стихи о строителях собора василия блаженного
Дмитрий Кедрин — Зодчие: Стих
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентинцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Русых,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была —
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Анализ баллады «Зодчие» Кедрина
Дмитрий Кедрин – поэт с трагичной судьбой. Воспитанный в интеллигентной семье, он рано начал сочинять стихи, и впоследствии это стало для него главным ремеслом, однако настоящая слава пришла к нему посмертно. В 60-х годах Д.Кедрин стал для советской молодёжи проводником в классическую русскую поэзию конца XX века.
«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.
Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.
Именно эта легенда легла в основу авторской интерпретации и стала основной темой произведения.
Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.
Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
Изобразительно-выразительные средства и композиция
Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.
Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.
Стихи о Храме Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз…
Тот груз пусть совсем символичен —
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела…
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный — провидец,
Хранит его светом своим…
На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
Припев:
Символ Москвы и душа сокровенного,
Вечный наследник и славы, и бед,
Храм Василия Блаженного —
Памятник русских побед!
От имени Христа на колокольный звон
Благословил тебя митрополит Макарий,
Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,
И царю за шедевр государев!
Припев:
Символ Москвы и душа сокровенного,
Вечный наследник и славы, и бед,
Храм Василия Блаженного —
Памятник русских побед!
Храм устрашающе красив —
анархия народной воли.
Неповторим любой курсив
каллиграфической юдоли.
Живет в узоре тайно гений
кроваво-Грозного царя,
над православием глумленье —
Омега, Альфа — это Я.
Омега, Альфа — лик блаженный
с пудовой тяжестью вериг,
свет откровения явленный,
минуя церковь, изнутри.
Завоевание Казани
в тени блаженства простеца,
и Постник с Бармой трутся лбами
о край Блаженного венца.
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.
В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.
Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил —
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась роспись чудом кисти,
Автографом, дошедшим из веков.
И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий — собор иль я.
И, заглядевшись на чуднЫе фрески,
Я забывал, поверив в чудеса,
Что гениальным мастерам в отместку
Царь, по преданью, выколол глаза…
Дивный этот собор
С целым сонмом
Его куполов,
Что стоит до сих пор,
Хоть построен
Ещё был
При Грозном,
Благолепей
Самой Красоты.
Оттого ль,
Что веков
Отпечаток на нём
Сохранился, насколько
Возможно…
И правдивей,
Чем Правда сама.
Оттого ль,
Что несёт
Завершённость и строгость
В себе, на манер
Фанз и пагод…
Коль напишут об этом
Стихи, вместо рифм
И литот
Эти луковки
И купола разноцветные
Лягут.
Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит,
Чудо-Храм в Москве стоит.
Буйство зелени, цветов,
Солнца блеск его крестов.
Жизнь долга и на века,
Крепко строила рука…
Речь держал сам Грозный царь,
Всей Руси наш государь:
«Будет храм стоять в столице,
Должен быть как чудо-птица.
Чуть вспугнёшь и он взлетит,
В чистом небе полетит.
Есть ли здесь мастеровые,
Кто построит чудо-храм,
Иль остались здесь в России,
Рвань да голь, да всякий срам»?
Вот с толпы выходят двое,
И на зов царя идут
В поясах согнулись вдвое,
И царю поклоны бьют.
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Головой кивнул им царь,
Земли русской государь.
И пошла в Москве работа,
Сколько люда, сколько пота.
Стали храм тот возводить,
Видно так тому и быть.
Вблизи Спасских там ворот,
На глазах наш храм растёт!
Много времени иль мало,
Убежало с той поры,
Но вот чудо засияло,
Понесли к нему дары.
Иноземцам в удивление,
Завершил народ строение.
Храм стоял подобно птице,
И сверкали купола.
Тишина плыла в столице,
Как волшебных два крыла.
Вдруг в народе зашумели:
С колоколен грянул звон.
«Аллилуйя» все запели
Храм стоял, светился он.
Устремился ввысь крестами,
Был красив под куполами.
Стены словно облака,
Простоит в Москве века.
Что творилось с мастерами!
Сдержать радость нет уж сил,
Гордость сердце разрывала,
Трепет чувства захватил.
В горле всё перетянуло,
Затуманились глаза.
Душа разом содрогнулась,
Покатилась вниз слеза.
Ох, нелёгкая победа,
Отдано немало сил,
Мастерство своё изведав,
Бога всяк язык хвалил.
Солнцем взятый весь в полон,
Храм парил, как дивный сон.
Радость била через край,
Век живи не умирай.
Иван Грозный подошёл,
Храм со свитой обошёл.
В стены жезлом ударял,
Их на прочность проверял.
Подошёл он к мастерам,
И задал вопрос им сам:
«Отвечайте мне царю,
Лучше сделать храм велю.
Ну каков от вас ответ,
Вы построите, иль нет»?
Постник Яковлев, Барма,
Прорекли в ответ слова:
«Разве нет на нас креста?
Укажи нам царь места.
Мы построим, прикажи,
Краше сделаем, скажи.
Твоя воля государь,
Всей Руси великий царь».
Эх, славяне — простота,
А живёт в вас — красота.
Перед храмом царь стоял,
Хищный блеск в глазах сиял.
Взгляд тяжёл и он молчал,
Думу трудную решал.
«Постник Яковлев, Барма,
Прозвучали к ним слова,
Окажу вам свою честь.
Я доволен тем что есть,
Мне другого и не надо,
Вот для вас моя награда.
Красоты под небесами
Лучше не было и нет,
Вы расстанетесь с глазами,
Чтоб не видеть белый свет.
А душа пусть будет рада,
Жизнь оставлю ей в награду».
Щедра царская рука,
Будь проклята на века.
Мастеров царь наградил
В благодарность ослепил.
Чтобы не было по свету
Храма лучшего, чем этот.
Чудо-храм на Бога зрит —
Пять веков в Москве стоит.
Восемьдесят восемь лет юродивый прожил…
Много интересного он в жизни совершил,
И даже после смерти продолжались чудеса —
Исцелялись у людей больные телеса.
В Москве, на Красной Площади Блаженный погребён,
И собор Покровский в честь Святого наречён.
Название второе дожило до наших дней —
И служит уважением к Святому всех людей.
Лишь пятый год минул с времен,
Как в память взятия Казани
Был в основанье храма камень
Царем московским заложен.
И вот, соперников не зная,
Стоит на целый свет один,
Великолепием блистая,
Девятиглавый исполин.
Все дивно в неземном созданьи —
Размеры, формы, очертанья,
На ярких маковках кресты
Необычайной красоты.
— Ответствуй мне, творец-кудесник,
Ужели ж не очей обман —
Сия божественная песня? —
Рек зодчему царь Иоанн.
— И храм еще такой иль краше
Создать тебе достанет сил,
Иль озарения всю чашу
На это чудо ты излил? —
И взгляд недобрый вперил царь.
— Ну, что ж? Негоже врать владыке.
Могу, нет спору, Государь!
Се — церковь красоты великой,
Да только в буйной голове
Теснится замыслов несметно
Иных — невиданных, заветных,
Каких не снилося тебе.
— Ты лжешь! Чтоб строить, надо зреть.
Достойных же других венца
Мне храмов нет нужды иметь…
Эй, стража, ослепить глупца!
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель —
Гласит летописца сказанье —
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных, босых, молодых…
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: «Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на Вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки и купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
— А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!» —
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских,
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
О храме Василия Блаженного.
На размышления навело стихотворение Вадима Константинова «Собор Василия Блаженного»
http://www.stihi.ru/2009/07/25/2932
Нашла, наконец, поэму, строки из которой врезались в память.
Дмитрий Кедрин
ЗОДЧИЕ
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом.
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
1938
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Храм Василия Блаженного
Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит,
Чудо-Храм в Москве стоит.
Буйство зелени, цветов,
Солнца блеск его крестов.
Жизнь долга и на века,
Крепко строила рука.
Речь держал сам Грозный царь,
Всей Руси наш государь:
«Будет храм стоять в столице,
Должен быть как чудо-птица.
Чуть вспугнёшь и он взлетит,
В чистом небе полетит.
Есть ли здесь мастеровые,
Кто построит чудо-храм,
Иль остались здесь в России,
Рвань да голь, да всякий срам»?
Вот с толпы выходят двое,
И на зов царя идут
В поясах согнулись вдвое,
И царю поклоны бьют.
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Головой кивнул им царь,
Земли русской государь.
И пошла в Москве работа,
Сколько люда, сколько пота.
Стали храм тот возводить,
Видно так тому и быть.
Вблизи Спасских там ворот,
На глазах наш храм растёт!
Много времени иль мало,
Убежало с той поры,
Но вот чудо засияло,
Понесли к нему дары.
Иноземцам в удивление,
Завершил народ строение.
Храм стоял подобно птице,
И сверкали купола.
Тишина плыла в столице,
Как волшебных два крыла.
Вдруг в народе зашумели:
С колоколен грянул звон.
«Аллилуйя» все запели
Храм стоял, светился он.
Устремился ввысь крестами,
Был красив под куполами.
Стены словно облака,
Простоит в Москве века.
Что творилось с мастерами!
Сдержать радость нет уж сил,
Гордость сердце разрывала,
Трепет чувства захватил.
В горле всё перетянуло,
Затуманились глаза.
Душа разом содрогнулась,
Покатилась вниз слеза.
Ох, нелёгкая победа,
Отдано немало сил,
Мастерство своё изведав,
Бога всяк язык хвалил.
Солнцем взятый весь в полон,
Храм парил, как дивный сон.
Радость била через край,
Век живи не умирай.
Иван Грозный подошёл,
Храм со свитой обошёл.
В стены жезлом ударял,
Их на прочность проверял.
Подошёл он к мастерам,
И задал вопрос им сам:
«Отвечайте мне царю,
Лучше сделать храм велю.
Ну каков от вас ответ,
Вы построите, иль нет»?
Постник Яковлев, Барма,
Прорекли в ответ слова:
«Разве нет на нас креста?
Укажи нам царь места.
Мы построим, прикажи,
Краше сделаем, скажи.
Твоя воля государь,
Всей Руси великий царь».
Перед храмом царь стоял,
Хищный блеск в глазах сиял.
Взгляд тяжёл и он молчал,
Думу трудную решал.
«Постник Яковлев, Барма,
Прозвучали к ним слова,
Окажу вам свою честь.
Я доволен тем что есть,
Мне другого и не надо,
Вот для вас моя награда.
Красоты под небесами
Лучше не было и нет,
Вы расстанетесь с глазами,
Чтоб не видеть белый свет.
А душа пусть будет рада,
Жизнь оставлю ей в награду».
Щедра царская рука,
Будь проклята на века.
Мастеров царь наградил
В благодарность ослепил.