сценарий о храмах россии
Внеклассное мероприятие «История одного храма»
Баталенкова Л.М. История одного храма.
Все свои помыслы и представления о высшей
красоте, любви и добре связывали наши предки с образом
Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
Л.А. Рапацкая
Тема: «История одного храма»
вызвать интерес к знакомству с храмами как с духовными святынями Отечества и культурного наследия в целом;
формировать доброе отношение друг к другу, сострадание, желание помогать нуждающимся.
воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения.
воспитать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;
развивать мотивацию к изучению православной культуры.
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята. Мы начинаем наше мероприятие, посвященное истории Российских храмов (звучит песня «Ромашковая Россия» (см.приложение №1), на фоне песни звучит стихотворение «За ясные зори» в исполнении заранее подготовленного учащегося).
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колоссами рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.
Березы босые, седые седины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства,
И все же не можешь никак наглядеться.
Педагог: Велика, красива и богата наша страна. Каждый человек, живущий на земле, с детства впитывает в себя любовь к своему народу и стране, к своей земле и ее истории. А олицетворяют родную землю ее символы. О каких символах России мы уже говорили?
Педагог: Сегодня наш разговор пойдет еще об одном символе России, о символе духовности и нравственности русского народа – о Храмах России.
(звучит песня «Купола России» (см.приложение №2), на фоне песни читается стихотворение «С чего начинается Родина?» в исполнении заранее подготовленного учащегося)
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может она начинается
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С причастья у Царских Дверей…
С чего начинается Родина?
С часовни у Красных ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ?
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со спаса древнего образа,
С горящей свечи восковой.
(Протоиерей Артемий Владимиров.)
Педагог: Когда мы идём с вами по улице, то обычно не обращаем внимания на то, какие дома стоят у нас на улицах. Проходя мимо них, мы даже их не замечаем. Но церкви не заметить невозможно – они сразу привлекают взор своей красотой и великолепием! Эти неповторимые, поднимающиеся над землей, словно свечи и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда самым главным спутником русского народа.
Педагог: Скажите ребята, а что для вас значит слово храм?
Педагог: Обобщая все ваши ответы, мы видим, что это место Святое, Чистое, Доброе.
Педагог: Ребята, а кто знает, с какого времени появились храмы на Руси?
( Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства).
Педагог: После крещения Руси и принятия Русью православия, т.е. с 988года начался процесс активного храмового строительства. Древнерусские мастера постоянно искали и находили особенные черты своих храмов. Так постепенно формировался русский стиль христианской архитектуры.
С тех пор пронеслось много лет и заблестело над Россией удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей.
Педагог: Архитектура и украшения храмов необычны и поэтому не похожи один на другой (см.приложение №3). Строили храмы всем миром. С любовью. А почему, как вы думаете?
Педагог: А, правда, когда кого-то любишь, готов отдать всё самое лучшее. Вот поэтому, любя Бога, люди строили такие великолепные храмы. Увидишь храм и залюбуешься, и радость наполняет душу.
Педагог: Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы в храмы. А если люди идут туда, то не получают за это ни поощрений, ни грамот… Но почему-то люди идут в храм…Что же влечет человека туда?
Педагог: Из всего сказанного следует, что люди идут туда, чтобы найти и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.
Педагог: Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества, Богородицы и пр.
Педагог: Просматривая слайды этих неповторимых храмов, конечно же, хочется остановиться на самом родном и близком нам, который стоит в окружении величественных деревьев на высоком холме в г.Дорогобуже.
Мы предлагаем вашему вниманию рассказ о том, что мы узнали о нашем храме.
1 учащийся (старшие классы): В Дорогобуже на левобережье Днепра, восточнее городского крепостного вала, находится возвышенность, которая в прошлом называлась горожанами Дмитровским валом. В наше время этот вал чаще называют больничной горкой, так как здесь до недавнего времени располагалась городская больница.
История Дмитровского вала уходит в глубь веков, он был заселен уже в древности, во время возникновения самого города Дорогобужа.
Дмитровский вал представляет собой одну из господствующих высот города и идеально подходит для строительства церкви. Поэтому логично предположить, что уже в 12-13 веках здесь находилась церковь, по крайней мере, деревянная. Так как первое упоминание о нахождении в этом месте Дмитровского храма относится еще к 16 веку, т.е. оно достаточно древнее, высока вероятность, что первоначальный храм 12-13 вв. на Дмитровском валу также носил имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского.
2 учащийся (старшие классы): В начале 18 века на месте ветхой деревянной Дмитровской церкви строится первая в городе каменная церковь (если не считать предполагаемого домонгольского храма на крепостном валу), которая получила наименование Духовской.
Итак, 16 апреля 1703 г. митрополитом Смоленским и Дорогобужским Сильвестром Черницким выдана «благословенная грамота» на построение нового каменного храма. В грамоте сказано: «Церковь Великомученика Дмитрия Солунского деревянная ветхая и служить в ней нельзя, а служат в церкви Рождества Пресвятой Богородицы…» Грамота выдана вследствие просьбы прихожан церквей Дмитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане просили разрешения у митрополита «на том месте построить вновь церковь каменную, во имя Сошествия Святого Духа, да придел Великомученика Дмитрия Солунского». Строилась церковь на деньги дорогобужских посадских людей Петра Кондратьева и Демида Иванова.
В описании Духовской церкви 1774 г. сказано: «… Оная церковь стоит на прекрасном, ровном, высоком месте.… При ней устроены: каменная колокольня и деревянная ограда…»
В 1774 году у Духовской церкви был самый большой причт среди городских церквей – 10 человек: 3 священника, 1 диакон, и 6 причетников.
В 1799 г. по просьбе священнослужителей и прихожан Духовской церкви Преосвященным Дмитрием дана храмозданная грамота, разрешающая устройство придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Таким образов, в Духовской церкви стало три престола: главный – холодный, во имя Сошествия Святого Духа, и в теплых приделах – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского.
3 учащийся (старшие классы): В 1812 г., во время наполеоновского нашествия, город Дорогобуж был захвачен французами и подвергся разорению. В результате многочисленных пожаров две трети города выгорело. Неприятелем были осквернены дорогобужские церкви, многие из них сильно пострадали. Духовская церковь пострадала меньше других храмов. Богослужение в ней продолжалось в течение 1812 г. Совершалось оно священником Александром Юденичем, которому был дан особый ярлык от французов, разрешающий проводить службу в своей церкви и гарантирующий его безопасность. Запрещено было только звонить в колокола, а вместо них была дана чугунная доска, в которую стучали перед службой. По какой причине французы были расположены к отцу Александру, неизвестно. Все ценное имущество Духовской церкви на время пребывания неприятия в городе было скрыто под полом церкви, в подвале.
Никитин В.А. в своем очерке «Описание города Дорогобужа» приводит подробное описание особо чтимых икон и древних богослужебных книг Духовской церкви. Исторические сведения для этого описания он взял из «Летописи Духовской церкви, составленной ее причтом», которая хранилась в храме. Из его рассказа следует, что внутри церковь довольно красива и не бедна, так что на иконах ее много ценных риз и ризница не из бедных.
Из древних икон в Духовской церкви заслуживает особенного внимания резной образ (в виде католической «фигуры») Николая Чудотворца. Вышина этого образа 2 аршина 9 вершков. Он очень древний, как письменно свидетельствует старожилы, но когда именно он был перенесен в Духовскую церковь, неизвестно, хотя предполагают, что это было при самом основании этого храма, в 1711 году, причем образ взят был из существовавших раньше церквей – Дмитриевской или Рождественской. В 1859 году на этом образе была сделана серебряная риза чеканной работы, весом около пуда. Образ считается чудотворным, и известны следующие случаи исцеления от этого образа: в 1856 году 28 января вследствие просьбы помещицы Цявловской, жившей в сельце Хотунь Духовщинского уезда, и с разрешения Преосвященного Тимофея, образ Святителя Николая был перенесен на некоторое время в дом Цявловской, которая была неизлечимо больна общим расслаблением тела и во сне видела резной образ Николая Чудотворца, приказывающего ей попросить у него помощи. После этого сна Цявловская порешила непременно съездить в Дорогобуж и поклониться этому образу, но образ снова явился во сне и сказал, «чтобы она сделала это в своем доме», вследствие чего Цявловская просила разрешения у Владыки «понять» эту икону. При внесении образа в дом, Цявловская почувствовала себя значительно лучше, а во время служения всенощной могла уже немного стоять. Вскоре же Цявловская совершенно выздоровела и ежегодно, в день исцеления своего, пешком проходила за 40 верст в Духовскую церковь для поклонения образу Святителя Николая. Очевидцем такого происшествия был священник Михаил Волочков, которым и было оно записано.
2 учащийся (старшие классы): Другой случай чудесного исцеления от этой иконы был 1862 году. Жившая в Дорогобуже дворянка Савицкая просила Преосвященного Антония дозволить ей взять в дом образ Николая Угодника, вследствие болезни – помешательства своей семнадцатилетней дочери. Преосвященный позволил, и во время Всенощной в доме Савицкой дочь ее сначала пришла в беспамятство, а затем к концу службы постепенно пришла в полное сознание и начала со слезами молиться и целовать икону, а после этого ее помешательство совершенно прошло. Очевидцем такого происшествия был священник Семеон Волочков, со слов которого оно и было записано в церковной летописи.
3 учащийся (старшие классы): Кроме этого чудотворного образа, в Духовской церкви есть еще замечательная старинная большая икона Иерусалимской Божьей Матери, древней византийской живописи, считающаяся тоже чудотворной. В складках покрывала Божьей Матери есть какая-то надпись, но неизвестно, на каком языке она сделана, а поэтому нельзя никак разобрать, хотя об этом и старались некоторые специалисты. Вышина икона – 2 аршина 13 вершков, а ширина – 2 аршина 5 вершков. Икона вся открыта, т.е. без ризы, и только по краям обложена серебром. В Духовскую церковь она была пожертвована дорогобужским купцом Андреем Прудниковым, который привез эту икону из Архангельска, причем от Москвы до Дорогобужа она была принесена на руках 28 января 1749 или 1750 года. День этот и до сих пор празднуется с торжеством в Духовской церкви. Из остальных икон в Духовской церкви известны своею древностью: образ Нерукотворного Спаса, Пожертвованный еще в 1717 году; икона Смоленской Божьей Матери, пожертвованная в 1719 году, и небольшая икона Иерусалимской Божьей Матери, пожертвованная в 1723 году. Три последние иконы также очень чтутся народом.
Из находящихся при церкви богослужебных книг замечательны своею древностью: месячная минея за июль месяц, изданная при царе Михаиле Федоровиче и отце его Патриархе Филарете в 1629 году; октоих 1699 года; служебник, изданный в 1758 году, и другой – изданный в 1780 году. Евангелие в этой церкви издано еще в 1703 году, а пожертвовано в 1711 году «смоленской шляхтянкой вдовой Анной, женой Петрова сына Чижа, по обещанию своему, ради спасения дочери своей и на поминовение родителей», как значится в надписи на Евангелии».
1 учащийся (старшие классы): Возле храмов часто строили высокие и стройные колокольни, звонницы. В дни праздников колокольный звон наполнял всё пространство и отзывался радостью в сердцах православных людей. По призыву колокола народ спешит на церковную службу.
2 учащийся (старшие классы): В 1930-е годы церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна, а затем для больничных нужд. В это же время была разобрана колокольня. Во время Великой Отечественной была разрушена верхняя часть церкви. В послевоенное время два уцелевших придела приспособили под родильный дом, позднее здесь находилось неврологическое отделение. Здания церкви были заброшены в 1990-е годы.
3 учащийся (старшие классы): Осенью 1998 года высокопреосвященнейщий Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский, освятил восстановленный в Свято – Духовском храме придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Осенью этого года освящен придел в честь св. великомученика Дмитрия Солунского (церковное празднование его памяти – 8 ноября).
На это торжество, имеющее огромное значение для всех православных христиан Дорогобужского района приехали и прихожане. Они стали свидетелями события, которое, несомненно, займет свою страницу в истории восстановления одного из святых мест нашей земли.
Это история храма в истории нашей малой родины.
В.А. Прохоров. Ю.Н. Шорин. Дорогобужская старина. :Смоленск: Смядынь, 2011.
А. Пономарев Неюбилейные размышления. Сборник очерков. :Смоленск: Смоленская областная типография, 2000.
Сценарий мероприятия «Святая Россия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По Святым местам России
Ролик о СВЯТОЙ РОССИИ.
— Добрый день дорогие наши путешественники! Не всегда у нас есть возможность побывать в других городах и полюбоваться их достопримечательностями. Но благодаря современным технологиям, мы сегодня с вами можем посетить 5 самых красивых святых места России, не выходя из дома. Прямо сейчас вы можете отправиться в незабываемое путешествие!!
— В суетной жизни, таящей множество соблазнов, порой далекой от духовности и чистоты, есть, к счастью, островки надежды, где сама атмосфера пропитана спокойствием, тишиной и умиротворением, где мысли становятся чище и сердце добрее, где все напоминает людям о сопричастности к Богу. Не случайно и называют эти места святыми. Вот лишь некоторые из святых мест необъятной России…..
— Первое наше путешествие будет в ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
— Наша экскурсия продолжается, и сейчас мы отправляемся не далеко от храма Христа Спасителя, тоже в Москве: Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы, рядом с Красной Площадью, Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив. Бытует легенда, будто после постройки Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного. Также очень интересным фактом является то, что Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров, долгое время это было самое высокое здание Москвы. Иногда в Храме проводятся службы, но в остальное время там по- прежнему музей, который привлекает туристов со всего света.
— Поехали, ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО.
— Наше путешествие продолжается, и мы с вами перемещаемся в ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВУ ЛАВРУ.
Монастырь получил статус лавры при императрице Елизавете Петровне. Лаврой называются все мужские монастыри, которые подчиняются непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви. Лавра была основана русским святым – преподобным Сергием Радонежским в начале 13 века. Сейчас Троице-Сергиева Лавра является не только историческим, но и архитектурным памятником. Ее сердце – это Троицкий собор, который был построен на месте той самой церкви Святой Троицы, которая была воздвигнута святым Сергием Радонежским. Так же во дворе монастыря есть Успенский собор, самый большой храм монастыря, Колокольня Лавры самая высокая в России, и Московская духовная академия, это первое высшее учебное заведение России из которой выпускается большинство монахов.
— ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВО ЛАВРА.
— Наша экскурсия продолжается и мы очутились с вами у церкви, которая располагается на слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы- ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА на НЕРЛИ. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.
Этот храм возвел в память о смерти своего сына Андрей Боголюбский. Также удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но этот храм был возведен за один год.
— ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА на НЕРЛИ.
— Мы с вами очутились, пожалуй, в самом загадочном и самом необычном месте, на острове Кижи. Здесь находится всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой.
Существует легенда, что эти святыни построены одним топором (без единого гвоздя), который потом мастер выбросил в озеро.
Церковь увенчана 22 главами, построена без фундамента. Вся церковь вырублена из сосны, а купола из осины, которая со временем принимает зеркальную структуру, и теперь в куполах играет свет и отражается водная гладь. Эта церковь единственный памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект).
Наша виртуальная экскурсия подошла к концу, надеемся, что наше путешествие вам понравилось и вы узнали что-то новое и необычное. Спасибо за внимание, до новых встреч.
Сценарий о храмах россии
Сценарий « Храмы России».
Сцена украшается видами красивейших храмов России.
Звучит песня в исполнении Юлии Славянской « Я во храме пустом»
Я во храме пустом; как спокойно кругом,
И какою здесь святостью веет!
Словно Ангелов сонм в этом месте святом
Здесь на крыльях невидимо реет.
Уж давно отзвучали молитвы слова,
Уж погасли лампады и свечи,
Уж затихла в проходах людская молва
И на паперти звонкие речи.
Все безмолвно; тяжелая заперта дверь,
Все в покое святом отдыхает:
Уж никто не склоняет коленей теперь,
И никто пред Святым не рыдает.
Но сияет красой глубина алтарей,
Куда взор мой глядеть не дерзает.
Вот Престол, на котором Господь, Царь царей,
Нам в Трапезу Себя предлагает.
Припадите к Нему, осяжите Его,
Возопийте с горячей мольбою:
«Сыне Божий, помилуй раба твоего!
Ты воскрес: я воскресну с Тобою».
Ведущий История России неотделима от православной веры, а православная вера неотделима от храма. Издревле торжественно красивая церковь была украшением любого города и села. Присутствие храма, часовни или хотя бы креста служило свидетельством того, что данная местность населена православными людьми.
Ведущий Истинный христианин с радостью и печалью, с бедой и надеждой всегда спешит в храм. В храме человек вступает в общение с Богом, обращается к нему с молитвой.
Ведущий История Русского Православного храма начинается с 988 г., когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Первыми учителями русских строителей были византийцы, так как Русь принимало христианство по Византийскому образцу. Но очень скоро русское храмовое зодчество пошло своей самостоятельной дорогой самобытной русской культуры. Сначала строили деревянные церкви, затем началось каменное строительство.
Ведущий До 1917 года в России были созданы тысячи храмов. Среди них сотни и сотни настоящих шедевров русской архитектурной мысли. Достаточно назвать такие храмы как Троице-Сергиева Лавра, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Храм Спаса на Крови и многие другие (на экране фото храмов).
После октября 1917 года большевики отделили церковь от государства и наложили ограничения на деятельность духовенства. Вскоре развернулась масштабная атеистическая пропаганда. Начались аресты и казни священнослужителей. А потом началось закрытие и снос храмов. Сегодня никогда не сможет, наверное, сказать сколько же «домов Господней» было уничтожено. Возможно до 90 %.
В каждый храм при построенье,
Бог по Ангелу дает,
и находится в служенье
в новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый
до скончания века тут,
и крылом его хранимы
люди – Богу воздают.
И молитвы, и обряды,
и причастья благодать –
под его небесным взглядом,
хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен –
кирпичи да лебеда,
воли Божией послушен
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
где безбожник храм крушил,
слышно тихое рыданье
чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть,
все грядущие года
будет бедный Ангел плакать,
вплоть до Страшного Суда.
Николай Мельников
«Русский Крест»
Звучит грустная музыка. На экране фото разрушенных храмов России.
Ведущий Религия и храмы находились под запретом до отставки главы государства Н.С.Хрущёва. А с провозглашением в стране курса « перестройки» верующим стали возвращать уцелевшие храмы и было разрешено строительство новых. В 1988 году православная церковь смогла торжественно отметить тысячелетие Крещение Руси.
Ведущий Далеко не каждому из нас известно, как устроен православный храм. А ведь и внешний вид храма и каждая деталь его внутреннего устройства имеет глубокий смысл и значение. Например, православные храмы имеют различную внешнюю форму, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. В большинстве случаев в своем основании храм строился (и строиться) в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу Христу. Часто храмы по своему строению напоминают корабль, что связано с представлением о Церкви, которая подобно кораблю, ведёт христиан по морю жизни.
Ведущий Храм венчают купола с крестами. Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола символ Троицы, пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа семь: семь даров Святого Духа, семь дней сотворения мира. Девять куполов – девять чинов Сил небесных. Тринадцать куполов символизируют Христа и Его двенадцать Апостолов. А вот знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов тридцать три, что символизирует тридцать три года земной жизни Иисуса Христа ( фото куполов).
Ведущий Цвет куполов тоже символичен. Как правило, они золотые или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа). Хотя все православные церкви посвящены Богу, каждый храм имеет дополнительное посвящение, о котором нередко можно догадаться по цвету куполов. Так, у храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией Матери будут голубые или синие купола (синие главы с золотыми звёздами означают посвящение Божией Матери). У храма, связанного с Троицей или Святым Духом купола могут иметь зеленый цвет ( фото куполов).
Ведущий А купола храмов обязательно венчают кресты. Накупольный крест должен своей силой ограждать, избавлять и сохранять от всякого зла и бед как сам храм, так и всех входящих в него, а также кланяющихся кресту. Когда крест устанавливается (один или несколько – в зависимости от количества глав) совершается особый молебен, во время которого священник освящает крест.
Ведущий Накупольные кресты, как правило, имеют восьмиконечную форму, но в России распространены и четырехконечные. Накупольные кресты могут быть украшены виноградной лозой, лучами солнца, звездами, фигурой ангела … Всего более тридцати способов оформления креста, каждый со своим символическим смыслом. Вот, например, изображение полумесяца на накупольном кресте – символ якоря, символ спасения и надежды (фото накупольных крестов).
Звучит колокольный звон (благовест)
Ведущий Православный храм немыслим без колокольного звона. Новую церковь освящают только после того, как на неё поставлен крест и поднят на колокольню освященный колокол.
В колокол звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они ни находились, услышав церковный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Колокольный звон вовремя службы отмечает самые важные моменты богослужения.
Радостный колокольный звон возвещает всей округе о большом православном празднике. Печальным звоном провожают покойника при отпевании. Колокольный звон сопровождает крестный ход вокруг храма.
Звон в один большой колокол храма называется «благовест». Звон во все колокола по поводу праздника – «трезвон». Звон по поводу печального события называется «перезвоном».
Ведущий: В начале 20 века Россия по количеству, качеству и величине колоколов, гармонии колокольных звонов занимала первое место в мире. Российские литейщики колоколов на протяжении нескольких веков искали наилучший материал, правильные пропорции между размерами и массой колокола, чтобы получить столь уникальное гармоничное звучание каждого колокола. Наилучшим материалом считается бронза – сплав олова и меди. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. Пропорция такова около 80 % меди и 20 % олова, немного свинца, цинка и железа. «Правильная» форма колокола была найдена в 18 веке: диаметр нижней части колокола равен высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней.
Ведущий: До революции 1917 года любители и знатоки колокольного звона легко различали по звучанию, с какого храма звонят. А звонари – умельцы были в почёте. Ведь не всякий мог стать звонарём. Для того, чтобы одновременно звучали несколько колоколов и при этом не нарушалась гармония звона, надо было обладать и хорошим слухом и сноровкой.
Звучит колокольный звон (трезвон)
Ведущий Перед входом в любой православный храм есть небольшая площадка с несколькими ступенями – паперть. Она символизирует то возвышение, которое Церковь занимает среди окружающего мира. Над входом помещают икону Спасителя, Божией Матери или святого, во имя которого освящен храм, Отсюда обычай креститься перед тем, как войти в храм.
Ведущий Внутреннее устройство православного храма делиться на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.
Войдя в храм, вы оказываетесь в притворе – помещении, которое отделено от собственно храма сплошной стеной и ещё одними дверями. Раньше притворы строили большими, так как существовал обычай по большим церковным праздникам в притворе ставить столы с угощением нищим. В современных храмах притворы, как правило, небольшие.
Ведущий Через двустворчатые двери притвора верующие заходят непосредственно в храм – священное место слияния земного и небесного, туда, где общая молитва соединяет верующих земной Церкви со святыми и ангелами, т.е. с теми, кто составляет Церковь небесную. Недаром средняя часть храма так богата образами. Это многочисленные фрески, хоругви (шитые иконы на высоких древках) и, конечно же, иконы.
Ведущий Трудно представить себе православный храм без икон – изображений Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых, написанных по церковным правилам на досках разного размера и освященных Церковью. Иконы размещаются по стенам храма в киотах, т.е. больших рамах. Иконы размещаются также на аналоях – высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Но главным местом расположения икон является иконостас. Это своего рода перегородка между алтарём и средней частью храма, на которой горизонтальными рядами (ярусами) размещены иконы.(фото икон, аналой)
Видеоролик «Азбука православия» (4). Правила поведения в православном храме. http://www.youtube.com/watch?v=HbPKdX3B4rw
Ведущий Главная часть храма – алтарь, который символизирует царствие небесное. Алтарь находиться в восточной части храма, он ориентирован на ту сторону света, где восходит солнце.
Ведущий На престоле находится антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминс – это освященный архиереем льняной или шёлковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырёх евангелистов. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. О значимости антиминса говорит такой пример. Если во время божественной литургии, когда и совершается таинство причащения, зданию храма будет угрожать опасность, церковными правилами предписано священникам покинуть церковь, взяв с собой антиминс, и в любом удобном месте закончить литургию, развернув плат.
В храме могут устраиваться несколько алтарей, каждый из которых освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Так Никольский храм села Московского имеет два придела во имя Казанской Божьей Матери и святого Пантелеймона.
(здесь каждая школа может рассказать о храме своего села, города)
Ведущий Из истории Никольского храма.
Согласно документам Ставропольского государственного Архива церковь в селе Московском строилась в 1839-1843 гг. и была одной из первых каменных церквей на Ставрополье. Наш храм выстроен в виде креста, алтарь самое главное место в храме, смотрит точно на восток. Вход в храм украшает мозаичное панно Св. Николая. B самом Храме очень много настенных росписей. Все основные Евангельские события можно увидеть на фресках в храме. В 20-30-ые годы 20 века церковь не тронули. Правда, в начале 30-х годов с церкви сняли два больших колокола. Было сказано, что стране нужен металл для изготовления тракторов
Когда немцы открыли церковь, то прихожане вернули все иконы. После освобождения села от немцев церковь не стали закрывать.
Ведущий Сегодня мы с вами немного познакомились с православными храмами. Постараемся и далее знакомить вас с православной историей и культурой. По-нашему мнению делать это необходимо. Храмы всегда были неотъемлемой частью России, её духовным фундаментом. Сегодня в православные храмы ходят многие. Это не только православные верующие – русские, украинцы, белорусы, но другие люди христианской веры – армяне, греки, осетины и другие. Не имея возможности посещать храмы своего народа, они приходят в православные храмы помолиться, поставить свечи, покрестить ребёнка. Это хорошо. Люди разных национальностей – но одной христианской веры. Плохо только, что практически все не знают ничего не о православных храмах, ни о правилах поведения в них, ни знают православной истории и культуры. Нельзя называть себя христианином и при этом не знать элементарного. Важно быть христианином не только внешне, а и по сути.
Звучит песня в исполнении Юлии Славянской « Молитва за всех»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша,
яко же и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.
В этом храме старинном, на истертых камнях
На коленях стоял очень старый монах
И молился он долго со слезами в глазах
За людей на земле, что тонули в грехах.
Улетало мгновенье и век проплывал,
Он стоял на коленях и молитвы шептал,
Всё пытаясь ответить на извечный вопрос:
Отчего же на свете столько горя и слез?
И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов.
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
В этом храме старинном, на истёртых камнях
На коленях стоял очень старый монах,
Проживал он вдали от мирской суеты,
Были мысли его высоки и чисты.
Он молил небеса за сирот и за вдов:
Дай голодному хлеб, дай бездомному кров!
И чтоб дети росли и не ведали зла,
Не жалейте для них ни любви, ни тепла!
А на грешной земле кровь рекою течёт,
Тонут храмы во мгле, брат на брата идёт.
Ты прости их, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости их, Господь, Ты прости!
И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов.
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти, душу спасти!
И не видно в ночи золотых куполов,
Моё сердце кричит, молчаливо, без слов.
Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,
Слепоту побороть, свою душу спасти!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,
Ты прости нас, Господь, Ты прости!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков
Аминь.
1. «Православный храм» Светлана Рудзиевская,Россса,2010 г.