страшный суд успенский собор во владимире

Страшный суд успенский собор во владимире

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

История одного шедевра запись закреплена

«Страшный суд», Андрей Рублёв

1408 г. Фреска. Успенский собор, Владимир, Россия. #Story_ruspainting

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира – одна из немногих его работ, авторство которой подтверждено летописью. Заказчиком выступил великий князь московский, решивший отремонтировать и украсить обветшавший, частично погоревший и разоренный татарами собор. Андрей Рублев трудился здесь не один, с ним был теперь уже неразлучный друг Даниил Черный и еще целая артель художников. Но общий замысел росписей, новые, радостные, праздничные интонации, гениальные ритмы архитектуры и живописи, уникальная композиция – все это замысел самого Рублева.

Рублев первым сказал, что святые, архангелы, Божья матерь и Иоанн Предтеча стоят у престола с молитвой о людях, что суд Божий будет милостивым и обещает вечное блаженство.

Человек, посмотревший на свод Успенского собора, должен был почувствовать себя в надежном окружении святых апостолов и под защитой парящих на своде ангелов. Нет ничего страшного ни в апокалипсических зверях, ни в мертвецах, которых отдают на Страшный суд земля и море. Только обещание милости и прощения, блаженства и приобщенности великой небесной тайне.

Источник

«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече

Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним.

Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

Да, мы знаем многие труды русских художников на тему Страшного Суда, наводящие ужас, пугающие, отторгающие. Можно вспомнить экспрессивную манеру Феофана Грека, который был учителем Андрея Рублева.

Непревзойденность фрески «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

— Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания, — считает кандидат искусствоведения, знаменитый владимирский реставратор и научный руководитель реставрационных работ фресок Андрея Рублева во Владимире Александр Скворцов, — ведь он прекрасно знал византийскую иконопись, работы своих соотечественников, предшественников и современников. Он видел фреску «Страшный Суд» во владимирском Дмитриевском Соборе, где перед нашим взором предстают грозные старцы, готовые осудить. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Он следует своей творческой интуиции, он не судит, а призывает всех стать участниками грядущей встречи.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Но теперь, спустя 600 лет, когда искусствоведы по крупицам собирают наследие Андрея Рублева, состояние его фресок во Владимирском Успенском соборе с каждым годом ухудшается.

— Увы, изменения здесь сейчас происходят не в лучшую сторону. Система вентиляции и кондиционирования воздуха не работает. И поэтому новая котельная, установленная взамен старой, продолжает гонять туда и обратно грязный воздух, пыль, гарь, которые оседают на стенах. Нами уже разработан грамотный проект по вентилированию воздуха, но для его реализации у государства нет средств. Фрески тускнеют и уже плохо просматриваются, — говорит Александр Скворцов.

Фактически, о реставрации фресок Рублева сегодня не может идти речь, потому что во владимирском Успенском соборе до сих пор не налажен температурно-влажностный режим (ТВР). Как только будет установлен ТВР, встанет необходимость научных разработок методов консервации и «лечения» шедевра и предшествующих им физико-химических исследований. Однако ученые отмечают: с процессом реставрации Рублевского «Страшного Суда» мы уже опоздали не меньше, чем на десять лет.

Подчеркнем, что любые обвинения в ненадлежащем содержании памятника, брошенные в адрес Церкви и Владимиро-Суздальской епархии, несостоятельны. Во-первых, с огласно распоряжению Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви» от первого сентября 1999 года, духовенству и верующим владимирский Успенский собор не передан до сих пор. Хотя о том, что передача древнего храма в ведение РПЦ давно состоялась, неоднократно говорилось в СМИ.

Кроме того, по договору «О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир», Владимирская епархия является лишь «Пользователем» владимирского Успенского собора только «во время проведения богослужений», которые устанавливаются «в дни особо чтимых праздников».

Источник

Страшный суд лучшего русского иконописца XVII века забыт во Владимире

Середина XVII века. Один из лучших иконописцев страны Марк Матвеев по царскому заказу заканчивает роспись стен Успенского собора в Москве и приезжает во Владимир, в Успенский собор Княгинина монастыря, чтобы навсегда оставить след не только в истории нашего города, но в истории русской монументальной живописи.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире

Уникальная стенопись «Страшный суд», вышедшая из-под кисти гениального изографа и его сотоварищей и практически в полном объеме дошедшая до наших дней, могла бы стать предметом гордости владимирцев, но пока не стала.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Причина банальна: о творении Марка в нашем городе многие просто не знают. А ведь он был живописцем, который работал по царским заданиям, являясь одним из лучших мастеров своего времени.

Сегодня программа «Точка на карте» решила исправить историческую несправедливость и показать прошедшие сквозь время уникальные росписи незаслуженно забытого талантливого средневекового изографа Марка Матвеева. Показать, кстати, в прямом смысле. В нашей программе вас ждут эксклюзивные видеокадры и фотографии.

В храме очень мало света, царит полумрак, и без специального освещения очень трудно разобрать детали средневековой композиции. Так что наше знакомство со «Страшным судом» и другими творениями артели Марка Матвеева было похоже на настоящее чудо: сквозь толщу веков мы как будто высвечивали то, что хотел донести до своих современников средневековый художник. И его послания выходили из мрака буквально на глазах, становились осязаемыми и выразительными, попадая в самое сердце уже нам, людям, живущим в XXI веке.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

В чем уникальность росписей Марка Матвеева и почему Владимир можно назвать городом трех «Страшных судов»? Сколько лучший русский изограф получал за свою работу? И за что искусствовед и музейный деятель Алексей Варганов раскритиковал реставраторов советского периода, назвав их «фокусниками и мошенниками», а реставрацию стенописей Матвеева варварством? Рассказывает народный экскурсовод Алексей Валентинович.

В программе:

Иосиф прислал Марка

Приезд в XVII веке в наш город Марка Матвеева связан с именем патриарха Московского и всея Руси Иосифа, который родился во Владимире во дворянской семье и, несмотря на свое высокое положение, не потерял связь со своей малой родиной. Именно этот человек и прислал расписывать Успенский собор Владимирского Княгинина монастыря лучшего иконописца XVII столетия Марка Матвеева. Тот как раз закончил работу в Успенском соборе Московского Кремля, где трудился в составе артели. Роспись столичного храма датируется 1642-1643 годам, а в 1648 году иконописец уже значится умершим.

Исследователи сходятся во мнении, что Успенский собор Княгинина монастыря был расписан в промежутке между 1643 и 1648 годами.

К примеру, искусствовед и художник Алексей Владимирович Виннер считал, что стенная живопись Владимирского Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена в следующий период: «работы были начаты весной 1647-го и закончены осенью 1648 года». Таким образом, владимирская стенопись стала последним произведением выдающегося изографа, и вскоре после ее окончания Марк Матвеев скончался.

Марк и сотоварищи

Конечно, Марк работал не один. Есть сведения, что храм расписывали ярославские и московские мастера. Но, к сожалению, полный список не сохранился, так как специальная лента с именами всех участников работ, расположенная в алтарной части храма, серьезно пострадала. Доктор искусствоведения Вера Григорьевна Брюсова пишет в одном из своих трудов:

«Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Севастьяна Дмитриева в качестве ведущих мастеров в стенописи собора… наряду, вероятно, с московскими иконописцами» (Стефан Евфимьев и Севастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века. – Прим. ред.)

За сукно и зерновые

Сколько же получал лучший иконописец страны за свою работу? Есть сведения, что за роспись Успенского собора в Москве художник получил два куска английского сукна и два куска тончайшей восточной ткани. В год Марк Матвеев получал 13 рублей (большие деньги для XVII века) и по 15 четвертей ржи и овса, то есть 1700 килограммов каждого.

Золото и лазурь

Стенопись Успенского собора Княгинина монастыря исполнена на известковом грунте, нанесенном на сложенные из большемерного кирпича стены, в один прием, слоем толщиной в 7 мм. Для укрепления росписи использовались штукатурные гвозди, которые мы, кстати, можем наблюдать и сегодня.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

На стене видны штукатурные гвозди

Роспись храма обычно начинали с верхних его частей — с купола, после чего переходили на барабан, паруса, арки, своды, затем на стены. Фон основного объёма храма был вызлащен, как и в Успенском соборе Московского Кремля. А вот алтарь написан на лазурном фоне, что подчеркивает особую сакральную функцию этой части храма.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Основной объем росписей выполнен на золотом фоне

«Страшный суд» Матвеева

Среди прочих росписей храма выделяется огромная стенопись «Страшный суд», которая традиционно располагается на западной стене. По правую руку – сюжеты рая и путь праведников. По левую – сцены ада и незавидная участь грешников, которых ожидает геенна огненная и вечные мучения. Выбор – за человеком. В центре – образ Бога, который каждому воздаст по делам его.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Композиция «Страшный суд»

Общая картина второго пришествия складывается из отдельных сюжетов, состав и исполнение которых отражает уровень восприятия мира человеком XVII столетия.

Между злом и добром

Интересен сюжет со стороны ада, на котором изображен человек, привязанный к столпу. Он как будто завис между небом и землей: особого зла никому не сделал, но и добрых дел совершил недостаточно, потому и невозможно вынести вердикт, куда ему — в ад или рай. Так реализуется популярный в католицизме мотив об удовлетворении Бога добрыми делами: мало не совершать дурных поступков, важно активно делать добро. Наличие такого сюжета в православном храме – момент интересный и даже удивительный, ведь к католикам относились негативно. Но тем не менее в стенописи Марка Матвеева он присутствует.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Отдали мертвых своих

Еще один традиционный сюжет – это сцена, где земля и море отдают «мертвые своя». Исполнена она самобытно: в центре обнаженная женщина, которая держит в руках гробы, из которых выходят в белых саванах уже не мертвецы, а живые, воскресшие люди, которым и предстоит предстать на суд перед Богом.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Низвержение бесов

Экспрессивна и эмоциональна сцена падения злых духов в адский огонь. Дьявол Марка Матвеева – это сидящая в красном огне белая тень, принимающая падшие души и отправляющая их по грехам в круги ада, которые расположены в самом низу композиции.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

«Неверные» – это иудеи, униаты, протестанты…

А вот что действительно отличает «Страшный суд» Марка Матвеева от более ранних вариантов этой композиции — так это сцена, как Моисей указывает неверным на воскресшего Христа.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Кто же в понимании православного человека XVII столетия неверные? Изображены они наглядно и вполне определенно — это представители других религий, конфессий и даже рас: иудеи, мусульмане, униаты, протестанты и даже африканцы и представители диких племен. Подобной сцены мы не найдем в составе композиций «Страшный суд» Успенского (роспись XV века) и Дмитриевского (роспись XII века) соборов во Владимире. Не найдем потому, что осознание себя русской нацией, которая объединилась на почве православия, произошло позже и точно сформировалось к XVII столетию, когда Марк Матвеев и писал свой вариант «Страшного суда». То есть здесь русский – это однозначно православный человек.

«Поновления» разрушали и сохраняли

В XIX веке живопись не один раз «поновляли», причем в те времена «поновления» могли сыграть роковую роль: часто старый рисунок сбивали и наносили новый. К счастью, «Страшный суд» Марка Матвеева избежал такой судьбы, и большой урон ему нанесен не был. Фактически сохранился полный объем авторской стенописи.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Сцены рая. Лоно Авраамово

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Саваоф — старец в белых одеждах. Так изображали ветхозаветного Бога-Отца до Большого Московского Собора 1666 года, который запретил эту традицию. Росписи Марка Матвеева сделаны до раскола русской церкви, поэтому здесь Саваоф присутствует.

А вот после революции ситуация развивалась более драматично. В частности, в 1946 году были вскрыты старые росписи на столбах и уничтожены надписи, по которым можно было идентифицировать святителей и князей, здесь изображённых.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Кто есть кто, теперь разобраться сложно

Известный суздальский художник-реставратор Алексей Варганов жестко критиковал действия коллег. Работали Виннер, Домбровская, Очинников, Воркудова, Щенова, Попова, Мантурова, Штейман, Григорьев. 23 ноября 1946 года Варганов писал Николаю Воронину:

«Несмотря на все мое благоговение перед реставрацией как наукой, приходится сожалеть, что методы расчистки фресковой живописи еще далеки от науки, как небо от земли, и что сами реставраторы скорее фокусники и мошенники, чем люди науки. Конечно, о реставрации икон этого сказать нельзя. В пылу разочарования сгрохал статью «о реставрации и реставраторах», помещать ее никуда не намерен, а отложил в свой архив. Н. П. [Сычев] прочитал ее и «узрев образ свой» запретил ее печатать где-либо. В ней я критикую методы тех, кого И. Э. [Грабарь] посылает к нам для работ. В частности, работы по Княгинину я считаю варварством, так как «мастера» смыли все надписи с изображений святых. Теперь ходим и гадаем!»

Последними реставрационными мероприятиями в соборе были работы с 1966-го по 198 год, проводимые «Владреставрацией» под руководством Александра Петровича Некрасова. И эта реставрация существенно улучшила состояние древних стенописей. Более никаких работ не проводилось.

Сегодня стенное письмо лучшего иконописца XVII столетия тоже нуждается в реставрации и ждет своего благодетеля. Но увидеть и оценить уникальное произведение русской монументальной живописи может каждый. Так что, гуляя по центру Владимира, обязательно загляните в Успенский собор Княгинина монастыря, хотя он и не стоит на популярных туристических маршрутах, однако теперь вы знаете, что здесь расположено уникальное стенное живописное полотно, аналогов которому в нашем городе просто нет.

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Подготовили Алексей Валентинович и Дарья Ермолина

Источник

Андрей Рублев. Успенский собор. Владимир. Страшный суд.

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Над Христом, на том же своде, представлены два парящих ангела со свитком в руках. На свитке изображены луна и звезды. Ангелы свивают завесу неба, что означает конец земного мира. Их фигуры в легких хитонах и свободно развевающихся плащах полны необычайной грации и изящества, невольно заставляя вспомнить об ангелах из прославленной иконы Троицы.

И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Над ангелами, уже в замке прилегающей к своду восточной арки, размещена вписанная в круг композиция, символизирующая четыре царства, чьему владычеству суждено окончиться вместе с концом жизни на земле. Эти земные царства должны уступить место царству правды и справедливости. С замечательным искусством разместил художник в круге фигуры четырех зверей из видения пророка Даниила (VII, 2–28). Уверенной, широкой поступью выступает крылатый лев — «Римское царство». Рядом с ним энергично шагает светлый крылатый барс — «Царство Македонское». Как вкопанный застыл на месте медведь. Опустив голову, он зло косит глазом, никому не собираясь уступить хотя бы пядь своей земли. Это «Царство Вавилонское». Четвертый зверь, символизирующий «Царство Антихристово», обладает самой страшной внешностью: у него морда хищника, между рогами помещено человеческое лицо, хвост завершается змеиной головой.

После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

На северном столбе этой же восточной арки сохранились две фигуры, непосредственно связанные с тематикой украшающего замок арки медальона, в который вписаны символизирующие четыре царства звери. Это ангел и пророк Даниил. Приникшему к земле Даниилу ангел указывает рукой на свершающийся суд, как бы говоря: «Вот исполняется твое предсказание».

В полукружии, над примыкающей к коробовому своду западной аркой, представлен «престол уготованный». Христос, изображенный в центре свода, кажется как бы устремляющимся к престолу, чтобы занять на нем место в «страшный судный день». На престоле лежит книга, в которую вписаны деяния людей. К подножию престола припали на колени трепещущие Адам и Ева, виновники грехопадения человека. Слева и справа спешат к престолу Богоматерь и Креститель — заступники за род людской. Они выступают здесь носителями идеи милосердия, красной нитью проходящей через всю композицию «Страшного суда». Их склоненные фигуры, вместе с слегка изогнутыми фигурами ангелов и апостолов Петра и Павла, как бы вторят параболе свода и арки.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Петр и Павел возглавляют два ряда апостолов, чьи фигуры размещены уже на склонах свода и на прилегающей восточной арке. За апостолами стоит несколько рядов ангелов. Правая и левая группы так скомпонованы, что нимбы, образующие ряд повторных горизонталей, как бы поддерживают свод. Но, кроме того, они и вторят украшающим свод кругам, в которые вписаны фигуры Христа и символизирующих четыре царства зверей.

приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Стоящие позади апостолов ангелы могут показаться на первый взгляд несколько однообразными. Но чем внимательнее в них вглядываешься, тем большее очарование обретают они в наших глазах. В них есть и наивное простодушие, и тихая мечтательность, и внимательное прислушивание к своему внутреннему голосу. Особое место занимают фигуры ангелов, украшающие западную арку, в центре которой расположен медальон с огромной кистью руки, держащей «души праведных» в образе младенцев, и два медальона с полуфигурами пророков Исайи и Давида. Эти трубящие ангелы созывают живых и мертвых на Страшный суд.

В арке, ведущей из центрального нефа в южный, и на юго-восточном столбе центрального нефа художники изобразили лики праведных мужей и жен, восставших из мертвых. Тут и святители, и мученики, и монахи, и цари, и царицы. У них простые русские лица, на большинстве из них русские одеяния. Над аркой, ведущей в южный неф, размещены две плохо сохранившиеся композиции — «Земля» и «Море» отдают мертвецов.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и
смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и
судим был каждый по делам своим.

страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть фото страшный суд успенский собор во владимире. Смотреть картинку страшный суд успенский собор во владимире. Картинка про страшный суд успенский собор во владимире. Фото страшный суд успенский собор во владимире

Роспись южного нефа связана с тематикой «Рая». Центральное место здесь занимает «Шествие святых в рай» (сопроводительная надпись — «Идут святые в рай»). Группу возглавляют апостолы Петр и Павел. Со страстным призывом простер Павел левую руку со свитком, в то время как правой он указывает на врата рая. На свитке надпись: «Приидите со мною». Сами врата рая с сопроводительной надписью «Свет невечерний» украшают западную люнету под южным сводом; херувим держит жезл, рядом виден благоразумный разбойник, первым вошедший в рай. В противоположной люнете представлена Богоматерь с предстоящими ангелами, а на восточном склоне свода — «Лоно Авраамово» с сидящими под райскими деревьями Авраамом, Исааком и Иаковом, причем за пазухой в лоне Авраама изображены «праведные души» в виде мальчиков, и такие же мальчики стоят подле него ). Кроме того, сохранились фигуры святых (Макария, Онуфрия, Саввы Освященного и Антония Великого, в арках южного нефа. Несколько интересных фрагментов уцелели также на алтарных столбах, скрытых за деревянным иконостасом (мученик Зосима в медальоне; две фигуры неизвестных святых в рост) и в арке жертвенника (две фигуры неизвестных молодых святителей, остатки двух сцен из жития Иоанна Предтечи).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *