структура и типология современного урока трудового обучения

Статья: «Структура современного урока технологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья «Структура современного урока технологии»

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно–воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Под уроком по технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Структура урока технологии

Организационная часть (3 мин):

проверка готовности учащихся к занятию;

сообщение темы и цели урока;

проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала (7 мин)

Теоретическая часть (15 мин): изложение нового материала.

самостоятельная работа учащихся (30 мин) – выполнение учащимися полученного задания;

текущий инструктаж – проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы; проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности; обучение самоконтролю и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников.

Организационно-заключительная или итоговая часть (15мин):

прием учителем выполненных работ

заключительный инструктаж – анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы

сообщение оценки работы каждого учащегося

приведение в порядок рабочих мест.

Общие замечания по уроку и его оценка. На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, даются другие замечания, рекомендации.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Структура комбинированного урока:

Сообщение темы и целей занятия;

Опрос учащихся по изученному материалу;

Изложение нового учебного материала и его закрепление;

Пробное выполнение приемов практической работы;

Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

Сообщение темы и целей урока;

Закрепление его путем краткого опроса учащихся;

Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок- ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Примерная структура практического урока:

Организационная часть (она сложнее, чем у теор. урока, т. к. надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)

Сообщение темы и целей урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет польза от того изделия, которое они изготовят).

Вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.

Пробное выполнение приемов работы. Этот элемент включается в структуру практ. урока, если ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы.

Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени – это самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать нужные приемы работы.

Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест, учащихся и всего помещения мастерской.

Урок – лабораторная работа:

Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Они обычно не требуют длительного времени.

Примерная структура такого урока:

Сообщение темы и целей занятия;

Изложение теоретического материала и его закрепление;

Выполнение ее учащимися;

Подведение итогов л/р и всего урока.

Урок по решению технических задач – ученики решают в расчетно – техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Структура урока решения технических задач: организационная часть, сообщение темы и цели, изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление, решение технических задач, итоговая часть.

Контрольно – проверочный урок

Структура контрольно-проверочного урока: организационная часть, сообщение темы и цели, выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы, подведение ее итогов и урока в целом.

Система образования много лет преодолевала разобщенность предметов, вводя интеграционные подходы к преподаванию. Сейчас на передний план вышел метапредметный подход к обучению, позволяющий освоить учащимися УУД, ключевые компетенции. По сути своей предмет “Технология” всегда был метапредметным – освоение любой технологии предполагает использование знаний многих предметов. “Технология” всегда стремилась у ученика создать единую картину мира, развить многообразие умений и навыков, которые могли быть использованы в реальных жизненных условиях практически сразу. Но у предмета были и проблемы: отсутствие единой научной платформы, единых базовых определений, которые позволяли бы систематизировать изучение свойств материалов, инструментов и способов преобразования вещества, как для мальчиков, так и для девочек. Даже традиционной для большинства предметов портретной галереи выдающихся людей в предмете технология нет. Меняются технологии и производство в обществе, а основные предметы труда на уроке остаются без изменений. Учебники не успевают за развитием современных технологий, не хватает универсальности в обучении, как девочек, так и мальчиков, так как реалии жизни заставляют учителей технологии вести смешанные группы. Для современного кабинета технологии были бы актуальны и компьютер, и проектор, не помешала бы документ-камера и цифровой микроскоп, обновление технических средств обучения (машинки, станки) не происходит десятилетиями, не говоря уже о создании образовательной среды в кабинете технологии (выставки работ, витрины, коллекции инструментов, материалов, музейные экспонаты, реконструкции исторических объектов, макеты и пр.), которая погружала бы ребенка в мир материальных технологий, давала бы представление об эволюционном развитии технологий, позволяла бы прочувствовать предмет труда. Но площадь кабинета в обычной школе не позволяет реализовать все новые требования государства к преподаванию предмета, что же остается делать учителю.

Первое – знать “материал”, с которым будем работать, то есть изучить своего ученика.

Второе – использовать современные методы и технологии обучения

Третье – использовать разнообразные способы визуализации информации.

Источник

Типы уроков трудового обучения

В трудовом обучении используются различные типы уроков: 1. Теоретический. 2. Практический. 3. Лабораторный. 4. Контрольно-проверочный. 5. Урок решения технических задач. 6. Киноурок. 7. Комбинированный и др.

1. Теоретический урок. Во время его проведения учитель формирует у учащихся новые понятия, термины, знания технико-технологического содержания; на таком уроке учащиеся в теоретическом плане знакомятся со свойствами конструкционных материалов и их использованием, новым оснащением, машинами, передовыми технологиями, составлением технологических карт на получение изделий, осваивают эскизы и чертежи.

1.Организационная (начальная) часть. 2.Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания). 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала (сообщение темы и целей урока). 4.Изложение нового материала. 5.Проверка усвоения и закрепление материала. 6.Заключительный инструктаж. 7.Организационная (заключительная) часть.

2. Практический урок. На нём учащиеся обучаются практическому выполнению учебно-трудовых заданий; при этом они осваивают разнообразные технологические операции, приобретают навыки и умения общего и специального характера, усваивают приёмы работы, практикуются в закрепления усвоенных ранее технологических операций.

1.Организационная (начальная) часть. 2.Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания). 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала (сообщение темы и целей урока). 4.Вводный инструктаж. 5.Самостоятельная работа и текущий инструктаж. 6.Заключительный инструктаж. 7.Организационная (заключительная) часть.

3. Лабораторный (лабораторно-практический) урок. Он предусматривает и обеспечивает выполнение намеченных программой лабораторных (лабораторно-практических) работ; завершение задания согласно такому уроку оформляется обычно в виде письменного отчёта.

1.Организационная (начальная) часть. 2.Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания). 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала (сообщение темы и целей урока). 4.Вводный инструктаж. 5.Самостоятельная работа и текущий инструктаж. 6.Заключительный инструктаж. 7.Организационная (заключительная) часть.

4. Контрольно-проверочный урок. Он проводится после усвоения материала по наиболее крупной теме (разделу) или после значительного промежутка учебного времени (четверти, полугодия).

1.Организационная (начальная) часть. 2. Сообщение темы и целей урока. 3.Проверка знаний учащихся. 4.Вводный инструктаж. 5.Самостоятельная работа (проверка практических умений и навыков). 6.Заключительный инструктаж. 7.Организационная (заключительная) часть.

5. Урок решения технических задач. На таком уроке обычно ставится цель – закрепить полученные раньше теоретические сведения, усвоенные правила, определения и т.д., при этом учитель может проводить решение задач как репродуктивного характера, так и творческих.

1.Организационная (начальная) часть. 2.Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания), если это необходимо. 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала (сообщение темы и целей урока). 4.Самостоятельная работа по решению технико-технологических задач. 5.Заключительный инструктаж. 6.Организационная (заключительная) часть.

6. Киноурок. Он обычно проводится с целью ознакомления учащихся с техническими объектами, технологией и организацией трудового процесса в производственных условиях.

1.Организационная (начальная) часть. 2. Повторение теоретического материала, связанного с кинодемонстрацией. 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала (сообщение темы и целей урока). 4.Вводный инструктаж. 5.Демонстрация и просмотр кинофильма. 6.Заключительный инструктаж. 7.Организационная (заключительная) часть.

7. Комбинированный урок. Он сочетает в себе элементы всех названных выше уроков; это наиболее распространенный тип урока, которым учитель пользуется чаще всего; такой урок имеет свои отличительные особенности, потому мы его уже рассмотрели более подробно.

Источник

Творческий проект на тему «Методы и типы уроков трудового обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для слабослышащих детей

по трудовому обучению

на тему «Методы и типы уроков трудового обучения»

учитель трудового обучения

Гоик Валентина Сергеевна

Вопросы современного урока интересуют каждого педагога.

Перед школой на данном этапе стоят сложные задачи — это формирование у учащегося глубоких и всесторонних знаний по основам наук, вырабатывание навыков и умений, их творческое применение в любых ситуациях, умение пополнять свои знания, проявлять самостоятельность, активность и инициативу в творческом решении различных задач. Все эти качества формируются главным образом на уроке.

Проблема классификации уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать процес обучения, не выделив типы уроков по тому или иному признаку и не определив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач. Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной дидактической (учебной, образовательной) цели занятий. Уроки трудового обучения классифицируются следующим образом:

Типы уроков в мастерских

Урок приобретения учащимися новых знаний

На уроках этого типа учащиеся сообщают теоретические сведения, формируют некоторые понятия. Чаще всего такими уроками начинают изучение новых тем или разделов учебной программы. Поэтому основное место на них занимает изложение нового материала. Так, на первых занятиях по технологии обработки швейных изделий я рассказываю школьникам о процессе изготовления, о применяемых при этом различных ручных и машинных работах, о многообразии технологических операций и трудовых приемов, о швейном производстве и т.д.

Урок формирования умений и навыков

Такие уроки отличает самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. В курсе швейного дела этих уроков большинство, поскольку одной из главных задач является именно формирование допрофессиональных, т.е. первоначальных, умений и навыков.

На первых занятиях по изготовлению каких-либо изделий я планирую упражнения по освоению отдельных трудовых движений и приемов, так как любая технологическая операция состоит из ряда приемов, закрепление их неоднократным повторением. В этот период я контролирую правильность выполнения трудовых приемов, а при повторных упражнениях направляю учащихся на их самостоятельное и творческое осмысление.

Урок применения знаний на практике

На уроках применения знаний на практике основное место отводится самостоятельной работе учащихся, но она отличается от предыдущего типа урока тем, что учитель направляет школьников на самостоятельное использование пройденного материала. Любая практическая работа невозможна без привлечения знаний, и по степени самостоятельности школьников в работе можно судить об их умении использовать эти знания при изготовлении изделий.

Уроки повторения чаще всего являются итоговыми по теме или разделу программы. Причем повторительные уроки по разделу часто относят к обобщающим. На тех и других уроках подводят итог работы, определяют качество усвоения учащимися пройденного материала и овладения ими умениями и навыками. На этих занятиях я вместе со школьниками конкретизирую итоги проделанной работы, анализирую их, сопоставляю с уровнем знаний учащихся по другим темам и разделам программы, обобщаю. Эти уроки помогают учащимся творчески осмыслить изученный материал.

Урок проверки знаний, умений и навыков

Уроки проверки чаще всего посвящаются контрольным работам, тематическим аттестациям, которые проводятся в виде письменных заданий или в виде срезовых работ. Целью проведения срезовых работ является проверка умений и навыков выполнения трудовых действий и приемов, соблюдения учащимися правил безопасности и культуры труда. На этих уроках учащиеся работают самостоятельно, без помощи преподавателя, но с использованием всех имеющихся методических средств: учебников, справочников, технической документации, средств наглядности и эталонных образцов.

В процессе комбинированного урока решается одновременно несколько дидактических и учебных задач. По традиции такой урок включает повторение пройденного материала, причем вопросы обычно ставятся таким образом, чтобы повторенные знания, умения и навыки могли быть полезны при формировании у школьников новых. На комбинированных уроках часто применяют письменные программированные задания, используют доску для выполнения чертежей и эскизов, раздают учащимся индивидуальные карточки-задания с вопросами, осуществляют устный опрос. Повторение пройденного материала с одновременным контролем знаний, умений и навыков осуществляют в начале урока, но не более 10 — 15 минут.

Вторым этапом комбинированного урока является формирование новых знаний, умений и навыков. Чаще всего на этом этапе я обращаюсь к таким методам обучения, как беседа, рассказ или самостоятельная работа учащихся по учебнику, инструкционным картам, технической документации, образцам наглядных пособий.

На третьем этапе данного урока я организую закрепление новых знаний, их анализ и сопоставление с предыдущей темой или разделом. В ходе закрепления материала знания, умения и навыки учащихся оцениваются соответствующим баллом; но делать это нужно не всегда, так как учащиеся со сниженным слухом, как правило, эти знания удерживают плохо в своей памяти, необходимо их повторение и закрепление через некоторые промежутки времени.

На четвертом этапе урока осуществляется практическая работа учащихся по выполнению определенных трудовых операций. Я особенно тщательно проверяю ход этого этапа урока, слежу за правильностью выполнения трудовых приемов, провожу анализ допущенных ошибок и информирую учащихся о возможных дефектах при обработке, и о способах их предупреждения и устранения.

В ходе учебного занятия применяются различные методы обучения.

Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, с помощью которых осуществляется решение учебных задач. Методы обучения состоят из отдельных приемов. В процессе обучения методы и приемы могут меняться местами. Например, на уроке труда учитель применяет объяснение, как метод формирования знаний.

Однако, используя метод практической работы, стараюсь периодически выяснять с учащимися недостатки в работе.

При этом объяснение играет роль приема в обучении. В общей педагогике имеются различные классификации методов обучения. Наиболее часто их подразделяют на следующие группы:

1. словесные методы: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, самостоятельная работа учащихся;

2. наглядные методы: демонстрация (показ) изучаемых объектов, изображений, опытов и приемов работы, кино и телепередач, организация самостоятельных наблюдений учащимися;

3. практические методы: специальные упражнения ( в умственных и двигательных действиях), лабораторные работы, практическое выполнение трудовых задач.

При обучении детей со сниженным слухом наиболее важную роль играют наглядные и практические методы. Однако наиболее прочное усвоение учебного процесса происходит лишь при условии сочетания этих методов со словесными.

В настоящее время в массовой школе применяется проблемный метод обучения, когда учащиеся, знакомясь со способами научного познания, принимают активное участие в решении проблемы, выдвинутой учителем в виде познавательной задачи.

В условиях работы со специальной категорией детей учащихся со сниженным слухом, такая форма работы возможна, но при определенных условиях. А именно:

— активное использование коррекционных средств обучения;

— дифференцированного, и индивидуального подхода к аномальному ребенку.

1. В.А. Онищук “Типы, структура и Методика урока в школе”.

2. С.Л. Мирский “Методика преподавания уроков труда ВО вспомогательной школе”.

3. Программа трудового обучения в школе для слабослышащих детей.

4. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.

Источник

Типы и структура уроков технологии

Высьтупление на МО учителей технологии

Просмотр содержимого документа
«Типы и структура уроков технологии»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. В этом могут помочь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий должно стать обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника и неотъемлемой, органичной частью любого урока.

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

    Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

    Современный урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом, т.е. всесторонне развивать личность учащихся.

    В настоящее время педагогическая наука выделяет несколько типологий урока. В основу классификаций заложены разные признаки. В соответствии с ними выделяют такие типы уроков:

    вводные, раскрывающие содержание темы;

    Под структурой урока понимают совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах.

    Тип урока определяется ведущей целью, то есть соответствующим ей модулем урока. Тип урока не зависит от времени, занимаемого ведущим модулем.

    Урок — минимальный учебный период, занимающий один академический час.

    Цели обучения (образования) — характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития.

    Типы современных уроков могут быть выделены на основании следующих признаков:

    по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;

    по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;

    по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт, урок с использованием компьютера и т.д.;.

    Для повышения познавательной активности можно использовать и другие приёмы и средства:

    1. Внутрипредметные связи. Понятия изучаются в разных классах, то их необходимо вспомнить. Для этого применяются разные виды работ: составление опорных конспектов, работа с терминами, с наглядностью.

    2. Организация работы учащихся в группах, звеньях, фронтально.

    3. Работа с терминами, выявление их этимологии и семантики.

    Современные образовательные технологии на уроках учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей учителя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

    На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины.

    Приемы и средства обучения на уроках технологии.

    В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

    Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические.

    К педагогическим средствам относятся:

    технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

    организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

    Основные компоненты современного урока

    1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

    2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

    4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

    5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

    6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

    8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

    Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

    Типы и структура уроков технологии

    В методике преподавания технологии для классификации уроков используется различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по собственным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

    Комбинированный урок: представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система, которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

    Структура комбинированного урока следующая:

    организационная часть, сообщение темы и целей занятия;

    опрос учащихся по изученному материалу;

    изложение нового учебного материала и его закрепление;

    пробное выполнение приемов практической работы;

    самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя;

    Теоретические уроки проводятся при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

    Структура теоретического урока может включать в себя:

    сообщение его темы и целей;

    изложение материала, закрепление его путем краткого опроса учащихся;

    работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

    Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Примерная структура практического урока следующая:

    организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, поскольку на практическом занятии, кроме собственно учебного, организуется и трудовой процесс;

    итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке. На протяжении всего урока проводятся инструктажи, вводный, текущий и заключительный. Завершается урок уборкой рабочих мест.

    сообщение темы, целей и задач, изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление;

    выдача заданий на лабораторную работу; ее выполнение;

    подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

    Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов.

    Структура урока решения технических задач такова:

    сообщение темы и целей занятия;

    изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление.

    Контрольно-проверочный урок: имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно по окончанию изученной темы, а также в конце четверти, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

    Примерная структура контрольно-проверочного урока:

    сообщение темы и целей занятия;

    выдача задания на контрольную практическую работу;

    выполнение контрольной работы;

    подведение ее итогов и урока в цело

    Организация работы учащихся на уроке технология

    Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях носит в основном практический характер. Большая часть учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся. Поэтому на этих уроках очень важно правильно ее организовать, чтобы она была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения, что позволит им успешно овладевать имеющимся опытом технической деятельности, на основе которого у них будет формироваться свой опыт в области технологии. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная.

    При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы. Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учащихся нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

    Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.

    Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

    Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *