Что такое международные политические отношения
Современные международные отношения. Система международных отношений
С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.
В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.
Истоки понятия
Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.
К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.
Возникновение и развитие теории
Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.
Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.
Основные парадигмы
Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.
Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.
В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.
История международных отношений
Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.
В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.
Понятие
Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.
Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.
Особенности международных отношений
Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.
Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:
На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.
Взаимосвязь политики и международных отношений
Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.
Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.
Формирование системы международных отношений
На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:
Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.
В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.
Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.
Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.
Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».
Роль государства в новой системе отношений
Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.
По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.
Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.
Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.
Роль экономики
Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.
Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.
Международные политические отношения, их субъекты и формы.
Современная политическая картина мира представляет собой сложную систему многообразных динамичных международных отношений. Между субъектами мирового сообщества неизбежно устанавливаются различного рода связи – экономические, политические, культурные, направленные на реализацию и защиту их интересов.
Термин «международные отношения» ввел в научный оборот английский мыслитель и юрист Иеремия Бёнтам (1748–1832), который рассматривал их как общение между государствами.
Началом теоретического исследования международных отношений считается 1919 г., когда в Уэльском университете (Великобритания) была образована первая специализированная кафедра по истории и теории международных отношений. Со второй половины XX в. в современной политической науке утвердилось и получило широкое распространение понятие «международные отношения».
Международные отношения – это совокупность экономических, политических, дипломатических, военных, гуманитарных, научно-технических, культурных связей и взаимодействий между субъектами, действующими на мировой арене.
В системе международных отношений важную роль играют политические отношения. Именно международные политические отношения оказывают существенное влияние на формирование облика современного человеческого сообщества и его мирового порядка.
Мировая политика является ядром международных отношений. Мировая политика – это совокупная, равнодействующая линия, складывающаяся в результате разнородных противоречий и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая политика представляет собой политическую деятельность субъектов международного права, направленную на процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Международные политические отношения образуют обширное социальное пространство, в котором существует мировая политика.
Международные политические отношения – это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами мировой политики, направленных на реализацию интересов и целей отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Причем вся эта сложная система многообразных динамичных взаимодействий субъектов мировой политики протекает в глобальном социальном пространстве, в котором располагаются различные силы.
К субъектам международных политических отношений относятся суверенные национальные государства, межгосударственные объединения (различные блоки и союзы), международные, региональные, правительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, корпоративные структуры, социальные группы, отдельная личность.
Главным субъектом международных политических отношений выступают суверенные национальные государства. Исторически становление системы международных политических отношений, основанной на идее национального государства и принципе государственного суверенитета, было положено подписанием в 1648 г. Вестфальского договора. Государства стали равноправны в отношениях друг с другом и независимы в проведении международной политики. Каждое государство принимало систему законов, соответствующую международным нормам и правилам, консолидировало интересы различных социальных групп и классов внутри общества, представляя их как одно целое на международной арене, и проводило собственную внешнюю политику.
Важным субъектом международных политических отношений являются межгосударственные объединения (различные экономические, финансовые, военные, научно-технические блоки, союзы, ассоциации и т. д.), международные, региональные, правительственные и неправительственные организации (около 300 межправительственных и более 2500 неправительственных).
Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1785 г., а межправительственной организацией (МПО) – Постоянная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1815 г. Венским конгрессом.
Особое место в системе международных политических отношений занимает всемирная Организация Объединенных Наций (ООН). Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Ее цель – избавить будущие поколения от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (США) в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами–участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Стратегическая цель функционирования системы международных политических отношений неразрывно связана с сохранением, мирным существованием и созданием благоприятных условий для устойчивого и инновационного развития человечества. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя политика каждого отдельного национального государства.
Международные организации являются важным субъектом международных политических отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом. Как субъект международного права международные организации играют конструктивную роль в развитии международной законности, в укреплении взаимопонимания между государствами, в поддержании мира и безопасности. По геополитическому критерию их классифицируют на универсальные, межрегиональные, региональные и субрегиональные. По функциональному – на общецелевые, экономические, финансовые, военно-стратегические, научно-технические и специализированные. Возросло и число таких международных неправительственных организаций (Гринпис, Красный крест и др.), акторов глобальной социальной жизни, как движения в защиту прав человека, экологические, конфессиональные, демографические, этнические, социальные и политические диаспоры. Значительную роль в системе международных политических отношений играет Движение неприсоединения, образованное в сентябре 1961 г. на Белградской конференции. Движение неприсоединения как международная организация объединяет 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках. Единственным европейским государством этого движения является Республика Беларусь.
В современных условиях проявляются объективные тенденции расширения числа субъектов современных международных политических отношений. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников международных политических отношений. Одновременно действует тенденция усиления интеграции все большего числа субъектов международных отношений, упрочения институционального механизма сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества (экономической, социальной, политической, культурной). Институциональный механизм содействует выработке внешнеполитических целей и намечает пути их достижения. При этом процесс становления мирового сообщества включает позиции противодействия, столкновения, противоборства и необходимости мирного урегулирования международных политических отношений.
Система международных политических отношений характеризуются следующими специфическими признаками:
– децентрализация власти, которая проявляется в отсутствии единого властного центра и наличии множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений;
– стихийность и глобализм международного политического процесса;
– детерминация международных политических процессов социально-экономическими факторами и возрастающей ролью политических лидеров;
– охват всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества и самых разных субъектов политики, представительных сил и движений.
Рассмотрение международных политических отношений как совокупности многообразия связей и взаимодействий предполагает необходимость выделения уровней их функционирования. В зависимости от масштабов охватываемых сфер существуют глобальные, региональные (субрегиональные), ситуативные международные политические отношения, которые развиваются в различных групповых уровнях по горизонтали.
Глобальный уровень международных политических отношений охватывает систему государств и всех участников мирового политического процесса в целом. Именно на этом уровне появились глобальные мировые проблемы, для решения которых требуются усилия всех международных субъектов политики.
Региональные (субрегиональные) международные политические отношения складываются между государствами определенного политического региона. Количество участников на данном уровне различно. Политический процесс развивается сложным, поливариантным путем, поскольку в деятельности субъектов политического процесса реально сочетаются сознательные, упорядоченные выступления со стихийными акциями.
Ситуативные международные политические отношения формируются между субъектами политики, заинтересованные в разрешении сложившейся ситуации. По мере урегулирования ситуации эти отношения распадаются или получают новое развитие на международной арене.
По горизонтали выделяют групповые многосторонние (коалиционные, межкоалиционные) международные политические отношения, реализующиеся в межгосударственных объединениях, международных организаций, и двусторонние.
В процессе развития и совершенствования международных политических отношений сложились многообразные виды и формы взаимодействия между субъектами политики. В зависимости от различных оснований предлагаются классификации видов международных политических отношений.
В соответствии с цивилизационным подходом выделяют международные политические отношения баланса сил и баланса интересов. По характеру взаимодействия участников политического процесса и его развития международные политические отношения разделяются следующим образом: союзы, партнерство, покровительство, конфронтация, соперничество. С доминирующим типом состава участников выделяют межгосударственные (блоки, союзы, организации), межпартийные, межкорпоративные (корпоративные структуры, транснациональные корпорации) и межличностные международные политические отношения.
Широко распространена классификация международных отношений, различаемых на основе сфер общественной жизни: экономические, политико-правовые, военно-стратегические, научно-технические, культурные, идеологические.
Экономические и научно-технические отношения направлены на защиту и развитие национальной модели экономики суверенных государств, формирование мирового рынка и международного разделения труда.
Культурные отношения развиваются на основе процессов глобализации и интернационализации общественной жизни мирового сообщества.
Идеологические отношения раскрывают конкретные проявления возрастающей роли идеологии на международной арене.
Правовые отношения предполагают совершенствование взаимоотношений субъектов мировой политики на основе международного права. Правовые принципы международных политических отношений определены Уставом ООН, Хельсинскими соглашениями 1975 г. в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. К основным правовым принципам межгосударственного взаимодействия относятся:
– признание суверенного равенства и территориальной целостности государств;
– нерушимость установленных границ;
– неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;
– мирное урегулирование споров;
– невмешательство во внутренние дела других государств;
– уважение прав человека и основных свобод;
– равноправие народов и их право распоряжаться собственной судьбой;
– необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Выполнение данных принципов оказалось в интересах всех государств, стремящихся к укреплению международной безопасности в долгосрочной перспективе, что обеспечило реальные усилия представителей ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) по их осуществлению. Современная концепция международной безопасности носит комплексный характер и базируется на активном использовании мирных политических методов – мирового диалога. Ставка на мировой диалог, компромиссы диктуется всем ходом современного общественного развития, интересами жизни человеческого сообщества.
Политические отношения синтезируют все виды международных отношений и выражаются в политической деятельности субъектов мировой политики. С учетом принципов международного права строится как мировая политика в целом, так и внешняя политика каждого национального государства. Правовой механизм (международное право) позволяет участникам политического процесса защищать и реализовывать свои интересы на мировой арене.
Политические международные отношения могут существовать и развиваться в правовых, дипломатических, финансовых, торговых, кооперативных, информационных, коммуникационных, культурных, психологических и организационных формах. Система форм международных политических отношений находится в постоянном совершенствовании.
Существенное влияние на систему международных политических отношений оказывают внешние факторы – социально-экономическая (интеграция и интернационализация), военно-стратегическая, экологическая (состояние окружающей среды, сырьевых и природных ресурсов) ситуации, глобализация и глобальные проблемы человеческой цивилизации, геополитический статус государств, идеологический и политический плюрализм, исторические традиции, культура. Разумное реагирование в данном направлении позволяет международным субъектам мировой политики перевести отношения между ними в русло сотрудничества по наиболее сложным вопросам, затрагивающим мир и безопасность. Система международных политических отношений все больше приобретает гуманистический характер. В этом ее цель и назначение. Соответственно происходят существенные изменения в структуре и формах отношений между субъектами мировой политики. Анализируя наблюдаемые перемены в системе международных политических отношений, необходимо отметить их тенденции развития.
Основной закономерностью функционирования системы международных политических отношений является тенденция децентрализации власти. Происходящие изменения в расстановке политических сил на мировой арене свидетельствуют о становлении многополюсного мира.
Возрастает воздействие глобальных процессов (интернационализации и интеграции) на сферу международных политических отношений.
При сохранении общей детерминации мирового политического процесса внешними факторами одновременно формируется новое представление о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности.
Ведется разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предупреждению военных конфликтов.
Круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества дополняется включением новых глобальных проблем, связанных с изменением климата и разрушением окружающей природной среды, международным терроризмом, диспропорцией в демографическом, экономическом и научно-техническом развитии.
Решение глобальных проблем современности, которое возможно только в результате международного сотрудничества, показывает усиливающую гуманизацию и демократизацию развития политических отношений на мировой арене.