страстной монастырь в контакте

Страстной монастырь в контакте

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

«Вся Москва». 1914 год.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

Из «Московского адрес-календаря» 1890 года

Страстной монастырь:
Евгения (Озерова), игумения.
Воронцов, Нил Михайлович. Протоиерей; у монастыря свой дом.
Никольский, Евграф Степанович. Священник (потом заштатный протоиерей, ум. 1916).
Соколов, Пётр Иванович. Диакон.
Сергиевский, Василий Николаевич. Диакон (потом священник, ум. 1926)

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

Начало Крестовоздвиженскому Иерусалимскому Ставропигиальному женскому монастырю было положено в селе Старый Ям Подольского уезда Московской губернии. В 1837 году при церкви святых мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня..

В 1873 году настоятельница Флоро-Лаврской общины Параскева Родионовна стала монахиней с именем Павла. В 1882-1885 годах к Крестовоздвиженской церкви была пристроена трапезная..

В 1886 году монахиня Павла ушла на покой, а на ее место была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). В феврале 1887 года Община была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. В июне того же года Московский митрополит Иоанникий совершил освящение монастыря, монахиня Евгения была возведена в сан игумении. В 1888 году в монастыре была открыта богадельня, были построены угловые башни, прачечная и баня.

Источник

Паломнический центр «Страстной» паломничество

Добро пожаловать в группу паломнической службы сообщества по возрождению Страстного монастыря ПЦ «Страстной»!

В этой группе вы сможете узнать о предстоящих поездках, посмотреть фотографии и поделиться впечатлениями.

Новости о предстоящих поездах вы можете узнать с нашего сайта или в этой группе паломнической службы при Страстном монастыре.

https://vk.com/strastnoiПаломнический центр «Страстной» паломничество приглашаем
в паломническую поездку в Болгар из Москвы (на поезде), которая состоится по благословению батюшки Владимира Головина с 17 по 20 июля 2015 г.

— проповеди прот.Владимира ( Головина );
— вопросы прот.Владимиру ( Головину );
— духовное лечение;

программа поездки: http://www.strastnoi-center.ru/ ;
тел. 8-917-553-18-16;
вопросы о поездке в нашей группе http://vk.com/strastnoi;
ответы на вопросы в комментариях.

[­[photo174685304_363565186|310x400px| ]]
страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контактестрастной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

Паломнический центр «Страстной» паломничество запись закреплена

После обеда Максим зашёл к эконому в канцелярию по какому-то делу. Эконом был заметно расстроен.
— Опять этот Андрей! Напился в стельку пьяный! Так не хотел его выгонять, ведь руки у него золотые, работает так, что никому за ним не угнаться. И уже третий раз напивается до потери пульса. Выгнал его рано утром сегодня, а у самого душа не на месте.
Показать полностью. Он почти весь день стоит возле проходной и просит, чтобы его вернули обратно. А я его уже боюсь пускать. Ведь опять напьётся через неделю или две…
Максим был занят какими-то своими мыслями, и на ворчания отца Викентия особого внимания не обратил.
— Если бы он кричал, возмущался, мне бы проще было, — продолжал скорбеть отец Викентий о своём. — Сказал бы охранникам, чтобы отвели его подальше от ворот — и дело с концом. А он стоит возле ворот монастыря, едва-едва не плачет. И весь день как попугай только и твердит всем, кто ни пройдет мимо: «Возьмите меня обратно в монастырь, возьмите меня обратно в монастырь…» Я мимо него уже ходить не могу… А мне надо идти на скотный двор.
Отец Викентий подошёл к широкому окну канцелярии, из которого были видны проходные ворота.
— Вон он стоит. С самого утра… Посмотри.
Максим подошёл к окну. В воротах монастыря стоял Андрей.
В монастыре Андрей провёл что-то около двух месяцев. Максиму не приходилось с ним нести совместных послушаний, поэтому его он почти не знал. Андрей стоял, опустив голову, не делая попыток войти внутрь монастыря силой. Поза его выражала скорбь.
— Слушай, Максим, сходи вместо меня на скотный, — эконом коротко объяснил Максиму всё, чем он хотел распорядиться на скотном дворе, потом подошёл к окну и с печалью в голосе прибавил:
— Надо было ему денег на дорогу немного дать, но он был так пьян что не мог сказать где живёт. Да и как давать ему деньги? Отойдёт от монастыря на пятьдесят метров и тут же в ларьке все деньги пропьёт, возись потом тут с ним… Ну, ты сходи на скотный, потом вернёшься в канцелярию, я здесь долго буду сидеть.
Максим ушёл. Ворота в монастыре были одни. Двое охранников без труда контролировали каждого кто входил и выходил из него. Там-то Максима и встретил умоляющий взгляд Андрея. Все знали о тесной дружбе эконома и Максима. Может, именно ещё и поэтому Андрей подойдя к Максиму стал едва-едва не плача униженно просить его:
— Максим, сходи к эконому или к игумену. Пусть меня возьмут обратно в монастырь…
Максим взглянул на него и сильная жалость проснулась в его сердце, но не в его правилах было ходатайствовать за кого-то перед экономом, он считал, что любые решения по управлению монастырём отец эконом должен был принимать сам.
Максим опустил взгляд в землю и прошёл мимо него, не ответив ему ни слова.
— Ну хоть кто-нибудь попросите за меня, — услышал за своей спиной Максим, — пусть меня пустят в монастырь…
Но братия один за одним молча проходили мимо.
Когда ближе к вечеру Максим возвращался со скотного двора, уладив там все дела, Андрей продолжал стоять всё там же, но никого ни о чем он уже не просил. Он молча стоял у проходной.
.
Наутро в канцелярии Максим застал крайне взволнованного отца Викентия:
— Ты знаешь, Максим, а ведь Андрей сегодня ночью умер.
— Как — умер! Ведь он молодой ещё совсем. На вид не более тридцати…
— Да так — умер. Хорошо, что охранники, нарушив мой запрет, сжалились и пустили его в тепло на ночь (был октябрь-месяц). И слава Богу, что охрана меня не послушалась. Ты представляешь, что бы было, если бы он умер у проходной?! Потом вся округа только и говорила бы о том, что мы неугодных послушников замораживаем до смерти за воротами! Что с ним произошло?! Не знаю. Может, сердце?! Утром когда охранники хотели увести его обратно за ворота, он уже холодный лежал. Я медиков и милицию вызвал.
Максима потрясло это событие.
Вчера Андрей выглядел здоровым, а сегодня душа его пред Престолом Божиим держит ответ за прожитую жизнь. На вид молодой крепкий парень.
.
Как мог, Максим искренне помолился о упокоении души новопреставленного Андрея (имя настоящее — прим. автора), а через два дня отец Викентий рассказал о том как прошли похороны.
— Ты знаешь, Максим, я себе, наверное, всю жизнь не прощу, что я его так жестоко выгнал. Из родственников нашли только двоюродную сестру его. Я с ней разговаривал по телефону. Она далеко живёт. Сказала, что у неё нет средств на похороны. Я сам всё сделал. Привёз гроб. Вырыли ему могилу, и на его похоронах, кроме меня, четверых послушников и служащего иеромонаха, больше никого не было. Только вот лицо у него в гробу было красивым. Он весь помолодел и возле гроба было радостно находиться словно он святой был. Такой лик у него был светлый и благостный.
— Да, отец Викентий…, — задумался Максим. — Хоронил я одну престарелую инокиню. Возле её гроба многие из тех, кто рядом был, такую радость чувствовали, которая и в храме не на каждую Пасху бывает. Читал я, что в гробу лица праведных могут как-то отражать то блаженство, в которое они вошли там.
— Вот-вот, — сразу же, без раздумий подтвердил слова Максима отец Викентий, — у Андрея и был такой вид. Блаженный. Будто он лежал в гробу и улыбался. Когда его на вскрытие увозили, у него цвет лица синюшный был. А как в гроб положили, то лицо светлым стало, чистым таким… Он, первый кого мы похоронили на территории кладбища, которое выделили на наш монастырь. До него никто ещё у нас не умирал.
— А что мы знаем о нём, отец Викентий? — спросил Максим. — Где-то в житиях святых я читал, что пришла к проходной женского монастыря блудница и всю ночь просила привратниц, чтобы взяли её в число сестёр, на покаяние, но на территорию монастыря её не пустили. На утро она умерла перед воротами и кто-то из святых видел как Бог её душу в Рай взял за покаяние… Так же, может, и Андрей наш? Вчера просил меня, тебя и всю братию чтобы его в монастырь обратно приняли. Может, Бог и его душу в Рай забрал…?
— Да, — согласился отец Викентий, — мы ничего не знаем. Где он жил, кем он был?! Мы судим так, а Бог по-иному видит…

Источник

Страстной монастырь в контакте

Уничтоженное большевиками. Страстной монастырь

Сегодняшний наш рассказ пойдёт о ещё достопримечательности прямо в центре Москвы, уничтоженной в своё время большевиками. Речь пойдёт о Страстном монастыре на бывшей Страстной, а ныне Пушкинской площади.

Страстной женский монастырь был основан в 1654 году царем Алексеем Михайловичем на месте встречи москвичами у ворот Белого города Страстной иконы Божией Матери, по которой он и получил своё название. В 1646 году, ещё до устройства монастыря, был построен пятиглавый храм Страстной иконы Богоматери. В 1649 году по повелению царя Михаила Фёдоровича из нижегородского имения князя Лыкова, села Палицы, в этот храм была перенесена чудотворная Страстная икона. Известно, что ранее, в 1641 году от этой иконы исцелилась женщина в Нижнем Новгороде, после чего Лыков и перенес икону в своё село Палицы (ныне — с. Палец Перевозского района Нижегородской области).

В 1778 году в обители случился пожар, но уже в 1779 году, по повелению Екатерины II, монастырь был восстановлен. Монастырь сильно пострадал от нашествия французов в 1812 году, когда был разграблен, а многие монахини были убиты. Однако монастырь также восстановился, и в 1849-1855 годах была возведена надвратная колокольня с шатром и часами, которая во многом и определила его образ вплоть до разрушения. Также заново была возведена ограда монастыря. Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым откликался на благовест Большого Успенского колокола колокольни Ивана Великого, тем самым давая сигнал к началу праздничного звона всех московских колоколен.

Монастырь славился прекрасным хором и замечательными рукоделиями монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния– в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз. Надвратная церковь служила важным градостроительным акцентом и обращала на себя внимание многих гостей Москвы. Как вспоминал писатель и журналист Валентин Катаев:

»Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.»

К 1917 году в монастыре было 3 храма с 7 престолами: собор Страстной Божией Матери (1641-1646, 1692) посреди монастырского двора с четырьмя пределами, церковь Алексея Человека Божия (1849-1855) во втором ярусе колокольни и церковь Антония и Феодосия Печерских (1899) при трапезной монастыря.

При советской власти в 1919 года кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом, а 30 марта того же года монастырь был упразднён. В 1922 году он, однако, был захвачен обновленцами, и в 1924 году там ещё находились последние монахини, делившие монастырь со студентами Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1928 году его помещения были переданы Центроархиву, а в 1929 он был окончательно упразднён и кощунственным образом превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР.

В наши дни предпринимаются попытки восстановления строений монастыря, но, увы, пока безуспешные.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

«МОЛЧАНИЕ – ПРЕСТУПНО ДЛЯ ТАКИХ, КАК Я»
Письмо академика Андрея Воробьева в редакцию «Новой»
СПРАВКА «НОВОЙ»
Андрей Иванович Воробьев — врач, академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, заведующий кафедрой гематологии Российской академии последипломного образования Минздрава РФ. В 1987—2002 гг.
Показать полностью. — директор Гематологического научного центра. В 1991—1992 гг. — министр здравоохранения РФ, депутат Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ. Автор руководств, книг и статей в области гематологии, кардиологии, лучевой болезни, терапии, публицистических статей. В коммунистической партии не состоял. За организацию помощи пострадавшим в чернобыльской катастрофе награжден орденом Ленина.
С большим удовольствием прочитал в № 74 «Новой газеты» статью А. Рубцова о Сталине. Сталина исподволь опять начинают вытаскивать на поверхность. Зачем понадобился этот страшный труп? Сталин — фигура рубежная и, простите за мистику, роковая. Нельзя его лицо пускать на экран.

Когда случилось 5 марта 1953 г. (смерть Сталина), мне — студенту 6-го курса 1-го Московского медицинского института, где совсем недавно посадили моих учителей — академиков Владимира Харитоновича Василенко, Владимира Никитича Виноградова, профессора Бориса Борисовича Когана, было очень неловко. Не мог изображать я грусть. Сталина знал хорошо, заочно.

Я бы очень просил вас опубликовать это письмо. Молчание — преступно и постыдно для таких, как я. Уже Малахов в телеящик его вытащил! Позор стране, а не журналистам. Сваливать вину за содеянное на подручных палача — нельзя. Я хорошо знаком с родственником Н.И. Ежова. Ежов был маленьким человеком — исполнителем, подручным. Его подпись никогда не ставилась первой, его судьбу спланировал Сталин заранее. Я долго был главным терапевтом «Кремлевки», много знаю о «верхах». Головой ручаюсь, что нет ничего ни у кого, что могло бы оправдывать жертвы сталинизма, только за войну существенно превышающие 50 миллионов сынов и дочерей моей Родины, от крестьян до академиков.

Заслуги Сталина в Отечественной войне очевидны, но с точностью до наоборот. В страхе перед разоблачением своей преступной деятельности он перед войной расстрелял почти весь комсостав Красной армии: из 5 маршалов — 3 (но — профессионалов), из 5 командармов I ранга — 3, из 10 командармов II ранга — всех, из 186 комдивов — 154, из 456 полковников — 401 («Вокруг Сталина» В.А. Торчинов, А.М. Леонтюк, 2000 г., стр. 135). Армия, лишенная командиров, бежала от наступающих немцев, попадая в гигантские котлы. Красноармейцы были не виноваты, и СМЕРШ положения не спасал.

Наши потери в войне благодаря человеку, пытавшемуся руководить войсками, ни одного дня не служившему даже солдатом в армии, были в 10 раз выше немецких, и то, что благосостояние сегодняшней России и Германии несопоставимо, обусловлено и гибелью ее поколения на войне.

Олицетворение эпохи — прилагаемая фотография: сияющий от радости общения с обожаемым отцом мальчуган, полный мрака отец, знающий, что за ним уже приходили (не застали, 1936 год), что сына он видит последний раз. Это папа и я. Фото из семейного архива
Знаю Лубянку с детства. Кузнецкий мост, д. 24, — приемная КГБ — была как дом родной. Тогда там во дворе стояло одноэтажное деревянное строение: «Выдача справок», «Прием передач». Аресты шли по заранее составленным Сталиным спискам. Члены российской Социально-демократической партии с дореволюционным стажем, участники Революции, Гражданской войны расстреливались практически поголовно или, редко, их сажали на 10 лет. Создатели послереволюционной партии — ВКП(б), крупных отраслей промышленности, крупных заводов, выдающиеся конструкторы (как Королев, Глушко, Туполев, Поликарпов и др.) расстреливались или отправлялись на 10 лет в тюрьму (позже с заменой на «шарашку» кому-то).

Жены арестованных обычно попадали в тюрьму под рубрикой «член семьи изменника Родины». По той же статье туда шли и дети. Малолеткам меняли имена и фамилии и отправляли в детский дом. У маршала В.К. Блюхера (забитого насмерть на следствии) так «спрятали» младшего сына, что спустя многие годы родные его разыскать не смогли. Все эти садистские распоряжения исходили от «вождя» лично. Практически все свидетели его молодости, в частности родственники умершей от тифа в 1907 г. его первой жены — Е. Сванидзе (7 человек) были посажены в тюрьму, многие — расстреляны. Старые большевики Закавказья — та же участь.

Нельзя сваливать на сотрудников Лубянки ответственность за преступления вселенского палача. Нет сомнений, что он был душевно болен. Об этом говорили и в Политбюро. Но болезнь не позволяет закрывать глаза на преступления, не позволяет переносить их в разряд «ошибок». Сотрудники Лубянки — люди. О разведчиках-героях почти ничего не написано. Сталин их после использования практически всех расстреливал. Знаю, что и следователи не все были садисты. Думаю, что было в КГБ свое сопротивление, как и в ГУЛАГе. Туда работать попадали такие же люди, как мы. Кому-то об этом писать надо. Нельзя вину человека-изувера размазывать на весь народ.

Не надо забывать, что личная диктатура является самой действенной формой правления. Почти неизбежная после революций, переворотов, на короткий срок эффективная (ни в коем случае не более 5—10 лет), она становится источником преступлений, масштабы которых определяет личность диктатора. Только благодаря гениальному Дэн Сяопину, выбранному генеральным секретарем компартии Китая после Мао Цзэдуна и установившему срок правления генсека 5, но не более 10 лет, эта социалистическая страна из разрухи за кратчайший срок вырвалась на второе место в мире. А где мы?

Два слова о знаменитом докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС, написанного группой секретаря ЦК Петра Михайловича Поспелова. Из интернета исчез текст многочисленных выступлений членов Политбюро КПСС, подробно рассказывающих о сталинизме на ХХII съезде КПСС. После этих докладов не остается места для реплик «А сам-то!» и пр.

Источник

Страстной монастырь в Москве

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром «Россия». Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.

Именно здесь в XVII веке в Москве с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области – на месте этой исторической встречи и был основан Страстной монастырь. К счастью, сама икона уцелела в революцию и ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. Как известно, в советские годы эта окраинная, отдаленная от центральной Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

И в октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Молебен, на котором присутствовал казацкий генерал Иловайский, отслужил настоятель сгоревшей университетской церкви о.Иона. Эта достоверная история подтверждает московское предание о том, что именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.

И после пожара 1812 года монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Д.Жилярди, русский архитектор М.Д.Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами – тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник В.В.Пукирев – достаточно вспомнить его «Неравный брак».

Монастырь славился в старой Москве своим прекрасным хором и рукоделием монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния– в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз.

Страстной монастырь оказался связанным и с именем Пушкина.

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах…

А в 1950 году памятник Пушкину перенесли на другую сторону площади, развернули на 180 градусов и поставили на то место, где прежде стояла колокольня Страстного монастыря.

После революции старинный московский монастырь постигла печальная участь. Вначале он был осквернен пролетарствующими художниками, которые расписали его стены кощунствами, потом, в марте 1919 года, «упразднен», и его помещения занял Военный Комиссариат. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, еще ютившихся в своих кельях, затем обитель передали Центральному Архиву. А 1928 году ее окончательно ликвидировали, и с 1929 года в стенах бывшего монастыря открылся Центральный Антирелигиозный Музей – преобразование в духе советской власти. В этот музей была привезена легендарная корона с Воскресенской церкви в Барашах (см. нашу публикацию от 26 сентября прошлого года) – там ее след уже обрывается. Страстную же площадь переименовали в Пушкинскую. А монастырь был полностью снесен в 1937 году – для чего, неизвестно, кроме как «в целях антирелигиозной пропаганды».

И только одна традиция народных гуляний по-прежнему осталась в советские годы на центральной площади главной московской улицы и тоже дважды в год: 7 ноября и 1 мая здесь вечерами собирались москвичи и прогуливались по центральной магистрали, где на диво горожанам перекрывали автомобильное движение. Многим памятна праздничная иллюминация Тверской и Центрального телеграфа.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

И ныне о Страстном монастыре и славной московской старине главной улицы столицы напоминает лишь имя Страстного бульвара.

Источник

Страстной монастырь в контакте

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

СЛОВО О МОСКОВСКИХ СВЯТЫНЯХ:
СТРАСТНОМ ОБРАЗЕ БОГОРОДИЦЫ, СТРАСТНОМ ДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ
И СТРАСТНОЙ (ПУШКИНСКОЙ)ПЛОЩАДИ

По вере вашей да будет вам!

Есть великие святыни, такие
как Страстной образ Богородицы
и Страстной девичий монастырь, судьбы которых множеством нитей неразрывно связаны с историей
и современностью России, Москвы, историей Царского дома Романовых, с жизнью многих людей.

Иконография Страстного образа Божией Матери восходит к XII веку, к иконе византийского письма, ставшей известной на острове Крит. На ней по обеим сторонам от лика Богородицы изображены ангелы с орудиями крестных страданий Христа. Образ обращает сердечное внимание молящихся к крестным мукам Спасителя. В 1480 году этот образ был перенесен с о. Крит в Рим, откуда разошелся во многих списках.
В России Страстная икона Божией Матери, прославившаяся многими чудесами, появилась в XVII веке в Новгородской губернии. История ее обретения связана с явлениями Пресвятой Богородицы и Ее призывом ко всем людям, чтобы они «воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг ко другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему».
Повелением Михаила Феодоровича, первого Государя династии Романовых, икона была перенесена в Москву 13 августа 1641 года. Образ встречали у Тверских ворот Белого Города сам Государь, его сын Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф при большом стечении народа. По преданию, икона «остановилась» у ворот и тем самым сама указала на это место — Царь повелел «возградить на месте сем» каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Удивительной красоты белоснежный собор был возведен в 1646 году.
Здесь же, уже по воле Царя Алексея Михайловича, в 1654 году был основан Страстной девичий монастырь, единственный до сего дня, посвященный Страстному образу Богородицы. В 1692 году радением Царицы Наталии Кирилловны в колокольне устроена церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя Царя. Дважды в год с участием Государя и Патриарха совершались многолюдные крестные ходы вокруг городских стен с остановкой в середине пути перед Страстным монастырем, проходили и особые царские выходы к чудотворной иконе Бого­родицы.
Веками длилась и укреплялась связь монастыря с Государями и членами Царского дома.
Большое участие принимала в жизни монастыря Императрица Екатерина II. По ее указанию вокруг территории монастыря возводится пятистенная каменная ограда, начинаются работы по составлению архитектурного плана монастыря. В 1773 году после опустошительного московского пожара монастырь был восстановлен именным указом Екатерины II на пожертвованные ею средства.
Среди благотворителей Страстного монастыря были императрицы Анна Иоанновна и Мария Феодоровна.
Неоднократно вместе с членами своей Семьи посещал монастырь и последний наш Государь — Император Николай II.
В рамках государственных визитов монастырь не раз посещели зарубежные монархи и члены царствующих фамилий.
Монастырь был в славе: монахини — из родовитых семей и древних дворянских фамилий. Многие из почивших насельниц обители были там же и похоронены.
Возрастало духовное и культурное влияние обители на жизнь города, она славилась своими службами, прекрасным хором, рукоделием монахинь, со всех концов России в монастырь стекались паломники, действовала церковно-приходская школа. Особенно заметной становилась роль обители Великим постом. Страстная неделя — наиболее важное время в церковной жизни, время глубокого покаяния, предельного напряжения. В эти святые дни монастырь становился духовным центром православной Москвы. А в Пасхальную ночь большой колокол Страстного монастыря первым откликался на благовест колоколов Ивана Великого, давая сигнал к началу праздничного звона всех московских колоколен.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

В 1812 году первый колокольный звон по выходе наполеоновских войск из города раздался с колокольни Страстного монастыря, здесь же был отслужен первый благодарственный молебен по случаю избавления столицы от завоевателей.
Росла и развивалась Москва. Монастырь, стоявший сначала у въезда на главную улицу города, у Тверских ворот, со временем оказался на центральной его площади. Тверская улица еще со времени создания обители считалась «царевою», по ней торжественно въезжали в город царствующие особы, иноземные послы и почетные гости. В 1796 году здесь был устроен Тверской бульвар, первый в цепи Бульварного кольца, создаваемого на месте стен Белого города, а в 1820 году за монастырем появился новый, самый широкий бульвар Москвы, названный Страстным. С северной стороны на площадь вливалась Малая Дмитровка. Страстной монастырь таким образом и в градостроительном плане занял особенное положение — «обители, стоящей среди шума столичной жизни», освящавшей центр города и перекресток многолюдных магистралей.

С 1917 года в жизни обители начинается черная полоса: закрытие монастыря, поэтапное разрушение зданий, размещение в нем сначала войск, затем военного комиссариата, потом студентов коммунистического университета трудящихся Востока (при том, что в монастыре еще жили более 200 монахинь). В храмах обосновались обновленцы. Наконец, в 1929 году монастырь был, после окончательного закрытия, превращен в Центральный атеистический музей (ЦАМ) Союза безбожников СССР. Высокая колокольня монастыря использовалась для размещения портретов вождей: Ленина и Сталина, лозунгов, политической и потребительской рекламы. Но и этого было мало! Пренебрегая собственным решением о причислении храмов Страстного монастыря к охраняемым памятникам истории и культуры, советская власть их полностью разрушает в 1937 году.
Здесь кажущаяся абсурдность происходящего помогает понять суть. Действительно, власть попирает собственные законы и решения — открыто, варварски. При этом разрушаются здания, занимаемые антирелигиозным музеем, которому и раньше необходимы были дополнительные площади, а теперь и вовсе размещаться негде. По меньшей мере — нерасчетливо И в градостроительном отношении снесенный монастырь никому не мешал, он всегда находился как бы в стороне, на изолированном островке — не было помехи ни движению, ни строительству. Тогда зачем?
Буквального разбора формальных противоречий не требуется. Противостояние совершалось в области духа. Само название монастыря, величественный вид собора и колокольни, даже упоминание о нем — обращали каждого человека к Спасителю, к Его крестным страданиям и Воскресению, к тому, ради чего была принесена Жертва — нашему спасению, к необходимости покаяния и исправления неправедно содеянного. Это и было нестерпимым для богоборческой власти. Власти, объявившей открытую войну Богу и стремившейся уничтожить все связанное с Ним: Его храмы, Его служителей, саму веру.
Поэтому был убит Царь земной и Помазанник Божий Император Николай II, казнены члены Царской Семьи, поэтому ставилась цель уничтожения священства и монашества, поэтому были развернуты широкомасштабные репрессии против самого народа русского, сохранившего Православие в своей душе. В том же 1937 году был подвергнут второму аресту и расстрелян на полигоне в Бутово о. Феодор Алексинский, служивший в Страстном монастыре с 1909 года. Теперь он — священномученик. Трагической была судьба многих монахинь и послушниц, сегодня мы знаем о подвиге преподобномучениц Веры (Морозовой), Софии (Селиверстовой), Евдокии (Павловой) и Марии (Носовой), погибших в 1938-1939 годах.
Итак, Страстной монастырь был разрушен и должен был быть забыт. С той же целью переименовали площадь. Следы преступления укрыла мостовая. Казалось бы, всё.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. НОВЫЕ УГРОЗЫ
На месте разрушенного монастыря так ничего путного и не построили. Многочисленные проекты грандиозных зданий или монументов окончились ничем. Освободившаяся площадь служила поначалу для митингов, ярмарок и празднеств,

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ.
ПОЧЕМУ ЭТО ДОЛЖНО
Отечество, Вера, Патриотизм — это не просто слова. Наши благочестивые предки отстаивали их до конца, даже ценой самой своей жизни. Отстояли и передали нам. Как сохраним?!
Страстной монастырь неразрывно связан с отечественной историей, ее славными и драматическими страницами. Такова же связь с историей Царского дома Романовых: столетиями, поколениями государи Российские проявляли о монастыре отеческую заботу, благотворили, обустраивали, восстанавливали после пожаров и нашествий. Здесь же — молитвенно преклоняли колени. Возрождение обители — дань их памяти и наш долг.
В судьбе монастыря много особенного и ничего случайного. Не случайно Царица Небесная Сама указала это место для нахождения Своей чудотворной иконы, возведения храма, основания монастыря. Не случайно, вопреки всему, уцелели главные святыни монастыря и сам Страстной образ Богородицы, уцелели и по сей день продолжают служить людям. Не случайно после разрушения монастыря так и осталось незастроенным это веками освященное место, оно ждет. Возрождение монастыря — наш долг пред Господом и Его Матерью. Немыслимо было бы продолжать богоборческую политику советских властей или хотя бы оставаться равнодушными.
И, наконец, это была бы честь для города — возрождение архитектурной жемчужины в ожерелье Садовых.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ.
ПОЧЕМУ ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО
Восстановление Страстного монастыря — это не только долг, не только честь, но и немалая польза для Москвы, для народа и государства Российского.
Сегодня, подсчитывая потери, мы не увидим в златоглавой былых сорока сороков. На всем протяжении Тверской не видно ни одного храма, ни одного свидетельства о том, что это город Православный. Возрожденный Страстной монастырь вновь примет на себя роль обители, стоящей в гуще столичной жизни, в центре событий, на перекрестке людных магистралей. Обители, освящающей и осветляющей все вокруг. В нашем ожесточенном мире поднявшиеся ввысь стены монастыря и доносящийся колокольный звон успокоят и омоют Благодатью души людей.
Монастырь — твердыня веры. Только она, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, может помочь людям: «Мир мечется в поисках лучшей жизни, отчаявшись найти ответ на свои вопросы в людской логике, политических технологиях или экономических рецептах.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

(5) Церковь и сама история свидетельствуют: жить надо по Слову Божьему. Тогда в свете Христова Воскресения нам откроется смысл происходящего, и мы обретем способность отвечать на самые опасные вызовы современности» (Пасхальное послание 2010 г.).
Будет очень востребованной и полезной деятельность духовного и просветительского молодежного центра, снова заработает приходская школа.
Станет возможным содействие в исполнении Москвой столичных функций. Сможет возобновиться традиция посещения Страстного монастыря руководителями православных стран, членами парламентов, правительств, представителями духовенства. Смогут пройти от Красной до Страстной площади праздничные крестные ходы.
Появятся новые паломнические и туристические маршруты. Хорошим подспорьем здесь будет монастырская гостиница.
Уйдут с площади митинговые страсти. Так же потянутся горожане в сохраненный сквер, отгороженный от шумных магистралей колокольней, но сделают они это уже с благоговением, с осознанием святости места.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ
Возрождение свершается на наших глазах, и это не просто слова — возрожденный монастырь живет в душах и делах человеческих — сотни людей со свечами, иконами, оставив многие дела, приходят на святое место. Здесь уже более трех лет царит особая атмосфера. Каждую субботу на ступенях лестницы, ведущей к кинотеатру, на месте, где располагались алтари разрушенного собора, выстраивается «живой» иконостас — в руках у верующих чтимые иконы из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках и специально написанные образа. Люди поют акафист пред Страстной иконой Богородицы, крестным ходом обходят площадь. А в дни престольных праздников Страстного монастыря и другие особые и праздничные дни — под открытым небом служатся молебны, проходят большие крестные ходы.
Верующие православные люди собираются, чтобы исполнить долг своего сердца, отстоять Страстной монастырь. Вначале их было всего несколько человек, теперь — сотни! Здесь и молодежь, самая юная, и взрослые мужи, и люди в почтенном возрасте. Это народ! Вглядываясь в лица, поневоле залюбуешься, они такие разные и в то же время столь неуловимо схожие, просветленные, одухотворенные. В минуты соборной молитвы — почти лики.
Говоря о важности молебнов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках иерей Алексий Гомонов сказал: «Человеческие усилия ничто без помощи Бога, Его Пречистой Матери и святых Его. Наш молебен под открытым небом над фундаментами разрушенных храмов Страстного монастыря — это прямое обращение к Богу, у Которого просим сил, и мудрости, и терпения, и водительства. Ничто так не соберет народ, как молебен, ничто так не соединит, ничто так не окрылит, не освятит души, как молебен. Забываешь про себя, забываешь про то, где ты находишься, — вокруг только одни горящие, соединенные единым духом сердца, дышащие любовью к Божией Матери, к Господу, сознающие, что они делают. Они молят Господа, они молят Пресвятую Богородицу возродить монастырь!
Многие из этих сотен и сотен людей, которые молились здесь, были из разных районов Москвы, они совершили труд, они после воскресных служб проделали какой-то путь и оказались рядом нами, выразив любовь и заботу о возрождении монастыря. Матерь Божия Сама без устали молится за род человеческий и желает, чтобы мы не ленились, желает, чтобы мы были мужественны, и решительны, и верны Богу. Желает видеть нас соработниками».

ПЕРЕМЕНЫ
И вот уже сотни крестных ходов опоясали как историческую территорию монастыря, так и всю Пушкинскую (Страстную) площадь, уже прошел и первый водосвятный молебен, впервые после почти столетнего перерыва мостовая была окроплена освященной водой. Написаны, участвуют в богослужениях и продолжают изготавливаться новые иконы. Сложилась община Страстного монастыря, клирос.
Уже прошли первые благотворительные концерты духовной и классической музыки, организованные совместно с приходом храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках и дирекцией кинотеатра «Пушкинский».

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

(6) Среди участников артисты Большого театра и Филармонии, лауреаты международных конкурсов и творческая молодежь, студенты и выпускники музыкальных вузов.
Осенью 2009 года состоялись Общественные слушания «Спасем семью — спасем Россию» с участием более 1500 представителей общественных организаций из 27 регионов России.
Здесь же в феврале 2010 года прошел концерт о. Рафаила (Оптина Пустынь) и музыкальной дружины «Сыновья России». Зал был полон, а это 2500 зрителей. Это был не только концерт, но проповедь и молитва. Присутствовало много священников и монашествующих, в зале был старец Илий. В благословение раздавались духовные и исторические книги.
Ушло в прошлое недопонимание, возникавшее когда-то с сотрудниками милиции, стражи порядка теперь помогают в его поддержании во время молебнов и шествий. Москвичи привычно крестятся, завидев крестный ход.
Возвращается Страстной монастырь, шаг за шагом, общими молитвами и усилиями.
Порой во время богослужения зримо ощущаешь древние стены собора, уходящие ввысь, венчаемые куполом небес. Мы верим — недалек тот день, когда они материализуются в камне.
И, наконец, сколько раз уже бывало такое — после молебна, в любую непогоду, на небе появлялось яркое солнце и освещало площадь, участников молебна, заливало все вокруг.

ПАМЯТЬ
Нельзя не вспомнить ушедших. Это с их помощью, их молитвами ситуация удержалась до сегодняшнего дня. Последние капли сил, жизни принесены в святую жертву, возложены на алтарь. Это Геннадий Иванович Фрыгин и Алексей Григорьевич Гладков — активные и давние участники движения «Бородино 2012», это Евгения Швед, постоянная участница молебнов на Страстной и прихожанка храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, принявшая незадолго до кончины иноческий постриг с именем Серафима. Мы верим, что наши земные собратья и в чертогах небесных продолжат возносить молитвы о возрождении Страстной обители и о нас грешных.
Молимся и мы о них, как и обо всех, в жизни сей участвовавших в спасении и восстановлении храмов и монастырей, оставивших благой след на земле.
КООРДИНАТЫ РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ
Многое сделано за эти годы, ощутима поддержка сторонников возрождения Страстного монастыря, но угроза не уменьшается, поэтому мы просим ваших молитв и участия в молитвенных стояниях и крестных ходах на Пушкинской площади. От нас многое зависит!
Информацию о положении дел, молитвенных стояниях и подписные листы в защиту Страстного монастыря всегда можно найти в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках: Успенский пер., 4, тел. 8 (495) 699 09 56, сайт храма www.putinki.uspenie.com
Здесь же хранятся иконы, участвующие в молебнах и крестных ходах. Вы в любой день можете помолиться перед списками с чудотворного Страстного образа Божией Матери, один из которых даже по размерам совпадает с надвратным образом Бого­родицы. Написан большой образ св. Алексия, человека Божия, а также образы священномученика Феодора (Алексинского) и преподобномучениц Веры (Морозовой) и Софии (Селиверстовой).

ДОСТУПНЫ ТАКЖЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Сайт
Группы «В КОНТАКТЕ»:
— Возрождение Страстного монастыря
— Приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Вы можете отправить сообщение на адрес электронной почты:
E-mail: strastnoymonastir@gmail.com

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, речь идет об исторической памяти: истории России, Москвы, истории Царского дома Романовых, о старинном, стержневом районе нашего города: Тверской улице и Страстной (Пушкинской) площади, о принципах реконструкции и сохранении наследия, об истинном патриотизме, о душах человеческих и душе города, о Вере.
Сегодня вновь решается судьба Страстного монастыря, его храмов. Существует реальная возможность их восстановления на историческом месте, на сохранившихся фундаментах, возможность возрождения ансамбля Страстной (Пушкинской) площади, либо, напротив — их окончательного уничтожения.

страстной монастырь в контакте. Смотреть фото страстной монастырь в контакте. Смотреть картинку страстной монастырь в контакте. Картинка про страстной монастырь в контакте. Фото страстной монастырь в контакте

(7)
С кем мы, чьих планов и дел преемники и продолжатели? Тех ли благочестивых наших предков, что возводили и украшали соборы, наполняли их молитвой, прославляли подвигами и добрыми делами. Стояли за Веру и Отечество, не щадя живота своего. Или тех, кто в богоборческие времена соучаствовали в разрушении и поругании храмов и самой Веры. Этот вопрос вновь встает перед каждым гражданином нашего города, перед каждым христианином.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *