строительство храмов в россии в 2021 году
В 2021 году планируется завершить проектирование 10 новых храмов Москвы
Москва, 8 августа 2021 г.
6 августа состоялось совещание-видеоконференция по проектированию храмов в Москве. По традиции обсуждение возглавил советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин.
В совещании приняли участие руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата протоиерей Андрей Юревич; помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов; начальник Отдела советника Мэра Москвы Владимира Ресина Михаил Владимирович Саженов; представители московских префектур и городских структур, настоятели храмов, проектировщики, техзаказчики.
В соответствии с утвержденным Планом проектирования в 2021-2022 годах предусматривается разработка проектной документации по 33 храмам. В 2021 году планируется завершить проектирование 10 объектов:
— церковного комплекса с храмом священномученика Василия, протоиерея Московского, на улице Островитянова, вл. 45. Проектировщик: ООО «Юнистройпроект». По этому проекту уже получено положительное заключение экспертизы;
— церковного комплекса с храмом блаженной Матроны Московской на улице Промышленная, вл. 11Б. Проектировщик: ООО «Юнистройпроект». Проект разработан и передан в экспертизу. До конца августа планируется получить положительное заключение;
— с храмом равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги на улице Архитектора Власова. Проектировщик: ООО «Архитектурные мастерские Дмитрия Пшеничникова и партнеры». Напомним, разработаны разделы стадии «П»: «Архитектурный раздел» («АР»), «Конструктивные решения» («КР») и СПОЗУ;
— с храмом святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, на пересечении Веневской и Скобелевской улиц. Проектировщик: ООО «Инвест Проект Групп». Выполнены разделы «АР» и «КР», проведены геологические изыскания, на 50% выполнено проектирование инженерных систем. Проектировщик подтвердил сроки работ;
— храм преподобных отцов Киево-Печерских на пересечении улиц Новочеремушкинская и Кржижановского со зданием культурно-просветительского центра. Проектировщик: ООО «Инвест Проект Групп». Разрабатывается Архитектурно-градостроительное решение. Параллельно ведется работа над проектной документацией стадии «П»;
— церковный комплекс с храмом равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ. Проектировщик: ООО «Архитектурная мастерская «Дмитрий Пшеничников и партнеры». АГР утвержден Москомархитектурой;
В 2022 году намечено завершить проектирование еще на 10 храмах, а также начать проектирование на 10 новых объектах.
В Москве прошла конференция «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа»
Москва, 19 мая 2021 г.
18 мая 2021 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин провел конференцию «Строительство храмов — сохранение исторической памяти народа». Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» ХXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», сообщает Патриархия.ru.
В работе форума приняли участие: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иерей Александр Привалов; начальник управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Н. Шестаков; начальник управления реализации программы комплексного развития центра г. Москвы и приоритетных строительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина; заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти АУ ПАО «МОЭК» Г.А. Шилов; заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук; заместители префектов московских административных округов и ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели проектируемых и строящихся храмов, представители СМИ.
В 2020 году исполнилось 10 лет Программе строительства православных храмов в Москве.
«Наша встреча отмечает десятилетнюю веху начала строительства православных храмов в Москве, — заявил В.И. Ресин, открывая конференцию. — Первый юбилей». По его словам, за это время удалось достичь неплохих результатов. Так, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 87 храмовых комплексов, из них 12 — в ТиНАО и 15 — сверх Программы. Построено и ведутся работы по вводу 4 программных храмов и 2 храмов сверх Программы. Завершены основные строительно-монтажные работы еще на 6 программных храмах. В стадии строительства 39 храмов, из них 2 — в ТиНАО. Еще 3 храма возводится сверх Программы. В стадии проектирования 40 храмов, из них 1 — в ТиНАО. На 111 участках установлены временные храмы. На 9 участках временные храмы стали основными.
Советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства также отметил важность строительства ведомственных и воинских храмов с духовно-просветительскими центрами и музеями. «Российская армия защищает наших граждан от внешних и террористических угроз, выступает миротворцем в конфликтах. Наша задача — придать нашим военным душевных сил, уверенности и чтить подвиг воинов. Уже построены: главный храм Сухопутных войск России, главный храм героев внешней разведки, главный храм Росгвардии. Планируется возвести храм в память ветеранов-афганцев», — сообщил депутат.
В.И. Ресин также обратил особое внимание на социальную деятельность православных общин.
О различных направлениях деятельности московских приходов говорил в своем сообщении В.И. Сучков: «Практически все православные общины действующих и строящихся храмов активно занимаются социальной, учебной, патриотической и спортивной деятельностью. Православная община становится центром притяжения для жителей района, центром притяжения доброты, сотрудничества и взаимовыручки».
По мнению В.И. Сучкова, «социальная и духовно-просветительская деятельность приходов нуждается в освещении и широкой общественной поддержке». В течении пяти лет Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы проводит ежегодные фотовыставки, посвященные деятельности московских приходов. Выставки становятся все более популярными. Более 200 тысяч москвичей и гостей столицы посетили экспозиции за последние пять лет. В этом году выставка будет представлена в Юго-Западном, Южном и Западном административных округах столицы.
«Программа строительства храмов нужна для Москвы, она обогащает духовную и культурную жизнь столицы, улучшает социальную ситуацию. Для нас важно интегрировать Программу в повседневную жизнь города, в жизнь каждого района», — сказал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы.
В рамках конференции также обсуждались вопросы архитектуры современного храма. Речь шла о том, насколько важно благолепие внешнего облика православных церквей в деле благоукрашения Москвы и просвещения современного общества.
В.И. Ресин подчеркнул, что «у каждого нового храма есть своя яркая индивидуальность, свой неповторимый образ».
В свою очередь иерей Александр Привалов отметил: «Во все времена именно храмы являлись венцом творения архитекторов, именно храмовое зодчество стояло во главе архитектурной мысли и всей градостроительной политики. Для храмов избирались самые лучшие места, часто на возвышенностях, чтобы они просматривались со всех сторон, или на центральных площадях, чтобы выступать архитектурной доминантой города. В архитектуре храма должна воплощаться красота Божиего мира, и этой красотой церковь призвана привлекать к себе человека — и невоцерковленного тоже. В архитектуре храма заключена глубокая символика, которая свидетельствует о том, что храм — это дом Божий, это место встречи Бога и человека, и эту символику также необходимо воплощать и в современной архитектуре храма».
На конференции отмечалось, что храмы Москвы строятся как крупными благотворителями, так и «благодаря рядовым прихожанам и их семьям».
За десять лет реализации Программы накоплен большой опыт в процессе храмостроительства. «И этим опытом мы готовы делиться», — сказал помощник председателя Финансово-хозяйственного управления. В этом направлении ведется активная работа. Так, в Московском архитектурном институте (МАРХИ) при участии архитектурного отдела ФХУ создана кафедра «Храмовое зодчество». «В 2020 году начал свою работу Совет по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, в состав которого вошел руководитель архитектурного отдела ФХУ. Само создание Совета было осуществлено также под эгидой ФХУ. В 2020 году ФХУ было инициировано сотрудничество с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академией художеств. При активном участии ФХУ организована и работает Гильдия храмоздателей», — сообщил в своем выступлении иерей Александр Привалов.
При Финансово-хозяйственном управлении также создано Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии», которое полностью обеспечивает процесс храмостроительства — от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. «В 2020 году Единая служба заказчика Московской Патриархии осуществляла технический надзор за проектированием 7 храмов и за строительством 13 храмов. Силами технического заказчика были введены в эксплуатацию 2 объекта. В роли генерального подрядчика ЕСЗ МП выступила на 5 объектах», — рассказал иерей Александр Привалов.
Несмотря на общую непростую ситуацию, Программа активно развивается, и в ее реализации В.И. Ресин видит «будущее города и благополучие его жителей».
В тот же день проходил семинар для настоятелей строящихся храмов.
В ходе семинара выступили:
Докладчики также ответили на вопросы участников семинара.
Мы строим храмы там, где они нужны людям
— Ваше Преосвященство, насколько «просел» церковный бюджет за время пандемии? От каких значимых проектов пришлось отказаться? Насколько меньше стали жертвовать Церкви простые люди? Потеряла ли она каких-то крупных благотворителей? Начала ли выравниваться финансовая ситуация теперь?
И «Норильский никель» продолжает активно участвовать в программе. Так, в конце прошлого года мы начали строительство храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского на Красноярской улице. К реализации еще одного масштабного проекта планируем приступить этой весной.
Если же мы говорим о приходах, то пожертвований стали собирать меньше. Однако все зависит от настоятеля. Если настоятель активный, то и приход у него большой и дружный. И люди в самой сложной ситуации находят возможности и друг другу помочь, и пожертвовать на храм.
У нас, к примеру, в Северном викариатстве Москвы настоятель силами дружной общины построил большой храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынке и сегодня помогает строить храмы другим батюшкам.
Еще один пример. Настоятель храма равноапостольных Константина и Елены в Митине. Совсем недавно, уже в этом году, ввел в эксплуатацию большой храм на 1000 человек. Во время пандемии он не оставлял прихожан без внимания и заботы. Организовал онлайн-общение. Продолжал стройку.
Так что, повторюсь: конечно, определенные сложности есть, но на общие темпы строительства ситуация с пандемией серьезного влияния не оказала. И, как говорится, нет худа без добра: нынешние вызовы еще более сплотили духовенство и прихожан.
Помимо основных храмовых комплексов, если у прихода недостаточно средств, мы строим так называемые временные храмы. Это здания из быстровозводимых конструкций. Иногда деревянные. И в них начинаем служить. Таких храмов у нас 123. То есть фактически около 190 новых храмов, каменных и временных, мы уже возвели и совершаем в них регулярные богослужения. Таким образом, ситуация с храмами в Москве меняется к лучшему.
Благодаря программе у большого числа людей появилась возможность дойти до своего храма пешком. Привести детей. Не стоять длинную очередь на исповедь. Спокойно встать со свечкой на колени на каноне преподобного Андрея Критского, не опасаясь, что из-за плотности толпы сосед случайно подожжет вас своей свечой или вы сами подпалите косынку впереди стоящей старушки.
На каждом приходе мы открываем воскресные школы, где дети могут изучать не только богословские предметы, но и учить языки, заниматься музыкой, рисованием, спортом. При храмах создаются службы социального служения, службы милосердия, которые оказывают помощь бедным, одиноким людям, инвалидам, многодетным семьям. Наши новые храмы становятся не только духовными, но и культурными, и социальными центрами.
— В каком ориентировочно году «программа-200» будет завершена? Сколько новых храмов она будет включать? Как известно, изначально заявленные рамки в 200 церквей преодолены, и на сегодня речь идет уже о 240 храмах.
— Мы действительно решили отказаться от цифры 200. Но дело не в статистике, не в количестве. Мы хотим подчеркнуть, что для нас важна не цифра, а человек. Сердце человека. Мы строим храмы для людей. Мы строим храмы там, где они нужны людям. Чтобы дарить людям радость общения с Богом. И, исходя из этого, будет определяться дальнейшая судьба программы.
Сегодня мы уже вышли за пределы МКАДа, где у нас оформлено более 190 участков. В «новой» Москве у нас оформлено 47 земельных участков под строительство храмов. Еще около 30 в процессе рассмотрения.
Но, повторюсь, дело не в цифре и не в сроках, а в востребованности нашей программы. Будучи викарием, могу сказать по своему опыту: мы не успеваем построить храм, как он наполняется людьми!
— Каков план-график на текущий год?
— У нас ежегодно более-менее план один: сдать в эксплуатацию десять храмов и приступить к строительству еще десяти, а также разработать проектную документацию по десяти храмам и сдать ее в экспертизу.
— Сколько в среднем лет уходит на строительство одной программной церкви?
— В среднем от двух до четырех лет. Тут надо иметь в виду, что у нас нет планового финансирования. Конечно, если у прихода есть крупный благотворитель, тогда работы ведутся быстрее. Если приход сам изыскивает средства, то тогда строительство может затянуться.
— В среде обывателей порой звучат упреки в том, что храмы по «программе-200» строят наспех, гонясь за количеством в ущерб качеству, и что эти церкви не выдерживают конкуренции с художественной стороны с древними церквями, которые являются визитной карточкой России. Есть ли доля истины в таких утверждениях?
За последние 30 лет на этом пути опять же многого удалось достичь. Но, конечно, не обходится и без неудач и ошибок, которые мы учитываем и двигаемся дальше.
К примеру, изначально в рамках программы планировалось строить модульные храмы. То есть храмы, которые состояли бы из нескольких модулей, эти модули производились бы на заводах, и церковные здания представляли собой некий конструктор, состоящий из нескольких больших готовых частей.
Однако от этой идеи быстро отказались и решили строить по типовым проектам. Было разработано семь проектов храмов на 200, 300 и 500 человек. Они прошли экспертизу. И мы приступили к стройке.
За эти годы вокруг программы сформировался круг церковных архитекторов, которые разрабатывают новые проекты. При этом следует отметить, что у самих архитекторов между собой происходят бесконечные дискуссии о том, каким должен быть облик современного храма. Одни архитекторы ратуют за максимальное сохранение традиции, другие стремятся создать нечто новое, сказать свое новое слово в архитектуре. И, конечно, кому-то удается гармонично сочетать традицию и новаторство, а кому-то нет.
К примеру, много споров вызывает архитектура храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынке. Кому-то она представляется живым и удачным ответом на вызовы современности. Для кого-то такой вид храма неприемлем. А вот знаменитый проповедник протоиерей Димитрий Смирнов, молясь на освящении этого храма, высказал о нем такое суждение: «Этот храм войдет в учебники по архитектуре».
— Могли бы вы назвать, скажем, пять уже построенных храмов, которые стали наиболее яркими проектами в истории «программы-200»?
— Храмовый комплекс с храмом благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Архитектор: А.А.Анисимов;
— Храмовый комплекс с храмом блаженной Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской. Архитектор: О.А.Баранникова;
— Храмовый комплекс с храмом равноапостольных Константина и Елены в Митине. Архитектор: А.Н.Оболенский. Верхний храм на 1000 человек;
— Храмовый комплекс с храмом Сретения Господня в Жулебине, на улице Саранская;
— Храмовый комплекс с храмом великомученика Димитрия Солунского на улице Берзарина.
— И, конечно, упомянутый Сергиевский храм на Ходынке. Архитектор: С.Я.Кузнецов.
— Какова доля программных храмов, которые строят по индивидуальному проекту и по «многоразовому»?
— Строительство каких церквей далось с особым трудом и что это были за трудности? Как часто инициаторы строительства храмов наталкиваются на недовольство местных жителей?
— Помимо программы строительства новых храмов, в Москве действует и программа предоставления субсидий из городского бюджета на реставрацию исторических церквей. Как она продвигается?
Причем в последнее время изменился подход к проведению реставрации. Если ранее на объектах выполнялись порой только локальные работы, то есть, к примеру, или реставрация фасадов, или кровли, или интерьеров, то в настоящее время проводится комплексная реставрация объекта. Но, как правило, не за один год, а за несколько лет.
— Пожар в Нотр-Даме и стремление россиян финансово подключиться к возрождению этого знаменитого храма заставил многих вспомнить о заброшенных церквях российской глубинки, которые также нуждаются в восстановлении. Сколько таких церквей сегодня в нашей стране и как выглядят перспективы их воссоздания?
Выделяемое финансирование охватывает всю территорию страны: объекты в административных центрах и в отдаленных населенных пунктах.
В прошлые годы были завершены работы на нескольких храмах Старой Руссы, Великого Новгорода, Смоленской, Ярославской и Тульской областей, Республик Бурятия и Марий Эл, в других регионах страны.
Так, отреставрированы следующие знаковые объекты: четыре башни Донского монастыря в Москве, Казанский собор Шамординского монастыря, Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря города Белёва Тульской области, Вознесенский собор Вознесенского монастыря Смоленска, церковь Благовещения с трапезной и новыми настоятельскими покоями Борисоглебского мужского монастыря в Ярославской области, церковь апостолов Петра и Павла в селе Верх-Ушнур республики Марий Эл и другие.
В 2021 году по указанному направлению в проектировании и производстве работ находится 50 объектов, контракты по которым были заключены в 2019-2020 годах. Из наиболее значимых можно отметить следующие:
— Крутицкое Патриаршее Подворье («Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней и Успенскими переходами» и «Крутицкий надвратный Терем. Стена-переход», 1681-1694 гг., XVII в.) в Москве;
— Объекты ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, XV-XVII вв., Вологодской области;
— Собор Преображения и Входоиерусалимский собор в городе Торжке Тверской области.
Также начата разработка проектной документации по объектам ансамбля Александро-Невской Лавры, XVIII-XX вв., в Санкт-Петербурге.
Весной начнутся первоочередные и противоаварийные работы на 39 аварийных объектах каменного и деревянного зодчества, расположенных в 24 субъектах страны.
Отрадно отметить, что зачастую реставрация объектов культурного наследия финансируется из иных источников, не только федеральных. Это могут быть пожертвования от частных лиц. Существует практика разработки проектов за счет регионального бюджета или привлеченных внебюджетных источников и последующего физического выполнения работ за федеральные средства.
В Минкультуры России планируют также запустить направление по проведению консервационных работ на аварийных храмах.
Патриарший совет по культуре сформировал реестр аварийных и руинированных храмов по России, число таких храмов более двух тысяч.
В заключение хочу подчеркнуть, что Россия всегда славилась своей природой и своими храмами. И сегодня ни в одной стране мира не строится и не реставрируется такое множество храмов, как в нашем Отечестве!
В России построят мегахрам
В России построят самый большой в мире христианский храм, рассчитанный на 37 тысяч человек — собор Софии Премудрости Божией. Он появится на территории Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», окормляемого схиигуменом Сергием (Николай Романов) — духовником Натальи Поклонской. Об этом пишет Znak.
Строительство мегахрама планируют начать в 2020 году. Высота здания будет достигать 77 метров, а высота центрального купола составит 22 метра при диаметре в 33 метра. Сооружение собираются сделать трехъярусным. Внутри него разместят два храма: нижний — площадью 11 тысяч «квадратов» на 20 тысяч человек и верхний — площадью 6,4 тысячи «квадратов» на 17 тысяч человек.
Материалы по теме
Божья воля
По словам прихожанки монастыря Жанны Рябцевой, строительство будет вестись на средства духовных чад отца Сергия, а также на пожертвования многочисленных китайцев, которые интересуются историей царской семьи и хотят пройти обряд крещения. Сам отец Сергий известен как один из лидеров царебожников. Священнослужитель утверждает, что когда Россия окажется под властью антихриста, то это будет человек «с маской Владимира Путина».
Около полутора лет ушло на урегулирование земельного вопроса. Для этого выделили 3,5 гектара земли бывшего фермерского хозяйства семьи Крековых. Супруги долго сопротивлялись и ходили по судам, которые встали на их сторону. Однако в июне 2019 года Рябцевой удалось убедить Крековых продать участок Екатеринбургской епархии. Сумма сделки не афишируется. Известно, что в ноябре 2018-го мэр Среднеуральска вел с фермерами переговоры о покупке земли примерно за 1,5 миллиона рублей. В начале 2019 года Крековым предлагали уже четыре миллиона рублей, но данная сумма далека от рыночной стоимости. Независимые эксперты оценивали участок в 240 миллионов рублей, рассказал Znak источник, знакомый с обстоятельствами сделки.
В пресс-службе РПЦ сказали изданию, что широкой дискуссии по поводу мегахрама не было. Руководитель синодального отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда заявил, что ему известно о проекте даже меньше, чем журналисту Znak.
В настоящее время одно из самых больших религиозных сооружений в мире — это мечеть шейха Зайда в Абу-Даби. Она вмещает до 40 тысяч человек.
Сколько в России храмов, кто их строит и зачем они нужны: разбор редакции
После революции 1917года, когда квласти пришли большевики, монархия сменилась накоммунизм ипоявился Советский Союз, церковь переживала кризис. Марксисты- ленинисты ивсете, кто хотел построить счастливое социалистическое общество, сказали, что «Бога нет» иначали борьбу против православия. Церковь стала объектом гонения, аантирелигиозная политика была направлена науничтожение храмов, даивообще любого предмета религиозного значения.
Большевики проделали большую работу— к1930 году прежде многочисленная русская православная церковь была наполовину уничтожена. Сталин решил неотставать отсвоих предшественников ипошел попротоптанной дороге антирелигиозной пропаганды. Хотя, стоит заметить, что его отношение кцеркви менялось— после Великой Отечественной войны вождь сменил гнев намилость идаже восстановил некоторые приходы. После число церквей опять уменьшилось. Когда распался Советский Союз иначалась эпоха уже современной нам России, отрусского православного наследства остались крохи— всего лишь10% дореволюционной силы.
В1916 году Российская Империя была поистине православной державой, сопоставить ееснынешней РПЦ практически невозможно— общее число церквей, часовен имонастырей тогда равнялось 77тысячам. Спустя десятилетия гонений, поданным на1988год, сохранилось лишь 6893прихода. Получается, что число объектов сократилось на70тысяч. Сколько точно объектов религиозного культа сровняли сземлей неизвестно, нопонекоторым данным около 40тысяч. Остальным нашли применение— вних открывали больницы, дома культуры, планетарии, музеи ит.д.
1000sovetov.ru
Когда распался Союз ипоявилась Российская Федерация, режим перешел оттоталитарного ксветскому, церковь начала свой долгий путь восстановления, теперь уже как отдельный институт, независимый отгосударства. Стоит сказать, что РПЦ заэти 30лет увеличила общее количество церквей Московского патриархата почти на32тысячии, согласно статистике, сейчас число приходов достигает 38649. Цифра получилась очень внушительная, нокогда мыговорим оней, нужно учитывать, что это общая статистика нетолько для России, ноидля православных объектов, расположенных натерритории Украины, Беларуси, Мордовии, Казахстана, Средней Азии ит.д.
Итак, поданным на2019год, конкретно вРоссии существует 21849храмов. Иэта цифра неумолимо растет. Если темпы развития останутся такимиже, товближайшие тридцать лет количество церквей увеличится вдвое.
Асколько всего вРоссии православных?
Чтобы лучше разобраться внашем главном вопросе, для начала нужно определить, сколькоже вРоссии православных людей, которым нужны эти самые храмы. Подсчитать точное количество практически невозможно— вразных исследованиях представлены разные цифры.
Например, пословам Патриарха Кирилла «общее число членов Московского патриархата, проживающих как вРоссии, так изаеепределами, составляет около 180 млн человек. Около75% россиян считают себя православными».
Однако официальная статистика говорит иначе. Поданным фонда «Общественное мнение», проводившего опрос вначале 2019года, число православных людей равняется65% отвсего населения страны. Согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кправославию себя причисляют около63% россиян. Какая изэтих цифр самая точная, сказать сложно, носкорее всего данные исследовательских центров наиболее верны— процент верующих колеблется от60до65%, астатистика РПЦ завышена.
1000sovetov.ru
Вышеперечисленные данные относятся только крелигиозной принадлежности— люди могут таким образом показывать свою культурную иэтническую самоидентификацию, нонеходить вцерковь. Число воцерковленных россиян значительно меньше: понекоторым данным, всего отвсего числа верующих регулярно посещают литургии ипричащаются. Около8% посещают религиозные обители, ноделают это время отвремени. Согласитесь, что такие цифры ничтожно малы, учитывая примерный процент людей, которые называют себя православными.
Если посмотреть настатистику последних 20лет, томожно заметить, что после избрания патриархом Кирилла в2010 году (аеще дела Pussy Riot в2012) численность православных увеличилась, нопотом опять сократилась. Тоже самое касается ивоцерковленных россиян— в2013 году цифра возросла до6%, новследующим году потеряла 4пункта.
Конечно, все эти данные приблизительны, ведь вРоссии никогда небыло комплексных исследований религиозного вопроса, нообщая картина понятна.
Три храма всутки— это много или мало?
Вмае 2019 года наосвящении храма вСтрасбурге Патриарх Кирилл сказал кое-что, что вызвало огромный шквал критики, море полемики испоров. Цитата звучала так: «Сегодня мыстроим примерно три храма всутки, за24часа.30тыс. храмов задесять лет. Инеоттого, что унас слишком много денег инезнаем, куда ихпотратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, иумом, исердцем понял, что без Бога ничего неполучается».
Это высказывание спровоцировало резонансное обсуждение того, анужноли вдействительности строить столько храмов, если можно пустить деньги надругие нужды— отстраивать школы, больницы имногое другое. Заявление как раз выпало напротестные акции против строительства храма вЕкатеринбурге, адоэтого была громкая история сИсаакиевским собором, поэтому неудивительно, что вопрос застройки такой скорости интересовал многих.
Эту цифру можно рассматривать сразных сторон. Для простого обывателя это противоречивая цифра, адля воцерковленного православного— хорошая тенденция, направленная навосстановление былого религиозного величия.
Кроме всего прочего, понекоторым данным церкви натерритории страны распределены очень неравномерно— где-то избыток, агде-то дефицит. Один приход может пустовать, адругой быть переполненным, если является единственным вгороде, селе, деревне. Так, например, пословам Владимира Легойды, наодин православный храм приходится 25000 человек вНовосибирской епархии.
Сдругой стороны, тотже Легойда вмае заявил, что повсей стране стоит около 4000 полуразрушенных храмов итех, что находятся ваварийном состоянии. Пословам главы синодального Отдела повзаимоотношениям Церкви собществом иСМИ, количество таких объектов скаждым годом сокращается. Новстает вопрос, анелучшели больше сил бросить именно навосстановление уже существующих церквей, чем строить новые?
Сколько стоит храм построить?
Цена одного православного храма на500 прихожан составляет примерно 300 миллионов рублей. Храм чуть поменьше, где-то на250прихожан, обойдётся инвесторам в90миллионов. Маленький храм где-нибудь вселе или деревне будет стоить около 10млн рублей. Если заняться простой математикой, тополучается, что только настроительство храмов вгод уходит почти 100 млрд рублей. Годовой бюджет настроительство церквей конкретно вМоскве равняется 1млрд рублей. Откуда берутся такие деньги, если церковь самостоятельный инезависимый институт насамообеспечении?
Аоткуда деньги?
В2010 году вМоскве начала действовать программа под названием «Программа 200». Она предполагает строительство храмов повсей Москве вшаговой доступности отдома, ибыла инициирована патриархом Московским ивсея Руси Кириллом в2009году. Тогда минимальную нужду Москвы оценили в200храмов. Правительство столицы для этих целей бесплатно выделяет участки, афинансирование производит фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», который РПЦ учредила в2010году, сопредседателем попечительского совета которого являются Мэр Москвы Сергей Собянин.
Курирует проект бывший депутат, аныне советник патриарха Кирилла построительству— Владимир Ресин. Среди членов фонда есть такие важные люди, как Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Сечин («Роснефть»). Получается, что многие средства поступают отчастных фондов иотспонсоров. Среди таких спонсоров есть очень внушительные государственные компании, иногда средства поступают напрямую изгосударственного бюджета, например, нареставрацию ивосстановление объектов культурного наследия, или как гранты. Пословам Владимира Ресина, завремя существования программы веефонд поступило примерно 30млрд рублей, иза8лет было отстроено 85храмов и140 деревянных часовен вМоскве.
Сколько нужно храмов стране?
Насамом деле, наэтот вопрос точного ответа нет. Пословам Легойды, один храм приходится примерно на3,8тыс. человек, это учитывая все население страны, равное 146миллионам. Здесь речь идет онаселении вцелом, однако далеко невсе причисляют себя кправославным христианам, как мывыяснили выше. Натерритории нашей страны проживает много людей других конфессий. Мусульмане, католики, иудеи, буддисты. Людей, которым церковь действительно нужна, постатистике нетак ужимного, восновном это воцерковленные православные ите, кто посещает приход время отвремени. Согласно данным «Газеты.ru», напасхальную службу пришло примерно 4,3 миллиона человек. Благодаря простым вычислениям получается, что наодин храм пришлось где-то 111человек. Это нетак ужимного. Вродебы цифра небольшая, ностоит учитывать, что церкви действительно распределены неоднородно ивкаких-то областях религиозные обители были переполнены, агде-то пустовали.
Судя поцифрам, страна перестала быть вхрамовом дефиците истроительство идет полным ходом, авбудущем уРПЦ большие планы. Мыпросто пытались разобраться вэтом вопросе, авыводы делайте сами.
Этот вопрос мы обсудили в редакции и вот, что думают мои коллеги.
Мнение №1:
Храм— это дом Божий. Это томесто, вкотором наши молитвы возносятся кнебесам еще быстрее ипроще. Выведь замечали, что все церкви ихрамы практически всегда стоят навозвышениях? То-то ионо. Раньше, еще вдохристианские времена, натакихже точно возвышенностях люди ставили капища ижертвенники светлым богам. Чем выше кСолнцу, кСвету— тем ближе кБогу, нуили кбогам. Ведь полегендам, всвое время Владимир Красно Солнышко для того Русь икрестил, чтобы объединить разрозненные племена, погрязшие вмеждоусобицах— водно великое целое. Никатолическая вера, нимусульманство небыли понятны иблизки князю, авот греческое православие подкупило Владимира. Именно оно хорошо ложилось вустои родной веры. Именно поэтому сейчас многие русские христиане верят ипочитают нетолько лишь Сына Божьего Иисуса Христа, ноивсех Святых многочисленных. Почему так— есть множество теорий иисследований, домыслов, нояихприводить небуду здесь. Яведь посути человек верующий, просто неприемлю догм инебьюсь висступлении ипостоянных мольбах, внадежде что мой путь станет легче ивсе проблемы решатся сами собой— яверю вБога, ноэто немешает мне искать инаходить среди всех религий нечто, что может связать ихвоедино. Искать ответы навопросы своей души. Вера как сама суть исокровенный смысл любой религии— вот что поистине должно объединять людей, асейчас картина, которая предстаёт передо мной, совсем нетакая. Сейчас унас уже столько разных течений ответвлений одного лишь христианства, что поневоле задумываешься— зачем люди пытаются расколоть намелкие кусочкито, что должно своим единством, нерушимостью илюдей воодушевлять насплочение? Ипусть Добро иЗло— это все эфемерное инеобъективное, новедь все внутри нас. Что снаружи— тоивнутри, вродебы это закон Гермеса Трисмегиста. Зло внутреннее всегда найдет путь вовнешний мир, оно просочится, равно как идобро. Ноэто яуже вдемагогию ушел, конечноже. Хотя умышленно. Вернусь ктеме храмов иихколичества идля чего они вообще нужны. Вплане духовном, храмы необходимы. Это оплот веры. Неважно какой, будь тоислам, христианство или буддизм. Важно только, чтобы храмы действительно являлись таковыми для людей. Важно, чтобы храмы были тем местом, куда может прийти любой человек иоткрыться перед Богом. Так изначально задумывалось. Ихочется, чтобы любой открывшийся Храм— всегда был местом светлым. Ичтобы там, вкачестве помощников духовных, отцов— всегда были светлые люди, которые всем сердцем ивпрямь радеют затех, кто приходит вхрам. Адаже если неприходит— ведь только насвет мытянемся, только кдобру души навстречу раскрываются. Вот когда получится достучаться добром итеплом долюдей— тогда ипустовать бессмысленные храмы небудут. Когда выбор духовный идушевный пропагандироваться начнет среди молодежи, когда разумнее станет церковь относиться клюдям, сопоставлять цели ипотребности всех людей сосвоими— вот тогда инестанет никаких противников строительства храмов. Тогда люди исами начнут тянуться кБогу. Когда разумно все станет. Ведь все мырано или поздно приходим кБогу. Просто каждый по-своему.
Мнение №2
Знаете, храмы, конечно, вопрос противоречивый, как исовременная (подчеркиваю) религия ицерковь. Содной стороны, когда-то это все дело объединило народ, который жил разрозненно ивроде как изжилбы сам себя, еслибы непришел Владимир инесказал: вот теперь выхристиане, изаконы жизни унас будут другие, исамим себя явам уничтожить недам. Естественно, в988 году начали бешено строить христианские храмы, церкви, соборы, потому что нужно было приобщить весь этот языческий народ, хоть как-то собрать всех под одной крышей инаучить тем законам, покоторым нужно жить теперь— ведь натот момент религиозные иобщественные законы были слиты исоблюдая одни, тыкакбы автоматически соблюдал идругие.
Прошло чуть меньше 1000лет, ималенький человек наброневике решил, что порабы Церкви передать свою власть народу. Ибольшевики пофакту оказались сильнее Церкви. Ясчитаю, можно понять тех, кто задумал революцию. Неоправдываю методы, нопонимаю, что без таких переломов общество неможет неточто развиваться— оно просто существовать неможет. Нусмотрите сами: где-то в988 году творился такой треш, что один человек, посмотрев навсе это, решил, что порабы забыть все, что было раньше, иначать жить по-другому соглядкой насамые успешные каноны.
Яочень люблю эту историю, когда Владимир выбирал, вкакую веру обратить Русь. Послы изразных стран приходили иподробно рассказывали ему, очем каждая религия, какие унее слабые исильные стороны, аонпринимал решение. Отмусульманства было решено отказаться, так как там нельзя есть свинину ипринимать алкоголь, арусский народ только нанатурхозяйстве ижил: представьте, каково былобы тем, кто держал свиней, как основной источник пропитания. Ну, насчет алкоголя какбы иобъяснять нечего— тут вспоминаем Салтыкова-Щедрина сего «пьют иворуют». Другая сторона мусульманства была неудобна тем, что там надо было молиться понескольку раз вдень: тоесть нетак молиться, как мыпривыкли— быстренько перед сном, перед едой или впроцессе работы, апрям вот вставать наколени лицом вопределенную сторону итратить достаточно много времени нато, чтобы отдать честь Аллаху. Русский человек немог себе этого позволить, потому что пока тыбудешь молиться, кто вспашет тебе поле, наготовит еды на15детей, будет ухаживать заскотиной итак далее— короче, кто будет заниматься всеми твоими делами, пока тысмотришь наАллаха? Мынемогли себе позволить тратить столько времени.
Если отмусульманства отказались почисто бытовым причинам, тоскатоличеством несложилось попричинам духовным. Знаетеже, что русская душа— штука широкая, арусский человек— человек гордый, поэтому подчиняться Папе никто нехотел— нам нужна была полная независимость исамостоятельность.
Христианство вцелом подошло повсем параметрам. Вот исмотрите, что получается: Владимир оказался прав, иего реформа успешно сыграла наруку русскому народу. Мыправда стали другими, кое-как усмирили свои языческие привычки ивроде даже объединились. Новся власть теперь оказалась вруках Церкви ипод эгидой веры творилось много непростительных зверств.
Революция сделала посути тоже самое: человек увидел кризис— человек принял решение— человек принял меры. Понимаете, без этого события мывсе также оставалисьбы науровне 1000года.
Теперь онациональных достояниях: разрушение церквей— тоже зверство непростительное. Культурное наследие— это культурное наследие, илишать свою страну этих вещей как минимум глупо. Понятно, что Церковь немогла наэто смотреть, итеперь, когда настали относительно спокойные времена, старается восстановить потерянное. Нонеслишкомли старается? Втом плане, что хорошо множить дома божьи, ноплохо делать изэтого коммерцию. Когда меня спрашивают, что ядумаю опостройке миллионного храма где-то там, явсегда вижу вэтом коммерцию, увы. Унас храмов по3штуки на100 квадратных метров, адетей наочередь всадик ставят ссамого рождения (кроме шуток). Справедливо? Нет. Когда уЦеркви много денег идостаточно храмов для прихода, ихможно распределить разумно, анестроить еще одну церковь, вкоторую будет ходить 10человек вмесяц.
Иконечно, вот эта фишка срасценками вцеркви просто убивает иногда. Моя бабушка всегда возмущается: говорит, Иисус ходил босиком иводной белой одежке, аунас скоро вцерковь бесплатно зайти нельзя будет. Иясоглашусь.
Любое действие под эгидой помощи хорошо только тогда, когда оно действительно помогает, акогда ищешь только выгоду для себя— ну, знаетели, никакой бог ваше стремление кбогатству ижестокое сердце неоправдает.
Главное фото: pravlife.org
Читайте также!
Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях