субъектом психологии как практики является
Общая психология
Психология как наука и практика
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии
Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.
Объективные методы психологии :
• наблюдение (сплошное, выборочное);
• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
• опрос (анкетирование, беседа, интервью);
• математическое моделирование и статистический анализ.
Методы описания и понимания психологии человека
• интроспекция; • самоотчет; • включенное наблюдение; • эмпатическое слушание; • идентификация и др.
Методы психологической практики
• психотерапия; • психологическая консультация; • психокоррекция; • психотренинг и др.
Субъектом психологии как практики является
Учебный курс «Психология»
Тема 1.1. Психология как наука
Введение в психологию
ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».
ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.
Объект изучения психологии – психически здоровый человек.
Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.
Основные этапы развития психологии
психология как наука о душе
психология как наука о сознании
психология как наука о поведении
психология как наука,
современная психологическая наука
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).
Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.
От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.
1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)
2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)
Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).
3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.
Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:
· Коммуникативная деятельность (общение)
Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.
1. Отражение человеком своего места в окружающем мире
— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.
— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.
2. Регуляция поведения и деятельности
— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.
— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.
3. Отражение воздействий окружающей действительности
— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
— происходит с помощью познавательных психических процессов.
— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.
— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.
— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).
1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.
2.Анализ становления и развития психических явлений.
3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.
4.Внедрение научных знаний психологии в практику.
5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);
6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.
Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:
Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.
История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.
Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.
Педагогика — сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Философия — психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.
Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.
Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.
Психологическая практика и психологическая наука
Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие стороны. В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета, либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета. В первом случае мы имеем дело со всеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.
В применении к психологии это означает, что психология имеет два основных подразделения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) практико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2). Обе имеют один и тот же предмет — психологические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психология как практика). Психология как наука при всей познавательной значимости полученных ее результатов обретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в общественной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психологию как специфическую область человеческой деятельности.
Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, например, и прикладной математики, прикладной финики) подчеркивает, что научная психология прикладывается, применяется в практической деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.
Рис. 2. Основное подразделение психологии (по критерию преобладающего момента)
Рис. 3 Подразделение практической психологии по предмету
деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
|
Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.
И.Н.Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные практики, в отдельных случаях целительство и даже оккультные практики (рис. 3).
Субъектом психологической практики является практический психолог или индивид, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.
Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличается от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно говоря, этого критерия достаточно для разграничения психологической и других видов социальной практики.
Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психическая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия занимается патологическими проявлениями психики, а психологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, патологии и пограничных состояний.
Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной личностью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хирургического вмешательства (лечение). В психологической практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохимические препараты и техническая аппаратура, но они рассматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и принципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.
Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога
Схема 6. Объект и предмет психологической практики
Таким образом, психологическая практика (психопрактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психическая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.
Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун и Н.С.Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации» (с.153). Соглашаясь с таким подходом, мы, кроме того, считаем, что психологическая помощь может быть оказана и тем, кто стремится стать более продуктивным и результативным в своей деятельности и жизнедеятельности.
В этическом кодексе Российского психологического общества (РПО) используется понятие «психологическая поддержка», которая определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка, как отмечают разработчики Этического кодекса РПО, осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Большинство специалистов в качестве основных видов психологической помощи и поддержки рассматривают психотерапию и психологическое консультирование, а также психопрофилактику, психологическое просвещение, индивидуальную и групповую психотерапию, тренинги и др.
Нам предстоит последовательно рассмотреть основные направления деятельности практико-ориентированного психолога, представленные в подходе Г.С.Абрамовой:
В ходе данной лекции остановимся на характеристике психопрофилактики, психогигиены и психологического просвещения.
Задачами психопрофилактики являются снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека.
В частности, профилактика предполагает:
1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»);
2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации;
3) подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу.
Психологическое просвещение.Психологическое просвещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зрения подхода к психологическому просвещению как психологической практике имеет смысл остановиться на таких типах психологического просвещения, которые обусловлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой — степенью технической опосредованности этой деятельности.
Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.
Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.
Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.
Функцию психологического просвещения выполняет так называемая поп-психология.
Юревич пишет, что поп-психология переводит знания научной психологии в простую, доступную для него форму и к тому же стремится преподнести это знание в наиболее интересном для него виде, выступая, таким образом, «зоной пиара» научной психологии, где массовый интерес к ней удовлетворяется более успешно, чем на «территории» самой психологической науки.
Рассмотрим отличия по-психологии от академической психологии. Они состоят в языке, на котором преподносится психологическое знание, в основных точках опоры при его построении, в его адресате, в представлениях об области возможного, в способах доказательства и верификации утверждений, в базовых установках и т.д.
1) Язык академической психологии хотя и не формализован в такой степени, как язык физики или математики, но пестрит сложными терминами, в то время как язык поп-психологии мало отличается от обыденного языка и поэтому понятен обывателю.
2) Адресатом академической психологии служит научное психологическое сообщество, адресатом поп-психологии — «человек с улицы», не имеющий профессиональных психологических познаний.
3) Для академической психологии область возможного ограничена научными представлениями о мире, для поп-психологии — практически не ограничена.
4) Академическая психология опирается на научную психологическую литературу, накопленные в психологической науке данные и ее традиции, а поп-психология, хотя иногда и отдает должное этим данным и теориям научной психологии, при этом сильно упрощая их, все же имеет основные точки опоры в личном опыте авторов поп-текстов.
4) Академическая психология уделяет первостепенное внимание доказательству и верификации утверждений, которые осуществляются в соответствии с принятыми в науке стандартами (хотя эти стандарты и различаются в рамках разных исследовательских традиций, например, в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах), в то время как и поп-психологических текстах подобная верификация, как правило, вообще отсутствует.
5) Для поп-психологии характерна установка «зачем ждать?» пока академическая и практическая психология накопят знание, достаточное для психологической помощи человеку, когда помочь ему можно и на основе имеющегося знания, заполняя существующие пробелы здравым смыслом и т.п.
6) Поп-психология в отличие от академической психологии характеризуется прагматической установкой на решение психологических проблем, возникающих у читателей поп-психологических текстов, совершенствовании их психологических навыков, развитие их общей психологической культуры.
7) Для поп-психологии характерна перспектива, которую можно условно назвать экзистенциальной, направленность на расширение представления человека о своих психологических возможностях, выработку им собственной жизненной философии и т.п., в то время как академическая психология реализует более свойственную науке инструментальную перспективу.
8) Наконец, поп-психология, как правило, дает однозначные интерпретации обсуждаемых проблем и однозначные рецепты их решения, в то время как для научной психологии характерны множественные объяснения изучаемых ею явлений и гипотетический характер этих объяснений. Как известно, научное знание развивается путем подтверждения или опровержения гипотез (это подчеркивают К. Поппер и другие наиболее известные представители философской методологии науки), а читающему поп-психологические книги «человеку с улицы», как и человеку, приходящему к врачу, нужны не гипотезы, а однозначные рецепты, такие как «научитесь отличать то, что вам нужно, от того, что вам хочется» [11; 97], «главное, чтобы ваша мысль была изложена четко, понятно и убедительно»
Другие направления психологической практики мы рассмотрим в следующих лекциях.
Выводы по лекции:
Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.
Вопросы для контроля освоения лекционного материала:
1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?
2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?
3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?
4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.
5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.
6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.