Что читать о функциях мозга человека, механизмах памяти и нервной системе, рекомендует физиолог Вячеслав Дубынин.
Мозг сложен и прекрасен на всех уровнях — от сплетений отростков отдельных нервных клеток до макроструктур, таких как стриатум, гиппокамп, таламус. Нас восхищают клетки Пуркинье с их огромными дендритными деревьями, слоистое строение коры больших полушарий (эволюция выверила расположение нейронов в ней с компьютерной точностью). Привлекают внимание «раскрашенные» области: красное ядро, голубое пятно, черная субстанция. И за всем этим — огромное многообразие функций, реализуемых нервной системой ежесекундно в течение всей нашей жизни. Для понимания этих функций очень полезно знание архитектуры мозга.
Если вы знакомы с основами анатомии и физиологии хотя бы на школьном уровне, следующий шаг — учебники по анатомии для медиков. Есть два типа таких учебников: тексты с относительно небольшим количеством иллюстраций и атласы, посвященные в основном «картинкам». В первом жанре классическими являются пособия, подготовленные академиком Михаилом Романовичем Сапиным, во втором — атласы, созданные на основе работ Рафаила Давыдовича Синельникова.
Но изучение чистой анатомии — специфическое и для многих скучноватое занятие. Чтобы оживить ситуацию, нужно параллельно с упомянутыми учебниками читать и более научно-популярные издания. Из старого, но выдержавшего проверку временем, безусловно, рекомендуется «Мозг, разум и поведение» (Флойд Блум с соавторами; 1988); из относительно нового — книга Риты Картер «Как работает мозг» (2014).
Оба издания отличаются тем, что на удивление богато снабжены изображениями всех основных отделов ЦНС (порой в весьма неожиданных ракурсах). Причем разговор о памяти, движениях, работе сенсорных центров, мышлении ведется в них с обязательной опорой на конкретное строение головного и спинного мозга. И конечно, ваши представления об анатомии нервной системы человека не будут полными, если не прикоснуться еще к двум областям: филогенезу (эволюции) мозга, а также к разделу, исследующему его повреждения, заболевания, патологии.
В первом случае советую попробовать одолеть «Эволюционную морфологию нервной системы позвоночных» (Н. Г. Андреева, Д. К. Обухов), во втором — помедитировать над «Наглядной неврологией» (Р. Баркер с соавторами). Выбор этих двух книг определяется, конечно, моими личными пристрастиями, поскольку в обеих областях существуют огромные пласты литературы — как научно-популярной, так и специализированной медицинской.
И если вы проникнитесь красотой мозга и его напряженным совершенством, самое время обратиться к прекрасным рисункам великого Сантьяго Рамон-и-Кахаля, многим из которых более ста лет.
1. Фонсова Н. А., Сергеев И. Ю., Дубынин В. А. Анатомия центральной нервной системы. М.: ЮРАЙТ, 2016
Учебник служит надежным введением в область современных представлений о строении и функциях мозга человека. Его текст основан на лекционных курсах, которые в течение многих лет читаются авторами студентам факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова (биологического, психологии, фундаментальной медицины). Мы старались написать его доступным языком, снабдили большим количеством рисунков и обобщающих схем, методическим аппаратом. Особые главы учебника посвящены сенсорным системам организма человека, строению нервной ткани, методам изучения анатомии мозга.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988
В книге изложены наиболее существенные с точки зрения нейрофизиологии 1980-х годов представления о работе мозга, многие из которых сохранили актуальность в наше время, а некоторые получили дальнейшее существенное развитие. В первой части издания подробно рассмотрены вопросы строения и общих принципов функционирования нервной системы. В ходе дальнейшего повествования авторы с использованием этой информации обсуждают проблему гомеостаза, механизмы эмоций и памяти, специализацию полушарий, биологические основы психических заболеваний и многие другие вопросы.
3. Картер Р. Как работает мозг. М.: АСТ — Corpus, 2014
Книга представляет собой яркий пример того, каких успехов может достичь профессиональный научный журналист, выступающий в одной команде с квалифицированным консультантом-нейрофизиологом. Проблемы, рассмотренные в книге «Мозг, разум, поведение», вновь анализируются здесь («двадцать лет спустя») с привлечением самых современных томографических, нейрохимических и нейроцитологических данных. Автор приводит большое количество «карт» различных функций мозга, наложенных на конкретные анатомические структуры.
4. Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. Спб.: Лань, 1999
Филогенетический подход к анатомическим данным важен тем, что позволяет осознать различные части нашего организма как изменяющиеся во времени системы. Мозг — яркий тому пример, и его прогресс при переходе от рыб к четвероногим или становлении теплокровности (птицы и млекопитающие) чрезвычайно интересен и показателен. При этом структуры ЦНС, уже знакомые по нервной системе человека, предстанут перед читателем как комплексы нейронных сетей, адаптирующиеся к выполнению все более сложных задач, а детали их строения и взаимные связи окажутся наполненными глубоким эволюционным смыслом.
5. Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009
Сложные обобщающие схемы, составляющие основное содержание этого пособия, позволят читателю еще глубже осознать включенность различных анатомических структур мозга в реализацию самых разных его функций. При этом затрагиваются различные уровни деятельности нервной системы — от молекулярного до системного: сенсорные процессы, управление движениями, эмоции, память и так далее. Особое внимание уделяется вопросам нарушений и патологий: нейродегенерациям, эпилепсии, аффективным расстройствам, аутоиммунным и наследственным неврологическим заболеваниям.
Автор: Вячеслав Дубынин Впервые опубликовано в журнаже «Постнаука», 30.01.2017
Как уже отмечалось, конечный мозг, telencephalon, представлен двумя полушариями, hemispheria cerebri. В состав каждого полушария входят: плащ, или мантия, pallium, обонятельный мозг, rhinencephalon, и базальные ядра.
Остатком первоначальных полостей обоих пузырей конечного мозга являются боковые желудочки, ventriculi laterales. Передний мозг, из которого выделяется конечный, вначале возникает в связи с обонятельным рецептором (обонятельный мозг), а затем он становится органом управления поведением животного, причем в нем возникают центры инстинктивного поведения, основанного на видовых реакциях (безусловные рефлексы), — подкорковые ядра и центры индивидуального поведения, основанного на индивидуальном опыте (условные рефлексы), — кора большого мозга.
Соответственно этому в конечном мозге различают в порядке исторического развития следующие группы центров:
1. Обонятельный мозг, rhinencephalon, — самая древняя и вместе с тем самая меньшая часть, расположенная вентрально.
2. Базальные, или центральные, ядра полушарий, «подкорка», — старая часть конечного мозга, paleencephalon, скрытая в глубине.
3. Серое вещество коры, cortex, — самая молодая часть, neencephalon, и вместе с тем самая большая часть, покрывающая остальные как бы плащом, откуда и ее название «плащ», или мантия, pallium.
Кроме отмеченных для животных двух форм поведения, у человека возникает третья форма — коллективное поведение, основанное на опыте человеческого коллектива, создающегося в процессе трудовой деятельности человека и общения людей с помощью речи. Эта форма поведения связана с развитием самых молодых поверхностных слоев мозговой коры, составляющих материальный субстрат так называемой второй сигнальной (словесной) системы действительности (И. П. Павлов).
Так как в процессе эволюции из всех отделов центральной нервной системы быстрее и сильнее всего растет конечный мозг, то он у человека становится самой большой частью головного мозга и приобретает вид двух объемистых полушарий — правого и левого, hemispheria dextrum et sinistrum.
Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 22.7.2021
Подборка научно-популярной литературы по нейробиологии, нейрохимии и нейрофизиологии.
1. Мозг. Иллюстрированная история нейронауки
Том Джексон – британский популяризатор науки, сумевший пересказать сложные вещи в живой, увлекательной форме. Он окончил Бристольский университет и вот уже 20 лет создает книги, которые восполняют пробелы в памяти и образовании самого широкого круга читателей.
Знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии – таких как психическая деятельность, социальное поведение, аутизм и шизофрения. Именно в этой сфере, наряду с изучением того, как мы воспринимаем окружающий мир, действуем, делаем выбор, помним и чувствуем, сегодня и происходит научная революция, связанная с внедрением методов нейровизуализации. В книге “Мозг и душа” Крис Фрит рассказывает обо всем этом самым доступным и занимательным образом.
3. Мозг: Ваша личная история
Мы считаем, что наш мир во многом логичен и предсказуем, а потому делаем прогнозы, высчитываем вероятность землетрясений, эпидемий, экономических кризисов, пытаемся угадать результаты торгов на бирже и спортивных матчей. В этом безбрежном океане данных важно уметь правильно распознать настоящий сигнал и не отвлекаться на бесполезный информационный шум.
Дэвид Иглмен, известный американский нейробиолог, автор мировых бестселлеров, создатель и ведущий международного телесериала «Мозг», приглашает читателей в увлекательное путешествие к истокам их собственной личности, в глубины загадочного органа, в чьи тайны наука начала проникать совсем недавно. Кто мы? Как мы двигаемся? Как принимаем решения? Почему нам необходимы другие люди? А главное, что ждет нас в будущем? Какие открытия и возможности сулит человеку невероятно мощный мозг, которым наделила его эволюция? Не исключено, что уже в недалеком будущем пластичность мозга, на протяжении миллионов лет позволявшая людям адаптироваться к меняющимся условиям окружающего мира, поможет им освободиться от биологической основы и совершить самый большой скачок в истории человечества – переход к эре трансгуманизма.
4. Стивен Пинкер. Как работает мозг.
Стивен Пинкер, выдающийся канадско-американский ученый, специализирующийся в экспериментальной психологии и когнитивных науках, рассматривает человеческое мышление с точки зрения эволюционной психологии и вычислительной теории сознания.
Что делает нас рациональным? А иррациональным? Что нас злит, радует, отвращает, притягивает, вдохновляет? Мозг как компьютер или компьютер как мозг? Мораль, религия, разум — как человек в этом разбирается?
Автор предлагает ответы на эти и многие другие вопросы работы нашего мышления, иллюстрируя их научными экспериментами, философскими задачами и примерами из повседневной жизни. Книга написана в легкой и доступной форме и предназначена для психологов, антропологов, специалистов в области искусственного интеллекта, а также всех, интересующихся данными науками.
5. Блум. Мозг, разум и поведение.
В книге американских авторов изложены современные представления о работе мозга. Рассмотрены вопросы строения и функционирования нервной системы; проблемы гомеостаза; эмоции, память, мышление; специализация полушарий и «я» человека; биологические основы психозов; возрастные изменения деятельности мозга.
6. Вся правда о мозге. Популярная неврология
В книге «Вся правда о мозге. Популярная неврология» представлены информативные, увлекательные, удивительно занимательные точки зрения на функционирование нашего самого главного органа — мозга.
Манфред Шпитцер с помощью коротких историй, взятых из собственного многолетнего опыта работы с пациентами невропатологии, раскрывает всю правду о мозге. Свойства нервов касаются всех нас: речь идет и о нашем мозге и об обществе, в котором мы живем.
7. Эрик Кандель. В поисках памяти.
Автор разъясняет революционные достижения современной биологии и проливает свет на то, как бихевиоризм, когнитивная психология и молекулярная биология породили новую науку. Книга начинается с воспоминаний о детстве в оккупированной нацистами Вене и описывает научную карьеру Канделя: от его раннего увлечения историей и психоанализом до новаторских работ в области изучения клеточных и молекулярных механизмов памяти, за которые он удостоился Нобелевской премии.
8. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии | Газзанига Майкл
-Новая научно-популярная серия Сorpus scientificum. -Увлекательный рассказ о том, как мы принимаем решения -Майкл Газзанига – знаменитый исследователь в области когнитивной нейронауки.
Традиционно со времён французского физиолога Биша (начало XIX в.) нервную систему разделяют на соматическую и вегетативную, в каждую из которых входят структуры головного и спинного мозга, называемые центральной нервной системой (ЦНС), а также лежащие вне спинного и головного мозга и поэтому относящиеся к периферической нервной системе нервные клетки и нервные волокна, иннервирующие органы и ткани организма.
Соматическая нервная система представлена эфферентными (двигательными) нервными волокнами, иннервирующими скелетную мускулатуру, и афферентными (чувствительными) нервными волокнами, идущими в ЦНС от рецепторов. Вегетативная нервная система включает в себя эфферентные нервные волокна, идущие к внутренним органам и рецепторам, и афферентные волокна от рецепторов внутренних органов. По морфологическим и функциональным особенностям вегетативная нервная система разделяется на симпатическую и парасимпатическую.
По своему развитию, а также структурной и функциональной организации нервная система человека имеет сходство с нервной системой разных видов животных, что существенно расширяет возможности её исследования не только морфологами и нейрофизиологами, но и психофизиологами.
У всех видов позвоночных нервная система развивается из пласта клеток на наружной поверхности эмбриона эктодермы. Часть эктодермы, называемая нервной пластинкой, сворачивается в полую трубку, из которой формируются головной и спинной мозг. В основе этого формирования лежит интенсивное деление эктодермальных клеток и формирование нервных клеток. Каждую минуту формируется примерно 250 000 клеток [Коуэн, 1982].
Молодые несформированные нервные клетки постепенно мигрируют из областей, где они возникли, к местам своей постоянной локализации и объединяются в группы. В результате стенка трубки утолщается, сама трубка начинает трансформироваться, и на ней появляются идентифицируемые участки мозга, а именно: в её передней части, которая будет в дальнейшем заключена в череп, образуются три первичных мозговых пузыря это rhombencephalon, или задний мозг; mesencephalon, или средний мозг, и prosencephalon, или передний мозг (рис. 1.1 А, Б). Из задней части трубки формируется спинной мозг. Мигрировав на место постоянной локализации, нейроны начинают дифференцироваться, у них появляются отростки (аксоны и дендриты) и их тела приобретают определённую форму (см. параграф 2).
Одновременно происходит дальнейшая дифференциация мозга. Задний мозг дифференцируется на продолговатый мозг, мост и мозжечок; в среднем мозге нервные клетки группируются в виде двух пар крупных ядер, называемых верхними и нижними бугорками четверохолмия. Центральное скопление нервных клеток (серое вещество) на этом уровне носит название покрышек среднего мозга.
В переднем мозге происходят наиболее существенные изменения. Из него дифференцируются правая и левая камеры. Из выпячиваний этих камер в дальнейшем формируются сетчатки глаз. Остальная, большая часть, правой и левой камер превращается в полушария; эта часть мозга называется конечным мозгом (telencephalon), и наиболее интенсивное развитие она получает у человека.
Образовавшийся после дифференциации полушарий центральный отдел переднего мозга получил название промежуточного мозга (diencephalon); он включает в себя таламус и гипоталамус с железистым придатком, или гипофизарным комплексом. Части мозга, расположенные ниже конечного мозга, т.е. от промежуточного до продолговатого мозга включительно, называют стволом мозга.
Под влиянием сопротивления черепа интенсивно увеличивающиеся стенки конечного мозга отодвигаются назад и прижимаются к стволу мозга (рис. 1.1 В). Наружный слой стенок конечного мозга становится корой больших полушарий, а их складки между корой и верхней частью ствола, т.е. таламусом, образуют базальные ядра полосатое тело и бледный шар. Кора больших полушарий мозга это наиболее позднее в эволюции образование. По некоторым данным у человека и у других приматов не менее 70% всех нервных клеток ЦНС локализовано в коре больших полушарий [Наута, Фейртаг, 1982]; её площадь увеличена за счёт многочисленных извилин. В нижней части полушарий кора подворачивается вовнутрь и образует сложные складки, которые на поперечном срезе напоминают морского конька гиппокамп.
Рис.1.1. Развитие мозга млекопитающих [Милнер, 1973]
А. Расширение переднего конца нервной трубки и образование трёх отделов головного мозга
Б Дальнейшее расширение и разрастание переднего мозга
В толще стенок дифференцирующихся структур мозга в результате агрегации нервных клеток формируются глубинные мозговые образования в виде ядер, формаций и субстанций, причём в большинстве областей мозга клетки не только агрегируют друг с другом, но и приобретают некоторую предпочтительную ориентацию. Например, в коре головного мозга большинство крупных пирамидных нейронов выстраиваются в ряд таким образом, что их верхние полюса с дендритами направлены к поверхности коры, а нижние полюса с аксонами в направлении белого вещества. С помощью отростков нейроны формируют связи с другими нейронами; при этом аксоны многих нейронов, прорастая в отдалённые участки, образуют специфические анатомически и гистологически выявляемые проводящие пути. Следует отметить, что процесс формирования структур мозга и проводящих путей между ними происходит не только за счёт дифференциации нервных клеток и прорастания их отростков, но и за счёт обратного процесса, заключающегося в гибели некоторых клеток и ликвидации ранее сформированных связей.
В результате описанных ранее трансформаций образуется мозг предельно сложное морфологическое образование. Схематическое изображение мозга человека представлено на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Головной мозг (правое полушарие; частично удалены теменная, височная и затылочная области):
Случайны ли перечисленные выше совпадения в распределении функций между полушариями мозга животных и человека? Безапелляционно ответить на этот вопрос пока еще невозможно. Однако от нашего горделивого утверждения о том, что асимметрия и специализация есть чисто человеческие свойства мозга.
Используйте язык, чтобы игриво поддразнивать партнера. Нежно потяните своими губами за его нижнюю губу. Сделайте это несколько раз, а потом по внешней и внутренней стороне губы проведите языком.
В наибольшей мере орудийные способности развертываются в неволе, когда искусственно созданные человеком условия, как и само общение с ним,, создают для обезьян наиболее экстремальные ситуации. Вместе с тем постоянное общение с человеком и жизнь в условиях человеческой цивилизации, обращение с.
Наблюдение Эксперимент У Метод срезов Самонаблюдение, Естественный Лабораторный рефлексия интроспекция | Формирующий Рис. 7.4
Потом мне однажды, на празднике — у мамы на работе, подарили пластинку с оперой «Трубадур». Я не сразу там все поняла, но слушала и плакала, там музыка такая, располагающая… Потом, конечно, почитала. Ужасный сюжет… Брат убивает брата…» (пациентка молчит).
b) Какую бы чушь, с вашей точки зрения, ни нес мужчина, приучитесь носить на личике внимательное заинтересованное выражение. Не зевать, не переводить разговор на какието левые темы, не умничать, ни в коем случае не показывать свою информированность.
6. Хранитель очага — «копуша» — делил поровну принесенную добычу, выращивал детей, сберегал запасы пропитания. Они были неторопливы, справедливы, аккуратны и исполнительны.
К тому же реальное никогда никого не интересовало. Оно преимущественно место разочарования, место противодействующего смерти симулякра накопления. Ничего не может быть хуже. Реальность и истину делает иногда притягательными только скрывающаяся за ними воображаемая катастрофа. Неужели вы думаете.
1) проведение сексуальных занятий у большинства партнерских пар (81%) в сочетании с комплексной психотерапией, что приводит к улучшению интерперсональных отношений и взаимопонимания между партнерами
Возможно, и на «том свете» мы столкнемся с различными ограничениями, но души мертвых лишь постепенно их обнаруживают. Где-то «там» существует некая необходимость, стремящаяся всему установить границы, все заключить в определенные рамки. И эта созидающая необходимость, как я себе представляю, в.
Я вспоминал их не сразу, а по частям: то вспомню о матери, то о брате, то об одной сестре, то о другой и все это вспоминал в разные дни, в разное время. И все приходило в голову неожиданно, не тогда, когда бы мне самому захотелось вспомнить, а тогда, когда все это само по себе вспомнится! Но вот.
«Беспокойный» ребенок (Айнсуорт назвала его «сопротивляющимся») не воспринимает присутствие матери как возможность спокойно исследовать окружающее пространство. Ребенок тянется к ней с самого начала и до ухода. Он очень переживает, когда мама выскальзывает из комнаты. Незнакомый человек не может.