структура и содержание профессионального обучения
Структура и содержание профессионального обучения
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Структура и содержание профессионального образования
В общем виде содержание профессионального образования включает профессиональную подготовку и общеобразовательную подготовку.
Общеобразовательная подготовка представлена следующими блоками.
Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).
Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли (на производстве), краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие.
Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отросли ( производства ) или на межотраслевом уровне.
Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.
Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.
Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.
Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.
Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что позволяет выпускникам, наряду с дипломом профессионального училища, получить диплом техника (или младшего инженера).
Бизнес-блоки нужны в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела.
Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание профессионального образования – это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.
Содержание образования регламентируется следующими нормативными документами:
— Государственным образовательным стандартом;
— Учебной и учебно-методической литературой.
Выделяются следующие принципы отбора содержания образования:
1. Принцип соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства. Этот принцип предполагает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современным развитием производства, потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.
2. Принцип учета требований Единого тарифно-квалификационного справочника. Этот принцип реализуется в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые представляют собой цели образования и составляют модель профессиональной деятельности специалиста.
3. Принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования.
На сегодняшний день этот принцип включает в себя следующие перспективные направления:
3.1 Гуманитаризация содержания образования.
3.3 Информатизация содержания образовани.
3.4 Учет международных тенденций развития образования.
4. Принцип научности.
5. Принцип системности и доступности учебного материала.
6. Принцип политехнизма. Обеспечивает фундаментализацию профессиональной подготовки, возможность мобильного переучивания и приобретения новой профессии. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.
7. Принцип учета межпредметных связей.
8. Принцип единства практического обучения и производительного труда.
9. Принцип преемственности содержания образования на разных образовательных уровнях. Предусматривает сопряженность учебных планов заведений разных образовательных уровней (общего образования, начального профессионального, среднего и высшего).
10. Принцип структурирования содержания образования. Заключается в выделении инвариантной части и вариативной.
Инвариантная часть содержит стабильную унифицированную информацию для сходных групп профессий.
Вариативная часть содержит знания, которые присущи конкретной профессии, причем эти знания быстро изменяются в условиях научно-технического прогресса и современного развития.
11. Принцип блочно-модульного содержания. Модуль это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели, само содержание и методические руководства по достижению поставленных целей. Содержание каждого модуля в свою очередь состоит из отдельных блоков. Подбор блоков в модуль осуществляется с учетом требования логической завершенности и относительной самостоятельности модуля. Преимущества программы имеющей модульную структуру в том, что модули могут меняться местами в последовательности их изучения, могут быть дополнены или заменены новыми.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе определились следующие направления развития содержания профессионального образования:
— Совершенствование перечня специальностей профессионального образования. Эта деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей, в котором укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, обеспечена сопоставимость специальностей начального и среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе.
— Дифференциация содержания. Проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ, наличии базового и повышенного уровня профессионального образования.
— Расширение гибкости и вариативности содержания. Вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы. Гибкость достигается за счет введения в программы дидактических единиц, обеспечивающих обновление содержания образования в соответствии с современным уровнем развития. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.
— Информатизация содержания. Предусматривает изучение большого объема материала в области информатики, ее средств и методов.
— Усиление связи общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Обеспечивает понимание закономерностей, взаимосвязей характерных для общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Общеобразовательный цикл дисциплин | Профессионально-технический цикл дисциплин | ||
Гуманитарный блок | Естественно-научный блок | Общетехнический блок | Специальный блок |
· русский язык · история · и т.п. | · математика · физика · химия · и т.п. | · черчение · экономика · охрана труда · и т.п. содержание общетехнической подготовки делится по группам следующим образом: 1гр. 40-50%-техническое оснащение 2гр. 30-40%-технология 3гр. 10-15%- материаловедение 4гр. 8-10%-организация и экономика производства | (связанный с профессиональной деятельностью включает дисциплины конкретной профессиональной деятельности |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Производственное обучение (проводится в учебно-производственной мастерской учебного заведения) | Производственная практика (проводится на предприятиях) | Выпускная квалификационная работа |
(для производственного обучения создается перечень учебно-производственных работ) | · учебная · технологическая · квалификационная | (Выполняется на заключительном этапе обучения, является основой для получения квалификации) |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
— Общеобразовательный блок (в зависимости от профиля подготовки возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин, различные их объемы, объединения учебных предметов).
— общепрофессиональный блок (обеспечивает фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Включает в себя дисциплины одинаковые для ряда родственных специальностей в пределах одной профессиоанальной группы)
— специально-предметный блок (отражает конкретное содержание профессиональной деятельности, направлено на подготовку к выполнению определенных профессиональных функций)
Дисциплины общенаучной подготовки | Общепрофессиональные дисциплины | Управленческие дисциплины |
(дают знания тех наук, на которые опираются специальные предметы) | (дают основополагающие знания по предмету) | (являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и т.п.) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Производственная практика · учебная · технологическая · преддипломная (квалификационная) | · Практические занятия · Практикумы | Курсовое и дипломное проектирование |
СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Соотношение общепрофессиональной и общенаучной подготовки
Уровень профессионального образования | Процент соотношения |
Начальное профессиональное образование | В основном знания общенаучного характера даются в рамках профессиональной подготовки |
Среднее профессиональное образование | Общенаучная подготовка составляет 10 – 15% учебного времени |
Высшее профессиональное образование и послевузовское | Общенаучная подготовка составляет 50% учебного времени |
Соотношение теории и практики
Уровень профессионального образования | теория | практика |
Начальное профессиональное образование | 50% | 50% (была 70%, но развитие технологий привело к увеличению доли теоретического обучения) |
Среднее профессиональное образование | 60% | 40% |
Высшее профессиональное образование | 80% | 20% |
Послевузовское профессиональное образование | 95% теоретико-методологическая подготовка | 5% |
ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Благодаря планированию учебного процесса:
— занятия по темам распределяются в логической последовательности;
— раскрывается связь между содержанием технологии и других учебных предметов;
— осуществляется своевременное материальное обеспечение учебного процесса;
— при подведении итогов учителю легко проверить выполнение учебной программы в результате сопоставления запланированного объема работ с фактически выполненным.
При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать:
— нормативные документы по предмету технология (стандарт, программы, инструкции);
— обязательный минимум содержания данного предмета;
— возможности материально-технической базы учебного заведения (т.е. наличие оборудования, материалов, а также соответствие помещений мастерских санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);
— сведения о разных видах программ (необходим критический анализ программ с целью выявления их преимуществ и недостатков, а также обязательного их соответствия стандартным требованиям).
При планировании учителю необходимо разработать ряд документов:
1.Сводный учебный план и приложения к наиболее сложным разделам программы.
2. Календарно-тематический план по классам.
Сводный учебный план и приложения к нему
Сводный учебный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем курса технологии с разбивкой его по классам и по разделам.
При его планировании учитываются требования и объемные показатели федерального компонента государственного образовательного стандарта, в вариативной части которого могут быть внесены дополнения или изменения в соответствии с национально-региональным и школьным компонентами.
Сводный учебный план составляется совместно всеми учителями технологии, работающими в одном образовательном учреждении, для того чтобы соблюсти преемственность и сформировать систему в подаче и усвоении учащимися учебного материала. Т.к. чаще всего учителя работают по параллелям и не всегда наблюдается согласованность содержания курса от класса к классу.
Сводный учебный план представляется в табличной форме следующего вида:
№ п/п | Наименование разделов и подразделов | Количество часов |
Классы | ||
Основы технологии | ||
2.1 | технология приготовления пищи | |
2.3 | технология изготовления швейных изделий | |
… | … | |
итого |
Исходными данными для расчета времени, в соответствии со стандартными требованиями следует брать 34 недели в год, длительностью урока 90 мин. (два академических часа).
Приложения к сводному учебному плану
Набор приложений по различным разделам программы разрабатывается также совместно группой учителей данного предмета, работающих в одной школе.
В приложениях обычно в наглядной форме представляется в эскизах (или прорисовывается) видеоряд объектов труда по каждому разделу или подразделу для всех классов.
При этом обязательно учитываются следующие требования:
— проектирование и обработка предлагаемых в видеоряде объектов труда должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;
— работа, связанная с изготовлением данных изделий должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;
— видеоряд изделий составляется с учетом преемственности и постепенного их усложнения от класса к классу. Учителю необходимо проанализировать, чтобы знания, умения и навыки, сформированные при изготовлении изделий в младших классах, послужили основой для изготовления изделий в следующем классе;
— изделие должно быть общественно, полезным, чтобы учащиеся были заинтересованы в его изготовлении;
— должна учитываться материальная база школы, а также спец. профессиональная подготовка учителей.
Календарно тематический план
Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год.
Оформляется в отдельной тетради следующим образом:
1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:
№ п/п | Ф.И.О., должность проверяющего | Дата провер- ки | Замечания | Роспись проверяющего |
2. На следующей странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.
Таблица
Сводный тематический план изучения раздела «Сопротивление материалов» дисциплины «Техническая механика»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Номера занятий |
Основные понятия сопротивления материалов и задачи курса. | Л1 | ||
Виды нагрузок и основные деформации. Напряжения (касательные и нормальные) | Л2 Л3 | ||
Деформация растяжения – сжатия. | Л4 Л5 Пр6 Пр7 Пр8 | ||
Деформация сдвига (среза). | Л9 Пр10 Пр11 Пр12 | ||
Геометрические характеристики плоских сечений. | Л13 Пр14 Пр15 | ||
Деформация кручения. | Л16 Пр17 Пр18 Пр19 Пр20 | ||
Деформация изгиба. | Л21 Л22 Пр23 Пр24 Пр25 Пр26 Пр27 | ||
Деформация продольного изгиба. | Л28 | ||
Понятие об усталости материалов. Предел выносливости. | Л29 Пр30 | ||
ИТОГО |
3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:
№ п/п | Тема урока | Дата | Цели: 1.Обучающие 2.Развивающие 3.Воспит-ные | Основное содержание темы (понятия, термины) | обеспечение занятия МТО ДО МО | Лабораторно-практическая работа (упражнения) |
В таблице могут быть добавлены следующие разделы:
— форма организации деятельности учащихся;
В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.
Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.
Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.
Одним из основных документов по планированию производственного обучения является перечень учебно-производственных работ по профессии
Перечень учебно-производственных работ определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.
Данный перечень составляется на учебные полугодия или на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями. Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ для нужд данного учебного заведения.
Пример оформления перечня:
Время (месяц) изучения темы | № темы | Наименование темы | Время на изучение темы в часах (минутах) | Учебно-производственные работы | |||||
Всего | На инструктаж | На упражнение | На производственную деятельность | Наименование Работ | Сложность (разряд) | Рабочая норма времени | Ученический коэффициент | Ученическая норма времени | Количество работ (в шт.) на одного учащегося |
При отсутствии условий для фронтального выполнения работ в учебных мастерских и на производстве дополнительно составляется график перемещения учащихся по рабочим местам
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
1. Свернутый план-конспект.
2. Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
— номер урока по календарно-тематическому плану;
Цель может состоять из более мелких задач.
Примеры формулировки образовательных задач:
— Дать начальное (или первичное) представление о …;
— Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
— Закрепить понятия (знания) …;
— Обобщить (систематизировать) знания …;
— Углубить следующие представления …;
Примеры формулировки воспитательных задач:
— Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
— Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
— Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
— Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
— Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих задач:
— Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
— Развивать у учащихся профессиональные интересы;
— Содействовать развитию специальных способностей;
— Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
материально-техническое оснащение урока:
— оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
— инструменты и приспособления;
учебно-методическое оснащение урока:
— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
— ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
— оформление классной доски;
— структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
— ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.