стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Прием «Бортовой журнал» — описание приема, алгоритм работы, примеры использования

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления «бортовых журналов»

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

2. Более полная форма «бортового журнала»

Графическая форма (рисунок, схема)

Алгоритм работы с приемом

1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.

Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.

2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.

3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.

4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.

5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.

7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.

8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.

9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.

10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.

11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.

12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.

13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.

14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.

15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.

Источник

Психодидактика. Стратегия «Бортовой журнал»

Стратегия «Бортовой журнал». Тема: «Психодидактика интерактивного обучения».

Просмотр содержимого документа
«Психодидактика. Стратегия «Бортовой журнал»»

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Стратегия «Бортовой журнал»

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

отдел педагогики, излагающий общие методы обучения с использованием педагогических знаний

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Придумать вопросы, используя ключевые слова

структурируется в нескольких полях: обмена информацией, чувствами, интерпретацией и др.

интерактивный – в режиме диалога, взаимодействующий)

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

И.В. Никишина «Инновационные педагогические технологии» Учитель 2008

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

графическая форма организации материала

обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Стадия осмысления и рефлексии

В простейшем варианте

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

(произвела наибольшее впечатление, вызвала воспоминание, ассоциацию, протест, озадачила, вызвала восторг, удивление)

(что заставило записать именно эту цитату)

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

(произвела наибольшее впечатление, вызвала воспоминание, ассоциацию, протест, озадачила, вызвала восторг, удивление)

(что заставило записать именно эту цитату

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

«Дневники» («двухчастный» и «трёхчастный»)

Дают возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Имя Тема: Вирусы гриппа. Птичий грипп

Ключевые понятия (предлагает учитель):

Антигенная формула вируса

Связи, которые я могу установить

Опасен ли вирус гриппа лично для меня

Выбрать 5 ключевых слов и составить вопросы. Ответы на вопросы найти в тексте (сообщении)

Вопрос 1 : Что такое антигенная формула вируса гриппа?

Ответ : символическое отображение структуры бактерий

Вопрос 2 : Что является причиной появления вируса гриппа?

Источник

Прием «Бортовой журнал» — описание приема, алгоритм работы, примеры использования

Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Просмотр содержимого документа
«Прием «Бортовой журнал» — описание приема, алгоритм работы, примеры использования»

Прием «Бортовой журнал» — описание приема, алгоритм работы, примеры использования

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обученияИгры для развитие мышления онлайн60+ игр на развитие мышленияи памяти. Научно доказано. Начать тренировку! 18+Пройти тестированиеРазвить вниманиеУлучшить памятьМышлениеwikium.ru

Работа в интернете на домуБыстрый и легкий заработок на вводе промо-кодов! Ежедневные выплаты от 3383onlinework24.ru

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обученияДистанционное обучениеПрофессиональная переподготовка в МАСПК. Скидки до 30%. Выдается диплом!Услуги: Для юр. лицДля частных лицУдобная форма обученияПодробнееmaspk.ruАдрес и телефон

стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обученияОбсудить статью
стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обученияОпубликовать свой материал

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления «бортовых журналов»

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

2. Более полная форма «бортового журнала»

Графическая форма (рисунок, схема)

Алгоритм работы с приемом

1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.

Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.

2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.

3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.

4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.

5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.

7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.

8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.

9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.

10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.

11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.

12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.

13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.

14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.

15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.

Источник

«Бортовой журнал» как приём ТРКМЧП

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

«Бортовой журнал» КАК ПРИЁМ РАБОТЫ НА УРОКЕ. стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Смотреть картинку стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Картинка про стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения. Фото стратегия бортовой журнал находится в основе следующей формы обучения

описание приема, алгоритм работы, примеры использования.

Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию : символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

«Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

Источник

Дневники и бортовые журналы как приемы РКМ

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Цель – фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов.

Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Алгоритм выполнения приёма «Бортовой журнал»

Очень важно помочь детям рационализации своего умственного труда. Чтобы шаг за шагом ученики добивались успеха даже при изучении нового сложного материала. Чтобы ученик мог на каждом этапе занятия оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы. В то же время«Бортовой журнал» поможет педагогу получить обратную связь о степени усвоения темы учащимися.

Приём может использоваться как в школе, так и в колледжах и вузах.

Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.

Занося записи в «Бортовой журнал», ребята учатся:

Ученик занимает не пассивную позицию на уроке, а выполняет роль исследователя.

“Двойной дневник” или “Двухчастный дневник” дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.

Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

“Трехчастные дневники” имеют третью графу – “письма к учителю”. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?Вопросы к учителю

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы)Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого “длительного” чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф “дневников” может быть изменено.

Итак, читая текст, вы должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет вас быть более внимательным к прочитанному, вы с педагогом можете договориться о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *