотрудников в Звенигород для «решения вопроса о приспособлении монастыря под музейные цели».
В декабре 1920 г. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по просвещению выносит постановление: «Обратиться в Наркомздрав с просьбой передать часть помещений Звенигородского монастыря в распоряжение отдела для устройства Музея…». На заседании Коллегии Отдела 8 февраля 1821 г. принимается решение «Организовать музейные секции в Звенигороде, Волоколамске и Новом Иерусалиме». Названные постановления стали отправной точкой для создания музея в монастыре, славившегося как выдающимися архитектурными памятниками, так и ценнейшими собраниями церковной живописи и ризницей. 15 февраля 1921 комиссия в составе Н. Н. Померанцева, архитектора И. В. Рыльского и заведующего Звенигородским санаторным районом В. П. Паевского определяет для размещения музеябывшее духовное училище (часть первого и второго этажей монастырской трапезной XVII в.).
Для посетителей музей в монастыре открывается 25 июня 1921 г. Он получает наименование «музея церковной живописи и архитектуры XVII столетия» или сокращенно «церковный музей». С этого времени появившийся в стенах монастыря музей наследует и продолжает историю закрытой обители.
В 1922 г. МОНО принимает решение закрыть музей в усадьбе Введенское, расформировав его коллекции между московскими музеями. Только вмешательство Музейного отдела позволило оставить значительную часть его собрания в Звенигороде, переместив ее в музей в монастыре. Слияние двух музеев было осуществлено с марта по ноябрь 1922 г., а 23 марта 1923 г. состоялась торжественное заседание по случаю открытия первых трех залов обновленного музея, получившего наименование «Саввино-Звенигородский художественно-исторический музей Музейного отдела Академического центра Народного Комиссариата Просвещения».
Сотрудников музея в то время было всего два человека. Прежде всего, это заведующий музея Владимир Захарович Метельский и хранитель музея Александр Христофорович Максимов, о котором известно, что до революции он в том же здании бывшей монастырской трапезной служил преподавателем Звенигородского духовного училища, а в 1920 г. был осужден по делу «церковников», связанному с попыткой группы верующих защитить от поругания мощи прп. Саввы Сторожевского. В 1925 г. в музее появляется еще одна научная сотрудница – заведующая естественно-историческим отделом музея Евгения Ипполитовна Лукьянская, имевшая специальность ботаника-географа. Три научных сотрудника вели колоссальную работу, их деятельность распространялась на все известные в современный момент музейные сферы деятельности: собирание экспонатов, их хранение и описание, выставочная, экскурсионная, ремонтная и исследовательская работа: сотрудники музея вели поиски новой исторической информации в архивах, участвовали в конференциях и экспедициях, проводили лекции и читали доклады. Также они участвовали в работе по охране памятников в городе и уезде.
Звенигородский музей, возникший на основе собраний монастыря и усадеб, первоначально и темы развивал, сообразно с этими коллекциями. Постепенно доля художественно-исторических отделов сокращается, и на первый план выходят естественно-исторический и общественно-экономический отделы.
19 октября 1927 г., в связи с решением правительства передать помещения музея в ведение ОГПУ под Дом Коммуны беспризорных, последовало предписание Музейного подотдела МОНО о свертывании музея в спешном однодневном порядке. В течение 12 часов следующего дня все музейные предметы были перенесены в монастырский собор. Многие хрупкие экспонаты естественно-исторического и кустарного отделов «в результате необычно спешного свертывания музея подверглись поломке».
Менее чем через год, специальным отношением Наркомпроса РСФСР в Президиум Моссовета, СНК и Наркомздрав РСФСР от 4 апреля 1928 г. музей вновь реанимируется.
7 июня 1928 г. у музея начнется новый период: в этот день у него появится новый заведующий – Владимир Михайлович Колобов. Именно ему суждено было подготовить возобновление деятельности музея и его открытие 1 августа 1928 г. С именем В. М. Колобова связан наивысший расцвет довоенного музея. В 1929 г. был выпущен путеводитель по музею, который стал первым послереволюционным изданием, представившем обзор истории Звенигорода. В 1931 г. в доработанном виде он был переиздан. В это время частыми стали публикации о деятельности музея в различных печатных изданиях. Однако руководство В. Колобова не было продолжительным. 1 августа 1932 г. он был арестован органами ОГПУ.
В 1939 г. принимается самое губительное из всей череды высочайших постановлений в отношении музея. В связи с решением о размещении в стенах бывшей обители воинской части, он вновь закрывается, причем это закрытие имеет самую печальные за всю его историю последствия – музей разлучили с его экспонатами. Первостепенные предметы были переданы в музей г. Истры. Второстепенные свалены в помещении Звенигородского Успенского собора, который был передан музею в 1933–1934 гг.
6 мая 1944 г. постановлением Исполкома Мособлсовета принимается решение о возобновлении деятельности музея, на этот раз в здании Успенского собора на Городке. Через два года, в связи с передачей в апреле 1946 г. храма общине верующих, музей снова возвращается на территорию монастыря. Главная задача его сотрудников – поиск новых экспонатов. В 1950-е годы удалось вернуть незначительное число предметов из прежнего собрания музея. Некоторыми своими экспонатами поделились Государственный исторический музей и Музеи Московского Кремля. Но на первое место для новых сотрудников был поставлен сбор материалов о различных ремесленных и фабричных производствах Звенигорода.
Несколько раз в последующие десятилетия меняется наименование музея, что свидетельствует о постепенном повышении его статуса: 1944 г. – Звенигородский районный краеведческий музей; 1947 г. – Звенигородский историко-краеведческий, 1966 г. – Звенигородский историко-архитектурный.
В 1972 г. в дар Звенигороду было передано свыше 200 живописных работ Народного художника РСФСР Б. Н. Яковлева, имевшего дачу в поселке Мозжинка близ города. Все они были переданы в музей. Собрание произведений Б. Н. Яковлева заложило основу для возможности собирания в музее коллекции живописи. Эта коллекция постепенно расширялась и в 1984 г. музей был удостоен права иметь в своем наименовании прибавку «художественный».
В 1987 г. Звенигородский музей, прежде деливший строения Саввино-Сторожевского монастыря с санаторием Министерства обороны, становится единственным пользователем архитектурного ансамбля обители. Это было началом нового расцвета музея. Обладая значительными экспозиционными площадями, музей имел возможность проводить в них многообразные выставки.
К настоящему моменту у Звенигородского музея на территории монастыря осталось всего одно экспозиционное помещение – Царицыны палаты (площадь 308 м 2 ), построенные в середине XVII в. для паломнических выходов к мощам преподобного Саввы царицы Марии Ильиничны – супруги царя Алексея Михайловича. Здание это небольшое, заключает в себе несколько маленьких залов, разделенных на три части. В них музеем организована постоянная экспозиция по истории города, выставка «Покои боярыни», рассказывающая о быте знатной женщины в XVII столетии (такую тему задает само первоначальное предназначение палат) и помещение для временных выставок. Естественно, что развиваться музей на таких более чем скромных площадях не имеет никаких возможностей. В 2007 г. музею было передано здание, построенное в первой половине XIX в. и служившее то винным складом, то казармой для воинских подразделений, то манежем, то театром, то кинотеатром.
В дальнейшие планы развития музея вложены как намерения по продолжению экспозиционной и просветительской деятельности в монастыре, так и в городе – в недавно переданном здании манежа, и в Звенигородском кремле – уникальной исторической территории, обладающей статусом федерального памятника, но не имеющей никакой реальной степени охраны. Сегодня в городе ведется активная многоэтажная жилищная застройка, стремительно увеличивается число новых жителей и одновременно уменьшается количество мест для отдыха горожан. Застраиваются прежние парки и стадион. Территории домов отдыха и санаториев, прежде доступные для прогулок, огораживаются глухими заборами и в них организуются строгие пропускные режимы.
В связи с этим сильно увеличивается нагрузка как на место отдыха на Звенигородский кремль.
В условиях отсутствия закрепления ответственности за сохранность одного из самых значительных исторических памятников Подмосковья перед какой-либо из организаций, Звенигородский кремль находится в условиях постоянного бесконтрольного разрушения. Спасти ситуацию может только решение о передаче территории кремля музею и создание на его базе исторического заповедника.