село воротынск храм николая чудотворца

Воротынск. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь

Карта и ближайшие объекты

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

Статьи

Храм в Воротынске построен на месте ранее существовавшего деревянного в 1855 (1864?)г. почётным гражданином И.П. Cанютиным; освящён в 1864 г. Храм кирпичный трапезного типа с двухъярусной колокольней (трапезная как бы слилась с первым ярусом колокольни). Колокольня имеет шатровый пирамидальный верх. Габариты: длина 32 м,ширина 12,6 м. В интерьере сохранились остатки росписи, выполненой масляными красками по штукатурке. Здание представляет собой обычный образец приходской церкви в провинциальной архитектуре второй половины ХIХв. После закрытия храма в 1930-х гг. его помещение использовали под склад, но в настоящее время храм передан епархии и ремонтируется.

Источник: Памятники истории и культуры национального парка Угра

Когда-то в поселке Воротынск стояла старая деревянная церковь. В 1855 году на ее месте на средства почетного гражданина Санютина был воздвигнут храм Николая Чудотворца. Его освятили в 1864 году, о чем свидетельствует табличка на одной из стен здания. Церковное сооружение представляет собой образец сельского приходского храма, характерный для провинциальной архитектуры конца XIX века. Храм кирпичный, трапезного типа, построен в духе образцовых проектов русско-византийского стиля, с престолом в честь свт. Николая Мирликийского. Одноэтажная трапезная сливается и составляет одно целое с первым ярусом колокольни.

Святоникольская церковь состоит из четверика, завершенного массивным купольным восьмигранником под двускатной крышей. Двухъярусная колокольня увенчана восьмигранным пирамидальным верхом. Частично сохранилась внутренняя отделка. Настенная роспись, выполненная масляными красками по штукатурке, в достаточно хорошем состоянии.

В 1930 году была закрыта, позднее использовалась под склад. К 2014 году храм во имя Святителя Николая Мирликийского в Воротынске передан Калужской епархии. Сейчас в нем ведутся реставрационные работы. Церковь Николая Чудотворца является памятником истории и культуры национального парка Угра.

Город Воротынск впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1155 годом. Тогда эти земли относились к обширнейшему Великому княжеству Черниговскому. Во второй половине ХIV века его отвоевала Литва. Удельное Воротынское княжество в числе Верховских княжеств существовало вплоть до 1573 года. Отсюда ведут свой род князья Воротынские; в силу того, что при формировании централизованного Русского государства их удел ликвидировали одним из последних, эта княжеская фамилия считалась одной из самых знатных. Известные Воротынские: Михаил Иванович (

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №336, 2019 г.

Источник

Золочёный купол – прямо в небеса

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

Храм в честь святого Николая Чудотворца был увенчан куполом и крестом. Событие произошло 16 октября в одном из самых древних населенных пунктов на территории национального парка «Угра» — селе Воротынск (Перемышльский район Калужской области).

Никольский храм в Воротынске появился на месте более ранней деревянной постройки в далеком 1855 году. Средства на него выделил почетный гражданин И.П. Санютин. Освящен был в 1864-м. После его закрытия в 1930 году помещение использовали под склад.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

В настоящее время храм передан епархии и восстанавливается. Реставрация идет не первый год усилиями многих благодетелей, и установка купола – часть этого процесса. Организатор работ – иерей Павел Ушаков – обращался за помощью в том числе и к руководителям местных предприятий, на его просьбу откликнулись работники форелевого хозяйства, Воротынского кирпичного завода.

Сотрудники Калужского опытно-экспериментального завода изготовили внутреннюю конструкцию купола. Помогали и другие: предоставлены техника и специалисты по установке. Причем специалистов по монтажу купола настолько мало, что пришлось ждать два года, пока у них появится возможность работать именно на этом храме.

Проект купола был рассчитан известным калужским краеведом архитектором Иваном Дмитриевичем Беловым. Человек он был скромный, никаких особых наград не имел, кроме юбилейной медали «65 лет Калужской области». Но его трудами восстанавливались многие храмы и монастыри Калужской и Тульской земель.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

В 2015 году был награжден медалью праведного Лаврентия Калужского I степени. Ивана Дмитриевича не стало в 2017-м, а в этом году ему исполнилось бы 80 лет. Теперь в числе его наследия – и восстановленный храм св. Николая Чудотворца в древнем Воротынске.

Елена РОГУЛЕНКО, гл. специалист отдела экологического просвещения ФГБУ «Национальный парк «Угра».

Фото Елены РОГУЛЕНКО, Александра РОГУЛЕНКО, Игоря ПОРОШИНА.

Источник

В Перемышльском районе на храме в честь святителя Николая установили купол с крестом

В минувшие выходные в селе Воротынск на территории национального парка «Угра» древний храм в честь св. Николая Чудотворца увенчали куполом и крестом.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

В 1855 году на месте деревянного храма воздвигли кирпичный храм, который освятили в 1864 году, а в 1930 году его закрыли и стали использовать как склад.

Сейчас переданный епархии храм реставрируют, и установка купола — часть восстановительного процесса.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

Благодаря откликнувшимся на просьбу о помощи в реставрации руководителям местных предприятий изготовлена внутренняя конструкция купола, а также предоставлена техника и специалисты по установке.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

Причем специалистов по монтажу купола настолько мало, что пришлось ждать два года, пока у них появится возможность работать именно на этом храме,

— отметили в нацпарке.

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

Известный калужский краевед, архитектор Иван Белов рассчитал проект, но не успел дожить до его реализации. В этом году Ивану Белову исполнилось бы 80 лет.

Человек он был скромный, никаких особых наград не имел, кроме юбилейной медали «65 лет Калужской области». Но его трудами восстанавливались многие храмы и монастыри Калужской и Тульской земли. В 2015 году был награжден медалью праведного Лаврентия Калужского I степени.

Теперь в числе его наследия — и восстановленный храм св. Николая в древнем Воротынске,

— рассказала главный специалист отдела экологического просвещения национального парка «Угра» Елена Рогуленко.

Источник

Село Воротынец и его Спасская церковь

Село Воротынец и его Спасская церковь

Дюжаков Александр Михайлович

руководитель Воротынского районного

детского краеведческого экскурсионного бюро «Родной край»,

Заслуженный учитель РФ.

Александров Алексей Валентинович

член Воротынского районного

детского краеведческого экскурсионного бюро «Родной край».

Воротынец и его храм в XVI – начале XIX вв.

До середины XVI века князья Воротынские владели крупным удельным княжеством в верховьях Оки. Центром удела был город Воротынск, но он был изъят Иваном IV во время опричнины. Выдающийся русский полководец князь Михаил Иванович Воротынский, отличившийся при взятии Казани и создавший устав пограничной службы Руси, взамен «верховских» земель получил в 1569 г. в качестве вотчины часть города Стародуб Ряполовский (ныне Городок на Клязьме) и сёла Мошок в Муромском уезде, Кня(г)инино и Фокино в Нижегородском уезде. На этих землях в первой четверти XVII века и возникло новое поселение, названное в память об утраченном родовом городе.

Первое письменное упоминание о селе находим в Писцовой книге Дмитрия Васильевича Лодыгина, Василия Ивановича Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621-23 гг.: «. село Воротынеск на ключе и на речке на Молд/в/яже поселилось ново на лесу, а в селе церковь Нерукотвореново Спасова образа древяна клетцки да предел Олексея человека Божья да предел князя Михаила Черниговского и боярина его Федора, а в церкве образы и свечи и ризы и сосуды церковные и книги и на колокольнице колокола строенье вотчинника боярина князя Ивана Михайловича». Было в ту пору в селе 3 двора церковного причта, 23 крестьянских и 3 бобыльских двора [1].

Именно фраза «поселилось ново» вызывает разногласия у исследователей: одни читают её как «поселилось вновь», т.е. на старом месте, бывшем какое-то время пустошью [2]. Другие толкуют слово «ново» как «совершенно новое, ранее не существовавшее» поселение [3]. Очевидно, что последнее слово остается за лингвистами – знатоками особенностей языка наших предков, живших в XVII веке.

В конце XVII века, род Воротынских прервался, и их «выморочные» вотчины был отписаны в дворцовое ведомство. В 1700 году государь Петр I пожаловал Барминскую волостьи, на землях которой стоял Воротынескъ–Воротынец, своему сподвижнику графу Ф.А. Головину – генерал-адмиралу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного.

Находясь во владении Головиных, Воротынец стал одним из наиболее развитых и богатых сел Нижегородского края. Здесь была построена полотняная фабрика на 200 станов, кожевенный заводик. На предприятиях трудились крепостные крестьяне.

Судя по сохранившемуся плану Генерального межевания последней четверти XVIII века, значительную часть села Воротынца составляли сады. До сих пор место, на котором стояли усадебные постройки, называют «Барскими горами». П. И. Мельников-Печерский в «Бабушкиных россказнях», упоминает о головинском поместье, «о богатом Воротынце, об его садах, пристанях, картинных галереях и богатствах диковинного имения» [6].

В 1808 году про Воротынец было составлено нижеследующее описание:

Имеется господская полотняная фабрика с 25 станами и построенные для торга лавки деревянные. На той фабрике вырабатываются холсты и русские полотна до пяти тысяч аршин в год и употребляются для крестьянского расхода, а немалое число отправляют на бываемую в городе Макарьеве ярмарку на продажу. В селе бывают каждую неделю по понедельникам торги в выстроенных небольших лавках, на которые съезжаются разных селений жители и с всякими мелочными товарам.

Крестьяне состоят на оброке, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевых работ упражняются в рукоделии, прядут лен и шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу»[7].

На основе приведенных нами документов, можно сделать вывод, что в селе Воротынец в начале XIX века существовала трехпрестольная деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Позволим себе задаться вопросом: случайно ли наличие в Воротынском храме двух приделов в честь святых Михаила Черниговского и Алексея, человека Божия? Вряд ли, поскольку «просто так» в истории ничего и никогда не бывает. Святой князь Михаил – предок рода Воротынских, Михаил Иванович был крещен в его честь. В марте 1610 года у Ивана Михайловича Воротынского родился сын, крещенный в честь Алексея, человека Божия. Поэтому логично предположить, что строя в Воротынце церковь, Иван Михайлович Воротынский приказал два боковых придела посвятить небесным покровителям погибшего отца и родившегося сына.

Спасская церковь в Воротынце в XIX – начале XXI вв.

К началу XIX века деревянный храм в селе Воротынец обветшал. В 1804 году в Нижегородской Духовной Консистории рассматривался вопрос о ремонте обивки его глав. Разрешение было дано, и храм был отремонтирован [8].

В 1810 году в Воротынце произошел большой пожар, в результате которого деревянный храм Спаса Нерукотворного, помещичья усадьба, вотчинное правление, дома церковнослужителей и большинство крестьянских дворов сгорели. После этой трагедии владелец села граф Николай Николаевич Головин, и прихожане приняли решение отстраивать вновь уже каменную церковь. Благословение на новое строительство было получено из Святейшего Синода, куда сразу же после пожара из Нижегородской Духовной консистории была отправлена подробная опись убытков, а в дальнейшем и так называемая «счетная выписка о расходах, для строящейся в с. Воротынце каменной церкви»[9].

Строительство новой церкви началось в 1812 году, судя по планам села 1784 г. и 1867 г., приведенным в книге «Сады и парки Горьковской области», на месте сгоревшей деревянной, на средства графа Николая Николаевича Головина и пожертвования прихожан и завершилось в 1814 году. В церкви уже было освящено только два престола: главный – в честь Нерукотворного Образа Спасителя и придельный – во имя святителя Николая чудотворца.

Храм относится к так называемому «провинциальному классицизму» и по воспоминаниям старожилов был очень красивым по своему архитектурному облику и внутреннему убранству. После 1812 года этот стиль получил повсеместное распространение. Столичные и губернские архитекторы создавали «образцовые» проекты, по которым шло строительство в уездных городах и больших селах. Так в Васильском уезде практически одновременно были постро-ены очень похожие друг на друга храмы в Воротынце, Васильсурске (1828 г.) и Спасском (1840 г.).

Воротынский храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя представлял собой каменное соору­жение с куполом на большом барабане, четырьмя малыми декоративными куполами по углам основного объема, одноапсидным алтарем, трапезной и ярусной колокольней над западным входом.

Центральный объем был вытянут по поперечной оси и имел с се­вера и юга портики с колоннами ионического ордера и треугольными фронтонами с лепными украшениями.

Наружные стены трапезной и алтаря были гладкими, лишь по центру над окнами проходил горизонтальный фриз.

Стройный объем колокольни в виде пирамидальной компози­ции из последовательно уменьшающихся по высоте ярусов завер­шается небольшим куполом и стремительно вознесенным вверх шпи­лем с крестом.

Строгому и сдержанному внешнему облику церкви был противопоставлен его интерьер, украшенный великолепным лепным декором. В простенках между окнами стояли полуколонны ионического ордера, шесть из них сохранились в алтаре до сих пор. Свод притвора и подкупольные паруса украшали росписи.

Пространство храма прекрасно дополнял деревянный резной иконостас. Над западным входом размещался балкон для хора.

Спасский храм окружала кованная железная ограда на кирпичном цоколе и столбах с белокаменными деталями, церковный участок с кладбищем XVII — начала XX в.

По чертежам, полученным из Государственного архива, нами были проведены обмеры храма:

После пожара 1810 г. уцелели лишь некоторые святыни старой церкви, перенесённые в новый каменный храм. Долгие годы в нем хранилось несколько вкладов Головиных, а именно: икона Божьей Матери «Утоли мои печали» (1793 г.); икона Смоленской Божьей Матери (1767 г.); икона Нерукотворенный Образ Спасителя (1753 г.), икона Владимирской Божьей Матери (1752 г.). Все вышеназванные иконы имели серебряные с позолотой оклады. Наряду с иконами хранились так же два напрестольных Евангелия – 1748 и 1755 годов, также вынесенные из сгоревшего деревянного храма [10].

Николай Нико­лаевич Головин стал последним владельцем Воротынца. Вся жизнь известного на всю страну щеголя и мота протекала в непрерывных развлечениях и удовольствиях. После смерти графа его имение получило всероссийскую «известность». Родственники отка­зались принять наследство, чтобы не платить огромных долгов кредиторам. Правитель­ство «придумало» способ удовлетворить кредиторов. Целый год в «Сенатских Ведомостях» печаталось объявление, извещавшее о предстоящей грандиозной правительственной лотерее, в которой выигрышем будут нижегородские села Воротынец, Семьяны, Белавка и ряд деревень в Орловской губернии, а также дома в разных городах и прочее.

Розыгрыш состоялся в 1823 г. Село Воротынец досталось пяти жителям города Одессы: врачу Стуббе, чиновнику Закревскому, купцу Серато, ку­печеской вдове Трюминой и унтер-офицеру Кириллову. Все пять одесситов, не зная, что делать с громадным имением, находящимся в тысяче верст от их жительства, немедленно уступили свои «поме­щичьи» права Удельному Ведомству, которое выплатило каждому из них по 200 000 рублей.

Был образо­ван Воротынский приказ, ко­торый управлял всеми делами до отмены крепостного права в государственной деревне в 1863 году.

Наряду с хлебопашеством и садоводством жители, ставшие удельными крестьянами, занимались торговлей. В Воротынце появились целые династии местных купцов, которые будучи православными христианами, не забывали заботиться и о благоукрашение местного Спасского храма.

В 1888 году приход храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя объединял 3037 прихожан Воротынца и соседней деревни Елвашка. Церковь имела 53 десятины земли.

В советский период в 1930 году в Воротынский Административный Отдел было подано заявление от учредителей православной общины о её официальной регистрации. «Заявление, для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 1150 человек, принадлежащие к Православной Патриаршей церкви, возглавляемой Патриаршим Местоблюстителем, а ныне временно его заместителем Митрополитом Сергием Страгородским, который состоит и Митрополитом Нижегородским в Нижегородском округе. Управляющим епископом состоит епископ Александр Похвалинский. Решили образовать Воротынское православное религиозное общество. Район деятельность объединения будет распространяться на село Воротынец, поселок Казанский и поселок Юрты»[12].

В 1930-е годы в Спасском храме были зарегистрированы следующие священнослужители:

В 1937 году храм в Воротынце был закрыт. Здание использовалось как склад колхоза, затем райпотребсоюза.

В конце 1950 – начале 1960-х гг. началась его реконструкция: убрали купола, снесли колокольню и западную паперть, надстроили второй этаж. В 1967 году здесь был открыт районный Дом культуры.

В Великую Среду Страстной седмицы (19 апреля) 1995 г. состоялось новое освящение храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Прошла первая служба. Вернулись на стены часть икон, сбереженных верующими.

Первое десятилетие настоятелем возрожденного храма был иерей Сергий Тельнов. Затем настоятелями были иереи Борис Матвеев (2005 – 2006 гг.), Василий Лютянский (2006 – 2007 гг.), с июля 2007 г. – иерей Андрей Самсонов.

Трудно будет возродить Воротынский храм в былом его величии и красоте. Слишком много потрудились в годы гонений на Церковь над его разрушением и осквернением. В настоящее время в Воротынце создан благотворительный фонд по реставрации храма. Приведение храма в порядок должно стать, как и его строительство, всенародным делом, дос­тойным Церкви.

[1] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.292. Ч. 1. Л. 40; Д. 7481. Ч. 2. л. 45 об.

[2] Козяков В.Ф., Не забывай предков своих//Воротынская газета. 2008. № 39, 26 сентября. С. 6

[3] Юрищев М.А., Давыдова А.А., Кто и когда основал Воротынец? Документы и факты//Записки краеведов (Сост. О.А. Рябов) – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2008. С. 173.

[4] Беликов В.Ю., Колычева Е.И., Документы о землевладении князей Воротынских во второй половине XVI – начале XVII вв.//Архив Русской Истории. Вып.2. С. 93 – 121.

[5] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 7530. Л.316об.) Книга переписная Закудемского стана 1677/78 г.

[6] Мельников П.И. Бабушкины россказни//Рассказы и повести. – М. Правда. 1982. С. 217.

[7] Ледров С., Межевание земли в Воротынце в 18-19 веке// Ленинский путь, № 46, 1988 г.

[9] РГИАФ. 1076, on. 1, Д. 119-(1810-1812 гг.). (Счетная выписка о расходах для строящейся в с. Воротынце каменной церкви)

[11] ГУ ЦАНО, Ф. 2878, оп. 10, Д. 1, Лл. 1-105 (Протоколы общих собраний верующих, списки и анкеты служителей культа и описи церковного имущества)

[12] ГУ ЦАНО Ф. 2878, оп. 3, Д. 24 (Списки религиозных общин по Воротынскому району)

Источник

По владениям Князей Воротынских

село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть фото село воротынск храм николая чудотворца. Смотреть картинку село воротынск храм николая чудотворца. Картинка про село воротынск храм николая чудотворца. Фото село воротынск храм николая чудотворца

«По владениям Князей Воротынских»

Объекты осмотра и посещения: монастырь – Спасо-Воротынский; городища – у д. Спас, с. Воротынск, здания – Комплекс сооружений земской больницы, здание бывшего трактира, бывший дом купца А. Прыгунова, бывший дом купца И. Горячева, церковно-приходская школа, храм в честь святителя Николая Чудотворца; ИПЦ «Зелёный Луч».

С собой необходимо иметь походную одежду (плотную куртку, брюки, походную обувь).

1. Калуга – Калуга-2 9

2. Экскурсия по ИПЦ «Зелёный Луч» 9-30 – 10-10

3. Калуга-2 – с. Спас 10-20 – 10-50

4. Экскурсия по Спас Воротынскому монастырю 10-50 – 11-30 (посещение городища Спас-Городок при хорошей погоде)

5. Спас-на-Угре – с. Воротынск 11-30 – 12-00

6. Посещение села Воротынск. экскурсия по Воротынскому городищу. 12-00 – 13-00

7. с. Воротынск – Калуга 13-00 – 13-40

Краткое описание объектов:

Информационно-просветительский центр (ИПЦ) «Зелёный луч», расположенный на станции Калуга-2. ИПЦ является одновременно и музеем, и визит-центром, и местом проведения различных эколого-просветительских мероприятий.

На юго-восточной стороне Воротынска стоит древнее Городище, выполнявшее в давние времена роль боевого укрепленного пункта русских славян.

с. Воротынск. Комплекс сооружений земской больницы

Земская больница основана в 1914 году. Используется в прежнем качестве.

село Воротынск. Здание бывшего трактира

Здание трактира конца 19 века.

село Воротынск. Бывший дом купца А. Прыгунова, бывший дом купца И. Горячева.

Жилые строения конца 19 века.

с. Воротынск. Храм в честь святителя Николая Чудотворца

храм середины 19 века.

с. Воротынск. Церковно-приходская школа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *