структура и содержание профессионального обучения

Структура и содержание профессионального обучения

Статья 73. Организация профессионального обучения

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Источник

Структура и содержание профессионального образования

В общем виде содержание профессионального образования включает профессиональную подготовку и общеобразовательную подготовку.

Общеобразовательная подготовка представлена следующими блоками.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).

Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий об­щетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли (на производстве), краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие.

Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отросли ( производства ) или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относя­щейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.

Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что по­зволяет выпускникам, наряду с дипломом профессионального училища, получить диплом техника (или младшего инженера).

Бизнес-блоки нужны в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоя­тельного дела.

Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения

структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения

структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения

Содержание профессионального образования – это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.

Содержание образования регламентируется следующими нормативными документами:

— Государственным образовательным стандартом;

— Учебной и учебно-методической литературой.

Выделяются следующие принципы отбора содержания образования:

1. Принцип соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства. Этот принцип предполагает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современным развитием производства, потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.

2. Принцип учета требований Единого тарифно-квалификационного справочника. Этот принцип реализуется в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые представляют собой цели образования и составляют модель профессиональной деятельности специалиста.

3. Принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования.

На сегодняшний день этот принцип включает в себя следующие перспективные направления:

3.1 Гуманитаризация содержания образования.

3.3 Информатизация содержания образовани.

3.4 Учет международных тенденций развития образования.

4. Принцип научности.

5. Принцип системности и доступности учебного материала.

6. Принцип политехнизма. Обеспечивает фундаментализацию профессиональной подготовки, возможность мобильного переучивания и приобретения новой профессии. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.

7. Принцип учета межпредметных связей.

8. Принцип единства практического обучения и производительного труда.

9. Принцип преемственности содержания образования на разных образовательных уровнях. Предусматривает сопряженность учебных планов заведений разных образовательных уровней (общего образования, начального профессионального, среднего и высшего).

10. Принцип структурирования содержания образования. Заключается в выделении инвариантной части и вариативной.

Инвариантная часть содержит стабильную унифицированную информацию для сходных групп профессий.

Вариативная часть содержит знания, которые присущи конкретной профессии, причем эти знания быстро изменяются в условиях научно-технического прогресса и современного развития.

11. Принцип блочно-модульного содержания. Модуль это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели, само содержание и методические руководства по достижению поставленных целей. Содержание каждого модуля в свою очередь состоит из отдельных блоков. Подбор блоков в модуль осуществляется с учетом требования логической завершенности и относительной самостоятельности модуля. Преимущества программы имеющей модульную структуру в том, что модули могут меняться местами в последовательности их изучения, могут быть дополнены или заменены новыми.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе определились следующие направления развития содержания профессионального образования:

— Совершенствование перечня специальностей профессионального образования. Эта деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей, в котором укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, обеспечена сопоставимость специальностей начального и среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе.

— Дифференциация содержания. Проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ, наличии базового и повышенного уровня профессионального образования.

— Расширение гибкости и вариативности содержания. Вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы. Гибкость достигается за счет введения в программы дидактических единиц, обеспечивающих обновление содержания образования в соответствии с современным уровнем развития. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.

структура и содержание профессионального обучения. Смотреть фото структура и содержание профессионального обучения. Смотреть картинку структура и содержание профессионального обучения. Картинка про структура и содержание профессионального обучения. Фото структура и содержание профессионального обучения

— Информатизация содержания. Предусматривает изучение большого объема материала в области информатики, ее средств и методов.

— Усиление связи общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Обеспечивает понимание закономерностей, взаимосвязей характерных для общенаучной и общепрофессиональной подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Общеобразовательный цикл дисциплинПрофессионально-технический цикл дисциплин
Гуманитарный блокЕстественно-научный блокОбщетехнический блокСпециальный блок
· русский язык · история · и т.п.· математика · физика · химия · и т.п.· черчение · экономика · охрана труда · и т.п. содержание общетехнической подготовки делится по группам следующим образом: 1гр. 40-50%-техническое оснащение 2гр. 30-40%-технология 3гр. 10-15%- материаловедение 4гр. 8-10%-организация и экономика производства(связанный с профессиональной деятельностью включает дисциплины конкретной профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Производственное обучение (проводится в учебно-производственной мастерской учебного заведения)Производственная практика (проводится на предприятиях)Выпускная квалификационная работа
(для производственного обучения создается перечень учебно-производственных работ)· учебная · технологическая · квалификационная(Выполняется на заключительном этапе обучения, является основой для получения квалификации)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

— Общеобразовательный блок (в зависимости от профиля подготовки возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин, различные их объемы, объединения учебных предметов).

— общепрофессиональный блок (обеспечивает фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Включает в себя дисциплины одинаковые для ряда родственных специальностей в пределах одной профессиоанальной группы)

— специально-предметный блок (отражает конкретное содержание профессиональной деятельности, направлено на подготовку к выполнению определенных профессиональных функций)

Дисциплины общенаучной подготовкиОбщепрофессиональные дисциплиныУправленческие дисциплины
(дают знания тех наук, на которые опираются специальные предметы)(дают основополагающие знания по предмету)(являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и т.п.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Производственная практика · учебная · технологическая · преддипломная (квалификационная)· Практические занятия · ПрактикумыКурсовое и дипломное проектирование

СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Соотношение общепрофессиональной и общенаучной подготовки

Уровень профессионального образованияПроцент соотношения
Начальное профессиональное образованиеВ основном знания общенаучного характера даются в рамках профессиональной подготовки
Среднее профессиональное образованиеОбщенаучная подготовка составляет 10 – 15% учебного времени
Высшее профессиональное образование и послевузовскоеОбщенаучная подготовка составляет 50% учебного времени

Соотношение теории и практики

Уровень профессионального образованиятеорияпрактика
Начальное профессиональное образование50%50% (была 70%, но развитие технологий привело к увеличению доли теоретического обучения)
Среднее профессиональное образование60%40%
Высшее профессиональное образование80%20%
Послевузовское профессиональное образование95% теоретико-методологическая подготовка5%

ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Благодаря планированию учебного процесса:

— занятия по темам распределяются в логической последовательности;

— раскрывается связь между содержанием технологии и других учебных предметов;

— осуществляется своевременное материальное обеспечение учебного процесса;

— при подведении итогов учителю легко проверить выполнение учебной программы в результате сопоставления запланированного объема работ с фактически выполненным.

При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать:

— нормативные документы по предмету технология (стандарт, программы, инструкции);

— обязательный минимум содержания данного предмета;

— возможности материально-технической базы учебного заведения (т.е. наличие оборудования, материалов, а также соответствие помещений мастерских санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);

— сведения о разных видах программ (необходим критический анализ программ с целью выявления их преимуществ и недостатков, а также обязательного их соответствия стандартным требованиям).

При планировании учителю необходимо разработать ряд документов:

1.Сводный учебный план и приложения к наиболее сложным разделам программы.

2. Календарно-тематический план по классам.

Сводный учебный план и приложения к нему

Сводный учебный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем курса технологии с разбивкой его по классам и по разделам.

При его планировании учитываются требования и объемные показатели федерального компонента государственного образовательного стандарта, в вариативной части которого могут быть внесены дополнения или изменения в соответствии с национально-региональным и школьным компонентами.

Сводный учебный план составляется совместно всеми учителями технологии, работающими в одном образовательном учреждении, для того чтобы соблюсти преемственность и сформировать систему в подаче и усвоении учащимися учебного материала. Т.к. чаще всего учителя работают по параллелям и не всегда наблюдается согласованность содержания курса от класса к классу.

Сводный учебный план представляется в табличной форме следующего вида:

№ п/пНаименование разделов и подразделовКоличество часов
Классы
Основы технологии
2.1технология приготовления пищи
2.3технология изготовления швейных изделий
итого

Исходными данными для расчета времени, в соответствии со стандартными требованиями следует брать 34 недели в год, длительностью урока 90 мин. (два академических часа).

Приложения к сводному учебному плану

Набор приложений по различным разделам программы разрабатывается также совместно группой учителей данного предмета, работающих в одной школе.

В приложениях обычно в наглядной форме представляется в эскизах (или прорисовывается) видеоряд объектов труда по каждому разделу или подразделу для всех классов.

При этом обязательно учитываются следующие требования:

— проектирование и обработка предлагаемых в видеоряде объектов труда должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;

— работа, связанная с изготовлением данных изделий должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;

— видеоряд изделий составляется с учетом преемственности и постепенного их усложнения от класса к классу. Учителю необходимо проанализировать, чтобы знания, умения и навыки, сформированные при изготовлении изделий в младших классах, послужили основой для изготовления изделий в следующем классе;

— изделие должно быть общественно, полезным, чтобы учащиеся были заинтересованы в его изготовлении;

— должна учитываться материальная база школы, а также спец. профессиональная подготовка учителей.

Календарно тематический план

Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год.

Оформляется в отдельной тетради следующим образом:

1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:

№ п/пФ.И.О., должность проверяющегоДата провер- киЗамечанияРоспись проверяющего

2. На следующей странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.

Таблица

Сводный тематический план изучения раздела «Сопротивление материалов» дисциплины «Техническая механика»

№ п/пНазвание темыКоличество часовНомера занятий
Основные понятия сопротивления материалов и задачи курса.Л1
Виды нагрузок и основные деформации. Напряжения (касательные и нормальные)Л2 Л3
Деформация растяжения – сжатия.Л4 Л5 Пр6 Пр7 Пр8
Деформация сдвига (среза).Л9 Пр10 Пр11 Пр12
Геометрические характеристики плоских сечений.Л13 Пр14 Пр15
Деформация кручения.Л16 Пр17 Пр18 Пр19 Пр20
Деформация изгиба.Л21 Л22 Пр23 Пр24 Пр25 Пр26 Пр27
Деформация продольного изгиба.Л28
Понятие об усталости материалов. Предел выносливости.Л29 Пр30
ИТОГО

3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:

№ п/пТема урокаДатаЦели: 1.Обучающие 2.Развивающие 3.Воспит-ныеОсновное содержание темы (понятия, термины)обеспечение занятия МТО ДО МОЛабораторно-практическая работа (упражнения)

В таблице могут быть добавлены следующие разделы:

— форма организации деятельности учащихся;

В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.

Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.

Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.

Одним из основных документов по планированию производственного обучения является перечень учебно-производственных работ по профессии

Перечень учебно-производственных работ определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.

Данный перечень составляется на учебные полугодия или на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями. Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ для нужд данного учебного заведения.

Пример оформления перечня:

Время (месяц) изучения темы№ темыНаименование темыВремя на изучение темы в часах (минутах)Учебно-производственные работы
ВсегоНа инструктажНа упражнениеНа производственную деятельностьНаименование РаботСложность (разряд)Рабочая норма времениУченический коэффициентУченическая норма времениКоличество работ (в шт.) на одного учащегося

При отсутствии условий для фронтального выполнения работ в учебных мастерских и на производстве дополнительно составляется график перемещения учащихся по рабочим местам

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

1. Свернутый план-конспект.

2. Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

— номер урока по календарно-тематическому плану;

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

— Дать начальное (или первичное) представление о …;

— Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

— Закрепить понятия (знания) …;

— Обобщить (систематизировать) знания …;

— Углубить следующие представления …;

Примеры формулировки воспитательных задач:

— Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

— Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

— Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

— Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

— Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

— Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

— Развивать у учащихся профессиональные интересы;

— Содействовать развитию специальных способностей;

— Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

материально-техническое оснащение урока:

— оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

— инструменты и приспособления;

учебно-методическое оснащение урока:

— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

— ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

— оформление классной доски;

— структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

— ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *