субъектный опыт учащегося как цель и результат управления учением
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
Опыт — полезный подарок,
которым никогда не пользуются.
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Большинство связывают его с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися; и, наконец, в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Третий пункт, по моему мнению, является одним из самых важных, и подтверждается результатами собственных исследований и наблюдений. Ведь современная школа, в большинстве своем, это авторитарное, несвободное обучение, где весь процесс сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем в соответствии со стандартом образования. Дети разделяют учителей на три категории: это «учитель-тиран», давящий и заставляющий зубрить учебный материал; «учитель-стандарт», просто реализующий содержание учебных программ, и «учитель-друг», учитель, который делится с учениками своим опытом, взаимодействует с ними на уроке, выступает как субъект отношений, в которых ученики стоят с ним на равных позициях. В этом случае учителю проще узнать и правильно оценить потребности и личный опыт каждого ребенка и правильно подобрать средства и методы.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.
Реализация данного подхода возможна только в специализированных условиях, когда ученик и учитель вступают в особую форму взаимодействия на уроке. Учитель в этот момент становится не только педагогом, но и психологом.
В построении модели такого обучения необходимо различать следующие термины:
Также следует различать « знания и информацию ». Научная информация дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик “пропускает” ее через свой «субъектный опыт» и превращает в индивидуальное знание. Но и учитель, сообщая научную информацию, выражает своё отношение к ее содержанию, использует собственный «субъективный опыт». Т.о. происходит сложное согласование двух равноправных носителей знания – ученика и учителя.
Термин « субъектный опыт » означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Он личный, индивидуальный, житейский, стихийный и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Он принадлежит конкретному человеку как геном.
В содержание субъектного опыта входят: предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные составляющие (личностные смыслы, установки, стереотипы). Они могут быть представлены по-разному, но обязательно взаимосвязаны. Структура субъектного опыта определяется соотношением входящих в него элементов, в опыте отдельного ученика могут доминировать те или иные элементы. Уровень их развитости тоже может быть различным. Здесь учителю необходимо опять же правильно изучить этот опыт и степень развитости тех или иных его составляющих, и основываясь на полученном знании, реализовывать поставленные ранее цели, при этом, учитывать те цели, которые ставит перед собой сам ученик.
Главное, на что работает здесь учитель – организация “событийной общности” с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Приемы актуализации субъектного опыта.docx
Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Современное образование в России с 2010 года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
С одной стороны, особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
С другой стороны, известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, они напрямую зависят от субъектного опыта ученика.
Термин « субъектный опыт » означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Наша задача окультурить его так, чтобы познавательный опыт стал его личным.
Таким образом, мы наблюдаем противоречие в том, что системно-деятельностный подход предполагает достижение результатов обучения, предметного, метпредметного и личностного характера, с другой стороны индидвидуальные способности учеников, их субъектный опыт, уровень мотивации не позволяет на достаточном уровне добиться учебных результатов.
Таким образом я поставила для себя вопросы. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные умения? Какие приемы целесообразно отобрать и применять на определенном этапе урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Проблема моей педагогической деятельности заключается в поиске системы методических приемов, которые позволяют использовать субъектный опыт учащегося как условие ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремления к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Цель можно обозначить как создание комплекса условий, направленных на использования субъектного опыта учещихся для приобретения опыта познавательной деятельности, самообразования на основе технологий системно-деятельностного подхода обучения.
Каковы же особенности моего современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. но урок будет успешен, если
деятельность на уроке мотивирована
используется субъектный опыт
Дидактика современного урока в деятельностном подходе предполагает такую организацию начального этапа урока, этапа вхождения в тему, которая создает появление затруднения для дальнейшей постановки проблемы и учебных задач самими учащимися. Именно хорошее начало урока это уже половина успеха.
А поэтому на своих уроках этап актуализации личного опыта я организую следующим образом. В соответствии с целями каждого типа урока я подбирала приемы организационного этапа урока и актуализации знаний.
Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Актуализация субъектного опыта учащихся
Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
Постановка с учащимися учебной проблемы
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Цитаты, пословицы, поговорки, загадки
Корзина идей, понятий, имен
Работа над понятием
Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии
Актуализация ведущих знаний и способов действий
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности
Мотивировать и организовать самостоятельное выполнение пробного задания (хочу, могу, надо)
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Верные и неверные утверждения
Нестандартный вход в урок
Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Анализ содержания учебного материала
Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему.
Формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Эмоциональное вхождение в урок
Тип урока №4. Урок развивающего контроля
Самостоятельное выполнение заданий
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Толстый и тонкий вопрос
Описание приемов организационного этапа урока и актуализации знаний
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
— умение анализировать и сопоставлять факты;
— умение определять противоречие;
— умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение.
ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
П осмотрите на рисунки: лопух и лопата. Трудно представить, что эти слова – родственники. Ну что общего может быть у лопаты с лопухом ?
Оказывается, эти слова действительно в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Обратите внимание на значения слов лопух («растение с широкими листьями», и лопата («орудие труда, по форме напоминающее лист »). Кстати, лопасть («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».
Данный прием способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.
Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова).
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Например, после восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.
Это может быть любой алгоритм морфологического разбора, фонетического разбора, алгоритм деления многозначного числа на однозначное и прочее.
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет». и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
— умение анализировать информацию;
— умение применять знания в нестандартной ситуации;
— умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти.
Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома, но часть карточек можно изготовить единообразно.
Выбранный для просмотра документ Приемы актуализации субъектного опыта.pptx
Статья на тему «Субъект-субъектный подход в организации обучения учащихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. Студент является не только объектом обучения, на которого воздействуют и которому предъявляются определенные требования или предложения, но и субъектом процесса обучения. А это дает возможность преобразования человека не только в познавательной, профессиональной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Ключевые слова: субъект-субъектный подход, субъект-субъектные отношения, педагогическое взаимодействие, учебно-воспитательный процесс, система «педагог-воспитанник», взаимодействие педагога и учащихся, общение, деятельность, взаимоотношение, становление личности, педагогическое мастерство, методы преподавания.
Сегодня «субъектность» – широко обсуждаемый в психологии и интенсивно разрабатываемый концепт [4].
Опираясь на воззрения философов, субъектный подход можно определить как методологическую ориентацию в педагогической деятельности. Он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий. Субъект-субъектный подход позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия с учетом индивидуальности каждого учащегося.
Господствующая форма обучения основывается на субъект-субъектных отношениях, предполагающих равноправное взаимодействие педагога и учащихся в процессе достижения образовательных целей.
Субъект-субъектные отношения построены таким образом, что каждый из участников учебно-воспитательного процесса воспринимается как неповторимая индивидуальность, которой свойственны свои интересы, жизненные цели, собственная система жизненных ориентиров.
В настоящее время система «педагог-воспитанник» рассматривается как постоянно развивающаяся духовная общность, где педагог не только создает оптимальные условия для развития оптимальных возможностей каждого учащегося, способен его заинтересовать, увлечь, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие от взаимодействия с учащимися, приобщается к их ценностям.
Важность изучения субъект-субъектных отношений обусловлена тем, что в них осуществляется взаимодействие, взаимовлияние всех сторон образовательного процесса. Только на основе их всестороннего изучения и анализа педагог может корректировать свои действия. В научных работах выделяются различные характерные черты. Так в некоторых из них субъект-субъектные отношения раскрываются как взаимодействие, и это приводит к определенным изменениям во взглядах, ценностных ориентиров каждого из участников процесса [1, с. 30-31].
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [6]. То есть учащийся является не только объектом обучения, на которого воздействуют и которому предъявляются определенные требования или предложения, но и субъектом процесса обучения. А это и дает возможность преобразования человека не только в познавательной, профессиональной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
В учебно-воспитательном процессе целью учителя является не только обучение, но и всестороннее развитие личности гражданина, имеющего активную жизненную позицию. Исходя из того, что, прежде всего взаимоотношение есть взаимодействие, можно направить учебно-воспитательный процесс так, чтобы из ученика вырастить не только грамотного человека, но и настоящего гражданина.
Основные элементы системы «педагог-воспитанник» – это общение, деятельность, взаимоотношения.
В процессе обучения общение играет важнейшую роль. Ведь именно через общение учащийся получает теоретические знания. Через общение формируется мировоззрение учащегося и изменяется у педагога. Общение позволяет передавать не только информацию, но и эмоции. Своим внешним видом, движениями, мимикой мы передаем информацию, которую собеседник считывает и составляет представление о нас. Например, педагог вошел в кабинет подтянутый, со строгим выражением лица, с пронзительным и холодным взглядом. Посмотрев на него, учащийся понимает, что на откровенность с таким человеком вряд ли можно пойти.
Деятельность в процессе обучения играет огромную роль. Ведь именно делание что-либо совместно с педагогом оставляет большой след в памяти у учащегося. Все теоретические знания ученик переводит в практические умения, в результате чего учащийся овладевает умением контактировать с людьми в процессе деятельности, решает все проблемы рациональным путем, а не с помощью драк.
Взаимоотношения между педагогом и воспитанником также играют немаловажную роль. Ведь с помощью отношений учащийся пытается создавать мир вокруг себя. От опыта положительных отношений зависит, сможет ли воспитанник в жизни создавать нормальные отношения или будет мучиться.
Двухуровневая модель общения в системе «педагог-воспитанник» предполагает то, что учитель понимает, что урок – это не односторонний процесс передачи информации от субъекта к объекту, а процесс совместной деятельности, в которой все участники процесса в равноценной, равнонеобходимой, равноактивной позиции [1, с. 36].
Субъект-субъектный подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: повышение мотивации к обучению; активизация процесса обучения; активизация мышления; выстраивание субъект-субъектных отношений в системе «человек-природа»; разрушение барьеров между педагогом и воспитанником; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности.
Основными параметрами совместной деятельности педагога и воспитанника являются взаимоотношение, поддержка, доверие. Гуманные отношения учителя и ученика выходят на первый план. Сущностью гуманизации образования является признание личности учащегося как высшей социальной ценности.
Ученики, студенты, будущие молодые специалисты, должны научиться самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию. И поэтому на первое место выходит развитие внимания, памяти, мышления. Например, оперативное мышление, когда путь решения практических задач осуществляется на основе моделирования объектов трудовой деятельности, в результате чего в данной ситуации формируется модель предполагаемой совокупности действий (план операций), обеспечивающая достижение поставленной цели. Следовательно, оперативное мышление включает в себя задачу выявления проблемной ситуации и комплекс ее мысленных и практических преобразований.
Каждый вид работы предполагает творчество, интеллектуальную активность учащихся, которые позволяют созидать и создавать новые средства, ставить новые цели. В результате происходит интеграция личности учащегося и учебно-познавательной деятельности.
Необходимо использовать такие методы, которые не только формируют у учащихся интерес к предмету, но и вырабатывают чувство долга и ответственности.
Учащиеся в процессе обучения должны подойти к мысли, что формирование качеств внимания, памяти, мышления позволят им самостоятельно усвоить постоянно обновляющуюся информацию, развить такие способности и навыки, которые, сохранившись и после завершения обучения, обеспечат возможность не отставать от ускоряющего научно-технического прогресса. А развитие таких черт характера, как целеустремленность, ответственность, упорство, активность, помогут стать достойным членом общества.
Такие мысли только внушить нельзя. Если равнодушный, безответственный педагог даже весьма грамотно будет излагать существо нравственных норм и моральных критериев, беседовать о добросовестном отношении к труду, он может породить у учащихся скептицизм, утрату веры в значение высоких слов и способствовать их общественной активности.
Если с учебой постоянно связывать скуку, неудобство и принуждение, то неудивительно, что никто не захочет этим заниматься без жесткой необходимости. А между тем учеба в любом возрасте может и должна сочетаться с удовольствием [3].
Таким образом, развитие ученика, студента как личности, как субъекта деятельности – важнейшая задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента [2]. Каждый метод обучения должен иметь не только обучающее, но и стимулирующее мотивационное воздействие. Тогда будет развитие интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, самостоятельности и др.
Волкова А.А. Субъект-субъектные взаимоотношения учителя и ученика как одно из необходимых условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении / А.А. Волкова // Амурский научный вестник, 2011. – С. 30-31
Бордовская Н.В., Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2004. 304 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5 изд., испр. и доп. – СПб: Речь, 2003. – 672 с.
Личность и бытие: субъектный подход: материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. Кн. 3 / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2004. – 314 с.
Соколов Е.Д. Реализация субъект-субъектного подхода при содействии самореализации студентов в учебном процессе / Е.Д. Соколов // Журнал психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. – № 12-1. – С.164-169.
Смирнов С.А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие, изд. 18. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – 672 с.