стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Стили педагогического общения

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка Анжелика Громова
Стили педагогического общения

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок».Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития,формированием личности: стремлением все познать, попробовать.

Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.

Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т. е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.

Другими словами, стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином. В этом исследовании была введена классификация стилей общения,которую принято использовать и в наши дни:

Рассмотрим каждый из них отдельно.

Этот стильможно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

2. Попустительский или Либеральный

Этот стильможет быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Данный стиль общенияможно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

С целью выявления стиля педагогического общения воспитателей были проведены анкетирование,по результатам которого можно было сделать следующие выводы:

• 60% педагогов отдают предпочтение демократическому стилю общения;

• 20% в своей работе часто используют элементы авторитарного стиля;

• 20% имеют склонность к авторитарному стилю.

Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

2. Фоминова А. Н., Педагогическая психология

Безобидные фразы, которые воспитатель не должен говорить детям. Стили общения воспитателя с детьми Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям, чтобы не травмировать их. Цель: • Помочь воспитателям.

Основные стили воспитания детей Введение. Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить.

«Рождественские чтения». Стили взаимоотношения родителей и детей Стили взаимоотношений родителей и детей. Слайд 1 Уважаемые коллеги, родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры,.

Совместные тематические акции как технология педагогического общения с семьями воспитанников «От того, как прошло детство, кто взял ребенка за руку в детские годы, что в его разум и сердце вошло из окружающего мира – от этого, в.

Качество педагогического общения как фактор успешного развития дошкольника Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но.

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания» Уважаемые родители, воспитывая детей, необходимо учитывать следующие особенности, о которых пойдёт речь в этой статье «Стили семейного воспитания».

Консультация педагогам «Стили педагогической деятельности» «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.

Сценарий «Час педагогического общения» 1 Ведущий. Добрый день! 2 Ведущий. А что это значит? 1 Ведущий. Значит, день был по- доброму начат. Значит, день был по- доброму прожит.

Технология педагогического опыта на районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства — 2019» Актуальность опыта Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно.

Источник

Презентация для педагогов на тему: «Стиль педагогического общения и его влияние на личность ребёнка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стиль педагогического общения и его влияние на личность ребёнка Выполнила: воспитатель МКДОУ «Светлячок» Калашникова Марина Юрьевна

Авторитарный стиль общения проявление ярко выраженных установок избирательность по отношению к детям использование запретов и ограничений злоупотребление отрицательными оценками детей Основные педагогические средства: строгость наказание

Авторитарный стиль общения педагога с детьми ведет к конфликтности и недоброжелательности в отношениях между детьми

Ребенок испытывает состояние незащищенности; тревоги; внутреннего напряжения; неуверенности в себе. У ребенка формируются такие качества, как недисциплинированность и безответственность

Авторитарный стиль общения управляет дисциплиной, но ведет к формированию страха перед взрослыми и искажает развитие личности.

Либеральный стиль общения безответственность; безынициативность; непоследовательность в принимаемых решениях и действиях; нерешительность в трудных ситуациях;

Либеральный воспитатель склонен пускать начатое дело на самотек; переоценивать возможности детей; не контролировать выполнение своих требований; оценивать детей в зависимости от своего настроения.

Либеральный воспитатель в общении с детьми ласков и доброжелателен. Воспитанников воспринимает, как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых. Такой стиль общения воспитателя с детьми приводит к падению авторитета педагога, и не создает позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль общения широкий контакт с воспитанниками; взаимное доверие; взаимоуважение; Воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с детьми, не подавляет строгостью и наказанием

Демократический стиль обеспечивает: дружеское взаимопонимание между воспитателем и детьми; вызывает у детей положительные эмоции; повышает уверенность ребенка в себе; дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Демократический стиль общения требует большого профессионального мастерства от педагога и в полной мере позволяет воспитывать в ребенке позитивные качества личности.

Модели общения взрослого с ребенком: Учебно-дисциплинарная модель общения Модель «Невмешательства» в жизнь ребенка Личностно-ориентированная модель взаимодействия

Учебно-дисциплинарная модель общения Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками(компетенциями). Ребенок в данном случае является объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны субъект-объектные связи. Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка При такой модели взаимодействия для педагога характерна отстраненность от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое». Педагог проявляет по отношению к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остается наедине со своими трудностями. Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Личностная позиция педагога – избегать ответственности. Ребенок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем.

Модели «невмешательства» в жизнь ребенка соответствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводится взрослому. В данном случае задача взрослого это приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семейного воспитания.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей.

Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности.

Искренне желаю вам успехов! Ключ для обработки диагностики Варианты ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3 25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю; 10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Номер материала: ДБ-393021

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Стиль общения педагога с детьми

стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Смотреть картинку стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Картинка про стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка. Фото стиль общения педагога и его влияние на обучение воспитание и развитие личности ребенка Султанова Альфия Назиповна
Стиль общения педагога с детьми

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким способностям к обучению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречён оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции:

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уаита, которые выделяют 3 стиля профессионального общения:

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка,как:

Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога / стили общения/.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «наравне».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию в совместных действиях для достижения обшей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», «но чуть», «впереди».

1. И. В. Родина, Е. И. Бобрышова «Стиль общения педагога с детьми»

/Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. №6, стр. 34-36/

2. Е. В. Шитова – автор-составитель «Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие» /Практические семинары и тренинги для педагогов/

Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение.

Учим детей общаться Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение.

Источник

Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка

1. Понятие «стиль общения». Факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля поведения.

2. Типичные стили педагогического общения, их характерные особенности.

3. Поиск индивидуального стиля общения.

Материалы для подготовки к занятию

СТИЛЬ общения. Важной характеристикой в этике профессионально-педаго-гического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

· Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся,

· особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В. А. Кан-Калик),

· совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).

В стиле педагогического общения находят выражение:

ü особенности коммуникативных взаимоотношений педагога и воспитанников,

ü сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников,

ü творческая индивидуальность педагога,

ü особенности коллектива обучающихся.

— от психического склада человека,

— его ценностных ориентаций,

— уровня образования и общей культуры,

— влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья…),

— авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть «плюсы» и «минусы» его общения с обучающимися.

— взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как равноправного партнера по общению,

— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

— все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в «своих руках»,

— отсутствие веры, гибкости в возможности гуманной педагогики,

— предпочитает такие методы воздействия как: приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствие доверительности. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут

перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

— неорганизованность, неуверенность в принятии и отказ от волевых решений,

— почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствие сплоченности в ученическом коллективе, эмоциональной удовлетворенности от общения.

— наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе,

— высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность),

— интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей),

— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников,

— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает свой индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.

Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представляется классификация, В. А. Кан-Калика, в основе которой содержится социально-психологическое различие в способе распределения субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стилях общения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.

Стиль «ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ». Продуктивен и данный вид общения. В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.

Стиль «ЗАИГРЫВАНИЕ». Крайняя форма «дружеского расположения», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики.

Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц начинающих педагогическую деятельность).

Стиль «МЕНТОРСКИЙ, стиль «УСТРАШЕНИЕ». Негативные формы общения, назидательность, нравоучения, страх – разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и не желанию участвовать в диалоговых формах общения.

Автор классификацииСтиль и его характерные особенности
Н. А. Березовин, Я. Л. КоломинскийАктивно-положительный (эмоционально-положительная направленность к ученикам, реализуется в манере поведения, речевых высказываниях), Ситуативный (эмоциональная нестабильность личности, чередования дружелюбия и враждебности), Пассивно-положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность), Активно-отрицательный (явно выраженная эмоционально-негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен), Пассивно-отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников).
М. М. РыбаковаДиктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов), Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность, Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями), Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам, постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон), Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении)
Т. Антонова, Н. Сироткина Л. ТихоноваВдохновляющий (подстили: завораживающий, артистический, располагающий), Социализирующий (подстили: дипломатический, абстрактно-теоретизирующий), Теоретизирующий (подстили: теоретико-прикладной, распорядительно-регулиру-ющий), Дисциплинирующий (подстили: распорядительно-регулирующий, волевой)

При длительном контакте с учениками трудно принять сотрудничество как универсальную форму отношений с учениками. По разному складываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а кому-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования к его поведению, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отношений в процессе общения к одному стилю, как наиболее желаемому невозможно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно-образовательном процессе с учетом профессиональной этики педагога.

Виды стиля педагогической деятельности (Н. А. Ложникова, Н. В. Иванец):

ü репродуктивный стиль – слабое представление о стиле педагогической деятельности, сравнение своего стиля педагогической деятельности с чужими стилями; необдуманное принятие решений на уровне репродукции, выбор не осознается, копирование чужих способов и приемов; отсутствие индивидуального подхода; точное следование инструкции. Отсутствие импровизации; преподаватель копирует наиболее понравившейся ему стиль управления и стиль общения (авторитарный, демократический или либеральный). Нет заинтересованности в обратной связи, отсутствие способности к стабильному и объективному отношению к себе и другим, что обусловлено неадекватной (часто завышенной) самооценкой,

ü ситуативный стиль – попытки анализа своего стиля педагогической деятельности; обдуманное принятие решений, стремление действовать в зависимости от ситуации или обучающихся, индивидуальный подход. Частичное следование инструкциям, импровизация; относительно устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации, обучающихся применить соответствующий стиль управления. Стремление понять обучающихся, узнать их мнение, но нет постоянной заинтересованности в обратной связи; способность к стабильной и почти всегда адекватной самооценке,

ü репродуктивно-творческий стиль – постоянный анализ своего стиля педагогической деятельности; устойчивое умение модифицировать свой стиль педагогической деятельности в соответствии с ситуацией; индивидуальный подход, частичное следование инструкциям, импровизация. Устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации, обучающихся применить соответствующий стиль управления и стиль общения. Постоянная заинтересованность в обратной связи, умение считать информацию, анализ и коррекция педагогической деятельности, способность к стабильной и адекватной самооценке, проявляющейся в уверенности в себе,

ü творческий стиль – постоянный анализ своего стиля педагогической деятельности; устойчивое умение быстро модифицировать свой стиль педагогической деятельности в соответствии с ситуацией; индивидуальный подход, отказ от инструкций, стремление привнести что – свое, авторское. Устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации, (обучающихся) применить соответствующий стиль управления и стиль общения, постоянная заинтересованность в обратной связи (считывание информации), анализ и коррекция педагогической деятельности; способность к стабильной и адекватной самооценке, проявляется как индивидуальность педагога.

Стиль «подбирается» как личный гардероб: чтобы было, во-первых, «удобно», а. во- вторых, – соответствовало ситуации. Но то, что «удобно» и «привычно» педагогу, вовсе не обязательно является таковым для его воспитанников. Вот здесь то и возникают психологические проблемы, которые могут существенно затруднить педагогическое общение в системе «учитель-ученик». Овладение основами профессионально- педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога, поэтому возникает необходимость поиска индивидуального стиля общения с аудиторией. Рекомендуется следующая система формирования этого стиля:

· изучение своих личностных особенностей,

· установление недостатков в личностном общении,

· работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения,

· овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.

· овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем педагогического общения.

· реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками –индивидуальный стиль общения.

Барьеры восприятия в общении

· Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».

· Эффект первого впечатления – обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.

· Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».

· Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

· Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».

· Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»

1. Подготовить сообщения на тему:

a) «Стили общения в аспекте соционики». (Т. Антонова, Н. Сироткина, Л. Тихонова Разные социотипы – разные стили // Управление школой № 7, 2003.),

b) «Модели педагогического общения как стилевой рисунок поведения педагога в школьной аудитории» (О. Бочарова Учитель как субъект педагогического общения. – Кемерово. 1994. Гл.3, с.26 – 31.),

c) «Формирование творческого стиля в общении со школьниками» (Н. А. Ложникова Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. – Кемерово. – Кемеровский госуниверситет. 1994, гл. I. с. 12-31).

2. Ответьте на вопросы теста «Ваш стиль делового общения». С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно-то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.

1. Я люблю действовать.

2. Я работаю над решением проблем систематически.

3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.

4. Мне очень нравятся различные нововведения.

5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.

6. Я очень люблю работать с людьми.

7. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.

8. Для меня очень важным является законченность дела.

9. Я против отсроченности и проволочек.

10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применятся на практике.

11. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.

12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.

13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.

14. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.

15. Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других.

16. Я создаю проблемы другим людям.

17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.

18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.

19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других

20. Я люблю творческое решение проблем.

21. Я все время строю планы на будущее.

22. Я восприимчив к нуждам других.

23. Хорошее планирование – ключ к успеху.

24. Меня раздражает слишком подробный анализ.

25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.

26. Я очень ценю опыт.

27. Я прислушиваюсь к мнению других.

28. Говорят, я быстро соображаю.

29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.

30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.

31. Я люблю, когда одновременно у меня есть разные варианты.

32. Я постоянно задаю себе вопросы.

33. Делая что-либо, я тем самым учусь.

34. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.

35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.

36. Я не люблю вдаваться в детали.

37. Анализ всегда должен предшествовать действиям.

38. Я способен оценить климат в группе.

39. 39.Уменя есть склонность не заканчивать начатые дела.

40. Я воспринимаю себя как решительного человека.

41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.

42. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.

43. Я могу открыто выразить свои чувства.

44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.

45. Я очень люблю читать.

46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовывать деятельность других.

47. Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.

48. Я люблю достигать поставленных целей.

49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.

50. Я люблю разнообразие.

51. Факты говорят сами за себя.

52. Я использую свое воображение, насколько это возможно.

53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.

54. Мой мозг никогда не перестает работать.

55. Важному решению предшествует подготовительная работа.

56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить совместную работу.

57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.

58. Эмоции только создают проблемы.

59. Я люблю быть таким же, как и другие.

60. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.

61. Я примеряю свои новые идеи к людям.

62. Я верю в научный подход.

63. Я люблю, когда дело сделано

64. Хорошие отношения необходимы.

66. Я нормально воспринимаю различия в людях.

67. Общение с другими людьми значимо само по себе.

68. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.

69. Я люблю организовывать что-либо.

70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.

71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.

72. Самоактуализация является крайне важной для меня.

73. Мне очень нравится играть идеями.

74. Я не люблю попусту терять время.

75. Я люблю делать то, что у меня получается.

76. Взаимодействуя с другими, я учусь.

77. Абстракции интересны для меня.

78. Мне нравятся детали.

79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-то решению.

80. Я достаточно уверен в себе.

Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.

Стиль 1: 1,8,9,13,17,24,26,31,33,40,41,48,50,53,57,63,65,70,74,79

Стиль 2: 2,7,10,14,18,23,25,30,34,37,42,47,51,55,58,62,66,69,75,78

Стиль 3: 3,6,11,15,19,22,27,29,35,38,43,46,49,56,59,64,67,71,76,80

Стиль 4: 4,5,12,16,20,21,28,32,36,39,44,45,52,54,60,61,68,72,73,77

Стиль 1 – ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.

Стиль 2 – ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.

Стиль 3 – ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, сопереживающие и психологически ориентированы.

Стиль 4 – ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать.

1. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. [Текст].- М., 2002.

2. Леонтьев А. А. Психология общения. [Текст] – М., 1997.

3. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.

4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. [Текст]. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

5. Стернин И. А. Общение в современном обществе. [Текст]. – Воронеж, 1991.

Практическое занятие № 2.3

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 7231 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *