стулова развитие детского голоса в процессе обучения пению
Стулова развитие детского голоса в процессе обучения пению
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
МПГУ им. В. И. Ленина
Стулова Г. П. Развитие
детского голоса в процессе обучения пе-
нию. М.: Прометей, 1992. 270 с.
В книге исследуются вопросы теории и методики развития голо-
сов детей в возрасте «от рождения до 10 лет».
Автор впервые глубоко рассматривает данный вопрос на стыке
различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, пси хологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми.
Работа адресована, главным образом, учителю музыки, руково дителю детского певческого коллектива, студентам музыкально-педа гогических факультетов и хоровым отделениям музыкальных вузов.
© Издательство «Прометей», 199 ВВЕДЕНИЕ Проблема совершенствования теории и методов обучения остается актуальной всегда. Она постоянно находится в цент ре внимания педагогов-практиков и исследователей. Важ ность и значение ее решения на современном этапе подчерки ваются и в целом (ряде документов, особенно в связи со школьной реформой.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы выдвигается как важнейшая за дача — значительное улучшение художественного и эстети ческого воспитания учащихся;
подчеркивается необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстети ческие вкусы, умение понимать и ценить произведения искус ства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возмож ности каждого учебного предмета, особенно литературу, изо бразительного искусства, эстетики, музыки.
К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся и теоретическое обоснование их, и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех детей активный вид музыкаль ной деятельности.
Обучение пению — это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его обще го развития. Поэтому обучение пению это прежде всего пе дагогическая задача.
Успешность решения воспитательных задач отра жается в отношении к учебе, в частности к предметам «му зыка» и «пение». Уровень общего развития детей проявля ется прежде всего в качестве их музыкально-слухового вос приятия и образного мышления в процессе анализа эмоци онального содержания и исполнения вокальных произведе ний, их формы и средств художественной выразительности,, в умении сравнивать, находить сходство и различия отдель ных художественно-технических элементов вокального испол нения.
Уровень специфического развития, т.е. вокального, характеризуется качествами воспроизведения, основные из которых: тембр, интонация, звуковысотный и динамический диапазоны голоса, дикция.
Опираясь на одно из основных положений педагогики и психологии о взаимосвязи общего и специфического развития учащихся, можно утверждать, что это в полной мере отно сится и к вокальному воспитанию и развитию детей.
Понимание педагогами и исследователями этой взаимосвя зи делает тем более важной проблему развития детского го лоса в процессе обучения детей пению, решение которой за висит от правильного методического подхода учителя.
Из анализа практической работы многих детских певчес ких коллективов становится ясно, что не всякое пение спо собствует развитию детских голосов. По данным фониатров (В. Г. Ермолаева, Н. Ф. Лебедевой, Е. И. Алмазова и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических форм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.
Пение — это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значитель ными изменениями жизненно важных актов организма, та ких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, крово обращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущения ми психофизиологического комфорта, что способствует фор мированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом.
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции.
Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей у нас в стране в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе, сольные и хоровые кружки, вокальные ансамбли. Из-за чрезмерной ограничен ности учебных часов для музыкальных занятий в общеобра зовательной школе реализация задач, связанных с развити ем детского голоса, возможна лишь при условии сочета н и я классной и внеклассной или внешкольной работы в са модеятельных детских певческих коллективах при домах культуры, хоровых школах и пр.
В последние два десятилетия можно отметить значитель ный рост числа детских хоровых коллективов благодаря рас пространению такой формы массового музыкального воспи тания, как детские хоровые студии. Они доказали свою жиз неспособность и открываются повсюду не только у нас в стра не, но и за рубежом. За счет их работы в основном решается проблема массовости музыкального воспитания детей средст вами хорового пения. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.
Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду прежде всего его основные физические характеристики:
тембральную, интонационную и динамическую.
К тем о р а л ь н о й характеристике относятся: спектраль ная насыщенность или обертоновый состав звука;
плавность регистровых переходов;
звонкость и полетность голоса;
сте пень свободы или напряженность звучания;
вокальная пози ция;
степень округлости гласных;
качество певческого виб рато.
К и н т о н а ц и о н н о й характеристике относятся: точ ность или чистота интонирования;
ширина звуковысотного диапазона;
его высотное расположение.
К д и н а м и ч е с к о й — ширина динамического диапазо на на различных звуковысотных уровнях.
Под развитием детского голоса одни специалисты пони мают развитие органов, имеющих отношение к голосообразо ванию, в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гор тани, артикуляционного аппарата;
другие — формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции;
третьи — постепенную смену механизма звукообра зования: с фальцетного на грудной и микстовый.
В данном исследовании под развитием детского голоса по нимаются качественные и количественные изменения состоя ния голосового аппарата и основных характеристик его зву чания, а также развитие специфически вокальных способнос тей. Сюда входит следующее:
1) анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
2) функциональное совершенствование центральных от делов мозга, управляющих певческим процессом, и всей сис темы обратной связи «голос — слух»;
3) накопление вокальных навыков (организация певчес кого дыхания, формирование естественности в звукообразо вании и правильной артикуляции);
4) совершенствование качеств его звучания (тембра, зву ковысотного и динамического диапазонов, вокального инто нирования, подвижности голоса, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности — с другой;
5) развитие музыкального слуха и, как особое проявле ние его, вокального слуха;
6) установление взаимосвязи между слуховым восприяти ем звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом.
Различные вопросы, связанные с детским пением, нашли освещение в ряде работ русских и зарубежных авторов.
Музыкальному развитию учащихся в процессе обучения пе нию посвящены работы Ю. Б. Алиева (1965);
Т. Л. Беркман ( 1 9 6 1 ) ;
Н. А. Ветлугиной (1968);
Д. Е. Огороднова (1981);
истории хорового пения в дорево люционной и советской школе — работы Д. Л. Локшина (1957), О. А. Апраксиной (1987);
воспитанию и охране дет ского голоса — В. А. Багадурова (1954);
Е. М. Малининой (1967), Т. Н. Овчинниковой (1968), А. А. Сергеева (1950);
опыт работы с детским хором ИХВ описан в книге Е. Я. Гембицкой (1953);
формированию пев ческих навыков посвящены работы С. Н. Гладкой (1975), А. Луканина (1960), В. В. Каменского (1954), А. Г. Менабе ни (1987);
специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н. Д. Орловой (1961—1966) и др.;
изучению физических характеристик голосов детей пос вящены работы Е. А. Рудакова (1966) и В. П. Морозова (1961—1982);
вопросы анатомии и морфологии детской гор тани освещаются в работах М. С. Грачевой (1956—1977).
Среди наиболее значительных зарубежных авторов можно назвать таких, как Ф. Лысек (1976);
Г. Стоянова (1985) и др.
В большинстве указанных выше работ русских и зарубеж ных авторов по вопросам вокально-хорового воспитания де тей содержатся советы по формированию основных певчес ких навыков: дыхания, звукообразования, артикуляции в со ответствии с деятельностью отдельных частей голосообразу ющего комплекса: дыхательного аппарата, гортани и артику ляционного аппарата.
Формирование навыков дыхательных движений, как пра вило, нацелено «а достижение кантилены в пении, а навы ков в артикуляции — четкости дикции. Однако эмпирический опыт отдельных практиков не имеет должного теоретического обоснования с точки зрения задачи развития певческого го лоса детей.
Итак, актуальность проблемы развития детского голоса в настоящее время продиктована требованиями школьной ре формы, ее новыми задачами наиболее полного раскрытия спо собностей каждого ребенка в условиях коллективного обуче ния. Она связана с наблюдающимся ростом числа детских певческих коллективов (хоровых студий и специализирован ных школ);
расширением их (концертно-исполнительской де ятельности;
сочинением вокальных произведений для детей, когда необходимо учитывать голосовые возможности детей.
Решение проблемы развития детского голоса зависит прежде всего от разработки теоретических основ (развития певческого голоса детей, а также в результате теоретических и экспериментальных исследований найти условия и пути со вершенствования их вокального воспитания.
Ни до революции, ни сразу же после нее вопрос о разви тии детского голоса так остро еще не стоял, так как задачи детского пения были разные: если в старые времена просто использовали лучшие от природы детские голоса в церковных хорах или в светском пении, то в годы Советской власти речь шла о всеобщем музыкальном воспитании.
Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения, учитель выполняет задачу: научить любого ребенка петь, независимо от его природных данных (исключая пато логические случаи), максимально развить его вокальные спо собности.
В первые послереволюционные годы в силу сложившихся обстоятельств основная задача была — охрана детского го лоса.
В послевоенный период вопрос о развитии детского голо са поднимается, но мнение о том, что лишь фальцетное пе ние до 10—11-летнего возраста обеспечит всем детям опти мальное развитие голоса, как показала практика, оказалось не во всех случаях правильным: у детей, воспитывающихся в хорах, где используется в основном фальцетная манера зву кообразования, голоса развиваются слабо в отношении тем бра и динамики. В этом нас убедили наши многолетние на блюдения за работой некоторых детских хоровых студий, где используется методика вокальной работы, основанная на фальцетной манере пения в течение всего домутационного пе риода. Женский хор из числа учащихся, пропевших по не сколько лет в таких хорах с детства, звучит так же, как и пионерский, т.е. голоса развиваются недостаточно и весьма односторонне.
Наряду с издавна сложившимся мнением о необходимости использования лишь фальцетной манеры голосоооразования у детей до 10—11 лет в последние годы широкое распростра нение получила иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голо са. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи.
Едва ли можно предположить, что использование в про цессе обучения какого-то одного голосового регистра (фаль цетного или грудного) будет в равной мере целесообразно для развития голосов у всех детей. Как показали наши ис следования, дети от самого рождения проявляют индивиду альные различия в отношении голосовой функции, а в про цессе спонтанных вокализаций могут использовать различ ные голосовые регистры, присущие человеческому голосу.
Поэтому обучать детей пению до периода наступления мута ции в каком-то одном голосовом режиме нет никаких осно ваний.
Следовательно, нужен какой-то иной подход к построе нию методики вокальной работы с детьми в отношении ре ализации задачи оптимального развития их голосов.
Из анализа специальной литературы ясно, что методика вокальной работы с детьми строится на основе представле ния о регистровых возможностях детского голоса, что до на стоящего времени еще мало изучено и является предметом споров и разногласий как в теории, так и в практике детского пения. Поэтому новый подход возможен лишь на основе более глубокого изучения закономерностей звукообразования в различных регистрах голоса и восприятия певческого зву ка детьми, а также их голосовых возможностей при помощи объективных методов исследования.
Понятие о типе голосового регистра выступает как обоб щенная качественная характеристика голоса, так как основ ные качества звучания певческого голоса (исходный тембр, сила, звуковысотный диапазон) обусловлены, главным обра зом, работой источника звука — голосовых складок и зави сят от способа их колебаний, типичного для каждого регист ра, формирующегося под влиянием работы артикуляцион ного аппарата и дыхания.
Любой звук в человеческом голосе есть результат работы голосового аппарата в том или ином регистровом режиме.
Понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акустиче ским эффектом выводит педагога на путь произвольного уп равления певческим процессом.
Следовательно, проблема произвольного управления каче ством звучания детского голоса, направленного на его разви тие, сводится, главным образом, к проблеме управления пра вильным звукообразованием в различных регистрах.
С голосовыми регистрами связаны вопросы звуковысот ной интонации, резонирования звука, широко распространен ное среди детей явление «гудошничества», нарушение коор динации между «слухом и голосом, понятие о правильности звукообразования и пр.
Таким образом, вопрос о голосовых регистрах детей явля ется основополагающим в детской вокальной педагогике. В настоящее время он еще не имеет однозначного решения в отношении взгляда на регистровые возможности детского го лоса и целенаправленности использования их в процессе во кальной работы с детьми.
Хотя различными авторами и ведутся споры об этом, в сущности вопрос о голосовых регистрах детей до сих пор не был предметом специального исследования.
Оценивая тип звучания голоса на слух, педагог может дать ему лишь субъективную качественную характеристику.
Это порождает большое количество ошибок в оценке качест ва певческого звука ребенка и приводит к терминологической путанице. Поэтому было бы очень важно вывести объектив ную количественную оценку регистровой структуры детского голоса.
Исходным являлось предположение о возможности изна чального, с момента рождения детей, существования само стоятельных голосовых регистров: грудного и фальцетного. И лишь в процессе онтогенеза, по мере созревания структур, от ветственных за сложно-координированные акты, оказывается возможным осуществление смешанных типов голосообразова ния, основанных на взаимодействии различных уровней сен-со моторной системы.
Если данное предположение верно, то оно может служить теоретическим обоснованием методики обучения детей пе нию, направленной на более эффективное развитие их голоса.
Систематические исследования в этом направлении про водились с целью проверки этого предположения.
З а д а ч и нашего исследования:
1) разработать комплекс методов, позволяющих объектив но оценивать голосообразовавие у детей;
2) проследить структурно и психофункциональные особен ности формирования голосообразования в различных регист рах в процессе онтогенеза (от 0 до 10—11 лет);
3) выяснить соотношение слухового восприятия певческого голоса с вокальным воспроизведением;
4) разработать систему принципов и методических прие мов обучения пению детей в младшем школьном возрасте;
5) проверить эффективность предлагаемой методики на соответствующем контингенте учащихся.
М е т о д о л о г и ч е с к о й о с н о в о й исследования раз личных аспектов проблемы вокального воспитания детей в процессе обучения их пению являются теория эстетического воспитания средствами искусства, теория познания;
Методы и с с л е д о в а н и я. Изучение развития дет ского голоса проводилось с позиции системного подхода: рас смотрение голосообразования не как изолированно взятой функции, а применительно к организму как целостной систе ме с характерными для нее индивидуальными особенностями голосовой функции, При этом становление голосовой функции у детей изуча лось в процессе онтогенеза: от рождения до 10—11 лет.
Для решения поставленных задач в качестве наиболее адекватных методов исследования использовали два ком плекса аппаратуры: I — для изучения биомеханизмов голосообразования (электронная глоттография, осциллогра фия, ларингоскопия, стробоскопия, рентгенотомография);
II — для изучения особенностей звуковосприятия у детей и объективной оценки акустических структур их вокального воспроизведения (магнитофон, спектрография, синтезатор, ин дикатор регистровости, звуковые генераторы).
Все это позволило нам обоснованно вывести и методы уп равления голосообразованием у детей с целью развития их голоса.
Глава СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ 1.1. Социальная обусловленность функционального звучания детского голоса Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (XI — XIII вв.) детей начиная с 6—7 лет обучали пению в монас тырских и церковных школах. В Европе (Италии и Франции) наряду с церковными школами, где дети занимались пением, уже в средние века существовали и специальные вокальные школы.
В летописях упоминается о том, что первые певческие шко лы на Руси были созданы греческими священнослужителями.
От них русская церковь переняла «восьмигласье» и безли нейную нотопись. Указывается также на высокий уровень му зыкального обучения в этих школах. Однако следует под черкнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей.
Чтобы проследить становление методической мысли в де ле вокального воспитания детей, для нас важно отметить основные требования к звучанию детского голоса для каж дого исторического периода. Церковные детские хоры, в ко торых пели только мальчики, предназначены были для учас тия в богослужении. При исполнении священных песнопений детьми предпочиталось светлое и нежное звучание их го лосов и порицалось пение грубое, крикливое. Таким образом, качественная характеристика звучания детского голоса с са мого начала была социально обусловлена. При обучении пе нию одним из первых и обязательных требований было отчет ливое произношение слов.
Голоса мальчиков нужны были не только в церковных детских хорах. С развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры также вводились маль чишечьи голоса (альты и дисканты), так как женские голоса в те времена в смешанном хоре не использовались.
В XVII в. в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения». Исполнение вокальных произведе ний требовало большой подвижности голосов и обширного диапазона, доходившего вверху до До3. Таким образом, дети вынуждены были принимать участие в исполнении сложных взрослых хоровых сочинений как духовного, так и светского содержания. Для этого набирались лучшие мужские и маль чишечий голоса по всей России, главным образом, из числа крепостных.
В начале XVII в. возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где го товили учителей музыки.
Из литературы XVII в. известно о выдающемся просвети теле Симеоне Полоцком, воспитаннике академии, который создал свою систему обучения. Он уделял большое внимание эстетическому воспитанию. Из академии вышел и замеча тельный музыкант и педагог Н. Дилецкий. Он первый ввел нотную систему обучения, которая приближается к современ ной. Н. Дилецкий впервые на русском языке изложил пра вила певческого обучения детей. Он требовал понимания со держания песни, выразительного ее исполнения;
рекомендо вал учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его, заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.
Весьма прогрессивным для того времени было понимание тесной взаимосвязи развития речевой и певческой функций голосового аппарата человека. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что уже в первом учебнике по правилам чте ния «Псалтыря» сформулированы по сути дела основы пев ческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. Обязатель ным условием при чтении была распевность. Она воспитыва лась с детских лет и ‘была национальной особенностью речи.
В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком дет ском звучании, среднем по силе голосе, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось и на пение. Таким образом, обучение грамоте, т. е. чтению, содействовало вос питанию определенных певческих навыков.
Для русского национального исполнительного стиля харак терно хоровое пение ‘без сопровождения. Это очень важный момент в музыкальном развитии русского народа: как дока зано современными исследованиями, пение без музыкально го сопровождения обеспечивает наилучшие условия для раз вития тонкого музыкального слуха, а следовательно, и го лоса.
Во 2-й половине XVII в. появляются «канты», в которых отражается влияние народной песни. Возникает полудуховная полусветская музыка. Складывается специально детский репертуар, отразивший влияние народной музыки. Среди них до нас дошли: «Ай, на горе дуб», «А мы просо сеяли», «Ай, во поле липенька», «Посеяли девки лен» и др.
Новым этапом в развитии детского пения явилось откры тие в 1870 г. в Глухове Черниговской области специальной детской певческой школы, куда собирали лучшие голоса маль чиков со всей Украины.
По свидетельству современников, детские мальчишеские голоса в глуховской школе отличались особой нежностью и звонкостью. Кроме глуховской школы при Дворе была учреж дена специальная певческая школа на 20 человек, из кото рых готовили певчих для Придворной певческой капеллы, которая в различных исследованиях рассматривается как ис торическое явление. Она сыграла важную роль в развитии русской оперы, в подготовке солистов и хоровых певцов в России.
В процессе развития хорового пения складывались и ос новы вокального воспитания. С древнейших времен приме нялась вокализация, вокальная импровизация, что развивает гибкость голоса.
Несмотря на то, что уже в первых методических рекомен дациях были четко сформулированы такие требования к зву чанию детского голоса, которые теоретически должны были обеспечить щадящий режим голосообразования (фальцетный или близкий к фальцетному), в певческой практике нередко имели место нарушения определенных норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры печальной судьбы певцов Придвор ной певческой капеллы, где дети подвергались жестокой эк сплуатации. Музыкальные тексты содержали много колоратур ных и гаммообразных пассажей, частых скачков на широкие интервалы, высокую тесситуру. Большая концертная нагруз ка и ранняя артистическая деятельность растрачивали нерв ные силы и голоса маленьких певцов.
Помимо Придворной певческой капеллы много детей пели в различных частных хорах, набиравшихся из числа крепост ных, где эксплуатация детского голоса была еще более бес пощадная.
Вплоть до XIX столетия в певческих школах России поль зовались главным образом переводной методической лите ратурой с французского и итальянского языков. Среди ре комендаций, содержавшихся в них, важно указание на необ ходимость развивать у детей слуховой контроль;
рот при пении открывать умеренно, естественно, отчего зависит яс ность голоса и четкость произношения слов;
петь в удобной тесситуре;
никогда нельзя форсировать через силу;
надо петь напевно и додерживать звук по длительности ноты до кон ца;
петь сознательно и эмоционально, чтобы можно было сво им пением тронуть слушателя до чувствительности;
рекомен дуется петь побольше без сопровождения.
Русская вокальная школа складывается лишь в XIX в., что было связано с именем замечательного русского компо зитора М. И. Глинки. Упражнения для развития голоса, напи санные им для певца Петрова, отличаются своей универсаль ностью и используются для голосов всех видов. Принципы их легли в основу обучения пению и детей. Сам М. И. Глинка использовал их при обучении пению детей в Придворной пев ческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек.
М. И. Глинка сначала укреплял средние звуки общего ди апазона голоса, а затем уже верхние и нижние. Поэтому его метод был назван «концентрическим». Средние звуки голоса певец может спеть различными способами в отношении ре гистрового звучания. Судя по рекомендациям М. И. Глинки («петь их умеренным по силе голосом, без усилий, умеренно отворять рот» и пр.), голос настраивался на легкое миксто вое звучание, близкое к фальцетному.
М. И. Глинка считал, что наилучшие условия для разви тия детского голоса создаются при формировании звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосо образовании, средней силе голоса, ровного по тембру по все му диапазону. Даже альты у него обязательно легкие.
Вокально-методические указания М. И. Глинки и создан ная позже «Полная школа пения» А. Е. Варламова — это целая эпоха в русской вокальной педагогике.
А. Е. Варламов, как и М. И. Глинка, придавал особое зна чение первостепенной роли слуха, напевности, четкости ар тикуляции, недопустимости форсировки звука, рекомендовал пение в удобной тесситуре.
Другой специалист в области детского пения — В. Ф. Одо евский — был последователем М. И. Глинки, проявлял вни мание к менее способным ученикам, указывал на взаимо связь слуха, зрения и голоса, стремился к последовательнос ти в обучении.
Большую роль в развитии методической мысли в деле му зыкального воспитания детей и, в частности, детского голоса, сыграла бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 г.
М. И. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным. В их методических работах указывается на зависимость чистоты интонации от эмоционального состояния поющего, в связи с чем рекомен дуется поддерживать положительные эмоции учеников на за нятиях;
не перебирать дыхание;
упражняться, начиная с го ловного регистра, звуком легким, добиваясь неизменно его ровности.
В конце XIX в. усиливается борьба за массовое обучение детей, а в методической литературе впервые высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение в школе считается необходимым для всесторон него развития учащихся и принимается за основу формиро вания у них музыкальной культуры. Для того времени это было весьма (прогрессивно.
Однако на практике в большинстве школ пение препода валось неудовлетворительно: отсутствовала система, не учи тывался возраст, настоящего внимания к задачам эстетиче ского воспитания учащихся средствами вокального искусст ва в то время не было.
В последующих методических работах начала XX в. так же говорится о необходимости формирования легкого голов ного звучания при умеренной силе голоса, в средней части диапазона, т. е. Ми1 — Соль1 и «. лучше выше, чем ниже. », пишет А. Касторский (1900), а затем и А. Пузыревский (1903). Как видно, речь идет о формировании у детей фаль цетного звучания голоса.
В 1914 г. появился перевод методического пособия Д. Бет са. Основные принципы воспитания детского голоса: не до пускать крикливости, не использовать крайние звуки диапа зона, формировать звонкое головное звучание.
Таким образом, в дореволюционный период стиль ду ховного песнопения с самого начала определил основные ка чественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренные по силе, в удобной, в основ ном средней, тесситуре. Все это создает условия для настрой ки детского голоса на фальцетное или близкое к фальцет ному звучание.
Характеристика звучания детских голосов была социально обусловлена.
1.2. Основные методические направления в обучении детей пению Развитие методической мысли в области детской вокаль ной педагогики в послереволюционный период началось с указаний о том, каким голосовым регистром надо пользо ваться детям в процессе пения. В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразователь ной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако специалистов по детскому голосу было немного.
В результате роста массовости пения общий уровень во кального воспитания детей резко понизился. Сам репертуар тех лет (революционные песни маршевого характера) прово цировал детей на громкое, форсированное пение и нередко в высокой тесситуре, что создавало для их голосового аппа рата режим перегрузки. В результате первых десятилетий уже вырисовывается картина массовой порчи детских голосов:
фонастения, несмыкание голосовых складок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патоло гических явлений, связанных с неправильным функциониро ванием гортани во время фонации.
В 1938 г. в Москве состоялось I Методическое совещание по вокальной работе с детьми, в котором приняли участие специалисты различного профиля: медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники.
Главный вопрос совещания — охрана детского голоса.
Основное решение совещания касалось рекомендации — у всех детей до периода наступления мутации использовать фальцетную манеру звукообразования.
Тогда, в той ситуации, когда не хватало специалистов, это был выход из положения: если использование фальцетного звукообразования и не обеспечит оптимальных условий для развития певческого голоса у всех детей, то по крайней мере не испортит их, так как речь в основном шла об охране дет ского голоса. Вопрос о развитии детского голоса тоже затра гивался, однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как «. весь организм детей находится в таком сильном и бурном разви тии, что нужно не развивать голос, а беречь его, то есть за ниматься его охраной. »1;
что «. детский голос не надо спе циально тренировать, так как по мере роста всего организма будет расти и голос»2.
Между тем вспомним тезис И. П. Павлова о том, что кон струкция любого органа тесно связана с его функцией. А это значит, что и функционирование голосового аппарата, харак тер его действия в процессе обучения пению может так или иначе повлиять на его формирование, особенно в период его бурного роста в раннем детском возрасте.
Следовательно, специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо, чтобы направить его раз витие в нужное русло. Именно к такому выводу позже, в послевоенный период, пришли участники комплексного иссле дования детского голоса, организованного ИХВ АПН РСФСР, Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова и др., которые сыграли большую роль в становлении детского вокального воспитания у нас в стране и внесли огромный вклад в развитие теории и практики детского пения. В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории музыки и танца ИХВ и их ленинградские кол леги опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них: А. А. Сергеев «Воспитание детского голоса» (1950);
М. А. Румер «Методика преподавания пения в школе» (1952);
С о к о л о в В. Г. Доклад на I Международном совещании по во кальной работе с детьми. М., 1938.
Л е в и д о в И. И. Там же.
В. А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса»
(1953) и «Начальные приемы развития детского голоса»
( 1 9 5 4 ). Е. М. Малинина «Вокальное воспитание детей»
Е. Я. Гембицкая «Обучение мальчиков пению в хоре» (1954);
Е. С. Грищенко «Пение в 1 классе» (1955);
В. К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащих ся» (1S56).
Все эти работы были выполнены на основе научно-педа гогических наблюдений, некоторые из них подкреплялись ла бораторными данными. Однако по вопросу о голосовых ре гистрах детей у различных авторов наметились две противо положные точки зрения.
Характеризуя голос ребенка младшего школьного возрас та, Е. М. Малинина пишет: «Необходимо помнить четыре ос новных момента при определении его природы: 1) голос лег кий, светлый, «свирельный», серебристый, сила небольшая;
2) колебательная манера голосовых связок лишь их краями;
3) атака звука «мягкая»;
4) гортань в высоком положении.
Все исследования, проделанные И. И. Левидовым в 1933 — 1941 гг., показали, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обусловливается именно такой колеба тельной манерой голосовых связок. Эта работа «фальцетного характера» объясняется тем, что истинные голосовые мышцы еще не развиты»1.
В связи с этим В. А. Багадуров высказывал иное мнение.
В одной из своих работ он пишет: «Методика Е. Малининой очень близка к брошюрам И. Левидова. Очень характерна боязнь грудного звучания у детей даже старшего возраста и, что совсем уже непонятно, у мальчиков. При этом указыва ется, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о «перегрузке грудного звучания», «надсаженности», напряжен ности его и форсировке, как будто нормального грудного зву чания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естест венное звучание голоса, если уж говорить о естественности»2.
Точка зрения В. А. Багадурова заслуживает внимания, хо тя она не имела доказательств со стороны автора, а осно вывалась лишь на его эмпирических наблюдениях. Позиция Е. М. Малининой и И. И. Левидова легла в основу теорети ческих взглядов ученых ИХВ АПН РСФСР в дальнейшем.
Стремясь объединить теорию с практикой, в 1961 г. ИХВ АПН РСФСР организовал 1-ю научную конференцию по воп росам развития музыкального слуха и голоса детей. В ней М а л и н и н а Е. М. Смена голоса у мальчиков и девочек в пере ходном возрасте // Воспитание и охрана детского голоса/Под ред.
В. А. Багадурова. М., 1953. С. 44.
Б а г а д у р о в В. А. Вокальное воспитание детей. М., 1953. С. 30.
2-1154 впервые приняли участие крупные ученые — представители смежных наук: психологи, физиологи, морфологи, фониатры, акустики, педагоги — ученые и практики, и не только из Рос сии, но и из других стран. Это было событие большого исто рического значения. Доклады конференции опубликованы под ред. В. Н. Шацкой в 1963 г.
На конференции вскрылись существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидными проблемы, требующие для своего решения эксперименталь ного.исследования и проверок на практике. В числе их — проблема мутации, мало изученный вопрос о нормах звуча ния детского голоса (по аиле, тембру и диапазону) в воз растном аспекте.
Большая работа была проделана ИХВ по организации и проведению в последующие годы, вплоть до 1982 г., еще пяти научных конференций по вопросам развития детского голоса и слуха. С каждым разом тематика их расширялась, росло и число проблем. К ранее существовавшим добавились проблемы:
развития индивидуальных качеств голоса при коллективном обучений пению;
воспитывающего и развивающего обучения;
норм звучания в возрастном аспекте, но уже в условиях акселерации;
медико-биологические проблемы пения детей;
объективных методов оценки качеств звучания певческого голоса, голосовых регистров у детей и др.
В большинстве научных докладов за нормальное пение детей принимается пение ясное, звонкое, легкое, совершенно свободное от перенапряжения, т. е. фальцетное.
Большим достижением ИХВ было создание так называе мой «щадящей» методики вокального воспитания детей, ко торая касалась норм певческих нагрузок, определения режи ма работы голосового аппарата, качественных характеристик звучания голоса ребенка в возрастном аспекте. Продолжая сложившиеся традиции дореволюционной методики и забо тясь об охране детского голоса, воспитывающегося главным образом в условиях коллективного пения, основой звукооб разования признается фальцетная манера пения для всех детей в возрасте до 10 —11 лет, т.е. до появления признаков мутации голоса.
Необходимость формирования такого способа звукообра зования обосновывается, с одной стороны, задачами охраны детского голоса, а с другой •— особенностями психофизиоло гического развития детей, т.е. их возможностями. Эта точ ка зрения закрепляется в ряде научно-методических работ различных авторов, вплоть до 1985 г., но особенно последо вательно изложена в работах Н. Д. Орловой (1966, 1972 и др.). Ссылаясь на исследования М. С. Грачевой в области анатомии и морфологии гортани человека в онтогенезе, Н. Д. Орлова выделяет 4 возрастных периода в развитии детского голоса по принципу постепенного, с возрастом, по явления микстового звучания.
В одной из своих работ она пишет: «Первый детский школьный период с 7—10 лет. Механизм голосообразования еще прост по своей структуре (И. И. Левидов, 1936;
М. С. Грачева, 1956—1963). голосовые связки при фонации колеблются своими внутренними краями, что обусловливает так называемое ф а л ь ц е т н о е (или головное) звучание.
Это возрастная закономерность.
Дело в том, что собственно голосовая мышца, заложенная в толще голосовой складки и вызывающая ее упругость, на чинает развиваться только с 7—8-летнего возраста1 и растет медленно до 11 —12 лет. Поэтому у 7—8-летних школьников колебания чаще всего почти такие же, как у дошкольников 5—6 лет. Края голосовых связок имеют вид двух тонких эластичных полосок, колебания которых возникают главным образом при их натяжении с помощью наружных щиточер паловидных мышц гортани.
У низких детских голосов (естественные альты) к 10— 11 годам появляется заметное участие в фонации средних участков голосовых связок, в которых закладывается мышеч ная ткань, что обусловливает так называемое смешанное (микстовое) звучание»2. «. После 11—12 лет постепенно про исходит смена механизма голосообразования»3.
В более поздней работе это же мнение подтверждается уже двумя авторами — Н. Н. Добровольской и Н. Д. Орло вой:
«Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хру пок. Его механизм еще прост по своей структуре;
звук, за рождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ни ми в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позво ляет шока осуществлять только такое смыкание»4. Описанный механизм звукообразования является характерным для фаль цетного голосового регистра.
В. С. Попов призывает бережно относиться к детскому голосу. Давая характеристику качества голоса (младших школьников (7—9 лет), он пишет: «В основе их диапазона лежат так называемые примарные тоны. Механизм голоео образевания у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, По данным М. С. Грачевой, голосовые складки начинают разви ваться у ребенка с 5 лет.
О р л о в а Н. Д. О детском голосе. Е., 1966. С. 42.
Д о б р о в о л ь с к а я Н. Н., О р л о в а Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972. С. 6.
звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голо совая мышца еще только образуется. »1.
Таким образом, характеристика звучания голосов детей в младшем школьном возрасте рассматривается с позиции их физиологических возможностей функционирующей системы.
Фальцетный характер звучания их голосов признается единственно возможным для них.
Однако наряду с прочно сложившимся мнением о необ ходимости и (как единственной возможности) использования лишь фальцетной манеры голосообразования у всех детей до 10—11 лет, в последнее время широкое распространение по лучила и иная точка зрения на методику вокального воспи тания детей того же возрастного периода, основанная на ис пользовании преимущественно грудного звучания голоса. Сто ронниками таких взглядов являются Д. Е. Огородное и его последователи.
Имея в виду сложность и многофакторность связей изу чаемой проблемы, следует сказать, что всякие попытки одно бокого подхода к решению вопросов о звучании детского го лоса и его развитии могут привести к ошибочным выводам.
Каждый регистр имеет свои преимущества и недостатки.
Представим себе в идеале две модели хора: I — хор с ф а л ь ц е т н о й манерой звукообразования будет отличаться выхолощенным, бедным по тембру звучанием, узким динами ческим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков;
II — хор с г р у д н о й манерой фонации будет звучать богаче но тембру с более широким динамическим диапазоном, но иметь при этом ог раниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки будут напряженными и крикливыми.
Практика показала, что у детей, воспитывающихся в хо рах первого типа, т. е. где используется в основном фальцет ная манера звукообразования, голоса детей развиваются сла бо в отношении тембра и динамики, а во втором случае не достаточно развивается звуковысотный диапазон.
Следовательно, нужен какой-то иной подход к построению методики вокальной работы с детьми в отношении реализа ции задачи развития их голосов.
Различные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что до настоящего времени изу чено мало. Поэтому обоснование методики вокальной работы с детьми без теории регистров их голоса невозможно.
Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьни ков//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16, сост. О А Апраксина М., 1985. С. 31.
1.3. Сущность противоречий по вопросу о голосовых регистрах Со времен появления в истории вокальной методики по нятий о регистрах человеческого голоса до сих пор наблюда ется путаница в терминологии, определяющей эти понятия.
Само название «регистр», упоминаемое впервые в XVIII в., заимствовано из органа, где для получения нового ряда зву ков производилось известное перемещение механизма посред ством особого жезла, называемого регистром.
Так и в человеческом голосе: используя различные спосо бы звукообразования, можно получить ряды неоднородных по своему характеру звуков, и, если мы сглаживаем регист ры, добиваясь того, чтобы не было резкого перехода из одного регистра в другой, то этим мы все же не избавляемся от регистров. Каждый регистр имеет своеобразный характер, более или менее определенное протяжение на звуковой шка ле и границу перехода в другой регистр.
Итак, под регистром голоса обычно подразумевают ряд последовательно, один за другим, идущих по звуковой шкале тонов более или менее однородного характера по тембру.
Одни авторы суживали это определение, а другие, напро тив, давали ему более распространенное толкование. Некото рые авторы уточняли понятие «регистр» разными дополнени ями.
М. Гарена справедливо считал, что регистры покрывают друг друга на известном протяжении, так что некоторые то ны в известных областях звуковысотного диапазона могут принадлежать сразу двум регистрам или могут быть воспро изведены в пении, не смешиваясь.
Н. Надолечный, наоборот, придерживался такого взгляда, что при переходе из одного регистра в другой обязательно происходит постепенная и незаметная замена одного меха низма (т. е. способа работы голосового аппарата) другим.
И. Левидов считал, что оба автора правы — каждый со своей точки зрения. Несомненно, что ряд переходных тонов между регистрами может звучать как в относительно более низком, так и в соседнем, более высоком. Выбор регистра при этом зависит от конкретной художественной задачи.
Ф. Заседателев1, обобщая опыт, накопленный предыдущи ми исследователями, определил основные регистры голоса человека с физиологической точки зрения.
Известно, что разницу регистров можно сгладить искусст венными приемами при обучении певцов, т. е. выровнить ха рактер звучания голоса на всем диапазоне. При этом исход ным критерием в оценке регистра является акустический, так З а с е д а т е л е в Ф. Ф Научные основы постановки голоса М., 1937.
как по слуховому впечатлению можно заключить о соответст вующей настройке гортани и других органов, влияющих на тембр голоса. М. Фомичов писал: «По слуховому впечатлению можно определить, что в голосовом аппарате поющего про изошла настройка на один из двух обычных регистров: или на грудной, или на фальцетный (т.е. головной). Акустичес ки разница между этими регистрами проявляется в том, что в грудном звучании большое количество обертонов, отчего звук голоса кажется ярче и даже более громким, в отличие от фальцетного звучания»1.
Так, еще старые итальянские маэстро, не знавшие ни ла рингоскопа, ни стробоскопа, ни других физических инстру ментов для исследования гортани, различали два регистра человеческого голоса: низкий, т.е. грудной (voce di petto), и высокий, для которого употреблялось выражение «фальцет», или головной регистр (voce di testa). Они различали эти два регистра по слуху, нисколько не думая о происхождении то го или другого из них. А позже знаменитый немецкий иссле дователь Иоганн Мюллер исходя из совершенно иного поло жения, из физиологического эксперимента на гортани тру пов, пришел к тому же выводу о двух регистрах. Но со вре мени изобретения ларингоскопа количество регистров возрос ло. Дело началось с прибавления нового регистра — микста.
Поскольку при пении переход от грудного регистра к фаль цетному не должен совершаться грубо, т. е. скачком, иначе это будет совершенно неприемлемо для слуха, то смена одно го регистра другим происходит постепенно.
С того момента, т. е. со времени признания переходного регистра, началась необыкновенная путаница в терминологии, определении количества регистров, в границах каждого из них.
Прочнее всего удержал свое название грудной регистр, хо тя для его обозначения предлагались и другие названия.
Например, «нижний регистр» (Хенниг), «хрящевой» (Зей дель), «полный» (Шейдельман), «толстый» и т. л. Кроме то го, неоднократно предлагалось подразделение его на два и более отдельных регистров.
С микстом дела обстоят сложнее. Во-первых, он нередко совершенно отрицался и весьма авторитетными учеными как не являющийся самостоятельным регистром. Во-вторых, пос тоянно переименовывался. Так, Гарсиа называл его фаль цетом, Россбах — головным голосом, Зейдель — связочным, а Меркель — фальцетом или миттель-штимме, смотря по окраске: светлая — фальцет, темная — миттель-штимме.
Французы называли его voix mixte, или просто medium. Ha Ф о м и ч о в М. И. Основы фониатрии. Л., 1949. С. 57. конец, в-третьих, еще безнадежнее обстоит дело с определе нием его границ.
Что же касается определения самого фальцета, то здесь наблюдается самая большая путаница. Термин «фальцет»
ведет свое начало от итальянского слова «falsetto» (от «fal so», что означает «ложный»). Он применялся к тем звукам, которые казались уху ложными, ненатуральными, например к крику детей на чрезвычайно высоких нотах, а затем по аналогии стал применяться и к ненатуральным искусствен ным звукам мужского голоса, певшего в несвойственной ему тесситуре. Поэтому мужчины — исполнители высоких пар тий (партий сопрано и альтов) получили название фальце тистов, т. е. певцов, поющих несвойственным им ложным го лосом на той высоте, где их натуральный (т. е. грудной) го лос кончался.
Поэтому должно быть понятно выражение Дж. Каччини «voce finta» — искусственный голос — и его отрицательное отношение к нему. Каччини запрещал пение этим голосом и рекомендовал певцам транспонировать свои (Партии так, что бы можно было петь только грудным, натуральным голосом.
Такого же мнения придерживались Крюгер и Герберт.
Однако у того же Каччини этот термин относится не толь ко к мужским голосам, но и к сопрано, высокий регистр ко торых он называл тоже voce finta и характеризовал его как грубый и крикливый, резкий и неприятный голос. Это заме чание Каччини, несомненно, относится не к женскому сопра но, а к детскому, так как певицы в XVI в. представляли ред кое явление. Таким образом, свой термин он перенес на верх ний резкий необработанный регистр детского голоса, который и ранее назывался falsetto. Он почти не применялся в ху дожественном пении.
Известно, что и у Този, и у Манчини замечания о сопра но большей частью также относятся к детскому голосу или голосам кастратов, а не к женскому. Този и Манчини, говоря преимущественно о детских голосах, делят их на регистры:
грудной и головной (или фальцетный). Правда, у них есть разница в определении границ грудного регистра на несколь ко тонов, но оба настаивают на необходимости незаметного соединения этих двух регистров.
Следует заметить, что до настоящего времени понятия «фальцетное» и «головное» звучание относительно детского пения часто трактуется по-разному: одни их отождествляют, а другие придают им различное толкование.
Первый, кто внес путаницу в этот вопрос, был Агрикола1, немецкий переводчик Този. У Този сказано: «головной или фальцетный», а Агрикола перевел: «головной и фальцетный».
A g r i с о 1 a. Anleitung zur Singenkunst, 1757.
Таким образом, Агрикола приписал Този признание трех ре гистров: грудного, фальцетного и головного, т. е. он изменил терминологию итальянцев, оставив для среднего регистра название фальцета, а термин «головной» применил к фисту ле, т. е. фальцету в его первоначальном значении.
Гиллер1 также следует примеру Агрикола с той лишь раз ницей, что называет верхний регистр и головным, и фальцет ным.
Благодаря этим двум немецким методологам термин «фальцет» в применении к смешанному регистру голосов пе решел к немецкой школе (Зибер, Штокгаузен) и к Гарсна, у последнего, впрочем, в несколько ином толковании.
Путаница в терминологии, относящейся к определению фальцета, наблюдается и у последующих авторов. Россбах предложил для него название «промежуточного голоса», Зейдель — «тонкого», Хенниг — «верхнего», Шейдельман — «краевого», но большинство называли фальцетом, или фисту лой.
Итак, вопрос о регистрах певческого голоса в литературе изложен весьма противоречиво. Разночтения в терминологии, как и противоречия в вопросе о регистровой структуре дет ского голоса существуют лотом у, что оценка регистрового звучания певческого голоса вообще, а детского — в частнос ти, до настоящего времени определяется на слух, чисто субъ ективно. Не существует пока достаточно объективных харак теристик для определения понятий «фальцетное» или «груд ное» звучание певческого голоса.
Нередко педагоги отождествляют процесс голосообразо вания, реально протекающий у их учеников, со своими субъ ективными ощущениями. Отсюда и методы в их работе, ко торые могут подходить далеко не для всех.
Кроме того, одни и те же звуковые явления различными педагогами оцениваются по-разному. Например, звучание од ного и того же детского хора одни педагоги могут оцепить как излишне форсированное и напряженное, а другие — как нормальное. То же самое можно сказать и в отношении оценки различными педагогами типа регистрового звучания какого-то голоса или звука хора. Поэтому и нужны объективные способы оценки качеств голоса. Ввиду того, что со времен Мануэля Гарсиа объективные методы исследования певческого голоса ушли далеко вперед, а для определения его качеств звучания кроме слуховых ощущений теперь используется еще и акустическая аппаратура, перед исследователями открываются новые возможности изучить данный вопрос на более высоком уровне.
G i l l e r. Anweisung zum musikalisch richtigen Gesange, 1774. У нас в стране первые работы, посвященные исследова нию физических характеристик певческого голоса детей, при надлежат замечательному со ветско му исследователю В. П. Морозову. Это были работы в области физиологической акустики детского голоса.
Основные физические характеристики певческого голоса (тембр, сила, звуковысотный диапазон) обусловлены рабо той голосового аппарата в том или ином регистровом режи ме. Понимание физиологических механизмов звукообразова ния в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акус тическим эффектом выводит педагога на путь произвольного управления певческим процессом.
Чтобы управлять певческим процессом в различных ре гистрах, необходимо рассмотреть его сущность с точки зре ния звукообразования и звуковосприятия.
Выявление акустических характеристик крайних типов ре гистрового звучания имеет значение для решения спорного до настоящего времени вопроса о регистровых возможностях го лоса детей до наступления мутационного возраста.
Изучение физиологических механизмов звукообразования с помощью современной электронной техники позволит дать •научное обоснование методике произвольного управления ра ботой голосового аппарата в различных регистровых режи мах в процессе обучения.
Сопоставление акустических и физиологических парамет ров звучания детского голоса в различных режимах работы голосового аппарата позволит объективно оценивать ту или иную методику обучения и делать выводы относительно це лесообразности применения ее в плане развития детского го лоса.
1.4. Структурно-функциональные механизмы формирования регистров певческого голоса Что такое «фальцетный» и «грудной» регистры с точки зрения структурно-функциональных механизмов их формиро вания? Этот вопрос волнует ученых уже давно. И именно в физиологии они искали причину специфического звучания го лоса в различных регистрах. Знания накапливались посте пенно. Еще со второй половины XIX в. из опытов Иогана Мюллера над мертвой гортанью уже было известно, что «. различные мускулы гортани, которые служат для регули рования натяжения связок, могут быть приводимы к деятель ности в весьма различных взаимоотношениях, так что одного и того же числа колебаний они способны достигать при раз личном своем участии в работе. Последнее и обусловливает различную форму голосовых складок и их взаимное распо ложение, так как при возрастающем сокращении голосовые мускулы разбухают, округляются и становятся толще, поэто му при голосовой установке они приходят в более или менее плотное соприкосновение»1.
Различная форма и взаимное расположение голосовых складок ведет за собой и различные типы их колебаний в пределах одного периода, а форма колебаний складок оказы вает существенное влияние на тембр воспроизводимого ими голоса (Гельмгольц, 1913).
В 1877 г. Мюллер в своей работе «Исследования над од носторонне колеблющимися свободными перепонками и от ношение их к человеческому голосовому органу» приходит к выводу о том, что при образовании более низких тонов груд ного регистра колебания голосовых складок не имеют ничего общего с колебаниями перепонок, так как они состоят из валикообразных мускульных масс, имеющих призматическую форму, обтянутую эластической тканью. Напротив, при высо ких тонах и, в особенности, в фальцетном регистре это со поставление более приемлемо, так как голосовые складки вследствие большого натяжения меняют свой образ: призма тический край их все более заостряется. Поэтому и опыты с перепонками сравнимы с условиями колебания голосовых складок только при фальцете. Таким образом, фальцетные тоны человеческого голоса, по мнению Мюллера, происходят не от полных колебаний голосовых складок, а от их частич ных ‘колебаний. Эта гипотеза была основана на впервые от крытом Лохфельдом и подтвержденном последующими ав торами факте, что при высоких тонах, подобных фальцетным звукам человеческого голоса, колеблются только лишь края голосовых складок, тогда как при низких тонах, подобных грудным звукам, колебания голосовых складок производятся всей их массой.
Усовершенствование методики исследования и особенно — стробоскопические и ларингоскопические наблюдения голосо вых складок у человека во время пения принесли науке но вые данные по интересующему нас вопросу.
Исследования И. Мюллера над мертвой гортанью, несмот ря на ошибочность взгляда на самый принцип происхожде ния звука, могут прекрасно служить при разъяснении наблю дений, производимых над живыми гортанями при помощи ларингоскопа, которые позволили установить, что колебания голосовых складок при грудных звуках сотрясают их, как и в мертвой гортани, всей их массой и на всю ширину при пол ном замыкании голосовой щели по средней линии.
При фальцетном звуке эта линия принимает веретенооб разную форму и представляется при рассмотрении в ларин госкоп более темной. При дальнейшем повышении тона в Цит. по кн. Музехольда. Акустика и механика человеческого го лосового органа. М., 1925, гл. X.
фальцетном регистре веретенообразная щель между голосо выми складками постепенно становится все короче и уже, одновременно все более продвигаясь к передней половине ее.
Эти картины установлены и разъяснены изобретателем ла рингоскола М. Гарсиа в 1854 г. 1, а затем — Мертелем 2.
Меркель указывал на форму фонической щели при груд ном и фальцетном звучании. При грудном регистре она име ет форму прямой линии, которая при каждом возвращении голосовых складок в исходное положение сомкнутого состояния после их приподнятая кверху и «наружи вновь восста навливается (рис. 1, А ). В этот момент щель полностью за крывается.
В фальцетном регистре щель ланцевидно раскрыта и чер на, потому что выгнутые кнаружи края складок при обрат ном движении не соприкасаются (рис. 1, В 1,В2, В3).
Эти основные различия в механизмах образования грудно го и фальцетного регистров Маркель объясняет тем, что в первом случае голосовой мускул активно напряжен, а во вто Рис. 1. Форма голосовой щели при пении в грудном регистре (А) и в фальцетном (В1, В2, В3):
1 — хрящевая часть голосовой щели;
2 — разомкнутый вибрирующий участок го лосовых складок;
3 — сомкнутый участок голосовых складок.
Рис. 2. Поперечный разрез голосовых складок при пении в грудном регистре (Л) и в фальцетном (В) (стрелка показывает направление колебания складок): — ложные голосовые складки;
2 — морганиевы желудочки;
3 — вибрирующая часть голосовых складок;
4 — толща голосовых мышц;
5 — подсвязочное пространство — трахея (по рентгенотомограмме из атласа проф. Л. Б. Дмитриева).
G a r c i a. Physiological observation on the human voice. London, 1855.
M e r k e l. Die funktionen des menschlichen Schlundes und Kenlkopfes.
ром — этого нет. Вопрос о форме колебаний голосовых скла док можно было решать лишь с применением в исследовании физико-оптического инструмента — стробоскопа, который был изобретен в Вене в 1832 г. проф. Штамфером (Музехольд, 1925). В результате стробоскопических исследований Эр тела1, Кошлакова2, Музехольда3 и др. было установлено, что в грудном регистре голосовые складки колеблются всей сво ей массой в направлении, перпендикулярном току воздуха (рис. 2, А). Они более толстые и широкие, чем в фальцетном регистре, где они становятся более длинными, узкими и более тонкими у краев. Направление колебаний утонченных краев голосовых складок при фальцете почти совпадает с направле нием воздушной струи. Края складок при этом отодвигаются вверх и вбок (рис. 2,В).
При фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный импульс воздуха, в остальную же часть периода складки плотно сжаты. Периодическое следова ние таких толчков дает звук, богатый обертонами, амплитуда которых очень медленно убывает с увеличением их частоты, что и придает тембру характер полноты и металлический от тенок. При таком звуке передняя грудная стенка дает силь ное дрожание, ощутимое рукой, почему этому типу голоса и дано название «грудного» регистра.
В фальцетном регистре наблюдаются ясные колебания только в краевой зоне, на протяжении нескольких миллимет ров от края голосовой щели. Полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент фазы наибольшего сбли жения складок. Поэтому полного прерывания тока воздуха при фальцете не происходит, а лишь только ослабление и усиление его. Фальцетный голос вследствие этого не богат обертонами, он звучит очень мягко, нет металлического блес ка, так как нет высоких обертонов. Дрожания грудной стенки также не получается. Резонирование фальцетного зву ка ощущается в голове, поэтому нередко фальцетный регистр называют «головным».
Характерный тембр фальцетного регистра обусловлен единственно лишь тем фактом, что голосовая щель вслед ствие более сильного внешнего растяжения остается при ко лебаниях голосовых складок раскрытой. Почему же это про исходит?
О е г t е 1. Uber cine neul laryngoskopische untersuchungsmethode des Hehlkopfes Lentrable. f. med. Wissenschaft. 1978. B. 5. P. 6.
Koschlakoff. Uber die Cchuingungstypes des stimmbSnder.
Pfliigers Archiv. B. 38. 1886.
M u s e c h o l d. Slroboskopische und photographische Studien uber die stellung der Stimmlippen, 1898.
При сокращении щито-перстневидных мускулов голосовые складки постепенно удлиняются, становясь все более тонкими и плоскими. Их взаимное соприкосновение постепенно стано вится менее плотным. Линия соприкосновения уходит вглубь и облегается все более ‘крутыми склонами. Если же наружное натяжение складок резко усилится, то, как показал еще Мюллер в опытах над мертвой гортанью, грудной голос не избежно заменяется фальцетным, так как в процессе фона ции появляется голосовая щель.
Рассмотрим это явление с точки зрения физического зако на эластических тел. Если приложить друг к другу два ре зиновых жгута небольшой длины так, чтобы они во всю длину сходились своими краями, а затем постепенно растяги вать их, то взаимное соприкосновение жгутов будет посте пенно нарушаться, и на месте линии соприкосновения появит ся щель в форме сильно растянутого эллипсиса. Эта щель появится оттого, что резиновая полоса, подобно всем эласти ческим телам, при растяжении стремится утончиться и соот ветственно сузиться в направлении, перпендикулярном на правлению растяжения, причем сужение это наибольшее к середине.
То же явление имеет место и при растяжении голосовых складок. При этом образование щели должно наступать рань ше и более выражено, так как голосовые складки с наруж ной стороны укреплены неподвижно. Как только внешнее на тяжение их становится преобладающим, тотчас же замыка ние гортани прекращается, и края голосовых складок расхо дятся, образуя характерную для фальцетного регистра вере тенообразную щель.
Методом стробоскопии Музехольду удалось установить, что характерное для фальцетного регистра раскрытое состоя ние голосовой щели наблюдается вплоть до самых высоких тонов. Однако при повышении звука голосовая щель стано нится все короче и продвигается к передней половине голо совых связок, тогда как задняя половина их остается плотно сжатой и в колебаниях не участвует. По-видимому, это объ ясняется полным расслаблением собственно голосовых мускулов, точнее, их черпало-связочных косых пучков, кото рые располагаются именно в задней части голосовых скла док. Кроме того, другие мышцы (поперечные межчерпало видные и перстне-черпаловидные) своими сокращениями крепко прижимают один к другому черпаловидные хрящи.
В результате последние при фальцете в колебаниях не участ вуют в отличие от других (нефальцетных) способов звуко образования.
В специальной литературе приводятся данные о том, что характер колебания голосовых складок зависит от регули рования растягивающего механизма, работа которого управ ляется двумя силами: в н у т р е н н и м и — за счет сокраще ний голосовых (наружных я внутренних щито-черпаловид ных) мускулов, и внешними — за счет сокращений щито перстневидных мускулов. В прудном регистре (Преобладает действие внутренних сил, а при фальцете — внешних. При постепенной смене типов сокращений производятся звуки смешанного характера. При этом столь свойственное для грудного регистра сокращение щито-черпаловидных муску лов, далеко еще не доходя до верхних пределов этого регист ра, начинает постепенно ослабевать и заменяться столь же постепенно возрастающим сокращением внешних растягива телей — щито-перстневидных мускулов.
Однако механизм формирования регистровых различий на самом деле значительно сложнее и не ограничивается только регулированием натяжений голосовых складок.
Еще Иоган Мюллер (1877) заметил, что причина про исхождения грудных и фальцетных звуков должна лежать еще в чем-то другом, так как в мертвой гортани при неко тором слабом натяжении складок, но сильно продувая воз дух, можно получить грудной звук, а слабо продувая — фальцетный.
Современная трактовка механизмов формирования регист ров также основана на балансировании между антагонисти ческими активными сокращениями вокальных мышц и пас сивными натяжениями голосовых связок голосовых складок.
Однако понимание динамики процесса формирования груд ных и фальцетных звуков на различных частотах стало зна чительно шире, особенно после экспериментов Ван-ден-Берга с изолированной человеческой гортанью.
Исходя из его биомеханической теории голосообразования колебания голосовых складок являются результатом взаимо действия между подсвязочным давлением, эластичностью и массой голосовых складок, а также присасывающими силами между голосовыми складками, возникающими в результате эффекта Бернулли.
Движения голосовых складок носят характер автоколеба ний2, поскольку механизм, регулирующий их колебания, за ложен в самой автоколебательной системе3 на основании гид родинамического закона, открытого Бернулли4. Положитель V a n d e n B e r g Jw. Register problems. Ann. N. Y. Acad. Sien.
1968. 155. N 1. P. 129—134.
Автоколебаниями называются незатухающие колебания при отсутст вии переменного внешнего действия, причем амплитуда и период колеба ний 3определяются свойствами самой системы.
Автоколебательной системой называют такую, в которой поступле ние энергии для поддержания колебаний регулируется самой колебатель ной системой.
Закон Бернулли: при повышении скорости воздушной струи в воз духе или в воде давление падает.
ное подсвязочное давление раздвигает сомкнутые голосовые складки. В момент прохождения струи воздуха через голо совую щель там образуется отрицательное давление, которое заставляет голосовые складки сомкнуться, действуя на них как присасывающие силы. Чем больше скорость воздуха, тем ниже падает давление, тем большие силы работают на замыкание голосовой щели. И в самом деле, если бы не воз никало это отрицательное давление гари (прохождении воздуха между складками, то последние находились бы в разомкну том состоянии до окончания действия на них той силы, кото рая заставила их разомкнуться, т. е. до окончания выдоха.
Г. Фант1 на основании математических расчетов, опытов на людях и анализов рентгенокимограмм речевого аппарата в действии приходит к заключению, что все многообразие форм колебаний голосовых складок можно получить исходя только из учета их миоэластических свойств и аэродинами ческого эффекта Беряулли, возникающего при движении воз духа между складками.
Так происходит при мягкой атаке звука в грудном регист ре, как это показала скоростная киносъемка работы голосо вых складок, выполненная в лабораториях фирмы. Белл. При твердой атаке складки, первоначально сомкнутые, раздвига ются напором воздуха. Будучи раздвинуты, они возвраща ются в сомкнутое состояние не только вследствие эффекта Бернулли, но и в результате наличия упругих сил. Более ранние механические теории голоеообразования учитывали только упругие возвращающие силы. Однако наличие эф фекта Бернулли само то себе достаточно для объяснения работы голосовых складок и в грудном, и в фальцетном ре гистре.
Таким образом, с точки зрения ‘биомеханической теории работа голосовых складок носит автоколебательный харак тер. Это допущение основано на аналогии голосового аппара та человека с автоколебательной системой.
Как известно из курса физики, автоколебания возможны при наличии трех основных элементов: колебательной систе мы (1), источника энергии (2) и устройства, регулирующего поступление энергии в колебательную систему (3).
В голосовом аппарате человека мы находим все три эле мента голосовые складки (1), воздушный поток фонационного выдоха (2) и эффект Бернулли с эластичными силами го лосовых складок (3).
Автоколебания характеризуются двумя основными пара метрами: частотой колебаний и формой сигнала. Форма авто колебаний может быть различной. Она связана со степенью смыкания голосовых складок, т. е. со степенью их приведе ния, что подчиняется произвольному управлению. Что же Ф а н т Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964. С. 232.
касается частоты, то последняя определяется свойствами самой системы (из определения автоколебаний), в отличие от других видов колебаний (свободных или вынужденных).
Любая механическая система, закрепленная с двух сто рон, имеет собственную, резонансную, частоту колебаний.
По закону физики эта частота прямо пропорциональна квад рату жесткости материала (модуль упругости) и обратно про порциональна длине и сечению колеблющейся системы. Этот же закон и лежит в основе работы голосовых складок. Его можно выразить в виде следующей формулы:
где F о — собственная частота колеблющейся системы;
j — жесткость или упругость материала системы;
Для того чтобы изменилась собственная частота, необхо димо изменять жесткость, длину или сечение колеблющейся системы.
Из анализа работ по анатомия и морфологии гортани видно, что основные регулировки голосовых складок связаны с их натяжением или расслаблением за счет работы двух пар основных мышечных систем (внешних, щито-перстневид ных, и внутренних, щито-черпаловидных), сокращения кото рых приводят к диаметрально противоположному эффекту в отношении изменения длины голосовых складок, при этом непременно будут меняться и два других параметра: их жесткость и сечение.
Однако нельзя не учитывать влияния определенного аэро динамического состояния гортани на частоту воспроизводимо го тона. Эксперименты на моделях, с целью установить ве личину эффекта Бернулли, выполненные Ван-ден-Бергом и др. в 1957 г., показали, что при очень малой ширине голо совой щели сопротивление ее достаточно для того, чтобы на капливалось и сохранялось избыточное (положительное) давление. «. При ширине щели более 0,2 мм среднее избы точное давление становится отрицательным и по своей вели чине составляет около четверти подсвязочного давления, а в точке максимума, при ширине щели в 2,5 мм, достигает половины последнего. Из этого эксперимента можно заклю чить, что отрицательное давление в фазе раскрытия голо совой щели прямо пропорционально подсвязочному давлению.
Ф а н т Г. Акустическая теория речеобразования М.: Наука, 1964.
Упрощенный анализ движений голосовых складок без учета их упругости показал, что время одного периода коле баний обратно пропорционально квадратному [корню из под складочного давления, прямо пропорционально корню из ко леблющейся массы складок и, наконец, прямо пропорцио нально тому минимальному расстоянию между складками, при котором давление в голосовой щели становится отрица тельным. Это можно выразить следующей формулой:
сказать, что на основную частоту голоса увеличение подскла-дочного давления влияет так же, как и увеличение упругости голосовых складок, т. е. основной тон голоса будет повышаться.
Если при одном и том же натяжении голосовых складок резко увеличить подскладочное давление, то высота тона по высится при условии, что не будет компенсации такому уве личению за счет уменьшения натяжения голосовых складок.
В этом легко убедиться, если нажать на живот человека, поющего какой-то звук определенной высоты (В. П. Морозов, 1977).
Согласно вышеприведенной формуле, выражающей зави симость собственной частоты от свойств колебательной си когда голосовые складки становятся толстыми и расслаблен ными, соприкасаясь друг с другом большими боковыми по верхностями, характерны низкие звуки. Подсвязочный воздух прорывается [короткими толчками при относительно большой амплитуде вибраций всей массы голосовых складок. Частот ный анализ этих коротких толчков воздуха дает типичную картину спектра: основной тон с большим числом высокочас тотных гармонических составляющих. Этот богатый спектр источника звука, проходя через речевой тракт, как сквозь фильтры, соответствующим образом трансформируется, однако на выходе получается звук также с относительно бо гатой гаммой обертонов. Такой звук является характерным 3-1154 для грудного регистра, который называется так потому, что изменения подскладочного давления возбуждают всю систе му полостей бронхов, трахеи и окружающих их тканей. Воз никающие при этом вибрации грудной стенки могут быть вос приняты самим певцом или исследователем с помощью стетоскопа или путем прикладывания контактного микрофо на. Это определение грудного регистра далеко не идеально, так как оно основано на вторичном явлении и еще потому, что напрашивается понятие о головном регистре, однако его можно принять в практических целях.
Рис. 3. Схема конфигурации гортани взрослой певицы при пении грудным голосом на низких звуках (А) и высоких (В) На рис. 3, А, В представлены схемы конфигурации горта ни на основании рентгенотомограмм взрослой певицы при пении грудным голосом на низких и высоких звуках (по дан ньгм Ван-ден-Берга, 1968).
В литературных источниках зарубежных исследователей отмечается тот факт, что при низкой основной частоте голоса раскрытие голосовой щели при выходе голосовых складок из сомкнутого состояния постепенно распространяется вверх и «наружи. Обратный процесс, т. е. смыкание голосовых складок, также начинается снизу (Валансьен, 1971). «Таким образом, при грудном голосе наблюдаются большие фазовые различия в течение одного периода в вертикальном направле нии. При этом, чем ниже звук, тем они больше выражены» 1.
Предположим теперь, что испытуемый получил задание спеть звук более высокий, но с сохранением того же каче ства звучания, т. е. подсвязочный воздух должен продолжать выходить короткими толчками. Значит, голосовые складки по прежнему остаются толстыми. Что же должен сделать испытуемый, чтобы повысить тон?
Сохраняя характерную для грудного регистра конфигура цию гортани, он должен или повысить нодсвязочное давле ние, или посредством движения черпаловидных хрящей раз V a l l a n c i e n В. Nouvelles perspectives daus la physiologie de la phonation. Acta. O.R.L. Iber.-Amer. XXII. 3. 1971. P. 217—227.
двинуть голосовые складки на некоторое расстояние. Оба факта, каждый в отдельности или в сочетании, дают возмож ность ‘повышать тол до определенного уровня, так как в каж дом случае толчки подсвязочного воздуха имеют тенденцию становиться относительно короче (Ван-ден-Берг, 1968).
Дальнейшее повышение тона за этот предел требует уже сокращения всей голосовой складки, т. е. голосовой мышцы.
Это будет приводить к повышению тона потому, что голосо вые складки становятся при сокращении более жесткими.
Максимальная высота при грудном голосе достигается, когда подсвязочное давление, раскрытие голосовой щели и сокращение голосовых мышц достигают максимального зна чения. Высоты между самой низкой и самой высокой при грудном голосе могут быть произведены разной комбинацией этих трех указанных факторов.
Если все возможности повышения звука при сохранении грудной конфигурации при этом уже исчерпаны, то, чтобы спеть более высокие тоны, испытуемому необходимо создать более сильное напряжение гортани, что возможно лишь при совершенно другом типе регулировок, а именно путем пре дельного растяжения голосовых складок. Этот тип настроя гортани изображен на рис. 4, В, сделанном на основе рент генотомограмм у певицы с хорошим сопрано при пении вы сокой ноты (по данным Ван-ден-Берга, 1968).
Рис. 4. Схема конфигурации гортани взрослой певицы при пении фальцетным го лосом на средних звуках (А) и предельно высоких (В).
Голосовые складки раскрыты максимально. Это достига ется максимальным сокращением щито-перстневидных мышц, что требует расслабления антагонистических вокальных мышц. При таком типе регулировок продольное натяжение голосовых складок пассивно, тогда как при грудном голосо образовании оно активно. Напряжение при этом создается, главным образом, в голосовых связках, обрамляющих голо совую щель.
По данным Ван-ден-Берга (1968), голосовые связки при таком типе регулировок могут удлиняться до 30%. Однако, несмотря на значительное удлинение голосовых связок l, Сильно растянутые голосовые связки, подобно резиновым жгутам при растяжении, размыкают сомкнутую голосовую щель, что требует компенсирующих смыкающих сил. Ампли туда вибраций связок очень мала благодаря их жесткости.
Голосовая щель не закрывается полностью во время всего цикла. По мере повышения основной частоты разность фаз между перемещениями верхнего и нижнего краев складок становится все менее заметной, что обусловлено увеличением жесткости складок и уменьшением их колеблющейся массы.