страшный суд андрея рублева в успенском соборе
Страшный суд андрея рублева в успенском соборе
История одного шедевра запись закреплена
«Страшный суд», Андрей Рублёв
1408 г. Фреска. Успенский собор, Владимир, Россия. #Story_ruspainting
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира – одна из немногих его работ, авторство которой подтверждено летописью. Заказчиком выступил великий князь московский, решивший отремонтировать и украсить обветшавший, частично погоревший и разоренный татарами собор. Андрей Рублев трудился здесь не один, с ним был теперь уже неразлучный друг Даниил Черный и еще целая артель художников. Но общий замысел росписей, новые, радостные, праздничные интонации, гениальные ритмы архитектуры и живописи, уникальная композиция – все это замысел самого Рублева.
Рублев первым сказал, что святые, архангелы, Божья матерь и Иоанн Предтеча стоят у престола с молитвой о людях, что суд Божий будет милостивым и обещает вечное блаженство.
Человек, посмотревший на свод Успенского собора, должен был почувствовать себя в надежном окружении святых апостолов и под защитой парящих на своде ангелов. Нет ничего страшного ни в апокалипсических зверях, ни в мертвецах, которых отдают на Страшный суд земля и море. Только обещание милости и прощения, блаженства и приобщенности великой небесной тайне.
«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече
Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним.
Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.
17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.
Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.
Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.
Да, мы знаем многие труды русских художников на тему Страшного Суда, наводящие ужас, пугающие, отторгающие. Можно вспомнить экспрессивную манеру Феофана Грека, который был учителем Андрея Рублева.
Непревзойденность фрески «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.
И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.
— Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания, — считает кандидат искусствоведения, знаменитый владимирский реставратор и научный руководитель реставрационных работ фресок Андрея Рублева во Владимире Александр Скворцов, — ведь он прекрасно знал византийскую иконопись, работы своих соотечественников, предшественников и современников. Он видел фреску «Страшный Суд» во владимирском Дмитриевском Соборе, где перед нашим взором предстают грозные старцы, готовые осудить. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Он следует своей творческой интуиции, он не судит, а призывает всех стать участниками грядущей встречи.
Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Но теперь, спустя 600 лет, когда искусствоведы по крупицам собирают наследие Андрея Рублева, состояние его фресок во Владимирском Успенском соборе с каждым годом ухудшается.
— Увы, изменения здесь сейчас происходят не в лучшую сторону. Система вентиляции и кондиционирования воздуха не работает. И поэтому новая котельная, установленная взамен старой, продолжает гонять туда и обратно грязный воздух, пыль, гарь, которые оседают на стенах. Нами уже разработан грамотный проект по вентилированию воздуха, но для его реализации у государства нет средств. Фрески тускнеют и уже плохо просматриваются, — говорит Александр Скворцов.
Фактически, о реставрации фресок Рублева сегодня не может идти речь, потому что во владимирском Успенском соборе до сих пор не налажен температурно-влажностный режим (ТВР). Как только будет установлен ТВР, встанет необходимость научных разработок методов консервации и «лечения» шедевра и предшествующих им физико-химических исследований. Однако ученые отмечают: с процессом реставрации Рублевского «Страшного Суда» мы уже опоздали не меньше, чем на десять лет.
Подчеркнем, что любые обвинения в ненадлежащем содержании памятника, брошенные в адрес Церкви и Владимиро-Суздальской епархии, несостоятельны. Во-первых, с огласно распоряжению Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви» от первого сентября 1999 года, духовенству и верующим владимирский Успенский собор не передан до сих пор. Хотя о том, что передача древнего храма в ведение РПЦ давно состоялась, неоднократно говорилось в СМИ.
Кроме того, по договору «О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир», Владимирская епархия является лишь «Пользователем» владимирского Успенского собора только «во время проведения богослужений», которые устанавливаются «в дни особо чтимых праздников».
Живописное убранство Успенского собора
От древних росписей эпохи Андрея Боголюбского до стенописей середины XX века. Знаменитый «Страшный суд» иконописца Андрея Рублева, работы палехской артели художника-реставратора Николая Софонова и даже средневековое граффити 1536 года, нацарапанное на стенах собора и повествующее об очередном большом пожаре, уничтожившем город.
Владимирский кафедральный Успенский собор – единственный в России храм, где можно проследить историю русской монументальной живописи в образцах с XII по XX век. Это поистине уникальный памятник. Народный гид Алексей Валентинович приглашает продолжить путешествие по кафедральному собору. В прошлый раз мы узнали об основании и архитектуре главного храма Владимирской области. Сегодня погрузимся в историю его живописного убранства. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».
«Уличная» роспись эпохи Андрея Боголюбского
В 1185 году Успенский собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галереей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 6669 (1161) года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из стенописей тех времен.
Здесь изображены древние пророки со свитками. Фигуры симметрично развернуты друг к другу. В центре — растительный орнамент с павлинами. Это настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.
«Страшный суд» Андрея Рублёва
Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году артелью древнерусского иконописца Андрея Рублёва. Уникальная стенопись причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют национальным достоянием России.
Тема Страшного суда была ключевой в средневековом искусстве. И в большинстве своем русские иконописцы продолжали европейскую традицию, изображая этот сюжет в его анатомическом воплощении. Особенно это проявляется в сценах ада, где на первом плане муки грешников, сжигаемых языками адского пламени. За грехи человека судят и жестоко наказывают.
Всего этого вы не найдете у Андрея Рублёва. Его «Страшный суд» не разъединяет, а объединяет, указывая душе человека путь к спасению. Здесь все пронизано светом, милостью и покаянием. Не случайно, к примеру, именно в раю иконописец изображает благоразумного разбойника, который был распят вместе с Христом и раскаялся в своих грехах. Так, через покаяние грешник становится праведником.
Благоразумный разбойник с крестом
Кстати, праведники всего мира представлены у Рублёва в образе младенцев, сидящих на руках древнего патриарха Авраама в лоне Авраамовом (месте упокоения праведников).
А каков же ад? Прост, символичен и лаконичен. Здесь точно нет тех самых грешников, которые корчатся в страшных мучениях. Перед нами три разноцветных прямоугольника: черный, красный и коричневый.
На них восемнадцать лиц: по шесть в каждой зоне. Символичное число 666 — прямое указание на печать зверя, или Антихриста. Того, кто противопоставил себя Богу. Под «шестерками» подписи: «Тьма кромешная», «Скрежет зубом» и «Червь неусыпаемый».
Вероятно, это и есть три самых страшных человеческих греха, которые здесь изображены в лицах. Неведение (тьма), гнев (скрежет) и порок (червь). И они смотрят на тебя в упор. Образы отчуждения от праведной жизни, образы погибающей души. Это и есть ад в трактовке монаха-иконописца Андрея Рублёва.
Палехские живописцы
Еще одна интересная страница в живописной истории храма относится к XIX столетию. Тогда в Успенском соборе работала артель палехского иконописца и реставратора Николая Михайловича Софонова. Художники тогда расписали весь храм. Однако во второй половине прошлого века труды мастеров из Палеха были закрашены. И появившиеся поверх современные росписи, к сожалению, уже не представляют собой особой художественной ценности. Интересно, но сам Софонов тоже сбивал фрески Андрея Рублёва, а сверху наносил свои. Изображение, которое вы видите на фото ниже, именно так и появилось. И это подлинная работа палехских художников. Ее и сегодня можно увидеть на стенах собора.
Более полная история живописного убранства «златоверхой церкви Успения Богородицы» представлена в видео, которое размещено в начале этого текста. Мы же остановились на самых ярких моментах. Но на этом точка в этой истории опять не будет поставлена. В следующем выпуске речь пойдет о великих людях, которые покоятся под сенью древнего храма, то есть в знаменитом некрополе Успенского собора во Владимире.
Р.S. И последнее. В одном из недавних выпусков мы рассказывали о росписи «Страшный суд», выполненной в 1838 году неизвестным художником на стенах храма села Лыково Юрьев-Польского района. Это произведение написано в академической манере и существенно отличается от работы Андрея Рублёва. Переходите по ссылке, чтобы сравнить. Примечательно также, что трое русских князей, чьи мощи лежат в соборе и о которых Валентиныч расскажет в следующей серии, тоже связаны с окрестностями села Лыково. Каким же образом? Узнаете через неделю.
Подготовила Дарья Ермолина
Съемка и монтаж Дмитрия Киреева
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
СТРАШНЫЙ СУД (АНДРЕЙ РУБЛЕВ)
Пожалуй, начну эту часть с отрывка из фильма Андрея Тарковского
Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, – стоит последним.
Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.
17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.
Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.
Общий вид центрального нефа
Когда проходишь в собор под западной аркой, видишь над головой круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных. «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» книга Премудростей Соломона
Души праведных в руце Божией
В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).
Арка с Рукой Божией, Давидом и Исайией. Общий вид росписи Страшного суда на сводах и в арке слева и справа
В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.
Пророк и царь Давид в арке
Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.
Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.
Земля отдает мертвецов
Море отдает мертвецов
Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.
Роспись страшного суда и вход в собор
Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами.
Христос в Славе (в мандорле). Над Ним Ангелы свивающие небо в свитки
Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.
Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.
Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.
Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел
Среди фигур центральной группы особенно выразительна фигура Богоматери. Мария выступает здесь ходатаем перед Христом за весь «род христианский». Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.
Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.
Роспись северного склона с апп. Матфеем, Лукой, Марком, Андреем и Филиппом
Роспись южного склона с апостолами (справа налево) Иоанном, Симоном, Варфоломеем, Иаковым и Фомы
Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.
Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.
Апостол Андрей Первозванный
В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:
медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. Может быть и другое толкование. Часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно к своему времени». Возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу и Литву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим; под барсом — агрессивный тевтонский орден; под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти и единства в своих пределах; под чудовищным зверем — татар, с жестокостью которых связывалось у русских представление о наступлении «Страшного суда».
Символы четырех царств
На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу
Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.
Шествие праведников в рай и Авраамово лоно (выше шествия)
Авраамово лоно в Эдеме
Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым лоном мы видим благоразумного разбойника.
Благоразумный разбойник в раю
Из всех персонажей «Шествия. » особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Даниила – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»
Непревзойденность фресок «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от них милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.
Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания