сторителлинг как метод обучения
Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука?
Учили же как-то раньше без всех этих хитроумных наворотов, и вполне успешно. Зачем превращать серьёзный процесс в развлечение?
Кто помог нам разобраться:
Елизавета Лобанова
Методист, тимлид направления «Бизнес-школа» онлайн-университета Skillbox. Приверженица креативных технологий и методик в образовании. Разрабатывает игры и квесты для образовательных целей, которые нравятся даже очень серьёзным студентам.
Пишет об образовании, интересуется социальной и школьной тематикой. Обожает писать очерки и репортажи, искать в людях ту самую «изюминку».
Что такое сторителлинг в образовании?
Любой сторителлинг вообще — это рассказывание историй (прямой перевод английского storytelling). В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Она может быть вплетена в программу обучения частично — или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.
Можно конкретный пример сторителлинга?
Конечно. Например, в Skillbox есть учебный курс «Перезагрузка карьеры», его суть в том, что люди учатся, как сознательно планировать карьеры, проводить аудит своего карьерного пути, искать точки роста. В программу этого курса включён разветвлённый квест. Он выглядит как переписка учащегося с виртуальным персонажем, который просит помочь ему найти работу. Если учащийся даёт верные советы (опираясь на те знания, которые получает во время курса обучения), то виртуального героя берут на желаемую должность в хорошую компанию. Если студент ошибается, герой не достигает своей цели. Такие квесты хороши для формирования и проверки поведенческих паттернов.
А когда преподаватель на лекции рассказывает истории из жизни — это тоже сторителлинг?
Смотря для чего он их рассказывает. Если истории не по теме лекции, а, например, просто для переключения внимания студентов, то это не сторителлинг. Если это случаи из жизни по теме лекции, то такой приём можно назвать ситуационным сторителлингом, иллюстрацией. Но иллюстрация — далеко не основная функция этого приёма. Вообще, профессионалы под сторителлингом обычно имеют в виду включение в учебный курс целой сюжетной линии.
Какие функции у «настоящего», большого сторителлинга? Когда в курс включают сюжетную линию?
Основных функций четыре:
А ещё сторителлинг помогает создать такую атмосферу во время обучения, в которую студенту хочется возвращаться, потому что он получил удовольствие от процесса. Сейчас у студентов очень большой выбор похожих обучающих программ от разных школ и университетов. Создателям этих программ важно сделать так, чтобы человек не просто прошёл один курс на их платформе, но и вернулся сюда снова, когда ему понадобятся новые знания. Люди стремятся вернуться туда, где им было интересно.
Разве история не отнимает время, которого и на «нормальное»-то объяснение не всегда хватает?
Нет, на историю не требуется много времени. Достаточно двухминутного видео, небольшого комикса или письменного рассказа на один абзац. Материал и время остаются теми же, меняется лишь формат подачи — на более увлекательный.
Сторителлинг — инструмент универсальный или для особых случаев? Его можно применять в любом обучающем курсе? Вот, например, в курсе по ядерной физике можно?
Сторителлинг можно использовать в любом тематическом направлении образования. Естественнонаучные и технические дисциплины не исключение.
Например, один творческий школьный учитель географии организовал всю свою программу в формате сторителлинга. Он следовал содержанию школьной программы, но за счёт смены ролей превратил скучные параграфы в путешествие, а контрольные — в поиск таинственных артефактов. Класс подростков превратился в экспедиционную группу.
Точно так же в зависимости от темы дисциплины можно придумать историю, например, о полёте на космическом корабле или роботе, которого нужно починить. Можно придумать даже историю о протонах, нейтронах и позитронах, если говорить о ядерной физике.
У фантазии нет границ. Главное — держать в уме, для каких целей это делается, то есть продуманно использовать сторителлинг как инструмент, а не просто так.
Сторителлинг в онлайн-обучении чем-то отличается от сторителлинга в офлайн-обучении?
Пожалуй, только тем, что в онлайне у методистов шире выбор форматов, с помощью которых можно подать историю. В офлайне есть не так много вариантов: устный рассказ или письменная история либо комиксы в методических материалах. А в онлайне можно создавать видео, подкасты, комиксы, тексты, квесты, диалоговые упражнения — много всего.
Может ли преподаватель или методист внести в образовательную программу элементы сторителлинга, если он не писатель и не учился на курсах сценарного мастерства?
Конечно, может, если познакомится с приёмами сторителлинга. Есть типичные жанры историй и шаблонные схемы их построения, существует множество книг по сценарному мастерству, где всё это можно найти. Основное правило: трёхактная структура истории. Первая часть — это экспозиция и завязка сюжета, они занимают 20–25% содержания истории. Вторая часть — основное содержание сюжетной линии (герой борется со сложностями). Третья часть — развязка, которая тоже занимает 20–25% сюжета.
Какие бывают типичные ошибки использования сторителлинга в обучении?
Первая ошибка — непопадание в целевую аудиторию. Если студент не ассоциирует себя с главным героем, у него не возникает эмоциональной связи с историей. Условно говоря, не стоит рассказывать бизнесменам про ребят и зверят, а ученикам начальной школы — про директоров компаний.
Вторая ошибка — скучная, «вымученная» история. Это не вовлекает, а, наоборот, отвращает. Если не получается придумать действительно удачную историю, лучше обойтись совсем без сторителлинга.
Третья ошибка — бесцельное использование сторителлинга. Даже суперинтересная история будет неуместна, если она не вписывается в курс органично и не служит никакой цели. Помните, что это элемент обучающей программы, а в программе не должно быть ничего случайного.
Четвёртая ошибка — перегрузка содержания программы сторителлингом. Слишком большая или слишком часто упоминаемая история только навредит. Во всём важен баланс, основная цель курса — научить, а не показать сериал.
Сторителлинг в образовании: техники и советы для создания ярких историй
Что объединяет наскальные рисунки первобытных людей и современные посиделки друзей в «Скайпе»? И там и там рассказываются истории! На протяжении миллионов лет люди используют сторителлинг (в переводе с английского – рассказывание историй), чтобы общаться и передавать знания.
Истории делают любую информацию органичной для восприятия, вот почему сторителлинг является мощным инструментом обучения, при помощи которого любой педагог может достичь главной цели – донести свое послание до учеников убедительным способом. Истории будоражат воображение, воскрешают эмоции, завоевывают доверие, они служат для того, чтобы слушатель был готов воспринимать информацию. Попросту, истории обращаются к сердцу, и как только оно покорено, ум открыт для обучения.
Как говорит американская писательница Гейл Годвин: «Хорошее преподавание – это одна четверть подготовки и три четверти – театр». В статье мы дадим советы по созданию историй и расскажем о техниках сторителлинга, которые помогут превратить обучение в захватывающее действо, а любые учебные концепции сделать запоминающимися.
Почему сторителлинг работает: научное обоснование
Профессор истории и автор международного бестселлера «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари пишет: «Любое крупномасштабное человеческое сотрудничество – будь то современное государство, средневековая церковь, древний город или архаическое племя – коренится в общих мифах, которые существуют только в коллективном воображении людей… Ничего из этого не существует вне историй, которые люди придумывают и рассказывают друг другу. Нет ни богов, ни наций, ни денег, ни прав человека, они существуют только в нашем коллективном воображении» [Harari Y. N., 2021].
Люди обладают врожденной способностью сочинять истории. Мы рассказываем их, чтобы передавать следующим поколениям наши верования, традиции, культурные и прочие ценности. По сути, сторителлинг – самая ранняя форма образования. Но что же делает повествование таким мощным педагогическим инструментом? На то есть две главные причины:
Первая причина – сторителлинг создает контекст, тем самым способствуя запоминанию. Наш мозг с трудом запоминает числа, данные или факты вне контекста. Но если мы получаем ту же самую информацию с контекстом, то систематизируем, понимаем и запоминаем ее намного легче, поскольку контекст позволяет нам визуализировать данные, превращая сложную, абстрактную или случайную информацию в простую для понимания.
Посмотрите на эти два слова: «СЕЬНИАЛП» и «АПЕЛЬСИН». Оба они состоят из одинаковых букв. Какое легче запомнить? Конечно второе! Но почему? Нейробиологи из Массачусетского технологического института под руководством Ричарда Чо обнаружили, что мы запоминаем информацию в том случае, когда нейроны часто возбуждаются, укрепляя синаптические связи в головном мозге [Cho R. W., Buhl L. K., Volfson D., Tran A., Li F., Akbergenova Y., Littleton J. T., 2015].
Чем больше частей мозга задействованы одновременно, тем выше вероятность запомнить информацию. Восемь букв «СЕЬНИАЛП» кажутся нам бессмысленными и несвязными, в то время как слово «АПЕЛЬСИН» содержит в себе глубоко закодированный лингвистический контекст, который помогает установить связи с имеющимися в памяти данными, тем самым расширяя нейронную сеть. Слово «АПЕЛЬСИН» активизирует сенсорную память: можно легко визуализировать форму и ярко оранжевый цвет фрукта, вспомнить его запах, или даже обстоятельства, при которых последний раз его ели.
По тому же принципу работает сторителлинг в образовании: он создает контекст и «включает» мозг на максимум, в результате чего информация, преподнесенная в форме истории, гораздо надежнее закрепляется в памяти.
Вторая причина – истории пробуждают эмоции и устанавливают доверительные связи между людьми. Человек – социальное существо. Наше выживание и счастье зависят от других людей, поэтому природа наградила нас способностью считывать эмоциональное состояние соплеменников: злы они или добры, опасны или безопасны, друзья или враги. Кроме защитной функции этот механизм позволяет формировать отношения и строить связи с другими людьми.
Директор Центра нейроэкономических исследований Пол Зак обнаружил, что к доверию и сотрудничеству нас мотивирует гормон окситоцин. Когда он вырабатывается в организме, мы становимся эмпатичными, более щедрыми, милосердными и сострадательными. Эксперименты Зака показали, что когда люди слышат эмоциональные истории, где есть главный герой, в их мозге происходит непрекращающийся синтез окситоцина, который укрепляет чувство доверия к оратору и способствует лучшему пониманию освещаемых им идей [Zak P. J., 2014].
Того же мнения придерживается профессиональный консультант и тренер по сторителлингу Джеффри Бервинд: когда рассказчик делится реальными историями из собственной жизни или захватывающим опытом других людей, он тем самым укрепляет эмоциональную связь с аудиторией [Duncan R. D., 2014].
Таким образом, сторителлинг как педагогический прием способствует эффективному запоминанию информации и созданию непринужденной атмосферы, в которой и преподаватель, и учащиеся могут легче взаимодействовать и чувствовать себя свободнее.
Техники, которые сделают педагогический сторителлинг незабываемым
Итак, мы выяснили, что истории остаются в памяти намного дольше, чем факты или статистика. Если педагогу удастся стать прекрасным рассказчиком, то любые концепции, которые он преподает, запомнятся его ученикам на долгие годы. Вот несколько техник, которые помогут учителям создавать истории, способные вовлекать учащихся, влиять на них, вдохновлять и, конечно, обучать.
Простота и наглядность
Как правило, преподавание любых учебных дисциплин представляет собой изложение фактов или теорий сухим и витиеватым языком. Следствием такого изложения становятся потеря интереса учащихся к предмету и сложности в его понимании. Возьмем для примера две формулировки:
Первая фраза взята из учебника, а вторая – ее переработанная версия, сказанная простыми словами. Как вы думаете, какая формулировка доступнее для понимания учащихся? Ответ очевиден. Поэтому совет, с которым можно обратиться ко всем преподавателям таков: откажитесь от высокопарного сленга и предельной точности, вместо этого расскажите простую историю, которая даст учащимся контекст, необходимый для понимания более сложной информации.
В качестве примера, который иллюстрирует эффективность такого подхода, можно привести доклад 13-тилетнего Ричарда Турере из Кении на конференции TED, где он рассказывает увлекательную историю о том, как изобрел систему защиты от нападения львов на домашний скот.
Причина успеха этой истории в том, что Турере использует максимально простые слова, а также слайды с яркими изображениями, помогая слушателям ясно представить проблему, с которой столкнулась семья мальчика. Кроме того, его сторителлинг простроен в соответствии с золотым правилом создания презентаций, которое заключается в использовании визуальных элементов, дополняющих историю, а не дублирующих то, о чем говорит рассказчик.
Главные герои, похожие на аудиторию
Персонажи – это сердце любой истории. При этом важно помнить, что только герои, похожие на нас, способны вызывать живой интерес и симпатию. Это подтверждают многочисленные исследования [Luo S., Klohnen E. C., 2005; Berscheid E., Dion K., Hatfield E., Walster G. W.,1971; Watson D., Klohnen E. C., Casillas A., Nus Simms E., Haig, J.,2004]. Как сказал лауреат Нобелевской премии по литературе, американский писатель Джон Стейнбек: «Если рассказ не о слушателе, он не будет слушать».
Поэтому в образовательном сторителлинге главный герой должен быть максимально похож на учащихся. Если история имеет характер аллегории, персонажи могут быть и не людьми, а, например, животными, инопланетянами или неодушевленными предметами. Но они должны обладать человеческими чертами, иметь сильные и слабые стороны. Тогда учащиеся будут сопереживать персонажу, внутренне болеть за него, максимально вовлекаться в историю, легко усваивая ключевую (учебную) концепцию повествования.
Возьмем, к примеру, рассказ Томонари Исигуро – чемпиона мира по игре в йо-йо. Он начал свою историю с признания, что в 14 лет имел низкую самооценку и чувствовал себя бездарностью. Даже не зная его лично, мы сразу проникаемся сочувствием к главному герою, подсознательно идентифицируя себя с ним, и по-настоящему радуемся, когда он преодолевает многочисленные трудности и достигает успеха.
Еще одним замечательным примером искреннего сторителлинга, заставляющего испытывать симпатию к главному герою, является история Элизабет Гилберт – автора международного бестселлера «Ешь, молись, люби».
Заманчивый сюжет
Как вы поняли, чтобы заинтересовать слушателей, любая история должна иметь сюжет, где главный герой одерживает победу над тягостными невзгодами. Можно выделить четыре основные сюжетные линии, обладающие универсальной привлекательностью и подходящие для образовательного сторителлинга. В основе этой классификации лежат труды советского филолога Владимира Яковлевича Проппа и английского писателя Кристофера Букера [Пропп В. Я.;Booker C., 2004]:
При использовании сторителлинга в рамках реальной педагогической деятельности важно помнить, что задача преподавателя – не просто увлечь учащихся красочным сюжетом, а научить их чему-либо. Чтобы произвести желаемый эффект, история должна быть связана с учебными целями. Т.е. сама по себе она играет второстепенную роль, являясь лишь привлекательной оберткой, создающей нужный контекст.
Яркие сенсорные детали
Совершенно ясно, что у педагогов нет многомиллионного бюджета для создания спецэффектов, которыми можно поразить воображение учащихся. Это и не нужно. Для воссоздания сцен, обстановки, персонажей и событий рассказчику достаточно использовать небанальные слова и образные сравнения.
Ученые провели эксперимент и обнаружили, что метафоры, которые используются в историях для описания движения, запаха или текстуры, стимулируют соответствующие области мозга слушателей, как если бы они переживали описываемый опыт в реальности. Когда испытуемые читали предложение «Пабло ударил по мячу», активизировалась моторная кора, которая координирует движения тела, а фраза «У певца был бархатный голос» пробуждала сенсорную кору. При этом шаблонные словосочетания типа «тяжелый день» не вызывали реакций в мозге [Paul A. M., 2012].
В качестве наглядного примера, демонстрирующего силу историй с яркими сенсорными деталями, можно привести выступление американской писательницы и педагога Сьюзен Кейн.
Оно начинается с истории о ее первой поездке в летний лагерь. Причина, по которой зритель легко втягивается в это повествование, заключается в том, что Кейн ловко выбирает слова, чтобы рисовать образные картины в умах слушателей. Фраза «животное тепло», которой она описывает физическую близость членов семьи, сидящих рядом, или «лагерь был похож на пивную вечеринку без крепких напитков» создают мысленные картинки, которые активизируют разум и вовлекают в суть повествования.
Еще один пример убедительного сторителлинга, который позволяет видеть, слышать, обонять и чувствовать – это поразительная история американского телеведущего Майкла Роу. Благодаря мастерскому описанию, ему удается полностью завладеть вниманием аудитории и погрузить в рассказ.
Реквизит и диалоги
Хороший сторителлинг должен быть эмоциональным. Чтобы повествование не было скучным и линейным, педагог может включить в свою историю демонстрационные элементы (простой реквизит), а также диалоги разных персонажей. Именно эту технику применил мотивационный спикер и специалист по коммуникациям Дананджая Хеттиараччи на чемпионате мира по ораторскому искусству в 2014 году и стал его победителем. При этом необязательно обладать выдающимися актерскими навыками – можно оживить диалог, имитируя манеру речи персонажей или используя соответствующие их личности разговорные выражения.
Неожиданный поворот
Неожиданный поворот – это некое событие или действие в истории, которое настолько незаурядно, что способно навсегда запомниться аудитории. Для его создания эксперт по презентациям, писательница и спикер Нэнси Дуарте предлагает использовать драматизацию, провокационные образы или шокирующую статистику [Duarte N., 2010].
Данную технику успешно применил в 2009 году американский предприниматель и миллиардер Билл Гейтс. Выступая на конференции TED с речью о необходимости увеличения инвестиций на борьбу с малярией, он привел статистические данные, чтобы доказать, насколько серьезна проблема, а затем выпустил в зал рой комаров, сопроводив свой поступок словами: «Нет причин, по которым только бедные люди должны иметь такой опыт». Позже он успокоил зрителей, сказав, что комары не инфицированы малярией.
Важное – в конец
Согласно «закону края», выведенному специалистом по развитию памяти и НЛП-практиком Артуром Думчевым, лучше всего человек запоминает информацию, услышанную в начале и в конце истории [Думчев А., 2014]. Если спроецировать это правило на педагогический сторителлинг, становится ясно, что наиболее важные учебные концепции необходимо еще раз озвучивать в финале повествования. Чтобы сделать концовку истории выразительнее, можно использовать аллитерацию или повторяющиеся слова, и подытожить ее короткой фразой-выводом.
Не стоит недооценивать силу хорошей истории. Она способна не только завоевать сердце, но придать живость, смысл и контекст учебным теориям, которые сами по себе являются скучными и сложными для восприятия.
Еще несколько советов педагогам по созданию историй
Не все учителя рождаются с даром рассказывать истории, но освоив перечисленные выше техники и взяв на вооружение наши советы, вы сможете создавать отличные рассказы и достучаться до учеников.
Избавьтесь от лишних деталей
Каждый персонаж истории, действие или событие должны иметь отношение к основной мысли, которую вы пытаетесь донести. Смело удаляйте детали, не способствующие достижению учебной цели. Например, если вы хотите помочь ученикам запомнить расположение планет солнечной системы, не стоит упоминать о черных дырах, сверхновых звездах и даже размере каждой планеты. Сконцентрируйтесь на главном.
Прежде чем создать историю, возьмите основную мысль, которую хотите раскрыть, и запишите ее одним предложением. Затем постарайтесь расширить это предложение до абзаца. Поступайте так с каждым предложением, пока ваша история не будет завершена.
Закиньте крючок
В начале истории создайте интригу, чтобы зацепить внимание учеников и заставить их слушать дальше. Это работает аналогично трейлеру фильма, где показывают некоторые самые захватывающие части картины, не раскрывая всей истории. Такая стратегия вызывает любопытство и желание посмотреть фильм. Используйте ее в образовательном сторителлинге.
Начните повествование с критического момента. Например, если сторителлинг используется на школьном уроке биологии и педагогу нужно рассказать о фотосинтезе, можно начать историю с представления мира, где все цветы лишены листьев. Создайте проблему, а затем решите ее в процессе повествования.
Покажите практическую ценность знаний
Если ваша задача – при помощи сторителлинга рассказать об абстрактных концепциях, найдите примеры из реальной жизни, которые наполнят информацию смыслом. Математические формулы до тех пор кажутся ненужными, пока вы не расскажете, как с их помощью построить дом или создать смартфон.
Смотрите на аудиторию в процессе повествования
Зрительный контакт – фундаментальный аспект невербального общения и построения межличностных отношений. Ученые подтвердили, что прямой взгляд спикера не только помогает удерживать внимание аудитории, но также заставляет ее верить в правдивость сказанного [Kreysa H., Schiller F., Kessler L., Schweinberger S. R., 2016].
При этом необязательно смотреть прямо в глаза. Достаточно создавать иллюзию зрительного контакта, т.е. обращать взгляд на любые части лица (рот, нос и т.д.) или в область головы. К такому выводу пришли американские исследователи. [Rogers S. L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., Phillips R., 2019].
Используйте драматические паузы
Паузы в речи разжигают аппетит, вызывают состояние предвкушения, и, кроме того, дают учащимся возможность критически осмыслить полученную информацию и даже способствуют ее запоминанию [MacGregor L. J., Corley M., Donaldson D., 2010]. Не бойтесь делать паузы во время повествования, особенно в напряженный момент.
Приглашайте к взаимодействию
Ричард Джеффри Роудс, имеющий докторскую степень в области образования и многолетний опыт педагогической деятельности, считает, что нет лучшего способа заинтересовать учащегося, чем сделать его центром учебного процесса, вовлекая в сторителлинг [Rhodes R. J., 2019]. Поэтому по мере развития сюжета задавайте аудитории вопросы. Это также отличный способ оценить, насколько хорошо учащиеся усвоили информацию.
В зависимости от преподаваемой дисциплины, вы можете заручиться помощью аудитории и создать небольшой интерактив, или рассказать первую половину истории и попросить учеников придумать финал, который решит поставленную учебную задачу. Учащиеся могут работать в группах, там самым обмениваясь опытом, и налаживая позитивную связь друг с другом.
Пройдите наш курс «Сторителлинг»
Он действительно улучшит вашу способность рассказывать истории. За пять недель, что длится курс, вы выработаете собственный уникальный стиль повествования, узнаете о приемах сторителлинга, которые завораживают и приковывают внимание аудитории. А благодаря блоку о психологии, вы научитесь понимать мотивы и желания людей и тем самым влиять на мысли и эмоции своих слушателей или читателей.
Сторителлинг давно шагнул за пределы книжных страниц. Он активно применяется в журналистике, блогинге, бизнесе и маркетинге. Целесообразность его использования полностью оправдана и в педагогической деятельности.
Истории «очеловечивают» обучение. Они затрагивают эмоции, заставляют смеяться, плакать, бояться или сердиться. Создавая в учащихся нужные эмоции можно очень легко влюбить их в предмет изучения. В конце концов, сторителлинг усиливает нейронную активность мозга, благодаря чему информация, запакованная в историю, отлично запоминается.
Друзья, учитесь рассказывать истории, учите через рассказывание историй, так вы сможете вложить любые важные идеи в сердца и умы других людей! Да, еще хотим узнать ваше мнение: