столбы подпорки у готических храмов

Архитектурные готические элементы

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Архитектурные готические элементы.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Витраж кафедрального собора Реймса.

Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

Источник

История архитектуры

Вы здесь

Применение опорных и воспринимающих распор систем в готических сооружениях

Рассматривая свод, мы уже говорили о применении нервюр в различных видах готического плана; нам остается сказать, каким образом приспособляются элементы опоры и воспринимающие распор средства к различным устройствам свода.

Здания в один неф

В том случае, когда неф один, массивы контрфорсов примыкают к своду непосредственно в том месте, где действует распор; в данном случае не может быть вопроса о передаче распора аркбутанами, — достаточно контрфорсов. Но надо заметить, что массы, используемые как контрфорсы, всегда располагаются за пределами стен; средневековье выносит контрфорсы всегда наружу, тогда как античная архитектура и византийское искусство помещали их внутри здания.

Здания в несколько нефов

Своды из шести распалубок. — Когда центральный неф перекрыт шестичастными сводами (рис. 206—209), на опорные столбы приходится поочередно то по три нервюры, то но одной: на столб А опираются три пяты, на В — только одна. Готические архитекторы в своих комбинациях сопротивления распору придают очень большое значение этому различию в давлении.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 206

В Бурже (рис. 206) опорные столбы имеют очень различное сечение в зависимости от того, несут ли они три пяты или одну: столбы А значительно толще, чем промежуточные столбы В.

В Сансе (рис. 207) промежуточные столбы В сведены к двум парным тонким колонкам.

В Лаоне (рис. 208) в двух пролетах нефа у подножия опорных столбов А, несущих три пяты, для подкрепления поставлены небольшие колонки.

В соборе Парижской Богоматери (рис. 209) разработка конструкции пошла еще дальше.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 209
столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 210

Мы уже говорили, что здесь первоначальные аркбутаны имели два пролета с точкой опоры на колоннах Т боковых нефов. Архитектор понял, что в силу направления распора сводов по наклонной линии распор будет производить меньшее давление на столбы А центрального нефа, чем на колонны Т боковых нефов; поэтому он укрепил колонны Т, которые через одну окружены монолитными колонками из камня вертикальной слоистости, придающими им жесткость.

Если опорные столбы представляют такое разнообразие, то еще большее разнообразие должно существовать в контрфорсах: контрфорсы С, соответствующие трем нервюрам, должны были иметь большую сопротивляемость, а это приводило к увеличению их сечений.

В соборе в Нуайоне, поскольку можно судить после произведенных перестроек, существовало это различие в контрфорсах. Весьма вероятно, что и в соборе Парижской Богоматери сильно выступающие контрфорсы С чередовались с контрфорсами D, менее выступающими. Когда устанавливались капеллы, идущие вдоль нефа, эти последние контрфорсы были уравнены с первыми, но два из них, самые близкие к главному фасаду, сохраняют еще следы первоначального устройства.

Продолговатые секции. — В течение XIII в. шестичастный свод выходит из употребления, и вместо него вводится четырехчастный продолговатый свод (рис. 210). С этих пор каждый столб А несет пяты трех нервюр; распор в каждой секции одинаков, и вид контрфорсов должен быть однообразным. Таковы нефы Амьенского собора, Рейм-ского собора и т. д.

Пересечение нефов и абсида

Деталь, приведенная на рис. 211, показывает, какие приемы применялись для поддержки повышенного свода, образующего в некоторых церквах фонарь над хором. Этот пример позаимствован из церкви в Брэне. На рис. 212 показано применение системы аркбутанов на пересечении нефов.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 211
столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 212

В церквах XII в. (чертеж Р, трансепт собора Парижской Богоматери) аркбутаны применяются только для центрального нефа; устойчивость поперечного нефа обеспечена сравнительно плохо. Только в XIII в. было найдено решение А (Амьен), состоящее в том, что своды обоих нефов поддерживаются перекрещивающимися аркбутанами.

Наконец, рис. 213 дает представление о том, как разветвляются аркбутаны, чтобы приспособиться к радиальному плану абсиды с двойной кольцевой галереей; чертеж Р воспроизводит первоначальный план собора Парижской Богоматери, М— план собора в Мане.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов
Рис. 213

Как мы видим, аркбутан так же хорошо, как и нервюра, согласуется с разложением усилий распора и передачей его контрфорсами по свободному выбору архитектора. Такова с точки зрения статики конструкция грандиозных готических сооружений: основными элементами статической схемы являются нервюры, позволяющие направлять силы распора в аркбутаны, дающие возможность передавать распор на расстояние. Благодаря этим двум вспомогательным элементам, архитектор свободно управляется с распором, создаваемым сводами; освобождаясь от всех инертных масс, он сводит конструкцию здания только к рабочим частям. Не имея в своем распоряжении крупных средств, он возмещает их недостаток рациональными конструктивными приемами.

Готическая архитектура — архитектура общества, располагающего ограниченными ресурсами, но умудряющегося создавать грандиозные сооружения; в противоположность римскому искусству, готическое целиком основано на изобретательности. Можно пожалеть о том, что организм готического сооружения, так искусно разработанный, в то же время так сложен, и особенно о том, что такой существенный элемент, как аркбутан, предоставлен разрушающим силам природы; но этой ценой было куплено равновесие здания.

Сооружения средневековья чрезвычайно хрупки по сравнению с античными памятниками, но зато какая в них смелость, неведомая античности! Стройные, устремленные вверх формы придают готическим соборам совершенно особый характер, а статическое решение, сделавшее возможным их осуществление, было одним из наиболее плодотворных, которые когда-либо осуществлялись в архитектуре.

Глава «Применение опорных и воспринимающих распор систем в готических сооружениях» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмовЭти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Своды готического собора:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Собор Парижской Богоматери в Париже:

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

Источник

Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Система нервюр, аркбутанов и контрфорсов.готические соборы

Время чтения: 23 минуты

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Общая характеристика готической архитектуры

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Конструкция готического собора. Система нервюр, аркбутанов и контрфорсов.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Конструкция готического собора

В готическую эпоху изменилась организация строительного дела — строили городские ремесленники-миряне, организованные в цехи. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Всякий ремесленник — оружейник, сапожник, ткач и т. д.— работал в своей мастерской, в определенном городе. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Они переезжали из города в город и даже из страны в страну; между строительными ассоциациями разных городов возникала общность, шел интенсивный обмен навыками и знаниями. Поэтому в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры.

Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В XII-XIV вв. были созданы кадры архитекторов-профессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

План Реймского собора.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

столбы подпорки у готических храмов. Смотреть фото столбы подпорки у готических храмов. Смотреть картинку столбы подпорки у готических храмов. Картинка про столбы подпорки у готических храмов. Фото столбы подпорки у готических храмов

Интерьер Реймского собора

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

Совершенствование технической стороны и постепенное расширение внутреннего пространства привело к тому, что в готическом храме практически исчезли стены, замененные огромными окнами, которые были заполнены светоносными панно витражей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *