структурные компоненты процесса обучения целевой
Структура процесса обучения
Что такое структура процесса обучения
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.
Процесс обучения состоит из двух неотъемлемых взаимодействующих элементов: учения и преподавания. Его особенностью является то, что это действие возможно только при обязательном наличии обоих субъектов, т.е. педагога и ученика.
Преподавание невозможно без ученика, а учение без преподавания считается саморазвитием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Данный процесс строится на 4 правилах, относящихся:
Для достижения эффективной образовательной деятельности предполагается установление субъектных отношений между педагогом и учеником. Последний, в свою очередь, выступает объектом преподавания, но субъектом учения. Объектом же его деятельности является содержание образования. Педагог в этом случае выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
Основные компоненты
Бабанский Ю.К. выделил несколько компонентов, которые отражают структуру процесса обучения:
Данные компоненты отражают весь процесс обучения, начиная с постановки цели и заканчивая подведением результатов. И выполняют общие функции обучения, воспитания и развития.
Таким образом, структура процесса обучения направлена на достижение определенной цели, которая связана с освоением некоторых знаний, умений и навыков.
Характеристика основных компонентов и их закономерная зависимость
Компоненты любого процесса, так или иначе, взаимосвязаны между собой, процесс обучения не является исключением. Цель обучения связана со всеми элементами системы, т.к. играет в ней определяющую роль. Исходя из нее формируется содержание обучения, которое, в свою очередь, требует определенных методов и средств для стимулирования и организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо регулировать и контролировать его деятельность.
Весь образовательный процесс происходит в несколько этапов:
Иногда необходима коррекция полученных знаний. Это происходит тогда, когда по результатам процесса обучения выявлены отклонения от поставленной цели познавательной деятельности. При таком ходе развития действий, преподаватель применяет другие способы и методы обучения, но строение структуры и порядок процесса обучения остаются прежними.
Таким образом, процесс обучения требует от преподавателя творческого подхода к разработке и реализации структурных компонентов образовательной деятельности. А также учитывание возможностей каждого учащегося.
Основные компоненты процесса обучения
Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Движущие силы процесса обучения
Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).
Объективные (внешние) противоречия:
а) противоречия между интересами личности и общества;
б) противоречия между коллективом и личностью;
в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;
г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.
Субъективные (внутренние) противоречия:
а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;
б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;
в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;
г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;
Данные противоречия способствуют единству процесса формирования сознания, поведения и воспитания чувств.
Принципы обучения
Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:
принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип сознательности. А.Н. Леонтьев сказал: «. подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов,
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности.
Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
15 Цели и содержание образования
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.
Цель образования должна быть такой, чтобы:
1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков;
2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу;
3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;
4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества;
5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей.
1) опыт познавательной деятельности;
2) опыт репродуктивной деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального
опыта обладает специфическим видом содержания образования:
1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня; 4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов. Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.
Структура процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные компоненты структуры обучения
Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.
Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.
Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.
Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.
Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.
Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:
Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.
Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика основных компонентов процесса обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.
В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.
Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.
Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:
Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).
Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.
Закономерная зависимость компонентов процесса обучения
Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:
Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.
Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.
Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.
Структура процесса обучения. Сущность и структура процесса обучения
Сущность и структура процесса обучения. Процесс развивающего обучения, его закономерности и принципы.
Процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования обучаемых.
ПРИЗНАКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
· руководящая роль учителя,
Структурные компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Целевой компонент процесса обучения отражает осознание учителем и учащимися цели и задач изучения раздела, темы, учебного предмета в целом. Цель — это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. От цели учебного процесса зависят остальные компоненты процесса обучения: содержание учебного материала, структура занятия, методы учебной деятельности. Цель процесса обучения предполагает цель преподавателя и цель учащегося. Цель учащегося — овладение учебным материалом, усвоение и присвоение его. Педагог имеет иную цель: создать оптимальные, благоприятные условия для учащегося с тем, чтобы он успешно достиг своей цели по овладению знаниями, выработке умений и навыков.
Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что учитель будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса к учению и потребности в нем.
Содержательный компонент процесса обучения определяется учебным планом, учебными программами и конкретизируется учителем в ходе проведения занятий с учетом уровня подготовленности учащихся, их интересов. Содержание обучения И.Я. Лернер определяет как часть социального опыта или, что то же самое — социальной культуры. Такое толкование содержания образования потом было поддержано и другими исследователями.
Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся — это объект учебной деятельности. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащегося — это тоже объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на умы, чувства, нравственную и иную культуру.
Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения и реализуется посредством определенных форм и методов обучения.
Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль за эффективностью процесса обучения и в случае необходимости его корректировку.
Оценочно-результативный компонент предполагает оценку педагогом и самооценку учениками результатов, достигнутых в процессе обучения.
Особенностью современного обучения является ориентация не на общепринятые критерии учебных успехов (сформированность знаний, умений, навыков), а на фактор развития школьника. Обучение трактуется как ведущая сила развития детской психики, а образование как основа развития ребенка.
Научно обосновал теорию развивающего обучения Л.С. Выготский: обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в «зоне ближайшего развития», т.е. обучение должно совершаться в пределах периода, определяемого «зоной ближайшего развития».
Сегодня существует достаточно много экспериментальных систем развивающего обучения (В. В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Л.М. Фридмана и др
Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Общее развитие школьников в экспериментальных работах Л.В.Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты – естественные, математические, эстетические; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, обобщению; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.
Среди дидактических принципов системы Л.В. Занкова ведущая роль отводится принципу обучения на высоком уровне трудности. Трудность понимается как преодоление препятствий. Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Она предполагает такой учебный материал, который может быть осмыслен учениками. Характер трудности предполагает не любую трудность, а трудность, заключающуюся в познании взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.
Этот принцип находится в тесной зависимости с другими принципами.
Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучении. Этот принцип не принижает значение умений и навыков и их формирование у младших школьников. Формирование навыков должно происходить на основе быстрого развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, трудностей.
Движение вперед быстрым темпом. Неправомерное замедление темпа обучения, существующее в традиционном обучении начальной школы, как утверждают сторонники этой системы, вызвано многократным и однообразным повторение пройденного. Это создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему. Идти вперед быстрым темпом – это не значит торопиться на уроке, давать в спешке как можно больше сведений школьникам.
Принцип сознательного отношения детей к обучению. Т.е. осознание учениками всех звеньев процесса учения и необходимость работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность, задачи и структура процесса обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогический процесс и его структура…………………………. стр.4
Сущность, задачи и структура процесса обучения……………………………………. ……………………… стр.8
Библиографический список………………………………………. стр.15
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них:
— задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
— задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
— задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
— задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия;
— задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры. Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее, гармоническое и целостное развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.
1. Педагогический процесс и его структура
Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса воспитательная, развивающая.
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
Педагогический процесс обладает рядом свойств.
Свойствами педагогического процесса являются: целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы; целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания; целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Рассматривая структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса, т.е. его процессуальную структуру, можно выделить в ней такие компоненты, как содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный. Кратко их суть можно характеризовать следующим образом.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя, прежде всего, контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на определенном этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. С.Л.Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.
2. Сущность, задачи и структура процесса обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.
Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Основными целями обучения принято считать:
— создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
— дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
— воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?
Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий «логика учебного предмета» и «логика учебного процесса».
Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.
Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.
Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.
В соответствии с изложенным И.Я. Лернер намечает следующую логику процесса обучения:
— предъявление информации для осознанного восприятия;
— воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;
— творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.
Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.
Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом:
— предъявление и воспроизведение информации;
применение знаний и умений в типичных ситуациях;
— творческое применение знаний и умений;
формирование ценностно-эмоциональных отношений.
Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид:
Общность и специфика процессов обучения и воспитания
Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать
— Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, за которой следует ее творческое применение.
— Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений.
Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений.
Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях.
Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ егоструктуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса.