строительство в зоне затопления судебная практика
Дом у воды: как строить, чтобы не снесли
Действующее законодательство значительно ограничивает застройку земельных участков вблизи воды. Специальные жесткие режимы устанавливаются на водных объектах, которые используются для питьевого водоснабжения. Нередко подобные случаи доходят до судебных разбирательств, и часто суды выносят решение о сносе таких домов или изъятии земельных участков.
Рассказываем, какими законами регулируется застройка рядом с водой, можно ли строить в зонах санитарной охраны и как возвести дом, чтобы потом его не снесли.
Зимой и весной 2020 года в суды Московской области поступил ряд исков о сносе домов близ воды, а также о требовании вернуть земельные участки в государственную собственность.
ФГБУ «Канал имени Москвы» в соответствии с поручением Росморречфлота организовало работу по восстановлению прав в отношении землеотводов, предоставленных учреждению для строительства и надлежащей последующей эксплуатации канала имени Москвы, в том числе — водохранилищ. По фактам нарушений учреждение подало в суд об истребовании указанных земельных участков в собственность государства. Всего учреждение подало иски в отношении 57 земельных участков, из них четыре исковых требования о признании здания, строения самовольной постройкой, сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе ФГБУ «Канал имени Москвы».
В настоящий момент судебная практика идет по пути отказа в предоставлении в частную собственность даже земельных участков со строениями в том случае, если они находятся в первом или втором поясе зоны санитарной охраны (ЗСО), говорит руководитель направления «Коммерческие споры» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Чтобы не попасть под снос, нужно проверить наличие разрешительных документов на строительство, генеральный план и правила землепользования населенного пункта, документы о регистрации права собственности в Росреестре, вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с ПЗЗ и данными Росреестра, рекомендует адвокат Forward Legal Олег Шейкин.
Что такое самовольная постройка
Самовольной постройкой признается здание или сооружение, возведенное без прав на земельный участок либо без необходимых согласований, с нарушением градостроительных и архитектурных норм. При этом земельный участок должен быть предназначен для жилищного строительства. При строительстве собственник нарушил права соседа, а здание угрожает здоровью и жизни других граждан. Снести частное строение на собственном участке теперь могут только по решению суда, а не по решению местной администрации. Подробнее о том, что можно строить на земельных участках, чтобы не попасть под снос, ранее писала «РБК-Недвижимость».
Особенность регулирования застройки у воды
Строительство рядом с речками и водоемами накладывает ряд дополнительных ограничения на застройку и оборот земельных участков. Особенно жесткие меры применяются для водных объектов, которые являются источниками водоснабжения. На этих территориях устанавливают водоохранные зоны. Они делятся на три пояса регулирования, в которых либо полностью запрещено любое строительство, либо действуют различные ограничения.
Согласно Водному кодексу, нельзя строить здания в пределах береговой полосы, которая обычно составляет от 5 до 20 м в зависимости от протяженности водоема. Водоохранные зоны составляют от 50 до 200 м и также зависят от протяженности водоема. В пределах водоохранных зон можно строить при наличии сооружений, защищающих воду от загрязнений (канализации, локальные очистительные сооружения), поясняет адвокат Шейкин.
Для источников питьевой воды предусматриваются еще и санитарные зоны, которые составляют не менее 100 м. В пределах этих зон запрещается любое строительство, кроме объектов, необходимых для эксплуатации и водного объекта.
Постановлением СНК РСФСР № 696 на канале имени Москвы установлена зона санитарной охраны (ЗСО) второго и третьего поясов, которая включает в себя километровую полосу в обе стороны от уреза воды в канале на всем его протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно. Решением исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 17.04.1980 № 500-1143 был утвержден проект установления красных линий границ ЗСО.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. В соответствии с СанПиН первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. В этом поясе запрещено любое строительство. Второй и третий пояса ограничений в некоторых случаях допускают строительство жилья при обязательном соблюдении требований, направленных на предупреждение загрязнения источников водоснабжения, говорит юрист Еремин.
В границах второго и третьего поясов допускается проживание людей и строительство различных объектов, включая жилищное строительство. «Однако любое новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а на владельцев объектов, которые могут оказать негативное влияние на качество воды, возложена обязанность по выполнению предусмотренных СанПиН санитарных мероприятий под угрозой административной ответственности», — отмечает Малинин из юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры».
Сведения об установленных зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения могут содержаться в Едином государственном реестре недвижимости. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должны отображаться на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Если самострой. Как защитить права?
Спасти от сноса свое здание, которое отвечает признакам самовольной постройки, можно в том случае, если нет нарушений строительных норм, земельный участок допускает возможность нахождения на нем этого здания и оно не создает угрозу для жизни и здоровья других лиц, говорит Шейкин из Forward Legal. По его словам, в таком случае в судебном порядке можно требовать признания права собственности на самовольную постройку. «Если же здание не может находиться на земельном участке в связи с ограничениями, но при этом у собственника есть все разрешительные документы, тогда в случае его сноса можно требовать взыскания убытков с соответствующих органов власти», — поясняет адвокат.
Добросовестность поведения лиц при приобретении имущества или возведении строений на приобретенных земельных участках является основанием для защиты прав таких лиц даже в ситуации последующего изъятия имущества или сноса строений, отмечает Еремин из НЮС «Амулекс». В этом случае, по словам юриста, необходимо обращаться в суд за компенсацией рыночной стоимости дома, установить ответственность органа, выдавшего разрешительную документацию на строительство объекта ИЖС, в причинении вреда добросовестному застройщику.
Решение № 2А-291/2018 2А-291/2018
М-241/2018 М-241/2018 от 27 февраля 2018 г. по делу № 2А-291/2018
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 г. гор.Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края
Председательствующего Рябцевой А.И.
При секретаре Гайдиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Задикян С.Ф. о признании отказа Управления Архитектуры в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, незаконным, и обязании выдачи разрешения на строительство,
Представитель администрации МО Туапсинский район, действующий на основании доверенности Аксенов А.Ю., исковые требования не признал, пояснив, что ограничения в использовании земельного участка указаны также в градостроительном плане, выданном истице. Зоны подтопления определены в соответствии с Генеральным планом и правилами землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения, утвержденных уполномоченным органом, которые обязательны для исполнения управлением архитектуры. В государственный кадастр недвижимости зоны затопления не вносились. Какая организация определяла указанные зоны он предоставить сведения не может. Также у него не имеется данных на основании каких сведений определялись зоны подтопления. Считает отказ Управления Архитектуры законным и обоснованным, просит в удовлетворения искового заявления отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, об удовлетворении заявления Задикян С.Ф., по следующим основаниям :
Удовлетворяя требования административного истца суд считает, что оспариваемое решение управления архитектуры не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям:
Так, частью 4 ст. Глава 6. Охрана водных объектов > Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» target=»_blank»>67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».
В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования ст. Глава 6. Охрана водных объектов > Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» target=»_blank»>67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником водного объекта по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Указанные обстоятельства подтверждаются также и выданном Управлением Архитектуры градостроительным планом земельного участка.
Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка позволяет осуществлять правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить индивидуальный жилой дом.
Кроме того, согласно ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков» target=»_blank»>40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.Согласно ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» target=»_blank»>8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу п. 3 ст. Глава 4. Градостроительное зонирование > Статья 30. Правила землепользования и застройки» target=»_blank»>30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. Глава 4. Градостроительное зонирование > Статья 34. Порядок установления территориальных зон» target=»_blank»>34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.
Задикян С.Ф., являясь законным правообладателем земельного участка с видом разрешенного использования- «для индивидуального жилищного строительства», в нарушение вышеуказанных норм лишена возможности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Согласно ст. Глава 4. Градостроительное зонирование > Статья 36. Градостроительный регламент» target=»_blank»>36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Территориальная зона, в которой находится земельный участок истца, определена как Ж-1, что также подтверждает, что указанный земельный участок возможно использовать под застройку индивидуального жилого дома.
В соответствии со ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 13. Общие положения > Статья 209. Содержание права собственности» target=»_blank»>209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием.
Также, в соответствии со ст. Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю > Статья 56. Ограничение прав на землю» target=»_blank»>56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
В отношении принадлежащего Задикян С.Ф. земельного участка какие-либо ограничения в виде зоны затопления и подтопления, отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и государственной регистрацией этого права.
В соответствии с частью 7 статьи Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства > Статья 51. Разрешение на строительство» target=»_blank»>51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства > Статья 51. Разрешение на строительство» target=»_blank»>51 Градостроительного кодекса, не допускается. В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство градостроительный кодекс не предусматривает.
Каких –либо иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство ответчиком не представлено, принимая во внимание что у Управления Архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского района в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства > Статья 51. Разрешение на строительство» target=»_blank»>51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
В соответствии с п.п.1,6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Подраздел 1. Основные положения > Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав > Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления» target=»_blank»>13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно указанным нормам права, признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исковые требования Задикян С.Ф. удовлетворить.
Признать отказ Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в выдаче Задикян С.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по незаконным.
Управлению Архитектуры и градостроительства администрации МО сообщить об исполнении настоящего решения в суд в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в вой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Туапсинского районного суда Рябцева А.И.
Решение Верховного суда: Определение N 51-АПГ17-11 от 24.08.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Москва 24 а в г у с т а 2 0 1 7 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бендер Г Г о признании не действующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от 30 октября 2015 г. № 521 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 9 октября 2012 г. № 834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края»
по апелляционной жалобе Барнаульской городской Думы на решение Алтайского краевого суда от 29 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Решением Алтайского краевого суда от 29 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Барнаульская городская Дума просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неверно определил обстоятельства дела и принял решение с нарушением норм материального и процессуального права, сделал неверный вывод, что оспариваемым нормативным правовым актом не затрагиваются и не нарушаются права административного истца. Спорный земельный участок расположен в зоне затопления, поэтому на нем запрещается размещение зданий, коммуникаций, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты. Федеральное законодательство не устанавливает обязанность принимать и вносить изменения в Правила землепользования и застройки, полностью соответствующие Генеральному плану.
Прокуратурой Алтайского края поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в
апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в
соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о
градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
Суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ, сделал правильный вывод, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования
генеральному плану, в том числе в части картографического материала которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом
В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана
г. Барнаула, действующего в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2011 г. № 450, земельный участок, расположенный по адресу:
находится в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками.
Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемый нормативный правовой акт с приведенными нормами, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что ПЗЗ г. Барнаула в оспариваемой редакции в части отнесения территории, на которой расположен указанный земельный участок, к территориальной зоне Р.4 противоречат требованиям части 3 статьи 9 ГрК РФ, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ и положениям Генерального плана г. Барнаула.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что указанный земельный участок находится в зоне затопления, а согласно статье 90 ПЗЗ г. Барнаула запрещается размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты, подлежит отклонению.
Зоны затопления, подтопления в силу пункта 4 статьи 1 ГрК РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления,
подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на
основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В данном случае соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, не определялись. Сведения о нахождении спорного земельного участка в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что решение № 521 не нарушает прав административного истца, поскольку у них отсутствует право на земельный участок, оформленное в установленном порядке, а дом является самовольно возведенным.
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В обосновании права на обращение в суд административный истец указал на имеющиеся препятствия для реализации ее интересов, поскольку Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула отказал в предоставлении в собственность спорного земельного участка без проведения торгов для эксплуатации жилого дома в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне Р.4. Оценив это обстоятельство, Судебная коллегия соглашается с суждением суда о праве Бендер Г.Г. на обращение в суд с административным иском.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил действия комиссии по рассмотрению предложения об изменении ПЗЗ г. Барнаула в оспариваемой части, не влияют на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поскольку основанием для признания решения № 521 недействующим явилось его несоответствие
градостроительному законодательству, актам большей юридической силы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная
коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила решение Алтайского краевого суда от 29 марта 2017 г. оставить без изменения апелляционную жалобу Барнаульской городской Думы без удовлетворения Председательствующий