столбы на острове пасхи
Раскрыта тайна загадочных статуй моаи на острове Пасхи: Учёные знают, зачем их создавали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всего на острове Пасхи, который, кстати, находится в Тихом океане, было обнаружено более 900 статуй, или как их еще называют — моаи. Это немаленькие постаменты — в среднем их размер составляет 3-5 метров, а весят они около 5 тонн. Есть несколько очень крупных моаи, которые достигают 12 метров (примерно как здание в 4 этажа) и веса более 10 тонн. Есть только одна статуя, которая кардинально отличается от всех остальных — она находится в каменоломне и по-прежнему не отделена от основания. Ее размер — 21 метр. Что вполне логично, эту статую назвали El Gigante.
Так как моаи очень и очень много, сделаны они все не из одного материала, а из разных, но большая часть — из местных вулканических пород. Их делали в разных частях острова, а потом перевозили на новое место. Причина их транспортировки вызывала, да и вызывает сейчас, жаркие споры среди исследователей. Высечь даже одну такую статую — это тяжелая работа. А перевезти несколько тонн на новое место — и того тяжелее.
Почти все статуи стоят у прибрежной зоны. Кто-то из них смотрит лицом на океан, другие вглубь острова, одни упали, другие держатся. Считается, что их создали аборигены острова где-то между 1250 и 1500 годами, и за это время, конечно, первоначальное положение статуй могло сильно измениться из-за землетрясений и цунами.
Так зачем же местные жители прилагали столько труда в создание и перемещение этих статуй? Одни ученые полагают, что моаи служили символом власти — как религиозной, так и политической. Возможно, эти статуи использовались для своеобразной связи с духами, и тот правитель, у которого было больше моаи или они были выше, имел больший вес в обществе.
Археологи считают, что моаи могли быть данью предкам островитян. Возможно, статуи потому и смотрят в разные стороны, чтобы как бы оберегать жителей местных поселений от злых духов или помогать морякам находить дорогу обратно на остров.
А недавно группа антропологов во главе с Карлом Липо сделала новое предположение. Последние 20 лет Липо изучал местный народ — Рапа Нуи. Его интересовал их быт, вероисповедание, а главное — причина, зачем они создали каменные моаи.
Кроме того, Липо заинтересовал вопрос, как удавалось островитянам выживать, учитывая как мало на самом деле на острове пресной воды. Так, вместе со своими помощниками он начал изучать как проходят подземные источники пресной воды на острове. И самое интересное, что в тех местах, где источники были ближе всего к поверхности земли, там стояли статуи!
«Чем больше мы смотрели, тем очевиднее становилась закономерность, — рассказывает Карл Липо. — В тех местах, где не было пресной воды, там нет моаи. Удивительная закономерность, которая повторялась, где бы мы ни изучали местность. И даже когда мы нашли моаи в глубине острова, совсем рядом оказался источник питьевой воды! Вот это был настоящий сюрприз».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Истуканы острова Пасхи
Истуканы острова Пасхи – гигантские каменные головы, украшающие весь остров.
Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи.
Моаи – статуи-истуканы острова Пасха
Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на Бора-Бора ничего подобного нет.
Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.
Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.
Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.
Истуканы острова Пасха и первые европейцы
Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.
Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.
В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.
Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.
Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.
В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.
Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.
Как появились статуи на острове Пасхи
Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.
Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.
Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.
Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.
В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.
Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.
Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.
Существует множество гипотез передвижения “моаи”, некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно – это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.
До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.
Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.
Последняя реставрация пятнадцати “моаи”, расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно – с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.
Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…
Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.
При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.
Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.
Остров Пасхи был и остаётся по настоящему “белым” пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.
Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.
Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.
Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи “моаи” в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?
Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.
Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.
Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний
Истуканы острова Пасха: история
Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.
Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.
Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.
А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.
Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.
Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи острова Пасха друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.
Загадка острова Пасхи. Кто на самом деле построил каменных истуканов
Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле. Кто и зачем поставил там множество гигантских статуй, из-за чего погибла древняя цивилизация, причем столь внезапно, что многие изваяния так и остались незавершенными, — на этот счет есть разные гипотезы. Новые научные методы помогли внести некоторую ясность. Только за последний год опубликовано несколько новых работ, приоткрывающих тайны Рапа-Нуи, как еще называют остров.
Откуда родом рапануйцы
Некоторые ученые полагают, что в 800-900-х годах нашей эры остров Пасхи уже был заселен — об этом свидетельствуют обгоревшие пни того времени. Заселить его могли и раньше, но подтверждений этому пока нет. Ясно лишь, что к 1200 году остров уже точно был освоен.
О том, откуда прибыли люди, ученые спорили. Большинство указывали на другие острова Восточной Полинезии. Местный язык относится к малайско-полинезийской ветви и близок к тонганскому, таитянскому и гавайскому.
По другой гипотезе, предки рапануйцев приплыли из Южной Америки. Так считал, например, знаменитый норвежский исследователь и писатель Тур Хейердал. Чтобы подтвердить это, в 1947 году он вместе с товарищами доплыл на плоту «Кон-Тики» от берегов Перу до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту, преодолев 6980 километров.
В пользу южноамериканской версии — и характерная инкская кладка ряда сооружений на Рапа-Нуи, и культ человека-птицы. К тому же когда в 1722 году на острове появились первые европейцы, здесь уже активно возделывали сладкий картофель и бутылочную тыкву — сельскохозяйственные культуры, известные тогда только в Южной Америке.
Но откуда бы ни прибыли первые поселенцы, им пришлось проделать длинный путь. Остров Пасхи — один из самых удаленных и труднодоступных на планете: 3514 километров до Южной Америки на востоке и 2075 километров до ближайшего обитаемого острова Питкэрн на западе. Местная легенда гласит, что люди приплыли сюда на двух огромных пирогах вместе с семьями и домашним скотом.
Генетика дает ответ
Расшифровки ДНК из захоронений доевропейского периода, выполненные в 2017-м, никаких признаков прямого смешения с южноамериканскими народами в генах коренных жителей не продемонстрировали. В то же время ученые не выявили и «чистой линии» островитян.
Исследователи пишут, что с генетической точки зрения самые первые рапануйцы были потомками смешанных браков различных народов Полинезии, Океании, а возможно, и Южной Америки.
В новой работе специалисты Медицинской школы Стэнфордского университета в США и Института биомедицинских наук Чилийского университета вместе с коллегами из Великобритании, Мексики и Норвегии изучили ДНК 807 человек, принадлежащих к 15 различным группам американских индейцев и 17 островным сообществам Полинезии. Составили схему генетических связей между Полинезией и Южной Америкой, охватывающую 32 поколения.
Выяснилось, что полинезийцы все же пересекались с древними народами Южной Америки, но произошло это всего однажды, примерно 800 лет назад, предположительно, на Маркизских островах, где оказались представители народа зену, жившего на территории современной Колумбии.
Кто прибыли туда первыми, неизвестно. Если индейцы, то Тур Хейердал был отчасти прав. Только заселение началось не с Рапа-Нуи, а с Маркизских островов. И это вполне логично. Хотя они дальше от континента, чем остров Пасхи, добраться до них проще благодаря попутным пассатам и океанским течениям.
Позднее, в XIII веке, потомки смешанной линии полинезийцев и индейцев расселились по архипелагу Туамоту, а в XIV веке достигли острова Пасхи, на котором в это время уже жили «чистые» полинезийцы, считают ученые.
Не исключено, что рапануйцы могли сами плавать к берегам Южной Америки как до прихода представителей смешанной линии, так и после. Этим, по мнению ученых, и объясняется то, что на острове нашли артефакты и сельскохозяйственные культуры южноамериканского происхождения.
Миграция из Юго-Восточной Азии в Полинезию началась примерно три тысячи лет назад. Веками предки нынешних обитателей островов Тихого океана осваивали новые земли, пока не достигли таких удаленных уголков, как Гавайи, Маркизские острова и остров Пасхи. Продолжив движение на восток, они легко могли проплыть еще несколько тысяч километров и достичь Южной Америки.
Эпизоды смешения полинезийской и южноамериканской линий на островах Восточной Полинезии по результатам геномного анализа
Кто и когда создал статуи
Главная загадка острова Пасхи — кто автор монументальных каменных изваяний моаи. Достоверно определить их возраст пока невозможно. Считается, что их начали создавать не ранее 1000 года нашей эры, а к началу XVII века прекратили, причем многие незавершенные статуи так и остались в каменоломне. По ним сегодня историки изучают мегалитические технологии.
Всего за шесть веков сделали около 800 статуй. Более 230 установлены на каменных ритуальных платформах аху в прибрежной зоне острова, почти 400 не завершены, среди них одна гигантская — высотой 21 метр и весом более 200 тонн.
Когда сюда прибыли европейцы, население острова не превышало трех тысяч человек. Вряд ли столь небольшая община туземцев, находящихся на весьма примитивном уровне развития, могла построить сотни гигантских статуй и платформ для них.
Предположили, что в древности на острове Пасхи была цивилизация с развитой социальной структурой и сложными религиозными культами. А потом исчезла. Сохранились только статуи.
Карта острова Пасхи и местоположение основных церемониальных площадок аху
Выдвигали самые разные гипотезы причин гибели цивилизации Рапа-Нуи. Главные — экологическая катастрофа, вызванная хищническим истреблением лесов, и военный конфликт, в котором враждующие племена перебили друг друга. Более экзотические — чрезмерное увлечение изваяниями в ущерб хозяйственной деятельности, активность крыс, уничтоживших все семена растений. Есть и другие.
Американские антропологи во главе с Робертом ди Наполи из Орегонского университета собрали все радиоуглеродные анализы, по которым можно косвенно оценить дату начала и окончания изготовления статуй, подкрепили их этноисторическими свидетельствами и данными архитектурной стратиграфии и обработали с помощью методов байесовской статистики. Результаты опубликовали в апреле этого года в журнале Journal of Archaeological Science.
Оказалось, что строительство культовых монументов продолжалось намного дольше, чем считалось, — вплоть до 1750-х годов. Когда прибыли европейцы, островитяне еще активно возводили новые платформы. Об этом упоминают хроники голландских, испанских и английских мореплавателей.
Значит, не было никакого коллапса в начале XVII века. Не нашли и признаков племенной розни. Наоборот, все статуи изготавливались в одной каменоломне посредством общих орудий труда.
Изучив 11 платформ аху, исследователи установили, что все они сделаны по одному принципу. Это говорит о культурной и технологической преемственности, сохранявшейся на острове веками, что никак не увязывается с гипотезой внезапного краха.
Принципиальная схема строения платформ аху
Климатическая гипотеза
Цивилизация острова Пасхи пришла в упадок из-за климатических изменений, считают ученые из Чили, Испании и Норвегии, недавно опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Авторы работы — 11 экспертов в области экологии, истории и археологии — применили междисциплинарный подход, основанный на палеоклиматических реконструкциях. Это позволило понять причинно-следственные связи природных и социальных событий на острове.
То, что до прихода европейцев островитяне жили в единстве с природой, а европейцы все разрушили — миф. Ситуация там никогда не была идиллической. На маленьком и удаленном острове в центре Тихого океана небольшая изолированная популяция постоянно боролась за выживание. Численность ее то уменьшалась, то увеличивалась в зависимости от природных условий.
Дело в том, что на этот район сильно влияет Южная осцилляция — долгосрочное метеорологическое явление, выражающееся в периодических колебаниях температуры поверхности Тихого океана в его восточной тропической части. Теплая фаза осцилляции известна как Эль-Ниньо, а холодная — Ла-Нинья.
Исследование показало, что сокращение населения, как правило, совпадало с холодной фазой, когда количество осадков было минимальным. Это приводило к неурожаям и голоду.
Палеоботанические данные указывают на то, что остров покрывала обильная растительность. Однако со временем расчистка земель под сельскохозяйственные угодья уничтожила леса и это усугубило и без того тяжелую экологическую ситуацию.
По мнению исследователей, жители Рапа-Нуи пережили по крайней мере три социальных кризиса. Первый, в 1450-1550 годах, очевидно, был связан с климатическими изменениями. В Европе на это время приходится столетнее похолодание, известное как Малый ледниковый период. Еще один упадок случился между прибытием первых европейцев и серединой 1770-х годов. Причина неизвестна. Третий кризис — в XIX веке из-за распространения эпидемических болезней и работорговли.
В любом случае в популяционной истории островитян признаков одной отчетливо выраженной социальной катастрофы не обнаружили. Численность населения менялась плавно, достигая в лучшие времена десяти-пятнадцати тысяч, а в худшие уменьшаясь до двух-трех.