стих блока ветхая избушка

Анализ стихотворения «Ветхая избушка» Александра Блока

стих блока ветхая избушка. Смотреть фото стих блока ветхая избушка. Смотреть картинку стих блока ветхая избушка. Картинка про стих блока ветхая избушка. Фото стих блока ветхая избушка

Александр Блок – русский поэт и писатель, литературный критик и переводчик. Его творчество можно отнести к такому направлению, как символизм. Также характерной чертой стихов поэта является сочетание мистических и бытовых элементов.

В произведениях Александра Блока всегда изображается радостный и гармоничный мир. Его рассказы и стихи предназначены для детского чтения. В стихотворении «Ветхая избушка» можно увидеть интересную картинку. Ребятня всегда находит повод для веселья в зимние холода. За внуками следит бабушка, которая выглядывает из окошка своего ветхого домика.

Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Но позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства.

Активное начало начинается с забав крестьянских детей. Финальный эпизод показывает перемену погоды. А удивление ребят передают синтаксические особенности концовки. Это восклицания.

Тема стихотворения: Зимняя природа, пейзаж. Поэт любил писать о красоте природы, описывая ее различными эпитетами и словами. Он умел это делать, умел передавать ощущения картины своим читателям.

Сюжет: Первые строчки начинаются с небольшой грусти. Такое состояние передают следующие строчки – «ветхая избушка» и «бабушка-старушка». Но затем все словно оживает, и уже появляются «внуки-шалунишки». Позиция стихотворения – жизнеутверждающая. На смену холодной зиме всегда придет теплая весна.

Стихотворный размер: двустопный.

Тропы: В данном стихотворении Блок использовал минимальное количество выразительных средств. Эпитеты – резвая игра и ветхая избушка; метафора – санок бег.

Текст получился более выразительным благодаря использованию уменьшительно-ласкательных слов. Например, используется слово избушка, а не изба. Также бабушка, ребятишки, шалунишки. Автор передает свое нежное отношение к героям и событиям, происходящим в картине. В целом от автора исходит хорошее и теплое настроение.

Главный герой: Это простой человек, который наблюдает за всей картиной и описывает то, что видит. И к концу стихотворения можно заметить, как его настроение поменялось. В начале оно было спокойным, а потом радостным.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Содержание сайта

08.02.2020

Блок А. «Ветхая избушка»

Главные герои стихотворения «Ветхая избушка» и их характеристика

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, Климанова, к стихотворению «Ветхая избушка» смотрите по ссылке.

Чему учит стихотворение «Ветхая избушка»
Стихотворение учит веселиться и радоваться жизни. Учит помнить о том, что время скоротечно и все когда-нибудь заканчивается, и хорошее и плохое. Учит как вести себя на морозе.

Отзыв на стихотворение «Ветхая избушка»
Это очень доброе и ласковое стихотворение, в котором описаны зимние забавы детей. Они веселятся на морозе и холод им не страшен. ведь рядом всегда теплый дом и горячий чай. И не за горами уже весна. Стихотворение дарит ощущение радости и беззаботности.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Ветхая избушка»
Эпитеты: ветхая избушка, внукам-шалунишкам, быстрых санок, резвая игра.
Метафоры: избушка стоит, по колено снег, звонко раздаются.
Олицетворения: весел бег.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Ветхая избушка»
В снегу стоит ветхая избушка и старушка смотрит из ее окна. Она видит детей, катающихся с горки на санках. Внуки лепят снежный дом и весело смеются. В снежном доме будет весело, но когда замерзнуть пальцы, дети пойдут домой. Попьют горячий чай, выглянут в окно, а там весна.

Источник

«Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

«Ветхая Избушка», анализ

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы «ветхая избушка» и «бабушка-старушка«. Но затем картину оживляет появление «внуков-шалунишек«. И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

Далее анализ художественных средств, которые использовал автор в своем стихотворении.

Схема (1-ый столбик):
_?_/ _ _/ _?_
_?_/ _?_/ _?
_?_/_ _/_?_
_ _?/_ _?

Рифма перекрестная (абаб):
. избушка
. стоит.
. старушка
. глядит.

Тропы использованы в минимальных количествах:

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

Чтобы мы представили действительно снежную зиму, автор несколько раз повторяет слова снег и снежный.

Стилистические фигуры:

Блок был поэтом-символистом, но в стихотворении «Ветхая избушка» этого не чувствуется. Данное произведение можно отнести к литературному направлению реализм. Все описано реально, нет скрытого подтекста. Перед нами картина зимы: бабушка спокойно сидит перед окном, а внуки весело резвятся на улице.

После детального анализа «Ветхой Избушки» прочитайте другие сочинения:

Источник

Конспект урока литературного чтения А.А.Блок «Ветхая избушка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: А.А. Блок. «Ветхая избушка».

Познакомить детей с творчеством А.Блока, его стихотворением «Ветхая избушка».

продолжить работу по формированию правильного беглого выразительного осознанного чтения.

развитие личности младших школьников как читателя путем формирования основных правил читательской деятельности.

развить смыслообразования при формировании у детей понимания важности чтения на этапе подготовительной работы, вторичного чтения.

развить самоопределение при выборе книг для чтения на основе осознания школьниками своих предпочтений на этапе итоговой беседы.

нравственно этическая ориентация при оценке поступков главного героя ребят и автора.

прогнозирование ребенком своего поведения в ситуации на месте героев произведения.

формирование УУД целеполагания.

самоконтроль, контроль действий другого человека, взаимоконтроль в процессе чтения.

от коррекции при исправлении ошибок при чтении, ответы на вопросы в процессе пересказа.

рефлексирование, осознание границы знания и незнания на этапе подготовительной беседы, на этапе обобщающей беседы при выяснении детьми нравственных поступков.

логические действия анализа, при делении текст на части при установления причинно-следственных связей при анализе мотивов поступков героев.

формирование умение высказывать свою точку зрения аргументировать ее в процессе анализа смысловых частей на этапе обобщающей беседы.

формирования умения воспринимать чужую точку зрения, понимать ее культурно опровергать или принимать ее.

Воспитывать у учащихся эмоциональную способность сопереживания, Воспитывать у учащихся любовь к природе

Оборудование для учителя: Книга: Климанова Л.Ф., Горецкий Литературное чтение, 3 класс, 2 часть; презентация, карточки, аудио.

Оборудование для учащихся: Книга: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение, 3 класс, 2 часть.

Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

положительный настрой на урок

Изучение нового материала, постановка цели урока

Подготовительная беседа к восприятию стихов, актуализация необходимых сведений для восприятия, словарная работа (разбор ключевых слов для понимания текста)

Первичное чтение и анализ.

— Мы начинаем урок чтения.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

( Нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга).

Ре бята! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

А теперь ребята давайте подготовим наши голосовые связки, легкие рот, язык к чтению. Для этого мы с вами с начало, наберем полную грудь воздуха, а на выдохе протяжно скажем уууууууууууу.

— Что мы этим подготовили?(легкие)

-Правильно, а теперь мы будем готовить наши связки и рот для этого мы будем скороговорить.

Прочитайте пословицу про себя: «Дом хорош, да хозяин не гож».

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной.

Прочитайте с весёлой.

2. Проверка домашнего задания

— Урок начнём с проверки домашнего задания.

-Что было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение Саши Чёрного «Слон»)

-Проверить домашнее задание нам поможет загадка:

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене.(Артист, актёр)

— В чём особенность радиотеатра? Зрители выражают своё отношение к услышанному аплодисментами и комментируют выступление товарищей.

-Я предлагаю выступить нашим актёрам в импровизированном театре.

-Кто может начать? (После каждой пары учеников с ребятами анализируем выступление)

2.Изучение нового материала, постановка цели урока

1.Подготовительная беседа к восприятию стиха.

Ребята, посмотрите на экран и предположите, чей это портрет? (Александра Блока). Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, которое называется «Учитель», написанное А.А.Блоком.

Кончил учитель урок,

В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.

Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Верно устал от работы:

Солнце за горку ушло,

Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.

Много трудов и заботы.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Как вы думаете, с какой целью, я вам показала портрет А.Блока? Кто может предположить какая тема нашего урока?

Тема урока (А.Блок. «Ветхая избушка»)

Какие цели мы поставим?

— познакомиться с биографией А.Блока;

— познакомиться со стихотворением «ветхая избушка».

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока. Обратите ваше внимание на портрет А.А.Блока. Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения.

Какой взгляд у А.А.Блока? (умный, серьёзный)

Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (раньше)

На основании чего вы пришли к такому выводу?

Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа.

А.А.Блок (16 ноября 1880 – 7августа 1921). Бабушка, мать и две тётки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор на протяжении 36 дет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Это уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не была в большом почёте, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешёл на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет А.Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах стали выходить отдельными сборниками. Писал он пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения А.Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А.А.Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.

На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

— Сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений «Ветхая избушка». Но прежде чем читать мы с вами разберем непонятные слова которые могут встретиться в стихотворении.

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

— Давайте составим прогноз: о чем это стихотворение?

— Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?

( По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

3.Первичное чтение и анализ.

Чтение стихотворения учителем. Я сейчас его вам прочитаю а вы внимательно слушайте.

(Дети следят пальчиком).

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, —
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна —
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!

— Чей прогноз оправдался?

Прослушивание авторского чтения(аудиозапись)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какую картину рисует поэт в своём стихотворении?

— Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Докажите?

— Какие образы присутствуют в стихотворении?

— Есть ли грустные моменты?

(есть; бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и также порезвиться вместе с детьми).

— Найдите и прочитайте описание первой иллюстрации в учебнике

Чтение 1-го столбика.

— На кого глядит? (на внуков)

— Наблюдая за внуками, бабушка вспоминает свое детство.

— А внуки что делают? Найдите описание 2-ой иллюстрации.

Чтение 2-го и 3-го столбиков.

— Каково настроение детей?

— Вот почему эти строки читаются более высоким и радостным тоном.

( выделение голосом слов весел, бегают, смеются, звонко раздаются ).

— В каком снежном доме дети будут резвиться?

(снежном, сделанном из снега)

(закончился короткий зимний день)

— Какой знак стоит в конце предложения в 4-ом столбике?

— Как надо прочитать?

— Хочется детям уходить домой?

— И что же произошло на следующий день?

— Внимательно посмотрите на мальчиков, смотрящих из окна избушки и бабушка смотрит в окно.

( Это одна избушка. Вчера она была покрыта снегом и бабушка смотрела из окна на детей. Сегодня – дети смотрят с сожалением.)

— О чем они сожалеют?

— Прочитайте об этом.

(Чтение трех сточек 5-го столбика).

— Но стихотворение не заканчивается на грустной ноте.

— Посмотрите на последнюю строчку. Какой знак стоит в конце?

— Как надо прочитать концовку стихотворения?

(Чтение последней строчки)

— Какое у вас настроение с приходом весны?

— Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.

Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

Читают выразительно несколько учащихся.

Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируйте чтение, по плану.

План анализа выразительного чтения.

Верно ли передано настроение?

Правильно ли расставлены логические ударения?

Правильно ли использована сила голоса?

Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача в паре составить синквейн. Кто скажет, что же такое синквейн и как его составлять?

( синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».Синквейн имеет следующую структуру: 1-я строка – одно имя существительное, задающее тему всего текста, 2-я строка- 2 имени прилагательных (признаки этого предмета), 3-я строка – 3глагола, 4-я строка- предложение из 4 слов, расширяющих тему и не повторяющих слова из предыдущих строк, 5-я строка – имя существительное (синоним, ассоциация со словом в 1-ой строке)).

Ребята первого ряда, пишут синквейн на тему дети; ребята второго ряда на тему зима; а ребята третьего ряда на тему избушка.

Давайте послушаем, что же у вас получилось?

Прочитайте первое четверостишие нашего стихотворения.

Что в этом четверостишие соблюдается?(рифма)

Ребята, сейчас и вы побудите поэтами. Ваша задача взять за основу первые две строчки, а вторые две сочинить самостоятельно, чтобы соблюдалась рифма.

Поднимите руку те, кому тяжело было быть поэтом. Давайте зачитаем, что же у вас получилось?

— С каким литературным произведением познакомились?

— Для чего же написал это стихотворение А.А.Блок?

— Чем вам понравилось это стихотворение?

Выберите и продолжите любое предложение. На экране появляется шаблон с предложениями.(На сегодняшнем уроке я узнал…;На этом уроке я похвалил бы себя за…; После уроков мне захотелось…; Сегодня я сумел…)

«Веер настроений» С помощью «веера настроений» покажите, какое настроение у вас сейчас

— Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.А.Блока «Ветхая избушка». Спасибо за урок!

Источник

Блок Ветхая избушка 3 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

стих блока ветхая избушка. Смотреть фото стих блока ветхая избушка. Смотреть картинку стих блока ветхая избушка. Картинка про стих блока ветхая избушка. Фото стих блока ветхая избушка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,—
Отчего ты всё качаешь головой?»
— «Оттого что, потому что, потому —
Всё я думаю, дружок, и не пойму.
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь.

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать. »

— «Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой.
Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать.
Ты не будешь головой теперь качать. »

Описание слайда:

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?
Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям
очень весело играть зимой. Он говорит:
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег.
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом.
Прочитайте стихотворение выразительно.

Описание слайда:

Физкультминутка
«Смотрелки».
Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек. Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься. При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.). Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух». Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.
«Рисовать брови».
Закрыть глаза, тёплыми пальцами
«нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль.

Описание слайда:

Работа над стихотворением «Сны».
Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.
Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА –

Описание слайда:

Сны
И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане, Раз-два, раз-два, раз.
Идет конница. а няня
Тянет свой рассказ.
Внемлю сказке древней, древней О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне. ах.
Раз-два, раз-два!
Конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня.
За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит.
Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
Светит в очи ей.
Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены.
С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной Светлый круг лучей.
И сквозь дремные покровы Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи.
Сладко дремлется в кроватке. Дремлешь? —
Внемлю. сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!
Читаем цепочкой

Описание слайда:

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы
с вами читали? Кто его написал?
Прочитайте стихотворение выразительно.
«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне. », «Спящая красавица» и др.
Стихотворение И. Сурикова «Детство».
Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение?
Какое настроение передано в стихотворении?
Сонное, сказочное, волшебное.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Итог урока
В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *