стратегия и практика управления в сфере культуры

Условия приёма

Программа «Стратегия и практика управления в сфере культуры» начала реализовываться с мая 2017 г. на базе философского факультета Московского Государственного Университета им.М.В.Ломоносова. С мая 2019 г. базой программы является факультет МГУ Высшая школа инновационного бизнеса.

Общие требования к слушателям программы:

работники государственных органов управления культуры и государственных учреждений культуры федерального, регионального и муниципального уровня;

работники общественных, некоммерческих и частных организаций в сфере культуры;

работники государственных, общественных и частных коммерческих организаций, представляющих направления «маркетинг», «внешние связи», «международные отношения», «связи с общественностью», «коммуникации»;

частные лица, интересующиеся данной проблематикой.

Стоимость обучения: (информация предоставляется по запросу).

Перечень необходимых документов для зачисления:

Заявление в свободной форме на имя декана факультета МГУ «Высшая школа инновационного бизнеса», профессора Кощуга Дмитрия Гурьевича;

Копия или скан общегражданского паспорта (иметь при себе оригинал);

Копия или скан диплома о среднем или высшем профессиональном образовании (иметь при себе оригинал);

Слушатели подписывают договор с компанией «Новая Русская Классика», которая является оператором и правообладателем программы «Стратегия и практика управления в сфере культуры». Договор может заключаться как с юридическими, так и с физическими лицами.

По всем вопросам зачисления просьба обращаться к координатору программы.

Координатор программы: Вера Коротаева

Источник

11.4. Стратегический менеджмент в культуре

11.4. Стратегический менеджмент в культуре

Как было отмечено выше, в культурной сфере основная функция организации – создание и распространение культурного продукта. Теперь рассмотрим с т р у к т у р н ы е с в я з и в организации, к которым исследователи относят цель, структуру, задачи, технологии и персонал.

Целъю организации является выбор стратегической альтернативы, максимально повышающей долгосрочную эффективность ее деятельности. Выбор общей стратегии – это обязанность высшего руководства, он оказывает сильное влияние на всю организацию. Руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным, основываться на тщательном исследовании и объективной оценке.

Задачи организации как количественно измеряемые рубежи деятельности определяются в зависимости от целей и конкретных технологий достижения результатов.

В зарубежной научной литературе стратегический менеджмент иногда понимают и как «политику организации», но значительно чаще понятие «политика» используется в государственном контексте. Категория стратегического менеджмента в основном употребляется, когда речь идет об организациях, которые заинтересованы в получении прибыли. Ключевым в основной структурной связи менеджмента – от миссии через цели к деятельности – является вопрос: «Чего хочет достичь организация и почему?»

По мнению Г. Хагурта, стратегический менеджмент формируется вслед за определением миссии, но не заменяет ее:

«Мы тогда осознаем, почему существует наша организация, – пишет он, – когда возможно заполнить взаимодействие между организацией и окружением. Если определение миссии нечетко, противоречиво или совсем не сформулировано, тогда возникают вполне предсказуемые проблемы в определении первоначальных задач» [14, 7].

Другими словами, существование организации только тогда становится фактом общественного сознания и деятельности, когда она начинает осуществлять свою культурную политику, т. е. когда ее миссия находит адекватные себе формы стратегического и организационного менеджмента во взаимодействии с внешним окружением. Стратегический менеджмент – это система управленческих и организационных процедур, направленных на правильное приспособление компании к внешнему окружению. Создание условий для эффективного взаимодействия организации и окружения – основная функция этого вида менеджмента.

Р. Гриффин полагает, что одной из главных задач организации является оптимальное совмещение ресурсов и программы с целью надежно защититься от риска, исходящего от окружения. Особенно важен стратегический менеджмент, когда компания сталкивается с возможностями добиться успеха на рынке.

Таким образом, решающее значение для создания миссии и стратегического менеджмента имеет внешний контекст функционирования организации, ее адаптация к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям.

Исследователи различают две основные группы факторов, образующих соответственно среду прямого и косвенного воздействия на организацию. Окружающая среда прямого воздействия на организацию включает факторы, которые непосредственным образом влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние ее действий. Это прежде всего рынок, конкуренты, потребители, поставщики, законы и учреждения государственного регулирования.

Такие факторы, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политическая и социокультурная ситуация в стране, не оказывают прямое воздействие на работу организации, но тем не менее косвенно влияют на эффективность ее деятельности. Всю совокупность факторов внешней среды назовем внешними переменными. Изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Для организации, действующей в культурной сфере, соотношение этих внешних переменных может быть иным, поскольку, например, политические и социокультурные факторы здесь являются не косвенными, а прямыми факторами воздействия. Так, достижения научно-технического прогресса за последнее десятилетие решающим образом повлияли на мировое культурное пространство.

Бурное развитие аудиовизуальных средств информации и коммуникации превратило мир в «глобальную деревню». Люди, имеющие доступ к этим средствам, могут получить информацию о любом культурном событии, где бы оно ни произошло; их возможности становятся безграничными. Демонтаж политических систем на востоке Европы привел к более интенсивным отношениям между Востоком и Западом, к снятию идеологических преград в культурном обмене.

Иными становятся условия внешней среды в культурном секторе и для стран – членов Европейского экономического сообщества после открытия их границ. Это заставило их правительства пересмотреть способы и пути, к которым они прибегают в целях стимулирования своих национальных культур. Современная форма рыночного выражения в европейской культуре – это все более расширяющееся совместное производство аудиовизуальной продукции. В то же время, как полагает Хагурт, несмотря на новые элементы интернационализации западной культуры и открытие новых рынков, еще нельзя говорить о появлении принципиально новых моделей культурного менеджмента. Поэтому он считает, что по-прежнему актуальна модель, которую предложил в свое время Гриффин.

Анализ окружающей среды в этой модели включает в себя следующие аспекты:

? экономический фактор рыночной системы, статистика, инфраструктура налогов и финансов;

? административное влияние (стабильность, международная торговля и государственный контроль);

? социокультурная ситуация (демография, духовные ценности, духовный климат).

Согласно Гриффину, определяющее значение для продажи на международном рынке имеет анализ характеристик художественного продукта. Этот анализ необходимо проводить, руководствуясь не спонтанными интересами и соображениями моды, а с учетом языкового барьера и особенностей восприятия конкретного потребителя. Предприниматель постоянно должен задавать себе вопрос: «Есть ли четко сформулированная миссия и соответствует ли ей продукт?» В зависимости от ответа на этот вопрос формируется политика организации, ее стратегический менеджмент. Весь процесс структурирования стратегического менеджмента в культурном секторе (от миссии до деятельности) можно условно разделить на пять стадий [14, 73].

1. Ретроспективная оценка деятельности с использованием ее целевых установок в качестве критериев для измерения эффективности организации.

На этой стадии необходимо получить следующую информацию: 1) что определило успех деятельности или, наоборот, привело к неудачам; 2) почему запланированное не было исполнено; 3) почему выполнено то, что не запланировано; 4) что являлось основной финансовой базой деятельности и насколько эффективны были затраты в соответствии с функцией получения дохода. Ответы на эти вопросы помогут предпринимателям понять, до какой степени их организация контролирует рынок.

В зависимости от полученных ответов можно сформулировать дополнительные стимулирующие меры роста и развития организации. Принимаемые решения будут определяться, с одной стороны, содержанием культурной миссии, с другой – степенью реализации функции получения дохода. Если сделать больший акцент на функции получения дохода, то вышеприведенная информация может оказаться наиболее полезной при рассмотрении существующей и новой деятельности. Бюджетные неприбыльные организации, особенно государственные, более обособлены от окружающей среды, более самодостаточны, чтобы заниматься собственными делами, а не реагировать на окружение.

2. Исследование окружения. Ориентация на окружение особенно существенна для стратегического менеджмента. Как мы уже убедились, внешние переменные составляют костяк его структуры. Вопрос в том, из каких компонентов может состоять эта структура для организаций культурного сектора.

Если взять за основу вышеприведенную модель стратегического менеджмента, сформулированную Гриффином, то для организации культурной сферы актуально следующее сочетание внешних переменных: 1) экономические, социальные и политические факторы воздействия; 2) социокультурная и экологическая ситуация; 3) международный и внутренний рынок культуры; 4) научно-технический прогресс; 5) средства массовой информации и коммуникации.

3. Выбор возможных стратегических альтернатив для новой политики. Когда мы говорим о различных вариантах развития организации, то имеем в виду процесс ее изменений. Возникающие при этом тенденции и проблемы будут иллюстрировать эти изменения и свидетельствовать о росте организации или наоборот.

Правильный выбор возможных альтернатив развития организации предполагает мобилизацию ее творческого и финансового потенциала на достижение новых целей. Заключительный момент этой стадии наступает тогда, когда после рассмотрения альтернатив происходит их выбор с точки зрения соответствия миссии организации, а затем устанавливается процедура их реализации. В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы – ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов.

4. Анализ сильных и слабых сторон деятельности организации. Исследование, проведенное на этой стадии, поможет субъектам управления получить информацию о том, могут ли они начать новую деятельность с учетом ориентации на ее возможное улучшение.

При этом важно выявить адекватные представления сотрудников о деятельности своей организации. Так, у рядового сотрудника фирмы мнение о ее работе может быть иным, чем у менеджера среднего звена или у клиента. Поэтому важно выработать единые критерии оценки, которые соответствуют основным функциям организации – социальной, финансовой, функции получения дохода и др.

5. Разработка и развитие стратегического планирования: определение новой политики и образа новой деятельности. Это заключительная стадия формирования стратегического менеджмента. Здесь внимание акцентируется на соответствии основной деятельности организации ее культурной миссии, вырабатывается система представлений о новой политике, направлениях будущей деятельности. Этому способствует аналитическая работа, проведенная на предыдущих стадиях, в процессе которой:

? сформировалось понимание, насколько организация успешно реализует задачи деятельности;

? получена исчерпывающая информация о факторах внешнего воздействия, которая позволяет судить о том, насколько организация успешно адаптировалась к условиям внешнего окружения;

? осознана новая стратегия деятельности на основе правильного выбора возможных альтернатив новой политики;

? получено представление о сильных и слабых сторонах в деятельности организации, основанное на анализе реализации ее основных функций, понимание сильных и слабых аспектов новой политики организации.

Таковы стадии формирования (структурирования) стратегического менеджмента, лежащие в основе научно обоснованного стратегического планирования и программирования.

Трудно переоценить значение той информации, которую субъект управления получает в результате всестороннего анализа внешнего окружения. Чем глубже у него знания о внешнем контексте деятельности организации, тем яснее ему ее цели, миссия и стратегия предпринимаемых усилий.

Как указывалось выше, для культурного сектора наиболее характерны следующие внешние переменные: социокультурная, экономическая, технологическая, международная, политическая, информационная (средства массовой информации и коммуникации). Исследование взаимодействия организации с этими сферами окружения позволяет выявить возможные варианты ее развития в соответствии с тенденциями той или иной сферы. Возникающие при этом проблемы будут сигнализировать о том, насколько эффективна избранная стратегия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Двенадцатый принцип: Соответствие системы компенсации корпоративной культуре

Двенадцатый принцип: Соответствие системы компенсации корпоративной культуре Система компенсации должна соответствовать корпоративной культуре компании, ее ценностям.Если вы провозглашаете демократический стиль управления в компании, а топ-менеджеры авторитарно

11.2. Соответствие системы управление персоналом состоянию внешней среды и культуре организации

11.2. Соответствие системы управление персоналом состоянию внешней среды и культуре организации Внешняя среда, в которой действует организация, находится в постоянном движении — изменяются техника и технология, клиенты, конкуренты. Изменяются сами люди — настоящие и

52. «Менеджмент, ориентированный рынок. Стратегический и операционный маркетинг», Ж. – Ж. Ламбен

52. «Менеджмент, ориентированный рынок. Стратегический и операционный маркетинг», Ж. – Ж. Ламбен Мой рейтинг – 5-Книга европейского «Котлера» – если одним словом, отличная. Прекрасное чтение и для студента и для практика – причем работающего в любой

Стратегический апекс

Стратегический апекс На другом конце организационного «ствола» расположена стратегическая вершина. К ней принадлежат люди, несущие всю полноту ответственности за организацию, – главное административное лицо (будь то президент, исполнительный директор или папа

Значение вознаграждений в корпоративной культуре

Значение вознаграждений в корпоративной культуре Система оплаты труда в клинике Мэйо тесно связана с культурой и ценностями, лежащим в основе этой уникальной организации. Братья Мэйо стремились оплачивать работу всех сотрудников честно и справедливо, но без

Часть I Стратегический менеджмент

Часть I Стратегический менеджмент Постановка целей Анализ внутренней и внешней среды • Стратегическое планирование • Особенности стратегического планирования • Реализация стратегии • КонтрольС чего начинается решение большинства управленческих проблем? Уинстон

Часть 6. Стратегический менеджмент

Часть 6. Стратегический менеджмент Развитие и рост Речь пойдет о развитии компании как единого организма. Здесь часто спотыкаются даже те, кто успешно выстраивает продажи, маркетинг и хорошо управляет персоналом.Нередко компания дорастает до какого-то уровня и дальше –

Источник

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема 5. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверж­дении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в рас­трату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кро­ме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня фи­нансирования культуры при условии их успешного применения.

Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельнос­ти.

Специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Термин management oзнaчaeт «yпpaвлeниe». Но термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным видам человеческой деятельности (например: управление авто), к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, государственное управление), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, предприятиях). Термин «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: «Менеджмент организации» означает управление этой организацией и применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

Сyщecтвyeт нecкoлькo пoнятий мeнeджмeнтa, oпpeдeляющиx eгo кaк: диcциплинy, изyчaющyю пpoцeccы yпpaвлeния пpeдпpиятиями, кoтopaя oбoбщaeт oпыт pyкoвoдитeлeй и peзyльтaты нayчныx иccлeдoвaний, и пoэтoмy пoлeзнa кaк для нaчинaющиx, тaк и для oпытныx мeнeджepoв;

нeпocpeдcтвeннo пpoцecc yпpaвлeния;

Г. Л. Тульчинский «Система управленческой деятельности, обеспечивающее успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некую значимую деятельность».

Основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор: «Наука и искусство точно знать, как это сделать лучшим и дешёвым способом».

Ф. Котлер: «Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма».

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырёх функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение технических и стратегических планов организации.

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести: понятие и сущность управления; виды менеджмента; объекты и субъекты менеджмента; организационная структура и схема управления; принципы менеджмента; методы менеджмента; стиль руководства.

Цель менеджмента : обеспечить успешное функционирование учреждения путём рациональной организации производственного процесса (создать условия, гарантии, ограничить риски и т. д.). Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

В соответствии с этим можно выделить задачи менеджмента:

· переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой зарплаты;

· постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений;

· определение конкретных целей развития организации;

· разработка стратегии развития организации и т.д.;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения и т.д.

В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы понимаем совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

— искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

— культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

— материальное производство средств культуры и искусства.

Особенность в УК проявляется в многообразии источников финансирования, включающих в себя бюджетные и внебюджетные источники. И в том, что бюджетное состоит в основном из привлечённых средств заинтересованных доноров. Что подразумевает под собой высокие требования к компетентности менеджеров учреждений, вынужденных не только постоянно обосновывать использование бюджетных средств и конкурировать за них, но и постоянно искать новые методы и источники привлечения внебюджетных средств.

Итак, СКС – сфера некоммерческая (нонпрофитная), главной целью не являются деньги.

Функции менеджмента в социокультурной сфере:

• Функция предвиденья (прогнозирование, расчёт; позволяет просчитать ситуацию вперед)

• Функция организации (совокупность органов; упорядочивание; приведение различных систем в единое целое, реализация принятых решений)

• Функция распорядительства (дифференцирование действий)

• Функция контроля (процесс обеспечения достижения организацией своих целей)

Возможны 4 основные роли государства по отношению к культуре и искусству (Тульчинский Г.Л.):

А) “Помощник” – когда государство всё своё внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными, а роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде всего законодательной и налоговой политикой.

Б) “Патрон” – когда государство концентрирует внимание том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем “помощник”.

В) “Архитектор” – когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается в долгосрочном прямом государственном финансировании.

Г) “Инженер” – когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов. Государственная политика в сфере культуры строится на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.

Спрос в СКС: потребность в товарах и услугах определённого типа, подкреплённая финансовыми возможностями реализации.

«Продукты» культурной деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, и картина, которую не смотрят и др., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, (обувь снашивается, овощи съедаются) культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем большее количество людей прочитало книгу, увидело картину, услышало концерт – тем выше их социальная значимость).

Под услугами в сфере культуры следует понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность.

Основные услуги служат достижению уставных целей деятельности организации культуры,

К прямым услугам можно отнести услу ги актеров, музыкантов и других исполнителей, имеющие непосредственную культурную значимость и известность среди потребителей.

В качестве посреднических услуг рас сматриваются услуги экскурсоводов, лекторов, библиотекарей, которые не имеют собственной культурной значи мости и служат лишь средством передачи прямых услуг потребителю.

Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Кроме того, организации сферы культуры ведут хозяйственную деятельность и получают прибыль от своей деятельности, а, значит, менеджер в этой области должен быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента коммерческой структуры.

Таким образом, менеджмент в сфере культуры предполагает не только эффективное построение отношений с органами госвласти (GR — governmentrelations) для привлечения бюджетного финанси­рования, но и активное участие в коммерческой деятельности, а также в поиске средств от различных благотворителей, что существенно расширяет сферу менеджмента в отличие от коммерческой организации, ориентированной исключительно на извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности.

Но следует обязательно учитывать, что в процессе привлечения различных видов источников финансированию перед менеджментом учреждения культуры всегда будет стоять вопрос о значении данного учреждения для общества и будущего поколения, о главенстве первоосновы его создания, целей и задач данного учреждения, будь то театр, музей, библиотека и т. д.

Еще одной особенностью в области менеджмента учреждений культуры можно выделить необходимость отделения от производства непосредственно художественного продукта или производимой услуги, так называемый принцип невмешательства в сферу творчества. Таким образом, основополагающая задача менеджмента в сфере культуры состоит исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни.

В этой связи тандемность управления учреждением может быть одной из решением данной задачи — разделение менеджмента на художественную часть и на организационно-управленческую, что активно практикуется во многих театральных учреждениях России.

Современный менеджмент в области культуры требует профессиональных знаний во многих областях, в таких как финансы, администрирование, культурология, современные компьютерные и информационные технологии и т. д., большую роль играет и маркетинг, представляющий комплексную систему организации производства и сбыта продукции, ориентированную на удовлет­ворение потребностей конкретных слоев населения и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка, систематического анализа возможностей активного воздействия на покупательский спрос, исследования внутренней и внешней среды, разработки стратегии и тактики поведения на рынке, в условиях жесткой конкуренции.

Не представляется возможным существование учреждений культуры и без интенсивного проникновения современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, открывающего перед сферой культуры совершенно новые горизонты развития. Известно, что практически все западные музеи предоставляют возможность не только посетить их виртуально, но и предлага ю т всевозможные варианты интерактивного общения и образования. Умение работать с современными технологиями, заниматься активным их введением и применением является одной из главных задач современного менеджмента в сфере культуры, имеющего целью выдержать жесткую конкуренцию в современном обществе.

Поэтому в круг основных задач маркетингового управления деятельностью учреждения культуры должно входить комплексное изучение конкурентов. Невнимание к тому, чем заняты коллеги, партнеры, смежники, какие услуги они оказывают, с каким качеством и количеством мероприятий, по каким ценам может дорого обойтись конкурирующей организации.

Учреждению культуры в рамках рыночной конкуренции важно заинтересовать потенциального потребителя в своем посещении, постоянно расширяя круг своей деятельности. Для этого в жизни этого учреждения периодически должны происходить различные интересные события: премьеры, дебюты, бенефисы, празднования юбилеев, проведение фестивалей, встреч с известными деятелями культуры и искусств и другие мероприятия. Чтобы успешно конкурировать на рынке культуры, дать возможность новаторам творить, проводить новые мероприятия.

Вопрос ценообразования в отрасли культуры является чрезвычайно сложным и важным. Существует объективная необхо­димость периодически осуществлять комплексную систему мер по совершенствованию ценообразования, ориентируясь при этом на доступность искусства для всех слоев населения. Что касается цены посещения, то она должна на деле обеспечивать возможность обеспечения духовными и эстетическими ценностями большинства людей, а также создавать экономическую устойчивость учреждения культуры в условиях рынка и конкуренции.

В Российской Федерации учреждения культуры всегда были зависимы от строгого государственного регулирования и распределения бюджетного финансирования, что естественным образом отразилось на управлении данными учреждениями и на самой отрасли, в том числе не лучшим образом, начиная от жестко регламентированной системы оплаты труда до беззащитности и несамостоятельности руководства учреждений культуры. Поэтому внедрение современного менеджмента в учреждения культуры может вызвать некоторые проблем для учреждений, привыкшим к традиционному управлению и зависимости от распределения «сверху».

Кроме того существенным фактором введения современного менеджмента в учреждения культуры является интеграция России в международное пространство. И поэтому Россия вынуждена не только охранять и нести свое культурное наследие и традиции, но и включать ее в мировую культурную сеть, заниматься ее тиражированием на международном пространстве, активно разрабатывая такое развитое на Западе направление как культурный туризм, приносящий многим странам значительный доход.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *