стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик

Различают четыре вида стиля обучения: деятель, наблюдатель, прагматик и теоретик

Если вы относитесь к деятелям, то без долгих размышлений засучиваете рукава и принимаетесь за дело. Вы наслаждаетесь непосредственностью впечатлений и рады всему новому. Вы предпочитаете сначала делать, а потом думать. Вам нравится быть активным, и, столкнувшись с проблемой, вы немедленно бросаете все силы на ее решение. Возможно, вы общительны от природы. Ваш девиз: «Все в жизни нужно попробовать».

Если вы относитесь к наблюдателям, то обычно не принимаете участия в деятельности. На собраниях вы, вероятно, садитесь в задних рядах. Прежде чем принять какое-либо решение, вы любите собирать разного рода информацию. Вы предпочитаете сначала увидеть, как развивается ситуация, а только потом высказать свое мнение. Вероятно, вам от природы свойственна осторожность. Ваш девиз: «Сначала я должен это обдумать».

Если вы относитесь к теоретикам, то склонны выстраивать логическую последовательность событий, чтобы подогнать их под определенную модель. Вы любите шаблоны, системы и правила. Вы обожаете быть независимым и аналитичным. Вы можете быть полезны для тщательного анализа и не отвергнете идею просто потому, что она не совпадает с вашим мировоззрением. Ваш девиз: «Посмотрим, как это согласуется с. »

Если вы относитесь к прагматикам, то всегда стремитесь проверить идеи на практике. Вы всегда экспериментируете. Вы хотите заниматься делом, а не просто разговаривать. Прочитав что-то интересное, вы сразу же загораетесь желанием это осуществить. Ваш девиз: «Должен существовать способ получше».

Визуальный: Сюда относятся люди, предпочитающие использовать в процессе обучения картинки, изображения, диаграммы, цвета и диаграммы связей.

Аудиальный: Этот тип включает людей, которые делают упор на слуховые ощущения, используют ритм, музыку, слушают записи, составляют стишки для лучшего усвоения информации.

Вербальный: Люди, относящиеся к этому стилю обучения, используют словестные приемы в письменной и устной речи, например, делают конспекты или проговаривают информацию вслух.

Логический: Сюда можно отнести тех, кто предпочитает использовать логические приемы для уяснения информации. Такие люди хорошо понимают, зачем им нужна та или иная информация, и лучше видят в перспективе.

Социальный: Те, кто любят заниматься в группах или парами, концентрируясь на взаимодействии с другими в процессе обучения, относятся к этому стилю обучения.

Уединенный: Люди, которые относятся к этому стилю, любят учиться в самостоятельно, часто занимаются самообучением.

Источник

Как мы учимся? Или 4 стиля обучения взрослого человека.

Дэвид Колб один из первых сформулировал понятие понятие «обучения практикой», которое в настоящее время признано основой успешного обучения. Он утверждал, что обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования.

Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер развивает идею Колба и представляет цикл обучения в следующем виде:

• Мотивация : психологическая готовность и восприимчивость;
• Информация : факты и данные преобразуются в информацию;
• Обработка : информация преобразуется в опыт и понимание;
• Выводы : момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в знание;
• Применение : знание превращается в навыки и подходы;
• Обратная связь : дальнейшие размышления и усовершенствование.

Приведенный выше цикл наиболее точно описывает происходящее в процессе обучения, хотя неверно было бы считать обязательными моменты озарения, когда вы с полным правом можете воскликнуть: «Эврика!». Действительно, бывают случаи, когда все неожиданно становится на свои места, однако в целом процесс обучения более сложен.

Модель Мелландера может быть действительно полезна при поиске наиболее успешных путей достижения успеха посредством обучения — как для отдельных людей, так и для организаций. Это происходит посредством осознания не выраженных словами и, следовательно, скрытых знаний, которые были получены, но которые имеют лишь ограниченное применение, если ими нельзя поделиться.

Другой подход к модели Мелландера — это взгляд на обучение как на процесс, состоящий из четырех стадий. В качестве примера возьмем процесс приготовления омлета:
• Знать (что): Вы знаете, что такое омлет, и раньше пробовали это блюдо.
• Знать (как): Вы читали рецепт и пытались приготовить омлет.
• Знать (почему): Вы понимаете, почему важно не бросать скорлупу от яиц в смесь и почему масло не должно быть слишком горячим.
• Интересоваться (почему): Вы интересуетесь, почему важно иметь ингредиенты хорошего качества и как омлет вписывается в сбалансированную диету.

Определите свой стиль обучения.

Британские психологи Питер Хани и Алан Мамфорд разработали тест, который широко применяется в различного рода организациях. Тест главным образом сосредоточивается на третьем из элементов, составляющих индивидуальный стиль обучения, то есть на том. как обрабатывается поступающая информация.

Различают четыре вида стиля обучения: деятель, наблюдатель, прагматик и теоретик.
Определения Хани и Мамфорда часто являются удобным инструментом для выяснения способа, которым вы предпочитаете преобразовывать полученную информацию в действия. Они не описывают все элементы стиля обучения, но позволяют получить реалистичную и наглядную картину ваших индивидуальных склонностей.

А какой аргумент собственного развития ближе именно Вам? К какому стилю обучения тяготеете именно Вы?

Источник

Тест Хони и Мамфорда. Определение стиля обучения

Тест Хони и Мамфорда

Инструкция

Вопросник построен так, чтобы выявить предпочитаемый Вами стиль (стили) обучения. За годы работы Вы, вероятно, выработали привычки обучения, которые помогают Вам в некоторых случаях извлекать большую пользу. Вопросник поможет Вам определить Ваши предпочтения в обучении таким образом, чтобы Вы могли выбрать методы обучения, которые в большей степени подходят Вашему стилю.

Ограничения по времени заполнения этого вопросника нет. Точность результатов зависит от того, насколько Вы откровенны. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Если Вы более согласны, чем не согласны с каким-то утверждением, то обведите номер кружком. Если Вы более не согласны, чем согласны, зачеркните номер крестиком. Обязательно отметьте каждый пункт кружком или крестиком.

Тестовое задание

1. Я имею четкие убеждения относительно того, что является правильным, а что неправильным, что хорошо, а что плохо.

2. Я часто действую без учета возможных последствий.

3. Я имею склонность решать задачи, продвигаясь шаг за шагом.

4. Я полагаю, что формальные процедуры ограничивают людей.

5. Я имею репутацию человека, который говорит то, что думает, просто и прямо.

6. Я часто нахожу, что действия, основанные на чувствах, являются такими же разумными, как и действия, основанные на тщательном обдумывании и анализе.

7. Мне нравится такой вид работы, при котором я имею время для тщательной подготовки и выполнения.

8. Я часто спрашиваю людей об их основных убеждениях.

9. Наиболее существенным является вопрос, работает ли это на практике.

10. Я активно стремлюсь к приобретению нового опыта.

11. Когда я слышу о какой-то новой идее или подходе, я немедленно начинаю работать над их применением на практике.

12. Я приверженец самодисциплины, такой как соблюдение диеты, выполнение регулярных физических упражнений, поддержание определенного режима дня.

13. Я горжусь тем, что делаю работу тщательно.

14. Лучше всего мне работается с логично и аналитически мыслящими людьми и менее хорошо с людьми, ведущими себя спонтанно и нерационально.

15. Я забочусь о корректности интерпретации доступных мне данных и избегаю поспешных выводов.

16. Мне нравится принимать решения осторожно, после взвешивания альтернативных вариантов.

17. Новые, необычные идеи меня привлекают в большей степени, чем проверенные на практике.

18. Мне не нравится неупорядоченность чего-либо, я предпочитаю систематизировать по некоторой модели.

19. Я придерживаюсь установленных процедур до тех пор, пока считаю их эффективными для выполнения работы.

20. Мне нравится соотносить мои действия с некоторыми общими принципами.

21. В дискуссиях мне нравится добираться до сути.

22. Я склонен общаться, соблюдая дистанцию, и поддерживать несколько формальные отношения с людьми на работе.

23. Мне удается успешно справляться с новыми и разнообразными задачами.

24. Мне нравятся люди, ведущие себя спонтанно и любящие шутки.

25. Я уделяю пристальное внимание деталям, прежде чем прийти к какому-либо заключению.

26. Мне трудно генерировать идеи под влиянием момента.

27. Я верю в возможность немедленного постижения сути вопроса.

28. Я осторожен и не делаю слишком поспешных выводов.

29. Я предпочитаю иметь как можно больше источников информации: чем больше данных, тем лучшая возможность предоставляется для обдумывания, есть из чего выбрать.

30. Легкомысленные люди, которые ко всему относятся недостаточно серьезно, обычно раздражают меня.

31. Я выслушиваю точку зрения других людей, прежде чем самому что-то предпринять.

32. Я склонен открыто выражать свои чувства.

33. В дискуссиях мне нравится наблюдать за поведением других участников.

34. Я предпочитаю реагировать на события спонтанно и гибко, а не планировать ответ заранее.

35. Я склонен увлекаться техническими приемами, такими как системный анализ, блок-схемы и алгоритмы, ветвящиеся программы, ситуационное планирование и т. д.

36. Меня беспокоит, если я должен напряженно работать, чтобы уложиться в сжатые сроки.

37. Я склонен оценивать идеи по их практическому воплощению.

38. Спокойные и вдумчивые люди заставляют меня чувствовать себя неловко.

39. Меня раздражают люди, которые действуют слишком поспешно.

40. Важнее пользоваться настоящим моментом, чем думать о прошлом или будущем.

41. Я думаю, что решения, основанные на вдумчивом анализе всей информации, являются более разумными, чем основанные на интуиции.

42. Я склонен быть требовательным к себе и другим и добиваться совершенства во всем, особенно в работе.

43. Во время обсуждений я обычно предлагаю множество неожиданных, стихийных идей.

44. На совещаниях я выдвигаю практичные и реалистические идеи.

45. Часто правила существуют для того, чтобы они нарушались.

46. Я предпочитаю отдалиться от ситуации и рассмотреть все перспективы.

47. Я умею видеть несообразности и слабости в аргументах, приводимых другими людьми.

48. В целом я больше говорю, чем слушаю.

49. Часто я вижу лучшие, более практичные способы выполнения чего-либо.

50. Я думаю, что многие письменные доклады следует сократить, оставив самую суть.

51. Я полагаю, что рациональное, логическое мышление сегодня должно занять ведущее положение.

52. Я более склонен к обсуждению с людьми конкретных вопросов, чем к участию в светских разговорах.

53. Мне нравятся люди, которые охотнее подходят к проблемам с реалистической, а не с теоретической точки зрения.

54. В ходе обсуждений меня раздражают отклонения от темы и вопросы, не относящиеся к делу.

55. Если мне нужно написать доклад, я склонен проработать множество вариантов перед тем, как остановиться на окончательной версии.

56. Я стараюсь проверять идеи, чтобы убедиться, что они работают на практике.

57. Я стремлюсь найти ответ посредством логического подхода.

58. Мне нравится много говорить.

59. При обсуждении я часто нахожу, что я реалист, придерживающийся сути дела и избегающий длинных рассуждений.

60. Мне нравится тщательно обдумывать альтернативные варианты, прежде чем составить свое мнение.

61. Во время дискуссий я часто нахожу, что я беспристрастен и объективен.

62. Во время дискуссий я занимаю сдержанную позицию, а не позицию лидера, и я не склонен много говорить.

63. Мне нравится, что я могу соотносить текущие действия с более долгосрочной и более глобальной перспективой.

64. Когда что-то идет не так, я стремлюсь быстрее закончить с этим и учесть в своем опыте.

65. Я склонен отвергать сумасбродные, неожиданные идеи как непрактичные.

66. Лучше все тщательно обдумать, прежде чем действовать.

67. В целом я охотнее слушаю, чем говорю.

68. Я склонен быть жестким с теми людьми, которые не принимают логический подход.

69. В большинстве случаев я верю, что цель оправдывает средства.

70. Я не придаю значения тому, задеты ли чувства людей, пока работа не закончена.

71. Я нахожу стесняющим обстоятельством наличие конкретных целей и планов.

72. Обычно я бываю одним из тех людей, кто превращает жизнь в вечеринку.

73. Я делаю все, что является целесообразным, чтобы работа была выполнена.

74. Мне быстро надоедает методичная и длительная работа.

75. Я строг при анализе основных предложений, принципов и теорий, связывающих факты и события.

76. Мне всегда интересно знать, что думают люди.

77. Я предпочитаю, чтобы совещания проводились методично, основываясь на принятой повестке дня.

78. Я избегаю субъективных и однозначных тем.

79. Я получаю удовольствие от драмы и волнений, кризисной ситуации.

80. Люди часто считают, что я не чувствителен к переживаниям.

Ключ к тесту для определения стиля обучения Хони и Мамфорда

Описание

Все люди имеют различные стили обучения. Определение стиля обучения человека позволяет выстроить с ним продуктивные коммуникации, а для сотрудников дает возможность выбрать оптимальный подход к его обучению и личному развитию.

Британские психологи Питер Хони и Алан Мамфорд (Honey and Mumford, 1986) разработали тест для определения стиля обучения, который широко применяется в управлении персоналом. Они выделили четыре стиля: Деятель, Мыслитель, Теоретик и Прагматик.

Ключ к тесту

Для обработки бланка с ответом используйте таблице ниже. В ней перечислены номера вопросов анкеты. Отметьте, какие вопросы были выбраны при заполнении анкеты. Посчитайте количество отметок в каждом из четырех столбцов и запишите результаты в таблице под столбцами.

Ф. И. О. оцениваемого___________________________________________
Возраст (полных лет)
2715
41339
б15811
10161219
17251421
23281827
24292035
32312237
34332644
38363049
40394250
43414753
45465154
48525756
58556159
64606365
71626869
72667570
74677773
79767880
Итоги
ДеятельРефлексирующийТеоретикПрагматик

Далее нанесите полученные точки по четырем соответствующим осям и соедините эти точки. Самая длинная ось результирующей кривой покажет предпочитаемый стиль обучения.

стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик. Смотреть фото стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик. Смотреть картинку стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик. Картинка про стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик. Фото стили обучения наблюдатель деятель теоретик прагматик

Интерпретация результата

Стиль: Деятель

Его лозунг: «Все в жизни нужно попробовать!»

Стиль: Мыслитель

Его лозунг: «Мне нужно немного времени, чтобы подумать об этом!»

Стиль: Теоретик

Его лозунг: «Каким образом это согласуется с полученными нами результатами?»

Стиль: Прагматик

Его лозунг: «Что это означает с практической точки зрения?»

Источник

Стили обучения по Хани и Мамфорду

Если понаблюдать за группой студентов, можно заметить, насколько по-разному они учатся. Кто-то штудирует толстые книги, методично перерабатывая их в записи. Кто-то сразу с головой ныряет в практику, а с теорией если и разбирается, то позже. А кто-то вообще не начнет учиться, пока не убедится, что от этого будет какая-то польза.

Почему об этих различиях необходимо знать методисту?

Те же привычки мы сохраняем и во взрослом возрасте. И это желательно учитывать при проектировании обучающих курсов. Если человек не может учиться так, как ему привычно и удобно, то в лучшем случае он потратит на усвоение материала гораздо больше времени и усилий, а в худшем он вообще ничего не усвоит или бросит.

Немного необязательной, но полезной для понимания теории

В 1970-х гг. Дэвид Колб придумал свой знаменитый цикл (если вы методист, то определенно о нем слышали):

По его теории, цикл обучения состоит из четырех последовательных этапов:

На каждом этапе требуются разные ментальные установки. Причем у любого из нас присутствуют все (иначе цикл бы не замыкался), но некоторые из них развиты гораздо лучше. Именно это определяет стиль обучения, который мы предпочитаем.

Приводить здесь оригинальную классификацию стилей обучения по Колбу я не буду: она была разработана для описания мышления ученых и содержит труднозапоминаемые латинские названия. Гораздо полезнее для методистов ее вариант, доработанный Питером Хани и Аланом Мамфордом.

Согласно этой модификации, каждый из четырех стилей обучения находится на стыке двух соседних фаз цикла Колба.

Например, Мыслитель собирает конкретный опыт и обрабатывает его путем рефлексивного наблюдения, а Прагматик берет некую абстрактную концепцию и проверяет ее на практике путем активного экспериментирования.

Стили обучения на практике

Активист

В двух словах: выводит из практики практику. То есть сразу делает что-то и в процессе выясняет, как делать это правильно.

Девиз: «Сразу к делу!»

Любит: делиться опытом и впечатлениями, получать живую обратную связь, использовать умения и навыки для решения насущных проблем, учиться в дружелюбной атмосфере.

Не любит: абстрактные понятия и концепции, излишнюю теоретизацию, оторванные от реальности знания, длинные сложные инструкции, скучные задания.

Как выбирает цель: главный критерий — ее жизненность, а также собственные интерес и желание.

Что помогает добиваться своего и преодолевать препятствия: положительные эмоции, моральные поощрения, командная работа, взаимная поддержка, собственный интерес.

Идеальная образовательная среда: та, где ему позволяют учиться методом проб и ошибок, не заставляют что-то зубрить или изучать сложные концепции и дают возможность делиться впечатлениями и опытом с соучениками. Активист первым заскучает на сугубо «теоретическом» вебинаре, но тут же оживится, если предложить ему сразу погрузиться в практику и получать объяснения ведущего по ходу работы. Всевозможные тренажеры тоже отлично подойдут.

Мыслитель

В двух словах: выводит из практики теорию. У него все наоборот: он изучает свой и чужой практический опыт, рассматривает со всех сторон, обсуждает — и формулирует на его основе собственную теорию.

Девиз: «Я посмотрю и сделаю выводы».

Любит: рассматривать проблему со всех сторон, иметь достаточно времени «на подумать».

Не любит: работать в спешке или в условиях недостатка информации, не понимать, на чем основана полученная им для изучения теория.

Как выбирает цель: главный критерий — ее осмысленность и актуальность.

Что помогает добиваться своего и преодолевать препятствия: вовлеченность в контекст, осознание конкретных проблем, самомотивация, наличие необходимой информации и времени на обдумывание.

Идеальная образовательная среда: та, которая позволяет учиться вдумчиво и без спешки, а также перерабатывать в знания реальный практический опыт (чужой или свой). Кейсы будут идеальным вариантом как для теории, так и для домашних заданий.

Теоретик

В двух словах: выводит из теории теорию. Он изучает теоретическую информацию и в процессе углубляет, систематизирует, дополняет ее.

Девиз: «Сначала нужно разобраться».

Любит: хорошо систематизированные занятия, шаблоны, таблицы и схемы; строить сложные и последовательные теории, иметь доступ к большому количеству разнообразной информации, работать в одиночку и ни от кого не зависеть.

Не любит: игры, симуляции, обилие практических заданий, спешку; активно делиться впечатлениями и работать в группах (исключение — диспуты на интересные темы с Теоретиками и Мыслителями).

Как выбирает цель: главный критерий — рациональность и возможность сформулировать в итоге четкую теорию.

Что помогает добиваться своего и преодолевать препятствия: значимость идеи, планирование и самоконтроль.

Идеальная образовательная среда: та, где не нужно спешить, выполнять практические задания без четких подробных объяснений, отвлекаться на постоянные обсуждения. Теоретик не заснет на двухчасовом вебинаре и придет в восторг, обнаружив в дополнительных материалах к занятию десять лонгридов (разумеется, при условии, если эти материалы будут актуальными и качественными). А вот обилие практических заданий его, скорее всего, не обрадует.

Прагматик

В двух словах: выводит из теории практику. Он берет идеи и концепции и воплощает их, чтобы определить, что работает, а что нет, и как именно оно работает.

Девиз: «Покажите мне, как это работает».

Любит: учиться на реальных проектах, экспериментировать, находить оптимальное решение проблемы.

Не любит: внешний контроль, теорию и домашние задания без четкой практической пользы, бесконечные дискуссии, долгие размышления.

Как выбирает цель: главные критерии — ее личная значимость и максимальная конкретность.

Что помогает добиваться своего и преодолевать препятствия: визуализация достижений, позитивная связь между затрачиваемыми усилиями и результатом, материальная мотивация или другая конкретная польза.

Идеальная образовательная среда: та, где можно работать над собственным проектом или хотя бы задачами, имеющими личную значимость, а также легко отслеживать свой прогресс. Прагматику важно получать развернутую, но четкую обратную связь по домашним заданиям, чтобы точно знать, что он делает правильно, а что необходимо доработать. Он будет недоволен, если придется тратить время на учебные задачи, практическая польза которых для него не очевидна.

Чем больше стилей обучения вы учтете при планировании курса, тем выше вероятность, что отзывы на него будут положительными, а учащиеся пройдут его до конца и добьются хороших результатов. Однако не стоит при этом забывать о здравом смысле. Пытаясь угодить всем сразу, можно в итоге не угодить никому…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *