строим монастырь под вязьмой
Вяземский котел: как выжить там, где выжить нельзя. И как жить дальше
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под Вязьмой строится в память о защитниках Отечества, павших на месте так называемого Вяземского котла. Здесь осенью 1941 года в немецкое окружение попали пять армий. Из миллиона солдат выйти смогли лишь 85 тысяч. Здесь до сих пор поисковики находят следы боев: мины, осколки, бессчетные останки погибших. Потому и обитель на этой земле задумана как монастырь поминовения погибших воинов.
В синодике обители уже более 12 тысяч имен — их ежедневно поминают здесь в молитвах. Монахиням со всего мира приходят письма с просьбой внести на вечное поминовение имена родных и близких, историями о тех, кто не вернулся с войны, и о том, как человек на ней обретал веру.
Настоятельница монастыря, игумения Ангелина (Нестерова) рассказала нам одну из них, лично ей особенно дорогую, — свидетельство ее духовного отца, фронтовика, насельника Троице-Сергиевой лавры схиархимандрита Михаила (Балаева, 1924-2009), с которым она познакомилась в 1998 году. Отец Михаил чудом выжил в ходе боев за Вязьму в 1943 году и решил после этого посвятить всю свою жизнь Богу.
По его же благословению была написана уникальная икона Божией Матери — «Одигитрия Вяземская ратная», на которой воины Красной армии изображены как мученики. Сейчас этот образ находится в Покровском храме монастыря.
Явление Богородицы
«Отец Михаил, — вспоминает матушка Ангелина, — говорил, что на войне часто случалось так: те, кто хотел отсидеться, погибали, те же, кто шли в бой, как в последний раз, готовые принести себя в жертву, спасались. Они и были мучениками».
Сам отец Михаил, в миру Виктор Федорович Балаев, выходец из крестьянской семьи, ушел на фронт в 17 лет. Это был конец 1941 — начало 1942 года. Мама зашила ему крестик в мешочек, где хранились документы — он был всегда на груди. После первого ранения, выписавшись из госпиталя, осенью 1942 года он оказался под Ржевом. Здесь его сослуживцами стали несколько солдат, вышедших из того страшного «котла» под Вязьмой в октябре 1941-го. От них он услышал о Вяземской трагедии и о явлении Богородицы.
Когда определялись места прорыва, точек было несколько: в районе деревни Мартюхи, где сейчас стоит скит, в районе деревни Доманово, по реке Курьяновке — там строится Спасо-Богородицкий монастырь, и под деревней Марково. Задача была рассеять внимание неприятеля и постараться, чтобы хоть один прорыв удался. Солдат, который рассказывал это отцу Михаилу, упомянул и о том, что, когда выходили по реке Курьяновке от села Богородицкое, все видели, как над верхушками деревьев шла женщина.
«Мы лежали в окопах недалеко от Богородицкого, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, минометы, пулеметные очереди — казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг видим, откуда-то появилась женщина не очень высокого роста, в темной одежде, — то ли накидка не ней, то ли широкий плащ. Пошла по кустарнику и как бы рукой звала за собой. Пригнувшись, мы побежали за ней, но не все — может, другие ее не видели. Пробежали так километров пять. Она вроде бы шла медленно, а мы еле за ней поспевали. Потом она стала подниматься в небо и удалилась, а мы остановились, поняв, что бой уже идет за нашими спинами. Так и вышли из окружения».
Отец Михаил говорил, что ребята об этом никому не рассказывали, ему же сказали, потому что увидели у него нательный крестик. Те, кто видел это явление, поняли, что это была Божия Матерь: попытка прорваться из окружения была предпринята 14 октября 1941 года — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
«Когда мы сказали батюшке, — вспоминает игумения Ангелина, — что в селе Богородицком стоял и стоит храм во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница» — ред.), отец Михаил благословил найти иконописцев и написать икону «Вяземская Ратная» и описал, как она должна выглядеть».
В 2009 году первая такая икона была написана тверскими иконописцами Наталией и Валерием Колтовыми. Фотографию этой иконы отец Михаил одобрил и благословил написать еще несколько таких икон побольше размером. На них Богородица стоит на облаке, а внизу — те воины, которые победили в войне, не щадя жизни своей, в плащ-палатках и с крестами. Они изображены подобно 40 мученикам Севастийским (в IV веке — ред.), загнанным в ледяное озеро за отказ поклониться идолам. Река рядом голубая и светлая, уходящая на Небеса, — тот путь, которым эти воины ушли к Богу.
«Как-то я спросила батюшку, как на фронте солдаты относились к вере в Бога. Он сказал, что разные были, но кто лежал в окопах, — верили все, может быть, каждый в своего».
Обещание Богу
В марте 1943 года дорога войны привела уже самого Виктора Балаева, имевшего к тому времени два ранения, в город Вязьму. Тогда он находился в составе одной из стрелковых частей 33-й армии. Вот как отец Михаил об этом рассказывал своей духовной дочери Ангелине (Нестеровой), которая, будучи сама родом из этих мест, не раз расспрашивала его о событиях на ее малой родине.
«Наша часть шла от города Ржева. Весна, грязно, болота. Очень тяжело было… Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, нужно было форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько попыток штурма захлебнулось. Подошла наша очередь идти по тонкому покрытому водой льду. Когда прозвучала команда «в атаку», я сказал себе: «Останусь жив — пойду в монахи». Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку, лег в окоп. Посмотрел по сторонам — до берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас».
В этом бою был ранен и сам Виктор Балаев. Он очнулся в госпитале только через несколько дней.
«Мне довелось как-то спросить батюшку, — добавляет матушка Ангелина, — когда он в жизни почувствовал присутствие Божие наиболее близко? Ответ был: «У вас, под Вязьмой».
Вернувшись на родину в 1947 году в звании старшего сержанта, Балаев проработал два года художником-инструктором в профтехшколе деревни Богородское, был принят в областной Союз художников. Через несколько лет Виктор Федорович сдержал данный Богу обет: 12 июня 1959 года он был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, а на следующий год подал наместнику — будущему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — прошение о пострижении в монашество. Позднее он стал одним из ближайших помощников (келейников — ред.) Патриарха Алексия I и потом 20 лет нес послушание в патриаршей резиденции в Переделкино.
Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. 14 июля 2009 года один из старейших насельников Троице-Сергиевой лавры скончался от ишемической болезни сердца.
«Молимся на мощах»
«Это все, что могу сказать, — говорит игумения Ангелина (Нестерова). — Мне думается, что вера в Бога для каждого человека не «стационарна», она развивается: один в критический момент вдруг вспоминает, что есть Бог; другого, уже знающего, что «есть Бог», критический момент приводит к мысли и решению совершить Поступок во славу Божию. Или посвятить всю дальнейшую жизнь Богу».
…В местах массовой гибели воинов поисковики вяземского отряда «Долг» находят нательные православные кресты, иконы — в сумках, сапогах, портмоне, планшетах. Община Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря установила в этих местах уже более 250 поклонных крестов.
Над найденными останками павших воинов в Покровском храме монастыря совершается чин отпевания и погребения с отданием заслуженных почестей героям. Когда митрополит Смоленский и Рославльский Исидор освящал храмовый придел Иоанна Воина, он признался, что «чувство такое, что мы молимся на мощах, как древние христиане».
Сквозь «Вяземский котел»: выход из окружения навсегда изменил жизнь солдата
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под Вязьмой строится в память о защитниках Отечества, павших на месте так называемого Вяземского котла. Здесь осенью 1941 года в немецкое окружение попали пять армий. Из миллиона солдат выйти смогли лишь 85 тысяч. Здесь до сих пор поисковики находят следы боев: мины, осколки, бессчетные останки погибших. Потому и обитель на этой земле задумана как монастырь поминовения погибших воинов.
В синодике обители уже более 12 тысяч имен — их ежедневно поминают здесь в молитвах. Монахиням со всего мира приходят письма с просьбой внести на вечное поминовение имена родных и близких, историями о тех, кто не вернулся с войны, и о том, как человек на ней обретал веру.
Настоятельница монастыря, игумения Ангелина (Нестерова) рассказала нам одну из них, лично ей особенно дорогую, — свидетельство ее духовного отца, фронтовика, насельника Троице-Сергиевой лавры схиархимандрита Михаила (Балаева, 1924-2009), с которым она познакомилась в 1998 году. Отец Михаил чудом выжил в ходе боев за Вязьму в 1943 году и решил после этого посвятить всю свою жизнь Богу.
По его же благословению была написана уникальная икона Божией Матери — «Одигитрия Вяземская ратная», на которой воины Красной армии изображены как мученики. Сейчас этот образ находится в Покровском храме монастыря.
Явление Богородицы
«Отец Михаил, — вспоминает матушка Ангелина, — говорил, что на войне часто случалось так: те, кто хотел отсидеться, погибали, те же, кто шли в бой, как в последний раз, готовые принести себя в жертву, спасались. Они и были мучениками».
Сам отец Михаил, в миру Виктор Федорович Балаев, выходец из крестьянской семьи, ушел на фронт в 17 лет. Это был конец 1941 — начало 1942 года. Мама зашила ему крестик в мешочек, где хранились документы — он был всегда на груди. После первого ранения, выписавшись из госпиталя, осенью 1942 года он оказался под Ржевом. Здесь его сослуживцами стали несколько солдат, вышедших из того страшного «котла» под Вязьмой в октябре 1941-го. От них он услышал о Вяземской трагедии и о явлении Богородицы.
Когда определялись места прорыва, точек было несколько: в районе деревни Мартюхи, где сейчас стоит скит, в районе деревни Доманово, по реке Курьяновке — там строится Спасо-Богородицкий монастырь, и под деревней Марково. Задача была рассеять внимание неприятеля и постараться, чтобы хоть один прорыв удался. Солдат, который рассказывал это отцу Михаилу, упомянул и о том, что, когда выходили по реке Курьяновке от села Богородицкое, все видели, как над верхушками деревьев шла женщина.
«Мы лежали в окопах недалеко от Богородицкого, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, минометы, пулеметные очереди — казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг видим, откуда-то появилась женщина не очень высокого роста, в темной одежде, — то ли накидка не ней, то ли широкий плащ. Пошла по кустарнику и как бы рукой звала за собой. Пригнувшись, мы побежали за ней, но не все — может, другие ее не видели. Пробежали так километров пять. Она вроде бы шла медленно, а мы еле за ней поспевали. Потом она стала подниматься в небо и удалилась, а мы остановились, поняв, что бой уже идет за нашими спинами. Так и вышли из окружения».
Отец Михаил говорил, что ребята об этом никому не рассказывали, ему же сказали, потому что увидели у него нательный крестик. Те, кто видел это явление, поняли, что это была Божия Матерь: попытка прорваться из окружения была предпринята 14 октября 1941 года — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
«Когда мы сказали батюшке, — вспоминает игумения Ангелина, — что в селе Богородицком стоял и стоит храм во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница» — ред.), отец Михаил благословил найти иконописцев и написать икону «Вяземская Ратная» и описал, как она должна выглядеть».
В 2009 году первая такая икона была написана тверскими иконописцами Наталией и Валерием Колтовыми. Фотографию этой иконы отец Михаил одобрил и благословил написать еще несколько таких икон побольше размером. На них Богородица стоит на облаке, а внизу — те воины, которые победили в войне, не щадя жизни своей, в плащ-палатках и с крестами. Они изображены подобно 40 мученикам Севастийским (в IV веке — ред.), загнанным в ледяное озеро за отказ поклониться идолам. Река рядом голубая и светлая, уходящая на Небеса, — тот путь, которым эти воины ушли к Богу.
«Как-то я спросила батюшку, как на фронте солдаты относились к вере в Бога. Он сказал, что разные были, но кто лежал в окопах, — верили все, может быть, каждый в своего».
Обещание Богу
В марте 1943 года дорога войны привела уже самого Виктора Балаева, имевшего к тому времени два ранения, в город Вязьму. Тогда он находился в составе одной из стрелковых частей 33-й армии. Вот как отец Михаил об этом рассказывал своей духовной дочери Ангелине (Нестеровой), которая, будучи сама родом из этих мест, не раз расспрашивала его о событиях на ее малой родине.
«Наша часть шла от города Ржева. Весна, грязно, болота. Очень тяжело было… Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, нужно было форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько попыток штурма захлебнулось. Подошла наша очередь идти по тонкому покрытому водой льду. Когда прозвучала команда «в атаку», я сказал себе: «Останусь жив — пойду в монахи». Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку, лег в окоп. Посмотрел по сторонам — до берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас».
В этом бою был ранен и сам Виктор Балаев. Он очнулся в госпитале только через несколько дней.
«Мне довелось как-то спросить батюшку, — добавляет матушка Ангелина, — когда он в жизни почувствовал присутствие Божие наиболее близко? Ответ был: «У вас, под Вязьмой».
Вернувшись на родину в 1947 году в звании старшего сержанта, Балаев проработал два года художником-инструктором в профтехшколе деревни Богородское, был принят в областной Союз художников. Через несколько лет Виктор Федорович сдержал данный Богу обет: 12 июня 1959 года он был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, а на следующий год подал наместнику — будущему патриарху Московскому и всея Руси Пимену — прошение о пострижении в монашество. Позднее он стал одним из ближайших помощников (келейников — ред.) патриарха Алексия I и потом 20 лет нес послушание в патриаршей резиденции в Переделкино.
Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. 14 июля 2009 года один из старейших насельников Троице-Сергиевой лавры скончался от ишемической болезни сердца.
«Молимся на мощах»
«Это все, что могу сказать, — говорит игумения Ангелина (Нестерова). — Мне думается, что вера в Бога для каждого человека не «стационарна», она развивается: один в критический момент вдруг вспоминает, что есть Бог; другого, уже знающего, что «есть Бог», критический момент приводит к мысли и решению совершить Поступок во славу Божию. Или посвятить всю дальнейшую жизнь Богу».
…В местах массовой гибели воинов поисковики вяземского отряда «Долг» находят нательные православные кресты, иконы — в сумках, сапогах, портмоне, планшетах. Община Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря установила в этих местах уже более 250 поклонных крестов.
Над найденными останками павших воинов в Покровском храме монастыря совершается чин отпевания и погребения с отданием заслуженных почестей героям. Когда митрополит Смоленский и Рославльский Исидор освящал храмовый придел Иоанна Воина, он признался, что «чувство такое, что мы молимся на мощах, как древние христиане».
Обитель
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15, 13.
Открыт 25 июля 2014 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
Монахиня Ангелина (Нестерова) назначена настоятельницей обители с возведением в сан игумении.
Монастырь создается в продолжение древней православной традиции – на местах боев с неприятелем ставить поклонные кресты, возводить памятные храмы и обители.
Основная задача монастыря – поминовение вождей и воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., всех православных жителей страны, погибших от рук оккупантов в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжести военного времени; воинов, погибших в ходе локальных конфликтов, спецопераций и во всех военных конфликтах XX и XXI веков.
В Синодик монастыря записаны для поминовения имена около 50 тысяч воинов.
Основная идея, определяющая деятельность обители: «У Бога все живы».
Строительство монастыря
Служение в монастыре правящих архиереев
Святыни монастыря
Её история связана с трагическими событиями, произошедшими под Вязьмой 11-12 октября 1941 г. и памятью о воинах, павших за Родину в Великой Отечественной войне. Написание образа Богородицы «Одигитрия» благословил насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев; 1925-2009). Он участвовал в 1943 г. в сражениях на Ржевской и Вяземской земле. В Великую Отечественную войну на Смоленщине, под Вязьмой, три раза происходили ожесточенные бои с немецко-фашисткими захватчиками – в октябре 1941 г., в 1942 г. во время Ржево-Вяземской операции, в марте 1943 г. при освобождении города и района. Центром боев 1941 г. стал каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Богородицком, который переходил из рук в руки более семи раз. Позже, один из сослуживцев о. Михаила, находясь на Ржевском рубеже, рассказал ему о чудесном событии, произошедшем 11 октября, во второй половине дня. Когда уже наступали сумерки, была дана команда на прорыв. Несколько воинов увидели женщину в темной накидке с ребенком на руках, идущей через болото по тропинке к речке Курьяновке. Многие побежали за ней, думая, что это местная жительница, знающая правильную дорогу. Через какое-то время воины потеряли ее из виду, осознав, что они преодолели линию неприятельского огня. Впоследствии, обсуждая это событие, его очевидцы уверовали, что сама Божия Матерь спасла их от гибели. На иконе Пресвятая Богородица «Одигитрия» изображена с Богомладенцем на руке, стоящей в рост на облаке. Под ней между символических холмов текут две реки – земная и небесная. Одна из тысяч воинов, мучеников, павших за Отечество. Они изображены без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках. Вторая река, справа от них – уносящая души погибших на небо.
Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. Узнав, что под Вязьмой по благословению митрополита Кирилла начато создание женского Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря в память о воинах, он принял самое живое участие в этом благом деле, считая, что октябрьские бои под Вязьмой были духовной победой наших воинов в самый трудный период – начало Великой Отечественной войны. 14 июля 2009 г. о. Михаил скончался и погребен на монастырском кладбище у храма в с. Деулино, Сергиево-Посадского района, где в 1618 г. подписано перемирие с поляками, по которому Вязьма и еще несколько городов центра России окончательно отошли к Московскому государству. Успешный прорыв из окружения произошел 11 октября 1941 г. Теперь этот день, накануне Покрова Пресвятой Богородицы в монастыре отмечается как праздник, посвященный памяти воинов. Образ Божией Матери «Одигитрия – Вяземская Ратная», освященный епископом Вяземским и Гагаринским Сергием, стал святыней монастыря. Списки с него находятся во многих храмах нашего Отечества и ближнего зарубежья.
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь Смоленской епархии
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Территорию вокруг села Богородицкое (примерно 10 на 15 километров), где в течение первых двух недель октября 1941 года происходили наиболее ожесточенные бои, называют Вяземским ратным полем.
Замысел создать здесь женский монастырь появился в середине девяностых годов XX века. Духовным инициатором реализации замысла является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Будучи правящим архиереем Смоленской епархии, он неоднократно посещал эти места. По благословению митрополита Кирилла, решением приходского собрания от 7 декабря 1999 года, в Богородицком открыт приход в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», на основе которого создавался новый женский монастырь. Основная задача монастыря – поминовение воинов, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., православных жителей страны, погибших от рук оккупантов в плену, концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжести военного времени; воинов, скончавшихся в ходе локальных конфликтов, спецопераций ХХ века; войн других веков, в которых приходилось участвовать России. А также духовно-просветительская, патриотическая и миссионерская деятельность.
Строительство новой Одигитриевской обители начато в середине 2010 г. в продолжение древней православной традиции – на местах наиболее ожесточенных боев с неприятелем возводить памятные храмы и основывать монастыри.
22 июня 2010 г. – по благословению Преосвященного Феофилакта, епископа Смоленского и Вяземского, заложено основание первого храма обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы с северным приделом во имя Иоанна Воина.
9 сентября 2013 г. Преосвященный Исидор, епископ Смоленский и Вяземский, утвердил генеральный план Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря и подписал указ №084 об образовании на основании Одигитриевского прихода Спасо-Богородицкиого Одигитриевского женского скита Смоленской епархии. 11 октября 2013 г. Епископ Исидор совершил молебен на закладку камня в основание надвратного монастырского храма в честь Спаса Нерукотворного Образа. 1 декабря 2013 г. Преосвященный Исидор совершил чин великого освящения главного престола Покровского храма и совершил в нем первую Божественную литургию в сослужении духовенства епархии.
С этого времени в Покровском храме обители проводятся регулярные богослужения, осуществляется поминовение нескольких тысяч воинов, продолжается создание синодика павших воинов. Проводится историко-патриотическая и краеведческая работа с паломническими группами, школьниками и взрослыми, посещающими Покровский и Феодоровский храмы. Разработаны архитектурный и инженерный проекты первой очереди монастыря, в которую входят: келейный и игуменский корпуса, надвратный и сестринский храмы, помещения для гостей обители.
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под. г. Вязьма Епархиальные монастыри РПЦ
История
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь расположен в 12-ти километрах от Вязьмы, вблизи автодороги Вязьма – Хмелита — Холм-Жирки.
Монастырь открыт Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 года.
Настоятельницей монастыря была назначена игумения Ангелина (Нестерова).
Одно из служений сестер монастыря – ведение синодиков воинов, погибших в Великую Отечественную войну и тех, кто исполнял свой воинский долг во время современных вооруженных конфликтов, их ежедневное поминовение.
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь – действующий и строящийся одновременно. Обитель возводится на месте ожесточённых боёв, где в октябре 1941 года в немецкое окружение попали пять советских армий (16А, 19А, 20А, 24А, 32А), в состав которых входили и дивизии Московского народного ополчения. Сотни тысяч защитников Отечества погибли, положив свою жизнь «за други своя» и закрыв путь к наступлению немецко-фашистских войск на Москву. На месте одного из прорывов окружения в 2013 году построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, его северный придел освящен в честь святого мученика Иоанна Воина. Завершаются работы на надвратном храме в честь Спаса Нерукотворного Образа, сестринском, игуменском и административном корпусах.
Одна из почитаемых святынь монастыря – икона Одигитрия «Вяземская ратная», написанная по благословению духовного отца настоятельницы, фронтовика, насельника Троице-Сергиевой лавры схиархимандрита Михаила (Балаева, 1924-2009).