структура отряда и органов самоуправления в лагере практика

Статья » Детское самоуправление в системе ДОЛ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Детское самоуправление в системе детского оздоровительного лагеря

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в дополнительном образовании является такой же основной задачей как и в образовательных школах.

Лагерь, как и школа, остается одним из важных факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет ребенок, отдыхающий в лагере, во многом зависит от характера среды, в которой происходит его становление и развитие.

В современной лагерной педагогике мы очень много используем анимационных программ, которые в большей степени являются развлекательными, чем образовательными, и вожатый играет роль ведущего, а дети – ведомые. Инициативы, как правило, нет. К концу основного периода вожатый выглядит настолько усталым и вымотанным, что о его работоспособности нечего говорить. Зато ребенку – хорошо. Ребенка покормили, с ним поиграли, помыли, он поучаствовал в каком-нибудь мероприятии, придуманном вожатым или методистом. Да, в этом есть доля творческой самореализации ребенка, но за чей счет? А в чем тогда сущность его социализации, его самопознания? Зачастую, происходит следующее: подготовка к мероприятию – вожатый сам придумал, назначил действующих лиц, а остальные – по принципу «не хотят-не надо».

Мне кажется, в детском лагере, как и в школе, должны создаваться такие условия, при которых любой ребенок должен ощутить себя сопричастным к решению любых задач. Чтобы каждый понимал и учился понимать, что он должен сам себя развлечь. Что каждый ребенок должен учиться активности, развивая в себе интеллектуальные качества и творческий потенциал. Дети, действительно могут и сами придумать номер, организовать дежурство, их нужно только чуть-чуть подтолкнуть к такой деятельности: в управлении коллективом.

Управление коллективом или самоуправление поможет детям научиться, прежде всего, думать, преодолевать трудности формирования коллективизма. Участие детей в самоуправлении лагеря способствует развитию социальной активности и лидерских качеств. Многие ребята, видя свою собственную значимость, как в отряде, так и в лагере, чувствуют себя успешными и никогда не захотят уехать домой.

Самоуправление может быть реализовано при:

1. Наличии личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психологические и социальные потребности: потребности в общении и взаимодействии, в самоутверждении и самореализации, в самоопределении и т. д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность органов самоуправления, для создания которых необходимо:

1. Найти сферы полезной для лагеря и значимой для детей деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Формы органов самоуправления и их названия могут быть разнообразными. А структура самоуправления, как правило, включает в себя несколько уровней.

1-й уровень — самоуправление в отряде.

Основой организации самоуправления в лагере служит организация самоуправления в отряде. Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.

Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.

2-й уровень — общелагерное самоуправление.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Источник

Самоуправление в отряде в детском лагере

Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время вожатым проводятся игры на выявление лидера среди детей.

Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:

В младших отрядах желающих занять «пост» командира достаточно много. Это потому, что не каждый в достаточной степени понимает значение этого слова или потому, что малыши просто хотят, чтобы остальные дети им подчинялись. В таком случае вожатому лучше самому выбрать командира. Или остановиться на двух кандидатурах и дать возможность отряду выбрать своего командира.

В отрядах постарше дети обычно с неохотой соглашаются занять какую-либо должность. Но так происходит не всегда.

Если желающих стать самоуправленцами много, то для них можно придумать специальные должности. Однако злоупотреблять этим тоже не следует.

Когда все должности уже заняты, следует узнать, что входит в обязанности детей, потому что вожатый не должен перекладывать всю ответственность на них.

Командир отряда – это правая рука вожатого. В его обязанности может входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.

Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.

Физрук ответственен за зарядку и подвижные игры.

Культорг отвечает за подготовку к творческим номерам, является «генератором идей». Это далеко не полный перечень «должностей» в отряде. Вожатый может самостоятельно придумать необходимые роли для организации жизнедеятельности отряда. Например, ребята, которые будут проверять чистоты в комнатах – «чистомены».

Однако то, что за каждую сторону лагерной жизни отряда отвечает отдельный человек, не означает, что вожатый или остальные дети никак не должны принимать участия в этом. Наоборот. Вожатый всегда должен корректировать идеи или действия детей, помогать им, быть старшим другом и наставником. Каждый ребенок отряда должен быть заинтересован и занят общим делом. Только в таком случае и вожатый, и дети получат максимум пользы и удовольствия.

Вожатый не должен забывать, что в любом случае именно он ответственный за организацию отдыха в отряде.

Источник

Отчет по практике в летнем лагере

Предмет:Психология
Тип работы:Отчёт по практике
Язык:Русский
Дата добавления:23.09.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме, напишите мне в whatsapp, разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых отчётов по практике по психологии:

Посмотрите похожие темы. Возможно, они вам могут быть полезны:

Введение:

Задачи, которые решаются в процессе этого вида практики:

Летняя практика предусматривает следующие мероприятия:

В процессе практики я должна овладеть следующими навыками:

Общая информация о месте прохождения практики

Лагерь «Солнце» является собственностью УО Лидского Райисполкома, и этот лагерь финансируется им. Активным направлением деятельности лагеря является создание благоприятных условий для хорошего отдыха и оздоровления детей во время летних каникул. Лагерь находился в лесу села Докудово, в 15 км от города Лида. Лагерь «Солнце» граничит с Спутником ДОЛ, который принадлежит обувной фабрике в Лиде, а чуть дальше находится санаторий Радуга, который является собственностью Лидской Лакокраски.

Как уже упоминалось выше, ДОЛ «Солнце» находится в лесу, недалеко от реки Неман, поэтому дети дышали чистым, свежим воздухом. Прекрасная природа, свежий воздух, пение птиц создавали хорошее настроение и чувство счастья у детей и работников лагеря.

Отдельное общежитие представляло собой двухэтажное кирпичное строение с запасным выходом на втором этаже.

Мой отряд находился на 1-м этаже общежития № 2 (3 комнаты для девочек и 4 для мальчиков, медицинский центр). В каждой комнате для детей было 5 спальных мест. В некоторых комнатах кровати стояли одна за другой, без щелей, так что дети спали в несколько стесненных условиях. Помимо кроватей, в каждой комнате было 5 тумбочек и шкаф с большим зеркалом. Не у всех было достаточно шкафов. В некоторых номерах было 3 тумбочки на 5 человек. Что касается комнаты учителей, где я жил, в ней было пять кроватей, почти одна на одну, три прикроватные тумбочки и узкий шкаф, вот и все. Хорошо, что в фойе было несколько столов, где можно было написать планы и заполнить документацию.

На каждом этаже были отдельные раковины для мальчиков и девочек (по 5) и туалеты (по 2). В случае, горячая вода была только вечером, а иногда и не всегда. Но в душе круглосуточно была горячая вода, никогда не было проблем с принятием душа. Это огромный плюс, так как я знаю, что в соседнем «Спутнике» не работают души.

Столовая большая, рассчитана на 38 столов. Раздача происходит в зале, что делается поварами с помощью нескольких дежурных из лагеря. Большое спасибо нашей диете и нашим поварам. Дети поначалу практически ничего не ели, так как родительские резервы еще не были исчерпаны.

Актовый зал довольно просторный. Здесь есть сцена, легкая музыка, скамейки, огромное количество стульев, несколько столов, оборудование часто выходит из строя. Декорации на сцене редкие, старые. В принципе я больше ничего не заметил в этом лагере.

За весь летний период в лагере отдыхали 3 смены детей продолжительностью 18 дней каждая. Общее количество детей: 156 человек, соотношение мальчиков и девочек: 50/50. Всего за первую смену было задействовано 5 единиц: первая (14-17 лет), вторая (12-13 лет), третья (10-11 лет), четвертая (9-10 лет), пятая (7-8 лет). Огромное количество детей из детского дома, из опекунских семей пришли на смену в ДОЛ «Солнце». Отряды формировались по возрастному фактору.

Общее количество учителей в начале смены составило 17 человек (3 человека для первой, второй, третьей команд, 2 человека для четвертой и пятой команд, плюс старший преподаватель, инструктор по физическому воспитанию и плаванию, учитель музыки). Заместителей учителя не было, клубы (пионербол, футбол, теннис) возглавлял инструктор по физическому воспитанию.

Педагогический совет собирался помимо экстренных собраний 2-3 раза в неделю. На обычных собраниях обязанности преподавателя во время смены и предстоящих мероприятий были объяснены и объяснены. Срочные советы учителей собрались о нарушениях дисциплины отряда, устава лагеря и неправомерных действий педагогов.

Моя работа продолжалась с 22.07.2014 по 08.08.2014 в качестве воспитателя 3-го отряда.

Со мной в отряде было еще 2 воспитателя.

Мне очень повезло с моими коллегами-учителями.

Сведения об отряде

Никто из детей в моем отряде не является членом той или иной детской организации. Я не знаю, с чем это связано. Возможно, они больше отдают предпочтение спортивным секциям, различным кружкам, музыкальным и художественным школам и т. д. Культурный и образовательный уровень детей моего отряда был достаточно высоким.

Педагогическое управление отрядом осуществлялось с использованием методов поощрения и наказания. Худшим наказанием для моих детей был запрет на посещение дискотеки.

Цели и задачи актива

Актив, как форма детского самоуправления для защиты прав и интересов, действует для:

Права и обязательства

Каждый участник актива имеет право:

Каждый участник актива обязан:

Структура отряда

Отряд «Смурфиков»: в коллективе преобладали демократические принципы отношений, то есть мы пытались организовать коллективную деятельность, в которой мы обеспечили активное, равноправное участие всех членов отряда.

В составе не было лидеров. Дети подружились с первого дня, сначала девочки избегали мальчиков, но позже в отряде образовалось несколько пар. Более того, на встрече с парнями девушки взяли инициативу в свои руки.

В первые дни совместной жизни в отряде, когда дети не знали друг друга, в комнатах стали образовываться небольшие контактные группы. Позже, когда дети стали лучше узнавать друг друга, узнавать интересы других детей, их желания, наклонности, постепенно эти группы начали лихорадочно перестраиваться. Удалось выделить несколько контактных групп по интересам (для мальчиков): любители шахмат и шашек, любители баскетбола, любители футбола.

Для девушек это разделение можно сделать следующим образом: любителям дискотек, любители пионербола.

В первые дни поведение детей было далеко от идеального. И это понятно, новая команда, изоляция от школы. Дети скрывали свое «истинное лицо»: они скрывали негативные черты характера, привычки. Через неделю некоторые люди начали выражать недовольство, появилась определенная раздражительность. Многие дети хотели пойти домой к маме. Это изменение настроения также может быть объяснено тем фактом, что дети, попавшие в новые условия жизни, должны были адаптироваться к нынешнему режиму дня в лагере.

За 5 дней до окончания смены почти у всех детей было повышенное настроение: приближалось расставание. Произошло снижение деловой активности, то есть ребята, которые раньше активно участвовали в играх, конкурсах, программах, теперь просто отказывались участвовать. Даже убеждение не помогло. Дисциплина тоже «хромала». Каждый день становилось все труднее и труднее собирать детей для занятий спортом, в столовой, в актовом зале.

Правда, не все было так гладко. Не без конфликтных ситуаций как в лагере, так и в отряде. В отряде это были в основном мелкие стычки: они не делили что-то, кто-то звонил или что-то брал. Действительно, без этого нет. Все это было остановлено мгновенно. По сути, мы просто разводили конфликтующие в разные стороны, выясняли причину конфликта и решали его словами и убеждениями, расставляли все по местам. Иногда это не могло обойтись без незначительных наказаний.

Педагогическая деятельность

Администрация лагеря хорошо относилась ко всем учителям. Их поддержка всегда чувствовалась. Если мне нужна была помощь или меня беспокоил какой-то вопрос, я обращался к старшему советнику или руководителю лагеря, и они всегда отвечали мне. Однако администрация относилась к виновным учителям довольно строго.

У меня практически не было свободного времени: с утра до ночи мне приходилось оставаться с детьми и развлекать их, а в спокойный час строить планы, расставлять стенды, организовывать отрядные мероприятия, изучать программу для детей для общего лагерного мероприятия. и присутствовать на совещании по планированию. Общение с другими педагогами происходило во время учебного процесса. После выключения света, конечно, было свободное время, но я посвятила его сну.

Что касается практической и методической помощи со стороны администрации, то она была организована с первого дня. Вечером первого организационного дня нам дали полный брифинг об обязанностях, дежурстве, в областях воспитательной работы, в общении с детьми и в играх с нами, чтобы познакомиться друг с другом. В общем, они выдвинули идею, что нечего бояться.

Организационный компонент: план смены был разработан старшим советником. Что касается плана на день, он был разработан мной заранее в соответствии с общими действиями лагеря и вывешен на стенде в углу отряда. Со стороны старшего советника был организован контроль за выполнением советниками мер отряда. Каждое утро она ходила по зданиям и следила, был ли опубликован план на день или нет. Если нет, то на планерах напомнили, в каких единицах отсутствовал план.

Во время смены в комнатах каждое утро проводилась уборка: подметание пола, мытье пыли с тумбочек и подоконников. Среди детей отряда была создана группа для проверки санитарного состояния помещений. Кроме того, врач и медсестра проверяли номера каждый день. После этого каждая комната была оценена в так называемом «табеле успеваемости».

За нарушение дисциплины я прямо наказала детей со своим партнером. Более того, наказание было довольно суровым. Мы объяснили детям, что мы одна семья, и если хотя бы один из членов нашей семьи нарушает дисциплину, то все будут наказаны.

В работе были использованы такие формы организации совместной и индивидуальной деятельности детей, как игра, викторина, соревнование, трудовая деятельность. Организация детских мероприятий осуществлялась на основе общего плана работы лагеря, который был предложен старшим учителем лагеря. Кроме того, важное место было отведено различным делам отряда. Остальное время было занято спортивными играми, кружками и просто общением. Основными обязанностями ребенка в лагере являются подчинение следующему режиму:

Наибольший интерес у ребят вызвали программы, которые носили конкурсный характер и, конечно же, дискотеки.

Не было никаких неудачных событий.

Во время смены мы с детьми стали очень друзьями. Несмотря на то, что в моей команде изначально было 35 человек, я быстро вспомнил имена детей. Однако с некоторыми детьми я не общался так же тесно, как с остальными. Некоторые ребята активно пытались рассказать мне, с кем они танцуют сегодня на дискотеке, а другие немного стеснялись и боялись. Возможно, это связано с тем, что дети пришли в лагерь впервые.

На детей наиболее эффективно влияет такая форма педагогического воздействия, как убеждение, беседа. Стимулировал активность детей через награды и похвалы.

Ребята относились к нам с уважением, старались показать себя с лучшей стороны.

Неформальных отношений с детьми не наблюдалось.

Для смены у меня был конфликт с ребенком из детского дома. Она никак не отреагировала на мою просьбу, я повторил снова, но реакции не было. С нами, учителями, она могла ударить ребенка, убежать от главного или какого-либо события. После спортивного мероприятия в близлежащем лагере она встретила своего друга и в тот же вечер попыталась убежать 2 раза в лагерь «Спутник». К счастью, рядом был физический инструктор, и он догнал ее. Ни наказание, ни убеждение не действовали на нее.

Заключение

Во время летней практики я активно использовала полученные знания по курсу «Педагогика летних лагерей» и другим дисциплинам психолого-педагогического цикла. Благодаря этим дисциплинам я была уверена в успешном завершении практики. Полученные знания сыграли большую роль в решении многих проблем. Я неплохо подготовилась к стажировке в летнем лагере, но мне пришла в голову одна простая истина: «Ничто не помогает лучше, чем опыт работы». На самом деле я была очень хорошо подготовлена к лагерю. Я собрала много материала, который мог заинтересовать детей. Мои партнеры мне очень помогли. Благодаря им я чувствовала себя увереннее. Первые дни в лагере были трудными для меня. Я чувствовала себя неуверенно. На третий день я была как рыба в воде. Я могла бы проводить мероприятия, используя весь отряд. Я активно участвовала в общих мероприятиях лагеря, что придало мне больше уверенности.

Летняя педагогическая практика имеет большое значение в профессиональном образовании, так как способствует закреплению приобретенных психолого-педагогических знаний, профессиональных навыков. Работа с детьми приносит огромный эмоциональный заряд и огромную отдачу, вы не только учите детей чему-то, но вы можете многому научиться у них. Мне понравилось прохождение летней педагогической практики, мне понравилось работать с детьми, ответственность. Мне нравилось показывать свои творческие способности, самому участвовать в мероприятиях. Это повысило мой авторитет в глазах детей, сплотив наш отряд. Мне нравилось помогать детям, показывать их способности, понимать их эмоциональные переживания. Практика дала мне большой профессиональный и жизненный опыт. Все мои надежды и ожидания от летней практики были полностью оправданы, а некоторые превзошли меня. Честно говоря, у меня не было никаких особых планов, но я смогла реализовать себя и открыть в себе такие личные качества, о которых я никогда раньше не подозревала. Я получила большое удовлетворение от практики.

Нам была предоставлена ​​возможность применить наши знания о поведении детей разных возрастных групп, о методах воздействия на группу детей на практике.

Полученные на практике знания теперь легко применять в жизни и на уроках. Это был огромный опыт для меня, потому что я сама никогда не была в таком лагере.

Я хотела бы снова поработать в летнем лагере, потому что я уже знаю, что это из собственного опыта.

После практики в лагере я определила для себя сильные стороны и точки роста.

Сильные стороны:

Точки роста:

На мой взгляд, наиболее значительные трудности, которые могут возникнуть при работе в детском лагере, могут возникнуть у тех учеников, которые впервые пришли на работу. И эти трудности связаны со страхом, что вы чего-то не знаете, не знаете как и т. д. Вам просто нужно иметь хотя бы небольшой опыт работы, чтобы поверить в свои силы, не бояться каких-либо трудностей. и легко справиться с этими трудностями.

Но было бы намного легче работать в лагере, если бы план реализации проекта был известен через несколько дней. Мы могли бы подготовить материал на каждый день для отрядов, как это трудно сделать в лагере.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практикаструктура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Вожатский ИНФОРМАТИВ №4 ТЕМЫ: 1. ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТРЯДНЫХ СБОРОВ 2. СХЕМА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОТРЯДЕ В ПЕРИОД СМЕНЫ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Смотреть картинку структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Картинка про структура отряда и органов самоуправления в лагере практика. Фото структура отряда и органов самоуправления в лагере практикаИНФОРМАТИВ

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТРЯДНЫХ СБОРОВ

⇒ Хозяйственный — 1 день

⇒ Сбор рождения отряда — 1-2 день

⇒ Сбор планирования — 2-3 день

⇒ Организационный сбор — 3-5 день

⇒ Информационный сбор — каждый день

⇒ Вечерний сбор — ежедневно

⇒ Сбор-старт — в начале подготовки КТД

⇒ Сбор принятия решений — по необходимости

⇒ Итоговый сбор — 19-20 день

Общая методика организации и проведения отрядных сборов

Все отрядные сборы:

⇒ предварительно готовятся вожатым и лидерами отряда;

⇒ проводятся с использованием интерактивных форм работы;

⇒ дают возможность высказаться каждому желающему участнику;

⇒ имеют конечный результат, решение всего отряда;

⇒ заканчиваются «на позитиве» (песня, кричалка, девиз и т.д.);

⇒ анализируются вожатым с целью внесения коррективов в свою работу и деятельность отряда.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СБОР ОТРЯДА

Проводится в 1 день смены.

Цель: предъявить единые педагогические требования (ЕПТ)

⇒ рассказать о правилах проживания в лагере;

⇒ объяснить традиции и законы лагеря;

⇒ познакомить с территорией лагеря;

⇒ провести инструктажи по технике безопасности;

⇒ объяснить режимные моменты и требования к ним;

⇒ ответить на все бытовые вопросы.

1. Знакомство с вожатыми и администрацией ДОЛ:

⇒ самопрезентация вожатых (несколько добрых шуток вожатых друг о друге, краткий рассказ о талантах вожатых, чему могут научить ребят отряда, маленький сюрприз от вожатых и т.д.);

⇒ заочная презентация администрации лагеря (если сбор проходит до общелагерного сбора, на котором проходит очное представление администрации).

2. Законы, традиции лагеря (младшим и средним отрядам в игровой форме).

⇒ режимные моменты (подъем, зарядка, уборка в комнате, гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник, ужин, информационный сбор, активный отдых, мероприятия, вечерний сбор, огонёк, тихий час, отбой);

⇒ организационные вопросы («сладкий шкаф», телефон, приезд родителей, деньги и т.д.);

⇒ хозяйственные вопросы (белье, полотенца, стирка и т.д.);

⇒ дежурство по территории и столовой и др.

4. Правила пребывания в лагере и инструктажи

⇒ общие правила безопасности;

⇒ правила пожарной безопасности;

⇒ правила поведения в лагере, во время мероприятий, поездок, на море и т. д.

Формы и методы проведения: рассказ, презентация, рассказ детей, викторина, сюжетно-ролевые игры, театрализация ситуаций, викторина и др.

5. Знакомство с территорией лагеря.

СБОР РОЖДЕНИЯ ОТРЯДА

Проводится в 1-2 день смены

Цель: организовать формальное создание отряда с его символикой и атрибутами.

⇒ придумать название, девиз, песню, эмблему отряда;

⇒ принять свод правил жизнедеятельности коллектива, его традиции, варианты мотивации и поощрения отдельных детей или групп ЧТП;

⇒ начать формирование имиджа отряда, разработать отличительные знаки, атрибуты и др.

⇒ выбрать временный актив, капитана отряда;

⇒ художественное оформление отрядного уголка.

Формы проведения: деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, коллективно-творческое дело. конкурсно-развлекательная программа.

Для младших отрядов предпочтительнее давать «на выбор» варианты названий, девизов, эмблем и др. Средним отрядам — предоставлять помощь, подсказки, образцы. Старшие отряды все разрабатывают самостоятельно под общим ненавязчивым руководством вожатого.

ВАЖНО! Необходимо использовать работу в группах, творческие презентации придуманных вариантов, игры на поднятие настроения и т.д.

Проводится в 3-5 день смены

Цель: сформировать органы самоуправления отряда.

⇒ определить лидеров группы;

⇒ определить форму и структуру актива (командир, председатель, лидер, совет, центр, малые инициативные группы, творческие группы, комиссии, секторы и др.);

⇒ объяснить обязанности всех предлагаемых должностей и направлений работы, содержание деятельности микро-групп;

⇒ дать возможность всем желающим презентовать свои идеи, планы, предложения и программы (индивидуально и группами);

⇒ определить правила ежедневного выбора капитана отряда или лидера дня (если предусмотрено программой);

⇒ выбрать лидера отряда и актив;

⇒ объяснить систему чередования творческих поручений;

⇒ провести первые заседания в выбранных творческих группах.

Формы и методы проведения: беседа, выступления детей, обсуждения, презентации, работа в микро-группах, тайное или открытое голосование, деловая или ролевая игра и др.

Проводится в 3-5 день смены

Цель: сформировать органы самоуправления отряда.

⇒ определить лидеров группы;

⇒ определить форму и структуру актива (командир, председатель, лидер, совет, центр, малые инициативные группы, творческие группы, комиссии, секторы и др.);

⇒ объяснить обязанности всех предлагаемых должностей и направлений работы, содержание деятельности микро-групп;

⇒ дать возможность всем желающим презентовать свои идеи, планы, предложения и программы (индивидуально и группами);

⇒ определить правила ежедневного выбора капитана отряда или лидера дня (если предусмотрено программой);

⇒ выбрать лидера отряда и актив;

⇒ объяснить систему чередования творческих поручений;

⇒ провести первые заседания в выбранных творческих группах. Формы и методы проведения: беседа, выступления детей, обсуждения, презентации, работа в микро-группах, тайное или открытое голосование, деловая или ролевая игра и др.

Проводится во 2-3 день смены

Цель: Определить перспективы деятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний и возможностей детей. Задачи:

⇒ совместно с детьми распланировать отрядную деятельность;

⇒ проанализировать предложенный план-сетку отряда, внести свои предложения;

⇒ выбрать творческие группы подготовки отдельных мероприятий Формы и методы проведения: обсуждение, работа в микрогруппах, аукцион идей, стена предложений, ранжирование, анализ приоритетности, разведка интересных дел, создание «Карты путешествия по смене» и др.

Проводится в начале каждого коллективно-творческого дела.

Цель: коллективное планирование и подготовка коллективно-творческого дела.

⇒ презентовать идею КТД;

⇒ обговорить с детьми актуальность предложенной темы;

⇒ мотивировать детей к участию;

⇒ заслушать и обговорить все предложения, выбрать самые интересные;

⇒ обсудить необходимые виды деятельности для подготовки КТД;

⇒ сформировать творческие и рабочие микрогруппы;

⇒ распределить индивидуальные обязанности и роли и задания для микрогрупп;

⇒ распределить обязанности и виды деятельности в микрогруппах;

⇒ начать подготовку к мероприятию. Формы и методы проведения: беседа, дискуссия, выступления, обсуждения, презентации идей, открытое голосование, работа в микрогруппах и др.

СБОР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Проводится по необходимости.

Цель: принять необходимое решение в конкретной ситуации.

⇒ озвучить проблему или ситуацию, которая требует коллективного решения;

⇒ сделать коллективный анализ проблемы или ситуации;

⇒ найти причину (при необходимости) негативной ситуации и способы её устранения;

⇒ выслушать мнения, мысли, взгляды, предложения;

⇒ обсудить пути решения проблемы или ситуации;

⇒ принять общее решение.

Формы и методы проведения: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм.

Проводится каждый вечер перед отбоем, когда нет отрядного вечернего огонька.

Цель: подвести итоги и провести анализ прошедшего дня.

⇒ вспомнить и обсудить события, произошедшие за день;

⇒ научить детей давать самооценку, высказывать своё мнение и быть искренними;

⇒ выразить благодарность дежурному командиру, советы и пожелания от вожатых (доброжелательно, с подчеркнутой уверенностью в том, что в следующий раз обязательно получится лучше)

⇒ обсудить, что сделано отрядом полезного для коллектива, для других, для лагеря. Правила вечернего сбора: ⇒ говорит один, все слушают, не перебивают;

⇒ все высказывают в позитивном ключе все, что не нравится и что хотелось бы изменить;

⇒ каждый имеет право высказаться, каждый имеет право не высказываться;

⇒ все высказанные мнения должны уважаться и не подвергаться насмешкам. Вопросы для обсуждения на вечернем сборе: ⇒ «Чем понравился день?», «Что было хорошего?», «Кому мы говорим «спасибо»?»;

⇒ «Что было плохо?», «Что испортило настроение?»;

⇒ «Что надо учесть на будущее?», «Что сделать, чтобы было ещё лучше?».

⇒ не затягивать проведение сбора: вечерний сбор обычно длится не более получаса;

⇒ подготовить капитана отряда и детей, которые были ответственными за проведенные дела (как анализировать, на что обратить внимание, как задавать вопросы, как интонировать);

⇒ следить за ходом разговора, слушать каждое высказывание, вовремя задать вопросы, обращать внимание на самые значительные моменты, помочь детям делать из собственных высказываний правильный вывод;

⇒ поддерживать мажорный тон разговора, говорить меньше о плохом и больше о положительном, пресекать возможные споры и конфликты;

⇒ избегать назидательного тона. Использовать такие формы как: «Давайте подумаем», «Как думаете вы?», «А ваше мнение?»

⇒ мотивировать детей на достижение успеха в следующих делах отряда.

Проводится в 19-20 день смены.

Цель: подведение итогов лагерной смены.

⇒ коллективный анализ смены;

⇒ самоанализ и анализ работы актива, творческих микрогрупп (что можно было сделать лучше);

⇒ благодарности, комплименты, поощрения отличившимся;

⇒ предложения о награждении ребят на общелагерном сборе. Формы и методы проведения: беседа, обсуждения, презентации, творческие отчёты микрогрупп, актива, игры на поднятие настроения, песни, кричалки, отрядный круг и др.

СХЕМА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОТРЯДЕ В ПЕРИОД СМЕНЫ

Органы самоуправления в лагере (ОСУ) — форма организации жизнедеятельности коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей в жизни отряда, лагеря.

Процесс развития детского самоуправления протекает от соуправления (совместно с вожатым) к самоуправлению:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *