стих блок вхожу в темные храмы блок
Александр Блок — Вхожу я в темные храмы: Стих
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).
В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.
Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.
Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» (А. А. Блок)
Первый период творчества Александра Блока (1900 – 1903) тесно связан с его влюбленностью в Любовь Менделееву. Практически все стихи этого времени входят в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», воплощением которой и является возлюбленная поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из таких произведений и предлагает ознакомится с данным разбором в этой статье. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» поможет проникнуться красотой и мастерством произведений Блока.
История создания
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. В этот период между поэтом и Любовью Менделеевой, с которой у него был роман, сложилось недопонимание — несовпадение мировидения.
Спустя всего лишь несколько недель после их «ссоры» Блок и Менделеева увиделись на благотворительном балу. Эта встреча стала судьбоносной! Поэт сделал предложение Любови Дмитриевне в тот же вечер, а 25 мая 1903 года они обручились.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» создавался автором как раз во время развития отношений с Любовью Дмитриевной. Он, по мнению самого автора, является одним из лучших его циклов. Создавался он легко и быстро, на одном дыхании. Всему «виной» его Муза, воплощение «Вечной Женственности», Любовь Менделеева.
Все стихи в данном цикле расположены в хронологическом порядке, по датам, что напоминает автобиографическое произведение.
Жанр, направление, размер
Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.
Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.
Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.
Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» состоит из 4 строф. Композиционно данное произведение можно разделить на три части.
Последнее четверостишие тоже начинается с междометия. Подобная анафора говорит о особенных чувствах лирического героя к «Даме», о его воодушевлении, о его нетерпении встретиться с ней.
Образы и символы
Лирический герой раннего периода творчества Александра Блока – это влюблённый юноша, находящийся в постоянном поиске идеалов.
Лирические герои очень часто являются отражением поэтов, но в данном случае можно поставить знак равенства между ними, так как цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — это «автобиографический» цикл, совпадающий со всеми событиями жизни автора того времени. Лирический герой именно этого стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» полон надежд и веры, он воодушевлен.
Основными образами стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» являются «темные храмы» и «Прекрасная Дама».
Образ «Прекрасной Дамы» в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» пронизывает красной нитью всё творчество Александра Александровича. «Она» является воплощением вселенской доброты, красоты и чистоты, к которой стремится автор, она дарит всё это «земному» миру, которому не хватает как раз-таки этих добродетелей. Данный образ, с течением времени, преобразуется, изменяется, так же, как и лирический герой, воспевающий «Её».
«Темные храмы» — не менее интересный образ. Можно предположить, что «темные храмы» — это метафора. Автор называет жизнь «темным храмом», в котором он ждёт свою единственную, «в мерцаньи красных лампад».
Блок очень часто употребляет цвета в качестве определений к слову. Красный цвет для поэта – это цвет волнующий, разжигающий интерес, увлекающий, но в то же время пугающий.
Обобщая всё выше перечисленное, можно сказать, что лирический герой ждёт «Прекрасную Даму», которая осветит его жизнь, украсит, которая выше всех тревог, всей суеты.
Втрое четверостишие начинается символично.
«В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.»
Колонна является символом оси мира. Мировая ось – это связь неба и земли. В данном стихотворении этот символ очень уместен. Лирический герой, обычный человек, ждёт, надеется на встречу со своей возлюбленной, которая является для него «возвышенным существом», не от мира сего. Он стоит в тени, то есть он смущён, он чувствует себя недостойным ожидаемой встречи, но всё же ждёт.
Дверь – это граница, переход в новое пространство, в новую жизнь.
Лирический герой знает, что жизнь не будет прежней после встречи с «Ней», он «дрожит от скрипа дверей», то есть волнуется, боится, или же наоборот ждёт, прислушивается, поэтому от малейшего шороха вздрагивает.
В стихотворении поэт несколько раз упоминает о сне. Сон для Блока – это «идеальный мир», мир гармонии, мир без сумбура. Лирический герой поэта часто находится в состоянии полусна, в состоянии мечтаний, то есть «между мирами», но определенно направленный в сторону «лучшего» мира.
Свечи – это свет в жизни. Также свечи являются атрибутом церковной жизни, то есть, употребив этот символ по отношению к «Прекрасной Даме», поэт признаёт в «Ней» божественное начало.
Темы, проблемы, настроение
Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.
Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.
«Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое. Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда. Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.
Основная идея
В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.
Смысл стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» можно найти в предлагаемом автором решении выдвинутой проблемы. Свои сомнения в любви лирический герой преодолевает чистой верой!
«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
В любви нет логики и доказательств. Мы всегда воспринимаем чувства на веру и должны отдаться этому ощущению без колебаний.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» являются заключительной частью разбора по плану.
Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» (А.А. Блок)
Автор: Guru · 30.07.2018
Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».
История создания
В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.
Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.
Жанр, направление и размер
«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.
Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.
Образы и символы
Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.
Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.
Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.
Темы и настроения
Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.
Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.
Основная идея
Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.
Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.
Средства художественной выразительности
Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).
Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.
«Вхожу я в тёмные храмы…» А. Блок
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Дата создания: 25 октября 1902 г.
Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Любовной лирике в творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю жизнь. Этой женщине суждено было стать музой Блока и его ангелом-хранителем. Даже после того, как судьба разлучила эту пару, поэт продолжал любить свою бывшую супругу, всячески ей помогал и искренне верил, что они созданы друг для друга.
Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной прекрасной даме. Ее прототипом стала избранница поэта, которая долго не отвечала ему взаимностью. В итоге молодые люди расстались и не виделись несколько лет, в течение которых Блок с завидной регулярностью воссоздавал милый образ в своих произведениях. Глаза, улыбка и даже голос Любови Менделеевой преследовали поэта повсюду. Блок даже признавался, что это похоже на некое умопомешательство, когда в толпе людей ты пытаешься отыскать знакомую фигуру, отмечаешь у совершенно чужих барышень похожий наклон головы и даже манеру нести сумочку в руках.
О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, однако то, что он чувствовал после расставания с избранницей, можно без труда прочесть между строк его произведений. Одним из них является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», созданное в 1902 году. Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью. Трудно судить, насколько все написанное соответствовало действительности, однако знакомые молодого Блока утверждают, что в какой-то момент он стал по-настоящему набожным и редко пропускал воскресную службу. Можно предположить, что при помощи молитвы поэт пытался заглушить свою душевную боль и смириться с потерей любимого человека. Однако сам автор объясняет такое поведение несколько иначе, отмечая: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад».
Глупо было бы рассчитывать на то, что именно в храме Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о Ней». Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черт девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес, а не проклятьем. И такая трактовка столь сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», – признается поэт.
Романтический период в творчестве Блока, связанный с созданием цикла «Стихов о Прекрасной Даме», не прошел для поэта бесследно. До самой смерти он очень уважительно относился к женщинам, считая их высшими существами, более утонченными и ранимыми. Что же касается Любови Менделеевой, то ее он по-настоящему боготворил и даже слегка побаивался того, что собственными чувствами, грубыми и примитивными, может очернить душу той, которую так любит. Впрочем, как показывает практика, оценить такое трепетное отношение к себе под силу далеко не каждой женщине. Любовь Менделеева в этом отношении не была исключением, так как не раз предавала Блока, влюбляясь в других мужчин. Однако после смерти поэта она призналась, что была к нему несправедлива и не смогла до конца понять, какой же благородной и возвышенной натурой обладал ее супруг.