сценография обучение в москве
Сценография обучение в москве
Факультет сценографии и театральной технологии
Факультет сценографии и театральной технологии ведет подготовку студентов по направлениям подготовки и специальностям:
52.05.03 Сценография (образовательная программа «Художник-постановщик театра»),
52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (образовательные программы «Художник-технолог сцены», «Художник-технолог по сценическому костюму», «Художник-технолог по сценическому свету»).
На факультете работают творческие художественные мастерские, возглавляемые ведущими преподавателями факультета.
Руководители творческих мастерских по кафедре сценографии и сценического костюма:
профессор, заведующий кафедрой, заслуженный художник Российской Федерации Владимир Ильич Фирер,
профессор, народный художник РСФСР Эдуард Степанович Кочергин,
доцент Валерий Исаакович Полуновский.
Руководители профилей подготовки по кафедре театральной техники и технологии:
«Художник-технолог сцены» – доцент Эдуард Гариевич Мираков,
«Художник-технолог по сценическому костюму» – доцент Татьяна Владимировна Слёзина,
«Художник-технолог по сценическому свету» – доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации Евгений Леонидович Ганзбург.
Факультет основан в 1954 году. Является уникальным образовательным комплексом, развивающим традиции обучения, заложенные его основателем Н.П. Акимовым. Это традиции эксперимента, развития индивидуальности, свободы и фантазии художественного выражения. Уникальность факультета состоит в комплексном подходе к подготовке специалистов, отвечающих за художественно-постановочную и технологическую часть спектакля.
В разные годы на факультете преподавали такие известные художники и мастера постановочной части театров, как Н.П. Акимов, В.В. Базанов, А.В. Рыков, Т.Г. Бруни, А.Е. Гофман, И.Г. Сегаль, Д.В. Афанасьев, А.В. Сологуб, М.Ц. Азизян, М.А. Смирнов, М.Ф. Китаев, А.И. Славин, В.Я. Рывин, А.В. Орлов, И.Г. Чередникова, В.А. Окунев, В.М. Шеповалов, М.А. Брянцева, А.Е. Порай-Кошиц, Г.П. Сотников, В.В. Лукасевич.
Фундаментальным вкладом в теоретическое и методологическое осмысление профессионального мастерства стали исследования В.В. Базанова, Э.С. Кочергина, уникальные методические разработки педагогов кафедр по всем преподаваемым дисциплинам.
Педагоги и студенты факультета участвуют во множестве российских и зарубежных выставок. Ежегодно проходят выставки работ выпускников, которые неизменно получают широкий отклик театральной общественности.
Выпускники факультета – выдающиеся театральные художники и руководители постановочных частей крупнейших российских театров, получившие опыт и признание далеко за пределами нашей страны. Среди них: Э.С. Кочергин, М.Ц. Азизян, А.В. Коженкова, А.И.Славин, И.М. Бируля, О.М. Земцова, А.В. Орлов, И.Г. Чередникова, С.С. Пастух, Э.Б. Капелюш, В.И. Фирер, В.А. Окунев, В.М. Шеповалов, М.А. Брянцева, А.Н. Проничев, В.В. Лукасевич, В.И. Полуновский, В.Е. Маслов, А.Р. Шишкин, Г.В. Фильштинский.
Факультет сценографии
Факультет осуществляет подготовку художников-постановщиков театра, художников-технологов сцены, художников по сценическому костюму и художников-постановщиков театра кукол
лет, очно специалитет
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик театра»
года, очно бакалавриат
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
лет, очно специалитет
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник по сценическому костюму»
лет, очно специалитет
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик в театре кукол»
лет, очно специалитет
Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр театра кукол»
года, заочно бакалавриат
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
+7 (495) 137-69-33 (доб. 331)
+7 (495) 137-69-32 (доб. 220)
Кафедры факультета
Кафедра сценографии
Кафедра технологии художественного оформления спектакля
Мастерские факультета
Мастерская Станислава Морозова и Анастасии Глебовой
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик театра»
Мастерская Александра Урсина
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
Мастерская Виктории Хархалуп
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник по сценическому костюму»
Мастерская Александра Урсина
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
Мастерская Николая Симонова
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик театра»
Мастерская Александра Урсина
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
Мастерская Екатерины Устиновой
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник по сценическому костюму»
Мастерская Александра Урсина
Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, профиль «Художник-технолог сцены»
Мастерская Станислава Морозова
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик театра»
Мастерская Бориса Константинова и Виктора Антонова
Специальность 52.05.03 Сценография, специализация «Художник-постановщик в театре кукол» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр театра кукол»
Новости факультета
Деканат факультета сценографии
Учебный корпус «Таганка». Москва, ул. Земляной вал, д. 66/20
Учебно-театральный комплекс. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 2
Факультет сценографии ГИТИСа был открыт в 1992 году по инициативе ректора С.А. Исаева. В том же году была создана кафедра сценографии. Заведующим которой стал профессор, народный художник России С.М. Бархин.
Сначала на кафедре преподавали всего 4 штатных педагога: заведующий кафедрой, профессор, народный художник России С.М. Бархин вёл дисциплину «сценография»; доцент, главный художник телеканала «Культура» С.Ф. Морозов и доцент, профессор МАРХИ О.Г. Максимов вели дисциплину «рисунок»; народный художник России Н.И. Нестерова – «живопись». Позднее преподавать живопись на факультете был приглашён Е.С. Вахтангов. В 2002 году С.Ф. Морозов и Д.А. Крымов, сценограф и живописец, начали преподавать сценографию и набрали свои мастерские.
С первых дней существования факультета студенты-сценографы работали вместе с режиссёрами. Для этого на факультет были приглашены К.М. Гинкас, Н.М. Шейко, А.В. Ледуховский и Е.Г. Козелькова. Помимо консультаций по проектированию, режиссёры-педагоги вместе с обучающимися создавали спектакли, где студенты выступали и артистами, и художниками декораций и своих костюмов. Из этой работы выделился совместный курс режиссёров, актёров и художников под руководством Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова, который проходит обучение на режиссёрском факультете.
Сценография в современном театре
Дополнительная профессиональная программа
«Сценография в современном театре»
Программа нацелена на переподготовку профессиональных художников-сценографов и включает основные проблемы теории и практики современной сценографии, инновации современного театрального процесса. Авторы-составители программы: Лауреат премии «Золотая маска» Марголин Зиновий и художник Большого театра России Альoна Пикалова.
Цель реализации программы «Сценография в современном театре» – актуализация у слушателей представления закономерностей развития театрально-декорационного искусства как особого вида творчества, синтезирующего в себе природу театра и изобразительного мира; освоение богатых традиций, накопленных историей развития отечественной театральной культуры и рассмотрение специфики природы творчества художника в театре, образного освоения литературного и драматургического материала; выработка навыков и потребности самостоятельного осмысления художественно-исторических событий.
Объем: 550 академических часов.
Категория слушателей : художники-сценографы и специалисты по художественному оформлению спектаклей, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование.
В программе обучения:
· Поиск выразительных средств в создании театральных декораций.
· Создание проекта декораций.
· Театральные декорации в современной сценографии.
· Театральный костюм и современная сценография.
· Использование современных стандартных модульных систем в образном и техническом решении спектакля.
· Использование современного светового и проекционного оборудования в образном решении спектакля.
Дмитрий Владимирович Разумов
Театральный художник, педагог
Член Московского союза художников
Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (мастерская О. Шейнциса, 2006 г.)
Художник-оформитель спектаклей Театра «Сатирикон», МХТ имени А.П. Чехова, «Театра. doс», театра « ET CETERA », «Театра мира» (г. Штутгарт), Театра имени Р. Симонова, театра «Практика», Омского театра драмы, Русского театра Эстонии, театра «Vanemuine» (г. Тарту), Торуньского театра (Польша) и др.
Информация о мастере на сайтах театров:
Войнова Наталья Анатольевна
Окончила постановочный факультет Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова (мастерская Э.П. Маклаковой, 1999 г.), курсы переподготовки по сценографии в «Театральной школе Константина Райкина» (курс З. Марголина, 2015 г.).
Совместные постановки с режиссёрами С. Арцибашевым, А. Баркаром, А. Бородиным, А. Васильевым, Н. Губенко, С. Земляковой, В. Ишиным, Г. Исаакяном, М. Карбаускисом, Н. Кобелевым, А. Коручековым, Т. Насировым, А. Офенгеймом, А. Покровской, В. Портновым, Р. Самгиным, Н. Тимофеевой, В. Шамировым.
Работы хранятся в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, РГБИ, частных коллекциях России, Великобритании и Франции. Лауреат Премии «Чайка».
Форма реализации программы: очно-заочная.
Срок обучения : 2 сессии по 4 недели в течение года.
График обучения: ежедневно, кроме воскресенья, с 10.00 (11.00) до 17.00 (18.00), в вечернее время – самостоятельная работа.
Документ по окончании (в случае успешного прохождения итоговой аттестации) – диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
— для граждан РФ – 95 000 рублей (50 000 рублей за первую сессию и 45 000 рублей за вторую сессию);
— для иностранных граждан – 115 000 рублей (57 500 рублей за сессию).
По всем вопросам обращаться в Центр дополнительного образования «Высшей школы сценических искусств»:
Сценография
Креативные визуальные решения для современных сценических проектов.
Художник-сценограф придумывает и воплощает в реальность миры. Создает декорации и костюмы к сценическим проектам, а также придумывает тотальное визуальное решение сценического действия. Он одновременно и дизайнер, и архитектор, и художник по свету, и визуальный драматург, и мультимедиа художник.
Сценография – это синтез искусств, где архитектура, современное искусство, световой и мультимедиа дизайн встречаются со смыслами, текстом и звуком. Уникальность курса в России – актуальность, скорость погружения и реальная практика. За год мощного интенсивна охватывается обширный объём знаний о современной сценографии, создавая трамплин для дальнейшего развития.
Курс дает навыки, применимые в разных областях, связанных с работой с пространством: от спектаклей и перформансов до инсталляций современного искусства, показов мод, концертов и музейных экспозиций. Мы концентрируемся на живых проектах, где проводим студентов от эскизов и создания концепции, до полной реализации и встречи со зрителем. Студенты учатся работе со светом, пространством, конструкциями и пониманию взаимодействия с творческой командой, как строится работа с режиссерам, хореографам и актерами.
Мы ждем на курс практиков из разных областей искусства с различной базовой специализацией: художников, архитекторов, перформеров, видео- и мультимедиа-художников. Сочетание уникальных и разносторонних творческих личностей в пространстве курса дает почву для обмена опытом и обогащении знаний друг друга. Курс также будет полезен для тех, кто хотел бы освоить специфику и научиться работать с пространством в разных направлениях перформативного искусства. Программа даёт мощную перезагрузку и полную творческую свободу.
Карьерные возможности после окончания программы:
— Художественная постановка (сценография) в театре, на ТВ-шоу, фестивалях, уличных шоу, в концертной деятельности;
— Дизайн инсталляций в городской среде и пространствах;
— Сценография выставочной экспозиции;
— Художник по костюмам, художник-бутафор, реквизитор;
— Арт-менеджмент.
Уникальность программы:
Лучшие мастера
Собственная театральная студия
Самая междисциплинарная программа
Инновационные театральные решения
Мультимедийная сценография
Известные спикеры
Живые постановки
В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.
Театральные конструкции своими руками
История Сценографии
Предложенный курс знакомит студентов с историей архитектуры и сценографии античного и западноевропейского театра. Он охватывает период от древнегреческой трагедии до конца ХХ века. На занятиях речь пойдет о том, как в разные исторические периоды аппарат театра превращался то в место презентации новых технологий, то скрупулёзно воссоздавал среду, или же, наоборот, отказавшись от имитации «другого» мира вне театра, пользовался возможностями свободного от декораций и бутафории пространства сцены. Развитие сценографии и театральной архитектуры будет рассмотрено в более широком контексте истории театра.
Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней. Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.
Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов,
макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.
Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом — макетом сцены, другая — на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка — использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.
Технология сценического производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации — эскизов, чертежей, технических описаний.
История современного танца
Курс разработан с учетом специфики направления факультета: мы рассматриваем не только основные вехи развития хореографии 20 века, но вместе с этим делаем существенный акцент на развитие сценографии современного танца. На многочисленных видео примерах мы разбираем работы известных хореографов (Лой Фуллер, Элвин Николай, Триша Браун, Филипп Декуфле и др.), экспериментирующих с пространством для выступлений. Изучая примеры таких творческих коллабораций, как Марта Грэм и Исаму Ногучи, Мерс Каннингем и Роберт Раушенберг, Анжелен
Прельжокаж и Энки Билал и других, студенты курса лучше могут понимать суть работы с хореографами, и воплощать свои замыслы в реальной работе с танцем.
Основы режиссуры и актерского мастерства
Все занятия проводятся на основе конкретного драматического материала. Будут рассмотрены режиссерские школы ХХ, ХХI веков: психологический театр Станиславского, комедия dell arte Вахтангова, игровой театр Мих. Чехова, биомеханика Мейерхольда, эпический театр Брехта и другие. Разбор драматический текста, метод действенного анализа. Практика импровизации.
Современное искусство
Курс рассказывает об основных понятиях в сегодняшней теории и практике современного искусства. Они влияют как на описание работ и культурного ландшафта, так и на методы самих художников. Как развивалось понятие «культурной индустрии», «курирования», «институционализма» и, главное, самого «искусства» и «современности»? Об это расскажет данный курс. Основной акцент будет сделан на периоде, который принято характеризовать как постсоциализм (ситуация после 1989 года). На примере работ художников, текстов кураторов и теоретиков можно будет составить базовую картину того, что происходит сегодня в мире современного искусства, какие акторы образуют эту систему и какие перспективные проблемы и кризисы стоят перед художественным сообществом.
Основы света
Курс лекций и практических заданий для ознакомления с профессией художника по свету, принципов взаимодействия с художником-постановщиком и режиссером, видами светового оборудования и технического оснащения сценических пространств. Свет является одним из важных инструментов в партитуре художника сценографа для создания атмосферы, среды существования, драматургии произведения. Задачей курса является применение полученных теоретических навыков на практике,
сочинение и реализация световых партитур в своих курсовых заданиях и дипломном проекте.
Макетирование
Вводный курс лекций и практических занятий для знакомства с методами и приемами создания макета и сценографической прирезки. Студенты научатся разбираться в разнообразии материалов, техник и масштабов, применяемых для создания профессиональных макетов, получат базу необходимых знаний для применения их на практике.
Драматургия
В рамках курса рассматривается история драматургического произведения в целом и взаимосвязи законов его построения со сценическим воплощением в частности. Акцент курса сделан на разборе текстов новой драмы, а также создание проектов без литературной основы. Цель курса — умение ориентироваться в структуре современных пьес, исследовать и отбирать не театральный материал для
постановки, а также понимать принципы драматургической сборки современных постановок.
Теория Звука / Опера
Дисциплина знакомит с природой звука, его характеристиками и способами извлечения, а также этими аспектами в историческом контексте. В фокусе курса — современная академическая музыка, виды музыкальных партитур и мультимедийных композиций. Цель курса — расширить понимание «звучащего» инструмента, разбираться в современных партитурах и уметь анализировать новую музыку.
Мультимедиа искусство и технологии
Дисциплина посвящена обзору инновационных технологий, применяемых в современном искусстве, мультимедийных инсталляциях и экспериментальных арт проектах. Включает мастер-классы междисциплинарных художников и практические занятия. Цель дисциплины — ознакомление студентов с современными программными и техническими инструментами и подходами, а также способами их интеграции в концепции и реализацию перформативных проектов. Также включает
обзор Science art. Особое внимание уделяется вопросам генеративности постгуманистического подхода в искусстве. В ходе курса рассматриваются такие явления, как биохакинг и пост/трансгуманистические явление в science art.
Технология костюма
История театра
Консультации по дипломному проекту