стены и башни новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь (76 фото)
Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.
Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.
Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.
Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.
С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.
Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.
В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.
Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.
Есть еще такая легенда:
«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать.«
В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.
В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк—реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.
Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.
Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.
Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.
ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.
Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.
В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости — величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе — преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 — 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.
По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый — без указания даты, шестой — «1651 — 200 пуд» (3200 кг), седьмой — «3 августа 1684 — 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.
К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».
А вообще она должна выглядеть вот так :
Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря — Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику — Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.
Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича — царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова — царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга — Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.
Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.
Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го — 500, 3-го — 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.
По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) — генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) — поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) — князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) — писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) — князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) — генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) — жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) — писателю; Н. В. Сушкову (1871) — писателю; Н. А. Милютину (1872) — исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) — историку, издателю; А. С. Уварову (1884) — князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) — декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) — жене историка П. Н. Батюшкова.
Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.
Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 — 17 марта 1926).
Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.
Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.
Новодевичий женский монастырь, Москва
Новодевичий монастырь, после Кремля, пожалуй, вторая по значимости и красоте достопримечательность Москвы. Его историческую ценность и прекрасное состояние оценил и Комитет всемирного наследия, включив Новодевичий монастырь в 2004 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО России.
Предание гласит, что в Россию икона «Одигитрия» попала в середине XI-го века, когда византийский император Константин IX-й Мономах выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. А слово «одигитрия» с греческого означает «путеводительница». После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII-го века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
28 июля 1525 года в новый собор торжественно, с крестным ходом из кремлевского Благовещенского собора была перенесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
История Новодевичьего монастыря тесно связана с именами Бориса Годунова (1552-1605) и его сестры Ирины Федоровны. Ирина Годунова, после смерти супруга царя Фёдора I-го Иоанновича, постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. С собой она привезла и брата Бориса, который оставался в монастыре до своего избрания на царский трон. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство.
Вейс И.А. Новодевичий монастырь. Москва.
Несмотря на понесённые в Смутное время утраты, Новодевичий монастырь быстро обрёл прежнюю красоту и достаток. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценных предметов. Во второй половине XVII-го века во владении монастыря числилось около трёх тысяч икон, множество ценной церковной утвари и богослужебных предметов.
В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I-м из Брабанта.
Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий монастырь в XIX-м и начале XX-го века слыл одним из лучших столичных монастырей.
Литография Ж.К. Башелье с оригинала Орлова.
Некрополь монастыря в конце 1920-х годов подвергся почти полному уничтожению. В настоящее время от всего некрополя — а было там примерно 3000 захоронений — осталось около сотни могил. Его разрушили по идеологическим причинам, как кладбище классово чуждых элементов — аристократов, дворян, военных, представителей духовенства и купечества. Это вызвало протест со стороны Московского университета, так как наряду с «классово чуждыми элементами» пострадали памятники деятелям истории и культуры, имеющие неоспоримые, признанные новой властью, заслуги перед отечеством. Разрушение некрополя остановили, даже восстановили некоторые утраченные памятники. Правда, это происходило не всегда удачно. Например, при восстановлении памятников на могилах Соловьева и Уварова были использованы фрагменты памятников, снятые с чужих могил.
В 1994 году Новодевичий монастырь был возрожден, в нем начались реставрационные работы, после чего в нём возродилась монашеская жизнь. В марте 2010 года – комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.
План-схема Новодевичьего монастыря.
Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).
Колокольня (1683-1688 гг.).
Успенская церковь с трапезной палатой (1682-1687 гг.), Покровская башня (1680-е г.).
Трапезная палата (1682-1687 гг.
Стрелецкая караульня при Напрудной башне (XVII в.), Напрудная и Саввинская башни (1680-е г.).
Предтеченская (Ирининская) башня (1680-е г.) и Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).
Чеботарная и Затрапезная башни (1880-е г.).
В 1909 году И.Я. Стеллецким был обнаружен длинный подземный ход, ведущий к Москве-реке в виде кирпичного туннеля. Этот ход был прорыт на случай осады монастыря.
kirinushka
kirinushka
Новодевичий монастырь.
Сегодня разрешите предложить вам небольшую экскурсию по Новодевичьему монастырю.
Совершенно случайно, спасибо навигатору, мы оказались на берегу Большого Новодевичего Пруда. Кстати, чуть позже я узнала, что панорама Новодевичьего монастыря с противоположного берега пруда считается одним из самых красивых видов Москвы?
Итак.
Московский Новодевичий монастырь (Богородице-Смоленский Новодевичий женский Монастырь) был основан Василием III Ивановичем в 1524 году в ознаменование присоединения к Московскому государству Смоленска, который находился под властью Литвы более 100 лет. И в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Отсюда его название Богородице-Смоленский.
Существует несколько версии названия Новодевичий.
— Монастырь называется по местоположению. Стоит эта белокаменная крепость в излучине Москва-реки на Девичьем поле. По преданию в этих местах во время татаро-могольского ига отбирали девушек, которых вместе с данью отправляли в Золотую Орду.
— Девичье поле называется так потому, что на нем построен Новодевичий монастырь, а он новый, по сравнению с существовавшими в Москве во время постройки Зачатьевским (Стародевичьим) и Воскресенским монастырями. И, конечно же, девичий, потому что женский.
Первоначальные укрепления монастыря были деревянными, а первая каменная ограда была возведена при Борисе Годунове (в конце XVI в.).
Последняя перестройка монастыря проводилась в 80-х годах XVII века. Во время этой перестройки мастера больше внимания уделяли декоративности элементов постройки, поскольку к этому времени монастыри практически утратили свое оборонное значение.
Ограда, как, впрочем, и весь комплекс монастыря, получила оформление в очень популярном тогда архитектурном стиле, представленном только в России и названном Нарышкинское Барокко (сейчас Московское барокко).
Современная ограда Новодевичьего – это 12 башен и почти километр (950 м.) стен 3-х метровой толщины, высота которых колеблется от 5 до 11 метров. При строительстве новых стен частично использовалась кладка древних стен монастыря.
Все башни Новодевичьего монастыря имеют свои имена.
А самой популярной у Москвичей стала в начале нулевых Напрудная или Софьина башня.
Это практически Стена Плача местного разлива ))) В кладку стены стали засовывать записочки с просьбами и желаниями и исписывать ими же стены башни. Но.
Вот что я нашла в интернете:». По легенде з агадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью. Н ужно приложить руку от сердца, левую, соответственно, потом на какое-то время ее убрать — должно пойти тепло. Если почувствуешь тепло, можно загадывать желание. Значит, она, Св. Софья, тебя слышит. » )))
И еще. Желательно загадывать не для себя и не писать на самой башне (зачем портить достояние национальной культуры?!)
В Новодевичьем монастыре две надвратные церкви:
Над северными воротами возвышается Храм Спаса Преображения (Преображенская надвратная церковь). По строенный в1687-1689 гг. и действующий до сих пор. Однако для свободного доступа храм закрыт, т.к. является домовой церковью митрополита Крутицкого и Коломенского.
Сейчас и ворота, и храм не используются и потому закрыты.
После получения благословения сестры, Борис Годунов принял избрание на царство в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Случилось это 22 февраля 1598 года. С этого дня началось время подъема и процветания обители.
Царице-инокине Ирине были отстроены новые просторные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Примерно в то же время были выстроены Певческие палаты, в которых гораздо позже по указу Петра I открыли приют для девочек-сирот. Приют был рассчитан на 250 человек. Девочек обучали искусству плетения голландского кружева, для чего Петр специально выписывал мастериц из Барбанта.
Так, например, на средства царевны Софьи Алексеевны были возведены основные постройки Новодевичьего.
Строится Успенская церковь
и пристроенная к ней трапезная.
Установленный на высоком подклете пятикупольный белокаменный храм выглядит очень величественно.
Да и размеры его внушительны. Высота от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.
Внутри сохранились необычайной красоты мозаики, но вот фотографии ни одной не получилось (
И многие-многие другие.
До «реконструкции» 30-х годов ХХ века некрополь Новодевичьего монастыря насчитывал более 2000 захоронений, после уцелело около 100 надгробий.
А сейчас я хотела бы спросить у вас, задавались ли вы вопросом почему купола православных церквей имеют разную форму и разную окраску? Кроме того их бывает разное количество.
Ну, для начала, правильнее все-таки не купол, а глава и главка.
Вот и пришло время прощаться с Новодевичьим монастырем. Его двери открываются для туристов в 10:00 и закрываются в 17:30 каждый день кроме понедельников.
Удивительно как встречается в нашем мире история и современность! В начале нашей прогулки мы смотрели на монастырь с противоположного берега большого Новодевичьего пруда и я говорила, что это один из красивейших видов Москвы, а теперь посмотрим на Москву с берега, на котором стоит монастырь. Насколько красив этот вид решать вам, а я с вами прощаюсь. )))
Мне осталось только заметить, что архитектурный комплекс монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что вход на территорию монастыря платный и что за фотосъемку нужно будет заплатить отдельно и за видеосъемку тоже отдельно. Во время проведения службы фотографирование и съемка в храмах строго запрещены в остальное время не возбраняются.
Ну вот и все. Всем спасибо за внимание! Мира вам, счастья и добра!